Научная статья на тему 'Психобиологические предпосылки асоциального поведения подростков гипертимной акцентуации характера и коррекция деструктивных компонентов в процессе обучения'

Психобиологические предпосылки асоциального поведения подростков гипертимной акцентуации характера и коррекция деструктивных компонентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГИПЕРТИМНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянычева Ольга Юрьевна

В статье анализируется влияние акцентуаций на процесс социальной адаптации детей и подростков, а также даны рекомендации по профилактике делинквентного поведения у подростков с гипертимной акцентуацией характера, которые необходимо учитывать в педагогической и психологической работе с такими детьми. Кроме этого, исследуются предпосылки развития кризисных ситуаций, в которых могут оказаться подростки-акцентуанты, и анализируются психические процессы, происходящие у людей с той или иной акцентуацией характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психобиологические предпосылки асоциального поведения подростков гипертимной акцентуации характера и коррекция деструктивных компонентов в процессе обучения»

3. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки //Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003.

4. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

5. Чапоргина Н. А. Этнорегионализация последипломного педагогического образования (история, теория, опыт). Иркутск, 2002. 234 с.

6. Шеметова Л. В. Формирование культуры игры средствами музея игрушки // Начальная школа плюс до и после, 2008. № 7. С. 82-85.

Психобиологические предпосылки асоциального поведения подростков гипертимной акцентуации характера и коррекция деструктивных компонентов в процессе обучения Гурьянычева О. Ю.

Гурьянычева Ольга Юрьевна / Gurianycheva Olga Yuryevna - кандидат филологических наук,

учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9, г. Домодедово

Аннотация: в статье анализируется влияние акцентуаций на процесс социальной адаптации детей и подростков, а также даны рекомендации по профилактике делинквентного поведения у подростков с гипертимной акцентуацией характера, которые необходимо учитывать в педагогической и психологической работе с такими детьми. Кроме этого, исследуются предпосылки развития кризисных ситуаций, в которых могут оказаться подростки-акцентуанты, и анализируются психические процессы, происходящие у людей с той или иной акцентуацией характера.

Ключевые слова: акцентуации характера, делинквентное поведение, гипертимная акцентуация личности.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания, отклонения, а также акцентуации.

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток.

Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений подросткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера [1]. Все эти факты свидетельствуют о необходимости педагогической коррекции поведения несовершеннолетних.

Так, в исследовании И. Ф. Мягкова и Ю. В. Юрова указывается, что психические патологии тесно связаны с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье. Авторами отмечен достаточно высокий коэффициент корреляции (0,43) между агрессивным поведением родителей «старших братьев в семье» с проявлением эффективности, склонности к дракам, дерзким нарушениям дисциплины у подростков с эпилептоидными чертами характера. Тогда как при благоприятной семейной обстановке эта связь менее отчетлива (коэффициент корреляции 0,16) [4].

Таким образом, даже когда речь идет о психобиологических предпосылках отклоняющегося поведения в частности, о нервно-психических болезнях и патологиях, мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида.

В настоящее время внимание как практикующих врачей-психиатров, так и ученых-медиков стали привлекать пограничные явления, проявляющиеся у детей с асоциальным поведением. Отечественными психиатрами, в частности А. Е. Личко, достаточно глубоко изучались акцентуации характера подростков, то есть крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Автор определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим» [9].

А. Е. Личко выделяет 11 типов возможных акцентуаций и показывает, как определенные условия и ситуации приводят к социальной дезадаптации и асоциальному поведению подростков с акцентуированным характером.

Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в ИДН г. Тюмени, проведенное А. В. Лебедевым, показало, что у 12% исследуемых диагностирована психопатия, у 50% - акцентуация характера. При этом чаще других, свыше 60% всех случаев, встречается акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, затем - по гипертимному типу (около 20%), которая близка по своим поведенческим проявлениям к неустойчивому типу.

Главное, что отличает этих подростков, это затруднение выработки любых тормозов, «бестормозность», шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость.

Остальные типы акцентуаций, согласно этому исследованию, встречаются у подростков-правонарушителей значительно реже [5].

Были проведены также исследования нервно-психического здоровья дезадаптированных, плохо справляющихся со школьной программой, недисциплинированных школьников. Так, по данным диссертационного исследования М. С. Логиновой, среди выборочной совокупности исследуемых учащихся г. Москвы 58% составляли психически здоровые, хорошо адаптированные к условиям школы учащиеся, около 3,1% - школьники без пограничных психических явлений, но обнаруживающие те или иные признаки дезадаптации к школьным условиям и 32,9% - дезадаптированные школьники с пограничными нарушениями и акцентуациями характера. То есть большинство дезадаптированных школьников - дети с пограничными явлениями и акцентуациями характера [3].

Причины, приводящие к психическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (рождение в асфиксии, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации и т.д.), так и с социальными факторами, на первом месте среди которых стоят условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения у исследователей при определении перволричинности психических отклонений подростка.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

70

Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер педагогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально-организованному выходу неуемной энергии, шумливости, подвижности этих ребят путем вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода мышечной энергии. Напротив, шизоидный тип, склонный к углубленным, часто непродуктивным интеллектуальным занятиям, страдающий коммуникативными расстройствами, затрудняющими его взаимодействие с окружающими, нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности личности акцентуированных детей и подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные проявления.

Заканчивая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних, мы должны сделать следующие выводы.

Отрицая биологизаторский подход в объяснении причин преступности как социального явления и вместе с тем, исходя из монистических представлений о природе человека, мы не должны игнорировать неблагоприятные индивидные факторы, так или иначе влияющие на усвоение индивидом социальных программ. В частности, в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних могут выступать различные нервно-психические патологии и отклонения, акцентуации характера отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков. Кроме того, трудновоспитуемость подростков в значительной степени может обусловливаться кризисным характером психофизиологического развития переходного возраста, когда происходят бурные изменения как в организме и психике, так и в отношениях подростков с окружающими, взрослыми, сверстниками, представителями противоположного пола. Без знания индивидуальных психобиологических, а также психофизиологических особенностей подросткового возраста невозможно достаточно успешно вести как обучение и воспитание детей и подростков, так и эффективно осуществлять воспитательно-профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

В воспитательной работе, как с нормальными подростками, так и со страдающими различными отклонениями, важным условием эффективной воспитательно -профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, мы должны подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера, то есть совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Гиляровский В. А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимой в Донской психиатрической лечебнице / Московский медицинский журнал, 1926. № 7. С. 55-57.

2. Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М., 2002.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентауции характера подростков. Л., 1982.

4. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962.

5. Платонов К. К. Психология и теория отражения. М., 1984.

6. Психокоррекция: теория и практика. М.: Вита-Пресс, 1995.

7. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

8. Яроцкий А. И. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, 1908.

9. Яроцкий А. И. О психотерапии при хронических внутренних болезнях // Русский врач, 1917. С. 444.

Нетрадиционные приемы изучения фактического материала

на уроках истории Ислямова Э. И.

Ислямова Эльвина Ибраимовна / Ыуатоуа ЕЫпа 1ЬгаЫтоупа - учитель истории

и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосельская средняя школа, поселок Черноморское, Республика Крым, Черноморский район

Аннотация: в статье анализируются основные нетрадиционные методы и приемы преподавания предмета истории в школе. Основные положительные и отрицательные стороны такого подхода в обучении. Современный мир диктует новые правила, мы с каждым днем совершенствуем свои знания, так пусть этот процесс будет интересней и увлекательней. В этом нам помогут нетрадиционные методы преподавания предметов в школе. Ведь каждый учитель - актер и каждый должен сыграть такую роль в жизни каждого ребенка, которая бы позволила бы ему раскрыться, найти правильный путь в жизни! Ключевые слова: нетрадиционые, развитие, обучение.

Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания истории.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения [4, с. 80].

История, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения истории выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда [3, с. 117].

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.