МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
психологической безопасности личности / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. - 2012. -№ 7. - С. 267-272.
© Костина Л.М., 2016
УДК 159.9
Палицкая Алена Сергеевна
студентка 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Сахалинского
государственного университета, г. Южно-Сахалинск, РФ
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В данной статье раскрывается роль психологических факторов в становлении аддиктивного ритма у подростков. Статья посвящена результатам эмпирического исследования по изучению влияния акцентуации характера подростков на формирование у них зависимых форм поведения.
Ключевые слова Зависимость, акцентуация характера, подростки, аддикция.
Проблема различного рода зависимостей в современном обществе стоит в ряду наиболее острых социальных проблем. Колоссальное влияние на жизнь современного человека оказывают зависимости от психоактивных веществ - алкогольная, наркотическая, которые, за счёт своей масштабности, способны нанести непоправимый вред всем поколениям. Учитывая то, что в группе риска по употреблению психоактивных находятся личности, изначально предрасположенные к аддиктивному поведению, мы в своей работе решили обратиться к одному из факторов предрасположенности к аддиктивному поведению -акцентуации характера.
Изучением акцентуаций характера занимались А. Е. Личко, А.А. Реан, Э. Кречмер и другие учёные. Наиболее известной является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда, который и ввёл понятие «акцентуация характера», означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Исследования по проблеме аддиктивного поведения содержат работы В. Д. Менделевича, Г. В. Старшенбаума, А. В. Гоголевой, В. Д. Москаленко и других учёных. А. В. Гоголева определяет аддиктивное поведение, как одну из форм отклоняющегося поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния.
Анализ научных источников показал, что многочисленные исследования (А.Е. Личко, Э. Кречмера, М.Е. Бурно и др.) установили взаимосвязь акцентуации характера в подростковом возрасте с предрасположенностью к аддиктивному поведению, т.е. акцентуация характера у подростков является одним из факторов риска, на ряду с другими личностными особенностями, в предрасположенности подростка к аддиктивному поведению. Наиболее предрасположенными к аддиктивному поведению исследователи называют подростков с гипертимной, демонстративной, неустойчивой, эпилептоидной, конформной акцентуациями. Исследователи объясняют такую связь тем, что социальная дезадаптация данных подростков, которая является одной из причин обращения к аддиктивному поведению, во-первых, способствует формированию большинства типов акцентуаций, во-вторых, закрепление некоторых патологических черт характера затрудняет адаптацию, т.е. явление двухстороннее.
С целью эмпирического изучения данной темы, мы провели исследование, в котором приняли участие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
43 подростка в возрасте от 13 до 14 лет. В ходе исследовательской работы нами использовались следующие методы:
- тест-опросник «Акцентуации характера» К.Леонгард - Шмишек;
- опросник «Предрасположенность к аддиктивному поведению», автор В.Ю. Завьялов;
- методы математической статистики: критерий линейной корреляции Пирсона, критерий ранговой корреляции Спирмена.
Проведённая психологическая диагностика показала, что актуальную акцентуацию имеют 100% испытуемых. Из них: гипертимная 21%; демонстративная 19%; тревожная 14%; педантичная 14%; возбудимая 14%; циклотимная 9%; эмотивная 9%.
По методике В.Ю. Завьялова было установлено, что высокий уровень предрасположенности к аддиктивному поведению имеют - 14%, средний - 49% и низкий - 37%.
Математическая статистика позволила установить, что подростки с гипертимным типом акцентуации характера имеют высокую предрасположенность к аддиктивному поведению в сравнении с подростками других типов акцентуаций.
В ходе проведённого эмпирического исследования мы установили, что акцентуации характера у подростков действительно являются одним из факторов риска в развитии аддиктивного поведения. Такое влияние обусловлено тем, что некоторые акцентуированные черты характера в подростковом возрасте могут стать причиной социальной дезадаптации и, как следствие, вызвать отклонения в поведении подростков.
Было выяснено, что подростки с гипертимной акцентуацией имеют более высокий риск развития аддиктивного поведения, чем подростки с другими типами, следовательно, при выявлении группы риска подростков по аддиктивному поведению необходимо учитывать тип акцентуации характера.
Учитывая то, что аддиктивное поведение признано учёными многофакторным явлением, в целях его профилактики педагогам и родителям следует учитывать, что в группе риска развития аддиктивного поведения может оказаться не только подросток с некоторыми типами акцентуаций, но и любой подросток имеющий один или несколько факторов риска, включающих биологические, социальные и психологические факторы.
Профилактика развития аддиктивного поведения, учитывая его многофакторность, должна вестись по нескольким направлениям и включать в себя:
- коррекцию имеющихся биологических нарушений со стороны ЦНС;
- развитие личностных свойств;
- обучение эффективному (совладающему) поведению, развитие и повышение стрессоустойчивости;
- работа с социальной средой (работа с семьёй, организация полезного досуга).
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это, прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми этим детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, у этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства. Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача - вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.
Список использованной литературы:
1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2003. 240 с.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 458 с.
3. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. М.: МПСИ, 2008. 160 с.
4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 336 с.
© Палицкая А.С., 2016