УДК [14+2] : 165.613
А. Н. Волкова
Естественно-научные механизмы мистического опыта
В статье рассмотрено возможное естественно-научное объяснение мистического опыта. На основе теории биологических информационных систем и анализа некоторых данных нейрофизиологии и психологии мистический опыт определяется как выражение нарушения гармонии индивида и среды его существования, что позволяет понять глубинные механизмы взаимодействия человеческого существования и бытия в целом.
The article offers a possible explanation of mystic experience from the perspective of natural sciences. Relying on the biological information systems theory and some neurophisyological and psychological data, the author defines the said experience as the explication of some disharmony between an individual and the environment, arguing that the definition might be of help in a better understanding of some inner mechanisms of individual being and being as such.
Ключевые слова: мистический опыт, мистические феномены, естественно-научные механизмы, психология творческих процессов, процессы адаптации, психологические ресурсы.
Key words: mystic experience, mystic phenomenae, natural scientific mechanisms, creative processes psychology, adaptation processes, psychologic(al) resources.
Феноменология мистики - малоизученная современной наукой и философией область, однако описания духовных, религиозных, экстрасенсорных и мистических феноменов в изобилии встречаются во многих религиозных текстах, разнообразной эзотерической и научноисследовательской литературе. Возникает вопрос: имеем ли мы дело со сходными феноменами? Кажется очевидным, что опыты религиозных отшельников, йогов, оккультистов, мистиков разных направлений близки по характеру возникновения, протекания, нередко и по содержанию. Мы предполагаем, что мистериальный опыт, в сущности, един, различия разных видов опыта отмечаются, скорее, в его содержании, способах его упорядочения и, безусловно, толкования. Мы полагаем, что эти различия не являются принципиальными для суждений о сущности и механизмах мистики, отражая возможные позиции, точки зрения и взгляды на действительно сложный и многоликий феномен1.
В данной работе мы ставим цель дать некоторые естественно-
© Волкова А. Н., 2012
1 Обоснование этого тезиса см. в [3].
научные интерпретации ряда феноменов мистики. Полагая, что в науке уже есть исследования, которые могли бы пролить свет на деятельность мистического (духовного, религиозного и т. п.) сознания, мы намереваемся научно интерпретировать содержание духовного, мистериального, религиозного опыта. Для начала дадим некоторые определения.
Мистика - это опыт познания сокровенной (скрытой) действительности, не отображаемой органами чувств, но присутствующей в сознании.
Мистический опыт - это совокупность переживаний и проявлений в памяти результатов деятельности мистического сознания. Как бы ни был мистический опыт далек от нашего понимания, он существует в сознании субъекта. Он может быть как осознанным, так и неосознанным, проявляясь спонтанно во сне, в трансовом состоянии, при помрачении сознания, в экстремальных условиях.
Мистические феномены - проявление в сознании отдельных форм и процессов деятельности мистического сознания: ясновидение, яснослы-шание, духовидение, телепатия, сверхчувственное восприятие, духовные воздействия (в том числе на расстоянии) и т. д.
Мистика в трудах ее адептов - это не просто учение о тайном и сокрытом в бытии. Мистицизм претендует на исследование и овладение непроявленными силами, которые правят миром на всех уровнях мироздания. Понятие «сила» в мистике используется в двух значениях: «фактор» и «энергия». В мистике существует убеждение, что непроявленный мир может быть изучен нашим сознанием, так как оставляет в нем материальный след в виде памяти. Прямое познание невидимого фактора при помощи органов чувств затруднено, но его можно выявить опосредованно, через изучение изменений, которые он порождает при воздействии на тело и сознание человека.
Однако в мистицизме нет ясного и однозначного понимания, что представляют собой изучаемые силы, какова их природа и каков механизм связи человека с этими силами. В нашей работе мы руководствуемся рядом предположений о характере этих сил.
1. Часть феноменов мистики связана с реагированием на явления, не входящие в диапазон восприятия органов чувств: ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, ультра- и инфразвук, колебания магнитосферы, изменения электрического потенциала атмосферы, гравитационные толчки и т. п. Восприятие этих явлений возможно благодаря способности к универсальной раздражимости биологических объектов на всех уровнях организации: ткани, клетки, органеллы и т. д. [3, с. 128-130].
2. Другая часть феноменов мистики выявляется при помощи внутренних механизмов спонтанной активности нервной системы, которая может работать в автономном режиме, например, во сне, в трансовых состояниях, при медитации и т. п. К этой категории мистического опыта
относятся озарения, «подсказки», инсайты, медитативные эффекты и потоки сознания, активация глубинной памяти, творческие синтезы и т. п.
Мы убеждены, что значительная часть мистических феноменов выявляется при особых (пограничных, редких, травматичных, чрезмерных и т. п.) внешних и внутренних обстоятельствах, отражает экстраординарность существования и выявляет присущие нашему виду способы совладания с ними1. В обоснование этих предположений приведем обзор ряда фундаментальных исследований из области физиологии высшей нервной деятельности, психофизиологии, психологии, в которых изучаются близкие мистическим феноменам явления. И хотя мы не считаем пока возможным найти исчерпывающие естественно-научные объяснения всем явлениям мистического опыта, однако некоторые наиболее типичные феномены, на наш взгляд, поддаются объяснению при помощи ряда научных моделей и концепций. Здесь остановимся на естественнонаучной интерпретации некоторых явлений, широко известных в эзотерике, оккультизме, теософии. Мы останавливаемся на них в силу их универсальности для мистического опыта разных школ, большого сходства в описании, в физиологических и психологических характеристиках.
В частности, это касается известного в разных школах мистики феномена «эфирного тела». Эфирное тело выглядит как субстанция, напоминающая воду, пронизывающая организм и ближайшее пространство вокруг него. Оно создает ощущение плотной ауры и достаточно хорошо воспринимается экстрасенсами. Эфирное тело они воспринимают благодаря тепловым ощущениям, возникающим при тестировании. Для экстрасенсов увеличение эфирного тока вокруг органов является сигналом повышенной их активности, что они чаще всего связывают с заболеванием, реже - с физиологическими перестройками.
Активность эфирного тела создает у субъекта физические ощущения жара во всем теле, пронизывающего все ткани и клетки. Эфирное тело в описаниях современных мистиков весьма похоже на субстанцию тапаса, огня трения, «первичного огня жизни» в системах веданты, зороастризма, индуизма. На наш взгляд, эфирное тело является выражением тепловой энергии соматических клеток, поэтому оно так неустойчиво, с неточным контуром. Известно, что у умерших наблюдается отхожде-ние эфирного тела.
На наш взгляд, деятельность эфирного тела воспринимается благодаря связи сознательной психики с теми отделами нервной системы, которые включены в обеспечение гомеостаза: таламуса, гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы и т. д. Эзотерики связывают эфирное тело также с гипофизом - «шишковидной железой». Функционально гипофиз является железой, обеспечивающей нейромедиаторные взаимо-
1 Подробнее об этом см., например, в работах В.В. Антипова и Б.А. Сосновского [1], А.К. Болотова [2], Е.П. Крупника [6] и др.
действия. Он влияет на активацию мозговых структур и участвует в регуляции нервных процессов в головном мозге.
Понять феномен эфирного тела помогает ряд открытий в области биологии и биофизики. Одно из них сделано академиком
В. А. Энгельгардом и М. Н. Любимовой еще в 1939 г. Они обнаружили, что сократительный белок миозин и актин, входящие в мышцы всех животных, могут выступать в качестве ферментов для диализа АТФ и АДФ и неорганического фосфата. Часть освободившейся энергии идет на сократительную деятельность мышц, но до 75 % энергии выделяется в виде тепла. Миозин, таким образом, выступает как сигнал для реакции и «реагент», отвечающий на сигнал. «Исследования более позднего времени... выявили универсальность такого механизма самодвижения живых тел: белки с подобными свойствами были обнаружены у одноклеточных организмов, а также у растений» [9, с. 55]. Следовательно, мы можем предполагать, что феномен эфирного тела - не иллюзия восприятия. В нем сознание демонстрирует способность понимания общего энергетического состояния организма. Примечательно, что основой отображения выступает именно тепловая энергия как универсальная для биологических обменных процессов.
В работах М. И. Сетрова, посвященных анализу информационных процессов в биологических системах, мы находим ряд идей, полезных для нашей гипотезы. Так, М. И. Сетров пишет: «Организм развивается через непрерывное разрешение противоречий между своей внутренней и внешней средой, в основе которого лежит более общее противоречие между целостностью и расчлененностью вещей, их непрерывностью и прерывностью, притяжением и отталкиванием. Поэтому, с одной стороны, организм стремится выделиться из внешней среды, быть автономным, независимым от нее, что соответствует законам целостности и системности объектов, в частности закону Ле-Шателье. С другой стороны, гарантией сохранения организма является его соответствие, “подог-нанность” к среде обитания. Отмеченное противоречие разрешается следующим образом: организм все более тонко соответствует среде в своих функциях, проявлениях, реакциях на ее воздействие, но происходит это за счет усложнения структуры его тела, что еще больше выделяет организм из среды» [9, с. 49]. Кроме того, М.И. Сетров показал, что процессы самоорганизации протекают с высвобождением присущей клеткам в покое потенциальной энергии. «Когда сила раздражителя достигает порога, в клетке происходит энергетический взрыв, разрядка энергии приобретает лавинообразный характер. Этот взрыв и является потенциалом действия.» [9, с. 51].
М. И. Сетров отмечает важную для нас деталь: высвобождаемая клеткой энергия имеет электромагнитную природу [9, с. 50]. Далее автор развивает свою теорию энергетического характера информационных процессов в биосистемах. Он считает, что предпосылкой для сигнально-
го воздействия одной системы на другую «является способность отдельных объектов или их частей приходить в состояние энергетического неравновесия. При этом достаточно незначительного воздействия извне, чтобы объект разрядил большое количество энергии и перешел в новое энергетическое состояние, характеризуемое большей равновесностью и устойчивостью. Внешнее воздействие при этом и оказывается сигналом» [9, с. 34].
Второй род энергии в эзотерике называют психической энергией и связывают с астральным телом. Понятие психической энергии весьма раздражает специалистов, так как ее существование не доказано. Те, кто принимают вероятность ее существования, не могут предложить способов ее измерения. Мы проанализируем то, что говорят об астральной энергии мистики, и попытаемся найти ей научные аналоги.
Астральное тело - это некий аналог или упрощенная схема души, в которой отражена преимущественно его врожденная, инстинктивная разумная природа. Типичные описания астральных миров мы находим в работах, подобных «Розе мира» Д. Андреева. Астральные феномены в эзотерике оцениваются как результат погружения человека в мир древней природы, мир предсуществования сознательного человека.
Мы полагаем, что астральные видения позволяют человеку осознавать те процессы, которые мы считаем психофизиологическими. Астральный план - до-сознательная психика, область автоматизмов, безусловных и условных рефлексов, которая в обычном состоянии сознания не отображается. Она может быть сознательно воспринята при определенных условиях: в ситуации опасности, стресса, утраты равновесия, психической травмы, но также и в ситуации новизны и информационной неопределенности.
Мистический опыт трактует астральную работу как попытку связи низшего с высшим, на нашем языке - связи инстинктивной основы с над-сознательными планами. При этом обычный посредник между высшим и низшим - объективно направляемый интеллект - не принимает участия в работе. Так, Д. Форчун пишет: «Существует много душ,. у которых между высшим и низшим уровнями сознания зияет трещина, через которую они иногда перепрыгивают. Как низшее “Я” может подниматься в минуты духовного напряжения, так и высшее “Я” может нисходить в моменты духовного кризиса» [11, с. 189].
В психологии существует много работ, раскрывающих механизм деятельности сознания в таких ситуациях. В частности, сошлемся на ряд интересных разработок последнего времени. Так, А. М. Иваницкий развил идею информационного синтеза как мозговой основы психического применительно к мышлению. Он пишет: «В действительности психические события вовсе не отслеживают физиологические, а являются в известном смысле их кульминацией» [5, с. 96]. Он показал, что рисунок корковых зон в состоянии покоя симметричен. При умственной работе
возбуждение стягивается к определенным областям: при образном мышлении - к теменным и височным долям, при абстрактно-вербальном - к лобным. «Интересно, что ... нахождение решения сопровождалось образованием фокуса в речевой левой височной области» [5, с. 96].
Автор считает, что это позволяет понять механизм озвучивания внутренней мысли. Для нас это важный вывод, так как звучание астральных видений - не редкость в практике мистики. Он делает вывод: информационный синтез осуществляется как возврат к старой памяти и сопоставлением ее с актуально происходящим. «Это дает возможность оценить происшедшие изменения, что и образует психическое отражение действительности» [5, с. 97]; «... генез психического можно соотнести с определенным, достаточно универсальным механизмом организации нервных процессов, каким является принцип возврата возбуждения и информационного синтеза» [5, с. 101]. «Психика - это то, что стало новым для субъекта; в основе психического лежит идея обновления» [5, с. 102].
А. О. Прохоров провел интересное исследование реакций людей на обратимые и необратимые (экзистенциальные) ситуации. В необратимых ситуациях событие изменить невозможно. Оказалось, для реагирования в необратимых ситуациях характерно не только эмоциональное переживание, но и интеллектуальная переработка события. Результаты исследования показали, что при необратимых ситуациях «возникшее интенсивное (острое) неравновесное состояние высокого энергетического уровня переходит в неравновесное состояние низкого энергетического уровня. Состояние нормализуется только при появлении новообразований в структуре личности или ее ментальности» [8, с. 119].
Внутренний механизм психологической переработки ситуаций экзистенциального вызова описан также в работах, посвященных поведению людей в ситуациях нестабильности [1; 2]. В этих работах отмечается, что подобные ситуации способствуют выявлению психических ресурсов, не обнаруживающих себя в обычной жизни. В частности, Е. П. Крупник пишет: «В психологической науке категория психологической устойчивости традиционно рассматривается как стабильность психологических качеств, процессов и состояний. Подлинная психологическая устойчивость, с нашей точки зрения, это, прежде всего, динамическое подвижное равновесие всех личностных структур, свидетельствующее о гибкости и пластичности их "психического материала", о способности индивида к самоорганизации и саморегуляции своего поведения» [6, с. 102]. Автор считает, что в условиях «жизненного вызова» устойчивость сознания обеспечивается за счет «порождения новообразований, синтезирующих его как целое» [6, с. 103].
Крупник выделяет в индивидуальном сознании три аспекта: «ценностно-смысловой, включающий в себя "внутреннее движение" таких динамических процессов, как эмпатия и отчуждение; когнитивный, в
котором взаимодействуют конкретно-чувственный и теоретикопонятийные аспекты мыслительной деятельности индивида, и интуитивный, который определяется взаимоотношениями бессознательной и сознательной сферы сознания» [6, с. 104]. Усиление эмпатии ведет к утрате границ Я и деперсонализации. Отчуждение и выстраивание границ между собой и окружающим тоже мешает восприятию мира и Я вплоть до восприятия мира как сновидения и собственного тела как внешнего. Автор полагает, что «психологическим механизмом, высвобождающим сознание из его поглощенности бытием, преодолевающим границы отчужденности и формирующим идеалы личности, является продуктивное воображение» [6, с. 108]. «Преобразующая способность продуктивного воображения, видимо, заключается в том, что оно сообщает психическим системам особую подвижность и делает "психический материал" пластичным и текучим, получающим наибольшее количество степеней свободы в своей психодинамике. В результате психические системы способны радикально изменять структурные отношения, осуществлять процедуры взаимопереходов и видоизменяться в “плавильном котле” ирреальных процессов» [6, с. 108]. Автор делает вывод, что воображение -не отдельный познавательный процесс, это синтетическая надличная активность всех познавательных процессов. В этом смысле в воображении выражена суть познания и взаимоотношений познающего с познаваемым.
Итак, в фундаментальных разработках советских исследователей по проблемам нейрофизиологии и психологии творчества обнаружены те же феномены, что и в мистическом откровении. По мысли К. С. Станиславского, «истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества». «В нейрофизиологическом плане механизмы творчества нельзя понять как процесс непосредственного отражения мозгом связей между объектами окружающего мира. Это деятельность скорее протекает по принципу “психического мутагенеза”, по принципу отбора новых нервных связей, первично уже возникших в мозгу» [10, с. 39- 41].
П. В. Симонов полагает, что «при крайней ограниченности наших знаний о нейрофизиологических основах деятельности сверхсознания можно указать лишь на отдельные факты, заслуживающие внимания и дальнейшей разработки.
1. Большую роль здесь несомненно играет правое неречевое полушарие мозга, связанное с оперированием чувственно непосредственными образами, с музыкальными и комбинаторными способностями.
2. Решающая роль потребностей, мотивации и эмоций в творческо-познавательной деятельности человека указывает на важнейшее значение лобных отделов коры больших полушарий, имеющих особенно тесные анатомические связи с так называемой лимбической системой мозга...
3. Физиологическая реальность «психических мутаций» подтверждается механизмом доминанты, описанным А. А. Ухтомским. Возникновение доминант придает явлениям действительности объективно не присущее им сигнальное значение.
4. Исключительно интересны функции гиппокампа - отдела мозга, регулирующего поток информации, извлекаемой из памяти. В состоянии сна этот механизм участвует в формировании сновидений, а в бодрствующем состоянии - в механизмах творчества на стадии интуитивных догадок, гипотез и предположений» [10, с. 41-42].
Эзотерики связывают деятельность астрального тела с «чашей» -солнечным сплетением. Однако астральные феномены показывают, что физиологически работа астрального тела обеспечивается активностью всего древнего мозга: мозжечком, лимбической системой, рядом подкорковых образований, спинным мозгом, разнообразными отделами коры головного мозга.
Предположение о сходстве мистических феноменов с процессами творчества находит свое подтверждение и в сходстве когнитивных процессов. В обоих видах опыта большое значение придается раскрепощенному, свободному течению мысли и отсутствию предвзятости, направленности в умственном поиске. «Креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению» [10, с. 101].
На наш взгляд, приведенные факты позволяют в некоторой степени приоткрыть завесу над загадками мистицизма и ввести мистический опыт в рамки хоть и экстраординарного, но человеческого опыта, не прибегая к постулированию существования неких особых духовных миров и реальностей. Предпринятый анализ позволяет нам предложить и более широкое философское определение сущности мистического опыта.
Мистический опыт является отражением деятельности бессознательных, автоматизированных систем сигнального взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. В случае экстраординарных, сверхсильных изменений действительности мистический опыт является выражением нарушения согласованного сосуществования индивида и среды его существования, что позволяет понять глубинные механизмы взаимодействия человеческого существования и бытия в целом.
На наш взгляд, мистический опыт есть реакция индивида на значимые изменения параметров бытия, в которое она включена, поэтому факторами мистических феноменов выступают события более глобальной (по отношению к индивиду) системы: планетарные катаклизмы, социальные потрясения, космические события. Мы предполагаем, что мистический опыт представляет собой не просто отражение этих изменений, но выражает как возникающее рассогласование с более общей системой, так и процесс порождения новой связи между человеком и окружающим его миром, бытием в целом.
Список литературы
1. Антипов В.В., Сосновский Б.А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности / под ред. Б.А.Сосновского. - М., 1994. - с. 30-46.
2. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности // Психология человека в условиях социальной нестабильности / под ред. Б.А.Сосновского. - М., 1994. -С. 47-61.
3. Волкова А.Н. Мистический опыт: сущность, феноменология, механизмы / Изд-во LAP LAMBERT, Academic Publishing, Saarbrucken, 2011.
4. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопр. психологии. - 1999. - № 2. -
С. 101-106.
5. Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания. - Психологический журн. - 1999. -Т. 20. - №3. - С. 93-104.
6. Крупник Е.П. Творческое воображение как психологический механизм устойчивости индивидуального сознания. - М., 1993.
7. Мейендорф И. Рим, Константинополь, Москва. Исторические и богословские исследования. - 2006. - С. 60.
8. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 115-124.
9. Сетров М.И. Информационные процессы в биологических системах. -Л.: Наука, 1975.
10. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества / отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. - Л.: Наука, 1980. - С. 32-54.
11. Форчун Д. Современная психическая защита. Исследования по оккультной патологии и преступности. - Киев: София, 1993.