Научная статья на тему 'Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе'

Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЗОР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY AND HYGIENE / ДЕТИ / CHILDREN / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Л. М., Храмцов П. И.

Представлены данные о влиянии использования информационно-коммуникационных технологий на организм детей, в том числе в условиях образовательного процесса. Выявлены особенности состояния когнитивных функций у детей при восприятии информации с экранов компьютеров и ридеров, а также с листа бумаги. Установлены потенциальные риски для развития и здоровья детей, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предложена система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в современном гиперинформационном обществе. Определены основные задачи ее реализации для достижения цели Правительственной Концепции информационной безопасности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Л. М., Храмцов П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND PREVENTIVE BASICS OF THE SAFE LIFE OF CHILDREN IN THE HYPER-INFORMATION SOCIETY

The article presents research data on the impact of the use of information-communication technologies on the organism of children, including in conditions of the educational process. There were revealed peculiarities of cognitive functions in children, the perception of information from the computer screens and e-readers, and paper. There were established potential risks for the development and health of children due to the use of informational and communication technologies. There was proposed the system of hygiene of the health and safety of children in modern hyper-informational society. The main task of its implementation is to achieve the objectives of the Government of the Concept of information security of children.

Текст научной работы на тему «Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе»

161.

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 613.95/96:681.31

Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И.

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ жИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГИПЕРИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Представлены данные о влиянии использования информационно-коммуникационных технологий на организм детей, в том числе в условиях образовательного процесса. Выявлены особенности состояния когнитивных функций у детей при восприятии информации с экранов компьютеров и ридеров, а также с листа бумаги. Установлены потенциальные риски для развития и здоровья детей, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предложена система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в современном гиперинформационном обществе. Определены основные задачи ее реализации для достижения цели Правительственной Концепции информационной безопасности детей.

Ключевые слова: обзор; информационные технологии; гигиеническая безопасность; дети; психическое здоровье; психологическое благополучие.

Для цитирования: Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (3): 161-165. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20 (3)-161-165

Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Khramtsov P.I.

MEDICAL AND PREVENTIVE BASICS OF THE SAFE LIFE OF CHILDREN IN THE HYPER-INFORMATION SOCIETY

National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

The article presents research data on the impact of the use of information-communication technologies on the organism of children, including in conditions of the educational process. There were revealed peculiarities of cognitive functions in children, the perception of information from the computer screens and e-readers, and paper. There were established potential risks for the development and health of children due to the use of informational and communication technologies. There was proposed the system of hygiene of the health and safety of children in modern hyper-informational society. The main task of its implementation is to achieve the objectives of the Government of the Concept of information security of children.

Keywords : information technology; safety and hygiene; children; mental health; psychological well-being.

For citation: Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Khramtsov P.I. Medical and preventive basics of the safe life of children in the hyper-information society. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(3): 161-165. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-3-161-165

For correspondence: Kuchma Vladislav R., MD, corresponding member of Russian Academy of Sciences, Deputy Director on science of the National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; Director of Institute of hygiene and health of children and adolescents, Russian Federation, E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 10.04.2017 Accepted 20.04.2017

Обеспечение гигиенической безопасности жизнедеятельности детей и подростков в процессе активного внедрения в различные сферы деятельности и досуга информационных технологий является необходимым условием их гармоничного роста, развития и формирования здоровья [1].

Современные информационные технологии обучения обеспечивают стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистан-ционность, мобильность, интерактивность, возмож-

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, зам. директора по научной работе ННПЦЗД Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, е-таП: [email protected]

ность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, моделирования и анимирования различных процессов и явлений [2-4]. Формируется новая цифровая среда обитания детей, характеризующаяся целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье детей.

Цифровая среда существенно повышает риски ухудшения здоровья обучающихся при широкомасштабной компьютеризации образовательных организаций, характерной для процесса перехода Российской Федерации к постиндустриальному гиперинформационному обществу.

Обязательное освоение информационных технологий предусмотрено уже с первых лет обучения. К факторам риска электронного обучения относит-

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(3) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-3-161-165

социальная педиатрия

ся интенсификация интеллектуальной деятельности учащихся, увеличение зрительной и статической нагрузок, психологический дискомфорт. Использование компьютера в жизни ребенка приводит к формированию малоподвижного, в основном, сидячего образа жизни. В сочетании с нерациональным питанием это способствует дисгармоничному развитию за счет избытка массы тела. В настоящее время количество таких детей в России составляет до 20%.

Интегрирование в учебный процесс различных интернет-ресурсов привело к необходимости использования в школьных помещениях системы Wi-Fi, которая дополнительно добавила СВЧ-излучение к электромагнитным полям, характерным для компьютеров. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона являются новым, постоянно действующим физическим фактором внутришкольной среды. Вместе с тем, при его гигиенической оценке используются нормативы, установленные для взрослых без учета морфофункциональных особенностей растущего организма.

Информации, предъявляемая на экране, создает трудности ее зрительного восприятия и понимания. В 2,5 раза повышается амплитуда и частота движений глаз. Высокая яркость изображения вызывает повышенную активацию зрительных центров, что способствует изменению мозговых стратегий обработки воспринимаемой информации, повторение которых в процессе развития мозга может приводить к нарушению созревания структур головного мозга [5-9].

При чтении текста с экрана компьютера по сравнению с бумажным носителем возрастает количество движений глаз, существенно возрастает электроэнцефалографическая активность головного мозга, объективно свидетельствующая о более выраженном утомлении ЦНС и эмоциональном напряжении обучающихся; повышается и активность симпатической нервной системы в регуляции сердечного ритма [10, 11].

Восприятие учебной информации, особенно вербальной, с экрана компьютера ограничивает способности школьников к мыслительной деятельности, к пониманию сложных логических конструктов, закономерностей и смыслов [12, 13].

Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию. В настоящее время в России более 10 млн детей в возрасте до 14 лет активно пользуются Интернетом, что составляет более 18% интернет-аудитории нашей страны. Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно: более 90% детей имеют собственные мобильные телефоны.

Многоцентровые исследования поведения детей в сфере здоровья свидетельствуют о тревожных трендах распространенности факторов, влияющих на их психическое благополучие [14-16]. Россия занимает одну из лидирующих позиций по росту криминальных, аддиктивных и аутоагрессивных форм пове-

денческих девиаций, а также одно из ведущих мест в Европе и мире по числу детских и подростковых суицидов.

В настоящее время условия использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения регламентируются нормативно-методическими документами, разработанными при участии сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России: СанПиН 2.4.1.124903 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; СанПиН 2.4.24.1176-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; методические рекомендации «Гигиеническая оценка ридеров и их использование в образовательных организациях» (утверждены Президиумом РОШУМЗ 15.01.2016 г., протокол № 21) и др. Нормативно-методические документы в основном регламентируют требования к предъявляемой детям информации и продолжительность непрерывной работы с электронными средствами обучения.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе сдерживается отсутствием критериев оценки информационных потоков, которые ребенок воспринимает и обрабатывает в процессе своей жизнедеятельности. Имеются лишь отдельные исследования в сфере гигиенической оценки интенсификации учебной деятельности, трудности учебных текстов, информатизации обучения и воспитания [2, 12, 17-19].

Одной из первоочередных задач является формирование у детей цифровой компетентности, позволяющей им безопасно ориентироваться в современной информационной среде. С этой целью необходимо обеспечить взаимодействие различных ведомств в части создания условий информационной безопасности детей, обратив особое внимание на их защиту от информации, способной причинить вред здоровью и развитию [15, 20]. При этом необходимо иметь в виду, что потенциальную опасность для здоровья детей несет не только содержание информации, но и организация работы с ней, используемые информационные технологии.

Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей, а также ожидаемые результаты в 2020 г. содержатся в Концепции информационной безопасности детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации рисков, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.

social pediatrics

Цель концепции - создание условий информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию, оптимальное личностное, познавательное и физическое развитие, сохранение психического и психологического здоровья и благополучия.

Задачи концепции:

• формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

• формирование у детей адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке в гиперинформационном обществе;

• воспитание у детей ответственности за свою жизнь и здоровье;

• формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;

• минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей;

• рекомендации семье, медиарынку (производителям и распространителям контента), психолого-педагогическим экспертным сообществам.

Концепция указывает на необходимость построения эффективной системы регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасной для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения. При оценке содержания информационной продукции необходим учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов.

Оценка вредного воздействия информационной продукции должна осуществляться с использованием возрастно-психологического подхода.

Концепция указывает на необходимость разработки, установление и соблюдение правил гигиены и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим для реализации Правительственной Концепции особо актуальной становится разработка системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе, которая должна включать:

1. Обоснование критериев оценки степени информатизации условий и характера жизнедеятельности детей и подростков различных возрастно-половых групп и методики оценки реальной информационной нагрузки детей и подростков как на индивидуальном, так и групповом, популяционном уровнях;

2. Гигиеническую оценку информационной нагрузки детей и подростков, ее классификацию на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;

3. Гигиеническую оценку основных современных образовательных технологий, в том числе массовых открытых онлайн-ресурсов (massive open online course - MOOC), технологий больших данных, адаптивного обучения, технологии геймификации, смешанного (гибридного) обучения (blended learning);

4. Гигиеническую оценку современных информационно-коммуникационных технологий, предлагаемых детям, и средств их обеспечения, предлагаемых медиарынком;

5. Гигиеническую и офтальмоэргономическую оценку зрительной работы на гаджетах (размер экрана, объекты различения, характеристики фона, контраст фона и объекта, движущиеся объекты и др.);

6. Гигиеническую оценку условий использования современных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения в условиях образовательных организаций (микроклимат; освещение, в том числе цветопередача и цветовосприятие; электромагнитные поля от всех источников излучения, в том числе малой интенсивности);

7. Обоснование критериев оценки функционального состояния организма ребенка в процессе использования информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения (нейрофизиологические, когнитивные показатели, показатели состояния ССС, ОДА, органа зрения, обменных процессов и др.);

8. Физиолого-гигиеническую оценку влияния на детей и подростков использования современных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения в условиях естественного гигиенического эксперимента с участием добровольцев;

9. Мониторинг когнитивных функций у обучающихся в процессе использования информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения;

10. Медико-психолого-педагогическую оценку особенностей восприятия информации («клиповое», «глиссирование» и др.) и развития утомления при этом у обучающихся;

11. Оценку психоневрологического статуса детей и подростков в условиях различных информационных нагрузок;

12. Нейровизуализацию формирования информационной и игровой интернет-зависимости детей и подростков;

13. Математический анализ и моделирование управления рисками здоровью и психологическому благополучию детей и подростков в гиперинформационном обществе;

14. Обоснование системы гигиенической безопасности детей и подростков в гиперинформационном обществе и ее пилотная апробация;

15. Обоснование и подготовку нормативно-правовых документов, в том числе гигиенических регламентов, обеспечивающих безопасность детей и подростков в гиперинформационном обществе на различных уровнях (индивидуальный, семейный, групповой, региональный и общенациональный);

16. Разработку и внедрение специальных игровых образовательных и просветительских программ (гей-мификация), содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью «Интернет»;

17. Разработку, пилотное внедрение программ широкомасштабных государственных и общественных эмпирических исследований с целью оценки эффективности политики по обеспечению гигиенической безопасности и защите детей от негативной информации в гиперинформационном обществе.

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(3) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-3-161-165

социальная педиатрия

Система гигиенической безопасности детей в гиперинформационном обществе позволит:

- описать механизмы развития заболеваний и состояний, ассоциированных с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе интернет-зависимостей у детей;

- обосновать критерии и алгоритм (технологии мониторинга) оценки информационной нагрузки детей и подростков на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;

- разработать базу данных здоровьесбера-гающих образовательных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения (технических средств обучения и гаджетов);

- разработать математическую модель управления рисками здоровью и психологическому благополучию детей и подростков в гиперинформационном обществе.

Система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве включает:

• критерии гигиенической безопасности для детей информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения, в том числе в редакции, предназначенной для детей и подростков;

• современные санитарные правила и нормы обеспечения в образовательных организациях гигиенической безопасности для детей информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания в гиперинформационном обществе;

• федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий обучения и информатизации жизнедеятельности детей и подростков;

• федеральные рекомендации по сохранению психического и психологического здоровья и благополучия обучающихся различных возрастно-половых групп;

• рекомендации семье в сфере обеспечения медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве, включая регулирование потребления информационной продукции;

• рекомендации производителям и распространителям контента в сфере обеспечения медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве, включая возрастную маркировку информационной продукции;

• игровые образовательные и просветительные программы о правилах безопасного пользования детьми сетью «Интернет», формирования у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

• систему мониторинга эффективности политики по обеспечению гигиенической безопасности и защите детей от негативной информации в гиперинформационном обществе.

Реализация системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей позволит достичь ожидаемых результатов Правительственной концепции ин-

формационной безопасности детей в части обеспечения оптимального личностного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, создания новой медиасре-ды, соответствующей следующим характеристикам: наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;

- популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения с использованием информационных технологий и медиасредств;

- формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;

- снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей.

К разработке системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе должны быть привлечены гигиенисты, педиатры, специалисты по информационным системам и обработке информации, возрастные физиологи, нейрофизиологи, психиатры (детские), психологи.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2011; 11 (2): 7-11.

2. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания. Гиг. и сан. 2015; (7): 16-20.

3. Яковлева Т.В., Баранов А.А., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Организационные принципы и технологии профилактики XXI века. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2014; 22 (6): 3-9.

4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Рос. педиатр. журн. 2013; (5): 4-14.

5. Шакина Л.Д., Смирнов И.Е. Нарушения церебрального ангиоба-рьеронейрогенеза у детей с последствиями гипоксической перинатальной энцефалопатии. Молекул мед. 2011; (6): 3-14.

6. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of parent-child interaction on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. J. Neurosci. 2015; 35 (5): 2233-45.

7. Sripada K., Lohaugen G.C., Eikenes L., Bjorlykke K.M., Haberg A.K., Skranes J. et al. Visual-motor deficits relate to altered gray and white matter in young adults born preterm with very low birth weight. Neuroimage. 2015; 109 (4): 493-504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. Cereb. Cortex. 2015; 25 (5): 1188-97.

9. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. Impact of videogame play on the brain's microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Mol. Psychiatry. 2016; 21 (12): 1781-9.

10. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Вятлева О.А., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера). Гиг. и сан. 2013; (1): 22-6.

11. Кожевникова О.В., Смирнов И.Е. Факторы риска сердечнососудистой патологии у детей: свойства сосудов и атеросклероз. Рос. педиатр. журн. 2015; 18 (4): 36-42.

12. Смирнов В.И., Намазова-Баранова Л.С., Смирнов И.Е. Использование дистанционного обучения в контексте профессиональ-

.165.

social pediatrics

ного образования: на примере педиатрии. Рос. педиатр. журн. 2014; 17 (4): 48-56.

13. Кузнецов С.Л., Смирнов И.Е., Чиликин А.Г., Мазуров В.И., Портнов В.Н. Телемедицинский комплекс «Диаморф-Cito» в консультативно-диагностической сети федеральной программы «Дети Севера». Клин. лаб. диагн. 2000; (3): 43-6.

14. Чубаровский В.В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков. Гиг. и сан. 2009; (2): 63-6.

15. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. М.: НЦЗД; 2014.

16. Asano M., Taki Y., Hashizume H., Takeuchi H., Thyreau B., Sassa Y. et al. Correlations between brain structures and study time at home in healthy children: a longitudinal analysis. Brain. Behav. 2014; 4 (6): 801-11.

17. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4-11.

18. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка учебных текстов: методические подходы и оценка трудности для детей общеобразовательных учебников. вестн. РАМн. 2015; (2): 214-21.

19. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П. и др. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников. Рос. педиатр. журн. 2015; (4): 51-5.

20. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Рос. педиатр. журн. 2015; 18 (3): 28-31.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Albitskiy V.Yu. Preventive pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2011; 11 (2): 7-11. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Tkachuk E.A. Hygienic assessment of Informatization of education. Gig. i san. 2015; (7): 16-20. (in Russian)

3. Yakovleva T.V., Baranov A.A., Ivanova A.A., Al'bitskiy V.Yu. Organizational principles and prophylaxis technologies of XXI century. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2014; 22 (6): 3-9. (in Russian)

4. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Il'in A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scientific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (5): 4-14. (in Russian)

5. Shakina L.D., Smirnov I.E. Violations of cerebral аngiobarrieroneurogenesis of children with consequences of perinatal hypoxic encephalopathy. Molekul. med. 2011; (6): 3-14. (in Russian)

6. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of parent-child interaction on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. J. Neurosci. 2015; 35 (5): 2233-45.

7. Sripada K., Lohaugen G.C., Eikenes L., Bjorlykke K.M., Haberg A.K., Skranes J. et al. Visual-motor deficits relate to altered gray and white matter in young adults born preterm with very low birth weight. neuroimage. 2015; 109 (4): 493-504.

8. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. cereb. cortex. 2015; 25 (5): 1188-97.

9. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. Impact of videogame play on the brain's microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Mol. Psychiatry. 2016; 21 (12): 1781-9.

10. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Vyatleva o.A., Kurganskiy A.M. Physiological and hygienic assessment of perception of information from electronic device for reading (reader). Gig. i san. 2013; (1): 22-6. (in Russian)

11. Kozhevnikova O.V., Smirnov I.E. Risk factors for cardiovascular pathology in children: the properties of blood vessels and atherosclerosis. Ros. pediatr. zhurn. 2015; 18 (4): 36-42. (in Russian)

12. Smirnov V.I., Namazova-Baranova L.S., Smirnov I.E. The use of distance teaching in the context of vocational education: on the example of pediatrics. Ros. pediatr. zhurn. 2014; 17 (4): 48-56. (in Russian)

13. Kuznetsov S.L., Smirnov I.E., Chilikin A.G., Mazurov V.I., Portnov V.N. Telemedicine complex "Dyamorph-Cito" in the Advisory-diagnostic network of the Federal program "Children of the North". Klin. lab. diagn. 2000; (3): 43-6.

14. Chubarovskiy V.V. Primary prevention of risky behaviours of adolescents. Gig. i san. 2009; (2): 63-6. (in Russian)

15. Kuchma V.R., Sokolova S.B. children's behavior Is Dangerous to Health: Modern Trends and Healthy Lifestyles. [Povedenie detey opasnoe dlya zdorov'ya: sovremennye trendy i formiro-vanie zdorovogo obraza zhizni]. Moscow: NTsZD; 2014. (in Russian)

16. Asano M., Taki Y., Hashizume H., Takeuchi H., Thyreau B., Sassa Y. et al. Correlations between brain structures and study time at home in healthy children: a longitudinal analysis. brain behav. 2014; 4 (6): 801-11.

17. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Efimova N.V. Hygienic assessment of intensification of educational activity in modern conditions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2015; (1): 4-11. (in Russian)

18. Kuchma V.R., Tkachuk E.A. Hygienic evaluation of educational texts: methodological approaches and assessment difficulties for children of secondary textbooks. Vestn. RAMN. 2015; (2): 214-21. (in Russian)

19. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Polenova M.A., Sazanyuk Z.I., Alek-sandrova I.E., Lashneva I.P. et al. Hygienic substantiation of the safe use of electronic tablets in the classroom preschoolers. Ros. pediatr. zhurn. 2015; (4): 51-5. (in Russian)

20. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Ros. pediatr. zhurn. 2015; 18 (3): 28-31. (in Russian)

Поступила 10.04.2017 Принята в печать 20.04.2017

Сведения об авторах:

Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам.

директора по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НППЦЗД Минздрава России, е-mail: sukhareva@

nczd.ru; Храмцов Петр Иванович, доктор мед. наук, проф., зав. лаб.

ННПЦЗД Минздрава России, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.