Научная статья на тему 'Влияние акцентуации характера на аддиктивное поведение подростков'

Влияние акцентуации характера на аддиктивное поведение подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1946
213
Поделиться
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТКИ / АДДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Палицкая Алена Сергеевна

В данной статье раскрывается роль психологических факторов в становлении аддиктивного ритма у подростков. Статья посвящена результатам эмпирического исследования по изучению влияния акцентуации характера подростков на формирование у них зависимых форм поведения.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Палицкая Алена Сергеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние акцентуации характера на аддиктивное поведение подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

психологической безопасности личности / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. - 2012. -№ 7. - С. 267-272.

© Костина Л.М., 2016

УДК 159.9

Палицкая Алена Сергеевна

студентка 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Сахалинского

государственного университета, г. Южно-Сахалинск, РФ

E-mail: aliona811@mail.ru

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В данной статье раскрывается роль психологических факторов в становлении аддиктивного ритма у подростков. Статья посвящена результатам эмпирического исследования по изучению влияния акцентуации характера подростков на формирование у них зависимых форм поведения.

Ключевые слова Зависимость, акцентуация характера, подростки, аддикция.

Проблема различного рода зависимостей в современном обществе стоит в ряду наиболее острых социальных проблем. Колоссальное влияние на жизнь современного человека оказывают зависимости от психоактивных веществ - алкогольная, наркотическая, которые, за счёт своей масштабности, способны нанести непоправимый вред всем поколениям. Учитывая то, что в группе риска по употреблению психоактивных находятся личности, изначально предрасположенные к аддиктивному поведению, мы в своей работе решили обратиться к одному из факторов предрасположенности к аддиктивному поведению -акцентуации характера.

Изучением акцентуаций характера занимались А. Е. Личко, А.А. Реан, Э. Кречмер и другие учёные. Наиболее известной является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда, который и ввёл понятие «акцентуация характера», означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Исследования по проблеме аддиктивного поведения содержат работы В. Д. Менделевича, Г. В. Старшенбаума, А. В. Гоголевой, В. Д. Москаленко и других учёных. А. В. Гоголева определяет аддиктивное поведение, как одну из форм отклоняющегося поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния.

Анализ научных источников показал, что многочисленные исследования (А.Е. Личко, Э. Кречмера, М.Е. Бурно и др.) установили взаимосвязь акцентуации характера в подростковом возрасте с предрасположенностью к аддиктивному поведению, т.е. акцентуация характера у подростков является одним из факторов риска, на ряду с другими личностными особенностями, в предрасположенности подростка к аддиктивному поведению. Наиболее предрасположенными к аддиктивному поведению исследователи называют подростков с гипертимной, демонстративной, неустойчивой, эпилептоидной, конформной акцентуациями. Исследователи объясняют такую связь тем, что социальная дезадаптация данных подростков, которая является одной из причин обращения к аддиктивному поведению, во-первых, способствует формированию большинства типов акцентуаций, во-вторых, закрепление некоторых патологических черт характера затрудняет адаптацию, т.е. явление двухстороннее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью эмпирического изучения данной темы, мы провели исследование, в котором приняли участие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

43 подростка в возрасте от 13 до 14 лет. В ходе исследовательской работы нами использовались следующие методы:

- тест-опросник «Акцентуации характера» К.Леонгард - Шмишек;

- опросник «Предрасположенность к аддиктивному поведению», автор В.Ю. Завьялов;

- методы математической статистики: критерий линейной корреляции Пирсона, критерий ранговой корреляции Спирмена.

Проведённая психологическая диагностика показала, что актуальную акцентуацию имеют 100% испытуемых. Из них: гипертимная 21%; демонстративная 19%; тревожная 14%; педантичная 14%; возбудимая 14%; циклотимная 9%; эмотивная 9%.

По методике В.Ю. Завьялова было установлено, что высокий уровень предрасположенности к аддиктивному поведению имеют - 14%, средний - 49% и низкий - 37%.

Математическая статистика позволила установить, что подростки с гипертимным типом акцентуации характера имеют высокую предрасположенность к аддиктивному поведению в сравнении с подростками других типов акцентуаций.

В ходе проведённого эмпирического исследования мы установили, что акцентуации характера у подростков действительно являются одним из факторов риска в развитии аддиктивного поведения. Такое влияние обусловлено тем, что некоторые акцентуированные черты характера в подростковом возрасте могут стать причиной социальной дезадаптации и, как следствие, вызвать отклонения в поведении подростков.

Было выяснено, что подростки с гипертимной акцентуацией имеют более высокий риск развития аддиктивного поведения, чем подростки с другими типами, следовательно, при выявлении группы риска подростков по аддиктивному поведению необходимо учитывать тип акцентуации характера.

Учитывая то, что аддиктивное поведение признано учёными многофакторным явлением, в целях его профилактики педагогам и родителям следует учитывать, что в группе риска развития аддиктивного поведения может оказаться не только подросток с некоторыми типами акцентуаций, но и любой подросток имеющий один или несколько факторов риска, включающих биологические, социальные и психологические факторы.

Профилактика развития аддиктивного поведения, учитывая его многофакторность, должна вестись по нескольким направлениям и включать в себя:

- коррекцию имеющихся биологических нарушений со стороны ЦНС;

- развитие личностных свойств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение эффективному (совладающему) поведению, развитие и повышение стрессоустойчивости;

- работа с социальной средой (работа с семьёй, организация полезного досуга).

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это, прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми этим детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, у этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства. Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача - вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.

Список использованной литературы:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2003. 240 с.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 458 с.

3. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. М.: МПСИ, 2008. 160 с.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 336 с.

© Палицкая А.С., 2016