Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ШАХТЕРОВ С УСТАНОВЛЕННЫМ ДИАГНОЗОМ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ'

СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ШАХТЕРОВ С УСТАНОВЛЕННЫМ ДИАГНОЗОМ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХТЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ / MINERS / OCCUPATIONAL DISEASES / STRUCTURE OF CAUSES OF DEATH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пиктушанская Татьяна Евгеньевна

Изучены причины смерти 8082 шахтеров-угольщиков, наблюдавшихся в Ростовском центре профпатологии по поводу профзаболевания, и умерших в течение 1990-2015 гг. Выполнен сравнительный анализ структуры причин смерти профбольных и взрослого мужского населения Ростовской области за этот же календарный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пиктушанская Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF CAUSES OF DEATH IN MINERS WITH DIAGNOSED OCCUPATIONAL DISEASE

The author analyzed the causes of death of 8082 coal miners who were diagnosed with occupational disease in Rostov Occupational pathology center and died between 1990 and 2015. A comparative analysis of the structure of miners’ causes of death and the structure of causes of death of adult male population of Rostov region for the same calendar period was carried out.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ШАХТЕРОВ С УСТАНОВЛЕННЫМ ДИАГНОЗОМ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

знаки выявлялись на ПМО, то среди вышеуказанных 259 медицинских работников аналогичный показатель был лишь 12,4%. Среди МР более 72% больных с признаками ПЗ было отмечено по факту активного обращения больного к врачу. Даже система диспансеризации работающего населения (где в явном виде нет задачи активного выявления признаков ПЗ) имеет показатель эффективности на 3% выше, чем ПМО.

Структура ПЗ выявленных у медицинских работников в ходе ПМО была следующей: в 43% случаев вывялись заболевания легких (туберкулез и бронхиальная астма); в 36% аллергозы (дерматиты, риниты) и в 21% случаев — заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы от физических перегрузок (плече-лопа-точный периартроз, эпикондилез, синдром запястного канала). Вызывает настороженность полное отсутствие среди ПЗ случаев гепатитов В и С, заражение которыми весьма вероятно у процедурных сестер и различных врачей, выполняющих хирургические операции.

По данным о регистрации ПЗ по Ленинграду-Санкт-Петербургу за 1980-1996 гг. эффективность системы

ПМО в рассматриваемом аспекте была почти такой же низкой — 9,7%. Возможно, что вышеотмеченные обстоятельства во многом связаны со спецификой ПЗ у МР в СЗФО, так как наиболее часто официально регистрируемые ПЗ в этой группе представлены туберкулезом легких и аллергозами, проявления которых побуждают заболевшего активно обращаться за медицинской помощью, не дожидаясь ПМО.

Затронутая нами проблема, вероятно, связана с комплексом медицинских (особенности организации системы ПМО и специфика ПЗ у МР) и социальных факторов. Последние могут быть связаны с невысокой вероятностью получения страховых выплат по последствиям профессиональных инфекционных заболеваний и аллергических ПЗ, протекающих без нарушения функций организма.

Заключение. Эффективность системы ПМО среди СЗФО в плане выявления признаков ПЗ у МР на протяжении длительного периода времени является низкой, для ее повышения могут потребоваться значительные изменения как мероприятий по выявлению признаков ПЗ, так и принципов страхового обеспечения больных с ПЗ.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-720-721 УДК 613.6 Пиктушанская Т.Е.

Структура причин смерти шахтеров с установленным диагнозом профзаболевания

ГБУ РО «Лечебно-реабилитационный центр №2», переулок Дубинина, 4, г. Шахты, Ростовская область, Россия, 346510

Изучены причины смерти 8082 шахтеров-угольщиков, наблюдавшихся в Ростовском центре профпатологии по поводу профзаболевания, и умерших в течение 1990-2015 гг. Выполнен сравнительный анализ структуры причин смерти профбольных и взрослого мужского населения Ростовской области за этот же календарный период. Ключевые слова: шахтеры; профессиональные заболевания; структура причин смерти

Для цитирования: Пиктушанская Т.Е. Структура причин смерти шахтеров с установленным диагнозом профзаболевания. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-720-721 Для корреспонденции: Пиктушанская Татьяна Евгеньевна, E-mail: piktushta@mail.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Piktushanskaya Т.Е.

Structure of causes of death in miners with diagnosed occupational disease

Treatment and Rehabilitation center No. 2, 4, Dubinina Ln., Shakhty town, Rostov region, Russia, 346510

The author analyzed the causes of death of 8082 coal miners who were diagnosed with occupational disease in Rostov Occupational pathology center and died between 1990 and 2015. A comparative analysis of the structure of miners' causes of death and the structure of causes of death of adult male population of Rostov region for the same calendar period was carried out. Keywords: miners; occupational diseases; structure of causes of death

For citation: Piktushanskaya Т.Е. Structure of causes of death in miners with diagnosed occupational disease. Med. truda i prom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-720-721 For correspondence: Tatiana E. Piktushanskaya, E-mail: piktushta@mail.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. В России существуют две информационные регистра Ростовского областного центра профпатологии

системы, собирающие данные о лицах, страдающих про- (РО ЦПП).

фессиональными заболеваниями (ПЗ) — в системе Роспо- Материалы и методы. Была изучена смертность 8082

требнадзора и в ФСС РФ. Однако они не ведут слежения за шахтеров-угольщиков, которые наблюдались в РО ЦПП по

состоянием здоровья больных до конца их жизни, поэтому поводу ПЗ и умерли в течение 1990-2015 гг., и взрослого

в стране отсутствуют информация о причинах смерти этой мужского населения Ростовской обл. (РО), которое яви-

категории больных. лось группой сравнения.

Цель исследования — изучение структуры причин Результаты. Анализ причин смерти в сравниваемых

смерти шахтеров-угольщиков с диагнозом ПЗ, на основе группах выявил значительные отличия. У шахтеров был

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

более высокий удельный вес смертей от БСК, который составил 61,2% на фоне 50,7% у мужчин РО. Это может быть связано с тем, что свыше 80% шахтеров страдали тяжелыми формами ПЗ органов дыхания (различные формы пневмо-кониоза, преимущественно антракосиликоз, зачастую осложненные бронхитом, эмфиземой легких, туберкулезом, дыхательной недостаточностью и т. д., а также различные формы профессионального хронического бронхита), которые в причинах смерти чаще всего реализуются в виде БСК.

Злокачественные новообразования (ЗН) в структуре причин смерти находились на втором месте, как среди лиц с ПЗ, так и у мужского населения РО. Их доля составила 16,4% и 14,7% соответственно. Этот класс причин был рассмотрен более подробно в зависимости от локализации. ЗН органов дыхания составили у шахтеров 43,6% смертей, из которых 95,1% пришлось на рак легких и бронхов. В контроле удельный вес ЗН органов дыхания был в 1,5 раза ниже — 31,1%. В общей структуре причин смерти непосредственно на рак легких и бронхов приходилось 6,8% смертей у шахтеров и 4,0% в РО.

В качестве причины смерти у 743 шахтеров (9,2%) были указаны ПЗ, которые находились на третьем месте. У мужчин РО такого диагноза зарегистрировано не было.

Четвертое место среди причин смерти шахтеров принадлежало болезням органов дыхания, на долю которых пришлось 6,5% числа всех смертей. В РО от этого класса причин в среднем за 1990-2015 годы умирали 4,2% мужчин в возрасте 20 лет и старше.

Класс внешних причин смерти находился на пятом месте в основной группе и на третьем — в контроле. Обращает внимание очень низкий удельный вес погибших в результате несчастных случаев, отравлений и травм среди шахтеров. На их долю приходилось всего 3,1% против 12,5% у мужчин РО.

Низкая доля смертей от внешних причин в основной группе может быть следствием более высокого среднего возраста, поскольку основная часть диагнозов ПЗ устанавливается в возрасте старше 40 лет, среди которого менее распространено рисковое поведение и, соответственно, смертность от травм. Кроме того, для шахтеров характерен более высокий уровень жизни. Даже в трудные 90-е годы лица, которым был установлен диагноз ПЗ, имели более стабильное социальное и экономическое положение.

Болезни органов пищеварения занимали шестое место в структуре причин смерти (2,6%), что почти в 1,5 раза ниже по сравнению с населением.

Заключение. Выполненный анализ выявил значительные отличия структуры причин смерти шахтеров-угольщиков от структуры смертности взрослого мужского населения РО. В основной группе на долю ПЗ и причин, которые являются производственно-обусловленными для этой профессиональной группы (БСК, ЗН, болезни органов дыхания), приходилось свыше 93% смертей и лишь 6,7% составили все остальные причины против 30% у взрослого мужского населения РО. Искажение структуры причин смерти шахтеров, с диагнозом ПЗ, следует рассматривать как отдаленное последствие воздействия вредных производственных факторов.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-721-722 УДК 613.027:613.62:676.51.02*312*]-055.2(045) Пичугина Н.Н., Елисеева Ю.В.

Профессиональные риски здоровью работниц современного обоепечатного производства

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского», Большая Казачья ул., 112, Саратов, Россия, 410012

Рассчитан профессиональный риск нарушения здоровья у работниц основных специальностей обоепечатного производства. Выявлена профессиональная обусловленность ряда заболеваний, связанных с производственными условиями.

Ключевые слова: условия труда; состояние здоровья; профессиональный риск

Для цитирования: Пичугина Н.Н., Елисеева Ю.В. Профессиональные риски здоровью работниц современного обоепечатного производства. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-721-722 Для корреспонденции: Пичугина Нина Николаевна, E-mail: pichugina03@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Pichugina N.N., Eliseeva Y.V.

Occupational health risks of working women of wallpaper manufactures

V.I. Razumovsky Saratov state medical university, 112, Bolshaya Kazachya str., Saratov, Russia, 410012

Calculated professional risk of health disorders in workers of the main specialties of double-printing production. Professional conditionally of a number of diseases connected with production conditions is revealed. Keywords: working conditions; health status; occupational risk

For citation: Pichugina N.N., Eliseeva YV. Occupational health risks of working women of wallpaper manufactures. Med. truda iprom ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-721-722 For correspondence: Nina N. Pichugina, E-mail: pichugina03@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. На современном этапе развития гигиены здоровья работающих с целью предупреждения развития труда представляется важным прогнозирование изменения возможных заболеваний, т. е. оценке профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.