№ 1 (2) сентябрь 2007 • национальный психологический журнал
ИССЛЕДОВАНИЯ
Психоэмоциональное благополучие современных подростков
А. И. Подольский, О. А. Идобаева
Насколько современные дети осознают те трудности, с которыми приходится сталкиваться нам, взрослым? Ведь через несколько лет они будут решать свои, наверное, также нелегкие жизненные проблемы. Придут ли они к своей взрослости психологически благополучными? Ответ на этот вопрос могут дать научные исследования, ставящие своей задачей получение достоверного прогноза: что будет с нашими детьми в будущем, как скажутся на них последствия социально-экономических изменений конца ХХ — начала XXI века.
В течение последних десяти лет в ряде регионов России и других стран СНГ систематически велось и продолжает проводиться исследование психоэмоционального благополучия подростков. Полученные данные, касающиеся учащихся старших классов, малоутешительны. Около тридцати процентов обследованных ребят в возрасте от 13 до 17 лет показали весьма существенное превышение допустимого для данной возрастной категории уровня эмоционального неблагополучия и даже депрессивности. Эти данные оказались выше аналогичных показателей, полученных исследователями у западноевропейских и североамериканских подростков. Кроме того, они варьируют от региона к региону Но знают ли об этом руководители органов управления образования, школьная администрация, местные власти?
Более углубленный анализ показал, что эмоциональное неблагополучие подростков не связано напрямую с материальным благополучием семьи и далеко не всегда имеет отношение к тем параметрам, которые принято считать значимыми в этом возрасте: учеба, общение со сверстниками. Оказывается, что подростки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями (какими бы «взрослыми» и независимыми
от родителей они ни старались казаться себе и окружающим).
К сожалению, родители, в большинстве своем занятые своими проблемами, не очень задумываются о том, какую цену за их занятость могут заплатить и платят их взрослеющие дети. А ведь эмоциональная угнетенность современных подростков приводит к задержке социального развития, конфликтности характера и, в итоге, дезадаптации в обществе.
Для нашего «рыночного» времени характерно пренебрежительное отношение к науке. Но если сейчас не обратиться к научным прогнозам и не прислушаться к рекомендациям ученых — последствия могут быть самыми плачевными.
Существуют три очень простых в формулировке и невероятно сложных в реализации требования, от реализации которых зависит, по нашему глубокому убеждению, будущее практической психологии образования в нашей стране.
Первое — школьные психологи не должны опираться в своей работе на здравый смысл и собственный эмпирический опыт, а предлагать научно обоснованные и практико-ориентированные разработки. Иначе что они могут предложить современному, грамотному, разумному, ориентированному на ученика учителю? Второе — разработки, которые предлагают психологи, должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было применять в реальной педагогической практике. И, наконец, третье. Важно, чтобы «хорошая теория» была хорошо адаптирована к условиям и вызовам современной жизни.
И здесь огромным, далеко еще не исчерпанным потенциалом является выдвинутая Л.С. Выготским и впоследствии развитая в работах Д.Б. Эльконина и конкретизированная современными авторами (А.Г. Асмолов, А.Л. Венгер, О.А. Кара-банова, Л.Ф. Обухова, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова,
Андрей Ильич Подольский
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования. Автор более 200 научных публикаций.
Ольга Афанасьевна Идобаева
Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой прикладной психологии Всероссийской государственной налоговой академии.
I
ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (2) сентябрь 2007 • национальный психологический журнал
Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин) система представлений о «социальной ситуации развития». Чрезвычайно перспективным представляется применение системы этих теоретических представлений к проблемам современного подростка. Ведь резким изменениям оказались подвержены различные социальные структуры, оказывающие влияние на динамику развития его личности (семья, школа, неформальные объединения и т.д.). Не всегда позитивную роль играют средства массовой информации, часто деструктивно влияя на психику подростка, создавая предпосылки для нарушений его эмоционально-волевой сферы, возникновения психических расстройств, девиантного поведения.
Психологическое неблагополучие подростков, в частности, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, грабежи, убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности, с депрессивными состояниями. Неоднократно продемонстрирована связь подростковой депрессивности с проблемами успеваемости, трудностями общения со сверстниками и старшими. Более того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаточное внимание к проблеме депрессив-ности подростков становится фактором риска во взрослом возрасте.
Эмоциональное неблагополучие подростка является одним из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка. Одним из наиболее ярких проявлений подобного неблагополучия являются депрессивные состояния (депрессивность). Еще пятнадцать-двадцать лет назад подростковая депрессивность в литературе практически не упоминалась, или использовалась как чисто медицинский термин.
Последние годы принесли радикальное изменение ситуации: за рубежом наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии — общей, педагогической, возрастной, клинической. Появляются фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные эпидемиологические и лонгитюдинальные исследования. Вместе с тем приходится констатировать, что «белых пятен» в решении данной проблемы остается еще очень много.
Психологические и психолого-педагогические аспекты депрессивных состояний у подростков, особенно в приложении к специфическим условиям социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены в отечественной литературе пока явно недостаточно, что существенно затрудняет проведение соответствующей психокоррекционной работы.
Целью настоящей публикации является представление крупномасштабного научно-практического проекта «Поиск ресурсов повышения психологического благополучия подростков России, Украины и Кыргызстана», задачами которого являлось, во-первых, определение актуального уровня психологического благополучия современных подростков и, во-вторых, поиск путей повышения этого уровня. Проект спонсировался программой Евросоюза ИНТАС ^ ¡ШЛБ № 1699-99) и выполнялся большим международным коллективом психологов России, Нидерландов, Финляндии, Украины и Киргизии под руководством проф. А.И. Подольского (МГУ, Россия) и проф. П. Хейманса (Университет Утрехта, Нидерланды).
Структура исследования
Первым его этапом был мониторинг уровня психологического благополучия (если точнее — неблагополучия) современных подростков на пяти экспериментальных площадках России, Украины и Киргизии. После этого осуществлялось разноплановое экспериментальное вмешательство (работа с самими подростками, родителями, учителями, школьной администрацией). Исследование завершалось проверкой эффективности подобного вмешательства и определением стратегии дальнейшей (последующей, то есть лежащей за пределами настоящего проекта) практической работы. В каждом регионе были задействованы две школы (контрольная и экспериментальная), и в каждой школе — по два 6-х, 7-х, 8-х и 9-х класса. Общий объем «подростковой» части экспериментальной выборки составил 2200 человек, кроме того, было обследовано 4100 родителей и 190 учителей.
Экспериментальная работа состояла из трех больших блоков.
Мониторинг уровня психологического благополучия подростков: 1-й, 2-й и 3-й срезы. На уровне 1-го среза проводилось изучение психологического благополучия учителей и родителей, а также осуществлялся тщательный анализ связи этих характеристик в целях выявления основных «болевых точек» в психоэмоциональном состоянии подростков.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил нам выделить ряд характеристик, изучение которых могло,
с нашей точки зрения, дать существенную информацию для решения основного вопроса исследования — поиска путей повышения психоэмоционального благополучия современных подростков:
• психоэмоциональное состояние подростков (уровень их тревожности и депрессивности);
• исследование некоторых параметров самосознания подростков;
• восприятие подростками взаимоотношений с родителями, сверстниками и учителями;
• психоэмоциональное состояние учителей и родителей;
• степень удовлетворенности родителей и педагогов в основных сферах жизни.
При этом использовались как известные отечественным исследователям, так и специально созданные психологические инструменты. Так, при работе с подростками мы применяли следующий набор методик: «Depriscope» — оригинальная методика измерения уровня подростковой депрессивности (Heymans,1996), «Лист жизненных событий для подростков» (Подольский, Идобаева, 1998), Подростковая версия 16 PF, Тест детско-родительских отношений АДОР (Васс-серман и др., 1996), Морфологический тест жизненных ценностей (Сопов, 2002), Модифицированная версия методики Marcia по изучению эго-идентичности (Карабанова, Орестова, 2002).
Взрослые (учителя и родители) обследовались с помощью следующего набора методик: Шкала депрессии Занг-Балашо-вой (Балашова, 1992), Русская модифицированная версия опросника «Мое психологическое благополучие» (Подольский, Идобаева, 1996), Самоактуализационный тест (Гозман и др., 1997).
Проведение экспериментального вмешательства (работа с подростками, родителями, учителями, школьной администрацией в экспериментальных школах). Повторный мониторинг уровня психологического благополучия подростков после проведения вмешательства: 4-й и 5-й срезы.
Полученные результаты
В результате проведения трех первых срезов была представлена объемная картина психоэмоционального благополучия подростков. Удалось выявить основные индикаторы их психоэмоционального неблагополучия (подростковой тревожности и депрессивности), а также тесно связанные с ними параметры социальной ситуации развития современных подростков. Так, удалось получить как сравнительно-возрастные и сравнительно-половые характеристики подростковой тревожности и депрессивности, так и их вариации на различных экспериментальных площад-
№ 1 (2) сентябрь 2007 • национальный психологический журнал ИССЛЕДОВАНИЯ
I
ках. Была обнаружена тесная связь этих характеристик не только с другими индивидуально-психологическими параметрами младших и старших подростков, но и с такими существенными элементами социальной ситуации развития в подростковом возрасте как взаимоотношение подростков с родителями и сверстниками.
На рисунке 1 нашли отображение сразу несколько закономерностей:
• во-первых, ясно виден рост эмоционального неблагополучия (условные единицы, ось ординат) на отрезке 1996-1997 - 1999-2000, причем это касается всех изучаемых параметров;
• во-вторых, не менее однозначно преобладание эмоционального неблагополучия девочек по сравнению с «сильным» полом, и, наконец, уровень психоэмоционального неблагополучия старших подростков (15-16 лет) существенно превосходит аналогичный показатель младшей части выборки (13-14 лет).
Рисунок 2 показывает вариации уровня психоэмоционального благополучия подростков на различных экспериментальных площадках. Все полученные различия статистически значимы, несмотря на их кажущуюся близость.
Мы можем констатировать, что ключевыми моментами, обнаружившими наиболее тесные связи с подростковым психоэмоциональным неблагополучием, оказались:
Со стороны характеристик подростков:
1) непонимание проблем, переживаемых подростками, со стороны родителей;
2) проблемы общения со сверстниками;
3) отсутствие навыков саморегуляции, и, как следствие, эмоциональная нестабильность;
4) неразвитость «Я-морального», неумение ориентироваться в ситуациях, содержащих моральные коллизии.
Со стороны родителей наиболее значимыми для психомоционального неблаго-
получия подростков оказались следующие характеристики:
1) недостаток или полное отсутствие адекватного понимания особенностей подросткового психического развития (в частности, эмоционального развития);
2) доминирование дисгармоничных стилей родительского воспитания, ха-растеризующихся враждебностью и/или непоследовательностью;
3) взаимное недопонимание родителей и подростков по вопросам, касающимся ценностей, потребностей и целей подростков.
Со стороны учителей на первый план выступили следующие параметры:
1) аналогично родителям — недостаток или полное отсутствие адекватного понимания особенностей подросткового психического развития (в частности, эмоционального развития);
2) недостаточное или неверное понимание того, каким образом эмоциональное состояние и настроение учителя влияет на психоэмоциональное состояние подростка;
3) эмоциональная нестабильность, отсутствие навыков саморегуляции.
Исходя из этих данных, на стадии экспериментального вмешательства проводились как групповые, так и индивидуальные тренинговые и психотерапевтические занятия с подростками, направленные на повышение их психологической компетентности и способности к саморегуляции, а также способствовавшие развитию их моральной компетентности. С учителями и школьной администрацией был проведен цикл занятий, направленных на ознакомление с психологическими особенностями современных подростков, данными мониторинга, а также на практическое овладение ими навыками саморегуляции. В ряде случаев по запросам педагогов проводились и индивидуальные консультации с ними. С родителями на каждой экспериментальной площадке организовывался цикл занятий-бесед, также направленных на ознакомление с психологическими
особенностями современных подростков, данными мониторинга. Поводились индивидуальные консультации по вопросам развития и обучения подростков, детско-родительских отношений.
Анализ результатов проведенного экспериментального вмешательства выявил достаточно противоречивую картину. В целом, мы можем констатировать, что избранная нами стратегия максимально полного воздействия на составляющие социальной ситуации развития подростка принесла свои результаты: на всех площадках уровень эмоционального неблагополучия подростков из экспериментальных групп существенно снизился. При этом обнаружился значительный разброс по данному параметру как между различными возрастными группами (коррекционно-развивающая работа со старшими подростками оказалась более эффективной), так и между различными площадками (наибольший эффект был получен в г. Петрозаводск (Россия) и г. Смела (Украина).
Нельзя не отметить и следующий любопытный факт: наряду с повышением уровня психоэмоционального благополучия у подростков из экспериментальных групп произошло (хотя и в существенно меньших размерах) аналогичное повышение уровня психоэмоционального благополучия и у подростков из контрольных групп! В ходе проведения экспериментального вмешательства выявился прежде недооценивавшийся нами потенциал повышения уровня моральной компетентности подростков для снижения их эмоционального неблагополучия.
Таким образом, проведенное исследование, наряду с получением целого ряда интересных научно-практических результатов, позволило выявить и существующие проблемы как в плане фундаментального психологического знания, так и в отношении практического применения научных наработок, возможностей их широкого использования в практике школьного, внешкольного и семейного обучения и воспитания.
Рис. 1. Интегральные данные, полученные во время мо- Рис. 2. Вариации уровня психоэмоционального благополучия под-ниторинга психоэмоционального благополучия подростков ростков на различных экспериментальных площадках
□ и-Н г -
□ 11-1« а н>
□ ЫЬньчим
ОД Ей 4*1
1996-1997 1999-2000