УДК 159.9+001+655.581
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И «ПЕРЕПЛЕТНЫЙ СИНТЕЗ» В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. Ф. Чупров, научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия) О.А. Белобрыкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия) А.А. Костригин, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) А.Б. Шагидаева, Московский социально-педагогический
институт (Москва, Россия) Е.К. Янакиева, Юго-Западный университет им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария)
Аннотация. Вступительная статья выпускающих редакторов. В статье представлены размышления авторов о комплексном подходе в психолого-педагогических науках. Авторы делают разграничение комплексности и так называемого «переплетного синтеза». К сожадению, научные издания не всегда могут реализовать комплексный подход. Это связано с тем, что зачастую авторы придерживаются различных методологических и теоретических точек зрения. В некоторых направлениях психолого-педагогических наук такой подход может иметь место. Для журналов остается лишь «переплетный синтез». Далее авторы обсуждают содержание этого выпуска журнала, акцентируя внимание на наиболее интересных публикациях.
Ключевые слова: комплексных подхол, переплетный синтез, методология научных исследований, психология, педагогика, социология.
INTEGRATED APPROACH AND "BINDING SYNTHESIS" IN SCIENTIFIC RESEARCH AND PUBLISHING
L. F. Chuprov, journal "journal of pedagogy and psychology of southern Siberia" (Chernogorsk, Russia) O.A. Belobrykina, Novosibirsk state pedagogical University (Novosibirsk, Russia) A. A. Kostrigin, Russian state University. A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)
A. B. Shagidaeva, Moscow social-pedagogical Institute (Moscow, Russia)
E. K. Yanakieva, Southwest University. Neofit Rilski (Blagoevgrad, Bulgaria)
Abstract. Introductory article by the editors. The article presents the authors ' reflections on the complex approach in psychological and pedagogical Sciences. The authors make the distinction between complexity and so-called "pcrspective synthesis". Scientific publications are not always able to implement an integrated approach to cohabitation. This is due to the fact that the authors often adhere to different methodological and theoretical points of view. In some areas of psychological and pedagogical Sciences, this approach may take place. For magazines remains only"binding synthesis." Further, the authors discuss the content of this issue of the journal, focusing on the most interesting publications.
Keywords: integrated pathol, binding synthesis, research methodology, psychology, pedagogy, sociology
Уважаемые читатели, перед вами очередной номер научного электронного журнала «PEM: Psychology. Educology. Medicine».
Немного о методологии науки.
Как известно, в психолого-педагогических науках имеются проблемы с реализацией комплексного подхода. Было время, когда под руководством академика П.Р. Атутова
в педагогике заговорили о системном подходе, в психологии систему пытались внедрить Б.Ф. Ломов и К.К. Платонов. Каждый по-своему и с различной долей результативности.
Не лишне вспомнить, что в психиатрии попытки системного подхода были оформлены еще в 1976 году и представлены в коллективной монографии [11], а сами идеи системности на уровне концепций сложились в науке в 20-30-е годы прошлого столетия. Это - тектология А.А. Богданова и общая теория систем Л. Берталанфи.
Инициация принципа системности в методологию науки открывала перед ней новые возможности, но, как это, ни парадоксально, во многих исследованиях его осуществление сводилось либо к формальной реализации междисциплинарного (который, заметим, не аналог комплексного!) подхода, либо к частичному анализу «вертикально-горизонтальных» аспектов изучаемого явления и фрагментарному рассмотрению его историогенеза. Вместе с тем, вплоть до настоящего времени принцип системности является обязательным к упоминанию в каждом исследовании, претендующим на статус научности. Поэтому неудивительно, что по прошествии времени, с момента введения категории системности в научный оборот, в психолого-педагогических науках произошел регресс адекватности при позиционировании на стадию феноменологии.
В истории психологии известно целое направление в психологии (точнее, целое научное направление комплексного характера), существовавшее и активно развиваемое на основе теоретических воззрений Л.С. Выготского - дефектология [9]. Здесь действительно с 1924 по 1934 годы и позднее (объяснимо не только кончиной Л.С. Выготского и Постановлением ЦК ВКП(б) от 1936 года) с 1956 по 1993 годы интенсивно продолжались исследования комплексного характера проблем трудного детства в плане клинико-физиологического и психолого-педагогического
изучения, разработки методов и форм обучения, развития и социальной адаптации. Аналогичный подход комплексного характера наблюдается и в отечественной нейропсихологии.
Чаще же под комплексностью подразумевают так называемое «комплексование», когда разные авторы, основываясь на разных личных, теоретически-методологических принципах, придерживаясь совершенно разных теоретических взглядов, пишут один труд, что, по сути, не является комплексным, а представляет собой своего рода комбинаторное объединение авторских позиций, разрозненных взглядов на одну научную проблему или тему. Или, как точно подмечено J. Heymann (1975), «так называемый переплетный синтез» (Цит. по: [13, с 10]).
К сожалению, но журналам редко выпадает удача объединить одновременно в одном номере авторов, придерживающихся единых взглядов в рамках одной заданной темы. Чаще всего научным журналам уготовлена участь заниматься «переплетным синтезом».
Этот выпуск журнала, освещающий вопросы взаимоотношений человека и «братьев меньших», первоначально планировался как специально тематический, ориентированный на комплексно-междисциплинарный подход. Именно эта тематика представлена в материалах А.В. Мантиковой (Абакан), Н.И. Мусиной (Нижний Новгород) и Л.Ф. Чупрова (Черногорск) в разделе психологических наук. Однако, в ходе рецензирования и обобщения поступаемого материала, наметилась необходимость расширения тематики, хотя исходно заданная тема сохранила свою представленность.
Следует отметить, что одной из интересных работ в этом небольшом разделе является статья Н.И. Мусиной. Автор представляет краткую ретроспективу кинологической службы, отмечая, в частности, что в России практиковать службу собак в полиции начали с 1906 года по инициативе начальника Санкт-Петербургского сыскного отделения
полиции Лебедева. Уже через три года в Москве широкую известность приобрела полицейская собака породы доберман-пинчер по кличке Треф, раскрывшая за свою жизнь более 1500 преступлений. История же кинологических подразделений в структуре правоохранительных органов в нашей стране, как принято считать, началась 21 июня 1909 года, когда в Санкт-Петербурге был открыт первый в России питомник полицейских сыскных собак, на базе которого также была создана школа дрессировщиков.
В криминалистике есть отдельное направление «криминалистическая одорология». Как пишет И.Ф. Крылов со ссылкой на немецкого криминалиста Р. Герсбаха, «собака была первым полицейским в мире, первым сторожем и первым сыщиком» [8]. Л. Жарарден поясняет: «Человек узнает своих друзей по чертам лица, а собака узнает хозяина по комплексу запахов... Главное в ее мире - запахи» [4].
В качестве примера системного подхода к проблеме, как синтеза социального, психологического, этологического, культурологического и исторического подходов, можно рассматривать статью А.В. Мантиковой, подготовленную на всесторннем анализе эмпирических данных.
Собственно взаимоотношениям человека и животного посвящена первая часть этого выпуска журнала.
Вторая часть журнала - своеобразное продолжение пребывания у нас в гостях НОУ «Московский социально -педагогический институт» (Москва) [10]. Гости представлены работами по педагогическим и социологическим наукам.
В разделе «Педагогические науки», в частности, в материалах Т.С. Беляковой описан менеджмент учреждения дополнительного образования детей. Данная проблематика в настоящее время является достаточно актуальной [2; 6; 7], а начало диалогу и обсуждение этой проблемы было положено автором в материале, расположенном в журнале «Наука. Мысль» [3].
Раздел «Социологические науки» представлен работами А.Б. Шагидаевой. Материалы, инициирующие рассматриваемую автором проблематику, также были опубликованы в издании «Наука. Мысль» [12].
Кроме Московского социально-педагогического института в этом году гостем Объединенной редакции был VI Международный молодежный научно-культурный форум, который традиционно проходит в Томском государственном педагогическом университете уже не первый раз [1]. Мы не только опубликовали приветствия, но и разместили в наших изданиях часть материалов этого форума.
Собственно, вот так, методом комплексования или «переплетного синтеза» и был подготовлен данный номер журнала, объединивший два варианта специальных выпусков воедино. Надеемся, что подобная комбинаторика привлечет внимание заинтересованного читателя как в целях ознакомления с актуальной проблематикой, исследуемой в настоящее время в системе социальных наук, так и для формирования персональной научной позиции, ориентированной на понимание идеи системности.
Список литературы
1. Ахметова Л.В., Балган Ц., Барабанов Р.Е., Берлов А.В., Воропаев М.В., Зеличенко А.И., Комарова Н.М., Костригин А.А., Лакомова А.А., Перчеклийски Л., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К., Ясницкий А. Наука и мысль границ не имеет (приветствие к VI Международному молодежному научно-культурному форуму) Томск, 2016 // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 11-26.
2. Белоусова Р.Ю., Костригин А.А. Целевые ориентиры дошкольного образования в контексте ФГОС как ценностная основа управления ДОО // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 34-39.
3. Белякова Т.С. Управление учреждением дополнительного образования детей // Наука. Мысль. 2015. № 7. С. 9-13.
4. Жарарден Л. Бионика / пер. с фр. М.Н.Ковалевой; под редакцией и с предисловием проф. В.И.Гусельникова. М.: Изд-во «Мир» 1971. 232 с.
6. Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. 2015. № 1. С. 26-41.
7. Костригин А.А. Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 4. С. 87-97.
8. Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. 290 с.
9. Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 4. С. 60-70.
10. Подколзин М.М., Сабанин П.В., Чупров Л.Ф., Шагидаева А.Б. В гостях у журнала «Наука. Мысль» Московский социально-педагогический институт // Наука. Мысль. 2015. № 7. С. 5-8.
11. Системный подход и психиатрия / Под ред. П.П. Волкова. Минск: «Вышейшая школа», 1976. 398 с.
12. Шагидаева А.Б. Социальное партнерство и его место в социальном управлении // Наука. Мысль. 2015. № 7. С. 4352.
13. Якубик А. Истерия: Пер с польск. М.: Медицина, 1982. 344 с.
References
1. Ahmetova L.V., Balgan C., Barabanov R.E., Berlov A.V., Voropaev M.V., Zelichenko A.I., Komarova N.M., Kostrigin
A.A., Lakomova A.A., Percheklijski L., Husjainov T.M., Chuprov L.F., Janakieva E.K., Jasnickij A. Nauka i mysl' granic ne imeet (privetstvie k VI Mezhdunarodnomu molodezhnomu nauchno-kul'turnomu forumu) Tomsk, 2016 // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. P. 11-26.
2. Belousova R.Ju., Kostrigin A.A. Celevye orientiry doshkol'nogo obrazovanija v kontekste FGOS kak cennostnaja osnova upravlenija DOO // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2015. № 3. P. 34-39.
3. Beljakova T.S. Upravlenie uchrezhdeniem dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Nauka. Mysl'. 2015. № 7. P. 9-13.
4. Zhararden L. Bionika / Perevod s francuzskogo M.N.Kovalevoj. Pod redakciej i s predisloviem prof. V.I.Gusel'nikova. M.: Izd-vo «Mir» 1971. 232 p.
6. Kostrigin A.A. Harakteristiki menedzhmenta i organizacionnoj kul'tury v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. P. 26-41.
7. Kostrigin A.A. Obraz doshkol'nika-vypusknika kak cennostnaja osnova upravlenija doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. N 4. P. 87-97.
8. Krylov I.F. V mire kriminalistiki. - L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1980. - 290 p.
9. Luchkov V.V., Pevzner M.S. Znachenie teorii L.S. Vygotskogo dlja psihologii i defektologii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 1981. № 4. P. 60-70.
10. Podkolzin M.M., Sabanin P.V., Chuprov L.F., Shagidaeva A.B. V gostjah u zhurnala «Nauka. Mysl'» Moskovskij social'no-pedagogicheskij institut // Nauka. Mysl'. 2015. № 7. P. 5-8.
11. Sistemnyj podhod i psihiatrija /Pod red. P.P. Volkova. Minsk: «Vyshejshaja shkola», 1976. 398 p.
12. Shagidaeva A.B. Social'noe partnerstvo i ego mesto v social'nom upravlenii // Nauka. Mysl'. 2015. № 7. P. 43-52.
13. Jakubik A. Isterija: Per s pol'sk. M.: Medicina, 1982.
344 p.