Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА (ОБЗОР)'

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
432
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ФАКТОРЫ РИСКА / MENTAL HEALTH / CHILDREN / ADOLESCENTS / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булычева Е. В.

Психическое здоровье детей и подростков в современных условиях жизнедеятельности подвержено действию комплекса факторов риска. Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус», оставляя за пределами внимания медицинских работников значительную часть детского и подросткового населения с донозологическими состояниями. В этой связи формируется необходимость анализа ведущих факторов риска современного детства, опыта нивелирования их воздействия и успешных практик мониторинга психического здоровья в формате скрининга на донозологическом уровне. В статье проведен обзор опубликованных научных данных в наукометрических базах PubMed, Google Scholar, РИНЦ за последние 10 лет по проблемам психического здоровья детей и подростков. На основании проведенного обзора научных данных в статье раскрыта социально значимая проблема роста распространенности факторов риска психическому здоровью, определены ведущие предикторы ухудшения психического здоровья и его формы, сформулированы основные направления сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булычева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL HEALTH OF SCHOOL-AGE CHILDREN AND ADOLESCENTS: CHALLENGES OF THE TWENTY-FIRST CENTURY (REVIEW)

The mental health of children and adolescents in modern conditions of life is subject to a complex of risk factors. Traditional psychiatric services provide for work only with a contingent with a fixed medical «status», leaving out of the attention of medical professionals a significant part of the desktop and underage population with prenosological conditions. In this regard, there is a need to analyze the leading risk factors of modern childhood, the experience of leveling their impact and successful practices of monitoring mental health in the format of screening at the prenosological level. The article presents a meta-analysis of published scientific data in the scientometric databases PubMed, Google Scholar, RSCI for the last 10 years on the problems of mental health of children and adolescents. Based on the conducted meta-analysis of scientific data, the article reveals a socially significant problem of increasing the prevalence of mental health risk factors, identifies the leading predictors of mental health deterioration and its forms, and formulates the main directions for maintaining and strengthening the mental health of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА (ОБЗОР)»

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

# REVIEW ARTICLES

Е. В. БУЛЫЧЕВА

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА (ОБЗОР)

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

E. V. BULYCHEVA

MENTAL HEALTH OF SCHOOL-AGE CHILDREN AND ADOLESCENTS: CHALLENGES OF THE TWENTY-FIRST CENTURY (REVIEW)

FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia

ш резюме

Психическое здоровье детей и подростков в современных условиях жизнедеятельности подвержено действию комплекса факторов риска. Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус», оставляя за пределами внимания медицинских работников значительную часть детского и подросткового населения с донозологическими состояниями. В этой связи формируется необходимость анализа ведущих факторов риска современного детства, опыта нивелирования их воздействия и успешных практик мониторинга психического здоровья в формате скрининга на донозологическом уровне. В статье проведен обзор опубликованных научных данных в наукометрических базах PubMed, Google Scholar, РИНЦ за последние 10 лет по проблемам психического здоровья детей и подростков. На основании проведенного обзора научных данных в статье раскрыта социально значимая проблема роста распространенности факторов риска психическому здоровью, определены ведущие предикторы ухудшения психического здоровья и его формы, сформулированы основные направления сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков.

ключевые слова: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДЕТИ,

-

ПОДРОСТКИ, ФАКТОРЫ РИСКА.

и summary

The mental health of children and adolescents in modem conditions of life is subject to a complex of risk factors.

Traditional psychiatric services provide for work only with a contingent with a fixed medical «status», leaving out of the attention of medical professionals a significant part of the desktop and underage population with pre-nosological conditions. In this regard, there is a need to analyze the leading risk factors of modern childhood, the experience of leveling their impact and successful practices of monitoring mental health in the format of screening at the prenosological level. The article presents a meta-analysis of published scientific data in the scientometric databases PubMed, Google Scholar, RSCI for the last 10 years on the problems of mental health of children and adolescents. Based on the conducted meta-analysis of scientific data, the article reveals a socially significant problem of increasing the prevalence of mental health risk factors, identifies the leading predictors of mental health deterioration and its forms, and formulates the main directions for maintaining and strengthening the mental health of children and adolescents.

key words: MENTAL HEALTH, CHILDREN,

-

ADOLESCENTS, RISK FACTORS.

Проблема ухудшения психического здоровья детей и подростков школьного возраста обусловлена особенностями современного детства - интенсификацией учебного процесса, увеличением учебной нагрузки за счет вовлечения в дополнительную систему образования, преждевременным освоением электронных устройств, запросами родителей на раннее обучение детей в ущерб сенсорному, эмоциональному и коммуникативному развитию детей,

мотивированием к социальным достижениям, напряжением когнитивных функций, ограничением двигательной и эмоциональной реализации детей и подростков. Техногенные, образовательные и социальные вызовы XXI века активно влияют на онтогенез, превышают психофизиологические возможности мозга и способствуют развитию школьной дезадаптации, формированию аддиктивных форм поведения. В этой связи возрастает актуальность анализа имеющихся данных по проблеме психического здоровья детей и подростков школьного возраста, факторов, его формирующих, в поисках эффективных мер по его управлению.

цель исследования - провести анализ опубликованных научных данных по проблеме психического здоровья детей и подростков.

материалы и методы

Обзор подготовлен путем сбора научных источников литературы, опубликованных отечественными и зарубежными авторами за последние десять лет (2011-2021 гг.) по ключевым словам: психическое здоровье детей и подростков, факторы риска ухудшения психического здоровья детей и подростков. Обобщение данных, а также стратегия электронного поиска проводились согласно принципам PRISMA.

Для анализа было отобрано 47 научных статей, посвященных вопросам психического здоровья детей и подростков, опубликованных в рецензируемых научных журналах Q1-Q4 квартиля, индексируемых в наукометрических базах WoS, Scopus, входящих в перечень, утвержденный ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Поиск научных статей проводился в электронных базах PubMed, Google Scholar, РИНЦ. Критерии включения и исключения определены согласно рекомендациям Института Джоанны Бриггс «Критические инструменты оценки для использования в систематических обзорах» [1, 2]. Критериями включения статей в систематический обзор стали наличие в них проблемы психического здоровья или клинические диагнозы, оцениваемые с помощью стандартизированных анкет или диагностических интервью; объектами наблюдения являлись дети и подростки в возрасте 7-18 лет Критериями исключения были публикации о популяциях с более широким возрастным диапазоном, чем 7-18 лет, которые не сообщают отдельных данных о распространенности среди детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет; психиатрические клинические популяции; отсутствие данных о распространенности видов нарушения психического здоровья; нестандартизированные или неполные инструменты, нерегулярно используемые

в исследованиях психического здоровья; обзоры, валида-ционные исследования или качественные исследования, опубликованные до 2011 г

результаты исследования и их обсуждение

Данные официальной статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения, наиболее отчетливо прослеживающегося в детско-подростковой популяции [3, 4, 5, 6, 7]. Предикторы психических расстройств, а также начальные признаки ухудшения психического здоровья часто формируются в детском и подростковом возрасте, вызывая долгосрочные и изнурительные последствия на индивидуальном и по-пуляционном уровнях [3, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. Это связано с тем, что появление новых условий жизнедеятельности является филогенетически неадекватным адаптационным возможностям организма детей и подростков [3]. В этой связи психическое здоровье может рассматриваться как состояние-маркер оптимальной адаптации психики и психического благополучия, так и маркер прогноза становления и социально-психологической адаптации детей и подростков в будущем [14].

Вызовы XXI века психическому здоровью современных детей и подростков обусловлены масштабными изменениями окружающей среды, характеризующимися выраженной урбанизацией, новым укладом и качеством жизни, сопровождающимися повсеместной гиперинформатизацией жизнедеятельности, сниженной двигательной активностью, нездоровым питанием детей, трансляцией через интернет-ресурсы поведения, опасного в отношении собственного здоровья [15]. В этой связи создается необходимость детального анализа становления психической сферы детей и подростков школьного возраста на доно-зологическом уровне, которое имеет исключительное теоретическое и практическое значение. Больший интерес в этой области составляет поиск ведущих факторов риска, оказывающих влияние на психическое здоровье, а также закономерности развития психической дезадаптации в кризисные периоды онтогенеза, которая представляется значительным разнообразием особенностей инициации, течения и прогноза. Эти сведения представляют исключительную ценность для дальнейшей диагностики и квалификации отмечаемых феноменов и разработки методов первичной и вторичной профилактики [11]. Особенно актуально становится развитие этого направления с учетом того факта, что в качестве одной из причин,

влияющих на психическое здоровье современных детей и подростков, признается неоправданное их вовлечение во взаимодействие с информационно-коммуникационными средствами [4, 16, 17, 18] на фоне избыточной информационной и психоэмоциональной нагрузки, определяющей рост психосоматической патологии [11, 19].

Активная модернизация школьного обучения и его трансформация в «цифровую образовательную среду» определила снижение успеваемости школьников, демонстрирующая имеющиеся трудности обучения в общеобразовательной школе [15, 20, 21, 22, 23]. Чрезмерное использование цифровых средств формирует риски нарушения морфофункционального созревания мозга, характеризующиеся изменением мозговых стратегий когнитивной деятельности [24], повышением напряжения мозговых систем регуляции [25], ухудшением функционального состояния правой фронтальной коры [26], снижением объема серого вещества в структурах мозга, связанных с когнитивным контролем [27, 28, 29], перестройками стратегий запоминания за счет замещения семантической памяти на внешнюю [30, 31], что особенно актуально у детей и подростков, поскольку использование цифровых средств и интернета отражается на динамике созревания областей мозга, ответственных за речь, внимание, а также психоэмоциональное состояние [32].

Одним из ведущих факторов риска ухудшения психического здоровья детей и подростков школьного возраста в настоящее время также признается стресс [33]. Систематическое переживание стресса и его трансформация в хронический обуславливает значительное истощение функциональных резервов, появление быстрой утомляемости, снижение работоспособности, негативное изменение психоэмоционального фона [34]. Для детей и подростков стрессовые ситуации связаны со стремительным развитием современных информационных технологий как фактора повышения организационной сложности и информационной емкости большинства сфер жизнедеятельности современного ребенка [35, 36]. В учебной деятельности ведущими стрессогенными факторами для учащихся являются несоответствие объема учебных нагрузок здоровью и их психофункциональным и интеллектуальным возможностям, снижение возраста начала школьного обучения, повышение требований к образовательному уровню учащихся [37, 38]. Особое внимание в формировании психического здоровья детей и подростков уделяется школьной дезадаптации, которая, по данным научных источников, выявляется

у каждого третьего учащегося [39]. В научной литературе особо актуализируется проблема роста распространенности специфических расстройств учебных навыков (МКБ-10 F81), которые наблюдаются у 5-10 % детей школьного возраста на территории Российской Федерации и у 17-20 % детей в англоязычных странах [4]. У более чем 50 % детей и подростков с признаками школьной дезадаптации отмечается астения, которая формируется в результате психоэмоционального напряжения, высокой интеллектуальной нагрузки, физической активности без последующего восстановления сил на фоне продолжающейся перегрузки и хронического стресса [40, 41].

У детей и подростков школьного возраста продолжается регистрация тенденции увеличения распространенности пограничных нервно-психических расстройств, неврозов, аддиктивных форм поведения, агрессии, суицидального поведения [3, 4, 11, 39]. Распространенной проблемой современного мира является депрессия, которая занимает второе место среди причин смерти у людей молодого возраста от 15 до 29 лет; у 14,8 % лиц до 21 года определяются признаки расстройства настроения; у 8 % подростков выявляются диагностические критерии депрессивного расстройства [42, 43].

Дополнительными факторами риска ухудшения психического здоровья детей и подростов школьного возраста является нездоровый образ жизни [1-5]. Особенно актуальна эта проблема для учащихся подросткового возраста [3]. Пренебрежение воспитанием детей начиная с начальных классов вопросами здорового образа жизни, привития навыков на уровне биологической потребности к соблюдению гигиенических правил по рациональной организации учебной деятельности и отдыха как в образовательной организации, так и дома создает высокий риск формирования аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте [42]. Ведущую роль в формировании аддиктивных форм поведения также играют условия жизнедеятельности и социальные факторы, такие как состав семьи, уровень образования родителей, психологический микроклимат в семье, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность [44, 45, 46, 47].

заключение

Установленные ведущие факторы риска ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков школьного возраста формируются в результате дисбаланса между биологическими, социальными, психологическими и духовными составляющими здоровья в целом.

Завышенные требования к детям и подросткам школьного возраста со стороны родителей и педагогов, преждевременное и неумеренное использование электронных устройств переформатирует естественную возрастную организацию психофизиологических процессов в мозге. Опережающее возрастные нормы усиление социальных обязанностей, моральной ответственности за успешность, учебная перегрузка когнитивных функций, обуславливающая дефицит физической активности, эмоций, коммуникации, нарушают гармоничную иерархию возрастных потребностей детей и подростков, создают хронический внутриличностный конфликт между потребностями, способствующий развитию

IX • № 1 (33)

невротических расстройств и деформации личности.

В этой связи приоритетными направлениями в отношении улучшения психического здоровья современных детей и подростков является профилактика непсихотических нарушений в рамках биопсихосоциального подхода, предусматривающего восстановление баланса между биологическими психофизиологическими возможностями, психологическими особенностями и социальной средой ребенка, а также гармонизация биологических, психологических и духовных потребностей ребенка, продуктивная психообразовательная работа в образовательном учреждении и семье.

щ литература:

1. Joanna Briggs Institute. Checklist for prevalence studies. - 2017. - Text: electronic. - URL: https://joannabriggs.org/sites/default/ files/2019-05/JBI_Critical_Appraisal (date of request: 27.02.2020).

2. Methodological guidance for systematic reviews of observational epidemiological studies reporting prevalence and incidence data / Z Munn, S. Moola, K. Lisy [et al.]. - Text: unmediated // International Journal of Evidence-based Healthcare. - 2017. - Vol. 13. - Р. 147-153.

3. Сухотина, Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы/Н. К. Сухотина. - Текст: непосредственный // Журнал неврологии и психиатрии. - 2013. - № 5. - С. 16-22.

4. Психическое здоровье современных школьников : Распознавание угроз и перспективы их устранения / М. В. Белоусова, А. М. Карпов, М. А. Уткузова [и др.]. - Текст: непосредственный //Практическая медицина. - 2019. - Т. 17. - № 5. - С. 16-21.

5. Сетко, Н. П. Психическое здоровье детей и подростков: монография / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. - Оренбург: Изд-во ОрГМУ, 2020. - 680 с. - Текст: непосредственный.

6. Child mental health in Sierra Leone: a survey and exploratory qualitative study/H. N. Yoder, W. A. Tol, R. Reis [et al.]. - Text: unmediated// International journal of mental health systems. - 2016. - Vol. 10. - Р. 48.

7. Non-communicable diseases among adolescents: current status, determinants, interventions and policies /N. Akseer, S. Mehta, J. Wigle [et al.]. - Text: unmediated // BMC public health. - 2020. - Vol. 20 (1). - Р. 1908.

8. Чубаровский, В. В. Психическое состояние у учащихся подростков : Ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии /В. В. Чубаровский, И. С. Лабутьева, В. Р. Кучма. - Текст: непосредственный //ЗНиСО. -2017. - № 8 (293). - С. 50-53.

9. Age of onset and timing of treatment for mental and substance use disorders: implications for preventive intervention strategies and models of care / PD. McGorry, R. Purcell, S. Goldstone [et al.]. - Text: unmediated // Curr Opin Psychiatry. - 2011. - Vol. 24. - Р. 301-306.

10. Designing a Clinical Decision Support System for Child and Adolescent Mental Health Services / T. B. R0st, C. Clausen, 0. Nytr0 [et al.]. - Text: unmediated // Local, Early, Precise: Frontiers in psychiatry. - 2020. - Vol. 11. - Р. 564205.

11. Чубаровский, В. В. Психическое состояние учащихся подростков : Ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии / В. В. Чубаровский, И. С. Лабутьев, В. Р. Кучма. - Текст: непосредственный //Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 8 (293). - С. 50-53.

12. Макушкин, Е. В. Социально-психиатрическая помощь в детском возрасте : тренды и направления / Е. В. Макушкин, Л. О. Пережогин. - Текст: непосредственный//Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 2. - С. 152.

13. Scaling-up treatment of depression and anxiety: a global return on investment analysis / D. Chisholm, K. Sweeny, P. Sheehan [et al.]. -Text: unmediated // Lancet Psychiatry. - 2016. - № 3 (5). - Р. 415-424.

14. Куфтяк, Е. В. Социокультурные факторы психического здоровья детей младшего школьного возраста /Е. В. Куфтяк, И. В. Тихонова. -Текст: непосредственный //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - № 21 (3). - С. 716-725.

15. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде: [часть I] / В. Р. Кучма - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 4-21.

16. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Г. Сетко, К. А. Пархета. - Текст: непосредственный // Оренбургский медицинский вестник. - 2019. - Т. VII. - № 2 (26). - С. 68-72.

17. Кучма, В. Р. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, П. И. Храмцов. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 22-27.

18. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников /О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Н. В. Долотова, О. Ю. Кочерова, А. И. Малышкина // Анализ риска здоровью. - 2020. - № 4. - С. 76-83.

19. Лабутьева, И. С. Санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие обучающихся подростков : факторы риска, технологии обеспечения / И. С. Лабутьева. - Текст: непосредственный //ЗНиСО. - 2018. - № 8 (305). - С. 26-30.

20. Ширяев, Е. А. Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения / Е. А. Ширяев. - Текст: непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серия: Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С. 61-64.

21. Тихомирова, Т. Н. Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике / Т. Н. Тихомирова, Э. К. Хуснутдинова, С. Б. Малых. - Текст: непосредственный // СПЖ. - 2019. - № 73. - С. 159-175.

22. Вятлева, О. А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной системы у детей и подростков : Научный обзор / О. А. Вятлева. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 1. - С. 4-11.

23. Шубочкина, Е. И. Использование подростками информационных технологий в образовательном процессе и досуге как актуальная проблема здоровьесбережения / Е. И. Шубочкина, В. Ю. Иванов, В. В. Чепрасов. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 1. - С. 28-33.

24. Attentional scope is reduced by Internet use: a behavior and ERP study / M. Peng, X. Chen, Q. Zhao [et al.]. - Text: unmediated // PLoS One. - 2018. - Vol. 13. - Р. e0198543.

25. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults / M. Moisala, V. Salmela, L. Hietajärvi [et al.]. - Text: unmediated // Neuroimage. - 2016. - Vol. 134. - Р. 113-121.

26. Answering the missed call: Initial exploration of cognitive and electrophysiological changes associated with smartphone use and abuse /A. Hadar, I. Hadas, A. Lazarovits [et al.]. - Text: unmediated // PloS one. - 2017. - Vol. 12 (7). - Р. e0180094

27. Loh, K. K. How has the internet reshaped human cognition? / K. K. Loh, R. Kanai. - Text: unmediated // Neuroscientist. - 2015. -Vol. 22. - Р. 506-520.

28. Loh, K. K. Higher Media Multi-Tasking Activity Is Associated with Smaller Gray-Matter Density in the Anterior Cingulate Cortex/K. K. Loh, R. Kanai. - Text: unmediated // PLoS ONE. - 2014. - Vol. 9 (9). - Р. e106698.

29. Kühn, S. Brains online: structural and functional correlates of habitual Internet use / S. Kühn, J. Gallinat. - Text: unmediated // Addict Biol. - 2015. - Vol. 20. - Р. 415-422.

30. Dong, G. Behavioural and brain responses related to Internet search and memory / G. Dong, M. N. Potenza. - Text: unmediated // Eur J Neurosci. - 2015. - Vol. 42. - Р. 2546-2554.

31. Internet search alters intra- and inter-regional synchronization in the temporal gyrus/X. Liu, X. Lin, M. Zheng [et al.]. - Text: unmediated// Front Psychol. - 2018. - Vol. 9. - Р. 260.

32. Takeuchi, H. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses / H. Takeuchi, Y. Taki, K. Asano [et al.]. - Text: unmediated // Hum Brain Mapp. - 2018. - Vol. 39. - Р. 4471-4479.

33. Сильные дети и подростки: здоровая нация! О раннем жизненном стрессе и его профилактике: Роттердамская декларация EUSUHM 2019 года: Медицинская помощь детям и подросткам в Европе. - Текст: непосредственный // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 1. - Р. 52-55.

34. Сиденко, Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков / Е. А. Сиденко. - Текст: непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 1. - С. 29-31.

35. Кучма, В. Р. Оценка влияния на детей информатизации и обучения в современных условиях / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук. -Текст: непосредственный // Российский педиатрический журнал. - 2015. - № 6. - С. 20-24.

36. Оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников / Ю. Ю. Кочетова, M. В. Старчикова, А. Ю. Бендрикова [и др.]. - Текст : непосредственный // Science for education today. - 2020. - Т. 10. - № S. - С. 211-22S.

37. Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса на уроках гуманитарного и математических профилей и ее влияние на работоспособность учеников старших классов / E. В. Булычева, Л. Д. Жамавова, И. А. Сетко. - Текст : непосредственный // Оренбургский медицинский вестник. - 2019. - Т. VII. - № 3 (27). - С. S7-62.

38. Ткачук, E. А. Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «Фундаментального ци-вилизационного сдвига» / E. А. Ткачук. - Текст : непосредственный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 1. - С. 290-300.

39. Заваденко, H. H. Школьная дезадаптация в нейропедиатрической практике / H. H. Заваденко. - Текст : непосредственный // Практика педиатра. - 2016. - № 3. - С. 60-70.

40. Crawley, E. Association between school absence and physical function in paediatric chronic fatigue syndrome/myalgic encephalopathy /E. Crawley, J. Sterne. - Text : unmediated// Arch Dis Child. - 2009. - № 94. - P. 7S2-7S6.

41. Астенические расстройства у детей и их дифференцированная терапия/Л. С. Чутко, С. Ю. Сурушкина, И. С. Hикишена [и др.]. - Текст : непосредственный //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2014. - № 114 (12). - С. 99-103.

42. Тенденции заболеваемости и состояния здоровья детского населения Российской Федерации/А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, А. А. Иванова [и др.]. - Текст : непосредственный // Российский педиатрический журнал. - 2012. - № 6. - С. 4-9.

43. Prevalence, persistence, and sociodemographic correlates of DSM-IVdisorders in the National Comorbidity Survey Replication Adolescent Supplement/R. C. Kessler, S. Avenevoli, E. J. Costello [et al.]. - Text : unmediated//Arch Gen Psychiatry. - 2012. - № 69. - P. 372-380.

44. Mакарова, В. И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США : Обзор литературы / В. И. Mакарова, А. H. Павлова, А. И. Mакарова. - Текст : непосредственный // Экология человека. - 2020. - № 7. - С. 40-46.

45. Фахрадова, Л. H. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. H. Фахрадова, И. H. Разварина, E. О. Смолева. - Текст : непосредственный //Проблемы развития территории. - 2017. - № 1 (87). - С. 114-129.

46. Сафронова, M. В. Значение статуса семьи для психического здоровья и индивидуальных особенностей ребенка /M. В. Сафронова, E. В. Гаврилова. - Текст : непосредственный / Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 39. - С. 104-111.

47. Жукова, M. В. Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений /M. В. Жукова, К. И. Шишкина. - Текст : непосредственный //Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (1S8). - С. 391-39S.

Е. Д. ЛУЦАЙ1, И. В. МИТРОФАНОВА2, Ю. А. ФЕРХОВА1, Е. Н. СИРИК1 К ВОПРОСУ О МОРФОЛОГИИ ПЛАЦЕНТЫ ЧЕЛОВЕКА

1 - ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

2 - ГАУЗ «Городская клиническая больница № 2»

E. D. LUTSAY1, I. V. MITROFANOVA2, YU. A. FERKHOVA1, E. N. SIRIK1

TO THE QUESTION ABOUT THE HUMAN MORPHOLOGY OF PLACENTA

1 - FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia

2 - SAHI «The City Clinical Hospital № 2»

резюме

Целью настоящего исследования явилось обобщение имеющихся данных о развитии и морфологии плаценты в норме и при осложнениях беременности, при экстрагенитальной патологии. В обзоре представлены данные отечественных и зарубежных авторов

по вопросам эмбриогенеза, современных представлений о строении плаценты при нормальной и осложненной беременности, а также при наличии экстрагенитальной патологии, беременности после ЭКО. Затронуты вопросы функциональной диагностики состояния плацентарного комплекса in vivo. Для написания статьи

1G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.