1С
ЗНиСО Август №8 (201)
УДК 613.955
КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В.В. Чубаровский, И.С. Лабутьева, В.Р. Кучма
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
Проведено комплексное обследование 78 подростков в возрасте 17 лет, учащихся педагогического колледжа. Применялся клинический метод исследования, а также психометрические методики (опросник СиСС, Гудман, 2001). Использовались унифицированные методики оценки психического состояния подростка, сопоставленные с МКБ-10. Распространенность синдромальноочерченных психических нарушений составила 37,18 %, «предболезненных состояний» - 39,74 %. Приводятся данные о структуре пограничной психической патологии и аддиктивных нарушений, включая информационные. Делается вывод о крайне неблагоприятном состоянии психического здоровья подростков обследованного контингента и необходимости разработки и проведения психопрофилактических мероприятий.
Ключевые слова: психическое здоровье, подростки, пограничные состояния, педагогический колледж.
V.V. Chubarovsky, I.S. Labutyeva, V.R. Kuchma □ CLINICAL AND EPIDEMIOLOGICAL RESPONSE THE MENTAL HEALTH OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
Complex examination of 78 teenagers at the age of 17 years, pupils of teacher training college is conducted. Research methods were applied: clinical, psychometric techniques (SISS questionnaire, Gudman, 2001). The unified techniques of an assessment of a mental condition of the teenager were used are compared with MKB-10. Prevalence the sindromalnoocherchennykh of mental disturbances made 37,18 %%, «premorbid conditions» of - 39,74 %%. Data on structure of boundary mental pathology and the addiktivnykh of disturbances, including information are provided. The conclusion about extremely adverse condition of mental health of teenagers of the surveyed contingent and need of development and carrying out psychoprophylactic actions is drawn.
Key words: mental health, adolescents, borderline mental states, pedagogical college.
В условиях современной России крайнюю актуальность приобрела проблема психического неблагополучия подростков в образовательных организациях. По данным немногочисленных обсервационных исследований отмечается неуклонный рост пограничной психической патологии, аддиктивных нарушений, девиант-ных форм поведения. До настоящего времени в образовательных учреждениях не введены ежегодные мониторинги распространенности поведенческих факторов риска здоровью детей, предусмотренные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Достоверные сведения об особенностях распространенности и структуры пограничной психической патологии в подростковой популяции практически отсутствуют.
Изучение особенностей психической и социальной адаптации подростков имеет исключительное теоретическое и практическое значение. Больший интерес в этой области составляет поиск ведущих факторов риска, оказывающих влияние на психическое здоровье, а также закономерности развития психических дезадаптаций, которые представляются значительным разнообразием особенностей инициации, течения и прогноза. Что, в свою очередь представляет немалую ценность для дальнейшего диагностического поиска врачами-специалистами и разработок методов первичной и вторичной профилактики [4, 5].
В настоящее время отмечается возрастание удельного веса пограничных нервно-психичес-
ких расстройств в структуре психопатологических явлений подросткового возраста, растет число лиц с донозологическими состояниями [1, 6, 9]. Согласно определению Ю.А. Александровского, пограничные состояния не являются начальными, промежуточными («буферными») фазами или стадиями основных психозов. Они представляют собой группу патологических проявлений, имеющих в клиническом выражении свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса. До настоящего времени какие-либо популяцион-ные исследования этой проблемы практически отсутствуют [2].
В качестве пограничных психических состояний донозологического уровня рассматривались отдельные проявления, которые трудно было отнести к какой-либо определенной форме нарушений вследствие синдромальной незавершенности, моносимптомности и периодичности возникновения 1 и более раз в неделю.
Цель исследования - изучение состояния психического здоровья у обучающихся педагогического колледжа подросткового возраста 15-17 лет, определение показателей распространенности и структуры синдромально очерченных и донозологических форм психических нарушений. Выявление случаев ранней алкоголизации и наркотизации.
Материалы и методы. Объектом обсервационного исследования явились 78 студентов педагогического колледжа в г. Москве в возрасте 15-17 лет (71 девушка и 7 юношей). В
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
17
связи с большим различием и спецификацией колледжа определение тендерных особенностей не предоставляется возможным. Применялись методы исследования: клинический, психометрические методики (опросник СиСС, Гудман, 2001) [3].
Клинический этап исследования проводился единой группой специалистов по единой систематике и методике, соотнесенной с МКБ-10, что обеспечивало высокий уровень унифицированного диагностического подхода, включая саму процедуру сбора данных. Данная особенность имеет значение при оценке качественных признаков, психических феноменов в частности. Фиксировались как синдромально очерченные, так и донозологические (предболезнен-ные) формы [2, 9], определяемые понятиями реакции. Проводился опрос по педиатрическому вопроснику, включающему субъективную оценку оппонента о состоянии своего психического здоровья.
Результаты исследования. Пограничные психические расстройства (ППР) различной степени выраженности были выявлены у 76,92 % обследованных.
С наибольшей частотой встречались собственно неврозы - 23,08 %, невротические реакции - 20,51 % и патохарактерологические реакции - 19,23 %. Остальные формы ППР встречались существенно реже. Показатели их распространенности составили: психопатии — 6,67 %, психопатоподобные состояния — 3,85 %, неврозоподобные нарушения 2,56 %.
Помимо выделенных ППР, обращает на себя внимание отдельная группа психических расстройств, отвечающих по критериям МКБ-10 шизотипическим расстройствам и расстройствам психотического регистра - 2,56 % от общего количества обследуемых, что в два раза превышает классическую распространенность психических болезней шизофренического спектра в среднем в популяции (1 %) и также в два раза превышает распространенность в популяции так называемых шизотипических расстройств [7].
В структуре выявленной патологии доли синдромальноочерченных и предболезненных нарушений были практически равными 48,33 % и 51,67 % соответственно, что было обусловлено высокой частотой встречаемости собственно неврозов и невротических реакций.
С наибольшей частотой в обследованном контингенте встречались нарушения невротического круга - 46,51 %. В структуре патологии доминировали невротические реакции атонического типа - 25 % и обсессивно-фобические реакции - 13,88 %. Доли астенического, депрессивного, истерического и дисморфоманическо-го синдромов были равны - 11,11 %. Что касса-ется неврозов с выраженной дисморофобией, предметом которой являлась мнимая полнота, данные состояния могут быть описаны как различные расстройства схемы тела и нарушения-
ми пищевого поведения в виде анорексии или обсессивно-компульсивного переедания, что также объединяет эту форму неврозов с таковыми при преобладании в клинической картине навязчивых состояний и ритуалов. В отдельных наблюдениях отмечались невротические реакции депрессивного типа и обсессивно-фобичес-кий невроз - по 5,56 %. На доли неврозоподоб-ных состояний депрессивного и обсессивно-фо-бического типов пришлось соответственно по
2,78 %.
Расстройства личности различной степени выраженности были определены у 28,21 % обследованных. В их структуре преобладали пред-болезненные нарушения (патохарактерологи-ческие реакции) - 68,17 %.
В структуре отдельных типов личностных нарушений доминировали истерические и эмоционально-лабильные патохарактерологические реакции - 31,82 % и 9,08 % соответственно. Остальные типы нарушений различной степени выраженности встречались существенно реже и приблизительно с равной частотой.
Распространенность синдромально-очер-ченных состояний - неврозов, неврозоподоб-ных расстройств почти в три раза превышала показатели у учащихся школ города. Также в два раза были выше данные о распространенности психопатий и психопатоподобных нарушений.
Из всего числа подростков с синдромально-очерченными психическими расстройства под наблюдением психиатра находился лишь один человек, страдавший шизофренией.
Также диагностировались явные и скрытые акцентуации характера. Показатель их частоты встречаемости в обследованном контингенте составил 44,87 %. В структуре выявленных акцентированных особенностей преобладали подростки с истероидными - 40 %, психастеническими - 25,71 % и эмоционально-лабильными характерологическими особенностями. В единичных случаях отмечался эпилептоидный тип (2,86 %) и в 20 % диагностированы смешанные и комбинированные акцентуации с чертами неустойчивости.
Частота встречаемости лиц с акцентированными характерологическими особенностями была несколько ниже, чем у учащихся школ, однако это обстоятельство было обусловлено значительной распространенностью психопатических и психопатоподобных состояний.
Распространенность различных аддикций составила 15,07 %, причем на долю алкоголизма и смешанных наркоманий приходилось соответственно 72,73 % и 27,27 %, причем аддик-ции были всегда коморбидны психопатиям истерического, эмоционально-неустойчивого, дис-социального и шизотипического круга.
Эпизодическое употребление спиртного, включающее донозологические формы ранней алкоголизации, отмечалось в 79,5 % наблюдений.
18
ЗНиСО Август №8 (201)
Подростки, которые переехали из других городов и стран с целью обучения в г. Москве, отличались лучшим психическим здоровьем и адаптацией.
Среди внешних факторов, провоцирующих психическое неблагополучие подростков, на первое место выходят проблемные ситуации в семье (неполные семьи у 40 % обследуемых, уровень дохода ниже среднего - 40 %, случаи психических заболеваний и аддикций у родственников - 20 %, последний фактор относится и к наследственным).
У преобладающего количества лиц с истерическим складом личности (80 %) отмечена выраженная тенденция к здоровому образу жизни, имеющая групповой характер, что объясняется склонностью данного типа личности к подражанию модным и популярным актерам, звездам шоу-бизнеса.
Случаи резко выраженной компьютерной зависимости, соответствующей критериям результатов по шкале интернет-зависимости Че-на, среди всего количества обследуемых не превышали среднего показателя по России -3 % [8, 10]. Они всегда были коморбидны шизоидной или диссоциальной психопатии. Однако, в связи с отсутствием соответствующих исследований и критериев зависимости от остальных современных информационных гадже-тов, включая смартфоны и планшеты, данная цифра является заниженной.
Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о высокой частоте встречаемости лиц с ППР и расстройств шизофренического спектра в обследуемом контингенте обучающихся. Также выявлены крайне неблагоприятные тенденции в отношении формирования различных форм аддиктивного поведения. Подавляющая часть психических нарушений, в том числе аддиктивных, находится вне поля зрения специалистов, профилактический осмотр которых зачастую несет лишь формальный характер или отсутствует вовсе. Среди ад-дикций отмечена высокая коморбидность психопатиям эмоционально-неустойчивого и исте-
- ♦
рического круга, что должно отмечаться специалистами, как соответственные факторы риска. Информационные разновидности аддикции были коморбидны шизоидным и диссоциальным психопатиям. Полученные результаты требуют разработки и проведения комплексных мер первичной и вторичной психопрофилактики в данном подростковом контингенте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агарков А. П. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области / А.П. Агарков, Л.В. Варанкова // Социальные преобразования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с международным участием. М., 2006. С. 141.
2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010. 272 с.
3. Гудман Р. и др. Детская психиатрия / Р. Гудман, С. Скотт. 2-е изд. Пер с англ. М.: Триада-Х, 2008. 405 с.
4. Гурьева В.А. и др. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева, В.Я. Семье, В.Я. Гиндикин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 с.
5. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Ю.С. Шевченко. М.: Медицинское информационное агенство, 2011.
6. Катенко С.В. Особенности динамики показателей психического здоровья у студентов юношеского возраста по данным ретроспективного исследования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С. 36-39.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб.: Речь, 2009.
8. Малыгин В.Л. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин, А.С. Ис-кандрова, К.А. Феликсов [и др.]: Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
9. Семчев С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1978. 183 с.
10. СмулевичА.Б. Расстройства личности. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 192 с.
Контактная информация:
Чубаровский Владимир Владимирович, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected] Contact information:
Chubarovsky Vladimir, phone: +7 (495) 917-48-31,
e-mail: [email protected] ♦ -