Научная статья на тему 'Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы)'

Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
986
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Садчикова Галина Викторовна

В статье представлен обзор литературы, посвященный анализу современных подходов к охране психического здоровья детей и подростков как на государственном уровне, так и на индивидуальном. Описаны факторы риска нарушения психического здоровья, такие как особенности морфофункционального развития организма ребенка, социально-экономические факторы, отражающиеся на психологическом климате семьи, школьный стресс, обусловленный высокими требованиями к ученикам, авторитарный тип обучения в общеобразовательных учреждениях. На основании полученных данных авторы статьи выделили основные эффективные направления сохранения психического здоровья детей и подростков на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO PROTECTING MENTAL HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (REVIEW OF LITERATURE)

The article presents a literature review devoted to the analysis of modern approaches to the protection of mental health of children and adolescents, both at the state level and at the individual level. The risk factors for mental health disorders, such as the features of the morphofunctional development of the child's organism, social and economic factors affecting the psychological climate of the family, school stress caused by high demands on students, authoritarian type of education in general educational institutions are described. On the basis of the data obtained, the authors of the article singled out the main effective directions for preserving the mental health of children and adolescents on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы)»

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

УДК 613.86

Н. П. СЕТКО, Г. В. САДЧИКОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России N. P. SETKO, G. V. SADCHIKOVA

MODERN APPROACHES TO PROTECTING MENTAL HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (REVIEW OF LITERATURE)

Orenburg State medical University

РЕЗЮМЕ

В статье представлен обзор литературы, посвященный анализу современных подходов к охране психического здоровья детей и подростков как на государственном уровне, так и на индивидуальном. Описаны факторы риска нарушения психического здоровья, такие как особенности морфофункционального развития организма ребенка, социально-экономические факторы, отражающиеся на психологическом климате семьи, школьный стресс, обусловленный высокими требованиями к ученикам, авторитарный тип обучения в общеобразовательных учреждениях. На основании полученных данных авторы статьи выделили основные эффективные направления сохранения психического здоровья детей и подростков на территории Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДЕТИ И ПОДРОСТКИ, ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

SUMMARY

The article presents a literature review devoted to the analysis of modern approaches to the protection of mental health of children and adolescents, both at the state level and at the individual level. The risk factors for mental health disorders, such as the features of the morphofunctional development of the child's organism, social and economic factors affecting the psychological climate of the family, school stress caused by high demands on students, authoritarian type of education in general educational institutions are described. On the basis of the data obtained, the authors of the article singled out the main effective directions for preserving the mental health of children and adolescents on the territory of the Russian Federation.

Сетко Нина Павловна - Заслуженный работник высшей школы РФ, д. м. н., проф., заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: nina.setko@gmail.com

Садчикова Галина Викторовна - соискатель кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: K_epidem.fpdo@orgma.ru

KEY WORDS: MENTAL HEALTH, CHILDREN AND ADOLESCENTS, DISABILITY OF CHILDREN FROM MENTAL DISORDERS, PROTECTION OF CHILDREN'S MENTAL HEALTH.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей [31].

Целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие [32].

В Российской Федерации в настоящее время вопросы охраны психического здоровья затрагиваются в документах, посвященных вопросам здравоохранения в целом [17]: «Развитие здравоохранения» [20], «Доступная среда» на 2011-2020 годы [19], «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г.» [24], «План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [23], «Концепция информационной безопасности детей» [22].

В соответствии с «Планом действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013-2020 гг.» психическое здоровье детей - это состояние благополучия индивидуума, обладающего положительным ощущением своей личности, способностью овладевать мыслями, эмоциями и строить социальные отношения, а также способностью учиться и приобретать знания, что помогает обеспечить его всестороннее участие в жизни общества. В основу плана действий заложен принятый в глобальных масштабах принцип, согласно которому «не существует здоровья без психического здоровья».

В Российской Федерации выделение финансовых средств на расходы в области охраны психического здоровья в 2014 г. составило примерно 1,84%

от общих бюджетных расходов на здравоохранение (46,6 млрд рублей, примерно 1 млрд евро по курсу июня 2014 г.) [25]. В государствах Европейского Союза в 2013 году: в ФРГ - 11% от расходов на здравоохранение (порядка 35 млрд евро) и в Великобритании - 14% (примерно 25 млрд евро) [17].

В последние годы в России на государственном уровне обсуждаются меры по укреплению здоровья подрастающего поколения. В частности, 23 мая 2013 г. в Государственной Думе прошел круглый стол «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства», где были вынесены следующие предложения: Министерству образования и науки Российской Федерации разработать систему кадрового и информационного обеспечения мониторинга духовно-нравственного, психологического и физического здоровья обучающихся [2, 15].

В изменяющемся мире условия жизнедеятельности детей и подростков должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, состояние здоровья, в том числе и психическое, позволяющие успешно социализироваться в современном обществе, трудоустроиться и достичь духовного и нравственного развития, адекватного как потребностям общества, так и личным исканиям [8]. Наличие в обществе детей и подростков, подвергающихся риску развития психических расстройств или проявляющих их признаки, ведет к дестабилизации ситуации в обществе в целом [16].

В структуре нарушений здоровья школьников доминируют заболевания, которые относятся к школьно-обусловленным: нервно-психические и вегетативные расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта [11]. В структуре психических расстройств детей в возрасте от 0 до 14 лет по Оренбургской области 76,1% составляют непсихотические расстройства, 19,3% - умственная отсталость и 4,5% - психозы [26].

Отклонения в психологическом и психическом здоровье, психические и наркологические расстройства (болезни, зависимости), вследствие их распространенности и обусловленного ими бремени болезни и инвалидности, составляют одну из самых серьезных проблем общественного здравоохранения [3]. Показатели инвалидности, являясь важным медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития региона, экологического состояния территории, качество медицинского обслуживания, в том числе и качество проводимых профилактических мероприятий. В структуре причин инвалидности детей Оренбургской области в 2015 году высокий удельный вес составляет инвалидность от психических расстройств (40,6%), нарушений нервной систе-

мы (17,6%), врожденных аномалий (13,8%) [29].

Проблема осложняется тем, что более 20 лет назад Минздравом России были ликвидированы такие специальности, как «детская и подростковая психиатрия» и «психотерапия» [35]. Многоцентровые исследования поведения детей в сфере здоровья свидетельствуют о тревожных трендах распространенности факторов, влияющих на их психическое благополучие [36].

Социально-экономические изменения, ускорение научно-технического прогресса и информационные трансформации начала XXI века оказывают существенное влияние на состояние здоровья населения, в том числе на процессы роста и развития детей и подростков [1, 27].

Существенно изменившиеся условия жизнедеятельности современных детей, новая цифровая среда их обитания с широким использованием информационно-коммуникационных технологий формируют малоподвижный, в основном сидячий, образ жизни, характеризующийся комплексом негативных биомеханических факторов - фиксированное положение головы, приводящее к снижению модулирующего влияния вестибулярного аппарата на сенсорные системы организма; сниженный уровень механической нагрузки на стопы и суставы ног; ослабление и закрепощение мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей, нарушение физиологических изгибов позвоночника [34]. Внедряются новые специализированные и авторские программы, отличающиеся большой вариативностью, сопровождающиеся интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности и нарушением режима дня учащихся [5, 10, 12]. В охране психического здоровья детей и подростков ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении 11 лет учеба составляет основное содержание их жизни, а, кроме того, на эти годы приходятся периоды, когда растущий организм особенно реактивен и подвержен невротизирующим влияниям. По данным многочисленных исследований, 80% современных школьников подвержены неоправданному школьному стрессу [13]. Среди множества причин школьного стресса наиболее значимыми являются степень морфофунк-циональной готовности детей к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены. Исследованиями НИИГ и ОЗД и П НЦЗД РАМН показано, что дети, не достигшие к началу обучения необходимой «школьной зрелости», либо не справляются с требованиями учебной программы, либо выполняют их ценой снижения психического здоровья.

Однако активизация познавательной деятельности ученика, которая необходима для формирования оптимального тонуса центральной нервной системы

и успешной учебной деятельности, не должна переходить в другую крайность - интенсификацию деятельности, приводящей к переутомлению [9].

Образовательная среда как совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, проявления и развития их способностей в соответствии с интересами и склонностями и социальным запросом на образование составляет основу эффективности школы и включает стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость/богатство культурного содержания [18]. Структура образовательной среды включает целевые установки школы, определяющие вектор развития, психологический климат, социально-психологическую структуру коллектива, психологическую организацию и технологии передачи знаний, психологические характеристики учащихся. Принципиально то, что коммуникация, общение и кооперация приобретают ключевое значение и рассматриваются как источник развития, определяющий зону ближайшего развития учащихся.

Факторы риска психического и психологического здоровья и эмоционального благополучия участников образовательного процесса в школьной образовательной среде включают недостаточное кадровое обеспечение квалифицированными учителями; интенсификацию учебного процесса, повышенную учебную нагрузку, ее неравномерное распределение в течение учебного года, чрезмерную информационную насыщенность, интенсивность самостоятельной и классной работы; несоответствие содержания и методов возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональную организацию учебной деятельности и сотрудничества; несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика; познавательную и интеллектуальную напряженность учащихся; стиль взаимоотношений педагога и учащихся, и неэффективные формы общения, низкую коммуникативную компетентность участников образовательного процесса; недостаточную защищенность от психологического насилия в школе; низкую компетентность педагогов в области охраны и укрепления здоровья, применения здоровьесберегающих технологий; отсутствие системы работы по формированию здорового образа среди учащихся, профилактике вредных привычек, недостаточную материально-техническую базу и условия, подлежащие санитарно-гигиеническому нормированию (освещение, полиграфия учебников) [6].

Еще одной значимой угрозой психическому благополучию детей и подростков является интернет-зависимость. Одним из следствий распространённости и доступности Интернета в современном мире стало увеличение частоты и продолжительности его использования, особенно среди подростков [28].

Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей и перекладывают их на внешних игроков [7].

Одним из наиболее серьезных негативных последствий Интернета является распространение опасной для психического здоровья детей и молодежи информации и оказание давления в форме навязывания определенных форм поведения и стандартов внешнего вида [33, 37].

Неблагоприятные техногенные факторы могут оказывать негативное влияние на уровень развития психических функций [14, 21, 30]. В районах с повышенным загрязнением атмосферы больше детей имеют признаки неврологической патологии [4].

Перед научным и педагогическим сообществом встает особая задача по диагностике, профилактике, а при необходимости и оказания помощи в ситуациях столкновения с онлайн-рисками [28]. Соответственно, необходимо обеспечить развитие учебного сотрудничества, переход от субъект-объектной логики к логике содействия, сотрудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития, выстраивающие равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование; эффективное педагогическое общение; конструктивное разрешение конфликтов; создание психологической службы в школе с целью психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, психолого-педагогическое сопровождение личностного социального, профессионального сопровождения молодежи; активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива; создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся с учетом их интересов, познавательных потребностей и склонностей; использование инновационных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных образовательных и здоровьесберегающих технологий; постоянно действующую систему повышения квалификации и профессионального роста педагогов; развитие системы школьного самоуправления; открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования; соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм [6].

Для обеспечения психологического благополучия российских детей и подростков необходимо принимать во внимание изменения, связанные с развитием цифровых технологий и эволюцией онлайн-рисков. Повышение частоты и времени пребывания в Интернете, отсутствие системы обучения безопасному и эффективному использованию Интернета, низкая цифровая компетентность родителей увеличивают вероятность столкновения юных пользователей с онлайн-рисками [28].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Величковский, Б. Т. Социальная биология человека / Б. Т. Величковский, Н. В. Полунина. - М. 2013. - 240 с.

2. Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства. - М. : Парламенская библиотека, 2013. - 50 с.

3. Гуткевич, Е. В. Роль семьи в сохранении психического и психологического здоровья / Е. В. Гуткевич, Д. Е. Зуева // Психическое здоровье человека XXI века : Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - ИД «Городец», 2016. - 416 с.

4. Даутов, Ф. Ф. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на аллергическую заболеваемость детей в крупном промышленном городе / Ф. Ф. Даутов // Гигиена и санитария. - 2007. - № 2. - С. 10-12.

5. Ефимова, Н. В. Методическое обеспечение гигиенической оценки школьных дисциплин / Н. В. Ефимова, К. В. Мыльников, М. П. Барсем, С. Б. Нехурова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 1. - С. 36-40.

6. Карабанова, О. А. Образовательная среда школы: риски и ресурсы психического и психологического здоровья и развития детей и подростков / О. А. Карабанова // Психическое здоровье человека XXI века : Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - ИД «Городец», 2016. - 416 с.

7. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471-р).

8. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I) / В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 4-21.

9. Кучма, В. Р. Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья на страже охраны здоровья подрастающего поколения страны (к 10-летию со дня организации) / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 1. - С. 46-52.

10. Кучма, В. Р. Новый методический подход к гигие-

нической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях/В. Р. Кучма, М. И. Степанова, И. Э. Александрова, Т. В. Шумкова, А. С. Седова, И. В. Звездина, В. В. Молдованов, С. Г. Сафонкина // Гигиена и санитария. - 2014. - № 93 (4). - С. 110-115.

11. Кучма, В. Р. Новый методический подход к гигиенической оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций /В. Р. Кучма, М. И. Степанова, И. Э. Александрова, Т. В. Шумкова, А. С. Седова, В. В. Молдованов, С. Г. Сафонкина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 2. - С. 27-32.

12. Кучма, В. Р. ФР РОШУМЗ-16-2015. Федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся «Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся» /В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук, Н. В. Ефимова, К. В. Мыльникова.

13. Кучма, В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. - М., 2001. - С. 146-147.

14. Маймулов, В. Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Маймулов, Н. А. Пацюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. -2004. - № 2. - С. 31-33.

15. Малярчук, Н. Н. Пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков / Н. Н. Малярчук // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 6.

16. Отчет о Европейской конференции ВОЗ на уровне министров «Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения».

17. Пазына, Е. О. Правовые аспекты охраны психического здоровья в Европейском Союзе (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации / Е. О. Пазына // Психическое здоровье человека XXI века : Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - ИД «Городец», 2016. - 416 с.

18. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика / В. И. Панов. - СПб., 2007.

19. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

20. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

21. Привалова, Щ. И. Роль загрязнения среды обитания свинцом в задержке психологического развития детей дошкольного возраста / Щ. И. Привалова, С. В. Кузьмин, О. Л. Малых [и др.] // Вестник РАМН. - 2002. - № lit. - С. 50-53.

22. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».

23. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

24. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».

25. Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение // http://www.gks.ru/bgd/ щ1/Ы 5_34/Ы WWW.exe/ Stg/07-04.doc

26. Сетко, Н. П. Гигиеническая характеристика нарушений психического здоровья у детей и подростков / Н. П. Сетко, Г. В. Садчикова // Оренбургский медицинский вестник. - Том IV, № 2 (14).

27. Скоблина, Н. А. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н. А. Скоблина, В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 8 (245). - С. 9-12.

28. Солдатова, Г. Актуальные онлайн-угрозы психическому здоровью детей и подростков: Опасное общение и интернет-зависимость/Г. В. Солдатова, М. А. Журина // Психическое здоровье человека XXI века : Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - ИД «Городец», 2016. - 416 с.

29. Состояние здоровья населения Оренбургской области : Информационно-статистический материал // Оренбургстат. - Оренбург, 2016. - 97 с.

30. Сухотина, Н. К. Психическое здоровье детей, проживающих в регионах с различным уровнем антро-

погенного загрязнения/Н. К. Сухотина// Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. - Т. 11, № 2. - С. 19-23.

31. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

32. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

33. Холмогорова, А. Б. Психическое здоровье детей и молодежи в эпоху информационной революции / А. Б. Холмогорова // Психическое здоровье человека XXI века : Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - ИД «Городец», 2016. - 416 с.

34. Храмцов, П. И. Функциональный анализ состояния мышечно-связочного аппарата у детей с использованием компьютерных технологий / П. И. Храмцов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2В. - 16. - 1. - 40-4$.

35. Чубаровский, В. В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков / В. В. Чубаровский // Гигиена и санитария. - 2009. - № 2. -С. 63-66.

36. Чубаровский, В. В. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (комментарии к Приказу МЗ Российской Федерации от 6 октября 2014 г. № 581н) / В. В. Чубаровский, И. К. Рапопорт // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 2. - С. 51-53.

37. Шалыгина, О. В. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для здоровья детей, подростков и молодежи / О. В. Шалыгина, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4. - С. 36-68.

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК. 617-7

А. С. ЖИРНОВА, П. П. КУРЛАЕВ, Н. Н. ШЕВЛЮК

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ НЕПАЛЬПИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России A. S. ZHIRNOVA, P. P. KURLAEV, N. N. SHEVLUK

DEVICE FOR CONTAINMENT NON-PALPABLE MAMMARY GLAND

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

Предложенное устройство для локализации не-пальпируемых образований молочных желез и методика его использования в сравнении с известными технологиями позволяет определить точное месторасположение опухоли молочной железы и удалить ее через минимальный доступ, не прибегая к

общему обезболиванию и повторным оперативным вмешательствам, уменьшая длительность оперативного вмешательства, что ведет к сокращению осложнений, связанных с травматизацией окружающих опухоль тканей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОЛОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА, ТОПИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОПУХОЛИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.