ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ТАХИКАРДИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В АСПЕКТЕ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Разработаны методы психофизической терапии тахикардических состояний и рассматриваются философские проблемы нормы и патологии, а также предлагается способ определения степени тахикардических состояний.
Ключевые слова: психофизическая, патология, тахикардические состояния, терапия.
PSYCHOPHYSICAL THERAPY OF POLYCARDIA CONDITIONS IN ASPECT OF
NORM AND PATHOLOGY
Victor Andreewich Milodan, the candidate pedagogic sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
Methods of psychophysical therapy polycardia conditions are developed and philosophical problems of norm and pathology are considered, and also the way of definition of degree of polycardia conditions is offered.
Keywords: psychophysical, pathology, polycardia conditions, therapy.
ВВЕДЕНИЕ
За последние 30 лет психосоциальный фон общества значительно изменился, особенно у школьников. Объем учебной нагрузки в школах увеличивается, что приводит к повышенным проявлениям мобильности.
Вчерашние школьники, поступившие в вуз, поднимаются на новую социальную ступень. Однако их организм не готов к новым психофизическим нагрузкам, которые нередко становятся для них перегрузками. У многих студентов, которые поздно ложатся спать, днем регистрировалась тахикардия. Не исключено, что при частом повторении подобных ситуаций может возникнуть патологическая регуляция ритма сердцебиения.
В последние годы количество студентов специальной медицинской группы (СМГ) с тахикардией значительно возросло. Люди, постоянно живущие с тахикардией, подвержены риску инфаркта миокарда или инсульта в 2-3 раза чаще, чем обычные
люди,
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОИСКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Во время учебно-тренировочных занятий со студентами СМГ мы применяли повторный бег умеренной мощность длительностью 30 секунд. Для большего воздействия на сердечно-сосудистую систему (ССС) мы применяли в беге различные регламентированные, гиперкапнические режимы дыхания. Гиперкапния расширяет сосуды, увеличивает кровенаполнение сердца, кроме этого эти режимы дыхания уменьшают частоту дыхания (ЧД) и частоту сердечных сокращений [1].
Необходимо заметить, что в одном занятии при повторных тренировочных нагрузках ЧСС уменьшалась после применения гиперкапнических режимов дыхания у всех студентов. У студентов с тахикардией ЧСС практически не отличалась от ЧСС остальных студентов, не имеющих тахикардии. Однако при измерении пульса в покое наблюдались значительные, выходящие за норму различия у студентов, имеющих тахикардию. После этого с «тахикардийцами» проводилась отдельная, экспериментальная часть занятий. Они выполняли 6-8 вариантов регламентированных гиперкапниче-
ских режимов дыхания. Каждый такой режим дыхания выполнялся сидя, с замером пульса. Следует заметить, что каждый регламентированный режим дыхания (РРД) по-разному влиял на пульс отдельного студента. Таким образом, для каждого студента индивидуально был определен один РРД, который понижал пульс этого студента больше, чем остальные РРД. Затем каждый студент мысленно, в течение одной минуты воспроизводил (моделировал) этот, индивидуально подобранный РРД одновременно с замером пульса. При этом средняя величина пульса у студентов в этом случае была наименьшая и в основном в пределах нормы. После этого студентам давались домашние задания: выполнять выбранный индивидуально для каждого РРД, а затем самостоятельно моделировать эти определенные для каждого РРД.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В исследованиях приняли участие 13 студентов. В начале семестра средняя величина пульса составляла 97, 5± 11,6 уд/мин. В середине этого семестра эта величина составляла уже 72,3±6,9 уд/мин.
В конце семестра величина пульса в покое не изменилась и находилась в пределах нормы.
Известно, что изменение частоты дыхания приводит к изменению ЧСС [3]. Другими словами, изменяя (регламентировано) регуляцию дыхания, мы изменяем ЧСС. Затем, при моделировании, мы мысленно воспроизводим эту регуляцию, и величины пульса в наших экспериментах значительно изменялись. Следует заметить, что у многих само моделирование вызывает уменьшение пульса гораздо больше, чем само воздействие РРД. По сравнению с исходным замером различия доходили до 45 уд/мин. Были случаи перехода в брадикардические состояния.
Можно предположить, что при сочетании регламентировано-дыхательной регуляцией, с регуляцией моделированной при повторных домашних заданиях, вырабатываются условно-рефлекторные взаимоотношения, приводящие, к устойчивым значениям пульса в пределах нормы в обычных условиях. В следующем семестре мы провели еще одну такую же серию экспериментов, в котором приняли участие 14 студентов. Средние результаты пульса были практически такими же: в начале семестра 98±11,8 уд/мин., а в конце семестра - 74,2± 7,1 уд/мин.
Регламентировано изменяя дыхательную регуляцию, мы воздействуем на регуляцию сердечно-сосудистой системы. Такие же взаимоотношения наблюдаются и в тренировочном процессе.
В результате проведенных нами экспериментов мы полагаем, что для нормализации пульса у студентов с тахикардией необходимо провести 5-12 занятий коррекционной, комплексной, психофизической направленности.
Количественная и качественная характеристика патологического процесса находятся в неразрывном единстве. Точно так же и нормальный физиологический процесс имеет количественное и качественное выражение.
Вопрос нормы и патологии непосредственно связан с адаптивной физической культурой (АФК), адаптивным спортом, так как субъектами этой педагогической деятельности являются люди с ограниченными возможностями, поскольку единство между нормой и патологией кроме тождества включает и различия, различные биологические приспособительные процессы, адаптации: нормальную (н) и патологическую (п). Например: пульс в покое у субъекта равен 115 уд/мин, учитывая, что крайнее значение диапазона нормального пульса 80 уд/мин., мы можем определить степень патологии. Заполним отношение н/п, то есть 80/115 или в процентах 100% / 143,75%. Значит степень патологии составляет 43,75%. Предположим, что мы специальными воздействиями уменьшили пульс до 90 уд/мин. В этом случае патология снизилась до 12,5%. Такие же расчеты можно проводить с артериальным давлением и т.д.
Безусловно, во многих случаях патологический процесс полностью не всегда удается ликвидировать, но, повышая возможности нормальной адаптации (при нали-
чии патологической) мы можем оказывать прямое воздействие на степень патологии.
Если мы рассмотрим спортивные классификации за последние 70 лет, то увидим, что они неоднократно изменялись в сторону снижения спортивных результатов.
При оценке индивидуальной специфичности нормы, а также при составлении оценочных таблиц уровней физического и функционального состояния - это явление необходимо учитывать в АФК, в спорте, физиологии и медицине. Следует заметить, что за последние 15-20 лет величины пульса у многих студентов и студентов СМГ превышают норму. Психосоциальный фон в настоящее время совсем иной, чем 20 лет назад
ЛИТЕРАТУРА
1. Применение наукоемких технологий в системе вузовского образования по физическому воспитанию : учебное пособие / В.А. Милодан, А.И. Крылов, И.В. Евграфов, С.А. Малышева ; ПГУПС. - СПб. : [б.и.], 2003. - 46 с.
2. Милодан, В.А. Унифицированная система физической и функциональной подготовки студентов специальных медицинских групп и оценка ее результативности / В.А. Милодан, А.И. Крылов, С.А.Малышева // Адаптивная физическая культура. -2003. - № 3. - С. 17-19.
3. Применение наукоемких технологий в физическом воспитании и адаптивной физической культуре для повышения резервных возможностей организма студентов : учеб. пособие / В.А. Милодан, С. А. Романченко, О.П. Цветкова, В.И. Тропников, Ю.А. Смирнов. - СПб. : [б.и.], 2008. - 60 с.
Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВОДЫ ВОКРУГ СПОРТСМЕНА-
ПЛОВЦА
Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук,
профессор,
Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,
Юрий Алексеевич Назаренко, доцент, Заслуженный тренер РФ Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье впервые ставится и рассматривается проблема формирования пространства воды вокруг спортсмена-пловца в условиях водной среды плавательного бассейна.
Ключевые слова: спортсмен-пловец, резонанс, вода, «гидродинамическая капсула перемещения».
WATER SPACE FORMATION AROUND THE SWIMMER ATHLETE
Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Jury Alekseevich Nazarenko, the senior lecturer,honored coach of the Russian Federation,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The problem of formation of space of water around the swimmer in the conditions of the water environment of swimming pool for the first time is put and considered.
Keywords: athlete of swimming, water, resonance, ‘hydrodynamic capsule of relocation’.
Результаты, выполненных ранее многолетних исследований взаимодействия тела пловца с водой [1, 3, 4], показавших разнонаправленность отклонений индикаторов-