Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных ценностей и характеристик образа дошкольника-выпускника у заведующих дошкольными образовательными учреждениями'

Взаимосвязь личностных ценностей и характеристик образа дошкольника-выпускника у заведующих дошкольными образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАВЕДУЮЩИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / VALUES / MANAGEMENT / HEADS / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL PROCESS / IMAGE OF PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костригин А. А.

Представлены результаты исследования личностных ценностей заведующих дошкольных образовательных учреждений. Метод исследования «Опросник ценностей Ш.Шварца» (в модификации В.Н. Карандашева). Утверждается, что ценности заведующих влияют на образовательный процесс дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костригин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF PERSONAL VALUES AND CHARACTERISTICS OF IMAGE OF PRESCHOOLER AT HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The author presents the results of study of personal values of heads of preschool educational institutions. The research method is the "Schwartz’s Values Questionnaire" (modified by Karandashev V.N.). The author poses that values of managers influence the educational process of preschool institutions. The correlation between values and image of preschooler is given.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных ценностей и характеристик образа дошкольника-выпускника у заведующих дошкольными образовательными учреждениями»

Психологические науки

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА ДОШКОЛЬНИКА-ВЫПУСКНИКА У ЗАВЕДУЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ13

А.А. Костригин, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия).

Аннотация. Представлены результаты исследования личностных ценностей заведующих дошкольных образовательных учреждений. Метод исследования - «Опросник ценностей Ш.Шварца» (в модификации В.Н. Карандашева). Утверждается, что ценности заведующих влияют на образовательный процесс дошкольного учреждения.

Ключевые слова: ценности, управление, заведующие, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс.

CORRELATION OF PERSONAL VALUES AND CHARACTERISTICS OF IMAGE OF PRESCHOOLER AT HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A.A. Kostrigin, Yaroslavl State Pedagogical University named K.D. Ushinsky

(Yaroslavl, Russia).

13 Материал рекомендовала кандидат психологических наук, доцент О.Ю. Гребешко-ва, выпускающий соредактор номера (Абакан, Россия).

Abstract. The author presents the results of study of personal values of heads of preschool educational institutions. The research method is the "Schwartz's Values Questionnaire" (modified by Karandashev V.N.). The author poses that values of managers influence the educational process of preschool institutions. The correlation between values and image of preschooler is given.

Keywords: values, management, heads, preschool education, preschool educational institution, educational process, image of preschooler.

Сегодня происходят значительные изменения на всех уровнях образования [10, 17, 18], разрабатываются новые образовательные технологии и психологические практики [2, 3, 16], ставятся новые задачи [5, 7, 12, 13, 15, 19]. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в настоящее время становится местом внедрения новых технологий в его деятельность. Особенно, такие технологии используются в его управлении. В том числе, необходимо обратить внимание на такую проблематику и в ДОУ, где практически все зависит от правильного его управления. Одной из важных тем в управлении ДОУ является ценностные основания управления.

Психологические основы управления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) находится на пересечении двух отраслей психологии: психологии управления и детской психологии. Это обусловлено сложностью объекта управления: с одной стороны, это персонал ДОУ, его педагогический состав; с другой - необходимо учитывать, что ДОУ является образовательной организацией, которая имеет дело не с продуктом или услугой, а с обучением и воспитанием детей. Во втором случае объектом управления становится образование дошкольников, что выступает миссией ДОУ.

Председатель Правительства Российской Федерации, бывший президент Российской Федерации Д.А. Медведев в преамбуле к Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывает: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 -го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение

выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [14].

Жизнь в изменяющемся глобальном мире требует активного поиска соединения традиционного и перспективного, трансляции и формирования, необходимых для современного мира ценностей. Дошкольник, придя в школу, попадет в условия подготовки к жизни в высокотехнологичном, глобальном и конкурентном мире. Значит, нужно обеспечить преемственность такого перехода. Это, в свою очередь, означает поиск ответа на вопросы о ценностях, которые передаются дошкольникам, о ценностях педагогов, о соответствии образовательных программ и технологий ценностям развивающегося общества. Все эти задачи стоят перед дошкольным образованием.

Как и любая другая деятельность, менеджмент основывается на определенных ценностях. По мнению современных классиков в области исследования ценностей Ш.Шварц и В.Билски, ценности являются регулирующим аспектом деятельности [20].

Признанные специалисты в области менеджмента О.С.Виханский и А.И.Наумов отмечают, что вся жизнедеятельность организации может быть описана через три процесса: приобретение необходимых ресурсов из внешней среды; производство продукта; передача продукта во внешнюю среду [4]. На основе данного положения, автор статьи сформулировал модель жизнедеятельности ДОУ: 1) ресурсы - это профессиональный опыт и умения педагогов; материально-техническая база; 2) «продукт» ДОУ как организации - дошкольное образование, которое получает ребенок, усвоенные знания, умения, навыки, формирующиеся в образовательном процессе; 3) «передача продукта во внешнюю среду» осуществляется через выпуск дошкольников и дальнейшее обучение в школе.

Модель организационной деятельности ДОУ обуславливает его миссию. Автор статьи сформулировал ее следующим образом: «ДОУ, реализуя принципы и задачи образовательного процесса, зафиксированные в ФГОС, с одной стороны, и соответствуя вызовам современного мира, глобальных процессов и особенностям общества, призвано подготовить дошкольника к эффективной социализации и к личностному самовыражению» [11].

Э. Шейн утверждал, что на организационную культуру, а, следовательно, и миссию организации, влияет личность менеджера. Вслед

за ним мы можем сформулировать следующее утверждение: стратегия управления ДОУ зависит от личностных ценностей заведующих. Более того, планирование вариативной части образовательного процесса в ДОУ зависят от образа идеального дошкольника-выпускника, от того, что как они видят дошкольника после обучения.

Цель исследования: выявить ценностные основы управления дошкольным образовательным учреждением.

В исследовании принимали участие 28 заведующих дошкольными образовательными учреждениями г. Н.Новгорода и Нижегородской области.

Методом исследования выступил «Опросник ценностей Ш.Шварца» (в модификации В.Н. Карандашева) [6]. Данные представлены в табл.1.

Проведен анализ данных по методике «Опросник ценностей Ш.Шварца». Профиль ценностей личности состоит из иерархии 10 ценностей: Конформность, Традиции, Доброта, Универсализм, Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижения, Власть и Безопасность. Был получен следующий профиль ценностей заведующих ДОУ (в скобках указаны средние баллы): Доброта (5,09), Безопасность (5,01), Самостоятельность (4,57), Достижения (4,54), Универсализм (4,3), Конформность (4,19), Традиции (3,51), Стимуляция (3,28), Власть (3,11) и Гедонизм (2,04). Это означает, что для заведующих ДОУ наибольшую значимость имеют благополучие близких людей («Доброта»), поддержание безопасности и стабильности социума, отношений с людьми и самого себя («Безопасность»), самостоятельность в мышлении и деятельности («Самостоятельность»), личный успех, соответствующий социальным стандартам («Достижения»).

Таблица 1. Средние значения по показателям ценностей у заведующих _ДОУ_

Ценности Среднее

Доброта 5,09

Безопасность 5,01

Самостоятельность 4,57

Достижения 4,54

Универсализм 4,3

Конформность 4,19

Традиции 3,51

Стимуляция 3,28

Власть 3,11

Гедонизм 2,04

Наименее важными ценностями являются наслаждение или чувственное удовольствие в жизни («Гедонизм»), статус в обществе и доминирование над людьми и ресурсами («Власть») и новизна и потребность в разнообразии («Стимуляция»).

Шкалы опросника ценностей Ш.Шварца образуют 2 оси координат, на которой можно определить направленность личности: это открытость изменениям-консерватизм и самовозвышение-самотрансцендентность. Покажем, какие блоки ценностей (направленности личности) доминируют у заведующих ДОУ (табл. 2).

Таблица 2. Направленность личности заведующих ДОУ

Направленность личности Среднее значение

Открытость изменениям 3,3

Консерватизм 4,24

Самовозвышение 3,23

Самотрансцендентность 4,7

Можно сделать вывод, что заведующие ДОУ склонны к консерватизму (4,24) и самотрансцендентности (4,7). Это означает, что для них важна безопасность общества и своего окружения, сохранение традиций и социально-одобряемое поведение («Консерватизм), а также благополучие всех людей, в том числе и близких («Самотрансцендентность»). Ценности заведующих не содержат доверия [1] к новым изменениями, что является базовым условием эффективного управления.

Полученный профиль ценностей заведующих ДОУ может быть интерпретирован как ценностная основа управленческой деятельности. Данная основа служит руководством в принятии решений.

Данные результаты и характеристики идеального образа

дошкольника-выпускника [9; 11] были проранжированы и проверены на наличие корреляционных связей (табл.3).

Таблица 3. Корреляционные связи между показателями представлений об идеальном дошкольнике и ценностей заведующих ДОУ (гамма-

корреляция)

Показатели Коэффициент корреляции

Традиции - Ценностные 0,46

характеристики дошкольника

Универсализм -Операциональные -0,42

характеристики дошкольника

Гедонизм - Операциональные -0,4

характеристики дошкольника

Власть - Операциональные -0,43

характеристики дошкольника

Гедонизм - Физическое -0,75

развитие дошкольника

Универсализм - Характеристики 0,44

самоконтроля дошкольника

Конформность -Коммуникативные 0,45

характеристики дошкольника

Гедонизм - Коммуникативные 0,63

характеристики дошкольника

Установлено, что положительная корреляционная связь присутствует:

• между ценностью «Гедонизм» и «Коммуникативные характеристики дошкольника» (г=0,63) - чем больше заведующие ценят «Гедонизм» (наслаждение жизнью или чувственное удовольствие), тем больше для них значимы в дошкольнике коммуникативные умения;

• между «Традиции» и «Ценностные характеристики дошкольника» (г=0,46) - чем ценнее для них культурные и религиозные обычаи и идеи, тем значимее в дошкольнике нравственное поведение;

• между «Конформность» и «Коммуникативные характеристики (г=0,45) - чем активнее заведующие ведут себя социально ожидаемо и одобряемо, тем более они ценят в дошкольниках коммуникативные умения;

• между «Универсализм» и «Характеристики самоконтроля дошкольника» - чем выше стремление у заведующих к пониманию, терпимости и защите благополучия всех людей и природы, тем большую значимость они придают волевой сфере дошкольника и его самоорганизации.

Также обнаружены отрицательные корреляции показателей:

• между ценностью «Гедонизм» и «Физическое развитие дошкольника» (г=-0,75) - чем значимее для заведующих удовольствие от жизни, тем меньшее внимание они уделяют физическому развитию детей, обеспечению здорового образа жизни, и наоборот;

• между «Власть» и «Операциональные характеристики дошкольника» (г=-0,43) - чем выше заведующие ценят социальный статус и доминирование над людьми и ресурсами, тем меньше значимости они придают подготовке детей к школе и развитию у них соответствующих умений и навыков, и наоборот;

• между «Универсализм» и «Операциональные характеристики дошкольника» (г=-0,42) - чем выше стремление у заведующих к пониманию, терпимости и защите благополучия всех людей и природы, тем меньше значимости они придают подготовке детей к школе и развитию у них соответствующих умений и навыков, и наоборот;

• между «Гедонизм» и «Операциональные характеристики дошкольника» (г=-0,4) - чем значимее для заведующих удовольствие от жизни, тем меньше значимости они придают подготовке детей к школе и развитию у них соответствующих умений и навыков, и наоборот.

Выводы.

1. У заведующих ДОУ доминируют ценности «Доброта», «Безопасность», «Самостоятельность» и «Достижения». Это означает, что для заведующих ДОУ наибольшую значимость имеют сохранение и повышение благополучия близких людей («Доброта»), безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя («Безопасность»),

самостоятельность мысли и действия («Самостоятельность»), личный успех в соответствии с социальными стандартами («Достижения»).

2. Заведующие ДОУ склонны к консерватизму и самотрансцендентности. Это означает, что для них важна безопасность общества и своего окружения, сохранение традиций и социально одобряемое поведение («Консерватизм), а также благополучие всех людей, в том числе и близких («Самотрансцендентность»).

3. Обнаружена положительная корреляционная связь ценностей заведующих и их представлений об идеальном дошкольнике: традиции и ценностные характеристики дошкольника, универсализм (благополучие всех людей) и характеристики самоконтроля, конфомность (социально-одобряемое поведение) и коммуникативные характеристики, гедонизм (удовольствие от жизни) и коммуникативные характеристики.

4. Выявлена отрицательная корреляционная связь ценностей и представлений о дошкольнике-выпускнике: универсализм (благополучие всех людей) и операциональные характеристики, гедонизм (удовольствие от жизни) и операциональные характеристики, власть и операциональные характеристики, гедонизм (удовольствие от жизни) и физическое развитие дошкольника.

Выявленные данные могут быть использованы при разработке миссии и философии ДОУ, проектировании организационной культуры и найме менеджеров.

Литература:

1. Антоненко И.В. Социальные контексты доверия // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2002. № 2. С. 12.

2. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале : дис. канд. пед. наук. Казань: Изд-во КГПУ, 1996. 255 с.

3. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 100-102.

4. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2003. 528 с.1.

5. Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Значение патриотического

воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 50-65.

6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

7. Карицкий И.Н. Системогенез психологической практики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 22. С. 36-39.

8. Костригин А.А. Личностные ценности заведующих дошкольными образовательными учреждениями как фактор организации образовательной среды // В сборнике: Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума. 2016. С. 360-363.

9. Костригин А.А. Менеджмент в дошкольном образовании: перспективы исследования ценностных оснований // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015. №1(21). С. 187-191

10. Костригин А.А. Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества // Наука. Мысль. 2015. № 1. С. 29-39.

11. Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. 2015. № 1. С. 26-41

12. Мазилов В.А. Проблема психологической подготовки будущих педагогов: практический аспект // Интеграция образования. 2000. № 3. С. 2324.

13. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. О некоторых резервах фундаментализации профессиональной подготовки психолога в современном вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 44-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр-271. URL: 1"|Нр://минобрнауки.рф/документы/1450

15. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в школе: Россия, XX век. Хрестоматия. Нижний Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2004. 314 с.

16. Стоюхина Н.Ю., Колосова В.В. Экскурсионный метод как

реализация субъектно-личностного подхода при изучении истории психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 12-16.

17. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (МООС) как образовательной технологии // Наука. Мысль. 2015. № 2. С. 21-29.

18. Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование -«Философский камень современности» // Современные наукоемкие технологии. 2008.№7. С. 69.

19. Чупров Л.Ф. Судебно-психологическая экспертиза в работе психолога образования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 1. С. 100-113.

20. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Т. 53. №. 3. С. 550-562.

References:

1. Antonenko I.V. Social'nye konteksty doverija // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2002. № 2. S. 12.

2. Batyrshina A.R. Nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov na kraevedcheskom materiale : dis. kand. ped. nauk. Kazan': Izd-vo KGPU, 1996. 255 s.

3. Batyrshina A.R. Podhody k formirovaniju i vospitaniju volevyh kachestv v otechestvennoj pedagogike i psihologii // Omskij nauchnyj vestnik. 2015. № 1 (135). S. 100-102.

4. Vihanskij O.S., Naumov A. I. Menedzhment: Uchebnik. M.: Gardariki, 2003. 528 s.1.

5. Dudar' O.G., Dudar' A.I., Husjainov T.M. Znachenie patrioticheskogo vospitanija v sisteme sovremennogo srednego obshhego obrazovanija // Pedagogika i prosveshhenie. 2014. № 3. S. 50-65.

6. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.

7. Karickij I.N. Sistemogenez psihologicheskoj praktiki // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2011. № 22. S. 36-39.

8. Kostrigin A.A. Lichnostnye cennosti zavedujushhih doshkol'nymi obrazovatel'nymi uchrezhdenijami kak faktor organizacii obrazovatel'noj sredy // V sbornike: Obrazovanie v jetnopolikul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul'turnogo foruma. 2016. S. 360-363.

9. Kostrigin A.A. Menedzhment v doshkol'nom obrazovanii: perspektivy issledovanija cennostnyh osnovanij // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr. 2015. №1(21). S. 187-191

10. Kostrigin A.A. Osobennosti realizacii vysshego obrazovanija na sovremennom jetape razvitija obshhestva // Nauka. Mysl'. 2015. № 1. S. 29-39.

11. Kostrigin A.A. Harakteristiki menedzhmenta i organizacionnoj kul'tury v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 26-41

12. Mazilov V.A. Problema psihologicheskoj podgotovki budushhih pedagogov: prakticheskij aspekt // Integracija obrazovanija. 2000. № 3. S. 23-24.

13. Mazilov V.A., Slepko Ju.N. O nekotoryh rezervah fundamentalizacii professional'noj podgotovki psihologa v sovremennom vuze // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2014. T. 1. S. 44-48.

14. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola»: utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii D. Medvedevym 4 fevralja 2010 g. Pr-271. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/1450

15. Stojuhina N.Ju. Prepodavanie psihologii v shkole: Rossija, XX vek. Hrestomatija. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij institut jekonomicheskogo razvitija, 2004. 314 s.

16. Stojuhina N.Ju., Kolosova V.V. Jekskursionnyj metod kak realizacija sub#ektno-lichnostnogo podhoda pri izuchenii istorii psihologii // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2015. T. 4. № 1. S. 12-16.

17. Husjainov T.M. Osnovnye harakteristiki massovyh otkrytyh onlajn-kursov (MOOS) kak obrazovatel'noj tehnologii // Nauka. Mysl'. 2015. № 2. S. 2129.

18. Chuprov L.F. Rossijskoe distancionnoe obrazovanie - «Filosofskij kamen' sovremennosti» // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2008.№7. S. 69.

19. Chuprov L.F. Sudebno-psihologicheskaja jekspertiza v rabote

psihologa obrazovanija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. № 1. S. 100-113.

20. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. T. 53. №. 3. S. 550-562.

— • —

Сведения об авторе

P Артем Андреевич Костригин - аспирант кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.