Научная статья на тему 'ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ'

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черных Оксана Павловна

Цель исследования - на основе теоретического и системно-экспериментального анализа ряда базовых методик показать возможность их применения в ходе педагогической работы по профориентации и профессиональному самоопределению для измерения психических характеристик обучающихся, относящихся к категориям «зоны риска» и «группы риска». Ведущая идея данного исследования заключается в том, что инструменты психодиагностики в тестовой форме для указанной целевой группы должны носить комплексный характер, включая в себя методики оценки профессиональной идентичности, личностного развития и социальной адаптации. За основу исследования берутся базовые методики, доступные в формате онлайн, как удобный инструмент, который может быть использован в работе не только профессиональных психологов, но и педагогов, участвующих в реализации программ по профориентации и профессиональному самоопределению. Данное исследование проводится в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска“ и „группы риска“ посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит“».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODIAGNOSTICS IN CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS: METHODS AND PRACTICE OF THEIR APPLICATION

The purpose of the study is to show, based on theoretical and systematic experimental analysis of a number of basic techniques, the possibility of their application in the course of pedagogical work on career guidance and professional self-determination to measure the mental characteristics of students belonging to the category of “risk zones” and “risk groups”. The leading idea of this study is that psychodiagnostics tools in a test form for the specified target group should be comprehensive, including methods for assessing professional identity, personal development and social adaptation. The research is based on basic techniques available in the “online” format, as a convenient tool that can be used in the work of not only professional psychologists, but also teachers involved in the implementation of career guidance and professional self-determination programs. This research is carried out as part of the implementation of a regional innovation platform on the topic “Prevention of juvenile delinquency “risk zones” and “risk groups” through career guidance and pre-professional training in conditions of additional education on the basis of House of students “Magnet”.

Текст научной работы на тему «ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 182-190. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37): 182-190. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Оксана Павловна Черных, cherry-100@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7508-8049

Дом учащейся молодежи «Магнит», Магнитогорск, Челябинская область, Россия

Аннотация. Цель исследования — на основе теоретического и системно-экспериментального анализа ряда базовых методик показать возможность их применения в ходе педагогической работы по профориентации и профессиональному самоопределению для измерения психических характеристик обучающихся, относящихся к категориям «зоны риска» и «группы риска». Ведущая идея данного исследования заключается в том, что инструменты психодиагностики в тестовой форме для указанной целевой группы должны носить комплексный характер, включая в себя методики оценки профессиональной идентичности, личностного развития и социальной адаптации. За основу исследования берутся базовые методики, доступные в формате онлайн, как удобный инструмент, который может быть использован в работе не только профессиональных психологов, но и педагогов, участвующих в реализации программ по профориентации и профессиональному самоопределению. Данное исследование проводится в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска" и „группы риска" посредством профориентации и предпро-фессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"».

Ключевые слова: обучающиеся, психодиагностика, онлайн-диагностики, психодиагностическое тестирование, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, диагностика профессиональной идентичности, диагностика социальной адаптации, диагностика развития личности

Для цитирования: Черных О. П. Психодиагностика в профориентационной работе с обучающимися: методики и практика их применения // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 182-190.

Original article

PSYCHODIAGNOSTICS IN CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS: METHODS AND PRACTICE OF THEIR APPLICATION

Oksana P. Chernykh, cherry-100@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7508-8049

House of students "Magnet", Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. The purpose of the study is to show, based on theoretical and systematic experimental analysis of a number of basic techniques, the possibility of their application in the course of pedagogical work on career guidance and professional self-determination to measure the mental characteristics of students belonging to the category of "risk zones" and "risk groups". The leading idea of this study is that psychodiagnostics tools in a test form for the specified target group should be comprehensive, including methods for assessing professional identity, personal development and social adaptation. The research is based on basic techniques available in the "online" format, as a convenient tool that can be used in the work of not only professional psychologists, but also teachers involved in the implementation of career guidance and professional self-determination programs. This research is carried out as part of the implementation of a regional innovation platform on the topic "Prevention of juvenile delinquency "risk zones" and "risk groups" through career guidance and pre-professional training in conditions of additional education on the basis of House of students "Magnet".

© Черных О. П., 2023

Keywords: students, psychodiagnostics, online-diagnostics, psychodiagnostic testing, professional orientation, professional self-determination, diagnostics of professional identity, diagnostics of social adaptation, diagnostics of personality development

For citation: Chernykh OP. Psychodiagnostics in career guidance work with students: methods and practice of their application. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):182-190. (In Russ.).

Введение

Сегодня в системе образования все большее значение приобретают задачи, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся. Особенно важна задача профориентации в профилактической работе с обучающимися с девиантным поведением [1].

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин: необходимостью анализа профориентационных психодиагностических методик для определенной целевой группы обучающихся (обучающиеся зоны риска и группы риска), актуализацией информации о современных возможностях процедуры диагностики с использованием онлайн-технологий тестирования с помощью компьютерной техники и сети Интернет. Современные исследователи также обращают внимание на устаревание диагностик, отмечая, что многие из них были разработаны еще в середине прошлого века (И. И. Желнов, М. Я. Шолохов, Л. В. Яроцкая [2]). Использование инструментов психодиагностики без учета требований времени и особенностей контингента обучающихся может привести к дискредитации решения одной из самых актуальных на сегодняшний день психолого-педагогических задач — профессионального самоопределения обучающихся. Для обучающихся зоны риска и группы риска, большинство из которых проявили отклоняющееся поведение, профориентация является частью необходимой профилактической работы.

Предметом нашего исследования явились психологические методики профессиональной диагностики, которые могут быть использованы в работе с обучающимися зоны риска и группы риска в рамках реализации мероприятий, направленных на осознанный и самостоятельный выбор будущей профессии.

Статья ориентирована на педагогов, участвующих в деятельности по профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся.

Материалы и методы исследования

Различные аспекты исследуемого вопроса и смежные понятия рассматривались в разное время рядом зарубежных и отечественных ученых.

В методологических изысканиях мы ориентировались на научные разработки в области:

- профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, трудового обучения и воспитания (А. Я. Журкина, Е. А. Климов, А. Г. Пашков, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых,

A. Д. Сазонов, И. А. Сасова, В. В. Сериков,

B. Д. Симоненко, К. Д. Ушинский, С. Н. Чистякова и др.);

- педагогики и психологии гуманизации образования, использования активных форм, методов и технологий для развития личности (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, В. И. Заг-вязинский, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Д. И. Фельдштейн и др.);

- истории, теории и методики психодиагностики личностно-профессиональной направленности, включающие теорию и методику измерений и оцениваний, а также частные методики (И. Б. Ардашкин, Г. М. Белова, А. А. Бодалев, Т. И. Бородина, Л. Ф. Бурлачук, К. М. Гуревич, И. А. Дубинина, Л. И. Кобышева, А. В. Кокурин, Н. К. Котиленков, Н. Е. Мажар, В. В. Мишле,

C. М. Морозов, И. Г. Носырева, Н. Т. Рожков, С. Л. Рубинштейн, Н. П. Степанова, В. В. Сто-лини и др.).

Несмотря на имеющуюся обширную научно-исследовательскую базу, стоит отметить, что интерес к этому вопросу не ослабевает, а наличие большого количества научной информации для определенной нами цели требует ее анализа.

В ходе исследования нами был использован комплекс научных методов, выбор которых определялся предметом исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, диалектический метод, методы системно-структурного и проблемного изложения. Эмпирической базой исследования, где проводились научно-педагогическое наблюдение и эксперимент, выступил ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"». Опытно-экспериментальной базой исследования выступила целевая группа обучающихся, задействованных в комплексе мероприятий регионального инновационного проекта ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"». Данная целевая группа включает в себя обучающихся,

относящихся к категории несовершеннолетних зоны риска (подверженные различным физиологическим, педагогическим, психологическим и социальным рискам) и группы риска (состоящие на различных профилактических учетах).

Исследование было обусловлено тем, что в рамках реализации инновационного проекта профориентационные диагностические инструменты (тесты) включены в учебный план программы «Профориентация и проектирование карьеры» [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Начнем исследование с определения понятия психодиагностики. Нам показалась близкой позиция О. С. Чаликовой в определении психологической диагностики как особой области психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога [4]. Отсутствие четкого статуса термина современной психодиагностики привело к некоторой размытости представлений о ее предмете и многообразию существующих определений.

В настоящее время психодиагностика понимается либо как родовое понятие по отношению к психологическому тестированию, либо как синоним психологического тестирования — психологического измерения с помощью тестов. В ряде учебников по психодиагностике [5; 6] методы психодиагностики подразделяют на методы наблюдения и беседы, методы сбора психодиагностической информации, проективные методы (получения осознаваемой и неосознаваемой информации о субъекте), психосемантические методы (глубинного изучения субъективного мира личности). Между тем существует и иное, более узкое понятие психодиагностики. О. С. Чаликова пишет: «термин „психодиагностика" введен Г. Роршахом в 1921 г. в качестве альтернативы распространенному в то время понятию „психологическое тестирование" и был определен как процесс обследования с помощью теста чернильных пятен (методика Роршаха)» [4, с. 6].

В дальнейшем термин «психодиагностика» мы будем использовать как синоним психологического тестирования, чтобы не размывать предмет исследования. Это не исключает использования в профориентационной работе с обучающимися и других психологических методов, таких как беседы, наблюдения, игровые методики.

Говоря о психологической диагностике обучающихся зоны риска и группы риска, мы затрагиваем довольно сложную целевую группу, которая нуждается в расширенном исследовании индивидуально-психологических особенностей: не только в поиске профессиональной идентичности, но и в оценке личностного развития, в том числе мотивации к учебе, а также уровня социальной адаптации, включая оценку коммуникации и мировоззренческих установок. Диагностируемые обучающиеся еще не являются субъектами профессиональной деятельности и трудовых отношений, хотя потенциально именно так они должны себя рассматривать, и с этих позиций происходит оценка уровня их способностей, качеств личности и готовности к определенной трудовой деятельности.

В работе мы делаем акцент на исследование инструментов онлайн-тестирования. Отметим три ресурса, которые, по нашему мнению, будут полезны в профориентационной работе педагога.

Интересным вариантом для обучающихся может стать «Примерочная профессий» на сайте ПроеКТОриЯ [7]. Это всего один тест, но в него интегрированы четыре направления: школьные предметы, личные качества, условия работы, цели и ценности. Тест адаптирован к современным реалиям, красиво оформлен, и в качестве интересного момента можно отметить, что по итогу тестирования обучающемуся предлагается ознакомиться с профессиями, к которым у него диагностировали интерес. Перечень профессий актуален, описание содержания профессий сделано современно и приятно для изучения.

Актуальные профориентационные тесты содержит сайт «Работа в России» [8]. Тесты дифференцируются на четыре группы: выбор профессии, индивидуально-психологические особенности, ценностные ориентации в карьере, предпринимательская деятельность. До начала тестирования кроме названия теста можно узнать только количество вопросов. Результат тестирования представлен в баллах и текстовом описании.

Так, наиболее полным и профессиональным ресурсом в области онлайн-психодиагностики, на наш взгляд, на сегодняшний день является сайт «Психологические тесты онлайн» [9]. Ресурс содержит более 500 профессиональных методик, имеет фильтры по различным направлениям диагностики (профориентация, коммуникация, акцентуации, темперамент и т. п.), позволяет пройти тестирование в двух режимах (профессиональный или самотестирование). При выборе теста присутствует наглядность

(количество вопросов, время прохождения, пример результата тестирования), для некоторых тестов присутствуют сокращенные и полные варианты, имеются аннотации, где описывается методика, указываются создатели методик. После прохождения теста выдается подробное тек-сто-графическое описание итога диагностики, которое включает: результат теста (как правило, визуализированный, в виде диаграммы), расчеты, содержательную интерпретацию, использованную литературу.

Далее приведем психодиагностические методики, отобранные нами для работы с обучающимися зоны риска и группы риска.

Диагностика уровня профессиональной идентичности

Для определения уровня мотивации человека к различным видам профессиональной деятельности можно использовать дифференциально-диагностический опросник по типологии профессий Е. А. Климова (20 вопросов [8; 9]) или методику исследования профессиональной идентичности (МИПИ) (76 вопросов [9]). При фронтальной организации диагностики в комплексе с другими методиками видится удобнее первая методика, а в случае индивидуальной работы, как дополнительный инструмент, — вторая.

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (по типологии профессий Е. А. Климова)

Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности. Для каждого человека характерно более или менее четко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определенных интересов и личностных особенностей. Если не акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов профессий: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знак, человек — художественный образ.

В начале учебного года был проведен срез в группах объединений «Школа фотографии» и «Школа электроники и электротехники». Целевая группа — учащиеся 7-9-х классов, относящиеся к зоне риска или к группе риска, являющиеся участниками региональной инновационной площадки на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"».

Рис. 1. Распределение выбора обучающихся по типам профессий по методике Е. А. Климова

Диагностика показала, что в группе обуча- направленности — «человек — художествен-

ющихся «Школы фотографии» преобладают ный образ» (48 %) и практически у трети —

профессии типа «человек — человек» и «че- «человек — человек» (27 %). В группе «Школа

ловек — художественный образ». У половины электроники и электротехники» наибольшее

обучающихся ведущий тип профессиональной предпочтение обучающиеся отдали группе

профессий «человек — техника» (42 %) и «человек — человек» (27 %).

2. Методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ)

Методика исследования профессиональной идентичности построена на принципах прямого и цепного ассоциативного теста и позволяет определить статус (уровень развития) профессиональной идентичности человека (осознанности в выборе профессии). Более подробно вопрос профессиональной идентичности нами был проработан в отдельных статьях [10; 11]. Идентичность рассматривается как результат активного рефлексивного процесса, отражающего подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития. Диагностика личностного развития С целью исследования различных аспектов личности нами отобраны две методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (State-Trait Personality Inventory) в модификации А. Д. Андреевой, содержащая 40 вопросов, и опросник HEXACO-PI-R 60 на 60 вопросов [9].

1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (State-Trait Personality Inventory) (модификация А. Д. Андреевой)

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч. Д. Спилбер-гера, нацеленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А. Д. Андреевой в 1987 г. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения) и новым вариантом обработки (апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.).

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

- I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

- II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

- III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

- IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

- V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Рис. 2. Результаты диагностики мотивации к учению и эмоционального отношения к обучению

На рисунке 2 видно, что основной контин- обнаружено резко отрицательное и отрицатель-гент обучающихся — с низким уровнем моти- ное отношение к учению. Учатся они неохотно, вации (уровни V и IV). У 60 % обучающихся предпочитают пропускать занятия, на уроках

часто занимаются посторонними делами, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, имеют негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию. 28 % респондентов имеют сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки». У таких обучающихся нейтральное или положительное отношение к школе, но школа привлекает таких подростков внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает. В итоге получилось, что уровень познавательной активности — низкий; уровень тревожности — средний, ближе к высокому; уровень гнева — высокий. Это сочетание характерно для диффузного эмоционального отношения к обучению при фрустрированности значимых потребностей.

2. Опросник HEXACO-PI-R 60

Модель структуры личности HEXACO, разработанная в контексте лексических исследований, была эмпирически получена в конце 1990-х годов (авторы: Кибеом Ли, Майкл Эштон) и представляет собой ревизию «Большой пятерки» (эмоциональность, экстраверсия, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту), где добавился шестой фактор — «честность/скромность». Опросник для измерения шести факторов модели, разделенных на четыре вторичных фактора каждый, разрабатывался с 2000-х годов. Актуальная версия HEXACO-PI-R (Revised) появилась после 2007 года, в ней до-

полнительно вторичным фактором оценивается «альтруизм». Сокращенный до 60 вопросов вариант появился в 2009 году. Адаптация теста выполнена М. С. Егоровой и О. В. Паршиковой (МГУ, 2015 год).

Диагностика социальной адаптации

Процесс обучения связан с трудностями и вызывает внешние и внутренние конфликты и дезадаптацию в коллективе. Тест Томаса — Килманна на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных и содержит 30 вопросов [9]. Также можно использовать проверенный временем тест на социально-психологическую дезадаптацию Роджерса — Даймонд, но он очень трудозатра-тен, так как содержит 101 вопрос [9]. Также нам показался полезным в диагностике подростков тест смысложизненных ориентаций, адаптированный Д. А. Леонтьевым, на 20 вопросов [9].

1. Тест на поведение в конфликтной ситуации Томаса — Килманна (Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, TKI)

Данная методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявлению определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Авторы (Кеннет Томас, Ральф Килманн, 1974 год) считали, что люди должны стремиться не избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять им. Они выделяют пять способов урегулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Рис. 3. Результаты диагностики ведущего типа поведения в конфликтных ситуациях

Из рисунка 3 видно, что больше всего участников группы (38 %) применяют такой способ решения конфликтных ситуаций, как компромисс, и меньше всего респондентов (3 %) используют сотрудничество. Сотрудничество — наиболее конструктивное и эффективное поведение практически в любом конфликте, но, к сожалению, как ведущая стратегия подростками зоны риска и группы риска используется крайне редко. Скорее всего, им не хватает социально-психологических навыков для конструктивного и ас-сертивного (уверенного в себе) поведения. Сотрудничество работает только при обоюдном желании оппонентов и готовности рассматривать противоположную сторону не как врага, которого нужно уничтожить любыми способами, а как союзника для эффективного решения проблемы, — это приводит к выгоде обеих сторон.

2. Социально-психологическая адаптация, СПА (подростковый) (Роджерс — Даймонд)

Опросник социально-психологической адаптации, СПА (Test of Personal Adjustment) [9] — очень старая методика, разработанная одним из создателей гуманистической психологии Карлом Роджерсом (1931 год). Выявляет степень адаптированно сти/дезадаптированно сти лично сти в социальной сфере и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия; низкий уровень приятия других, т. е. конфронтацию с ними; эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе; сильную зависимость от других, т. е. экстерналь-ность; стремление к доминированию.

Существуют две русскоязычные адаптации методики, отличающиеся формулировкой вопросов. Наибольшее распространение сегодня имеет модификация А. Осницкого (2004 год); в ней вопросы сформулированы в третьем лице единственного числа, как и в оригинальной ме-

тодике. Также существует ранняя адаптация Т. Снегиревой (1987 год), в которой вопросы переформулированы в первом лице и ориентированы на подростков.

3. Тест смысложизненных ориентаций

Тест является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) [9]. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Цель в жизни, которую диагностирует методика, авторы Джеймс Крамбо и Леонард Махолик (1964 год) определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Адаптация методики выполнена Д. А. Леонтьевым (1988 год).

Заключение

Анализ теоретических оснований исследуемого вопроса позволил внести некоторую терминологическую ясность и определил основания выбора психодиагностических методик для целевой группы обучающихся (обучающиеся зоны риска и группы риска). Рассмотренные онлайн-платформы для проведения диагностического тестирования и отобранные методики с примерами обработки результатов позволяют сделать следующие выводы: во-первых, результаты психодиагностики обучающихся говорят о необходимости внеучебной работы, нацеленной на профориентацию и практическое овладение предпрофессиональными навыками с целью личностного развития и социализации индивида; во-вторых, сегодня существуют удобные онлайн-психодиагностики в тестовой форме, которые упрощают процедуру сбора, обработки данных и интерпретации результата и позволяют ввести использование этих инструментов в широкую практику педагогов, не имеющих специального психологического образования, и применить в ходе занятий по профориентации и профессиональному самоопределению.

Список источников

1. О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением») : Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 // Юридическая информационная система Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnau-ki-rossii-ot-28042016-n-ak-92307/

2. Шолохов М. Я., Желнов И. И., Яроцкая Л. В. Психодиагностика в профориентационной работе с подростками и старшеклассниками // Мир науки. Педагогика и психология. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-v-proforientatsionnoy-rabote-s-podrostkami-i-starsheklassnikami

3. Ильина Е. И., Лунева Е. В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профориентация и карьерный рост» // ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"». Магнитогорск, 2021. 13 с. URL: httpsY/dum-magmt.m/wp-content/uploads/2022/05/Профес-сиональная-ориентация-и-проектирование-карьеры.pdf

4. Чаликова О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учеб. пособие ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. фе-дер. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. 138 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/54016/1/978-5-7996-2186-5_2017.pdf

5. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. М. : Юрайт, 2023. 373 с.

6. Духновский С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2023. 353 с.

7. Примерочная профессий // ПроеКТОриЯ. URL: https://proektoria.online/suits

8. Профориентационное тестирование // Работа в России. URL: https://trudvsem.ru/profori-entation/testing

9. Психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org/

10. Летучева Л. А., Черных О. П. Подростковый возраст: проблемы становления профессиональной идентичности // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 134-139.

11. Черных О. П. Особенности подросткового возраста и готовность к профессиональному самоопределению // Инновационные методы обучения и воспитания: материалы конференции (с межд. участием) «IV Омельченковские чтения» (Магнитогорск, 18 февраля 2022 г.). Магнитогорск, 2022. 208 с. Ч. II. С. 175-178.

References

1. On the direction of methodological recommendations» (together with the "Methodological recommendations on improving individual preventive work with students with deviant behavior"): Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 28, 2016 No. AK-923/07. Legal Information System Legalakt. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28042016-n-ak-92307/ (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sholokhov MYa, Zhelnov II, Yarotskaya LV. Psychodiagnostics in career guidance work with adolescents and high school students. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology. 2014; (1): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-v-prof-orientatsionnoy-rabote-s-podrostkami-i-starsheklassnikami/ (In Russ.).

3. Ilyina EI, Luneva EV. Additional general educational general developmental program "Vocational guidance and career growth". Magnitogorsk: GBUDO "House of student youth "Magnit"; 2021. 13 p. URL: https://dum-magnit.ru/wp-content/uploads/2022/05/Vocational-guidance-and-career-de-sign.pdf (In Russ.).

4. Chalikova OS. Psikhodiagnosticheskaya rabota psikhologa: teoreticheskiy i prak-ticheskiy aspekty = Psychodiagnostic work of a psychologist: theoretical and practical aspects. Yekaterinburg: Publishing House Ural. un-ta; 2017. 138 p. URL: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/54016/1/978-5-7996-2186-5_2017.pdf (In Russ.).

5. Kosheleva AN, Khoroshikh VV (eds). Psikhodiagnostika: uchebnik i praktikum dlya vuzov = Psychodiagnostics: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt; 2023. 373 p. (In Russ.).

6. Dukhnovsky SV. Psikhodiagnostika : uchebnik i praktikum dlya vuzov = Psychodiagnostics: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt; 2023. 353 p. (In Russ.).

7. Fitting room of professions. ProeKTOriYa = Projection. URL: https://proektoria.online/suits/ (In Russ.).

8. Career guidance testing. Rabota v Rossii = Work In Russia. URL: https://trudvsem.ru/profori-entation/testing/ (In Russ.).

9. Psikhologicheskie testy onlayn = Psychological tests online. URL: https://psytests.org/ (In Russ.).

10. Letucheva LA, Chernykh OP. Adolescence: problems of the formation of professional identity. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):134-139. (In Russ.).

11. Chernykh OP. Features of adolescence and readiness for professional self-determination. In: Innovatsionnye metody obucheniya i vospitaniya = Innovative methods of training and education. Magnitogorsk; 2022. Pp. 175-178. (In Russ.).

Информация об авторе

О. П. Черных — заместитель директора по научно-методической работе, кандидат философских наук, доцент.

Information about the author

O. P. Chernykh — Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 29.12.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 19.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.