Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ В ТЕОРИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Ж. ЛАКАНА, З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА'

ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ В ТЕОРИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Ж. ЛАКАНА, З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
406
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СТРУКТУРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО / ПСИХОАНАЛИЗ / ОЗНАЧАЕМОЕ И ОЗНАЧАЮЩЕЕ / РЕАЛЬНОЕ / ВООБРАЖАЕМОЕ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ / ЛАКАН / МИФ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Варыгина Лилия Борисовна

В статье исследуется бессознательная неконтролируемая сторона психики человека, анализируются подходы к определению структуры бессознательного, ее составляющих элементов и их взаимосоотношений с точки зрения концепций выдающихся психоаналитиков З. Фрейда, К. Юнга и Ж. Лакана. Раскрывается значимость описанной Лаканом "стадии зеркала" в постижении человеческого самосознания. Особое внимание уделяется тезису Лакана о том, что бессознательное - это, в первую очередь, язык; и именно он выступает в качестве проявления структуры, которая имеет чёткие закономерности. Именно посредством языка мы можем приблизиться к пониманию связи бессознательного с осознаваемым миром в контексте определения триады Лакана о "реальном", "воображаемом" и "символическом". Цель исследования - показать отношение концептов структуры бессознательного и результат сращения психоанализа с философско-лингвистическим структурализмом, который порождает разнообразие подходов и междисциплинарных исследований в понимании сущности бессознательного и интерпретации социальных явлений через лингвистические структуры мифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF STRUCTURE IN THE THEORY OF THE UNCONSCIOUS BY J. LACAN, Z. FREUD AND C. JUNG

The article examines the unconscious uncontrolled side of the human psyche, analyzes approaches to determining the structure of the unconscious, its constituent elements and their relationships from the point of view of the concepts of prominent psychoanalysts Z. Freud, C. Jung and J. Lacan. The significance of the "mirror stage" described by Lacan is revealed. in the understanding of human self-consciousness. Particular attention is paid to Lacan's thesis that the unconscious is, first of all, language; and it is he who acts as a manifestation of a structure that has clear patterns. It is through language that we can approach understanding of the connection of the unconscious with the conscious world in the context of Lacan's definition of the triad of "real", "imaginary" and "symbolic". The purpose of the study is to show the relationship between the concepts of the structure of the unconscious and the fusion of psychoanalysis with philosophical and linguistic structuralism, which gives rise to a variety of approaches and interdisciplinary research in understanding the essence of the unconscious and interpreting social phenomena through the linguistic structures of myth.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ В ТЕОРИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Ж. ЛАКАНА, З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА»

Сокращения

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации;

НАРБ - Национальный архив Республики Беларусь;

НИАБ - Национальный исторический архив Бела руеи;

РГИА - Российский государственный исторический архив (г. Сан кг Петербург); ЦИЛМ ■■ Центральный исторический архив Москвы.

THE MEANING OF STRUCTURE IN THE THEORY OF THE UNCONSCIOUS BY J. LA CAN. Z FREUD AND С JUNG Varygina Liliya Borisovna, Undergraduate student, Institute of State and Law, Surgut State University, Surgut

The article examines the unconscious uncontrolled side of the human psyche, analyzes approaches to determining the structure of the unconscious, its constituent elements unci their relationships from the point of view of the concepts of prominent psychoanalysts Z. Freud, С Jung and J. Lacan. The significance of the "mirror stage" described byLacan is revealed, in the understanding of human self-consciousness. Particular attention is paid to Lacan's thesis that the unconscious is, first of all, language; and it is he who acts as a manifestation of a structure that has dear patterns. It is through language that we can approach understanding of the connection of the unconscious with the conscious world in the context of Lacan's definition of the triad of "real", "Imaginary" and "symbolic". The purpose of the study is to show the relationship between the concepts of the structure of the unconscious and the fusion of psychoanalysis with philosophical and linguistic structuralism, which gives rise to a variety of approaches and interdisciplinary research in understanding the essence of the unconscious and interpreting social phenomena through the linguistic structures of myth.

Keywords: unconscious; structure ofthe unconscious; psychoanalysis; signified and signifier; real; imaginary; symbolic; Lacan; myth.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.20

УДК 141

ВАК РФ 5.7.7/09.00.11 в ВарыгинаЛ.Б., 2022

ЗНА ЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ В ТЕОРИИ БЕССОЗНА ТЕЛЬНОГО Ж. ЛАКАНА.г 3. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

В статье исследуется бессознательная неконтролируемая сторона психики человека, анализируются подходы к определению структуры бессознательного, ее составляющих элементов и их взаимосоотношений с точки зрения концепций выдающихся психоаналитиков 3. Фрейда, К. Юнга и Ж. Лакана. Раскрывается значимость описанной Лаканом "стадии зеркала" в постижении человеческого самосознания. Особое внимание уделяется тезису Лакана о том, что бессознательное - это, в первую очередь, язык; и именно он выступает в качестве проявления структуры, которая имеет чёткие закономерности. Именно посредством языка мы можем приблизиться к пониманию связи бессознательного с осознаваемым миром в контексте определения триады Лакана о "реальном", "воображаемом"и "символическом". Цель исследования -показать отношение концептов структуры бессознательного и результат сращения психоанализа с философско-лингвистическим структурализмом, который порождает разнообразие подходов и междисциплинарных исследований в понимании сущности бессознательного и интерпретации социальных явлений через лингвистические структуры мифа.

Ключевые слова: бессознательное; структура бессознательного; психоанализ; означаемое и означающее; реальное; воображаемое; символическое; Лакан; миф.

ВАРЫГИНА Лилия Борисовна, аспирант, Институт государства и права, Сургутский государственный университет, Сургут

В начале XX века Фрейд, стоявший у истоков психоанализа, оказал значительное влияние на гуманитарные науки и ученых, которые их разрабатывали. Времена Декарта ¿умозаключениями "я мыслю, следовательно, существую" ушли, на смену пришел психоанализ, с невозможностью осознания самого себя и своего места в мире. Ж, Лакан является одним из наиболее интересных для исследования и наиболее влиятельных продолжателей дела Фрейда, психоаналитик-постфрейдист, который в результате оказал огромное влияние на социальную онтологию и определение структурности бессознательного. Лакан стремился к воссозданию и продолжению ортодоксального фрейдизма, выдвинув лозунг "назад к Фрейду", что было очень смело для периода, когда в почёте были идеи позитивистов. Лакан,

обладая богатым языком и осознавая важность проговаривания человеческого бытия и его смыслов через язык, даёт богатую, поэтически насыщенную интерпретацию Фрейда, превращая изучение психоанализа в уникальное языковое приключение. Очень важно признать и отметить, что в рамках и советской школы психологии существовали созвучные идеи психологии языка и смысла высказанные Л.С Выготским в его работах "Сознание как проблема психологии поведения" и "Мышление и речь".

Помимо Фрейда, на Лакана оказали серьезное влияние и ницшеанство, и гегельянство, но отдельно стоит выделить феноменологию К. Ясперса [2, с, 34], которая определила Лакана как психиатра. В его работах с самого начала проявляется интуитивное внимание к языку сновидений и остроумия [9, с. 3], также, как и у Фрейда, но он подходит к этому фундаментально, опираясь в своих работах на структурализм Леви-Сгросса [8], с которым он дружил и обменивался философскими и социологическими взглядами. В Лакане сходятся три основных линии, среди которых: фрейдизм, феноменология и структурализм. Всё это задает особый контекст, в котором формируется ла-кановская теория структурности бессознательного.

Именно в контексте структурности бессознательного, концепциякоторого огределитего дальнейшие работы, Лакан выдвигает ключевой тезис в своей теории, он декларирует: бессознательное - это язык. Для французского структурализма это заявление, на фоне призывов возвращаться к Фрейду, было инновационным, однако, в рамках советской психологической школы, Л.С Выготский уже раннее заявлял в своей работе "Мышление и речь", что речь неотделима от мышления и психической деятельности в целом [1, с. 14].

Язык и его семантические, грамматические правила выступают для Лакана в качестве проявления общей и первичной структуры человеческого бессознательного, закономерности взаимосоотношений означаемых и означающих. Термины "означающее" и "означаемое" Лакан заимствует из структурной лингвистики Ф. де Соссюра, который определяет знак как двоичное образование,состоящее из "означаемого" и "означающего" [4, с, 68]. Под первым понимается форма, которую может принимать знак, под вторым - концепт, который этот знак представляет [там же, с. 110]. При этом, отношение между семантическим аспектом и звуковым образом существует "произвольно" [там же, с. 70],

В данном соотношении бесконечного множества пар, означающих и означаемых, определяется непрерывность существования и проявления бессознательного посредством структуры языка, на основании которого формируется порядок предметов в со-бытии людей. Законы языка - такие как синтаксис, лексика, морфология - и формируют систему вещей. Именно поэтому можно утверждать, что сначала есть язык и только потом существуют вещи. В рамках данного подхода, Лакан отождествляет лингвистическую онтологию с онтологией психической. Важно отметить, что раннее и сам Фрейд рассматривал наличие этой связи, но не делал на ней значимый акцент, в то время как Лакан, обнаружив и обозначив эту связь, отметил что необходимо возвращаться даже не к фрейдизму как таковому, а к самому Фрейду и к его изначальным текстам. В то же время, хотелось бы отметить что возвращаться необходимо и к отечественным работам Л.С. Выготского.

В трудах Фрейда мы видим, как в языке юмора и сновидениях проявляется психическая деятельность человека, Юнг же видит проявление структуры бессознательного в структуре мифов, наиболее полное описание концепта которого мы встречаем в его работе "Архетип и символ" [10].

Оригинальность и следующий этап развития мысли о бессознательном в работах Лакана заключается в том, что он использует понятие языка как структурной лингвистической онтологии к самому бессознательному. Лакан отождествляет психическое и лингвистическое, для него это буквально одно и то же. Для Лакана есть только один язык - это язык бессознательного. Язык Эго, т.е. язык бодрствования является лишь частным случаем языка, в котором существуют различные проявления Либидо.

Само понятие структуры психики и бессознательного как частного, так и коллективного, по Лакану, носит бессознательный характер, И именно в бессознательном должен крыться ключ, который открывает контексты человеческого бытия и его границ.

Показательным примером проявления феноменологии бессознательного является "стадия зеркала" [6, с. 8]. Концепция "стадии зеркала" - одна из самых известных и влиятельных теорий Лакана. Впервые он представил ее в 1936 году на 14-м Международном психоаналитическом конгрессе. Развивая теорию дал feme, уже в 1950-х, в цикле семинаров La relation d'objet, Лакан говорит, что "стадия зеркала да-

си

ÛJ

о

OJ

ь-

Q. <

£

сч

41"

5

115

лека от того, чтобы быть простым феноменом, случающимся в развитии ребёнка. Она иллюстрирует конфликтную природу дуальных отношений". По мере развития понятия "стадии зеркала" внимание Лакана смещается от исторического её значения к определяющему структурному, "Историческое значение" относится здесь к умственному развитию ребёнка, который отождествляет себя со своимизобра-жением(в отличие от животных, остающимися равнодушными), а "структурное значение" - к либидозному отношениюобраза тела. Ребенок внимательно рассматривает себя в зеркале и приветствует свой образ "ликующим жестом" экстаза [12, с. 139-143]. В этой стадии и в обретении целостного образа себя и своего тела, узнавания и познания себя, Лакан видит определяющий этап становления личности и в ней он находит источник формирования неврозов, психозов, и истерических расстройств. Именно здесь формируется сложная структура субъек-тности, которая сточки зрения самого Лакана, является главной целью психоанализа. "Можно понимать стадию зеркала как идентификацию в полном смысле, который психоанализ придает этому термину: как трансформацию, запускаемую субъектом при получении образа" [7, с 508-516].

Для Лакана обоснование существования субъекта было главной целью психоанализа. Субъект выводится из имманентного бессознательного, и в этом отношении Лакан идёт глубже, чем Фрейд, который выводил Эго из диалога, который, по его мнению, шёл между Эго и Суперэго. Юнг же рассматривал существование как процесс, который рождается в результате индивидуации коллективного бессознательного на протяжении всей жизни человека [10, с. 15]. Т.к. для Лакана проблема "Я" является главной, он стремится вывести "Я" из структуры бессознательного, поэтому и путь выведения субъекта является иным, нежели чему Юнга, основанного на классическом психоанализе Фрейда,

По Лака ну, начиная от "стадии зеркала" рождается система "реального, символического и воображаемого", смысл которых принято иллюстрировать через кольца Борромео. Зацепление колец-означений происходит таким образом, что удаление любого кольца приведёт к разъединению двух оставшихся. Другими словами, никакие два из трех колец не сцеплены, но, тем не менее, все вместе они сцеплены неразрывно. Это геометрическая метафора, в которую включены все структуры, определяющие человека как нечто целостное, в кото-

ром проявляется тотальность человеческого бытия, в которых Лакан и видит структуру бессознательного.

"Реальное", по Л а кану, - это то, что находится вне сознания человека и о нём мы не знаем ничего. Это область ничто, то, что не имеет имени так как не равно означаемому, это то, чего нет. Для человека реальное можно обозначить через восприятие биологических функций, которые не существуют сами по себе, но связаны с целым миром и через него проявляются в человеке. В своих поздних семинарах [5, с. 121-123] Лакан обозначал "реальное" как "Ыапдие'^ значение которого было крайне неустойчиво. Реальное находится за пределами языка, а значит и психической деятельности.

"Символическое" - это бессознательное (язык), которое является всем. Таким образом, если "реальное" - это ничто, а символическое

- это всё, то язык постоянно указывает сам на себя: язык как область символического, пытаясь выйти за границы себя самого постоянно порождает новые символы. А реальный выход за пределы символического для субъекта ограничен бытием, за рамками которой смерть и страхом перед нею. Таким образом, человеческое бытие, по Л акану, является ложным, т.к. символическое постоянно ссылается на само

себя, постоянно ускользая от реального. В некотором смысле это похоже на концепт Майи, иллюзии, в индуизме, которая одновременно и скрывает истиннуюприродумира, но и обеспечивает его многообразие,

" Воображаемое", по Лака ну, - это засты вшее символическое. Символическое, само по себе, находится в постоянном движении и текучести, потому что оно чего-то желает (несет изменяющийся смысл), при этом его желания ложны, так как указывают на символическое. В этой связи, воображаемое, если представить движение по траектории колец Борромео, находится в противоречии самому себе в диалектике притягивании и отталкивании от реального. Чем больше мы приближаемся к реальному, тем больше отталкиваемся от символического, Таким образом, воображаемое, по Лакану,

- это когда динамика движения символического застывает и запечатлевается. Претендуя на истинность этого заявления, мы должны понимать, что для иллюстрации его мы используем символическое, которое рождено абсолютно ложным.

Из классического фрейдовского психоанализа следует, что любое отрицание у пациента является признаком того, что он истинно желает этого. Истинно это и в концепции по-

нимания сновидений, которые, по Фрейду, являются зоной истинных желаний, находящихся в сфере воображаемого, В структуре символического некое суждение всегда включает в себя диалектическое опровержение истины. Наиболее ярко это проявляется на примере двусмысленных выражений. Сама иллюзорность "воображаемого" проявляется в том, что оно одновременно надстраивается над "символическим" и при этом находится заключенным в нём самом.

Если в структуре "символического" "обозначаемое" постоянно ускользает, то в "воображаемом" "обозначаемое" фиксируется в диалектической противоположности символического, Т.е. не как то, что существует вне языка, в зоне "реального'^ а как то, что существует внутри языка, т.е. в зоне "символического"

Именно здесь и рождается субъект, т.е. Эго, как замерший субъект запечатлевания символического, который на мгновение становится чем-то однозначным, освобождаясь от собственной многосмысленности и многозначности. Именно здесь и проявляет себя "стадия зеркала", где формируется воображаемое, где буквально рождается запечатленное Эго. Ребёнок сам по себе выступает в качестве "символического", а запечетлевание отражения в зеркале выступает в качестве застывшего "воображаемого", "Воображаемое" таким образом - это рациональное, логическое, связанное с бодрствующим субъектом.

Травматизм и когнитивный диссонанс для субъекта появляется в тот момент, когда возникает дисгармоничное взаимоотношение между порядком воображаемого и порядком символического, когда воображаемое "забывает", что оноявляется ложью и "принимаетсебя" всерьёз, вступая к конфликт с символическим, которое и определяет содержание наших мыслей и языка. Воображаемое "не успевает" в запечатлевании за символическим. В этом контексте, для Лакана, психически больные и более восприимчивые субъекты более здоровы, чем люди, у которых нет заболеваний, потому что в "больных" структуры символического "приоткрыты". В этом смысле больной человек честнее, на примере бреда больного шизофренией, в котором может проявляться бессмысленное, на первый взгляд, рассуждение, которое не несёт в себе никакого определённого смысла, но при этом обладает многосмыслен-ностью "символического", которое не запечатлевается в "воображаемом", а позволяет себе свободно течь.

Задача психоаналитика в этом контексте стоит не в длительном разборе структуры противоречивых комплексов,порождаемых обществом и поиске травм, а в обнаружении в человеке свободной стихии символического. В этом контексте проговаривание символического в тексте будет иметь максимальный психотерапевтический эффект для субъекта. Описание и говорение, для Лака на, позволяет "символическому" проявлять себя свободно, освобождая человека от ограничений "воображаемого", которое ложно по своей природе.

В контексте социальной философии, описание структуры коллективного бессознательного Лакана позволяют нам предположить, что Течение "символического" в обществе, осуществляется через структуру мифов, которую исследовал Юнг и его последователи- В работе Джозефа Кэмпбела "Тысячеликий герой" [3, с, 157-159] движение мифологического героя являет собой суть течения "символического", по Лакану, структура которого проявляется в бы-тийности человека, находящегося в процессе индивидуации, по Юнгу. Рассматривая различные социальности, мы можем находить проявления структуры символических мифов, которые выражаются через структуры языка. Аналитика социальных явлений и изменений может быть запечатлена в рамках мифологии, которая меняясь и преображаясь от одной эпохи к другой, сохраняет свою имманентную структуру, со всей её многозначностью для множества разных субъектов,

В заключение - в данной публикации мы предприняли попытку обобщить разнообразные концепции, теории и идеи, касающиеся сложного феномена бессознательного как неконтролируемой и неосознаваемой стороны психики человека, а также подходы к определению структуры бессознательного. Раскрыты концепции 3. Фрейда, Ж. Лакана и К. Юнга о тех или иных гранях бессознательного, их структурности и составляющих элементах, дается определение и взаимосоотношение теоретической триады Лакана о бессознательном, как о сочетании "реального", "воображаемого" и "символического", в котором ни одно из имеющихся элементов не может существовать без двух других. Анализируя пересмотренное Лаканом фрейдовское понимание бессознательного, и его структур, сходных со структурой языка., определяется взаимоотношение концептов структуры бессознательного и нюансы сращения психоанализа с философско-лингвистическим структурализмом, которые порождают разнообразие подходов и междис-

си

о

си

ь-

0. <

X

сч

41"

Ё

117

циплинарных исследований в понимании сущности бессознательного и интерпретации социальных явлений через лингвистические структуры мифа.

Литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - СПб.: Питер, 2017.-С. 14.

2. Громова Елена Игоревна "Другой" и концептуализация психической болезни // Вестник Московского университета, - Серия 7. Философия, 2016.-N'6.-С 34.

3. Кэмпбел Дж. Тысячелетний герой. - СПб. : Питер, 2020. -С. 157-159.

4. Соссюр Ф, де. Курс общей лингвистики / пер. с фр, A.M. Сухотина. - М.; Логос, 1998. - С. 68,

5. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда / Русское

феноменологическое общество "Логос". - М.г 1997.-С. 8.

6. Лакан Ж. Семинары. Кн. 20 (1972Л 973) / под ред. Жака-Алена Миллера. -■ М.: Гнозис: Логос, 2011. -С 121-123.

7. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психологическом опыте // Семинары. Кн. 2. - М.: Логос, 1998. - С 508 - 516,

8. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / Клод Леви-Стросс; пер. с фр. В. В. Иванова. - М. г ЭКСМО-Пресс, 2001. - 535 с.

9. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. - Минск : Харвест, 2003. - 231 с.

10.Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991.-299 с.

11.Юнг К.Г. Психологические типы / Карл Густав Юнг-2-е иэд.сизм. - Минск :Харвест,2017. - 528 с.

NEQ ORIFNTA USMAS THE PRA СТ/СЕ OF A UTHORiTA RIAN MA NA CEMENT OF CUL TURE Vyalykh Vladimir Vladimirovich, PhD of Political sciences, Associate Professor Lomakina Lyubov Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor ProkhodtsevKirillAleksandrovich, Assistant

Department of Philosophy, Orenburg State Medical University, Orenburg

Authoritarianism and democracy as forms of power ate based not only on political and economic practices, but also on various forms of cultural management. Orientalism has been one of them for a long time. However, as authoritarian and democratic forms of government evolved, a request arose for the creation of a new form of cultural governance, namely, neo-capitalism. The purpose of the study to analyze the features of the practice of culture management as an element of political power: Scientific novelty: an attempt is made to conceptualize the new concept of neo-orientalism, to reveal its main features and differences from classical orientalism.

Keywords: or/en taiism; orien taiism; authoritarianism; cultui e; politics; power.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.21

НЕООРИЕНТАЛИЗМ КАК ПРАКТИКА АВТОРИТАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬ ТУРОЙ

Авторитаризм и демократия как формы властвования основываются не только на политических и экономических практиках, но и на различных формах управления культурой. В качестве одной из таковых долгое время выступал ориентализм. Однако по мере эволюционирования авторитарных и демократических форм властвования возник запрос на создание новой формы управления культурой, а именно - неоориентализма. Цель исследования - проанализировать особенности практики управления культурой как элемента политического властвования. Научная новизна заключается в попытке концептуализации нового понятия неоориентализм, раскрытия его основных признаков и отличий от классического ориентализма.

Ключевые слова: неоориентализм; ориентализм; авторитаризм; культура; политика; властвования.

УДК 130,2351.85 ВАК РФ 5.7.8/09.00.13

Ф Вялых В.В., 2022 Ф Ломакина Л.И., 2022 Ф Проходцев К. А., 2022

ВЯЛЫХ Владимир Владимирович, кандидат политических наук, доцент

ЛОМАКИНА Любовь Ивановна, кандидат философских наук, доцент

ПРОХОДЦЕВ Кирилл Александрович, ассистент

кафедра Философии, Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург

Введение

В основе функционирования любой системы власти, как правило, не только совокупность экономических и политических институтов, но и определенный нормативный и ценностный базис. Последний влияет на характер политических практик властвующего субъекта и определяется культурой. Под культурой в данном случае понимается специфическая форма организации жизнедеятельности индивида и общества, оказывающей определяющее влияние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.