Научная статья на тему 'Технологии гипотензивного воздействия в терапии и профилактике предгипертонических и гипертонических состояний'

Технологии гипотензивного воздействия в терапии и профилактике предгипертонических и гипертонических состояний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ГИПОТЕНЗИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА / ГИПЕРТОНИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / NONTRADITIONAL TRAINING MEANS OF HYPERTENSIVE DIRECTION / THERAPY AND PROPHYLAXIS / HYPERTENSIVE STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милодан В. А.

В статье раскрыты цель и задачи, организация и методические приемы, а также перечень применяемых нетрадиционных тренировочных средств гипотензивной направленности в занятиях со студентами специальной медицинской группы по физической терапии и профилактике предгипертонических и гипертонических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милодан В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF HYPOTENSIVE INFLUENSE OF THERAPY AND PROPHYLAXIS OF PREHIPERTENSION AND HYPERTENSION STATES

The aim, tasks, organization, medical ways and also the list of nontraditional training means of hypertensive direction at lessons for special medical groups on physical therapy and prophylaxis of prehypertensive and hypertensive states are considered.

Текст научной работы на тему «Технологии гипотензивного воздействия в терапии и профилактике предгипертонических и гипертонических состояний»

ТЕХНОЛОГИИ ГИПОТЕНЗИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕРАПИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕДГИПЕРТОНИЧЕСКИХ И ГИПЕРТОНИЧЕСКИХ

СОСТОЯНИЙ

Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье раскрыты цель и задачи, организация и методические приемы, а также перечень применяемых нетрадиционных тренировочных средств гипотензивной направленности в занятиях со студентами специальной медицинской группы по физической терапии и профилактике предгипертонических и гипертонических состояний.

Ключевые слова: нетрадиционные средства гипотензивной направленности, терапия и профилактика, гипертонические состояния.

TECHNOLOGIES OF HYPOTENSIVE INFLUENSE OF THERAPY AND PROPHYLAXIS OF PREHIPERTENSION AND HYPERTENSION STATES

Victor Andreevich Milodan, candidate of pedagogic sciences,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

The aim, tasks, organization, medical ways and also the list of nontraditional training means of hypertensive direction at lessons for special medical groups on physical therapy and prophylaxis of prehypertensive and hypertensive states are considered.

Keywords: nontraditional training means of hypertensive direction, therapy and prophylaxis, hypertensive state.

ВВЕДЕНИЕ

Артериальная гипертония - понятие собирательное. Повышение артериального давления (АД) может быть следствием невроза (гипертоническая болезнь) или результатом поражения различных органов (симптоматическая гипертония). Нормальным артериальным давлением считают его величину в пределах 100/70 - 139/89 миллиметров ртутного столба (мм.рт.ст.) А.В. Токарь (1979) отмечает, что в возрасте 22-24 лет АД колеблется от 90/50 до 139/89 мм.рт.ст. Диагноз гипертония устанавливают при АД от 160/95 мм.рт.ст.и выше (Волынский З.М., Соловьева В.С., 1965).

Лиц с периодическим повышением АД в пределах 140/90 - 159/94 мм.рт.ст. относят к группе риска и ставят на диспансерное наблюдение. Этим людям необходимо обязательно соблюдать прописанный врачом режим отдыха, труда, питания; при необходимости им назначают лекарственную терапию.

Цель экспериментальной работы: разработка и использование в нагрузках таких регламентированных режимов дыхания (РРД), которые оказывали бы гипотензивное воздействие на АД испытуемых студентов, снижая сосудистый тонус за счет задержки углекислого газа в организме и создание некоторого дефицита кислорода.

ЗАДАЧИ

- разработка специальных средств комплексной физической терапии, оказывающих гипотензивные воздействия на АД студентов, относящихся к группе риска (у которых периодически повышается АД в пределах 140/90 -159/94 мм.рт.ст.);

- проведение педагогического эксперимента и определение степени влияния разработанных методов и средств на гипертонические и предгипертонические состояния студентов;

- закрепление механизма гипотензивного воздействия вспомогательной аутогенной психорегуляции;

- определение курса и графика занятий со студентами по семестрам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В экспериментально-методических занятиях принимали участие 20 студентов специальной медицинской группы 2-4 курсов с диагнозом нейроциркуляторная дистония по гипертоничекому типу со средней величиной АД: систолического - 156 мм.рт.ст., диастолического - 85 мм.рт.ст.

Занятия со студентами разных курсов, но с одинаковым диагнозом, проводились вне сетки расписания с 8 до 8 ч. 45 мин. С каждым студентом в течение 18 - 20 дней было проведено по 5 занятий и на каждом занятии делалось 6 замеров АД.

На учебно-тренировочных занятиях применялись четыре варианта регламентированного дыхания.

1-й вариант. Дыхание с дополнительным «мертвым» пространством (ДМП) -участками воздухопровода, на которых не происходит быстрого газообмена между газом и кровью. ДМП состоит из полиэтиленового мешочка емкостью 500-600 см3, в котором сделаны 4-5 отверстий диаметром 10 мм. Студент придерживает мешочек рукой так, чтобы рот и нос находились внутри мешочка.

При ДМП на организм оказывают воздействие одновременно и гипоксический (недостаток кислорода) и гиперкапнический (избыток СО2) факторы, о влиянии которых было упомянуто выше.

2-й вариант. Длительный вдох (7 с) без напряжения дыхательных мышц; слегка сжать зубы, кончиком языка по возможности почти максимально закрывая входное отверстие для воздуха. При этом слышится звук «с». Затем делается дополнительный обычный вдох с небольшой задержкой дыхания (2-5 с). Выдох делается обычный. После этого выполняется обычный дыхательный акт: вдох - выдох. Все поочередно повторяется. Это делается для того, чтобы элементы щадящей нагрузки (характерной для студентов специальных медицинских групп) могли применяться и в периоды регламентированного дыхания (РД).

3-й вариант. Длительный вдох (7 с) и такой же выдох выполняются прерывистыми, в таком же техническом исполнении, как это описывалось в предыдущем варианте РД. Затем выполняется обычный вдох - выдох, далее все повторяется согласно регламенту дыхания.

4-й вариант. Дыхание реже обычного, предельно небольшим дыхательным объемом (ДО) самыми нижними зонами легких. При обучении технике выполнения этого регламентированного режима дыхания студентам предлагалось сделать 5 выдохов подряд и затем дышать почти сжатыми легкими. Все регламентированные режимы дыхания выполнялись в беге трусцой или при ходьбе.

Известно, что в период редкого регламентированного дыхания возникает гиповентиляция с характерными признаками гипоксии и гиперкапнии (Милодан, В.А., с со-авт. 2003, 2008). На гипоксическо-гиперкапнические воздействия (особенно при задержке в организме высококонцентрированной углекислоты) организм реагирует значительным расширением сосудов, мобилизацией доставки кислорода к тканям и органам.

На занятиях длительность одноразовой непрерывной нагрузки с применением РРД (в сочетании с обычным дыхательным актом) не превышала одной минуты. Тестовая нагрузка (сочетание ходьбы с бегом и приседаниями) также не превышала 1 минуты.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На протяжении одного занятия динамика АД изменяется, что видно из таблицы

1. Дыхание с ДМП снижает систолическое давление по сравнению с фоновым на всех занятиях. Регламентированные режимы дыхания (варианты 2 и 3) также достоверно снижают систолическое давление по сравнению с фоном, но только на первых четырех занятиях. При этом нужно учитывать, что эти варианты применялись уже после дыхания с ДМП, которое могло оказать свое последствие, и к тому же они применялись в

период нагрузки, а не покоя.

Таблица 1

Результаты экспериментально-методических занятий

(X ±а , п=20)

№ занятий Артериальное давление

Исходное Дыхание После тестовой нагрузки После психофизической саморегуляции

с ДМП с задержками нижними зонами легких

1 154/83 132/75 122/75 124/82 145/75 115/70

2 131/77 120/70 116/71 123/83 137/79 113/67

3 124/72 111/65 115/69 117/73 131/71 110/65

4 119/68 111/64 114/68 112/75 130/69 105/64

5 113/67 109/64 110/69 110/79 130/70 103/62

Р15<0,01

Через 3 месяца 112/68

Примечание: Р15 достоверность различий межу 1-м и 5-м занятием.

Цель психофизической саморегуляции - закрепить гипотензивный эффект, вызванный положительными вегетативными наслоениями, а в дальнейшем, при неоднократном повторении, создать устойчивую доминанту.

Сравнивая АД после минутной физической нагрузки, видно, что оно стало меньше, чем исходное (табл. 1).

Следует отметить, что в результате применения психорегулирующей тренировки на фоне применения РРД уже в конце первого занятия по сравнению с фоном АД значительно понизилось: систолическое - на 39 мм рт.ст. (Р<0,01), а диастолическое -на 13 мм рт.ст. (Р<0,01).

Учитывая столь эффективное гипотензивное воздействие, необходимо было определить курс занятий. Намечено было провести 5 занятий в начале семестра в течение 15 - 18 дней.

На втором занятии АД (по сравнению с фоном) из зоны величин риска перешло в нормально допустимые пределы. Из таблицы 1 видно, как уменьшается АД от занятия к занятию в периоды фоновых измерений после тестовой физической нагрузки и после занятий психофизической саморегуляцией.

Есть все основания предположить, что психофизическая саморегуляция, выполняемая на фоне положительных сдвигов, вызываемых РРД, закрепляет эти сдвиги, оставляя положительные следовые явления, наслоение которых способствует возникновению устойчивой доминанты.

В результате применения комплексной физической тренировки гипотензивной направленности АД значительно снизилось: систолическое достоверно почти на 41 мм.рт.ст., а диастолическое - на 16 мм.рт.ст.

Результаты измерений показали, что за истекший период АД стабилизировалось и практически не изменилось (таблица 1). Два студента (как впоследствии выяснилось) к этому времени досрочно сдали экзамены, однако, давление у них было в пределах нормы и практически не изменялось.

ВЫВОДЫ

1. Различные РРД гиперкапнической направленности оказывают гипотензивное воздействие на артериальное давление студентов.

2. Сочетание применяемых РРД гипотензивного назначения с психофизической саморегуляцией усиливает гипотензивное воздействие и закрепляет полученные сдвиги.

3. Определено оптимально-минимальное количество тренировочных занятий

гипотензивного направления для профилактики предгипертонических и гипертонических состояний студентов - 5-6 занятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ

РРД рекомендуется применять при ходьбе и беге. Не рекомендуется применять РРД при выполнении аритмичных, статических и силовых упражнений, вызывающих затруднения дыхания, а также упражнений, выполняемых в быстром темпе. Кроме этого, не рекомендуется использовать РРД без применения физической нагрузки, так как они в этом случае вызывают в организме гораздо меньшие сдвиги, но могут вызвать дискоординацию дыхательных функций. Также не рекомендуется применять РРД при выполнении упражнений лежа, так как в левой половине сердца, артериях головы и ног давление практически одинаково (95 - 100 мм рт.ст.), что связано с отсутствием гидростатического давления, создаваемого силой тяжести (Токарь А.В., 1979). В таких «облегченных» условиях трудно ожидать гипотензивного эффекта. Не рекомендуется применять упражнения в наклоне, так как в горизонтальном положении корпуса увеличивается кровенаполнение сердца и увеличивается сердечный выброс, что может повлечь за собой увеличение АД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волынский, З.М. Гипертоническая болезнь у молодых людей / З.М. Волынский, В. С. Соловьева. - Л. : Медицина, 1965. - 252 с.

2. Применение наукоемких технологий в системе вузовского образования по физическому воспитанию : учеб. пособие / В.А. Милодан, А.И. Крылов, И.В. Евграфов, С.А. Малышева ; ПГУПС. - СПб. : [б.и.], 2003. - 46 с.

3. Применение наукоемких технологий в физическом воспитании и адаптивной физической культуре для повышения резервных возможностей организма студентов / В.А. Милодан, С.А. Романченко, О.П. Цветкова, В.И. Тропников, Ю.А. Смирнов // Физическое воспитание студентов : учебное пособие. - СПб., 2008. - С. 60.

4. Токарь, А.В. Артериальная гипертония и возраст / А.В. Токарь. - М. : Медицина, 1979. - 144 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОДИСТОК В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Светлана Александровна Носкова, заслуженный мастер спорта, тренер-

преподаватель, г. Нижний Новгород Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе проанализированы причины неудачных выступлений женской сборной команды по тхэквандо. Разработана высокоэффективная методика подготовки.

Ключевые слова: тхэквандо, спортивное совершенствование физическая и техникотактическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.