Научная статья на тему 'Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены'

Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
873
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / MENTAL DISORDERS / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕВРОЗЫ / ПСИХОПАТИИ / PSYCHOPATHY / ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / PREVENTION OF MENTAL DISORDERS / PSYCHOHYGIENE / ADDICTION / INTERNET ADDICTION / NEUROSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чубаровский Владимир Владимирович, Лабутьева Ирина Сергеевна, Кучма Владислав Ремирович

Представлены данные анализа психического здоровья подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15-18 лет учащихся общеобразовательных школ и колледжей. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5% обследованных подростков. 36% из них составили предболезненные состояния, 16% невротические реакции, 20% патохарактерологические реакции. Неврозы были выявлены у 20% подростков. По структуре невротических состояний значительную долю из них составили состояния дисморфоманического и депрессивного типа. Значимых гендерных различий в распространенности психической патологии не выявлено. Установлено существенное преобладание распространённости психических расстройств у подростков в колледжах 82% по сравнению со школами 53% за счет патохарактерологических реакций. Ретроспективный анализ распространённости психической патологии в течение 15 лет выявил увеличение доли неврозов и увеличение патохарактерологических реакций у современных подростков. Эти особенности обусловливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чубаровский Владимир Владимирович, Лабутьева Ирина Сергеевна, Кучма Владислав Ремирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER MENTAL DISORDERS IN TRAINING TEENAGERS: PREVALENCE, RISK FACTORS, FOUNDATIONS OF PSYCHO-HYGIENE

Official medical statistics and special studies indicate an increase in the prevalence of mental illness among all age groups, and there are high rates of teenage suicides. The aim of the study is to investigate the mental health of adolescents studying in various educational institutions. The object of the study was 100 girls and 100 young men aged 15-18 years training in general education schools and colleges. The study used sociological, clinical, follow-up and statistical methods. Various forms of mental disorders were detected in 67.5% of the examined. A significant part (36%) of them were made up of pre-illnesses, 16% of them were neurotic responses, 20% were pathological responses. Actually, neuroses were detected in 20% of the subjects. According to the structure of neurotic states, states of dysmorphomanic and depressive type were a significant proportion of them. There were no statistically significant differences in the prevalence of mental pathology between girls and boys. In adolescents training in colleges, the prevalence of mental disorders was found to be of 82% appeared to be more than in teenagers training in schools (53%) due to responses of pathological character. Adolescents without mental disorders are more likely to exercise for 60 minutes less or more than 3 times a week, have a more long night’s sleep, spend less time on gadgets, spend more time less than 3 hours and less often more than 3 hours. These factors can be considered as risk factors for the development of mental distress. Pathological character and accented personal characteristics are the most important predictors of mental disorders, based of they, there are formed risk groups, which should be in the sphere of attention of medical and pedagogical workers of educational organizations. A retrospective analysis of the prevalence of mental pathology in the historical interval of 15 years shows a decrease in the frequency of the neurotic response due to an increase in the proportion of neuroses in modern adolescents and an increase in the prevalence of pathocharacterological responses in them. It can be considered as risk factors for the development of mental distress. Preventive measures should be carried out by doctors, paramedics, nurses in medical aid departments.

Текст научной работы на тему «Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены»

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 616.89-057.874:613.995

Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р.

пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 199991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Представлены данные анализа психического здоровья подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15-18 лет учащихся общеобразовательных школ и колледжей. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5% обследованных подростков. 36% из них составили предболезненные состояния, 16% - невротические реакции, 20% - патоха-рактерологические реакции. Неврозы были выявлены у 20% подростков. По структуре невротических состояний значительную долю из них составили состояния дисморфоманического и депрессивного типа. Значимых гендерных различий в распространенности психической патологии не выявлено. Установлено существенное преобладание распространённости психических расстройств у подростков в колледжах - 82% по сравнению со школами - 53% за счет патохарактерологическихреакций. Ретроспективный анализ распространённости психической патологии в течение 15 лет выявил увеличение доли неврозов и увеличение патохарактерологических реакций у современных подростков. Эти особенности обусловливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики у обучающихся.

Ключевые слова: психическое здоровье; подростки; психические расстройства; аддиктивное поведение; неврозы; психопатии; профилактика психических расстройств.

Для цитирования: Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161-167. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167.

Chubarovsky V.V., LabutevaI.S., Kuchma V.R.

BORDER MENTAL DISORDERS IN TRAINING TEENAGERS: PREVALENCE, RISK FACTORS, FOUNDATIONS OF PSYCHO-HYGIENE

Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, 119991, Moscow, Russia

Official medical statistics and special studies indicate an increase in the prevalence of mental illness among all age groups, and there are high rates of teenage suicides. The aim of the study is to investigate the mental health of adolescents studying in various educational institutions. The object of the study was 100 girls and 100 young men aged 15-18 years training in general education schools and colleges. The study used sociological, clinical, follow-up and statistical methods. Various forms of mental disorders were detected in 67.5% of the examined. A significant part (36%) of them were made up ofpre-illnesses, 16% of them were neurotic responses, 20% were pathological responses. Actually, neuroses were detected in 20% of the subjects. According to the structure of neurotic states, states of dysmorphomanic and depressive type were a significant proportion of them. There were no statistically significant differences in the prevalence of mental pathology between girls and boys. In adolescents training in colleges, the prevalence of mental disorders was found to be of 82% appeared to be more than in teenagers training in schools (53%) due to responses of pathological character. Adolescents without mental disorders are more likely to exercise for 60 minutes less or more than 3 times a week, have a more long night's sleep, spend less time on gadgets, spend more time less than 3 hours and less often -more than 3 hours. These factors can be considered as risk factors for the development of mental distress. Pathological character and accented personal characteristics are the most important predictors of mental disorders, based of they, there are formed risk groups, which should be in the sphere of attention of medical and pedagogical workers of educational organizations. A retrospective analysis of the prevalence of mental pathology in the historical interval of 15 years shows a decrease in the frequency of the neurotic response due to an increase in the proportion of neuroses in modern adolescents and an increase in the prevalence of pathocharacterological responses in them. It can be considered as risk factors for the development of mental distress. Preventive measures should be carried out by doctors, paramedics, nurses in medical aid departments.

Keywords : psychohygiene; mental health; adolescents; mental disorders; addiction; internet addiction; neuroses; psychopathy; prevention of mental disorders.

For citation: Chubarovsky V. V., Labuteva I.S., Kuchma V.R. Border mental disorders in training teenagers: prevalence, risk factors, foundations of psycho-hygiene. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(3): 161167. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167.

For correspondence: Vladimir V. Chubarovsky, MD, Ph.D., DSci., Head of the Department, Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: tchubarowsky@yandex.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 28.05.2018 Accepted 20.06.2018

Для корреспонденции: Чубаровский Владимир Владимирович, доктор мед. наук, гл. науч. сотр. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: Chubarovsky@gmal.com

социальная педиатрия

последние годы установлена стойкая тенденция роста частоты психических заболеваний среди всех групп населения, в том числе детей и подростков школьного возраста. Особенное внимание уделяется динамике донозологических форм [1]. Показано, что за последние 30 лет, увеличилась распространенность и факторы риска подростковых суицидов [2]. Обращают на себя внимание также новые недостаточно изученные формы аддиктив-ного поведения и пограничных психических расстройств. Установлена высокая распространенность неудовлетворенности собственным телом среди подростков 15-18 лет, что свидетельствует о риске развития синдрома дисморфофобии-дисморфомании и необходимости проведения психопрофилактической работы среди учащихся средних и старших классов [3]. Новые формы самоповреждающего поведения являются одной из значимых проблем психического здоровья в подростковом возрасте и рассматриваются как основной фактор риска суицида [4]. Несмотря на принимаемые меры, продолжается рост наркозависимости среди несовершеннолетних, продолжается омоложение потребителей наркотических средств, наблюдается снижение возраста первой пробы психоактивных веществ [5]. Состояние психического здоровья подростков является как никогда актуальным и требует объединенного и усиленного внимания специалистов различного профиля.

В связи с этим целью работы явилась оценка психического здоровья подростков, обучающихся в различных учебных заведениях.

Материалы и методы

Объектом исследования явились 200 подростков в возрасте 15-18 лет (100 девушек и 100 юношей) -учащихся двух общеобразовательных школ и двух колледжей Москвы и Чебоксар. Использованы социологические, клинические и статистические методы. Социологические методы включали опрос под-

ростков об условиях, особенностях их образа жизни на основе анкеты «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) [6] и использование психометрического опросника «Сильные и слабые стороны» (Strength and Difficulties Questionnaire; Goodman R.N.) [7]. Для оценки акцентуации характера у подростков использовался «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» [8].

Исследование включало клиническое обследование подростков врачом-психиатром. Предболез-ненные состояния определялись на основании 4-х основных признаков: моносимптомность проявлений; частота возникновения не более раза в неделю; проявление не достигает синдромально-очерченного состояния; стереотипность проявления [9]. На проведение этих исследований от подростков было получено информированное согласие. Ретроспективный анализ распространенности пограничных психических нарушений и патоморфоза их проявлений у учащихся подростков в течение 15 лет был проведен на основании сопоставления их с данными аналогичного исследования, выполненного одним из соавторов статьи в 2002-2003 гг. [10].

Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью пакета прикладных программ Exel и SSPS.

Протокол исследования одобрен локальным независимым этическим комитетом ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Результаты

Структура и распространённость психических расстройств среди обследованных подростков представлена в табл. 1.

Различные формы психических нарушений были выявлены у 67,5% обследованных. 36% из них составили предболезненные состояния, 16% - невротические реакции, 20% - патохарактерологические реакции. Эти состояния обычно не попадают в по-

Таблица 1

Распространённость пограничных психических расстройств в обследованных контингентах обучающихся школ и ПУ

Формы нарушений Школа (100) ПУ (100) Всего

абс. P1 m1 Р абс. P2 m2 абс. P3

Расстройства невротического круга:

Невротические реакции 18 18,00 3,84 > 0,05 20 20,00 4,00 38 16,00

Неврозы 18 18,00 3,84 > 0,05 22 22,00 4,14 40 20,00

Неврозоподобные состояния 0 0 0,00 - 4 4,00 - 4 2,00

Расстройства личности

Патохарактерологические реакции: 13 13,00 3,36 < 0,05 27 27,00 4,44 40 20,00

Психопатии 4 4,00 1,96 > 0,05 5 5,00 2,18 9 4,50

Психопатоподобные состояния 0 0 0,00 - 4 4,00 - 4 2,00

Всего... 53 53,00 4,99 < 0,01 82 82,00 3,84 135 67,50

Примечание. (Р1, Р2, Р3 - «point prevalence» показатели распространённости отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p - уровень значимости различий).

social pediatrics

Таблица 2

Распространённость факторов риска здоровью среди обследованных подростков

Факторы риска Здоровые подростки Подростки с пограничными психическими расстройствами Всего

ml абс. P1 Р m2 абс. P2 (%)

Возраст одного из родителей более 35 лет к моменту 4,48 10 15,39 > 0,05 2,45 12 8,89 11,00

рождения

Патология беременности и родов 1,53 1 1,54 > 0,05 1,46 4 2,96 2,25

Частые простудные заболевания в детском возрасте 5,10 14 21,54 > 0,05 3,49 28 20,74 21,14

Наличие психотравмирующей ситуации в семье 1,53 1 1,54 > 0,05 2,03 8 5,93 3,74

Занятия спортом продолжительностью 60 мин менее 5,73 20 30,77 < 0,01 4,06 90 66,67 48,72

3 раз в неделю

Занятия спортом продолжительностью 60 мин более 5,73 45 69,23 < 0,01 4,06 45 33,33 51,28

3 раз в неделю

Регулярность приема пищи 1-3 раза в день 5,87 22 33,85 > 0,05 3,98 42 31,11 32,48

Регулярность приема пищи 3-6 раз в день 5,87 43 66,15 > 0,05 3,98 93 68,89 67,52

Продолжительность ночного сна менее 6 часов 3,30 5 7,69 < 0,01 4,15 50 37,04 22,37

Продолжительность ночного сна более 6 часов 3,30 60 92,3 < 0,01 4,15 85 62,96 77,63

Общее количество времени, проведенного за гадже- 3,30 60 92,3 < 0,01 4,22 55 40,74 66,52

тами менее 3 часов в день

Общее количество времени, проведенного за гадже- 3,30 5 7,69 < 0,01 4,22 80 59,26 33,48

тами более 3 часов в день

Время, затраченное на выполнение домашней рабо- 5,93 42 64,62 < 0,01 3,69 33 24,44 44,43

ты и посещения секций менее 3 часов в день

Время, затраченное на выполнение домашней рабо- 5,93 23 35,38 < 0,01 3,69 102 75,56 55,47

ты и посещения секций более 3 часов в день

Объективный доход семьи ниже среднего 4,65 11 16,92 > 0,05 3,44 27 20,00 18,46

Объективный доход семьи средний и выше 4,65 54 83,08 > 0,05 3,44 108 80,00 81,54

Есть своя комната 4,96 52 80,00 > 0,05 3,34 110 81,48 80,74

Нет своей комнаты 4,96 13 20,00 > 0,05 3,34 25 18,52 19,26

Примечание. (Р1, Р2 - «point prevalence» показатели распространённости отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p - уровень значимости различий).

ле зрения клиницистов вследствие крайне низкой обращаемости подростков и их законных представителей к психиатрам и психотерапевтам. Неврозы были выявлены у 20% обследованных. По структуре невротических состояний значительную долю из них составили состояния дисморфоманического и депрессивного типа. Значимых гендерных различий в распространенности психической патологии не выявлено.

Анализ частоты пограничных психических расстройств в зависимости от типа учебного заведения выявил существенное преобладание распространённости психических расстройств у подростков в колледжах - 82% по сравнению со школами - 53% за счет патохарактерологических реакций.

Социально-гигиеническое анкетирование подростков выявило преимущественно благоприятные медико-психологические факторы жизни обследованных (табл. 2). Свыше 80% опрошенных указывают на средний и выше среднего доход семьи и имеют свою комнату. Каждый второй подросток занимается спортом менее 3-х раз в неделю; каждый третий нерегулярно питается (1-3 раза в день), каждый пятый ночью спит менее 6 ч; 66,52% обследованных подростков не менее 3 ч в день проводят в контакте с гаджетами; каждый второй подросток, выполняя

домашние задания и занимаясь дополнительно в различных кружках и секциях, превышает гигиенические временные регламенты этих видов учебной деятельности.

Вместе с тем нами было установлено, что условно здоровые подростки значительно чаще занимались спортом продолжительностью 60 мин как менее, так и более 3-х раз в неделю, имели более продолжительный ночной сон, реже проводили время за гаджета-ми, чаще занимались дополнительно менее 3-х ч и реже - свыше 3-х ч. Очевидно, что нарушения этих режимов могут рассматриваться как факторы риска развития психического неблагополучия.

В то время как занятия спортом более 3-х раз в неделю продолжительностью 60 мин, продолжительность ночного сна более 6 ч, время работы с гадже-тами менее 3-х ч в день, дополнительные занятия не более 3-х ч в день можно рассматривать как протек-тивные факторы.

Анализ распространенности факторов риска среди подростков, обучающихся в колледжах, показал, что они занимаются спортом меньше рекомендованного времени, чем школьники, а также больше увлекаются информационными технологиями. Ученики школ тратят больше времени на дополнительные занятия, имеют

социальная педиатрия

Таблица 3

Распространённость факторов риска здоровью подростков в зависимости от типа учебного заведения

Факторы риска ПУ Школа

m1 абс. P1 p m2 абс. P2

Возраст одного из родителей более 35 лет к моменту рождения 3,25 12 12,00 > 0,05 3,25 12 12,00

Патология беременности и родов 1,70 3 3,00 > 0,05 1,4 2 2,00

Частые простудные заболевания в детском возрасте 4,00 20 20,00 > 0,05 4,14 22 22,00

Наличие психотравмирующей ситуации в семье 2,38 6 6,00 > 0,05 1,4 2 2,00

Занятия спортом продолжительностью 60 мин менее 3 раз в неделю 4,58 70 70,00 < 0,01 4,90 40 40,00

Занятия спортом продолжительностью 60 мин более 3 раз в неделю 4,58 30 30,00 < 0,01 4,90 60 60,00

Регулярность приема пищи 1-3 раза в день 4,99 48 48,00 < 0,01 3,67 16 16,00

Регулярность приема пищи 3-6 раз в день 4,99 52 52,00 < 0,01 3,67 84 84,00

Продолжительность ночного сна менее 6 часов 4,00 20 20,00 < 0,05 4,77 35 35,00

Продолжительность ночного сна более 6 часов 4,00 80 80,00 < 0,05 4,77 65 65,00

Общее количество времени, проведенного за гаджетами менее 3 часов в день 4,27 76 76,00 < 0,01 4,88 39 39,00

Общее количество времени, проведенного за гаджетами более 3 часов в день 4,27 24 24,00 < 0,01 4,88 61 61,00

Время, затраченное на выполнение домашней работы и посещения секций менее 3 часов в день 4,90 60 60,00 < 0,01 3,57 15 15,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время, затраченное на выполнение домашней работы и посещения секций более 3 часов в день 4,90 40 40,00 < 0,01 3,57 85 85,00

Объективный доход семьи ниже среднего 4,27 24 24,00 > 0,05 3,47 14 14,00

Объективный доход семьи средний и выше 4,27 76 76,00 > 0,05 3,47 86 86,00

Есть своя комната 4,49 72 72,00 < 0,01 3,00 90 90,00

Нет своей комнаты 4,49 28 28,00 < 0,01 3,00 10 10,00

Примечание. (Р1, Р2 - «point prevalence» показатели распространённости отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p - уровень значимости различий).

меньшую продолжительность сна, а также имеют лучшие условия проживания (табл. 3).

По результатам опросника «Сильные и слабые стороны» соматические жалобы наблюдались у 32% опрошенных, что соответствовало доле донозологи-ческих состояний, для которых характерны психосоматические жалобы. Эмоциональные проблемы были обнаружены у 50% учащихся, что соответствует 46% невротических состояний. Проблемы с поведением отмечают 32% опрошенных, что не соотносится с распространённостью патохарактерологических состояний (16%), особенно характерных для состояний возбудимого и демонстративного круга.

Гиперактивность и нарушение внимания установлены у 14% опрошенных, причём ни у кого из опрошенных не было выявлено акцентуаций гипер-тимного круга, хотя данный симптом не является специфичным и может наблюдаться при других до-нозологических и синдромально очерчённых состояниях и не является информативным для клинической диагностики. На проблемы с общением со сверстниками указывают 16% опрошенных, для которых характерна более низкая способность к социальной адаптации и построению дружеских связей в коллективе. Просоциальное поведение наблюдалось у 80%

опрошенных, как и у здоровых, так и у подростков с донозологическими и синдромально очерченными состояниями.

Установленная большая по сравнению со школой распространённость патохарактерологических реакций у студентов колледжей (13% и 27% соответственно) может быть объяснена тем, что у них преобладают личностные особенности, характерные для дезадаптации, проявившиеся еще в период обучения в школе и обусловившие их переход в профессиональные учебные заведения, вследствие «отсеивания» из-за академических проблем и нарушений поведения. Так, например, лица с акцентуациями характера возбудимого круга дезадаптируются ещё в средней школе и под влиянием родителей и педагогов уходят после 9-го класса в учреждения среднего профессионального образования. Высокая распространённость патохарактерологических реакций обнаруживает ко-морбидность зависимому и отклоняющемуся поведению.

Результаты патохарактерилогической диагностики обследованных подростков представлены в табл. 4.

В структуре выявленных акцентуаций преобладают истероидные, психоастенические и шизоидные типы акцентуаций (24%, 15% и 10,5% соответственно).

165_

social pediatrics

Таблица 4

Распространённость и структура акцентуаций характера у обучающихся подростков в зависимости от пола

Формы нарушений Тип акцентуации характера (скрытый+явный) Юноши (школа+колледж) Девушки (школа+колледж)

абс. % P1 m1 T1 абс. % P2 m2

истероидный 24 25,53 24,00 4,27 >0,05 24 25,00 24,00 4,27

эпилептоидный 13 13,83 13,00 3,36 <0,05 4 4,17 4,00 1,96

неустойчивый 5 5,32 5,00 2,18 >0,05 1 1,04 1,00 0,99

психастенический 18 19,15 18,00 3,84 >0,05 12 12,50 12,00 3,25

сензитивный 0 0,00 0,00 0,00 - 1 1,04 1,00 0,99

эмоционально-лабильный 6 6,38 6,00 2,37 >0,05 10 10,41 10,00 3,00

шизоидный 15 15,96 15,00 3,57 <0,05 6 6,25 6,00 2,37

астенический 1 1,06 1,00 0,99 <0,05 9 9,375 9,00 2,86

конформный 0 0,00 0,00 0,00 - 26 27,08 26,00 4,39

гипертимный 6 6,38 6,00 2,37 - 0 0,00 0,00 0,00

циклоидный 6 6,38 6,00 2,37 >0,05 3 3,125 3,00 1,71

Всего: 94 100,00 94,00 2,37 >0,05 96 100,00 96,00 1,96

Примечание. (Р1, Р2 - «point prevalence» показатели распространённости отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p - уровень значимости различий, % - показатели структуры)

У юношей отмечается преобладание эпилептоид-ных 13% и 4%, неустойчивых 5% и 1%, и шизоидных типов акцентуации 15% и 6%, при сравнении с девушками.

У девушек преобладают астенический и эмоционально-лабильные типы акцентуаций характера - 9% и 1%, 10% и 6%.

Типы акцентуаций характера определяют форму и тип психических нарушений.

Клиническое значение эти данные имеют для прогнозирования и профилактики отклоняющегося поведения. У истероидных личностей чаще наблюдаются аддиктивные нарушения и дисморфомани-ческие реакции, возможно грубое демонстративное поведение, в том числе новые его виды, такие как экстремальные селфи, пирсинг, руфинг, татуировки и «зацепинг», что в свою очередь поощряется соответствующими группами в интернете, а также присоединения подростка к этим группам, так называемая «реакция группирования».

У шизоидных личностей (15% юношей и 6% девушек) также отмечаются реакции группирования, данные подростки, имеющие в силу определённого склада характера проблемы с общением со сверстниками в школе, с помощью современных информационных технологий часто пытаются «уйти в виртуальную реальность», что также приводит к новым формам аддиктивного поведения - информационной зависимости.

Таким образом, патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшим предиктором психических расстройств: из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимания медицинских и педагогических работников образовательных организаций.

Аддиктивные нарушения выявлены у 68% обследованных подростков. Их больше в колледже - 47% против 21% обучающихся в школе (рис. 1). В колледже отмечены эпизоды употребления наркотических веществ, чего не отмечалось в школе ни в одном проценте случаев (5% и 0% соответственно).

Результаты катамнестического анализа представлена на рис. 2.

По сравнению с предыдущим исследованием в 2003 г. отмечается снижение частоты встречаемости

невротических реакций [10]. Это обусловлено их %

Ц Групповая психическая зависимость |чЯ Индивидуальная психическая зависимость Щ Хронический алкоголизм 1-11 стадии Ш Эпизодическое употребление алкоголя [§§3 Употребление наркотических веществ П~] Нехимические формы аддикций

Рис. 1 Структура различных форм аддикций в обследованных контингентах подростков.

социальная педиатрия

Н Невротические реакции [3 Психопатии

И Патохарактерологические реакции [Ц Неврозоподобные состояния §§§ Неврозы Психопатоподобные состояния

Рис. 2. Распространенность пограничных психических расстройств среди обследованных учащихся колледжей и школ по данным 2003 и 2017 гг.

«переходом» в нозологически очерченные формы, что можно связать с появившейся в последние 15 лет повышенной информационной нагрузкой, включая работу с компьютерными технологиями и постоянное повышение объёма учебных нагрузок, в том числе в связи с введением новых форм экзаменов - ГИА, ЕГЭ. Выявлена выраженная связь невротических реакций с общим ухудшением соматического здоровья учащихся и их выраженной астенизацией [11].

Частота встречаемости патохарактерологических реакций составила 20%, но по структуре на современном этапе стали преобладать реакции истероид-ного и эмоционально-лабильного типов, что можно соотнести с общими тенденциями в молодежной субкультуре: демонстративными формами поведения, в том числе в социальных сетях.

Распространенность неврозоподобных, психопа-топодобных и психопатических состояний составила соответственно 2%, 2% и 4,5%, что свидетельствует о стабильности показателей распространенности в течение 15 лет. Данная особенность может быть обусловлена преимущественно генетическими закономерностями формирования аномальных личностных особенностей.

В 2017 г. выявлены новые формы нехимической зависимости: интернет и игровая зависимости, что, в свою очередь, повлияло на патоморфоз аддиктив-ных нарушений, так как увеличилось количество интернет-зависимостей и соответственно уменьшились случаи алкогольной зависимости.

Ретроспективный анализ распространённости психической патологии в течение последних 15 лет выявил: уменьшение части невротической реакции за счёт увеличения доли неврозов среди современных подростков (40,5% против 16% и увеличение неврозов с 4,8 до 20%); увеличение патохарактерологических реакций с 12,1% до 20%; сохранение на том же уровне распространенности неврозоподобных 1,6% и 2%, психопатоподобных 2,9% ских состояний - 2,9% и 4,5% соответственно.

Эти различия могут быть обусловлены дефицитом свободного времени, в связи с подготовкой к ЕГЭ и

общим увеличением учебных нагрузок, повышенным информационным обеспечением. Опрос по режиму дня по сравнению с 2002 г. выявил резкое увеличение учебной нагрузки на 1,5-2 ч в день за счет появления новых предметов, снижение продолжительности ночного сна в среднем на 1 ч, увеличение информационной нагрузки.

Оценка результативности опросника Р. Гудмана показала тесную корреляцию параметров с данными клинического психиатрического обследования. При этом около 80% положительных результатов анкетирования коррелировали с теми или иными пограничными психическими расстройствами.

О бсуждение

Выявленные особенности формирования, структура психических расстройств у обучающихся подростков и их высокая распространённость обусловливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики среди них. Профилактические мероприятия должны осуществляться медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сёстрами) отделений медицинской помощи обучающимся медицинских организаций для детей, а также педагогическими работниками образовательных учреждений.

В рамках первичной психопрофилактики необходимо систематически проводить скрининговые исследования для своевременного выявления у детей и подростков проблем в психической сфере и поведении с последующим направлением к соответствующим специалистам (психолог, психотерапевт). Данные анализа психометрического опросника «Сильные и слабые стороны» показали хорошую выявляемость донозологических и синдромально-очерченных состояний и могут использоваться в скрининг-обследованиях подростков.

Регулярная достаточная физическая нагрузка является благоприятным фактором для формирования психического здоровья. Необходимо привлекать обучающихся к занятиям спортом путем организации спортивных секций и мероприятий, которые были бы интересными для подростков. Соблюдение гигиенических регламентов в сфере режима дня, учебной и внеурочной деятельности, продолжительности использования подростками гаджетов, информационно-коммуникационных технологий - важные составляющие первичной психопрофилактики и психогигиены.

В рамках вторичной профилактики целесообразно работать с группами риска, которые могут быть сформированы по результатам скрининг-обследований обучающихся подростков. Склонность подростков, имеющих проблемы в психической сфере, к группированию может послужить способом осуществления вторичной профилактики путём создания для таких детей кружков, секций, различных общественных мероприятий, фестивалей с полезными или творческими видами деятельности: изостудия, занятия по хореографии, пение, освоение музыкальных инструментов. В этой работе целесообразно использовать волонтеров - сверстников обучающихся подростков,

social pediatrics

студентов первых курсов медицинских и педагогических вузов.

Необходимо повышать квалификацию педагогов, осведомленность родителей в сфере психического благополучия детей и подростков, проводить различные профилактические мероприятия, например, «школы здоровья», направленные на своевременное выявление обучающихся, имеющих психологические проблемы и организацию персонализированной помощи им.

Таким образом, пограничные психические расстройства разной степени выраженности у обучающихся подростков встречаются с высокой частотой. В их структуре доминируют предболезненные состояния (невротические и патохарактерологические реакции). Данные ретроспективного анализа свидетельствуют о существенном увеличении распространенности синдромально-очерченных состояний и патохарактерологических реакций, обусловливающих рост психосоциальной дезадаптации учащихся подростов, которые должны быть корригированы с использованием систематической первичной и вторичной психопрофилактики.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. Москва, «Литерра»; 2010. 272.

2. Александрова Н.А., Шкитырь Е.Ю. Социальные факторы риска суицида у несовершеннолетних. сборник материалов VI национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. М.; 2016.

3. Алифанова М.К., Рабигалов Ф.А., Халилова И.В. Выявление группы риска по развитию синдрома дисморфофобии-дисморфомании среди подростков. сборник материалов Viна-ционального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. М.; 2016.

4. Банников Г.С., Федунина Н.Ю. Павлова Т.С., Летова А.В. Механизмы самоповреждающего поведения среди несовершенно-лених. сборник материалов Vi национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. М.; 2016.

5. Виндорф С.А. Особенности психологической диагностики подростков группы риска по возникновению наркозависимости. Сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. М.; 2016.

6. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьниковXXi века. М.; Изд-во «ПедиатрЪ», 2017.

7. Goodman, R., Scott J. Comparing the Strengths and Difficulties Questionnaire and the Child Behavior Checklist: is small beautiful? Abnorm. childPsychol. 1999; 27(1): 17-24.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб.; Изд-во «Речь». 2009.

9. Семчев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.; Медицина, 1978.

10. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Клинико-эпидемиологическая характеристика психического здоровья обучающихся педагогического колледжа. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 8: 16-8.

11. Баранов А.А., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Скоблина Н.А., Бесстрашная Н.А. Состояние здоровья современных подростков. В кн.: Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.; Изд-во «ПедиатрЪ»; 2014; 15-41.

REFERENCES

1. Aleksandrovskij Ju.A. Pulmonary conditions and borderline mental disorders. [Predboleznennye sostoyaniya i pogranichnie psykhicheskie rasstroistva]. Moscow, «Literra»; 2010. (in Russian)

2. Aleksandrova N.A., Shkityr' E.Ju. Social risk factors for suicide in non-juveniles. collection of materials of the VINational congress on social Psychiatry and Addiction. Public mental health: the present and the future. Moscow; 2016. (in Russian)

3. Alifanova M.K., Rabigalov F.A., Halilova I.V. Detection of a risk group for the development of the syndrome of dysmorphophobia-dysmorphomania among adolescents. collection of materials of the VI National congress on social Psychiatry and Addiction. Public mental health: the present and the future. Moscow; 2016. (in Russian)

4. Bannikov G.S., Fedunina N.Ju. Pavlova T.S., LetovaA.V. Mechanisms of self-damaging behavior among imperfections. collection of materials of the VI National congress on social Psychiatry and Addiction. Public mental health: the present and the future. Moscow; 2016. (in Russian)

5. Vindorf S.A. Features of psychological diagnosis of adolescents at risk for the emergence of drug addiction. collection of materials of the VI National congress on social Psychiatry and Addiction. Public mental health: the present and the future. Moscow; 2016. (in Russian)

6. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Behavioral risks, dangerous for the health of .schoolchildren of the XXi century. [Povedencheskie riski opasnye dlya zdoroviya shkolnikovXXI veka]. Moscow; Izdatel'stvo «Pediatr». 2017. (in Russian)

7. Goodman, R., Scott J. Comparing the Strengths and Difficulties Questionnaire and the Child Behavior Checklist: is small beautiful? J. Abnorm. ChildPsychol. 1999; 27(1): 17-24.

8. Lichko A.E. Psychopathy and accentuation of character in adolescents. Patoharakterologichesky diagnostic questionnaire for adolescents. [Psykhopatii i aktsentuatsii charaktera u podrostkov]. Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo «Rech'». 2009. (in Russian)

9. Semchev S.B. Pregnansy mental disorders. [Predboleznennye psykhicheskie rasstroistva]. Leningrad; Meditsina, 1978. (in Russian)

10. Chubarovsky VV, Labutieva IS, Kuchma V.R. Clinical and epidemiological characteristics of mental health of students of pedagogical college. Zdorovie naseleniya i sreda obitaniya. 2016; 8: 16-8. (in Russian)

11. Baranov A.A., Rapoport I.K., Suhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Skoblina N.A., Besstrashnaja N.A. The health status of modern adolescents. In book: Mediko-social problems of the upbringing of adolescents. Moscow, Izdatel'stvo «Pediatr». 2014; 15-41. (in Russian)

Поступила 28.05.2018 Принята в печать 20.06.2018

Сведения об авторах:

Лабутьева Ирина Сергеевна, аспирант ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; Кучма Владислав Ремирович, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, член-корр. РАН, проф., доктор мед. наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.