Психологические науки
УДК 159.938.2
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТАХИКАРДИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В АСПЕКТЕ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
Владимир Ульянович Агеевец, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Разработаны методы психофизической профилактики тахикардических состояний и рассматриваются философские проблемы нормы и патологии, а также предлагается способ определения степени патологии тахикардических состояний.
Ключевые слова: психофизическая, патология, тахикардические состояния, профилактика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p173-176
PSYCHOPHYSICAL THERAPY OF TACHYCARDIA STATES AT ASPECT OF STANDARD AND PATHOLOGY CONDITION
Vladimir Ulianowitch Ageevez, the doctor of pedagogic sciences, professor, Victor Andreewich Milodan, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Psychophysiological therapy methods of tachycardia states prevention have been worked out and philosophical aspects of the standard and pathological condition have been considered, the authors also offer the way for defining the tachycardia pathology stage.
Keywords: psychophysical, pathology, tachycardia states, therapy.
ВВЕДЕНИЕ
За последние 30 лет психосоциальный фон общества значительно изменился, особенно у школьников. Объем учебной нагрузки в школах увеличивается, что приводит к повышенным проявлениям мобильности. Вчерашние школьники, поступившие в вуз, поднимаются на новую социальную ступень. Однако их организм не готов к новым психофизическим нагрузкам, которые нередко становятся для них перегрузками. У многих студентов, которые поздно ложатся спать, днем регистрировалась тахикардия. Не исключено, что при частом повторении подобных ситуаций может возникнуть патологическая регуляция ритма сердцебиения.
Мы [2] вместе со студентами проводили подсчет пульса за различные периоды времени. При этом, если у студента СМГ пульс, сидя в относительном покое составлял 110 ударов в минуту (уд/мин.), то по нашим подсчетам (110 -минус 80) его сердце совершало на 30 ударов больше нормы (диапазон нормы 60-80 уд/мин.). За один час - на 1800 ударов, за 16 часов не учитывая 8 часов сна в день)- на 28000 часов, за один год -на 10 миллионов 512 тысяч «лишних» (сверхнормативных ударов). Сердечная мышца отдыхает только в периоды между сокращениями. Сердце субъекта при пульсе 73 уд/мин. Отдыхает практически на половину больше, чем при пульсе 110 уд/мин. И соответственно в первом случае значительно лучше выводятся продукты распада из сердечной мышцы.Люди, постоянно живущие с тахикардией, подвержены риску в 2-3 раза чаще, чем обычные люди заболеть инфарктом миокарда или инсультом и считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин. повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70%.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОИСКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Во время учебно-тренировочных занятий со студентами СМГ мы применяли повторный бег умеренной мощности длительностью 30 секунд. Для большего воздействия на сердечно-сосудистую систему (ССС) мы применяли в беге различные регламентированные, гиперкапнические режимы дыхания. Гиперкапния расширяет сосуды, увеличивает кровенаполнение сердца. Кроме этого эти режимы дыхания уменьшают частоту дыхания (ЧД) и частоту сердечных сокращений [2].
Необходимо заметить, что в одном занятии при повторных тренировочных нагрузках ЧСС уменьшалась после применения гиперкапнических режимов дыхания у всех студентов и у студентов с тахикардией практически не отличалась от ЧСС остальных студентов, не имеющих тахикардию. Однако при измерении пульса в относительном покое наблюдались значительные, выходящие за норму различия у студентов, имеющих тахикардию. После этого с «тахикардийцами» проводилась отдельная, экспериментальная часть занятий. Они выполняли 6-8 вариантов регламентированных гиперкапнических режимов дыхания. Каждый такой режим дыхания выполнялся сидя, с замером пульса в течение минуты. Следует заметить, что каждый РРД по-разному влиял на величины пульса каждого отдельного студента. Таким образом, для каждого студента индивидуально был определен один РРД, который понижал пульс этого студента больше, чем остальные РРД. Затем каждый студент мысленно, в течение одной минуты воспроизводил (моделировал) этот, индивидуально подобранный РРД одновременно с замером пульса. При этом средняя величина пульса у студентов в этом случае была наименьшая и в основном в пределах нормы [2].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В исследованиях приняли участие 13 студентов. В начале семестра средняя величина пульса составляла 97,5± 11,6 уд/мин. Затем студентам давались домашние задания: выполнять выбранный индивидуально для каждого РРД, а затем самостоятельно мысленно моделировать эти выбранные для каждого РРД. Всего планировалось провести самостоятельно 4-10 занятий. В середине этого семестра эта величина составляла уже 72,3±6,9 уд/мин. В конце семестра величины пульса не изменились.
Известно, что изменение частоты дыхания приводит к изменению ЧСС. Другими словами, изменяя (регламентировано) регуляцию дыхания, мы изменяем регуляцию ЧСС. Затем, при моделировании, мы мысленно воспроизводим эту регуляцию, и величины пульса в наших экспериментах значительно изменялись. Следует заметить, что у многих само моделирование вызывает уменьшение пульса гораздо больше, чем само воздействие РРД. По сравнению с исходным замером различия доходили до 45 уд/мин. Были случаи перехода в брадикардические состояния.
Можно предположить, что при сочетании регламентировано-дыхательной регуляции с регуляцией моделированной при повторных домашних заданиях, вырабатываются условно-рефлекторные взаимоотношения, приводящие, к устойчивым величинам пульса в пределах нормы в обычных условиях быта [2].
В следующем семестре мы провели еще одну такую же серию экспериментов, в котором приняли участие 14 студентов. Средние результаты пульса были практически такими же: в начале семестра 98±11,8 уд/мин., а в середине семестра - 74,2±7,1 уд/мин. В конце семестра величины пульса не изменились и находились в пределах нормы.
В выше приведенных случаях повышаются возможности внутрисистемных отношений - коадаптация. Н.Н. Яковлев [3] использовал термин перекрестная адаптация. Регламентировано изменяя дыхательную регуляцию, мы воздействуем на регуляцию сердечно-сосудистой системы. Такие же взаимоотношения наблюдаются и в тренировочном процессе. В результате проведенных нами экспериментов мы полагаем, что для нормализации пульса у студентов с тахикардией необходимо провести 5-12 занятий комплексной,
психофизической, коррекционной направленности.
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ТАХИКАРДИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Количественная и качественная характеристика патологического процесса находятся в неразрывном единстве. Точно так же и нормальный физиологический процесс имеет количественное и качественное выражение. Теория нормы всецело конструируется на основе фактов патологии [1].
Вопрос нормы и патологии непосредственно связан со специальными медицинскими группами, так как субъектами этой педагогической деятельности являются люди с различными отклонениями и инвалиды, поскольку единство между нормой и патологией кроме тождества включает и различия, различные биологические приспособительные процессы, адаптации: нормальную (н) и патологическую (п). Например: пульс в покое у субъекта равен 115 уд/мин, учитывая, что крайнее значение диапазона нормального пульса 80 уд/мин., мы можем определить степень патологии. Заполним отношение н/п, то есть 80/115 или в процентах 100% / 143,75%. Значит степень патологии составляет 43,75%. Предположим, что мы специальными воздействиями уменьшили пульс до 90 уд/мин. В этом случае патология снизилась до 12,5%. Такие же расчеты можно проводить с артериальным давлением и многими другими показателями.
Безусловно, во многих случаях патологический процесс полностью не всегда удается ликвидировать, но, повышая возможности нормальной адаптации (при наличии патологической) мы можем оказывать прямое воздействие на степень патологии.
Из биологической и медицинской литературы известно, что норму рассматривают лишь как форму приспособления к окружающей среде [1]. Если мы рассмотрим спортивные классификации за последние 70лет, то увидим, как они неоднократно изменялись, особенно в последние 30 лет, при этом значительно в сторону уменьшения спортивных результатов (несмотря на рост мировых рекордных результатов). Подробный анализ причин этого - это уже другая работа.
Можно лишь повторить, что норма не существует без противоречий. Ее нельзя считать чем-то застывшим, неизменным. Норма динамична и изменчива, как динамична и изменчива сама жизнь.
При оценке индивидуальной специфичности нормы, а также при составлении оценочных таблиц уровней физического и функционального состояния - это явление необходимо учитывать в адаптивной физической культуре, в спорте, физиологии и медицине. Следует заметить, что за последние 15-20 лет величины пульса у многих студентов и студентов СМГ превышают норму. Психосоциальный фон в настоящее время совсем иной, чем 30-40 лет назад. Изменится ли диапазон нормы или останется прежним - слово за медициной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корольков, А. А. Философские проблемы теории и нормы в биологии и медицине / А.А. Корольков, В.П. Петленко. - М. : Медицина, 1977. - 391 с.
2. Милодан, В.А. Психофизическая терапия тахикардических состояний в аспекте нормы и патологии / В.А. Милодан // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 55-57.
3. Яковлев, Н.Н. Значение нарушения гомеостаза для эффективности процесса тренировки / Н.Н. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 2. - С. 23-28.
REFERENCES
1. Korolkov, A.A. and Petlenko, V.P. (1977), Philosophical problems of the theory and norm in biology and medicine, Medicine, Moscow.
2. Milodan V.A. (2010), "Psychophysical therapy the tachycardical of states in aspect of norm and pathology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 55-57.
3. Yakovlev, H.H. (1971), "Value of violation of a homeostasis for efficiency of process of training", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 23-28.
4. Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2014.
УДК 378:159.923.2
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Людмила Ивановна Барбашова, соискатель, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе его деятельности, их самоанализа и влияния на изменение работы педагога при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), способствующих формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Разработана модель развития профессионально-ценностных ориентаций учителя, влияющих на изменение его педагогической деятельности, позволяющих характеризовать трансформирование деятельности педагога образовательного учреждения среднего (полного) общего образования и прогнозировать развитие исследуемого явления. Диагностируется эффективность предложенной модели развития профессионально-ценностных ориентаций учителя и изменение его педагогической деятельности. Полученные результаты подтверждены экспериментом, направленным на развитие ценностных приоритетов в педагогической деятельности учителя.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, профессиональные ценности, компоненты педагогической деятельности, самоопределение, профессиональное развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p176-181
DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER
Lyudmila Ivanovna Barbashova, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article considers the questions of development of the professional and valuable orientations of the teacher in the course of the activity, their introspection and influence on the change of work of the teacher at implementation of the requirements of the federal state educational standards (FSES) promoting the formation of the universal educational actions (UEA) of pupils. The model for development of the professional and valuable orientations of the teacher influencing on change of the pedagogical activity, allowing to characterize the transformation of activity of the teacher of the educational institution of the secondary (full) general education and to predict development of the studied phenomenon has been developed. Efficiency of the offered model for the development of the professional and valuable orientations of the teacher and change of the pedagogical activity has been diagnosed. The received results are confirmed with the experiment aimed at the development of the valuable priorities in pedagogical activity of the teacher.
Keywords: professional and valuable orientations, professional values, components of pedagogical activity, self-determination, professional development.
Изменения, происходящие в школе, связаны с серьёзной переоценкой ценностей. Основной акцент в достижении качества и результата образования отводится деятельности учителя. Педагогическая деятельность современного учителя зависит от развития