Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы формирования аутодеструктивного поведения у подростков в Республике Казахстан'

Социально-психологические факторы формирования аутодеструктивного поведения у подростков в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
765
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримова Раушан Бейдалиевна, Кенесбаев Серик Мухтарович, Казахбаева Гульнур Искакбековна

В статье раскрываются социально-психологические факторы и условия формирования аутодеструктивного поведения подростков в современных условиях образовательной среды РК. Авторами проведено социально-психологическое исследование школьников на предмет изучения эмоционального состояния, межличностных отношений и причин конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каримова Раушан Бейдалиевна, Кенесбаев Серик Мухтарович, Казахбаева Гульнур Искакбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы формирования аутодеструктивного поведения у подростков в Республике Казахстан»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 87.347:7+316.6

Каримова Раушан Бейдалиевна

Доктор психологических наук, профессор, зав. научно-технической лаборатории превентивной суицидологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, r.karimova@inbox.ru, Республика Казахстан, г. Алматы

Кенесбаев Серик Мухтарович

Доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Казахского национального педагогического университета имени Абая, Республика Казахстан, ге^ог@Матры.^, г. Алматы

Казахбаева Гульнур Искакбековна

Магистр психологии и педагогики, инспектор по научной работе научно-технической лаборатории превентивной суицидологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, emovea_kz@mail.ru, Республика Казахстан, г. Алматы

социально-психологические факторы формирования аутодеструктивного поведения

У ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАхСТАН

Аннотация. В статье раскрываются социально-психологические факторы и условия формирования аутодеструктивного поведения подростков в современных условиях образовательной среды РК. Авторами проведено социально-психологическое исследование школьников на предмет изучения эмоционального состояния, межличностных отношений и причин конфликтов.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, кризисные ситуации, социально-психологические факторы, пубертатный кризис, подростки.

Karimova Raushan Bejdalievna

Doctor of Psychological sciences, professor, head of the scientific and technical laboratory ofpreventive suicidology at the Kazakh national pedagogical university named after Abai, r.karimova@inbox.ru, Almati

Kenesbayev Serik Mukhtarovich

Doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the psychological- pedagogical faculty at the Kazakh national pedagogical university named after Abai, rector@kaznpu.kz, Almati

Kazakhbayeva Gulnur Iskakbekovna

Master of pedagogics and psychology, scientific inspector of the scientific and technical laboratory of preventive suicidology at the Kazakh national pedagogical university named after Abai, emovea_kz@mail.ru, Almati

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION AUTODESTRUCTIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. Some social-psychological factors and formation conditions of autodestractive behavior of teenagers in modern conditions of the educational Republic of Kazakhstan environment аге revealed. The authors conduct social-psychological research on an emotional pupils' condition, their interpersonal relations and the reasons of conflicts.

Keywords: autodestructive behavior, crisis situations, social-psychological factors, pu-bertational crisis, teenagers.

В условиях увеличения темпов и требований современного казахстанского общества нарастают острые социальные стрессы, кризисные ситуации в семье, межличностные кризисы, где подростки являются наиболее уязвимым звеном общества, в силу биологических и индивидуально-личностных особенностей. Кризис морали и нравственности в общественных отношениях способствуют ухудшению социального самочувствия, нарастанию у подрастающего поколения страха перед реальной действительностью, утрате чувства безопасности и психологического комфорта. В связи с этим подростки в поисках средств защиты от напряжения, стресса, особенно те, кто обладает пониженной энергетикой и невысокими адаптационными способностями, нередко прибегают к стратегиям аутодеструктивного поведения. Проблема аутодеструктивного поведения среди подростков становится актуальной и для Казахстана на фоне глобальной тенденции роста аутодеструктивных расстройств у молодого поколения во всем мире.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека, когда происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [1].

Современные подростки обладают неопределенным социальным статусом, которое ведет к дополнительным проблемам при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни. В процессе взросления оказывается, что внутреннее «Я» не всегда совпадает с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабую волю, отсутствие целеустремленности довольно распространенная форма подростковой и юношеской самокритики [5].

Подростковые комплексы, определяют психологические особенности пубертатного кризиса. По мнению G. Nissen, пубертатный криз, кроме «кризиса идентичности», слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета проявляется, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или

его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению.

Подростковому комплексу свойственны определенные психологические особенности и поведенческие модели, описанные А. Е. Личко как реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) [3]. Е. НотЬш^ег описал пубертатный криз, включающий перепады настроения без достаточных причин и другие попеременные полярные проявления: повышенная ранимость и бравада, застенчивость и развязность, сентиментальность и черствость, жажда признания и подчеркнутая независимость, антиавторитарность и обожание случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование [4].

В современной психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Формирование «идентичности» в подростковом возрасте идет как результата распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Идентификация по Эриксону включает преемственность с индивидуальным прошлым, чувство постоянства, а также целостное ощущение Я, включающее цели, задачи и стиль жизни [6]. Диффузия идентичности, которая до определенной степени наблюдается у всех подростков, особенно выражена у подростков с психологическими проблемами; она характеризуется чувством неуверенности, беззащитности и бесцельности.

На пути к достижению идентичности подросток проходит ряд этапов: регрессию к инфантильному уровню со стремлением отстрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги, связанное с социальной незрелостью; чувство изоляции и опустошенности из-за страха утратить собственную идентичность в интимно-личностных отношениях; ожидание чуда, которое может внезапно изменить жизнь; страх перед общением, особенно с противоположным полом; враждебность и

презрение к существующим общественным ролям; презрение к отечественному и переоценка всего иностранного; стремление стать «ничем» в качестве единственного способа самоутверждения. Е. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н» [2]: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья и непереносимость тоски и одиночества. Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

С целью выявления факторов способствующих развитию аутодеструктивных форм поведения нами разработаны и апробированы на экспериментальных площадках г. Алматы анкеты для школьников. Вопросы, содержащиеся в анкетах, давали возможность оценивать эмоциональное состояние личности, характер взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками и выявить признаки скрытой депрессии.

В анкетировании участвовали школьники 5-11 классов. Количество школьников -231 человек, из них мальчики (М) - 113 человек, девочки (Д) - 118 человек.

В ходе анализа анкет были получены следующие итоговые данные

На вопрос «Тебе хорошо, когда ты находишься...», 39% опрошенных ответили, что им хорошо, когда они с друзьями - это связано с тем, что данная группа подростков удовлетворяет психологическую потребность или же сталкивается с не пониманием близких. Возможно, это связано с проблемами во взаимоотношениях с родными и близкими. 25% подростков ответили, что им хорошо, когда они находятся с родителями. 11 % отметили, что им лучше в школе.

25 % школьников отметили, что им хорошо в одиночестве. Эта группа подростков должна вызвать особые опасения. Велика вероятность наличия депрессий, стрессов, а возможно и суицидальных наклонностей. Также нельзя исключать того варианта, что данный контингент - активный пользователь социальных сетей, и живой общение не вызывает у них никакого интереса (рисунок 1).

Тебе хорошо, когда ты находишься...

11%

Наедине С друзьями С родителями

Рис. 1. «Тебе хорошо когда ты находишься.» (%)

На вопрос «Чаще всего ты чувствуешь непонимание со стороны.» (рисунок 2) 18% опрошенных не ответили, что говорит о желании скрыть какие-то особые данные, либо свидетельство о действительном отсутствии такого явление, как чье-либо непонимание. 25% сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с педагогами, 36% подростков ответили, что они сталкиваются с непониманием родителей.

Чаще всего ты чувствуешь непонимание со стороны:

18% 18%

Одноклассников 25% Родственников

36% Друзей

Учителей

3%

Рис. 2 «Чаще всего ты чувствуешь непонимание со стороны:» (%)

На вопрос «Неприятные ситуации в твоей жизни чаще всего связаны с.» (рис. 3) 7% опрошенных не ответили ничего. Это свидетельствует о скрытии особых данных, необходима психологическая работа с данными подростками. 7% отметили, что неприятные моменты их жизни связаны с друзьями, что является фактом наличия проблем во взаимоотношениях со сверстниками. 32% подростков связывают все неприятности со школой.

3% опрошенных подростков отметили, что неприятные ситуации из их жизни связаны с родителями. Такие данные особо не удивляют, т. к. в подростковом возрасте непонимание между родителями и детьми не редкость. 11% школьников отметили, что неприятные ситуации из их жизни связаны

со сверстниками. Это свидетельство наличия незначительных проблем во взаимоотношениях с группой сверстников. Все это может быть вызвано психологическими особенностями подросткового возраста, гормональными всплесками.

Рис. 3 «Неприятные ситуации в твоей жизни чаще всего связаны с ...» (%)

На всех уровнях анкетирования школьников однозначно отмечается приоритет семьи, особенно в возрасте 11-13 лет. Так, в случае какой-либо острой ситуации 60% школьников ответили, что обращаются за помощью к родителям и только 2% — к учителю. При этом настораживает, что 16% детей вообще ни к кому не обращаются, следовательно, не имея поддержки ни стороны родителей, друзей или школы эти дети могут представлять группу риска при возникновении какой-либо трудной жизненной ситуации.

Признаки эмоциональной и коммуникативной депривации отмечены только у 3% школьников, однако именно они потенциально наименее защищены в конфликтных или других сложных ситуациях. У 11% детей возникает желание при определенных ситуациях уйти из дома, у 11% — такое желание появляется иногда. 78% школьников никогда не испытывает желание уходить из дома, что свидетельствует в определенной степени о семейном благополучии, позитивной позиции родителей.

Эти данные вполне коррелируются с ответами на вопрос «всегда ли тебя понимают родители»: 75% ответили, что родители их понимают всегда, и совсем не понимают только в 2% семей. Это говорит о достаточном уровне доверительности и взаимопонимания между родителями и ребенком. С другой стороны, анализ внутрисемейного функционирования показал, что только в

трети случаев (38%) возникающие вопросы в семье решаются с учетом мнения каждого, остальные отметили, что с ними считаются редко (35%) и в 27% случаев вообще никто не спрашивает их мнение. Таким образом, можно сделать заключение, что в большинстве семей преобладает авторитарный стиль воспитания.

Учитывая традиционность многодетных семей, мы установили, что 80% детей никогда не чувствовали или не замечали дефицита родительского внимания и любви, и только в 20% дети отмечали определенную ущемленность в семье. Это соответственно будет отражаться на формировании «поля собственной безопасности», способствовать развитию тревожности, заниженной самооценки у ребенка.

В подростковом возрасте отмечаются определенные смещение ценностных ориентиров: 39% подростков отмечают приоритет общения с друзьями, 25% - в семье, и только 11 % - в школе. При этом проблемы школьной жизни большинство из них предпочитают решать без педагогов.

Четверть опрошенных подростков предпочитают в одиночестве проводить свободное время. Здесь, по-видимому, значительную роль играет формирование зависимости от социальных сетей, однако нельзя исключить шлейф определенных депрессивных и тревожных постстрессовых стрессовых состояний, когда ребенок стремится к уединению.

Внутрисемейные конфликты не могут уладить более 50% подростков, 8% просто уходят из дома, 9% хотят что-то сделать с собой. В то же время, при возникновении школьных проблем подростки в 50 % случаев обращаются за помощью к родителям. Конструктивно уладить межличностную ситуацию пытаются только 46% подростков

Таким образом, исследование показало, что решающими факторами формирования аутодеструктивного поведения являются внутрисемейные конфликты, школьные проблемы и межличностные отношения со сверстниками. Склонность к аутодеструк-тивному поведению выявлена у 17% подростков , что определяет необходимость работы школьных психологов и педагогов как с семьей так и с учащимися.

Таким образом, для предотвращения аутодеструктивного поведения необходима

Неприятные ситуации в твоей жизни чаще всего связаны с ...

Со

взаимоотношениям и со сверстниками

Взаимоотно шениям и с родителями и близкими родственниками

профилактика межличностных отношений в школе, нормализация стиля общения педагогов с учащимися, оптимизация учебной деятельности учащихся, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности.

Библиографический список 1. Берно-Беллекур И. В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения. - СПб.: РГПУ, 2003. - 197с.

2. Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический проект, 2001. - 39с.

3. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 416с.

4. Подольский А. И., Идобаева О. А. Внимание: подростковая депрессивность. - М.: Генезис, 2004. - 202с.

5. Шнейдер Л. Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. - М.: «Первое сентября», 2009. - 56 с.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.