Научная статья на тему 'Психодинамики духовности и религиозности осужденных молодежного возраста'

Психодинамики духовности и религиозности осужденных молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ОСУЖДЕННЫЕ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОДИНАМИКА / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / SPIRITUALITY / RELIGIOUSNESS / PERSONALITY GROWTH / CONVICT YOUTH AGE PSIKHODINAMIKA / PSIKHODINAMICHESKIY APPROACH / PSIKHOKORREKCIYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

В статье анализируются результаты эмпирических исследований духовности и религиозности осужденных молодежного возраста мужского и женского пола в разные периоды отбывания наказания, гендерные различия духовного развития и личностного роста осужденных по мере отбывания наказания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the results of empiric researches of spirituality and religiousness are analysed convict youth age of sex of men and womanish in different periods of serving of punishment, gendernye distinctions of spiritual development and personality growth convict as far as serving of punishment.

Текст научной работы на тему «Психодинамики духовности и религиозности осужденных молодежного возраста»

ПСИХОДИНАМИКИ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА*

Д. В. Сочивко

Аннотация: в статье анализируются результаты эмпирических исследований духовности и религиозности осужденных молодежного возраста мужского и женского пола в разные периоды отбывания наказания, гендерные различия духовного развития и личностного роста осужденных по мере отбывания наказания.

Ключевые слова: духовность, религиозность, личностный рост, осужденные молодежного возраста, психодинамика, психодинамический подход, психокоррекция.

Summary: in the article the results of empiric researches of spirituality and religiousness are analysed convict youth age of sex of men and womanish in different periods of serving of punishment, gendernye distinctions of spiritual development and personality growth convict as far as serving of punishment.

Keywords: spirituality, religiousness, personality growth, convict youth age psikhodinamika, psikhodinamicheskiy approach, psikhokorrekciya.

В предлагаемой статье развиваемый нами в психологических исследованиях психодинамический подход [12-14; 17] мы намерены применить к исследованию психологических, интрапсихи-ческих личностных корней духовности и религиозности человека (на примере эмпирических исследований личностного роста в этом аспекте осужденных мо-

лодежного возраста в процессе отбывания наказания). Мы не будем подробно останавливаться на актуальности проблемы духовно-религиозного развития осужденных. В настоящее время это достаточно очевидно, что подтверждается следующими фактами.

Влияние Русской православной церкви на процесс исправления осужденных в местах лишения свободы продолжает нарастать, идет интенсивное строительство в исправительных учреждениях храмов и молельных комнат, в которых все большее число духовных лиц осуществляют окормление осужденных, что (как неоднократно отмечалось руководством ФСИН России) имеет явный позитивный эффект для их исправления и ресоциализации.

Это отражено и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [7], в ходе реализации которой руководством ФСИН России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью. Особое внимание этому вопросу в наших исследованиях уделяется в связи с исследованиями личности осужденных молодежного возраста, находящихся во вновь организованных воспитательных центрах, где еще не разработана психоло-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Рязанской области (проект № 12-1662001а(р)).

гическая концепция позитивных изменений личности и ее ресоциализации.

По данным ФСИН России, темп прироста верующих среди осужденных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных, при этом доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы [18]. С этой точки зрения изменение условий содержания в воспитательных центрах молодых преступников в лучшую сторону (казалось бы, позитивный момент) может снизить их интерес к духовно-религиозному росту.

Однако вернемся к психодинамическому подходу [13] в психологических исследованиях духовности и религиозности. На наш взгляд, он является наиболее адекватным для изучения указанного предмета по причине того, что изменения, которые происходят в личности в результате духовно-религиозного роста, носят ресурсный (а не уровневый), то есть психоэнергетический, психодинамический характер. Коротко поясним наше понимание психодинамики.

Психодинамика как научное направление изучения психических явлений и личности человека подробно обоснована нами в других публикациях [13].

Возможно, следовало бы назвать это направление «современная психодинамика», так как термин «психодинамика» использовался и ранее. Однако если внимательно изучить соответствующие разделы истории психологии, то мы увидим, что это не совсем так. Обычно появление психодинамики как направления связывают с глубинной психологией, более всего с именем З. Фрейда. В то же время при внимательном изучении

его трудов (да и работ других известнейших представителей глубинного направления — К. Юнга, А. Адлера и пр.) можно видеть, что он использовал этот термин крайне редко и только как вспомогательную характеристику, указывая лишь на психодинамический (побудительный, психоэнергетический) характер тех или иных процессов или явлений поведения человека. По З. Фрейду таких побудителей всего два — сексуальность и агрессивность. Иными словами, в основе любого поведения, любого действия лежит глубоко скрытый сексуальный или агрессивный мотив. Грубо говоря, в библиотеку мы идем не за интересной книгой (это следствие), а еще раз глянуть на симпатичную библиотекаршу. Такое, конечно, тоже бывает, но это скорее патология, чем норма, что и позволило З. Фрейду стать успешным психотерапевтом. Такой теоретический примитивизм возмутил его соратников — К. Юнга и А. Адлера. Каждый из них предложил свою более развернутую систему побудителей человеческого поведения, где сексуальность и агрессивность заняли скромное место. Однако все внимание исследователей по-прежнему было уделено изучению результата (что происходит с человеком), а не психоэнергетических составляющих, обеспечивающих его. Так, у А. Адлера: мальчик зол на весь мир, потому что у него среди прочих побудителей поведения имеется вот такой физический (психический) недостаток. Если недостаток становится основным побудителем, то это уже комплекс неполноценности. Измените побудитель — изменится поведение.

В последствии даже у К. Левина, который ближе всего подошел к психодинамической теории, отсутствует суще-

ствительное «психодинамика», а рассматриваются лишь психодинамические проявления. Даже его большой труд на эту тему называется «Психодинамическая психология».

Поясним изложенное на простом примере. Перед нами стоит стол. Факт стояния этого стола является для нас безусловным. Мы можем поставить его по-другому, более удобным образом, можем пользоваться им или не пользоваться, можем сесть за стол, можем встать и обойти его. Мы ни на секунду не задумываемся о том комплексе физических сил — тяжести, трения... вплоть до всемирного тяготения, которые обеспечивают стояние этого стола, хотя и знаем о них из школьной программы. Еще меньше мы задумываемся о том, что все эти силы действуют совместно, единым ансамблем. И если мы уберем из этого ансамбля хотя бы одну, казалось бы, не самую главную силу, например, силу трения ножек о поверхность пола, стояние прекратится в полном объеме, и нам придется бегать за столом по всей комнате. Этот невидимый глазу ансамбль физических сил может стать объектом специального изучения, что позволит создать общую теорию, способную объяснить, почему и как физические тела занимают свое место в пространстве и времени. До определенного момента развития физической науке наличие такого ансамбля сил лишь постулировалось, но специально не изучалось. После работ И. Ньютона начинает активно формироваться специальная теория физической механики, что позже и привело к технологическому прорыву Х1Х-ХХ вв. Так, в архитектуре строительство сверхвысоких зданий перестает быть достоянием гения архитектора, а становится нормой,

и сейчас множество обычных жилых домов по высоте превышают в несколько раз высоту какого-нибудь средневекового собора, еще три века назад казавшегося чудом.

Аналогичным образом и в психологии в конце XIX — начале XX в. было постулировано наличие невидимого ансамбля психических сил, который управляет поведением, но сам этот ансамбль не становится объектом научного изучения в классической психологии, изучаются лишь результаты его действия. В связи с этим и психотерапия до сих пор носит характер не науки, а искусства, и результат зависит исключительно от гениальности психотерапевта.

Нужно ли говорить о том, что в уголовно-исполнительной системе, при условии, когда в каждом учреждении имеется психологическая служба, а контингент, который обслуживает эта служба, представляет особую социальную опасность, такое положение дел не может считаться удовлетворительным?! Невозможно каждую колонию обеспечить психологом гением. Необходима общая теория, описывающая внутреннюю систему взаимосвязанных психических сил, запускающих и регулирующих поведение человека, доступная любому дипломированному специалисту психологу.

С историко-психологической точки зрения общеизвестен тот факт, что психологическая наука долгое время пыталась изучать психическое как замкнутое в самом себе, как объект, имеющий вполне определенное и неизменное и в своей структуре ни от чего не зависящее строение. В разных научных школах психическое рассматривалось по-разному, но всегда отдельно от духовного. Одна-

ко в настоящее время стало уже очевидным, что это позиция суть лишь официальной психологии. Во всем мире (У. Джеймс, К. Юнг, др.), а в особенности в России, связь психического и духовного для очень многих ученых была неразрывной (В. Соловьев, И. Ильин, Н. Лос-ский и др.). Кроме того, мы также хотели бы обратить внимание читателя и на менее заметный факт, что в ведущих концепциях отечественной психологии так или иначе эта непосредственная связь духовного и психического так или иначе подразумевалась, являясь существенным основанием эмпирических и теоретических исследований, несмотря на все запреты властной идеологии в то время. Это отразилось прежде всего в таких направлениях отечественной психологии, как культурно-историческая концепция психического Л.С. Выготского, теория направленности личности С.Л. Рубинштейна, теория деятельности А.Н. Леонтьева, структурные концепции личности К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. Переосмыслением отечественной психологии советского периода с этих позиций занимаются некоторые современные российские ученые [7].

Однако прямых эмпирических исследований психологических механизмов глубинной психодинамики личности, наполняющей содержанием эту живую и непосредственную (не как двух параллельных явлений) связь до сих пор достаточно мало. Хотя и существует большой теоретический задел в трудах В.И. Слободчикова, В.И. Исаева, священника Андрея Лоргуса по православной антропологии; в книгах протоиерея Влахо-са, В.К. Невяровича, священника Михаила Дронова по православной психотерапии и многих других [10].

Как в начале века писал Иван Ильин: «К сожалению, проникновенная и точная описательная психология, включающая в себя как корни инстинктивности, так и верхи духа, — есть дело будущего (выделено нами — Д.В.). Ученые психологи обладают часто элементарной психикой, малой духовностью и наблюдательным верхоглядством; их обычно интересует экспериментальная психофизиология, а свое первое и основное дело — дескрипцию и классификацию душевной жизни они предоставляют обычно наблюдательности художников. Само собой разумеется, что самая зоркая и неутомимая дескриптивная психология никогда не будет притязать на исчерпание материала» [5].

Тем не менее, на наш взгляд, такие исследования необходимы, и то будущее, о котором говорил И. Ильин, уже наступило. Как нам удалось убедиться, даже самые поверхностные результаты эмпирических разработок в этой области уже представляют большой интерес.

Использование в наших исследованиях классического (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин и др.) и современного психодинамического подхода, разрабатываемого нами [13, 14], позволило рассматривать выявляемые в процессе роста религиозности и духовности осужденных личностные изменения не по отдельным показателям, а как целостное развитие личности, где каждое свойство, утрачивая свою отдельность, рассматривается как энергетическая составляющая общего психоэнергетического обеспечения.

Как в классическом, так и в современном понимании психодинамика личности рассматривается как сложная ие-рархизированная система движущих

сил и побудителей личностного поведения. Однако если в классических учениях начала и середины XX в. определялся достаточно узкий круг таких сил (сексуальность и агрессивность у З. Фрейда, архетипы у К. Юнга, идеал, комплекс неполноценности и чувство общности у А. Адлера), то в современном понимании, как мы указывали в других работах [13, 14], необходима общая теория, описывающая внутреннюю систему взаимосвязанных психических сил, запускающих и регулирующих поведение человека. Причем в качестве подобных сил могут выступать любые психические явления, процессы и свойства. В этом заключается специфика современного психодинамического подхода, и именно поэтому он наиболее приемлем для изучения психологических оснований духовности человека, ибо если душевные явления еще поддаются аналитическому членению, то духовность — сугубо целостная категория.

Однако вернемся к проведенным нами (на основе указанного подхода) эмпирическим исследованиям. Было установлено, что духовно-религиозное развитие проходит по-разному и в различные периоды отбывания наказания, и у мужчин и женщин (осужденных молодежного возраста). Так, у осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания наблюдаются ярко выраженные изменения духовности и религиозности и личностные изменения, которые в целом носят позитивный характер с точки зрения дальнейшей ресоциализации личности в обществе.

Нам удалось эмпирически показать, что существует два принципиально различных пути изменения и роста духов-

ности, один из которых является более светским, а другой более религиозным. Следовательно, существует и два различных типа психологических изменений и личностного роста. Эмпирические исследования указывают, что различия этих типов носят преимущественно ген-дерный характер, первый из них более свойственен осужденным мужчинам, а другой женщинам. Эти два пути духовности по-разному психологически организованы в личности, то есть отличаются различными психодинамикой и социально-психологическими портретами [15, 16].

Очевидно, что каждый индивидуальный путь—это некоторая индивидуально-неповторимая пропорция мужского и женского пути духовности.

Различия типов духовно-религиозного становления, которые, как мы показали в нашем исследовании, глубоко укоренены в личности человека с детства, по своему психологическому описанию имеют отголоски и в Евангелии. Например, в притчах о Петре, пошедшем по воде и испугавшемся (мужской путь), о Марии Магдалине, которая умыла ноги Христу (женский путь), о Марфе и Марии (мужской и женский путь в сравнении, хотя и показан на двух женщинах).

Наши психодиагностические исследования позволяют сформулировать гипотезу о существовании интегрального психологического механизма, функционально действующего практически во всех (во всяком случае, исследованных нами) психологических проявлениях личности осужденного молодежного возраста, обеспечивающего стабильность специфичного (различного) в среднем для мужчин и женщин пути (становления) духовности и религиозности.

1,00000 0.95000 0.90000

о.веооо 0.00000 0.75000 0.70000 0.65000 0.60000 0.55000 0.5 00 00

Айапг1йЦ110кйгёЫ6ан>>№ Осно&чдА срои ПмГотоаЙ.....;еойаМ4Н[1Ю

наказания

Рис. 1

Разумеется, психология личности, каковы бы ни были механизмы, не порождает и не направляет развитие духовности. Это происходит в результате внутренней, духовной работы осужденного над собой и общения с окормляющим исправительное учреждение духовным лицом. Однако в результате этой работы происходят соответствующие изменения личности, которые закрепляют и стабилизируют продвижение по пути духовности и религиозности.

Итак, представим основные выводы по результатам наших эмпирических исследований:

1) изменения духовно-нравственного содержания некоторых существенных отношений личности осужденных молодежного возраста к действительности идут рука об руку с изменениями их религиозной духовности (осужденные чаще читают Евангелие, исповедуются,

посещают Храм). Кроме того, наиболее существенным изменениям подвергаются именно те содержания личностных отношений, которые в первую очередь отражены в основных христианских заповедях;

2) существуют два различных пути этого личностного роста: с преимущественной опорой на телесно-душевную организацию (мужской); с преимущественной опорой на духовную организацию женский;

3) формирование того или иного пути развития духовности личности начинается с детского возраста и существенно определяется социально-демографическими и социально-психологическими условиями воспитания;

4) так называемый женский путь духовности изначально является более приспособленным для религиозно-

Рис. 2

го развития и повышения воцерковлен-ности [15].

Приведем некоторые примеры и иллюстрации сделанных выводов. Например, мужчины в целом молятся меньше женщин, но демонстрируют неуклонный рост обращения к молитве в последующие периоды отбывания наказания. К периоду подготовки к освобождению они уже с определенной регулярностью читают одну или несколько молитв и дерзают обращаться к Богу своими словами (рис. 1).

Весьма интересными представляются различия в срезовой динамике молитвы у осужденных мужчин и женщин молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания. Если у мужчин обращение к молитве нарастает монотонно, то у женщин на заключительном этапе отбывания наказания происходит резкий скачок частоты обращения к молитве. Как мы уже указывали, очень вероятно, что подобный скачок является и качественным (переход от часто-

го ситуативного обращения к молитве к регулярному исполнению молитвенного правила). Пожалуй, по рассматриваемому показателю именно в этом состоит специфика женского пути духовности. Перед освобождением женщина стремится перейти на новый уровень религиозной духовности, в то время как мужчина просто чаще молится, что, конечно, тоже говорит о приобретении позитивного духовного опыта упования на Бога. Как написал Апостол: «Не получаете, зане не просите».

Таким образом,

• мужской путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от телесно-душевной организации к духовному росту, то есть прежде всего обусловлен жесткими ограничениями свободы (и услаждения, утешения) души и тела. В связи с этим пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на основной период отбывания наказания. В период под-

готовки к освобождению мужчины готовятся устроить свою телесно-душевную жизнь на воле, чтобы, успокоив тело, идти к Духу (если он, конечно, успокоится);

• женский путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от духовной организации, духовного роста, изначально свободного от жестких ограничений свободы (и услаждения, утешения) души и тела, в сторону упорядочения телесно-душевной организации в соответствии с внешними условиями. Наосновании этого пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на период отбывания наказания, называемый «подготовка к освобождению». В этот период женщина особое внимание уделяет духовно-религиозному росту как источнику телесно-душевного устройства на воле.

Данный факт мы схематически представили стрелками движения по духовному пути на треугольнике духовности, который мы неоднократно предлагали использовать в психологических исследованиях духовно-нравственной и религиозной сферы, дабы избежать всевозможных односторонностей (рис. 2).

Из изложенного можно сделать вывод об особой положительной динамике формирования религиозности как основы духовно-нравственного развития в местах лишения свободы среди осужденных женщин, базы для их подготовки к освобождению и ресоциализации после освобождения (точнее будет сказать «женского пути духовности», так как таким образом двигаются и некоторые осужденные мужчины, но в целом это больше характеризует женщин). Умест-

но еще раз вспомнить, что подобная динамика духовно-нравственной сферы сопровождается и соответствующей динамикой социально-психологических (и психологически-психодиагностических) показателей, отражающих позитивные изменения личностных отношений и состояний. Воспроизведем некоторые из них отдельно для женщин, чтобы увидеть эту позитивную динамику по отдельности. Так, на рисунке 3 мы видим, как меняется сочувствие к жертве преступления в процессе отбывания наказания.

Очевидно, что такой линейный рост сочувствия к потерпевшему отражает положительную динамику духовно-нравственного состояния. Можно говорить о реальном «изменении ума», что и является, как мы указывали, основной целью исповеди. Характерно, что этот процесс развивается без каких-либо перерывов и снижения темпов, как мы это видели, например, по отношению к духовно-религиозному поведению. Здесь и в основном периоде отбывания наказания продолжается духовная работа по переосмыслению жизни, изменению отношения к ранее совершенным поступкам. Это подтверждается также и другими показателями.

Следует, однако, отметить, что согласно результатам наших исследований, активный личностный рост в области религиозно-духовных отношений в местах лишения свободы может иметь разную направленность. Как уже было указано, в большинстве случаев эта направленность позитивная с точки зрения ресоциализации, но можно встретить также иквазипозитивную и негативную. К первой относятся личностные изменения, опирающиеся на фундаментальные религиозные ценности и кон-

Динамика сочувствия к потерпевшему в процессе отбывания наказания

Ш Сочувствия потерпевшему |

Адаптация к отбыванию наказания Основной срок Подготовка к освобождению

Рис. 3

цепции, ко второй — изменения в опоре на ложные (сектантские, колдовские и пр.) духовно-религиозные ценности, к третьей — извращенные светские, религиозные (убивал по божьей воле и т. п.) и криминальные духовные ценности.

Именно на пути позитивных изменений духовности, духовно-нравственной сферы и религиозности можно проследить специфику двух психологически и психодинамически различных типа духовного развития: более светского и более религиозного (с точки зрения изменения статических психологичских особенностей и изменения системных изменений психодинамики осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания).

Было показано, что двум психологически различным путям духовности и религиозности соответствуют различные уровневые и структурно-функциональные изменения личности осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания,

раскрывающие психологический смысл позитивных изменений психодинамики личности осужденного в аспекте его ре-социализации и исправления. Это выражается прежде всего в том, что наиболее существенным изменениям подвергаются именно те содержания личностных отношений, которые в первую очередь отражены в основных христианских заповедях.

Несомненный интерес представляет также анализ социально-демографических аспектов зарождения духовности и религиозности в раннем возрасте в соответствии с формированием определенной психодинамики личности. Нами было установлено, что формирование женского или мужского пути развития духовности личности начинается с детского возраста и существенно определяется социально-демографическими и социально-психологическими условиями воспитания. При этом женский путь духовности с самого начала семейного воспитания является более приспосо-

бленным для религиозного развития и повышения воцерковленности.

Вторым существенным моментом, непосредственно логически вытекающим из показанной ранее необходимости эмпирических психологических исследований духовности и религиозности осужденных, является то, что на основе этих исследований могут быть сформулированы научно-психологически обоснованные принципы построения, организации и проведения консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога в местах лишения свободы по духовно-ориентированному консультированию осужденных молодежного возраста. Ибо именно таких оснований во многом не хватает современной православной психотерапии.

Только при подобном подходе может быть в полной мере понят и учтен тот факт, что духовно-ориентированное консультирование, основанное на христианских (в нашем случае православных) позициях, направлено прежде всего на глубоко осознанные изменения личности. Это позволяет говорить о существенном ограничении на применение психологических методов, ориентированных на подсознание человека: в данном случае они применимы только как этап к расширению сознания, осознанию глубоко спрятанного греха (с психологической точки зрения — нежелания осознавать порочность, ошибочность или преступность своего поведения, которое привело к преступлению). В случае бесконтрольного применения психотерапии психолог может способствовать формированию негативной и даже криминальной духовности, помогая осужденному выстроить

систему психологических защит.

Духовно-ориентированное консультирование тесно связано с духовной жизнью осужденного в колонии, которая окормляется прикрепленным священником. Необходимы также научно обоснованные принципы взаимодействия психолога с духовным лицом.

Итак, духовно-ориентированное консультирование в местах лишения свободы должно проводиться системно, что предполагает: 1) его непрерывность относительно каждого осужденного, который находится в поле зрения психолога и духовного лица; 2) его ориентацию на все компоненты личностной организации — прежде всего ее телесно-душевное (психологическое) и духовное (светско-религиозное) устройство; 3) его психодинамическую ориентацию на всех уровнях организации личности. Это означает, что любой достигнутый результат следует рассматривать и в его психодинамической противоположности. Совершенная духовность и религиозность человеку недоступна. Психологически же внутри него в сложных психодинамических взаимосвязях будут крутиться различные побудительные силы. Лучший пример тому приведен еще в Евангелии: «Верую Господи, помоги моему неверию».

Литература

1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. — Н. Новгород, 2001.

2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности // Избр. тр. — М., 1999.

3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997.

4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. — М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта исследование: в 2 т. — М.: Рус. книга, 2002.

6. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. — М., 1993. — Т. 1.

7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура. — Тверь: Приз, 1994.

9. Попов Л.М, Голубева ОЮ, Устин ПН. Добро и зло в этической психологии личности. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2007.

11. Сочивко Д.В. Мнимая безрелигиозность или неоязычество // Психология: журн. Высшей школы экономики. — 2007. — Т. 4. — № 4.

12. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 14-19.

13. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: МПСИ, 2007.

14. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. — М.: ПЕР СЭ, 2002.

15. Сочивко Д.В., Голышева Ю.Н. Возрастание духовности и религиозности осужденных молодежного возраста как фактор их психологического исправления и ресоциализации. — Рязань: Академия ФСИН России, 2012.

16. Сочивко Д.В, Полянин H.A., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 4. — С. 133-146.

17. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. — С. 6-21.

18. Степун Е. 1090,94 тыс. верующих заключенных // Коммерсантъ: еженедельник. 2007. 5 нояб. № 43 (747).

ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПЫТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Аннотация: автор статьи предлагает краткий анализ теоретического аспекта изучения познавательных процессов и когнитивной деятельности личности в контексте опыта христианской психологии, представленного в трудах великого русского ученого-богослова Феофана (Говорова), Затворника Вышенского (1815-1894). В представленном материале раскрывается специфика христианского подхода как возможного пути изучения когнитивной сферы человека в единстве научного и духовного познания.

Н. Е. Шафажинская

Ключевые слова: святитель Феофан Затворник, христианская психология, познавательная деятельность, христианская гносеология, рассудок, разум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Summary: the author of article offers the short analysis of theoretical aspect of studying of informative processes and cognitive activity of the personality in a context of experience of the Christian psychology presented in works of great Russian scientist-theologian Feofan (Govorov), the Hermit Vyshensky (1815-1894). In the offered material specifics of a Christian approach as possible way of studying

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.