Научная статья на тему 'Психоанализ и теория архитектуры. К вопросу о междисциплинарном подходе к теории искусства'

Психоанализ и теория архитектуры. К вопросу о междисциплинарном подходе к теории искусства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ПСИХОАНАЛИЗ / АРХИТЕКТУРА / ART HISTORY / THEORY / METHODOLOGY / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ARCHITECTURE THEORY / PSYCHOANALYSIS / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разгулина Мария Викторовна

Статья посвящена рассмотрению вопроса об использовании психоанализа как метода в искусствознании в рамках междисциплинарного подхода на примере монографии Джона Хендрикса «Архитектура и психоанализ. Питер Айзенман и Жак Лакан». В этом случае обращение к психоанализу необходимо, так как изучаемая автором архитектура уже на уровне замысла содержит психоаналитические концептуальные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoanalysis and architecture theory. On the interdisciplinary approach in art theory

The article is dedicated to the problem of using psychoanalysis methods in art theory involving interdisciplinary approach. The research is based on John Hendrix̓ monograph “Architecture and psychoanalysis. Peter Eisenman and Jacques Lacan”. This methodological approach is required here because the architecture of Peter Eisenman contains conceptual structures of psychoanalysis.

Текст научной работы на тему «Психоанализ и теория архитектуры. К вопросу о междисциплинарном подходе к теории искусства»

М.В. Разгулина

(МГУ имени М.В. Ломоносова)

Психоанализ и теория архитектуры. К вопросу о междисциплинарном подходе к теории искусства

Данная работа посвящена исследованию опыта использования психоаналитической теории в искусствознании в рамках междисциплинарного подхода. В условиях значительного расширения горизонта гуманитарных наук и обогащения их новыми теоретическими и исследовательскими парадигмами психоанализ оказывал влияние не только на развитие искусствознания в целом, но и, в частности, на теорию архитектуры. Подтверждением тому служит монография Джона Шеннона Хендрикса1 «Архитектура и психоанализ. Питер Айзенман и Жак Лакан»2, в центре которой - изучение взаимосвязей между архитектурой и психоанализом на примере творчества Жака Лакана3 и Питера Айзенмана4. Использование психоаналитической теории в данном случае обусловлено тем, что автор обращается к исследованию творчества Питера Айзенмана - архитектора, который, будучи и теоретиком, уже на уровне замысла закладывает в свои проекты определенные идеи.

У книги Хендрикса долгая предыстория, точкой отсчета которой можно считать эссе Колина Роуи5 «Математика идеальной виллы»6 1947 г., в котором автором была предпринята попытка применить психоаналитические теории в анализе архитектуры. В этом эссе Роуи сравнивает архитектуру Палладио (Вилла Фоскари) и Ле Корбюзье (Вилла Штейн) и вводит новый метод чтения архитектурной композиции. Анализ исходит из несоответствия между формальной организацией; тем, как архитектура воспринимается и переживается, и концептуальной структурой, лежащей в основе композиции.

Если композиция виллы Фоскари ясно отображает математические и геометрические схемы восприятия, то композиция виллы Штейн эти схемы содержит, но они не могут быть прочитаны. Роуи отмечает, что раздвоение это начинается в эпоху барокко. Уже в таком памятнике, как Сан Карло алле Куатро Фонтане Борромини, внешний аспект здания затемняет композицию, построенную на строгих математический и геометрических законах. В этом Роуи видит подражание природным формам и влияние «мистицизма», свойственного эпохе Контрреформации.

Роуи отмечает несоответствие между композицией виллы Штейн, выражающееся в формальной организации архитектурных элементов и чувственном переживании этой архитектуры, с одной стороны, и лежащей в основе композиции концептуальной структурой, с другой стороны. В частности, он пишет: «С точки зрения концепции все предельно ясно, но в нашем восприятии [виллы] все запутывает нас»7. Ясность первоначального замысла вступает здесь в противоречие со сложностью, возникающей на уровне восприятия. Таким образом, главный предмет исследования Роуи - это анализ отношений между формой и содержанием.

В 1955-1956 гг. Колин Роуи совместно с Робертом Слуцки пишет эссе «Прозрачность: буквальная и феноменальная»8. В этой работе несоответствие произведения на концептуальном уровне и на уровне его восприятия зрителем видится как своего рода форма

диалектики, «непрерывной диалектики между фактом и скрытым смыслом»9. Все это, как отмечает Роуи, и влечет за собой появление многочисленных вариантов интерпретации, так как сама интерпретация - это интерпретация интерпретации. Материальная реальность - это непрерывные изменения первоначального замысла. Роуи и Слуцки анализируют живопись Сезанна и кубистов и приходят к выводу, что и здесь имеет место диалектика между задуманным и материальной реальностью в том виде, в каком мы ее воспринимаем. В связи с этим Роуи и Слуцки выдвигают идею, что эта модель восприятия близка тому, как конструируется пространство сна в «Толковании сновидений» Фрейда. Восприятие чувственно воспринимаемого мира мыслью - это форма иллюзии. Пространство сна у Фрейда состоит из образов, которые являются освобожденными от контекста фрагментами визуальных образов, - так же как мы это видим в полотнах Сезанна и кубистов или в нашем восприятии композиций Ле Корбюзье, как это описывают Роуи и Слуцки.

Их исследования продолжает ученик Колина Роуи Питер Айзенман в статье «От объекта к отношению II: Джузеппе Терраньи, дом Джулиано Фриджерио», опубликованной в Йельском архитектурном журнале в 1971 г.10 В своем анализе архитектуры Джузеппе Терраньи он описывает композицию как результат взаимодействия первоначального замысла и формального построения, обусловленного диалектикой архитектурных форм. Внешний аспект подобной диалектики - это расположение архитектурных деталей (дверных и оконных проемов, колонн и так далее). За расположением этих элементов в пространстве скрываются концептуальные отношения элементов архитектурной композиции. Для Айзенмана главное в архитектуре - возможность передавать идеи, не символизируя ничего, а используя саму ограниченность выразительных средств как одно из средствЦ. Айзенман использует в статье такие термины, как означающее и означаемое, заимствованные из лингвистики и очень важные для понимания работ Жака Лакана. Когда Питер Айзенман анализирует композицию Дома Джулиани Фриджерио Джузеппе Терраньи, он замечает, что композиция, как и сновидение, содержит сознательную причину на уровне замысла и так же, как и сновидение, на уровне лингвистических матриц содержит идентификацию объекта в чувственном опыте.

Традиция применения психоаналитических теорий при анализе архитектуры, начатая Колином Роуи и Питером Айзенманом, была продолжена Джоном Шенноном Хендрик-сом в его монографии 2006 г. «Архитектура и психоанализ. Питер Айзенман и Жак Лакан». Целью исследования Джона Шеннона Хендрикса было установить и проанализировать отношения между архитектурой и психоанализом на примере творчества Петера Айзенмана и Жака Лакана. Джон Хендрикс изучает параллели и сходство композиционных принципов Айзенмана и психоанализа Лакана. Одной из задач исследователя было продемонстрировать возможности применения психоанализа в дизайне и архитектуре, а также в анализе архитектуры.

Хендрикс анализирует базовые положения психоанализа с точки зрения их применения в изобразительном искусстве. Изобразительное искусство он сравнивает с образами сновидений, так как оно так же неспособно отразить синтаксическую структуру языка. Еще Фрейд в «Толковании сновидений» писал, что образы сновидений неспособны представить логические отношения между мыслями сновидений (латентное содержание сновидений) или отношения между сознательными мыслями - отношения, определяющиеся правилами синтаксиса. Но некоторые виды изобразительного искусства, и в особенности архитектура, стремятся вобрать в себя как можно больше синтаксических структур языка, что отражает стремление соединить в себе категории Воображаемого и Символического.

Сами категории Воображаемого, Символического и Реального - это одно из базовых положений для понимания психоаналитической теории Жака Лакана. Известна фраза Лакана о том, что все желающие могут быть последователями Лакана, если им этого хочется, но он сам навсегда останется фрейдистом. Однако в своих семинарах он прибегает не только к работам Фрейда, но и к лингвистическому структурализму. Это отчасти объясняется тем, что, по Лакану, проанализировать область Реального - то есть самой психики - невозможно. Таким образом, при анализе мы имеем дело только с такими проявлениями психической деятельности, как речь и язык. Здесь и возникают инстанции и, соответственно, категории Воображаемого и Символического, анализу которых посвящен один из семинаров Жака Лакана - «Реальное. Символическое. Воображаемое»12. Вслед за Фердинандом де Соссюром Лакан говорит о том, что мир субъекта является его собственной галлюцинацией. И иллюзорные способы удовлетворения, к которым он прибегает, принадлежат к другому порядку, нежели Реальное. Таким образом, вырисовывается понятийная категория, в которую вписываются такого рода объекты - это и есть Воображаемое. Символическое же - это структура означающих, структура языка.

Хендрикс в своем анализе отталкивается от введенных Лаканом категорий Реального, Символического и Воображаемого. Он переносит категории Воображаемого и Символического на архитектуру и сравнивает отношения между элементами здания с отношениями между означающими и означаемыми в лингвистике. Фердинанд де Соссюр определил эти отношения как отношения внешней и внутренней сторон листа бумаги: «Язык также можно сравнить с листом бумаги: мысль [означаемое] - это внешняя сторона листа, а ее словесное выражение [означающее] - это оборотная сторона; нельзя отрезать часть от внешней стороны, не отрезая в то же время часть от оборота листа; так и в языке: нельзя отделить словесное выражение мысли от самой мысли или мысль от ее словесного выражения; это разделение может быть выполнено только абстрактно, и результат лежал бы или в области чистой психологии или в области чистой феноменологии»". Таким образом оказывается, что означаемое является той же субстанцией, что и означающее.

Лакан, рассуждая об отношениях между означающим и означаемым, заметил, что отсутствующее означающее - ключ к пониманию метафоры и метонимии, главных механизмов в образовании смысла как разницы (между означающим и означаемым). Метафора и метонимия особенно важны благодаря той роли, которую они выполняют, помогая увидеть присутствие бессознательного в речи. В сновидении именно так концептуальные структуры бессознательного (внешнее содержание сна) преобразуются в образы, которые мы видим во сне.

В качестве архитектурного примера подобных отношений Джон Хендрикс приводит ранние работы Питера Айзенмана^. Некоторые композиционные приемы можно напрямую сравнить с метафорой и метонимией. Айзенман структурирует форму и пространство таким образом, чтобы они могли создать отношения, отражающие внутреннюю структуру, как это происходит в языке. Он лишает архитектурные элементы (например, колонну) привычной конструктивной функции. Свободно стоящие колонны в его проектах конструктивно не играют никакой роли. В структуре смысла они являются означаемыми. Айзенман, используя метафору, освобождает архитектурные означающие от их традиционного значения, чтобы дать им возможность означать что-то иное. Колонны, таким образом, обладают метонимической функцией.

Хендрикс также исследует концепцию риторической фигуры в архитектуре Айзенмана. Еще в эссе 1987 г. «Архитектура и проблемы риторической фигуры»/5 Айзенман

предложил риторическую фигуру как механизм значения в архитектуре. Благодаря сложной синтаксической структуре выразительный язык архитектуры способен создавать свободные «плавающие» знаки там, где отношения между означающим и означаемым не являются определяющими. В архитектуре отделить означающее от означаемого еще сложнее, чем в речи, поскольку архитектурные формы традиционно ассоциируются с их конструктивной функцией. Айзенман писал, что из-за чисто конструктивных задач, стоящих перед архитектурой, она является «наименее репрезентативным из всех искусств»16.

Для того чтобы архитектура преодолела физические ограничения выразительных возможностей, пустота как отсутствие смысла должна быть введена в присутствие с помощью метафоры и метонимии. В частности, Айзенман пишет: «Если мы хотим сделать так, чтобы стена стала в большей степени знаком, то есть в большей степени риторической фигурой, мы должны бороться с традиционной неясностью образа этого архитектурного элемента, то есть с его традиционным элементарным, структурным и эстетическим, содержанием»!7. Примером такого освобождения от традиционного иерархического порядка могут служить некоторые архитектурные проекты Айзенмана, в которых он использует, в частности, такой прием, как смещение оси (проекты Центра Искусств Уэкснер (Илл. 76) и Университета в Лонг Бич).

Рассуждая о фигуративном языке в архитектуре, Хендрикс приходит к выводу, что фигуративные формы вводят в изображение присутствие объекта как его отсутствие; отсутствие, созданное его изображением. Язык, в том числе и архитектурный, всегда является заменой реальных объектов знаками. Так же как устная и письменная речь, архитектурный язык совмещает образ и форму, организует их и делает частью синтаксиса. Главное в архитектурной композиции - это то, как образ или форма переживаются и инкорпорируются в язык. В архитектуре, как и в языке, смысл может не сразу открываться, но он всегда присутствует в самой структуре.

В архитектурной практике Айзенмана интересует пространство, которое открывает присутствие бессознательного в сознательном дискурсе. По Лакану, Воображаемое первично по отношению к Символическому на стадии формирования психики. Формирование категории Воображаемого происходит на стадии зеркала, когда ребенок от шести месяцев до полутора лет становится способен идентифицировать себя в том образе, который он видит, смотря в зеркало. Роль Воображаемого в психике - это формирование сознательных и бессознательных образов. Но в восприятии образов всегда играет определенную роль Эго, которое во многом определяется структурами Символического, структурами языка. Эта же схема действует и при восприятии архитектуры. Формы или образы здания, которые субъект воспринимает, всегда даны ему в матрице Символического, матрице языка. Архитектура становится диаграммой Воображаемого и Символического. Различение двух категорий - фундаментальная проблема лакановского психоанализа. В архитектуре это выражено в диалектике того, что мы видим, и того, что замыслил автор. Зрительское восприятие традиционно структурируется иерархией архитектурных элементов. Отличительная особенность архитектуры как одного из видов изобразительного искусства - это то, что она одновременно является и репрезентацией, и реальностью. Пространственные конструкции переживаются на уровне Воображаемого, тогда как поверхности - на уровне Символического.

Диалектика Воображаемого и Символического представлена в архитектуре тем, что Айзенман называет декомпозицией. Айзенман пишет в своем эссе «Пустота объекта:

декомпозиция и процесс дифференциации», что в архитектуре декомпозиции «нет иерархии точек зрения. Они вневременны; они не складываются; они не являются простой суммой узнаваемых серий геометрических или пространственных условий»^. Это можно увидеть на примере таких проектов Айзенмана, как проект Музея искусств Калифорнийского университета в Лонг Бич.

Декомпозиция противоречит принципам классической архитектуры, которая является архитектурой сознательного дискурса и подавления бессознательного. Классическая архитектура базируется на структурах Символического, структурах языка. Диалектика Воображаемого и Символического в архитектуре - это диалектика архитектуры как здания и архитектуры как идеи.

Хендрикс также исследует теорию сновидений Фрейда, модификации, которым она подверглась в работах Лакана и ее значение для архитектуры. Различие между Символическим и Воображаемым можно проследить уже у Фрейда в его «Толковании сновидений». И Фрейд, и Лакан подчеркивают, что сны - это не бессознательное, однако по ним и особенно по воспоминаниям о них можно проследить структуру бессознательного. Но Лакан пересматривает некоторые положения Фрейда и, в частности, говорит, что структура образов сновидений, если ее можно рассматривать как структуру, является привнесенной. У образов сновидений диффузная лингвистическая структура. Образы сновидений можно сравнить с изобразительным искусством из-за их неспособности включать в себя синтаксическую структуру языка.

По Лакану, в памяти о сновидении присутствует та же диалектика, что и в сознательной мысли - это противоречие между восприятием и задуманным, которое является ядром диалектики между Воображаемым и Символическим. Структуры образов сновидений близки к лингвистическим структурам, из чего Лакан делает вывод, что бессознательное структурировано, как и язык. Хендрикс отмечает, что в архитектуре Айзенмана (например, в его проекте Центра Искусств Уэкснер 1980-1986 гг.) так же, как в сновидении, проявляются элементы бессознательного, подавляемые сознательным дискурсом, присутствуют формы, которые были подавляемыми дискурсом классической архитек-туры19. Айзенмана интересует передача в архитектуре противоречий между образом и изображением, дуализм, присущий сновидению. Он предлагает другой тип архитектуры, в котором возможна была бы множественность смыслов, а также отсутствие строгой регламентации отношений между архитектурными элементами, предусматриваемой витрувианской триадой, которая является традиционной метафизической основой архитектуры. Изменение метафизической основы архитектуры неизбежно влечет за собой привнесение бессознательного в сознательный дискурс.

По Лакану, самоидентификация объекта и преодоление им символического порядка начинается в тот момент, когда он «узнает и различает свои действия в каждом из двух регистров [Символическое и Воображаемое]»/0. Это непростая задача, поскольку отношение субъекта к другим субъектам определяется воображаемой идентификацией субъекта с другим. В качестве архитектурного примера можно привести дом Джулиано Фриджерио Джузеппе Терраньи, где крайне сложный композиционный процесс может быть только частично воссоздан из более ранних схем и может быть описан только как нечто отличающееся от серии условных нарративных преобразований. Композиция содержит сознательную причину на уровне замысла так же, как и сновидение, а на уровне лингвистических матриц здесь содержится идентификация объекта в чувственном опыте.

Хендрикс демонстрирует, что подобный анализ можно применить не только к архитектуре, но и к другим видам изобразительного искусства на примере разбора картины Веласкеса «Менины». Зритель в данном случае находится на месте субъекта - короля и королевы, которых рисует художник. Эта картина - процесс написания парадного портрета с точки зрения самих позирующих художнику короля и королевы, чье отражение мы видим в зеркале. Зритель занимает их место, но не может видеть своего отражения в зеркале. Этот субъект, зритель, представлен только как отсутствие субъекта. В своем семинаре «Четыре основные понятия психоанализа»21 Лакан говорил о том, что субъект видит себя в пространстве Другого и точка зрения, с которой он на себя смотрит, тоже находится в пространстве Другого. Такой точкой и является в картине Веласкеса зеркало.

Монография Джона Шеннона Хендрикса «Архитектура и психоанализ. Питер Айзенман и Жак Лакан», проанализированная нами, исследует отношения между психоанализом и архитектурой на примере того, как психоаналитические концепции Жака Лакана повлияли на теорию и практику такого архитектора, как Питер Айзенман. Автор приходит к выводу, что психоанализ Лакана, много взявший из лингвистического структурализма, позволяет исследовать новые архитектурные приемы, использованные Айзенма-ном в его строительной практике, и открывает новые возможности для архитектуры и ее теоретического осмысления.

Примечания

1 Хендрикс, Джон Шеннон - теоретик архитектуры, ученик Питера Айзенмана. Учился в Корнелльском университете. Преподает историю искусств в университете Род Айленда.

2 Hendrix J.S. Architecture and Psychoanalysis. Peter Eisenman and Jacques Lacan. New York, 2006.

3 Лакан, Жак-Мари-Эмиль (1901-1981) - французский психоаналитик, фрейдист, один из основателей Школы фрейдизма. Известен своими семинарами, которые проводились с 1953 по 1980 г. Осуществил ревизию фрейдовского психоанализа в духе структурализма.

4 Айзенман, Питер (род. 1932) - американский архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников архитектурного деконструктивизма. Основатель Института исследования архитектуры и градостроительства. С 1978 г. в его творчестве начинается деконструктивистский период, связанный с увлечением психоанализом.

5 Роуи, Колин (1920-1999) - американский историк и теоретик архитектуры английского происхождения. Оказал большое влияние на развитие градостроительства во второй половине XX в.

6 Rowe C. The Mathemаtics of the Ideal Villa // Rowe C. The Mathemаtics of the Ideal Villa and other Essays. Cambridge, 1976.

7 Ibid. P. 12.

8 Rowe C., Slutzky R. Transparency: Literal and Phenomenal // Rowe C. The Mathemаtics of the Ideal Villa and other Essays. Cambridge, 1976.

9 Ibid. P. 170.

i° Eisenman P. From Object to Relationship II: Giuseppe Terragni, Casa Giuliani Frigerio // The Yale Architectural Journal. 1971. Vol. 13. P. 37-65.

11 Ibid; цит. по Hendrix J.S. Architecture and Psychoanalysis... P. 17.

12 Лакан Ж. Реальное. Символическое. Воображаемое // Лакан Ж. Имена-Отца. М., 2006.

13 De Saussure F. Course in General Linguistics. New York, 1966. P. 113.

14 Hendrix J.S. Architecture and Psychoanalysis... P. 31.

15 Eisenman P. Architecture and the Problem of the Rhetorical Figure // Eisenman Inside Out: Selected Writings, 1963-1988. New Haven and London, 2004. P. 202-208.

16 Ibid. P. 204.

17 Ibid.

18 Eisenman P. The Futility of Objects: Decomposition and the Process of Differentiation / Eisenman Inside Out: Selected Writings, 1963-1988. New Haven and London, 2004. P. 186.

19 Hendrix J.S. Architecture and Psychoanalysis... P. 116.

2° Lacan J. Ecrits, a Selection. New York, 1977. P. 140.

21 Lacan J. Le Séminaire. Livre XI. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Paris, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.