Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДА ПРОВОДНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДА ПРОВОДНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПРОВОДНИК / ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН / СТРЕСС / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FACTORS / CONDUCTOR / PASSENGER CAR / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарев В.М., Сачкова О.С., Королева Анна Михайловна

В статье рассмотрены неблагоприятные психофизиологические факторы, которые влияют на работоспособность и здоровье проводников пассажирских железнодорожных вагонов, а также представлены результаты исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL FACTORS OF LABOR OF CONDUCTORS OF RAILWAY TRANSPORT

The article deals with the adverse psychophysiological factors that affect the performance and health of the conductors of passenger rail cars, as well as the results of research.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДА ПРОВОДНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

рисков [1]. Трудовая деятельность работников предприятий по производству бумажных обоев сопряжена с воздействием на организм вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Лидирующую роль среди них занимают нагревающий микроклимат, производственный шум, содержание в воздухе рабочей зоны пыли и химических веществ, а также вынужденная рабочая поза и условия некомфортного освещения.

Цель исследования — оценка риска развития профессионально-обусловленных заболеваний у женщин, занятых в производстве бумажных обоев.

Материалы и методы. Проведена оценка риска формирования отклонений в состоянии здоровья работниц обоепечатного производства, в ходе которой оценивались такие показатели как относительный риск (ЕЕ) и этиологическая доля (ББ) согласно Р 2.2.1766-03. В исследовании приняли участие 250 работниц обоепечатного производства. Все работницы были разделены на три группы. В первую группу вошли работницы по специальности «машинист раскатных автоматов». Вторую группу составили работницы по специальности «колорист». По результатам комплексной оценки условия труда работниц данных специальностей классифицировались как вредные 2-й степени. Группу сравнения составили работницы административного корпуса, условия труда которых были охарактеризованы как допустимые.

Результаты. Установлена разная степень этиологической обусловленности развития нарушений здоровья от воздействия профессиональных факторов у работниц разных специальностей. В группе машинистов раскатных автоматов при стаже работы 1-5 лет уровень выявленной профессиональной обусловленности заболеваний органов дыхания расценивался как средний (КЕ=1,78; ББ= 43,8%), что достоверно отличалось от двух других групп наблюдения.

При оценке этиологической обусловленности болезней сердечно-сосудистой системы у работниц со стажем 1-5 лет выявлено, что этиологическая доля профессиональных факторов в развитии данной нозологии составляла 26,5% у женщин-машинистов и 23,1% у колористов. В группе контроля был отмечен низкий уровень профессиональной обусловленности для данных заболеваний.

С увеличением стажа у работниц-машинистов раскатных автоматов до 5-15 лет отмечается рост профессиональной обусловленности для заболеваний органов кровообра-

щения (RR=3,8; EF=73,6%) и органов дыхания (RR=3,4; EF=70,5%). Полученные данные подтверждаются результатами анализа заболеваемости, где указанные нозологии занимают первые ранговые места.

У работниц-колористов со стажем работы 5-15 лет наблюдался рост профессиональной обусловленности для следующих нозологий: болезни системы кровообращения (RR=1,9; EF=49,4%), заболевания органов дыхания (RR=1,86; EF=46,2%), болезни нервной системы (RR=1,6; EF=37,5%).

Во всех группах сравнения у высокостажированных работниц уровень этиологической обусловленности болезней мочеполовой системы определялся как средний. Этиологическая доля факторов производственной среды в возникновении болезней органа слуха оказалась более высокой в группе работниц-машинистов; в тоже время характеризовалась малой степенью этиологической обусловленности. (RR=1,45; EF=31,3%). В группах колористов и административных работниц степень причинной зависимости формирования данной патологии отсутствовала. Следует отметить, что в группе высокостажированных административных работниц была выявлена высокая профессиональная обусловленность болезней органа зрения (RR=2,2; EF=54,5%), что, обусловлено значительным напряжением зрительного анализатора. Аналогичные показатели в группах машинистов и колористов составили: RR=1,94 и EF=48,4% и RR=1,4 и EF=28,5% соответственно.

Выводы. На основании полученных результатов можно выделить группы заболеваний у работниц основных специальностей, занятых в производстве бумажных обоев, которые являются профессионально обусловленными; при этом степень этиологической обусловленности для данных заболеваний является средней или высокой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Измеров Н.Ф. Современные проблемы медицины труда России. Медицина труда и экология человека. 2015; 2 (2): 5-12.

REFERENCES

1. Izmerov N.F. Modern problems of labor medicine in Russia. Meditsina truda i ekologiya cheloveka. 2015; 2 (2): 5-12.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-722-723 УДК 331.45 + 613.62

Пономарев В.М.1, Сачкова О.С.2, Королева А.М.1

Психофизиологические факторы труда проводников железнодорожного транспорта

1ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», ул. Образцова, 9/9, Москва, Россия, 127994;

2ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, Пакгаузное

шоссе, 1/1, Москва, Россия, 125438

В статье рассмотрены неблагоприятные психофизиологические факторы, которые влияют на работоспособность и здоровье проводников пассажирских железнодорожных вагонов, а также представлены результаты исследований. Ключевые слова: психофизиологические факторы; проводник; пассажирский вагон; стресс

Для цитирования: Пономарев В.М., Сачкова О.С., Королева А.М. Психофизиологические факторы труда проводников железнодорожного транспорта. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-722-723 Для корреспонденции: Королева Анна Михайловна, E-mail: annakoroleva@list.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Ponomarev V.M.1, Sachkova O.S.2, Koroleva A.M.1

Physiological factors of labor of conductors of railway transport

1Russian University of transport, 9/9, Obraztsova str., Moscow, Russia, 127994;

2All-Russian Research Institute of Railway Hygiene, 1/1, Pakgauznoye highway, Moscow, Russia, 125438

The article deals with the adverse psychophysiological factors that affect the performance and health of the conductors of passenger rail cars, as well as the results of research.

Keywords: psychophysiological factors; the conductor; passenger car; stress resistance

For citation: Ponomarev V.M., Sachkova O.S., Koroleva A.M. Physiological factors of labor of conductors of railway transport. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-722-723 For correspondence: Anna M. Koroleva, E-mail: annakoroleva@list.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Основные вредные и неблагоприятные производственные факторы, присущие профессии работников пассажирского железнодорожного комплекса: можно разделить на 4 большие группы: санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, социально-психологические.

Психофизические факторы труда проводников реализуются в общении с пассажирами, раздаче постельного белья, проверке документов, уборке помещений в вагоне, посменный режим труда и отдыха. Работа по 12 часов, отдых во время движения поезда, узкое и жесткое спальное место — вот ряд параметров, которые, действуя на работника в течение длительного времени, оказывают на психику и на физическое состояние неблагоприятные воздействия. Наиболее неблагоприятными факторами являются нервно-психологические нагрузки. Они возникают в результате общения с пассажирами, коллегами, провожающими, руководством. Но, как показывают проведенные исследования, наибольшую психофизическую нагрузку носит общение с пассажирами, особенно с детьми. Степень воздействия на работников зависит от типа вагона, его износа, текущего состояния, а также от маршрута следования поезда. Следует отметить, что в профессии проводник в основном работают женщины в возрасте 18-55 лет.

Материалы и методы. Были проведены исследования трудового процесса работников пассажирских вагонов. Напряженность трудового процесса работников определялась в соответствии с Р. 2.2.2006-05. Трудовая деятельность работников характеризуется определенными психоэмоциональными нагрузками, в основном при общении

с пассажирами. Адаптационные возможности организма работника, их оценка проводится путем определения соотношения между нагрузками, которым, в процессе работы, подвергается работник, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в целом. К числу наиболее информативных показателей динамики состояния обычно относят различные параметры сердечно-сосудистой (в частности, анализ вариабельности сердечного ритма), дыхательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задержки дыхания на вдохе), Генча (время задержки дыхания на выдохе)), другие показатели: тремометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительно-моторные реакции; стабилографиче-ская проба. Нарушение вышеперечисленных соотношений приводит к состояниям переутомления и утомления, ошибкам в работе, т. е. приводит к дезадаптационным явлениям.

С помощью специального психологического теста «Шкала нервно-психического напряжения» Т.А. Нем-чина была определена нервно-психическая нагрузка у работников. По результатам тестирования у 9,7% участников исследования определялось слабо выраженное нервно-психическое напряжение, у 56,1% — умеренно выраженное, у 34,2% — сильно выраженное (из 50 респондентов).

Выводы. В результате исследований можно полагать, что выраженная психофизиологическое напряжение у работников может приводить к психоэмоциональному выгоранию и переутомлению. Это делает актуальным разработку медико-профилактических мероприятий по их коррекции.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-723-724 УДК 613.6.027

Постникова Л.В., Паксеева В.С., Матанцева М.Е.

Проблема экспертизы профпригодности работников металлургии

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Представлены результаты экспертизы профессиональной пригодности работников металлургической промышленности с заболеваниями сердечно-сосудистой системы после подбора антигипертензивной терапии.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая патология; металлургическое производство; профессиональная непригодность; экспертиза

Для цитирования: Постникова Л.В., Паксеева В.С., Матанцева М.Е. Проблема экспертизы профпригодности работников металлургии. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-723-724 Для корреспонденции: Постникова Лариса, E-mail: lorik2006.06@mail.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.