36
ЗНиСО
Май Н0Е (278)
УДК 614.3+378(066)
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО ДАННЫМ РЕТРОСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С.В. Катенко1,2
^Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
2ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия
Проведен сравнительный анализ показателей психического здоровья студентов по данным кли-нико-эпидемиологических исследований. Сопоставлены результаты обследования 375 студентов первого курса, проведенного в 1995 году, и результаты обследования 188 студентов того же вуза, проведенного через 20 лет по тем же унифицированным методикам. Выявлено достоверное увеличение распространенности пограничных психических нарушений за счет психических нарушений невротического круга.
Ключевые слова: психическое здоровье студентов; комплексная оценка; пограничные психические расстройства; динамика состояния; ретроспективное исследование.
S.V. Katenko □ FEATURES OF DYNAMICS OF INDICATORS OF MENTAL HEALTH OF STUDENTS IN EARLY ADOLESCENCE, ACCORDING TO A RETROSPECTIVE STUDY □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia.
A comparative analysis of indicators of mental health of students according to clinical and epidemiological studies. Surveyed 563 student of the first course in different periods of study with an interval of 20 years. There was a significantly high growth of borderline mental disorders due to mental disorders neurotic.
Key words: mental health of students; comprehensive assessment; border mental disorders; dynamics of the state; retrospective study.
Введение. В теоретическом плане до настоящего времени остается неразрешенным вопрос в отношении динамики эпидемиологических показателей пограничных психических нарушений у учащихся юношеского возраста в различные периоды развития общества, что обусловлено как спецификой объекта изучения, теоретическими расхождениями в подходах различных психиатрических и психологических школ и направлений, так и трудностями юридического и организационного характера, возникающими при проведении обсервационных исследований. Студенческая молодежь представляет собой особую группу, объединенную как определенными возрастными границами (17-25 лет), так и особенностями образа жизни и профессионального обучения [3, 9,]. Одним из факторов, определяющим состояние здоровья человека в целом, является состояние его психического здоровья [3, 4, 9], что имеет особенно важное значение в условиях учебного труда с возрастающими потребностями в усвоении больших объемов информации при увеличении ее потока и ограничениями времени для ее переработки. В этой связи изучение состояния психического здоровья студентов в динамическом его аспекте представляется весьма актуальным, так как позволяет выявлять тенденции, способствующие лучшей адаптации обучающихся к учебному процессу, и определять необходимые меры профилактики деза-
даптаций и психических нарушений [2-4, 7, 9]. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают исключительную значимость обсервационных клинико-эпидемиологических исследований, проводимых по унифицированным методикам оценки психического здоровья студентов единой группой специалистов в различные периоды развития общества.
Цель исследования - провести сравнительный анализ показателей психического здоровья студентов первого курса одного и того же вуза с временным интервалом в 20 лет, полученных в результате клинико-эпидемиологи-ческих исследований, проведенных по единым унифицированным методикам единой группой специалистов с целью выявления тенденций, способствующих лучшей адаптации к учебному процессу, и определения мер профилактики дезадаптаций и психических нарушений у данного контингента.
Материалы и методы. Для исследования динамики показателей психического здоровья студентов был проведен анализ данных распространенности и структуры пограничных психических нарушений, полученных при обследовании обучающихся группой специалистов по единой разработанной методике [6, 8, 9]. Сплошным клинико-эпидемиологическим методом было обследовано в 1995 году 375 лиц юношеского (17-18 лет) возраста - студентов первого курса (157 (41,87 %) мужского пола и
Май Н0Е (278)
ЗНиСО
37
^Р 218 (58,13 %) женского пола) - первая группа наблюдения; и в 2014 году, в рамках пилотного исследования - 188 студентов первого курса ^^ того же вуза, той же возрастной категории (78 ^ (41,48 %) мужского пола и 110 (58,52 %) жен'— ского пола) - вторая группа наблюдения. С целью соблюдения единообразия методических f—v подходов использовалась систематика, адаптированная в соответствии с МКБ-10 [6, 9].
Диагностировались как синдромально очерченные нарушения, согласно критериям раздела F4 МКБ-10, так и предболезненные состояния [1, 5], определяемые понятиями, сотне-сенными с МКБ-10: «невротические реакции» (F43.2 - Расстройства приспособительных реакций; Z73.3 - Стрессовые состояния, не классифицируемые в других рубриках; R53 - Недомогание и утомляемость); «неврозоподобные состояния» (F42-F42.8 - Обсессивно-компуль-сивное расстройство; F06.5 - Органическое диссоциативное расстройство; F06.6 - Органическое эмоционально-лабильное /астеническое/ расстройство; F06.36-37 - непсихотическое депрессивное расстройство, непсихотическое смешанное расстройство органической природы; F06.82; 92; 92.7 - Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью); «патохарактерологические реакции» (F90.1 - Гиперкинетическое расстройство; F91 - Расстройства поведения; F92 -Смешанные расстройства поведения); «психо-патоподобные состояния» (F07 - Расстройство личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; F07.2 - постконтузионный (постком-моционный) синдром; F61 - Смешанные и другие расстройства личности; F60.1 - Шизоидное расстройство личности; F60.4 - Истерическое расстройство личности; F60.5 - Ананкастное расстройство личности; F60.6 - Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности; F60.9 - Расстройство личности неуточненное).
Результаты и обсуждение. Проведен анализ распространенности и структуры выявленных нарушений. В первой группе наблюдения психические нарушения были диагностированы у 88 (23,47 %) обследованных. Среди выявленных психических нарушений преобладали невротические и патохарактерологические реакции - 38 (43,18 %) и 20 (22,73 %) случаев соответственно. Клинически сформировавшиеся расстройства в форме неврозов были диагностированы в 12 (13,64 %) случаях. Расстройства личности (психопатии) были диагностированы у 4 (4,55 %) человек. Неврозоподобные и психопа-топодобные состояния составили равное количество наблюдений - по 7 (7,95 %) человек. Во второй группе наблюдения психические расстройства были диагностированы у 72 человек, что составило 38,3 % от общего числа выявленных психических расстройств. Также как и
в первой группе отмечено преобладание невротических реакций - 42 (58,34 %) случая. На втором месте находятся неврозы - 13 (18,06 %) наблюдений. Затем следует группа патохарак-терологических реакций - 9 (12,5 %) случаев. Неврозоподобные состояния были отмечены у 4 (5,58 %) обследованных. Расстройства личности (психопатии) и психопатоподобные состояния составили равное количество наблюю-дений - по 2 (2,76 %) случая.
При сопоставлении показателей распространенности психических нарушений в двух группах сравнения отмечается рост пограничных психических нарушений с 23,47 % до 38,3 % за счет расстройств невротического круга. Так отмечено увеличение количества лиц, у которых диагностированы невротические реакции - с 10,13 % до 22,35 %. Схожая тенденция отмечена в отношении неврозов - возрастание с 3,2 % до 6,91 %. Практически отсутствует увеличение распространенности неврозоподоб-ных состояний (1,87 % против 2,13 %). В отношении группы психических нарушений, относящихся к личностной патологии, можно отметить, что существенной динамики показателей не наблюдалось. Так распространенность патохарактерологических реакций в первой группе составила 5,33 %, во второй - 4,79 %, распространенность психопатоподобных состояний - 1,87 % в первой группе против 1,06 % во второй группе. В отношении расстройств личности (психопатий) динамики не отмечено - 1,07 % против 1,06 %.
При проведении оценки достоверности различий между распространенностью психических нарушений среди студентов первой и второй групп с использованием критерия Стьюдента выявлены статистически значимые различия с высокой степенью достоверности (р < 0,001). Приведенные выше данные свидетельствуют о значительном росте числа пограничных психических нарушений невротического круга, прежде всего за счет невротических реакций и неврозов, что может указывать на преобладание среди внешних воздействий среды психогенных факторов, способных вызывать стойкие состояния психической и учебной дезадаптации у студентов. В ряду таких психогенных факторов на первый план выходит критический рост информационной нагрузки у данного контингента обследованных. Поступающее количество информации превышает функциональные адаптационные возможности личности, и как следствие, увеличивается количество функциональных расстройств невротического круга у студентов. Структуры показателей неврозоподобных состояний непроцессуального генеза и психических нарушений, относящихся к личностной патологии, в целом остаются стабильными. В последнем случае это может быть отнесено за счет преимущественно биологических (консти-
30
ЗНиСО
Май Н0Е (270)
туциональных) факторов их возникновения, вероятно имеющими в социуме относительно стабильный характер.
Заключение. Исследование состояния психического здоровья студентов и сопоставление показателей по прошествии большого временного периода позволяют выявить основные благоприятные или неблагоприятные тенденции в здоровье студентов и определить различные возможные варианты адаптационных и де-задаптационных реакций и процессов у данного контингента. Полученные данные необходимо использовать для разработки и проведения психопрофилактических программ как в отдельно взятом учебном заведении, так и в популяции в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010.
2. Баранов А.А. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.] / М., 2004. С. 168.
3. Миннибаев Т.Ш. и др. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины / Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16-20.
4. Рапопорт И.К. и др. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях / И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.
5. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.
6. Смирнов М.М. Динамика и распространенность пограничных психических расстройств у студентов юношеского возраста: Дисс.. канд. мед. наук, Москва, 1995.
7. Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С.18-26.
8. Чубаровский В.В. Пограничные психические расстройства у учащихся-подростков и их прогностическое значение: Дисс.канд. мед. наук. М., 1989.
9. Чубаровский В.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика пограничной психической патологии у лиц подросткового и юношеского возраста: Дисс. докт. мед. наук. М., 2006.
Контактная информация:
Катенко Сергей Владимирович, тел.: +7 (926) 534-43-58, e-mail: kasv.2012@yandex.ru
Contact information: Katenko Sergey, рИопе: +7 (926) 534-43-58, e-mail: kasv.2012@yandex.ru
♦ ♦ ♦