УДК 343 .825 ДМИТРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ СОЧИВКО,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии (Академия ФСИН России), e-mail: editor62@yandex.ru
ВОЗРАСТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Реферат: в статье представлены результаты социально-психологических, психодинамических исследований, посвященных проблемам духовного и религиозного роста осужденных в разные периоды отбывания наказания. Эта проблема приобретает все большую актуальность, когда влияние Русской православной церкви (РПЦ) на процесс исправления осужденных в местах лишения свободы продолжает нарастать. Руководством ФСИН России неоднократно отмечалось, что это имеет позитивный эффект для исправления и ресоциализации осужденных.
Согласно результатам исследований активный личностный рост в области религиозно-духовных отношений в местах лишения свободы может иметь разную направленность. В большинстве случаев она позитивная с точки зрения ресоциализации, но можно встретить также квазипозитивную и негативную. К первой относятся личностные изменения, опирающиеся на фундаментальные религиозные ценности и концепции, ко второй - изменения в опоре на ложные духовно-религиозные ценности, к третьей - извращенные светские, религиозные и криминальные духовные ценности.
Ключевые слова: места лишения свободы, осужденные, психодинамика, отбывание наказания, духовность.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) среди основных целей указано «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам».
Более конкретно в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными в Концепции поставлена и такая задача: «использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов». В Концепции также подчеркивается необходимость создания новых пси-хокоррекционных и психотерапевтических подходов к оказанию психологической помощи осужденным в их духовно-нравственном и личностном развитии.
В ходе реализации Концепции директором Федеральной службы исполнения наказаний и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Ки-
риллом было подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью. Одним из основных направлений совместной деятельности является «оказание содействия администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных к лишению свободы, их подготовки к освобождению». РПЦ «оказывает содействие администрации исправительных учреждений в создании условий для формирования у осужденных к лишению свободы уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стремления к исправлению имеющихся негативных качеств, повышения их образовательного и культурного уровня, стимулирования правопослушного поведения, с учетом ограничений, установленных законом».
В каждой епархии РПЦ существуют специальные отделы по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой и организации окормле-ния осужденных с целью оказания им помощи в исправлении, покаянии и последующей ресоциа-лизации. Во многих исправительных учреждениях построены или строятся православные храмы, практически везде существуют молельные комнаты или часовни. Так, руководством ФСИН России
© Сочивко Д. В., 2016
был выделен как позитивный опыт Воронежской епархии, где по благословению правящего архиерея митрополита Сергия было организовано три тюремных прихода. Они зарегистрированы как юридические лица, имеют свой устав, священники, которые работают в этих приходах, финансируются из епархиального бюджета, и все их послушание заключается только в одном: работа с осужденными.
По данным ФСИН России, темп роста верующих среди осужденных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных, при этом доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.
При очевидной актуальности тематики практически не исследованными остаются психологические и социально-психологические изменения психодинамики личности и поведения осужденных, которые и составляют глубинные механизмы всех этих позитивных эффектов исправления. По нашему мнению, проведение таких исследований позволит существенно расширить эту работу в опоре на исследованные эмпирически и теоретически научно-психологические закономерности возрастания духовности и религиозности осужденных по мере отбывания наказания как основы их исправления. Это должно стать основой как организации и проведения психологических мероприятий, в первую очередь психокоррекции и психотерапии, так и организации взаимодействия духовных лиц с психологической и другими службами во время их служения в местах лишения свободы.
Психологической наукой долгое время изучалось психическое как замкнутое в самом себе, как объект, имеющий вполне определенное, неизменное и в своей структуре ни от чего не зависящее строение. В разных научных школах психическое рассматривалось по-разному, но всегда отдельно от духовности. Однако стало очевидным, что эта позиция суть позиция лишь «официальной» психологии. Во всем мире (У. Джеймс, К. Юнг и др.), а в особенности в России, связь психического и духовного для многих ученых была неразрывной (В. Соловьев, И. Ильин, Н. Лосский и др.). Более того, мы хотели бы обратить внимание на то, что в ведущих концепциях отечественной психологии так или иначе непосредственная связь духа и психического подразумевалась, являясь существенным основанием эмпирических и теоретических исследований, несмотря на все запреты властной идеологии в то время. Это отразилось прежде всего в таких направлениях отечественной психологии, как культурно-историческая концепция психического Л. С. Выготского, теория направленности личности
С. Л. Рубинштейна, теория деятельности А. Н. Леонтьева, структурные концепции личности К. К. Платонова, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева. Переосмыслением отечественной психологии советского периода с этих позиций занимаются российские ученые.
Однако прямых эмпирических исследований психологических механизмов глубинной психодинамики личности, наполняющей содержанием эту живую и непосредственную связь, до сих пор достаточно мало. В трудах В. И. Слободчикова, В. И. Исаева, священника А. Лоргуса по православной антропологии, в книгах протоиерея Влахоса, В. К. Невяро-вича, священника М. Дронова по православной психотерапии и многих других существует большой теоретический задел [2].
И. Ильин писал: «К сожалению, проникновенная и точная описательная психология, включающая в себя как корни инстинктивности, так и верхи духа, есть дело будущего. Ученые-психологи обладают часто элементарной психикой, малой духовностью и наблюдательным верхоглядством; их обычно интересует экспериментальная психофизиология, а свое первое и основное дело - дескрипцию и классификацию душевной жизни они предоставляют обычно наблюдательности художников. Само собой разумеется, что самая зоркая и неутомимая дескриптивная психология никогда не будет притязать на исчерпание материала» [1].
Такие исследования необходимы, и то будущее, о котором писал И. Ильин, уже наступило. Как нам удалось убедиться, даже самые поверхностные результаты эмпирических разработок в этой области уже представляют большой интерес.
Однако вернемся к психодинамическому подходу в психологических исследованиях духовности и религиозности. Такой подход [3] является наиболее адекватным для исследования указанного предмета по причине того, что изменения, которые происходят в личности в результате духовно-религиозного роста, носят ресурсный (а не уровне-вый), то есть психоэнергетический, психодинамический характер.
Психодинамика как научное направление изучения психических явлений и личности человека подробно исследована в докторской диссертации Д. В. Сочивко и соответствующих публикациях [3].
Использование в наших исследованиях классического (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин, др.) и современного психодинамического подхода, разрабатываемого Д. В. Сочивко [3, 4], позволило рассматривать выявляемые в процессе роста религиозности и духовности осужденных личностные изменения не по отдельным показателям, а как целостное развитие личности, где каждое свойство,
утрачивая свою отдельность, становится энергетической составляющей общего психоэнергетического обеспечения.
Как в классическом, так и в современном понимании психодинамика личности - это сложная ие-рархизированная система движущих сил и побудителей личностного поведения. Однако, если в классических учениях начала и середины ХХ в. определялся достаточно узкий круг таких сил (сексуальность и агрессивность у Фрейда, архетипы у Юнга, идеал, комплекс неполноценности и чувство общности у Адлера), то в современном понимании необходима общая теория, описывающая внутреннюю систему взаимосвязанных психических сил, запускающих и регулирующих поведение человека, причем в качестве таких сил могут выступать любые психические явления, процессы и свойства [3, 5]. В этом специфика современного психодинамического подхода к изучению психологических оснований духовности человека, так как духовность является сугубо целостной.
Обратимся к примерам проведенных нами эмпирических исследований. Было установлено, что духовно-религиозное развитие идет по-разному в разные периоды отбывания наказания, а также у осужденных мужчин и женщин молодежного возраста. У осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания наблюдаются как изменения их духовности и религиозности, так и личностные изменения, которые в целом носят позитивный характер с точки зрения дальнейшей ресоциализации личности в обществе.
Удалось также эмпирически доказать, что существует два принципиально различных пути изменения и роста духовности, один из которых является более светским, а другой - более религиозным. Соответственно существует и два различных типа психологических изменений и личностного роста. Как показали эмпирические исследования, различия этих типов носят преимущественно ген-дерный характер: первый из них более свойствен осужденным мужчинам, а другой - женщинам. Эти два пути духовности по-разному психологически организованы в личности, то есть отличаются психодинамикой и социально-психологическими портретами [6, 7].
Каждый индивидуальный путь является некоторой неповторимой пропорцией мужского и женского пути духовности.
Различия типов духовно-религиозного становления, которые глубоко укоренены в личности человека с самого детства, по своему психологическому описанию имеют отголоски и в Евангелии: притчи о Петре, пошедшем по воде и испугавшемся (мужской путь), Марии Магдалине, которая
умыла ноги Христу (женский путь), о Марфе и Марии (мужской и женский путь в сравнении, хотя и показан на двух женщинах).
Наши психодиагностические исследования позволяют сформулировать гипотезу о существовании интегрального психологического механизма, функционально действующего практически во всех (исследованных нами) психологических проявлениях личности осужденного молодежного возраста, обеспечивающего стабильность специфичного (различного) в среднем для мужчин и женщин пути становления духовности и религиозности. Разумеется, сама психология личности, каковы бы ни были механизмы, не порождает и не направляет развитие духовности. Это происходит в результате внутренней, духовной работы осужденного над собой и общения с окормляющим исправительное учреждение духовным лицом. В результате этой работы происходят соответствующие изменения личности, которые закрепляют и стабилизируют продвижение по пути духовности и религиозности.
Представим основные выводы, которые можно сделать в результате обобщенного анализа наших эмпирических исследований:
- изменение духовно-нравственного содержания некоторых отношений личности осужденных молодежного возраста к действительности связано с изменением духовности, с более частым обращением к чтению Евангелия, исповеди, посещением храма. Кроме того, наиболее существенной коррекции подвергается именно то содержание личностных отношений, которое в первую очередь отражено в основных христианских заповедях;
- существуют два различных пути этого личностного роста: с преимущественной опорой на телесно-душевную организацию (мужской) и на духовную организацию (женский);
- формирование того или иного пути развития духовности личности начинается с детского возраста и определяется социально-демографическими и социально-психологическими условиями воспитания.
Так называемый женский путь духовности изначально является более приспособленным для религиозного развития и повышения воцерков-ленности. Например, мужчины в целом молятся меньше женщин, но демонстрируют неуклонный рост обращения к молитве в различные периоды отбывания наказания. Перед освобождением они уже с определенной регулярностью читают одну или несколько молитв и дерзают обращаться к Богу своими словами.
Интересными представляются различия в срезо-вой динамике молитвы у осужденных мужчин и
женщин молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания. Если у мужчин обращение к молитве нарастает монотонно, то у женщин на заключительном этапе отбывания наказания происходит резкий скачок частоты обращения к молитве. Очень вероятно, что этот скачок является и качественным, а именно переходом от частого ситуативного обращения к молитве к регулярному исполнению молитвенного правила. В этом состоит специфика женского пути духовности. Перед освобождением женщина стремится перейти на новый уровень духовности, в то время как мужчина просто чаще молится, что, конечно, тоже говорит о приобретении позитивного духовного опыта упования на Бога. Как написал Апостол: «Не получаете, зане не просите».
Мужской путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от телесно-душевной организации к духовной, то есть прежде всего обусловлен жесткими ограничениями свободы (и услаждения, утешения...) души и тела, поэтому пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на основной период отбывания
Таким образом, можно сделать вывод об особой положительной динамике формирования религиозности как основы духовно-нравственного развития в местах лишения свободы среди осужденных женщин как основы их подготовки к освобождению и ресо-циализации после освобождения, точнее, женского пути духовности, хотя таким же образом двигаются некоторые осужденные мужчины. Уместно вспомнить, что такая динамика духовно-нравственной сферы сопровождается и соответствующей динамикой социально-психологических (и психологически-психодиагностических) показателей, отражающих позитивные изменения личностных отношений и состояний. Воспроизведем некоторые из них отдельно для женщин, чтобы увидеть эту позитивную ди-
наказания. При подготовке к освобождению мужчины стремятся устроить свою телесно-душевную жизнь на воле, чтобы, успокоив тело, идти к Духу (если он, конечно, успокоится).
Женский путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от духовной организации, духовного роста, изначально свободного от жестких ограничений свободы (и услаждения, утешения.) души и тела, в сторону упорядочения телесно-душевной организации в соответствии с внешними условиями. Пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на период отбывания наказания, называемый «подготовка к освобождению». В этот период женщина особое внимание уделяет духовно-религиозному росту как источнику телесно-душевного устройства на воле.
Можно схематически представить стрелками движение по духовному пути на треугольнике духовности, который мы предложили использовать в психологических исследованиях духовно-нравственной и религиозной сферы (рис. 1).
намику. Так, на рисунке 2 мы видим, как меняется сочувствие к жертве преступления в процессе отбывания наказания.
Такой линейный рост сочувствия к потерпевшему отражает положительную динамику духовно-нравственного состояния. Можно говорить о реальном «изменении ума», что является, как известно, основной целью исповеди. Характерно, что этот процесс развивается без каких-либо перерывов и снижения темпов, как это происходит, например, в духовно-религиозном поведении. В основном периоде отбывания наказания продолжается духовная работа по переосмыслению своей жизни, изменению отношения к ранее совершенным поступкам. Это подтверждается и другими показателями.
Рис. 1
Рис. 2. Динамика сочувствия к потерпевшему в процессе отбывания наказания
Согласно результатам наших исследований активный личностный рост в области религиозно-духовных отношений в местах лишения свободы может иметь разную направленность. В большинстве случаев эта направленность позитивная с точки зрения ресоциализации, но можно встретить и квазипозитивную, и негативную. К первой относятся личностные изменения, опирающиеся на фундаментальные религиозные ценности и концепции, ко второй - изменения в опоре на ложные (сектантские, колдовские и пр.)
духовно-религиозные ценности, к третьей - извращенные светские, религиозные (убивал по божьей воле и т. п.), и криминальные духовные ценности.
Именно на пути позитивных изменений духовности, духовно-нравственной сферы и религиозности осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания можно проследить специфику двух психологически и психодинами-чески различных типов духовного развития: светского и религиозного.
Список литературы
1. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2004. 312 с.
2. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. 323 с.
3. Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. М., 2008. 142 с.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие. М., 2007. 384 с.
5. Сочивко Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М., 2002. 304 с.
6. Сочивко Д. В., Голышева Ю. Н. Возрастание духовности и религиозности осужденных молодежного возраста как фактор их психологического исправления и ресоциализации. Рязань, 2012. 105 с.
7. Сочивко Д. В., Полянин Н. А., Голышева Ю. Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.
DMITRY VLADISLAVOVICH SOCHIVKO,
dsc in psychology, professor, professor, general psychology department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru
INCREASE OF CONVICTS' SPIRITUALITY AND RELIGIOUSNESS WHILE SERVING A SENTENCE
Annotation: the results of the socio-psychological and psychodynamic researches devoted to problems of convicts' spiritual and religious growth during the different periods of serving a sentence are presented in the article. This problem gains now the increasing relevance when the influence of Russian Orthodox Church on the process of convicts' correction in places of imprisonment continues to accrue. And the management of the FPS of Russia repeatedly noted that it has obvious positive effect for convicts' correction and resocialization.
© Sochivko D. V., 2016
30
According to the results of our researches active personal growth in the field of the religious and spiritual relations in places of imprisonment can have different trends. In most cases they are positive from the point of view of resocialization, but it is possible to meet also quasipositive and negativeones. The first includes personal changes relying on fundamental religious values and concepts, the second includes changes in a support on false spiritual and religious values, the third - the perverted secular, religious and criminal spiritual wealth.
Key words: places of imprisonment, the convicts, psychodynamics, serving a sentence, spirituality.
References
1. Volovikova M. I. Predstavlenija russkih o nravstvennom ideale [Ideas of Russians of a moral ideal]. Moscow, 2004.312 р.
2. Pirozhkov V. F. Zakony prestupnogo mira molodezhi (kriminal'naja subkul'tura) [Laws of underworld of youth (criminal subculture)]. Tver, 1994. 323 р.
3. Popov L. M., Golubeva O. Ju., Ustinr P. N. Dobro i zlo v jeticheskoj psihologii lichnosti [The good and evil in ethical psychology of the personality]. Moscow, 2008. 142 р.
4. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: vvedenie v psihologiju sub'ektivnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of the person: introduction to subjectivity psychology]. Moscow, 2007. 384 р.
5. Sochivko D. V. Raskolotyj mir. Opyt analiza psihodinamiki lichnosti cheloveka v jekstremal'nyh us-lovijah zhiznedejatel'nosti [The split world. Experience of the analysis of psychodynamics of the identity of the person in extreme conditions of activity]. Moscow, 2002. 304 р.
6. Sochivko D. V., Golysheva Ju. N. Vozrastanie duhovnosti i religioznosti osuzhdennyh molodezhnogo vo-zrasta kak faktor ih psihologicheskogo ispravlenija i resocializacii [Increase of spirituality and religiousness condemned youth age as a factor of their psychological correction and resocialization]. Ryazan, 2012. 105 р.
7. Sochivko D. V., Poljanin N. A., Golysheva Ju. N. Religioznost', duhovno-nravstvennoe razvitie i lich-nostnyj rost osuzhdennyh molodezhnogo vozrasta [Religiousness, spiritual and moral development and personal growth condemned youth age]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2011, no. 4, pp.133-146.