гипотензивного направления для профилактики предгипертонических и гипертонических состояний студентов - 5-6 занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ
РРД рекомендуется применять при ходьбе и беге. Не рекомендуется применять РРД при выполнении аритмичных, статических и силовых упражнений, вызывающих затруднения дыхания, а также упражнений, выполняемых в быстром темпе. Кроме этого, не рекомендуется использовать РРД без применения физической нагрузки, так как они в этом случае вызывают в организме гораздо меньшие сдвиги, но могут вызвать дискоординацию дыхательных функций. Также не рекомендуется применять РРД при выполнении упражнений лежа, так как в левой половине сердца, артериях головы и ног давление практически одинаково (95 - 100 мм рт.ст.), что связано с отсутствием гидростатического давления, создаваемого силой тяжести (Токарь А.В., 1979). В таких «облегченных» условиях трудно ожидать гипотензивного эффекта. Не рекомендуется применять упражнения в наклоне, так как в горизонтальном положении корпуса увеличивается кровенаполнение сердца и увеличивается сердечный выброс, что может повлечь за собой увеличение АД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волынский, З.М. Гипертоническая болезнь у молодых людей / З.М. Волынский, В. С. Соловьева. - Л. : Медицина, 1965. - 252 с.
2. Применение наукоемких технологий в системе вузовского образования по физическому воспитанию : учеб. пособие / В.А. Милодан, А.И. Крылов, И.В. Евграфов, С.А. Малышева ; ПГУПС. - СПб. : [б.и.], 2003. - 46 с.
3. Применение наукоемких технологий в физическом воспитании и адаптивной физической культуре для повышения резервных возможностей организма студентов / В.А. Милодан, С.А. Романченко, О.П. Цветкова, В.И. Тропников, Ю.А. Смирнов // Физическое воспитание студентов : учебное пособие. - СПб., 2008. - С. 60.
4. Токарь, А.В. Артериальная гипертония и возраст / А.В. Токарь. - М. : Медицина, 1979. - 144 с.
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОДИСТОК В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Светлана Александровна Носкова, заслуженный мастер спорта, тренер-
преподаватель, г. Нижний Новгород Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе проанализированы причины неудачных выступлений женской сборной команды по тхэквандо. Разработана высокоэффективная методика подготовки.
Ключевые слова: тхэквандо, спортивное совершенствование физическая и техникотактическая подготовка.
INTEGRATION OF PHYSICAL TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING FEMALE TAEKWONDO DURING SPORTS PERFECTION
Svetlana Aleksandrovna Noskova, , merited master of sports, coach-teacher,
Nizhni Novgorod
Boris Ivanovich Tarakanov, doctor of pedagogical sciences, professor,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Abstract
Unsuccessful performances of the taekwondo femele national team have been analezed. A highly effective technique of training has been developed.
Key words: taekwondo, sports perfecting physical and technical and tactical training.
В последнее время результаты женской сборной России по тхэквон-до на международной арене значительно снизились, национальная команда заняла одно из последних мест на Олимпийских играх в Афинах. Одной из основных причин этого снижения является недостаточная эффективность существующей методики подготовки, а также скудное количество научной и методической литературы по тхэквон-до, что не позволяет в должной мере повысить эффективность подготовки спортсменок высокой квалификации.
Наиболее перспективным путем исправления указанного недостатка, на наш взгляд, является поиск собственных путей повышения эффективности техникотактической подготовки тхэквондисток на всех ее уровнях. При этом основным направлением обеспечения высококачественной технико-тактической подготовки является обязательное соблюдение современных научно-методических требований [1. - С. 2].
К сожалению, в настоящее время в практике тхэквон-до наблюдается недостаток внимания к процессу физической подготовки спортсменок. Методика подготовки мужчин практически без изменений переносится в тренировочный процесс женщин, что зачастую является причиной грубых педагогических ошибок, следствием которых могут быть травмы и ухудшение спортивных результатов.
С момента возникновения тхэквон-до в России акцент в учебно-тренировочном процессе делался непосредственно на изучение технических элементов и способов решения тактических задач поединка. Не уделяется достаточного внимания физической подготовленности как фундаменту роста технико-тактического мастерства. Возможно, поэтому наши спортсменки, обладая достаточно высокой техникой движений и ясно понимая тактические задачи, значительно уступают в эффективности проводимых действий на международной арене.
В процессе жесткого спортивного противоборства физическая подготовленность выступает как компонент спортивного мастерства, который часто определяет результат выступления на соревнованиях. В частности, от уровня развития взрывной силы мышц зависит качественное выполнение технико-тактических действий, а высокое развитие скоростных качеств влияет на своевременность и быстроту выполнения атакующих действий и эффективность защиты [3. - С. 128].
В тхэквон-до недостаток скоростно-силовой подготовки приводит к низкой скорости и слабой силе ударов, а также лишним движениям перед выполнением технических действий, что, в свою очередь, снижает их эффективность. Таким образом, игнорируя физическую подготовку как основу спортивного совершенствования, вряд ли можно ожидать существенной положительной динамики спортивных результатов в тхэквон-до.
Выдвигаемая нами постановка проблемы повышения спортивной результативности спортсменок в тхэквон-до с позиции интеграции физической и технико-тактической подготовки одновременно обусловливает и специфику ее решения, выражающуюся в своеобразном подходе к характеристике применяемых средств и методов.
Учитывая указанные обстоятельства, нами была разработана и реализована экспериментальная программа подготовки тхэквондисток высокой квалификации на ос-
нове интеграции физической и технико-тактической подготовки. Эта программа отличается от традиционного построения учебно-тренировочного процесса по шести основным аспектам:
- выбор средств, методов и тренировочных режимов специальной физической и технико-тактической подготовки в соответствии с выявленными особенностями женского тхэквон-до;
- использование комплекса педагогических воздействий, обеспечивающих адаптацию организма к напряженной тренировочной и соревновательной деятельности, позволяющих исключить негативные факторы, влияющие на результативность спортсменок;
- значительное увеличение объема работы над техникой передвижений и повышением уровня специальной физической подготовленности, что является необходимым условием для выполнения результативного удара. Как показали исследования, обнаружен недостаток внимания к этому вопросу, что влечет за собой достаточно низкую эффективность технико-тактических действий в соревновательных условиях;
- индивидуализация тренировочной программы с акцентом на сильные стороны, позволяющие более полно раскрыть потенциальные возможности каждой спортсменки и подтянуть до среднего уровня слабые аспекты подготовленности;
- планирование учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуального уровня физической и функциональной подготовленности;
- объективный педагогический контроль по комплексу наиболее информативных тестов и показателей.
Проверка эффективности экспериментальной программы осуществлялась нами в ходе основного педагогического эксперимента в рамках годичного тренировочного макроцикла.
Полученные в результате апробации фактические данные по динамике показателей физической и технико-тактической подготовленности представлены в таблице.
Таблица
Результаты тестирования физической подготовленности и спортивно-
технические показатели тхэквондисток на заключительном этапе эксперимента
Тесты и единицы измерения Группы испытуемых Достоверность различий
Экспериментальная Контрольная t p
M а m M а m
Прыжок в длину с места (см) 224 4,5 1,4 2І9 4,4 1,4 2,53 G,G5
Челночный бег 3х8 м (с) б,34 й,І5 G,G5 б,55 й,І8 G,G6 2,б9 G,G5
Челночный бег 30х8 м (с) 83,3 4,2 І,3 82,9 4, І І,3 G,22 -
Запрыгивания на скамью в течение 15 с (кол-во раз) 22,б І,І7 G,37 2G,G І,І2 G,35 5,ІІ G,GІ
Наклон вперед (см) 2G,7 2,4 G,76 2G,6 2,2 G,7G GJG -
Теппинг-тест (кол-во движений) ÜG І4,3 4,5 Ю9 І2,б 4,G G,І7 -
10 ударов долео-чаги (с) 5,75 GJ9 G,G6 6,G4 й,2І G,G7 3,І5 G,G5
Удержание ноги в ударной фазе ап-чаги (с) 4І,9 5,8 1,84 21,5 2,5 G,79 І2,2І G,GGІ
Общее количество проведенных ударов 39,G 5,7 1,8 46,G 7, І 2,3 2,4G G,G5
Эффективность техникотактических действий й,Іб G,G3 G,GG9 GJG G,G2 G,GG6 5,5б G,GІ
Анализ содержания этой таблицы свидетельствует о том, что динамика показателей физической подготовленности и эффективности соревновательной деятельности спортсменок экспериментальной группы под влиянием разработанной программы соответствовала задачам подготовки и доказала ее высокую эффективность. Основным
аргументом этого доказательства является достижение испытуемыми более высокого уровня указанных показателей в течение эксперимента, причем их прирост достиг достоверных значений в заключительной его стадии.
Результаты тестирования по комплексу тестов значительно возросли, причем величина прироста показателей у тхэквондисток экспериментальной группы оказалась существенно больше, что способствовало увеличению их превосходства в показателях скоростно-силовых качеств, ловкости, координационных способностей и выносливости по сравнению со спортсменками контрольной группы.
Особенно значительно такое превосходство тхэквондисток экспериментальной группы в тех тестах, которые включают в себя элементы соревновательных упражнений.
Так, время удержания ноги в ударной фазе ап-чаги у них больше на 20,4 с (р<0,001), а время выполнения 10 ударов долео-чаги лучше на 1,71 с (р<0,05). Вместе с тем, и в большинстве тестов преимущество спортсменок экспериментальной группы также весьма существенно: в прыжке в длину с места - на 5 см (р<0,05), в челночном беге 3х8 м - на 0,21 с (р<0,05), в количестве запрыгиваний на скамью в течение 15 с -на 2,6 раза (р<0,01).
Наличие такой положительной динамики показателей общей и специальной физической подготовленности предопределило более значительный прирост спортивнотехнических показателей тхэквондисток экспериментальной группы, что выразилось в достоверном превосходстве эффективности технико-тактических действий (р<0,01) по сравнению со спортсменками контрольной группы.
О высокой эффективности экспериментальной программы свидетельствует также и более значительный рост спортивных достижений тхэквондисток экспериментальной группы, установленный в процессе наблюдений. Так, две испытуемые этой группы стали серебряными призерами чемпионата Европы, одна - призером чемпионата мира среди военнослужащих; две испытуемые стали призерами чемпионата России, три - чемпионами России. Таким образом, результаты апробации разработанной экспериментальной программы как на основе анализа динамики физических качеств и технико-тактических показателей тхэквондисток, так и путем сравнения прироста спортивных результатов, убедительно подтвердили высокую эффективность экспериментальной программы подготовки спортсменок высокой квалификации в тхэквон-до, основанной на целесообразной интеграции ведущих сторон подготовки тхэквондисток в процессе спортивного совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключников, Е.Ю. Тхэквон-до - перспективы сохранения и развития в свете прошедших олимпийских игр / Е.Ю. Ключников // WTF Тхэквон-до : официальное издание тхэквон-до России. - 2004. - № 2-3 (3-4). - С. 29.
2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
3. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов : монография / Б.И. Тараканов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.
- СПб. : [б.и.], 2000. - 162 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ УГПИ
Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)
Аннотация
Обосновывается разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс специаль-