Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие обучающихся подростков: факторы риска, технологии обеспечения'

Санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие обучающихся подростков: факторы риска, технологии обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / HYGIENE / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОГИГИЕНА / MENTAL HEALTH / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / MENTAL DISORDERS / ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / PREVENTION OF MENTAL DISORDERS / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOHYGIENE / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лабутьева И.С.

В современных условиях отмечается рост показателей распространенности психических заболеваний среди всех возрастных групп, отмечаются высокие показатели подростковых суицидов. Цель исследования оценить санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15-18 лет, учащихся общеобразовательных школ и колледжей. В исследовании использованы гигиенические, социологические, клинические, катамнестические и статистические методы. Оценка условий и организации обучения в обследованных школах позволила отнести их к оптимально допустимым, а в колледжах к потенциально опасным, и прогнозировать в последних формирование морфофункциональных отклонений у подростков. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5 % обследованных. Значительную часть (36 %) из них составили предболезненные состояния, 16 % из них невротические реакции, 20 % патохарактерологические реакции. Собственно, неврозы выявлены у 20 % обследуемых. Установлено достоверное преобладание распространенности психических расстройств у подростков в колледжах (82 %) по сравнению со школами (53 %) за счет патохарактерологических реакций. Патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшими предикторами психических расстройств, из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимание медицинских и педагогических работников образовательных организаций. Особенности формирования психических расстройств у обучающихся подростков обуславливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики в данных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лабутьева И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary-epidemiologic and psychological wellbeing of adolescents: risk factors, technologies of providing

In modern conditions, there is an increase in the prevalence of mental disorders among all age groups and high rates of adolescent suicides. The purpose of the study is to assess the sanitary-epidemiological and psychological well-being of adolescents studying in various educational institutions. The object of the study was 100 girls and 100 boys aged 15-18 years, studying in general education schools and colleges. The study used hygienic, sociological, clinical, follow-up and statistical methods. The assessment of the conditions and organization of training in the schools surveyed allowed them to be classified as optimally acceptable, and in colleges to potentially dangerous, and to predict in the latter the formation of morphofunctional deviations in adolescents. Various forms of mental disorders were revealed in 67.5 % of the surveyed patients. A significant part (36 %) of them were made up of painful conditions, 16 % of them neurotic reactions, 20 % pathocharacter reactions. Actually, neuroses were revealed in 20 % of surveyed patients. There was found a significant prevalence of mental disorders in adolescents in colleges 82 %, compared to schools 53 % due to pathocharacter reactions. Pathocharacterological and accented personal characteristics are the most important predictors of mental disorders. From them are formed risk groups, which should be in the sphere of attention of medical and pedagogical workers of educational organizations. The features of the formation of mental disorders in adolescents require primary and secondary psychoprophylaxis in these groups.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие обучающихся подростков: факторы риска, технологии обеспечения»

2g з^ивб ш(т м (ж)

© Лабутьева И.С., 2018 УДК 613.956

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ РИСКА,

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И.С. Лабутьева

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

В современных условиях отмечается рост показателей распространенности психических заболеваний среди всех возрастных групп, отмечаются высокие показатели подростковых суицидов. Цель исследования - оценить санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15-18 лет, учащихся общеобразовательных школ и колледжей. В исследовании использованы гигиенические, социологические, клинические, катамнестические и статистические методы. Оценка условий и организации обучения в обследованных школах позволила отнести их к оптимально допустимым, а в колледжах - к потенциально опасным, и прогнозировать в последних формирование морфофункциональных отклонений у подростков. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5 % обследованных. Значительную часть (36 %) из них составили предболезненные состояния, 16 % из них - невротические реакции, 20 % - патохарактерологические реакции. Собственно, неврозы выявлены у 20 % обследуемых. Установлено достоверное преобладание распространенности психических расстройств у подростков в колледжах (82 %) по сравнению со школами (53 %) за счет патохарактерологических реакций. Патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшими предикторами психических расстройств, из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимание медицинских и педагогических работников образовательных организаций. Особенности формирования психических расстройств у обучающихся подростков обуславливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики в данных группах.

Ключевые слова: гигиена; психогигиена; психическое здоровье; подростки; психические расстройства; профилактика психических расстройств; санитарно-эпидемиологическое благополучие.

I.S. Labutieva □ SANITARY-EPIDEMIOLOGIC AND PSYCHOLOGICAL WELLBEING OF ADOLESCENTS: RISK FACTORS, TECHNOLOGIES OF PROVIDING □ National Medical Research Center for Children's Health of the Ministry of Health of Russia, 2, build. 1, Lomonosovskij prospect, Moscow, 119991, Russia.

In modern conditions, there is an increase in the prevalence of mental disorders among all age groups and high rates of adolescent suicides. The purpose of the study is to assess the sanitary-epidemiological and psychological well-being of adolescents studying in various educational institutions. The object of the study was 100 girls and l0o boys aged 15-18 years, studying in general education schools and colleges. The study used hygienic, sociological, clinical, follow-up and statistical methods. The assessment of the conditions and organization of training in the schools surveyed allowed them to be classified as optimally acceptable, and in colleges - to potentially dangerous, and to predict in the latter the formation of morphofunctional deviations in adolescents. Various forms of mental disorders were revealed in 67.5 % of the surveyed patients. A significant part (36 %) of them were made up of painful conditions, 16 % of them - neurotic reactions, 20 % - pathocharacter reactions. Actually, neuroses were revealed in 20 % of surveyed patients. There was found a significant prevalence of mental disorders in adolescents in colleges - 82 %, compared to schools - 53 % due to pathocharacter reactions. Pathocharacterological and accented personal characteristics are the most important predictors of mental disorders. From them are formed risk groups, which should be in the sphere of attention of medical and pedagogical workers of educational organizations. The features of the formation of mental disorders in adolescents require primary and secondary psychoprophylaxis in these groups.

Key words: hygiene; psychohygiene; mental health; adolescents; mental disorders; prevention of mental disorders; sanitary and epidemiological welfare.

В различных регионах страны исследовате- поведения являются одной из важнейших про-

ли регистрируют рост показателей распростра- блем психического здоровья в подростковом ненности психических заболевании среди всех возрасте и рассматриваются как основной фак-

возрастных групп, в том числе детей и подрост- тор риска суицида [4].

ков школьного возраста [1]. За последние 30 лет XXI век резко увеличил информационные и

увеличились распространенность и факторы рис- учебные нагрузки подростков. Состояние психика подростковых суицидов [2]. Диагностируются ческого здоровья обучающихся становится как ни-

также и новые малоизученные отклоняющиеся когда актуальным и требует объединенного и уси-

формы поведения и виды пограничных психи- ленного внимания специалистов различного профиля. ческих расстройств: синдром дисморфофобии- Цель исследования - оценка санитарно-

дисморфомании, что требует проведения психо- эпидемиологического и психологического бла-

профилактики среди учащихся средних и стар- гополучия подростков, обучающихся в различ-

ших классов [3]. Самоповреждающие формы ных учебных заведениях.

лота m ood

ЗУивб

п

^р Задачи:

S 1) гигиеническая оценка условий и органи-^ зации обучения в общеобразовательных орга-° низациях и учреждениях среднего профессионального образования;

2) оценка распространенности пограничных психических расстройств у подростков, обучать- ющихся в общеобразовательных организациях ti (школах) и учреждениях среднего профессионального образования (колледжах);

,_г 3) изучение влияния эндо- и экзогенных

факторов на распространенность и проявление пограничных психических расстройств;

4) разработка мероприятий психогигиены подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

Материалы и методы. Объектом исследования явились 200 подростков в возрасте 15—18 лет (100 девушек и 100 юношей) — учащиеся 2 общеобразовательных школ и 2 колледжей городов Москва и Чебоксары.

Гигиеническая оценка выполнена в соответствии с методическими рекомендациями «Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций» [9].

В исследовании использованы социологические, клинические, ретроспективные и статистические методы. Социологические методы включали опрос подростков на основе анкеты «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) [6] и использование психометрического опросника «Сильные и слабые стороны» (Strength and Difficulties Questionnaire; Goodman R.N.) [10]. Для оценки акцентуации характера у подростков использовался «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» [7].

Предболезненные состояния определялись на основании 4 основных признаков: моно-симптомность проявлений; частота возникновения не более 1 раза в неделю; проявление не достигает синдромально-очерченного состояния; стереотипность проявления [8].

Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью пакета прикладных программ Exel и SSPS.

На эти исследования от подростков было получено информированное согласие. Протокол исследования одобрен Локальным независимым этическим комитетом ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (протокол № 5 от 19.12.2015).

Результаты исследования. Гигиеническая оценка условий и организации обучения подростков в обследованных образовательных организациях свидетельствует об их соответствии в целом действующим санитарным правилам и нормам. Выявленные нарушения не являются грубыми, могущими существенным образом повлиять на состояние здоровья обучающихся.

Типичными нарушениями гигиенических регламентов в обследованных школах являются: недостаток оборудования лаборантских при кабинетах химии, физики, биологии; «переуплотненность» классов; рассаживание детей в классе без учета их состояния здоровья; нерационально составленное расписание уроков; отсутствие профилактики школьного утомления; несвоевременная смена перегоревших ламп искусственного освещения; отсутствие

мыла, туалетной бумаги, педальных ведер, горячей воды в туалетах для учеников; низкий процент педагогов, повышающих свою квалификацию по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.

Для обследованных колледжей характерны следующие нарушения гигиенических требований: рассаживание студентов без учета их воз-растно-ростовых показателей и состояния здоровья; проведение сдвоенных занятий 3—4 парами в день, что не соответствует возрастным возможностям обучающихся; содержание значительной части санузлов и душевых при спортивных залах в неудовлетворительном санитарном состоянии; отсутствие комнат гигиены для девушек; наличие торговых автоматов с фастфудом; медицинское обеспечение обучающихся практически отсутствует в обследованных колледжах.

Обследованные школы относятся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, санитарно-гигиенические условия в которой соответствуют действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, а колледжи относятся ко II группе санитарно-эпидемиологического благополучия, санитарно-гигиенические условия в которой не в полной мере соответствуют действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.

Сумма баллов всех групп санитарно-гигиенических показателей обследованных школ позволяет отнести условия и организацию обучения в них к оптимально допустимым, а в колледжах — к потенциально опасным и прогнозировать соответствующие риски здоровью обучающихся: при допустимых условиях — сохранение здоровья обучающихся; при потенциально опасных условиях — формирование мор-фофункциональных отклонений у детей и подростков [5, 9].

С точки зрения возможного влияния условий и организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования на психологическое благополучие и психическое здоровье подростков обращает на себя внимание хорошая организация и условия для занятий физической культурой и спортом в обследованных школах, медицинское обеспечение, включая психологическое сопровождение обучающихся в школе в Чебоксарах, достаточно высокая вовлеченность обучающихся в социальные мероприятия школ. Студенты колледжей всего этого практически лишены. Организация питания в колледжах не соответствует физиологическим потребностям подростков и гигиеническим требованиям.

Анализ распространенности факторов риска здоровью среди подростков, обучающихся в колледжах, показал, что они занимаются спортом меньше рекомендованного времени, чем школьники, а также больше увлекаются использованием информационных технологий. Ученики школ тратят больше времени на дополнительные занятия, имеют меньшую продолжительность сна, а также имеют лучшие условия проживания (табл. 1).

20

ЗЯ'ивб

шст т (ж)

Таблица 1. Распространенность факторов риска здоровью подростков, обучающихся Table 1. Prevalence of risk factors for health of adolescents studying in schools

в школах и колледжах and colleges

Факторы риска Колледж Школа

абс. P1 m1 p абс. P2 m2

1 Возраст одного из родителей более 35 лет к моменту рождения 12 12,00 3,25 > 0,05 12 12,00 3,25

2 Патология беременности и родов 3 3,00 1,70 > 0,05 2 2,00 1,4

3 Частые простудные заболевания в детском возрасте 20 20,00 4,00 > 0,05 22 22,00 4,14

4 Наличие психотравмирующей ситуации в семье 6 6,00 2,38 > 0,05 2 2,00 1,4

5 Занятия спортом продолжительностью 60 мин менее 3 раз в неделю 70 70,00 4,58 < 0,01 40 40,00 4,90

6 Занятия спортом продолжительностью 60 мин более 3 раз в неделю 30 30,00 4,58 < 0,01 60 60,00 4,90

7 Регулярность приема пищи 1-3 раза в день 48 48,00 4,99 < 0,01 16 16,00 3,67

8 Регулярность приема пищи 3-6 раз в день 52 52,00 4,99 < 0,01 84 84,00 3,67

9 Продолжительность ночного сна менее 6 часов 20 20,00 4,00 < 0,05 35 35,00 4,77

10 Продолжительность ночного сна более 6 часов 80 80,00 4,00 < 0,05 65 65,00 4,77

11 Общее количество времени, проведенного за гадже-тами, менее 3 часов в день 76 76,00 4,27 < 0,01 39 39,00 4,88

12 Общее количество времени, проведенного за гадже-тами, более 3 часов в день 24 24,00 4,27 < 0,01 61 61,00 4,88

13 Время, затраченное на выполнение домашней работы и посещение секций, менее 3 часов в день 60 60,00 4,90 < 0,01 15 15,00 3,57

14 Время, затраченное на выполнение домашней работы и посещение секций, более 3 часов в день 40 40,00 4,90 < 0,01 85 85,00 3,57

15 Объективный доход семьи ниже среднего 24 24,00 4,27 > 0,05 14 14,00 3,47

16 Объективный доход семьи средний и выше 76 76,00 4,27 > 0,05 86 86,00 3,47

17 Есть своя комната 72 72,00 4,49 < 0,01 90 90,00 3,00

18 Нет своей комнаты 28 28,00 4,49 < 0,01 10 10,00 3,00

Примечание: Р1, Р2 — «point prevalence» показатели распространенности отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p — уровень значимости различий.

Note: P1, P2 — «point prevalence» indicators of prevalence of individual forms in each contingent per 100 surveyed persons; p — level of significance of differences.

С целью обеспечения надлежащего уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в обследованных образовательных организациях необходимо проведение профилактических мероприятий, в том числе в части выявленных нарушений требований санитарных правил и норм, гигиенических регламентов, а также внедрение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Особенности распространенности факторов риска в колледжах и школах находятся в прямо пропорциональной связи с состоянием психического здоровья учащихся обследованных контингентов.

Структура и распространенность психических расстройств у обследованных подростков представлена в табл. 2.

Различные формы психических нарушений установлены у 67,5 % обследованных. Значительную часть (36 %) из них составили предболезнен-ные состояния, 16 % из них — невротические реакции, 20 % — патохарактерологические реакции. Собственно, неврозы выявлены у 20 % обследованных. По структуре невротических состояний значительную долю из них составили состояния дисморфоманического и депрессивного типа.

Статистически значимых различий в распространенности психической патологии среди девушек и юношей не установлено.

Сравнительный анализ распространенности пограничных психических расстройств в зависимости от типа учебного заведения показал достоверное преобладание распространенности психических расстройств у подростков в колледжах — 82 % по сравнению со школами — 53 % за счет патохарактерологических реакций.

Таблица 2. Распространенность пограничных психических расстройств среди школьников и

студентов колледжей

Table 2. Prevalence of borderline mental disorders among schoolchildren and college students

Формы нарушений Школа (100) Колледж (100) Всего

абс P1 m1 p абс P2 m2 абс. P3

Расстройства невротического круга

1 невротические реакции 18 18,00 3,84 > 0,05 20 20,00 4,00 38 19,00

2 неврозы 18 18,00 3,84 > 0,05 22 22,00 4,14 40 20,00

3 неврозоподобные состояния 0 0 0,00 - 4 4,00 - 4 2,00

Расстройства личности

4 патохарактерологические реакции 13 13,00 3,36 < 0,05 27 27,00 4,44 40 20,00

5 психопатии 4 4,00 1,96 > 0,05 5 5,00 2,18 9 4,50

6 психопатоподобные состояния 0 0 0,00 - 4 4,00 - 4 2,00

Всего: 53 53,00 4,99 < 0,01 82 82,00 3,84 135 67,50

Примечание: Р1, Р2, Р3 — «point prevalence» показатели распространенности отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных; p — уровень значимости различий. Note: P1, P2, P3 — «point prevalence» indicators of prevalence of individual forms in each contingent per 100 surveyed persons; p — level of significance of differences.

лота !м оое)

ЗУивб

Установлена большая по сравнению со школой распространенность патохарактероло-гических реакций у студентов колледжей (13 % и 27 % соответственно). Это может быть объяснено тем, что у них преобладают личностные особенности, характерные для дезадаптации и проявившиеся еще в период обучения в школе и обусловившие их переход в профессиональные учебные заведения, вследствие «отсеивания» из-за академических проблем и нарушений поведения. Так, например, лица с акцентуациями характера возбудимого круга дезадаптируются еще в средней школе и под влиянием родителей и педагогов уходят после 9-го класса в учреждения среднего профессионального образования.

В структуре выявленных акцентуаций преобладают истероидные, психастенические и шизоидные типы акцентуаций (24 %, 15 % и 10,5 % соответственно).

У юношей отмечается преобладание эпи-лептоидных — 13 % и 4 %, неустойчивых — 5 % и 1 %, и шизоидных типов акцентуации — 15 % и 6 %, при сравнении с девушками.

У девушек преобладают астенический и эмоционально-лабильный типы акцентуаций характера - 9 % и 1 %, 10 % и 6 %.

Эти данные имеют значение для прогнозирования и профилактики отклоняющегося поведения. У истероидных личностей чаще наблюдаются аддиктивные нарушения и дисмор-фоманические реакции, возможно грубое демонстративное поведение: экстремальные сел-фи, пирсинг, руфинг, татуировки и «зацепинг», что в свою очередь поощряется соответствующими группами в интернете («Фейсбук», «Ин-стаграм»), а также присоединения подростка к этим группам, так называемая «реакция группирования».

У шизоидных личностей (15 % юношей и 6 % девушек) также отмечаются реакции группирования. Эти подростки имеют проблемы с общением со сверстниками в школе и с помощью современных информационных технологий часто пытаются «уйти в виртуальную реальность», что также приводит к новым формам аддиктивного поведения - информационной зависимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшим предиктором психических расстройств: из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимание медицинских и педагогических работников образовательных организаций.

Выявленные особенности формирования, структура психических расстройств у обучающихся подростков и их высокая распространенность обуславливают необходимость проведения медицинскими и педагогическими работниками первичной и вторичной психопрофилактики среди них.

В рамках первичной психопрофилактики необходимо систематически проводить скри-нинговые исследования для своевременного выявления у детей и подростков проблем в психической сфере и поведении и последую-

щего направления к соответствующим специалистам (психолог, психотерапевт).

Регулярная достаточная физическая нагрузка является благоприятным фактором для формирования психического здоровья. Необходимо привлекать обучающихся к занятиям спортом путем организации спортивных секций и мероприятий, которые были бы интересными для подростков. Соблюдение гигиенических регламентов в сфере режима дня, учебной и внеурочной деятельности, продолжительности использования подростками гаджетов, информационно-коммуникационных технологий -важные составляющие первичной психопрофилактики и психогигиены.

Вторичная профилактика предполагает работу с группами риска, которые могут быть сформированы по результатам скрининг-обследований обучающихся подростков. Склонность подростков, имеющих проблемы в психической сфере, к группированию может послужить спо -собом осуществления вторичной профилактики путем создания для таких детей кружков, секций, различных общественных мероприятий, фестивалей с полезными или творческими видами деятельности: изостудия, занятия по хореографии, пение, освоение музыкальных инструментов. В этой работе целесообразно использовать волонтеров — сверстников обучающихся подростков, студентов первых курсов медицинских и педагогических вузов.

Необходимо повышать квалификацию педагогов, осведомленность родителей в сфере психического благополучия детей и подростков, проводить различные профилактические мероприятия, например, «школы здоровья», направленные на своевременное выявление обучающихся, имеющих психологические проблемы, и организацию персонализированной помощи им.

Заключение. Пограничные психические расстройства разной степени выраженности у обучающихся подростков встречаются с высокой частотой. В их структуре доминируют предболезненные состояния (невротические и патохарактерологические реакции).

У студентов колледжей выявляется достоверное преобладание распространенности психических расстройств — 82 % по сравнению с 53 % у школьников, и большая распространенность патохарактерологических реакций — 27 % и 13 % соответственно. Эти данные корреспондируют с оценкой условий и организации обучения в колледжах как потенциально опасных, способствующих формированию морфофунк-циональных отклонений у подростков.

К факторам риска развития пограничных психических расстройств у обучающихся подростков могут быть отнесены повышенные информационные нагрузки, включая высокую распространенность и продолжительность использования подростками гаджетов, недостаточная двигательная активность, ночной сон менее 6 часов, дополнительные занятия свыше 3 часов день.

Среди обучающихся подростков должна проводиться систематическая первичная и вторичная психопрофилактика.

20

шст m (ж)

ЛИТЕРАТУРА (п. 10 см. References)

1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтер-ра, 2010. 272 с.

2. Александрова Н.А., Шкитырь Е.Ю. Социальные факторы риска суицида у несоврешеннолетних: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. 43 с.

3. Алифанова М.К., Рабигалов Ф.А., Халилова И.В. Выявление группы риска по развитию синдрома дис-морфофобии-дисморфомании среди подростков: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». Волгоград: ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2016. 46 с.

4. Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С. и др. Механизмы самоповреждающего поведения среди не-совершеннолених: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. 58 с.

5. Баранов А.А., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья современных подростков: глава 1 в монографии «Медико-социальные проблемы воспитания подростков». М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. С. 15-41.

6. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века: монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб.: Издательство «Речь», 2009. 126 с.

8. Семечев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1978. 183 с.

9. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: руководство / Под ред. чл.-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГБУ НЦЗД, 2014. С. 43-152.

REFERENCES

1. Aleksandrovskij Yu.A. Predboleznennye sostojanija i po-granichnye psihicheskie rasstrojstva. [Sub-health conditions and borderline mental disorders]. Moscow, Literra Publ., 2010, 272 p. (In Russ.)

2. Aleksandrova N.A., Shkityr' E.Yu. Social'nye faktory riska suicida u nesovreshennoletnikh [Social risk factors for suicide among youth]. Sbornik materialov VI Nacional'nogo kongressa po social'noj psikhiatrii i narkologii. Obshhest-vennoe psihicheskoe zdorov'e: nastojashhee i budushhee. Moscow: FGBU «Federal'nyj medicinskij issledovatel'skij centr psihiatrii i narkologii im. V.P. Serbskogo» Minzdra-va Rossii Publ., 2016, 43 p. (In Russ.)

3. Alifanova M.K., Rabigalov F.A., Halilova I. V. Vyjavlenie gruppy riska po razvitiju sindroma dismorfofobii-dismor-fomanii sredi podrostkov [Detection of a risk group for the development of the syndrome of dysmorphophobia-dys-morphomania among adolescents]. Sbornik materialov VI Nacional'nogo kongressa po social'noj psihiatrii i narkologii. «Obshhestvennoe psihicheskoe zdorov'e: nastojash-hee i budushhee». Volgograd: GBOU VPO «Volgogradskij gosudarstvennyj medicinskij universitet» Minzdrava Rossii Publ., 2016, 46 p. (In Russ.)

4. Bannikov G.S., Fedunina N.Yu., Pavlova T.S. et al. Me-khanizmy samopovrezhdajushhego povedenija sredi neso-vershennolenikh [Mechanisms of self-damaging behavior among youth]. Sbornik materialov VI Nacional'nogo kongressa po social'noj psihiatrii i narkologii. Obshhestvennoe psihicheskoe zdorov'e: nastojashhee i budushhee. Moscow: FGBU «Federal'nyj medicinskij issledovatel'skij centr psihiatrii i narkologii im. V.P. Serbskogo» Minzdrava Rossii Publ., 2016, 58 p. (In Russ.)

5. Baranov A.A., Rapoport I.K., Sukhareva L.M. et al. Sos-tojanie zdorov'ja sovremennykh podrostkov. Glava 1 v monografii «Mediko-social'nye problemy vospitanija po-drostkov» [The health status of modern adolescents. Chapter 1 in the monograph Mediko-social problems in upbringing of adolescents]. Moscow: Pediatr Publ., 2014, pp. 15-41. (In Russ.)

6. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Povedencheskie riski, opas-nye dlja zdorov'ja shkol'nikov XXI veka: monografija [Behavioral risks, dangerous for the health of schoolchildren of the XXI century: monograph]. Moscow: FGAU «NMIC zdorov'ja detej» Minzdrava Rossii Publ., 2017, 170 p. (In Russ.)

7. Lichko A. E. Psihopatii i akcentuacii kharaktera u pod-rostkov. Patokharakterologicheskij diagnosticheskij opros-nik dlja podrostkov [Psychopathy and accentuations of character in adolescents. Patocharakterological diagnostic questionnaire for adolescents]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 2009, 126 p. (In Russ.)

8. Semechev S.B. Predboleznennye psihicheskie rasstrojstva [Preclinical mental disorders]. Leningrad: Medicina Publ., 1978, 183 p. (In Russ.)

9. Sistemnaja gigienicheskaja diagnostika sanitarno-epide-miologicheskogo blagopoluchija obuchajushhihsja: Ruko-vodstvo [Systemic hygienic diagnostics of sanitary-epide-miological well-being of schoolchildren: Manual]. Edited by corresponding member of RAS V.R. Kuchma. Moscow: FGBU NCZD Publ., 2014, pp. 43-152. (In Russ.)

10. Goodman R.N. Comparing the Strengths and Difficulties Questionnaire and the Child Behavior Checklist: is small beautiful? / R. Goodman, S. Scott // J. Abnorm. Child Psychol. 1999. Bol. 27(1). P. 17-24.

Контактная информация:

Лабутьева Ирина Сергеевна, аспирант ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

e-mail: weeds777@mail.ru

Contact information:

Labutieva Irina, graduate student of the National Medical Research Center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation e-mail: weeds777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.