Научная статья на тему 'Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца'

Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН-ПЛОВЕЦ / РЕЗОНАНС / ВОДА / "ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ КАПСУЛА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ" / 'HYDRODYNAMIC CAPSULE OF RELOCATION' / ATHLETE OF SWIMMING / WATER / RESONANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Мосунова Мария Дмитриевна, Назаренко Юрий Алексеевич

В статье впервые ставится и рассматривается проблема формирования пространства воды вокруг спортсмена-пловца в условиях водной среды плавательного бассейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Мосунова Мария Дмитриевна, Назаренко Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water space formation around the swimmer athlete

The problem of formation of space of water around the swimmer in the conditions of the water environment of swimming pool for the first time is put and considered.

Текст научной работы на тему «Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца»

чии патологической) мы можем оказывать прямое воздействие на степень патологии.

Если мы рассмотрим спортивные классификации за последние 70 лет, то увидим, что они неоднократно изменялись в сторону снижения спортивных результатов.

При оценке индивидуальной специфичности нормы, а также при составлении оценочных таблиц уровней физического и функционального состояния - это явление необходимо учитывать в АФК, в спорте, физиологии и медицине. Следует заметить, что за последние 15-20 лет величины пульса у многих студентов и студентов СМГ превышают норму. Психосоциальный фон в настоящее время совсем иной, чем 20 лет назад

ЛИТЕРАТУРА

1. Применение наукоемких технологий в системе вузовского образования по физическому воспитанию : учебное пособие / В.А. Милодан, А.И. Крылов, И.В. Евграфов, С.А. Малышева ; ПГУПС. - СПб. : [б.и.], 2003. - 46 с.

2. Милодан, В.А. Унифицированная система физической и функциональной подготовки студентов специальных медицинских групп и оценка ее результативности / В.А. Милодан, А.И. Крылов, С.А.Малышева // Адаптивная физическая культура. -2003. - № 3. - С. 17-19.

3. Применение наукоемких технологий в физическом воспитании и адаптивной физической культуре для повышения резервных возможностей организма студентов : учеб. пособие / В.А. Милодан, С. А. Романченко, О.П. Цветкова, В.И. Тропников, Ю.А. Смирнов. - СПб. : [б.и.], 2008. - 60 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВОДЫ ВОКРУГ СПОРТСМЕНА-

ПЛОВЦА

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук,

профессор,

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,

Юрий Алексеевич Назаренко, доцент, Заслуженный тренер РФ Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье впервые ставится и рассматривается проблема формирования пространства воды вокруг спортсмена-пловца в условиях водной среды плавательного бассейна.

Ключевые слова: спортсмен-пловец, резонанс, вода, «гидродинамическая капсула перемещения».

WATER SPACE FORMATION AROUND THE SWIMMER ATHLETE

Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Jury Alekseevich Nazarenko, the senior lecturer,honored coach of the Russian Federation,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The problem of formation of space of water around the swimmer in the conditions of the water environment of swimming pool for the first time is put and considered.

Keywords: athlete of swimming, water, resonance, ‘hydrodynamic capsule of relocation’.

Результаты, выполненных ранее многолетних исследований взаимодействия тела пловца с водой [1, 3, 4], показавших разнонаправленность отклонений индикаторов-

кисточек укрепленных на пловце в зависимости от гребковых и подготовительных фаз техники движений и способа плавания. [5]. Визуализация вихревых потоков воды, вызванных движением туловища и конечностей спортсмена; разработанные технически доступные методы актуализации (визуальной, тактильной, опосредованной) потоков, вызванных пловцом, остаются не замеченными и не востребованными большинством российских специалистов - теоретиков и практиков-тренеров.

К сожалению, как в теории, так и на практике продолжают использовать возведенный в парадигму методический прием, удобный для первичного «условного» представления описания техники плавания, типа - «представим себе, что на пловца набегает поток воды». Об этой «условности представления» благополучно забыли, и этот хороший методический прием для начального обучения плаванию перенесли напрямую в понятие техники плавания, тем самым «вынимая из сознания» тренера основополагающие факты:

- пловец продвигается в неподвижной воде бассейна;

- взаимодействует с подвижной гидродинамической опорой; сам вызывает разнонаправленные потоки воды и взаимодействует с ними, увлекает за собой течение воды.

Эти взаимодействия вызывают изменение характеристик неподвижного объема пространства водной среды плавательного бассейна. Изменение характерных свойств состояния водной среды плавательного бассейна оказывает влияние на спортивный результат. Последнее хорошо известно: плавать легче «в глубоком бассейне», чем в «мелком»; плавать легче по средней дорожке, чем по крайней; восприятие техники плавания в условиях гидродинамического бассейна с обращенным течением, принципиально другое, чем в спортивном бассейне.

Выполненное нами (с 2003 года в КНГ сборной команды РФ по паралимпийскому плаванию) эффективное внедрение вышеприведенных авторских знаний и умений, однако, не позволяет объяснить некоторые особенности техники паралимпийского плавания, а потому и сдерживает дальнейший прогресс в управлении двигательным действием пловца в воде.

С целью разработки современной системы мер, направленной на повышение эффективности и качества совершенствования технико-тактической подготовленности пловца, требуется уточнения и углубления теоретических и практических представлений о формировании гидромеханического пространства вокруг спортсмена.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ и обобщение: специальной литературы, авторского многолетнего опыта изучения и совершенствования техники плавания высококвалифицированных пловцов и пловцов паралимпийцев, результатов надводной и подводной фото, кино-, видео съемки; визуализация изменения свойств пространства воды бассейна; способы изучения взаимодействия вызванных потоков воды с телом пловца; многолетние модельные и естественные педагогические эксперименты, моделирование.

ПРИНЯТЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Результаты рассматриваются применительно к плаванию спортсмена на первом отрезке дистанции в условиях соревнований, не учитываются:

- вход в воду и начало первых плавательных движений пловца;

- течение воды из отверстий в бортах и дне бассейна, вмонтированных для циркуляции воды;

- гидродинамические явления, вызванные пловцом, плывущим по соседней дорожке;

- преодоление второго и последующих отрезков дистанции;

- технико-тактическое изменение техники плавания, в том числе, в зависимо-

сти от стартового разгона и входа в поворот.

В других условиях плавания спортсмена (подводная часть старта, поворот, дистанция более 25 метров на соревнованиях и на тренировке) формирование гидромеханического пространства вокруг спортсмена образует более сложную структуру, в настоящей работе не рассматривается.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогическая позиция отражает, прежде всего, знания и умения использования тренером и спортсменом явлений, свойств, механизмов и условий влияния водной среды на пловца, а также их совместную готовность осознать практическую значимость вскрытого фактологического резерва совершенствования двигательных действий, путем использования закономерностей формирования пространства воды вокруг спортсмена-пловца в условиях водной среды плавательного бассейна.

Факт 1. Человек, погружаясь в воду, вытесняет определенный объем воды равный объему погруженного в воду тела или части его тела. Нарушается относительно «целостная форма неподвижного объема воды плавательного бассейна».

Факт 2. К поверхности тела и купального костюма, по всему объему погруженного тела или его части, прилипает тонкий пограничный слой воды. Прилипший слой (несколько слоев молекул воды, кластеров) остается неподвижным на данном месте на поверхности кожи или купального костюма. Находясь за прилипшим слоем воды, следующие молекулярные слои вовлекаются в формирующееся течение по направлению и траектории этой части тела в неподвижном окружающем пространстве воды.

Впереди любой движущейся части тела (голова, рука, нога, туловище) в неподвижной толще воды бассейна происходит одновременное смещение части массы объема воды в направлении траектории продвижения этой части тела. При одномоментном «расталкивании» в противоположные стороны - с боков этой же части тела и увлечением за собой в этом же направлении течения мощных вихревых потоков воды. Это гидродинамическое явление характеризуется волнообразованием и турбулентностью, наблюдается визуально, - на поверхности воды и специальной съемкой, - под водой.

Подводные авторские кино-, видео-, фото - съемки зафиксировали формирование изменения в пространственно - временном свойстве объема воды плавательного бассейна в виде мощной гидродинамической капсулы перемещения воды совместно с пловцом.

Факт 3. Выявленная нами впервые «мощная гидродинамическая капсула перемещения» представляет собой сложное гидродинамическое явление, заключающееся в том, что при плавании пловца на дистанции в условиях воды бассейна возникает пространственно-временная гидродинамическая система «пловец-вода». Системоформирующим фактором является двигательная деятельность пловца. Мощная гидродинамическая капсула перемещения фиксируется как сложное гидродинамическое явление пропульсивного воздействия на свойства водной среды бассейна, заключающееся в том, что продвижение пловца на дистанции происходит внутри мощной гидродинамической капсулы перемещения. Сама капсула, вместе «с заключенным пловцом», смещается вперед, образуя в неподвижной среде плавательного бассейна стенки водного канала, расталкивая и раздвигая их поверхность.

Мощная гидродинамическая капсула перемещения имеет, как правило, вытянутую конусообразную форму, в которой выделяются четыре основных объема:

• головная часть наиболее узкая, сдвигает воду перед пловцом и формирует высокую (первую) волну, относительно плотную, характеризуется повышенным гидромеханическим давлением. Место расположения относительно тела спортсмена -впереди головы и плечевого пояса, или впереди руки в фазе «вход в воду». Смещение, массы воды перед телом пловца происходит в направлении: вперед-вверх-встороны-вниз при надводном волнообразовании, и одновременно в направлении: вперед-вниз-

встороны-вниз при подводном волнообразовании;

• грудная часть, - характеризуется переменным направлением, двух вызванных руками, крупных вихрей гидродинамического течения. Место расположения: вблизи передней части тела и бедер пловца.

Смещение сбоку туловища и сбоку конечностей пловца массы воды происходит в результате движения частей тела:

- при ассиметричном, - то с правой, то с левой стороны, отрыве мощных вихревых потоков, образуя «дорожку Крамера» (в способах кроль на груди, кроль на спине);

- при симметричном - одновременно (в способах брасс на груди, брасс на спине, дельфин).

Смещение за движущейся конечностью и туловищем пловца массы турбулентной воды формируется, благодаря засасывающему действию вызванных вихревых потоков:

- хвостовая часть, - «рыхлая» зачастую с воздушными пузырьками, характеризуется пониженным местным гидродинамическим давлением. Место расположения: вблизи стопы, голени, плеча пловца. Ее форма зависит от способа плавания и, в случае плавания инвалида, от индивидуальных особенностях поражения конечностей;

- гидродинамический крупный вихревой след, остается в капсуле воды, визуализируется воздушными пузырьками, после перемещения мощной капсулы вперед, остается в данном месте возмущенного водного пространства, - постепенно размывается в течение 7-15 с.

Выявлено, что мгновенные значения скорости головной и грудной части капсулы зависят от способа плавания. В некоторых местах, взаимодействия с телом пловца вихревых потоков воды образованных в результате движений рук в повторяющихся циклах движений, местный вектор скорости течения воды ориентирован (по индикаторам кисточкам) в направлении продвижения пловца, скорость которого достигает 3,5 м/с. Собственно сама капсула «пловец-вода» перемещается основной массой вдоль стенок желоба неподвижной воды бассейна в направлении продвижения пловца и постепенно размывается.

Для обобщения фиксированных результатов взаимодействия двигательной активности пловца и гидродинамической капсулы перемещения применим метод анализа периодических волновых процессов. В данном случае в системе «пловец-вода» следует рассматривать не только частоту (темп) движений спортсмена, но и собственную частоту колебания «капсулы перемещения». Если оба колебания совпадают по фазе, то после приложения импульса гребковых усилий и вызванных пловцом потоков воды, в системе устанавливаются вынужденные резонансные колебания. Что приводит к са-моувеличению скорости продвижения пловца на дистанции. По аналогии раскачивания ребенка на качелях, как резонансное сгибание-разгибание ног в коленных суставах увеличивает амплитуду раскачивания, так при плавании в резонансном режиме «пловец-вода» - увеличивается «шаг» пловца. Резонансный режим включается составной частью в способы и приемы резонансного метода тренировки пловца для эффективного развития тактико-технической подготовленности пловца в соревновательном периоде многолетней подготовки высококвалифицированного спортсмена [2].

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Следует помнить, скорость продвижения «гидродинамической капсулы перемещения» в определенные фазы цикла двигательных действий повышает минимальное значение внутрицикловой скорости пловца. Иначе, образованная пловцом гидродинамическая капсула перемещений в резонансном режиме подталкивает пловца, увеличивая шаг. В процессе резонансного метода тренировки пловца целесообразно использовать резонансный режим совпадения продвижения вперед «гидродинамической капсулы перемещения» с направлением вызванного руками потока воды в сторону продви-

жения пловца на дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон, С.М. Техника спортивных способов плавания / С.М. Гордон. - М. : Советский спорт, 1968. - 199 с.

2. Мосунов, Д.Ф. Резонансный метод тренировки пловца / Д.Ф. Мосунов, И. Л. Тверяков, И. В. Клешнев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Паралимпийское плавание. Гидрореабилитация», 7-10 декабря 2008 года / ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», ООИ «Плавин». - СПб., 2009. - С. 9-14.

3. Мосунов, Д.Ф. Использование попутного потока воды за рукой при плавании // Вопросы совершенствования техники плавания и методики спортивной тренировки пловца : сб. науч.-метод. работ по водным видам спорта / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1972. - С. 66-69.

4. Мосунов, Д. Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) : дис. ... д-ра пед. наук / Мосунов Д.Ф. -СПб., 1992. - 306 с.

5. Першин, С.В. Основы гидробионики / С.В. Першин, Д.Ф. Мосунов. - Л. : Судостроение, 1988. - 262 с.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Тамара Владимировна Нестеренко, аспирант,

Денис Александрович Кружков, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье раскрывается содержание мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов сервисных специальностей. Проводится анализ мотивационной структуры получения высшего и среднего профессионального образования. Определяется степень осознанности студентом заинтересованности в получении образования.

Ключевые слова: мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов, доминирующие мотивы в получении высшего среднего и профессионального образования.

MOTIVATION RESEARCH OF THE EDUCATION RECEIVING BY SERVICE

SPECIALTIES STUDENTS Tamara Vladimirovna Nesterenko, the post-graduate student,

Denis Aieksandrovich Kruzhkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The article reveals the content of motivation of learning and professional work of students with service specialties. The analysis of motivational structure of receiving the higher and average vocational training has been carried out. The student’s degree of awareness of interest in education is defined.

Keywords: motivation of educational and professional activities of students, dominating motives to get higher and vocational education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с подготовкой к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, одной из основных задач стала подготовка молодежи к выбору профессии в индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.