Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в сфере культуры здоровья у студентов факультета физической культуры УГПИ'

Формирование профессиональных компетенций в сфере культуры здоровья у студентов факультета физической культуры УГПИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / HEALTH CULTURE / PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE IN PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглоблин К. А.

Обосновывается разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс специальных инновационных курсов оздоровительной направленности, которые повышают качество профессиональных компетенций в сфере культуры здоровья у студентов факультета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оглоблин К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN HEALTH CULTURE OF THE STUDENTS OF THE PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT OF USSURIISK STATE TEACHERS INSTITUTE

Developing and introducing of special health protection courses into educational process that improve quality of professional competence in health culture of students of the Physical education department have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в сфере культуры здоровья у студентов факультета физической культуры УГПИ»

аргументом этого доказательства является достижение испытуемыми более высокого уровня указанных показателей в течение эксперимента, причем их прирост достиг достоверных значений в заключительной его стадии.

Результаты тестирования по комплексу тестов значительно возросли, причем величина прироста показателей у тхэквондисток экспериментальной группы оказалась существенно больше, что способствовало увеличению их превосходства в показателях скоростно-силовых качеств, ловкости, координационных способностей и выносливости по сравнению со спортсменками контрольной группы.

Особенно значительно такое превосходство тхэквондисток экспериментальной группы в тех тестах, которые включают в себя элементы соревновательных упражнений.

Так, время удержания ноги в ударной фазе ап-чаги у них больше на 20,4 с (р<0,001), а время выполнения 10 ударов долео-чаги лучше на 1,71 с (р<0,05). Вместе с тем, и в большинстве тестов преимущество спортсменок экспериментальной группы также весьма существенно: в прыжке в длину с места - на 5 см (р<0,05), в челночном беге 3х8 м - на 0,21 с (р<0,05), в количестве запрыгиваний на скамью в течение 15 с -на 2,6 раза (р<0,01).

Наличие такой положительной динамики показателей общей и специальной физической подготовленности предопределило более значительный прирост спортивнотехнических показателей тхэквондисток экспериментальной группы, что выразилось в достоверном превосходстве эффективности технико-тактических действий (р<0,01) по сравнению со спортсменками контрольной группы.

О высокой эффективности экспериментальной программы свидетельствует также и более значительный рост спортивных достижений тхэквондисток экспериментальной группы, установленный в процессе наблюдений. Так, две испытуемые этой группы стали серебряными призерами чемпионата Европы, одна - призером чемпионата мира среди военнослужащих; две испытуемые стали призерами чемпионата России, три - чемпионами России. Таким образом, результаты апробации разработанной экспериментальной программы как на основе анализа динамики физических качеств и технико-тактических показателей тхэквондисток, так и путем сравнения прироста спортивных результатов, убедительно подтвердили высокую эффективность экспериментальной программы подготовки спортсменок высокой квалификации в тхэквон-до, основанной на целесообразной интеграции ведущих сторон подготовки тхэквондисток в процессе спортивного совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключников, Е.Ю. Тхэквон-до - перспективы сохранения и развития в свете прошедших олимпийских игр / Е.Ю. Ключников // WTF Тхэквон-до : официальное издание тхэквон-до России. - 2004. - № 2-3 (3-4). - С. 29.

2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

3. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов : монография / Б.И. Тараканов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.

- СПб. : [б.и.], 2000. - 162 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ УГПИ

Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)

Аннотация

Обосновывается разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс специаль-

ных инновационных курсов оздоровительной направленности, которые повышают качество профессиональных компетенций в сфере культуры здоровья у студентов факультета физической культуры.

Ключевые слова: культура здоровья, студент, профессиональная компетенция по физической культуре.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN HEALTH CULTURE OF THE STUDENTS OF THE PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT OF USSURIISK STATE TEACHERS INSTITUTE

Konstantin Alekseevich Ogloblin, senior lecturer, candidate of medical sciences, Ussuriisk State Pedagogical Institute

Abstract

Developing and introducing of special health protection courses into educational process that improve quality of professional competence in health culture of students of the Physical education department have been substantiated.

Key words: health culture, physical education department, professional competence in physical education.

В настоящее время подготовка будущего учителя-профессионала рассматривается через понятие «профессиональной компетентности», формирование которой включает в себя следующие этапы.

Педагогическое образование будущего учителя начинается на уровне педагогической грамотности. Но наличие этой грамотности далеко не всегда означает профессиональную пригодность, под которой подразумевается совпадение профессиональных требований и возможностей человека, позволяющих ему не только выполнять специфические требования, но при этом достигать в своем труде общественно значимого результата. Возможность такого достижения обусловлена, с психологической точки зрения, способностями, личностными качествами, уровнем и характером мотивации, обученностью профессиональным знаниям и умениям [3].

Студент реально пригоден к педагогическому труду на уровне профессиональной компетентности. Если индивидуальный стиль деятельности, сформированный на основе эффективного типа обучения, подкрепляется мотивационной направленностью и совпадает с профессиональными требованиями, начинающий учитель достигает уровня соответствия педагогической профессии. Соответствие, а не просто пригодность к педагогической деятельности, означает, что процесс идентификации с выбранной профессией завершен, и что мотивы трудовой деятельности становятся ведущими в иерархической системе. Профессия превращается для человека в способ творческого самовыражения, открывает ему пути личностного совершенствования [3].

Необходимо, чтобы педагогический компонент вузовского профессионального педагогического физкультурного образования был ориентирован на формирование профессиональной компетентности, соответствующей современным запросам меняющегося общества [2].

Подготовка специалистов в сфере физической культуры включает в себя физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду ЗОЖ, сферу услуг, туризм, сферу управления, научные изыскательные работы и исполнительное мастерство [1].

Особая роль принадлежит подготовке педагогов в сфере физической культуры в формировании у них культуры здоровья.

Культура здоровья должна быть интегральной, развивающейся на стыке педагогики, биологии, медицины, генетики, психологии, физической культуры и других наук (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие культуры здоровья с другими науками

Важную роль в формировании культуры здоровья у студентов играет разработка и внедрение в учебно-образовательный процесс инновационных специальных курсов оздоровительной направленности:

- валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе;

- валеологические аспекты физической культуры;

- экология человека;

- травматизм в спорте;

- спортивная реабилитология, диетология, фармакология.

В процессе формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере физической культуры выделяем три основных этапа.

Первый этап (1-2-й курсы) направлен, прежде всего, на формирование у студентов инновационного мышления, мотивированного освоения инновационных технологий, понимания того, что лишь инновационные технологии позволят практически реализовать идеи новой парадигмы в области физической культуры и спорта (ФКиС).

Второй этап (3-4-й курсы) направлен на непосредственное знакомство с традиционными и инновационными технологиями в рассматриваемой области. На данном этапе, когда студенты приступают к изучению специальных дисциплин, необходимо максимально донести до них содержание наиболее известных инновационных технологий в области ФКиС и сформировать способность к поиску и освоению передового опыта и проецированию его на сферу профессиональной деятельности.

Третий этап (4-5-й курсы) предусматривает практическую реализацию инновационных технологий ФКиС в процессе педагогических и производственных практик.

Разделение на этапы и определение ведущих целей для каждого из них достаточно условно, так как формирование всех компонентов профессиональной компетентности происходит в той или иной степени на каждом из этапов.

При изучении вышеуказанных курсов у студентов более глубоко и осознанно формируется значение культуры здоровья для всего населения как важнейшего фактора укрепления здоровья. Нами разработаны профессиональные компетенции для студентов физкультурных вузов по культуре здоровья.

Ключевые компетенции: отношение к здоровью как высшей ценности; обладание качествами здоровой личности в физическом, психическом, социальном, духовном плане; мотивации к ЗОЖ; способность к прогнозированию своего будущего через укрепление здоровья; отношение к вредным привычкам; мотивация к регулярным занятиям двигательной активностью; умение преодолевать стрессовые ситуации; коммуникативные способности, исключающие конфликтность; обладание широким кругозором; способность к проявлению духовно-нравственных качеств.

Базовые компетенции: умение применять знания медико-биологических основ оздоровительной физической культуры для всех участников образовательного процесса; способность работать в группах здоровья с людьми разного возраста; умение эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса по оздоровительной физической культуре (родители, администрация, педагоги, психологи, врачи и учащиеся); самосовершенствование и самодисциплина; умение качественно проводить научно-исследовательскую работу в области оздоровительной физической культуры; способность вести здоровый образ жизни.

Специальные компетенции: способность устанавливать, формулировать и решать оздоровительные задачи физической культуры; соблюдение требований экогигиены и психогигиены; умение формировать культуру здоровья у учащихся образовательного учреждения; умение разрабатывать и реализовывать меры профилактики травматизма; способность управлять своим поведением и поведением учащихся при чрезвычайных и опасных ситуациях; применять приобретенные знания, умения, навыки, современные подходы и средства в практике сохранения и укрепления здоровья; способность организовывать и проводить занятия по различным формам физической культуры оздоровительной направленности; способность к проявлению нравственнокультурного поведения.

В педагогическом эксперименте было применено анкетирование студентов, обучавшихся в 2003-2005 учебных годах, которым не читались вышеуказанные курсы, и обучавшихся в 2006-2008 учебных годах, которым эти курсы читались (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что в результате педагогического эксперимента у выпускников повысился уровень формирования профессиональных компетенций (ключевых, базовых и специальных) и профессиональной компетентности (способность организовать и проводить занятия по различным формам физической культуры оздоровительной направленности на качественном уровне) с 55% до эксперимента до 81% после эксперимента.

Таким образом, внедрение в учебно-образовательный процесс инновационных специальных курсов оздоровительной направленности повышает качество знаний, профессиональных навыков, умений и профессиональной компетентности у выпускников факультета физической культуры УГПИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры [Текст] / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11. - С. 40-45.

2. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина.

- М. : Дело, 1994. - 216 с.

3. Чернышева, Н.С. Проблемы психологической подготовки студентов педагогического вуза [Текст] / Н.С. Чернышева // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 140-142.

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональных ____________________компетенций в сфере культуры здоровья____________________

Компетенции Число испы- туемых До эксперимента После экспери- мента

I. Ключевые компетенции

1.Отношение к здоровью как высшей ценности 100 40 72

2. Обладание качествами здоровой личности в физическом, психическом, социальном, духовном плане 100 40 94

3. Мотивации к ЗОЖ 100 56 91

4. Способность к прогнозированию своего будущего через укрепление здоровья, отношение к вредным привычкам 100 49 92

5. Мотивация к регулярным занятиям двигательной активностью 100 69 82

6. Умение преодолевать стрессовые ситуации 100 52 96

7. Коммуникативные способности, исключающие конфликтность 100 63 96

8. Обладание широким кругозором 100 74 92

9. Способность к проявлению духовно-нравственных качеств 100 51 89

П. Базовые компетенции

1. Умение применять знания медико-биологических основ оздоровительной физической культуры для всех участников образовательного процесса 100 42 71

2. Способность работать в группах здоровья с людьми разного возраста 18 82 95

3. Умение эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса по оздоровительной физической культуре (родители, администрация, педагоги, психологи, врачи и учащиеся) 100 63 96

4. Самосовершенствование и самодисциплина 100 63 87

5. Умение качественно проводить научно-исследовательскую работу в области оздоровительной физической культуры 100 89 95

6. Способность вести здоровый образ жизни 100 52 84

Ш. Специальные компетенции

1. Способность устанавливать, формулировать и решать оздоровительные задачи физической культуры 100 41 69

2. Соблюдение требований экогигиены и психогигиены 100 76 92

3. Умение формировать культуру здоровья у учащихся образовательного учреждения 100 49 81

4. Умение разрабатывать и реализовывать меры профилактики травматизма: - студенты со средней спортивной квалификацией; - студенты с высокой спортивной квалификацией 50 50 20 35 41 69

5. Способность управлять своим поведением и поведением учащихся при чрезвычайных и опасных ситуациях 100 82 96

6. Умение применять приобретенные знания, умения, навыки, современные подходы и средства в практике по сохранению и укреплению здоровья 100 51 94

7. Способность организовывать и проводить занятия по различным формам физической культуры оздоровительной направленности: - на высоком уровне; - на хорошем уровне; - на среднем уровне; - на низком уровне 100 23 32 25 20 37 44 17 2

8. Способность к проявлению нравственно-культурного поведения 100 38 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.