Научная статья на тему 'Психическая модуляция как субъектное явление'

Психическая модуляция как субъектное явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1071
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / МОДУЛЯЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / СУБСТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фисин Ю. М.

В педагогике и психологии существует множество теорий познавательных процессов: ассоциативная, физиологическая, биохимическая, гештальт-теория и др. В данной работе излагается еще одна – психоэнергетическая, построенная на обнаруженном новом явлении – психической модуляции, т.е. способности информации интегрироваться с энергией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психическая модуляция как субъектное явление»

УДК 15

ПСИХИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ КАК СУБЪЕКТНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ю.М. Фисин

В педагогике и психологии существует множество теорий познавательных процессов: ассоциативная, физиологическая, биохимическая, гештальт-теория и др. В данной работе излагается еще одна - психоэнергетическая, построенная на обнаруженном новом явлении - психической модуляции, т.е. способности информации интегрироваться с энергией.

Ключевые слова: информация, психическая энергия, модуляция, познавательные процессы, интеграция, субстанция.

Имеется одно из предположений, что окружающий нас мир состоит из четырех субстанций: материи, энергии, пространства и времени. При таком раскладе остается в стороне незамеченной факторизация образующих Вселенной - разведение их по одним группам и сведение в другие. Данную пятую категорию логичнее всего назвать информацией. По большому счету она пока что гипотетическая субстанция. Хотя ясно, что в нее входят свойства всех четырех категорий, продукты взаимодействия их между собой, критерии отличия друг от друга и др. Кроме того, категория «информация» включает в себя плоды творческой деятельности человека, поскольку психика (в частности, мышление) способна генерировать новую информацию, которой нет аналогов в объективной реальности. Значит, из факта наличия психики в Природе вытекает и наличие информации в ней (в Природе).

Информация, хотя и самостоятельная категория вместе с тем она инертна, неподвижна в пространстве. Тогда что же ее перемещает в нем, например, заносит к нам в психику? Материю в пространстве, как известно, перемещает энергия, поэтому логично предположить, что она же - энергия является разносчиком, движителем информации. А за счет каких механизмов? В физике, например, в радиотехнике, существует такое явление - модуляция. Это наложение низкой частоты (информации) на высокую частоту (энергию). Или более точное определение модуляции - изменение высокой частоты под воздействием низкой. Благодаря мощной проходимости высокая частота перемещает низкую, например, нашу речь на большие расстояния.

Помимо физической модуляции существует еще психофизическая. Например, наша обычная разговорная речь при общении «лицом к лицу». В этом случае модуляция образуется за счет изменения потока выдыхаемого воздуха голосовыми связками, губами, языком. К модуляции можно отнести также процесс отражения световых лучей от текста книги, которую мы читаем.

Но есть и чисто психическая модуляция. Многие учителя знают, чтобы их подопечные лучше запомнили новый материал, надо вначале пробудить у них какие-либо сильные чувства, эмоции, потребности, влечения - одним словом психическую энергию, а потом сообщить им новую информацию. В этом случае в психике учеников или студентов произойдет смешивание информации с энергией и все это отложится в памяти, оставит свой отпечаток, как, например, если человек непосредственно перед сном почерпнет какую-либо новую информацию, то в момент засыпания, т.е. в момент отключения сознания его инерционная энергия подхватит эту информацию и занесет ее в бессознательные познавательные процессы.

В целом модуляцию можно определить как процесс наложения информации на энергетические потоки, заряды, импульсы. Из сказанного можно сделать вывод - информация без помощи энергии внешней или внутренней не может оставить никаких следов, отпечатков в психике. Например, информация рекламы отражается в нашей, чаще всего бессознательной психике за счет мощных внешних энергоносителей. А личностно значимая информация даже при очень слабой внешней энергии может пробудить мощную внутреннюю энергию и с помощью ее глубоко отложиться в памяти. Из приведенных примеров можно заметить, что информация - это видоизмененная энергия.

Но материя - это тоже видоизмененная энергия. Ведь она заключена в каждом атоме, в электронах и особенно мощная - в ядре. Тем не менее, материя - самостоятельная субстанция. В связи с обнаружением явления модуляции все виды энергии, воздействующие на психику, можно поделить на простые и модулированные. Простые - это, например, световая, тепловая, пищевая,

звуковая (однообразная) энергии, энергия немотивированной агрессии, энергия беспричинного страха и др. Модуляция может быть контролируемой и бессознательной.

Где и как зарождается модуляция? Наложение информации на энергию происходит на всех уровнях психики, но наиболее интенсивно в актуальной зоне (АЗ), т.е. в зоне принятия решений. Сам процесс наложения осуществляется при одновременном поступлении в психику обеих субстанций или же с небольшими опозданиями-опережениями. Психическая энергия обладает свойствами сцепляемости и притягательности. Если энергия поступает в психику параллельно с другой энергией, в том числе модулированной, то она с ней скрепляется. Затем при пробуждении одной энергии актуализируется и другая. Свойство сцепляемости, как нетрудно заметить, лежит в основе образования условного рефлекса и ассоциаций. А притягивает энергия, главным образом, ту информацию, которая может помочь ей либо разрядиться, либо аккумулироваться. Обычно студенты охотнее впитывают те знания, которые могут помочь им удовлетворить их наиболее сильные потребности, другими словами разрядиться или же зарядиться энергией.

Если информация способна сливаться воедино с энергией, то она, естественно, должна и вести себя по-энергетически, т.е. изменяться по тем же законам и свойствам, что и энергия. А познавательные процессы тогда уже становятся схожими с энергетическими. Хотя, конечно, полностью к ним не сводятся.

Законы и свойства психической энергии, по мнению ученых-психоаналитиков: З.Фрейда, К.Юнга, Э.Берна [1; 3; 4] и др. во многом похожи на свойства физической и биологической энергий. Часть из них нам известна со школьных лет. Например, закон сохранения энергии и такие ее свойства, как: накопляемость, высвобождаемость, распределяемость, истощаемость, сублимированность.

Ряд свойств были обнаружены нами и другими исследователями, это: рациональность, интегрируемость, следообразованияз следосохранения, инертность, кумулятивность, иррадиируемость, притягательность, сцепляемость, пробуждаемость, подавляемость и др. Попытаемся проинтерпретировать известные в педагогике и психологии познавательные процессы с позиции энерго-информационного подхода.

1. Ощущение - это процесс образования следов в психике от воздействия на нее различных энергий, в основном, простых как внешних - физических, химических и др., так и внутренних, исходящих, например, от врожденных влечений и потребностей. В образовании таких свойств ощущения как синестезия и сенсибилизация принимают участие помимо следообразования еще интегрируемость и кумулятивность.

2. Восприятие - это формирование образов и представлений о предметах, базирующееся на интеграции новых следов со старыми.

3. Воображение - процесс воссоздания образов предметов или порождения принципиально новых, необычных под воздействием иррадиации и интеграции следов от простых и сложных модулированных энергий.

4. Память - в этом процессе первоначальную роль играют свойства следообразования и следосохранения.

Любая энергия, в том числе психическая модулированная, способна некоторое время удерживаться в психике. Но долго ни один заряд энергии нигде храниться не может. Рано или поздно он начинает угасать. Энергия, уходя из психики (памяти), забирает с собой и информацию, которая наложена на ней (а, согласно закону сохранения энергии, она не исчезает совсем, полностью, а сублимируется в глубинные психические отложения). Этот процесс принято называть забыванием. Процесс угасания энергии, а, следовательно, потери информации, можно замедлить или вовсе остановить путем пополнения запаса той же модулированной энергии. Это пополнение можно осуществить за счет кумулятивного свойства психической энергии.

Кумулятивный заряд энергии образуется в результате многократного повторения актов высвобождение-восполнение. Длительные повторы ведут в конечном итоге к глобальному накоплению энергии, например, в памяти, в сенсорной системе, в мышцах, в механизмах регуляции деятельности и др. Неслучайно говорят: «Повторение - мать учения!». Свойство кумуляции лежит в основе тренировки мышц, упражнении сенсорной системы, формировании привычек, автоматизмов, навыков.

Кроме кумулятивного, т.е. механического запоминания, существует еще ассоциативно-логическое. Оно базируется в основном на свойстве сцепляемости энергий, в т.ч. модулированных. В реальной жизни и учебе на человека одновременно воздействуют многие энергии, следы которых сцепляются друг с другом, образуя в психике очень сложные логически выстроенные цепи-отпечатки. Если в этой цепи вдруг не будет хватать одного какого-то звена (его энергия быстрее других истощилась), то к нему возникнет ассоциативная тяга со стороны других звеньев. И когда это звено займет свое прежнее место, то оно прочно осядет в памяти.

Энергия играет важную роль и в процессах воспроизведения информации. Она либо пробуждает ее, либо, напротив, может подавить. Яркий пример - во время сильного стресса, например, страха, испуга мощная энергия инстинкта самосохранения способна пробудить и извлечь из глубин памяти самую невероятную информацию. Иногда в таких случаях люди говорят: «Вся прошлая жизнь промелькнула перед глазами...». Энергетические всплески вызывают также инсайтные познавательные процессы - внезапные озарения, обобщения и т.д. Они даже могут стать «виновниками» крупных научных открытий. Хотя иногда мощный энергетический заряд, возникающий вовремя сильного волнения способен заблокировать выход информации и ввести человека в ступор, например, студента на экзаменах.

5. Мышление - это процесс открытия существенно нового, процесс генерации новой информации. В образовании мыслительных процессов на начальной стадии большую роль играют возвратные нервные, т.е.

электрические, энергетические импульсы. Оказывается импульсы, которые поступают в мышцы из головного мозга, вновь возвращаются обратно в мозг. Конечно, не в прежнем качестве. Это явление было обнаружено В.М.Сеченовым [2].

Какова природа обратных импульсов? Пока трудно ответить на этот вопрос. По-видимому, с одной стороны они имеют кинестетическое происхождение, поскольку в мышцах, как известно, находятся рецепторы кинестетических ощущений. С другой стороны, не обходится дело без участия электростатического источника. Ведь любое органическое тело, в том числе и мышцы при деформации способны вырабатывать статическое электричество.

Оба вида импульсов, поступая в мозг, оставляют в нем следы. Причем следы процессуальные, являющиеся зеркальным отражением мышечной деятельности. Это явление называется интероиоризацией. Самые сложные следы в головном мозге оставляют мышцы работающей руки, поскольку рука выполняет самые сложные действия, движения и операции зачастую носящие поисково-исследовательский характер. Рука под действием ориентировочных инстинктов способна изготовлять новые изделия, предметы, возводить необычные постройки, сооружения и т.д. Энергетические следы, ориентированные на создание нового, и представляют собой зачаток мышления.

Второй этап развития мышления связан уже с тренировкой, упражнением первичного, зачаточного мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что познавательные процессы приводит в движение энергия. Она заносит информацию в психику, удерживает в ней некоторое время, уносит из нее, приумножает, сцепляет с другой информацией, извлекает из глубин психики, блокирует, генерирует новую информацию и т.д. и т.п. Обнаруженное новое явление модуляции и построенная на нем новая теория могут пополнить копилку существующих ныне многочисленных теорий познавательных процессов.

Источники:

1. Берн Э. Познай себя. Екатеринбург. Изд-во Литур, 2004. 368 с.

2. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1994. 620 с.

3. Фрейд З. «Я» и «Она» / Труды разных лет. Тбилиси, 1991. 450 с.

4. Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуализация / Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996. С. 310-332 с.

References:

1. Bern E\ Poznay sebya. Ekaterinburg. Izd-vo Litur, 2004. 368 s.

2. Sechenov I.M. Izbranny'e filosofskie i psihologicheskie proizvedeniya. M., Gospolitizdat, 1994. 620 s.

3. Freyd Z. «YA» i «Ona» / Trudy' razny'h let. Tbilisi, 1991. 450 s.

4. YUng K.G. Soznanie, bessoznatel'noe i individualizaciya / Struktura psihiki i process individualizacii. M., 1996. S. 310-332 s.

Зарегистрирована: 29.05.2913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.