Научная статья на тему 'Карл Густав Юнг - врач и мыслитель'

Карл Густав Юнг - врач и мыслитель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2166
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Г. ЮНГ / БИОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / CARL GUSTAV JUNG / PHILOSOPHY / PSYCHIATRIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блохина Нина Никодимовна

Представлен очерк жизни и творчества врача, одного из основателей теории психоанализа, ученика Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Carl Gustav Jung - a doctor and a thinker

The article concerns some aspects of life and philosophy of famous psychologist and psychiatrist C. Jung.

Текст научной работы на тему «Карл Густав Юнг - врач и мыслитель»

Сибирский медииинский журнал. 2007. № 8

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© БЛОХИНА Н.Н. — 2007

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ — ВРАЧ И МЫСЛИТЕЛЬ

Н.Н. Блохина

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав. — к.ф.н., доц. Н.Н. Блохина)

«Ныне, как никогда раньше, мы отчетливо видим, что угроза для всех нас исходит не от природы, а от человека, от психической субстанции личности и массы. Опасность состоит в помрачении человеческой психики. Все зависит от того, правильно ли функционирует наша душа». Эти слова Юнг напишет на 83-м году жизни, приступая к созданию своей автобиографии «Воспоминания, сны, размышления».

Квалификацию врача К. Юнг получил в 1900 году, окончив Базельский университет. Работал штатным врачом в приюте для душевнобольных и психиатрической клинике Цюрихского университета, через 2 года защитил диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1905-1913 гг. Юнг совмещает исследовательскую работу с преподавательской. Он читает лекции по психоневрозам и общей психологии на медицинском факультете Цюрихского университета, переписывается, встречается и порывает с Фрейдом; избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Для обозначения своей научной доктрины вводит термин «аналитическая психология». Период с 1913 по 1919 год можно назвать временем интенсивного исследования глубин собственной психической субстанции. В 1916 году публикуются «Избранные работы по аналитической психологии». В работе «Структура бессознательного» впервые использует термины: «личностное бессознательное», «коллективное бессознательное», «индивидуация» и др. Все последующие годы в плоть до второй мировой войны Юнг много путешествует: Америка, Африка, Индия. Он читает лекции по приглашению в ведущих университетах мира с последующим всякий раз присуждением степени почетного доктора, систематически и широко публикуется. В 1934 году по его инициативе учреждается Международное Общество врачей-психотерапевтов, первым президентом которого он становится. После выхода статьи, посвященной анализу немецкого нацизма Юнг получает статус «нежелательной персоны» в Германии. В 1944 году в связи с тяжелой болезнью уходит в отставку с последней должности заведующего кафедрой медицинской психологии Базельского университета. Однако работа над очередными статьями и кни-

«Сама возможность существовать и развиваться это уже чудо. Много лет назад, когда я был студентом-медиком, меня поразила внезапная мысль: какое чудо, что я все еще жив, что я не погиб раньше времени. ...

Вокруг кипела интеллектуальная жизнь...

Мы спорили о Шопенгауэре и Канте... Так мы приобщались к настоящему классическому образованию и тщательно сберегаемой духовной традиции».

Карл Юнг

гами продолжается интенсивно. В 1961 году за 10 дней до смерти завершает свою последнюю работу «Подходы к бессознательному». В 1964 году в Цюрихе открывается клиника и исследовательский центр по юнговской психологии.

На примере Юнга рельефно обозначаются закономерности формирования личности, способной оставить заметный след в культуре, а именно — в мировоззрении и науке. Уже в студенческие годы интерес к философии соперничает у него с интересом к естественным наукам. Несмотря на плотную занятость клиническими дисциплинами и подработкой для оплаты учебы, он штудирует по воскресеньям Канта, приобщаясь тем самым к настоящему классическому образованию и «духовной традиции». Знакомство с творчеством Ницше приводит его в восторг, а «Так говорил Заратустра» потрясает, по его словам, в той же мере, что и гё-тевский «Фауст». Готовясь к государственным экзаменам, в предисловии учебника по психиатрии он наткнулся на слова о «субъективном характере» учебников по этому предмету и о том, что психозы это «заболевания личности», и почувствовал «жуткое волнение», т.к. ему вдруг сразу стало ясно, что психиатрия — его единственная цель. Дело в том, что только здесь могли слиться две интересовавшие его вещи: природа и дух, биологическое и духовное. Это определило его будущую карьеру. Уже в своей первой книге он задался целью показать, что в бредовых идеях и галлюцинациях душевно больного есть некоторый общечеловеческий смысл. Но в своей практике он сталкивается с господствующей в то время клинической точкой зрения: якобы личность пациента, его индивидуальные свойства не имеют никакого значения. Преодолеть такую установку Юнгу помогают исследования Фрейда. Молодой врач приходит к выводу, что в психотерапии проблему составляют именно личности, а не отдельные симптомы. Он делает взволновавшие его открытие: в глубинах души психически больного «мы сталкиваемся с основой нашей собственной человеческой природы».

Размышления над философским вопросом о природе и сущности человека («Я — человек. Но что значит быть человеком?») определяются прежде всего его профессиональной потребностью.

Врач вступает в контакт с пациентом как человек с человеком. Из этого следует, по мнению Юнга, что чисто медицинской подготовки здесь недостаточно, поскольку горизонты человеческой души далеко выходят за тесные рамки врачебного кабинета. Психотерапевт должен понимать не только пациента, но и самого себя:

«...Любой сколько-нибудь глубокий анализ требует участия двух личностей — пациента и врача. Во многих случаях лечение непременно предполагает активное соучастие или даже известное самопожертвование врача. Когда на карту ставятся жизненно важные вопросы, все дело заключается в том, видит ли врач себя как одного из участников драмы или замыкается в рамках собственной профессии».

Впоследствии, став известным психоаналитиком, создателем психо-терапевтического метода, Юнг предупреждает, что для каждого случая необходимо свое лечение, индивидуализированный подход. Психотерапия и анализ так же разнообразны, как и человеческие личности. Для каждого случая требуется особый язык. Кроме того, психиатр (врачеватель души, по выражению Юнга) должен иметь в виду, что душа сложнее и трудно доступнее тела. Проблема души не только личностная, но и мировая. Значит, психиатр имеет дело с целым миром. Осуществление задачи врача вернуть пациенту здоровье требует больших и разнообразных знаний. «Без этого в медицине делать нечего». Свою психологию Юнг считает в высшей степени практической наукой, т.к. она есть исследование не ради исследования, а ради того, чтобы помочь страждущему. Психология должна рассматривать человека одновременно и как культурное, так и природное существо. Это значит надо иметь в виду и духовные, и биологические аспекты человека. Будучи медицинской психологией, она должна иметь дело с человеком в целом. Термины — душа, интеллект, дух — Юнг использует для обозначения «подсистем» психической целостности, которую он называет «психической субстанцией». Сознание составляет лишь очень малую ее часть. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. Вслед за Фрейдом он изучает структуру психики человека.

«Как филогенетически, так и онтогенетически сознание представляет собой вторичный феномен. Психическая система не отличается от тела в том смысле, что оба они имеют анатомическую предысторию, растянувшуюся на миллионы лет. Тело современного человека в любой своей части репрезентирует итог этой эволюции и обнаруживает следы ее прежних стадий; то же самое можно сказать и о психической субстанции» (1.355). Такими, — априорными для индивидуальной психики, — формами и является коллективное бессознательное как голос первобытной природы. Оно состоит из того, что присуще человеческому роду в целом, является универсальным, повторяющимся. В отличие от личного бессознательного — следствия собственного опыта жизни, коллективное — представляет из себя «глубинный» слой психики, в котором мы находим качества, передаваемые личности по наследству, например — инстинкты и некие «первообразы» — модели поведения, названные Юнгом архетипами. В этой сложной стихии психической субстанции встречаются, по Юнгу, природа и дух, что и оказывается источником напряженности, т.е. психической энергии. Сознание при этом иногда вплотную приближается к инстинкту, попадая под

его влияние, иногда же достигает другого полюса психической субстанции, где пребывает дух, способный ассимилировать даже противоположные ему инстинкты. Юнг формулирует закон сохранения психической энергии, но которому энергетический заряд бессознательного возрастает по мере уменьшения энергетического заряда сознания. При этом сознание способно в принципе к бесконечному развитию.

Практическое значение психотерапевтической теории, созданной Юнгом, выходит далеко за пределы медицины. Она представляет собою систему духовного воспитания, формирования личности. В отличие от Фрейда и Адлера Юнг не склонен делать ставку на каком-то одном факторе как источнике психической энергии. Он говорит о разных мотивациях. Но лишь одна из них отличает человека от других живых существ. Это духовное начало в психической субстанции, выступающее в качестве регулирующего принципа в саморазвитии личности. Проблема развития личности — основная в философии Юнга. Борьбу человека за собственную целостность он считает главной задачей и целью жизни, что само по себе не зависит от каких либо медико-терапевтических соображений. Процесс становления личности Юнг называет индивидуа-цией, импульсом для которой может быть только наше личное моральное решение. Индивидуация — это превращение человека в неповторимое, целостное существо, в собственную, по словам Юнга, «Самость». Этот процесс не имеет ничего общего ни с эгоизмом, ни с индивидуализмом, т.к. главное в нем — реализация истинной природы человека как члена сообщества. У человека есть две задачи. Одна — воспроизводство себя в детях и выживание — добыча хлеба насущного, положения в обществе. Другая задача — духовная, задача выхода из природного состояния в культурное. На первом этапе процесса индивидуации достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Следующий этап требует посвящения во внутреннюю действительность: познание человеческой

природы и самопознания. При этом необходимо осознанное переживание темных, глубинных сторон своей психики. Человек должен, по словам Юнга, отдавать себе отчет в том, сколько он может совершить добра и на какие способен преступления. Ведь добро и зло — элементы, входящие в состав нашей природы и готовые в нас проявиться. Юнг называет этот момент саморазвития личности встречей с собственной тенью, то есть со всем тем, что блокирует психическое развитие. В результате человек приходит к гармонизации своих отношений, как с внешней, так и внутренней реальностью своей жизни. По мере продвижения по пути самопознания, уменьшается воздействие животных импульсов бессознательного; формируется сознание, выходящее за пределы мелкого, индивидуалистического мирка «Я». Индивиду, таким образом, обеспечивается неразрывное единство с миром в самом широком смысле слова. Одним из свидетельств развитой личности являются такие качества как терпимость и доброта, которые вырабатываются по отношению к другим людям. Общество приобретает в таком случае человека ответственного, осознавшего свои обязанности.

Юнг учитывает в своем курсе анализа тот факт, что примерно треть его пациентов страдали от бессмысленности и бесцельности жизни. «Духовные

горизонты людей этого рода обычно были очень узки, а их жизнь недостаточно содержательна и осмысленна. Но как только им представлялась возможность развиться и расширить собственную личность, невроз исчезал». Духовным, мировоззренческим ценностям в деле обеспечения душевного здоровья Юнг, отводит первостепенную роль. Формируя адекватный образ мира, человек формирует из себя здоровую личность.

Внимание к тому, что происходит в человеческой душе, согласно Юнгу, должно выйти за пределы медицины или жизни отдельного индивида. Проблема правильного функционирования психической субстанции человека— это проблема смысла и назначения самой истории развития человечества. Неверно считать, что главное это расщепление ядра, термоядерный синтез и космические ракеты, не принимая во внимание, что одновременно со всем этим происходит в человеческой душе. «Мы испытываем замешательство, страх и беспомощность перед лицом таких феноменов, как нацизм и большевизм, по-скольку...обладаем односторонним...представлением о человеческой природе. ...Вследствие сложившейся политической ситуации и пугающих успехов науки мы ощущаем тайный трепет и темные предчувствия, но мы не знаем пути к избавлению, и лишь очень немногим удается осознать, что на сей раз выход кроется в давно забытой человеческой душе» (1.339 — 341). Можно сказать, что одним из этих немногих был сам К.Юнг, посвятивший свою жизнь, как истинный философ, самопознанию. Своей собственной жизнью он всеми силами пытался осветить мрак «просто существования».

Для понимания и оценки феномена подлинного ученого и личности К. Юнга, весьма показательна история его отношений с основоположником теории бессознательного З. Фрейдом. В самом начале своего интеллектуального пути, став психиатром, Юнг прочел «Толкование сновидений» Фрейда. Впоследствии, в статье на смерть Фрейда он назовет этот труд эпохальной и самой дерзновенной попыткой подчинить загадки бессознательного надежной эмпирической основе, «источником озарения»; В то время как для старшего поколения психиатров это было предметом насмешки. В академической среде того времени Фрейд был явно нежелательным лицом, и связь с ним могла повредить репутации человека, только начинающего карьеру исследователя. Между тем уже первый опыт Юнга подтверждал правильность фрейдовских теорий. Юнг мог бы опубликовать свои экспериментальные результаты и выводы без упоминания имени неугодного и гонимого тогда Фрейда. Но, Юнг не мог,

по его словам, построить свою жизнь на лжи, и он стал открытым сторонником Фрейда, включившись в борьбу за его признание. В ответ на предостережения некоторых ученых о том, что если он не прекратит поддержки Фрейда, его собственная научная карьера окажется под угрозой, он заявил: «Меня не интересует карьера, если она должна быть построена на необходимости урезывать исследования и скрывать правду». Но уже тогда Юнгу казалось сомнительной в некоторых местах сексуальная концепция Фрейда. Первая встреча с Фрейдом произвела на Юнга огромное впечатление: Они без перерыва проговорили 13 часов. Во время второй их встречи также в Вене, по воспоминаниям Юнга, Фрейд попросил Юнга пообещать, никогда не отказываться от сексуальной теории и помочь ему сделать из неё «догму, непоколебимый оплот» Эти слова: «оплот» и «догма», по мнению Юнга, погубило их дружбу. Он убедился, что научная истина — это также гипотеза, степень адекватности которой со временем меняется, она не утверждается навечно, как символ веры. Считая Фрейда своим учителем, великим человеком, Юнг упрекает его в односторонности и материалистических предрассудках. Последний упрек касается безоговорочного отрицания Фрейдом важности комплекса вопросов, связанных с так называемыми «оккультными» явлениями, которыми серьезно интересовался сам Юнг. Через несколько лет такого сотрудничества с Фрейдом, авторитет которого к тому времени стал непререкаемым, ситуация, произошедшая с Юнгом ранее, когда для него была опасной поддержка Фрейда, повторилась, только — в буквально противоположном смысле. Юнг решил опубликовать свои концепции, в которых он существенно расходился с учителем. Он мучительно переживал, зная, как дорого придется ему заплатить за свое решение. И действительно это стоило ему дружбы с Фредом, отчуждения друзей и знакомых. Его книга «Метаморфозы и символы либидо» была объявлена вздором, а он сам — мистиком. Он знал, что ему предстоит отстаивать свои убеждения в упорной борьбе. Его поддерживала уверенность в том, что именно он занимается логическим развитием идей Фрейда, которым он до конца жизни придавал фундаментальное значение: «Импульс, данный им (Фрейдом) развитию нашей цивилизации, состоял в открытии пути, ведущего к бессознательному. ... Он эмпирически доказал существование бессознательной психической субстанции, которая до него выступала только в роли философского постулата... Можно смело утверждать, что современное культурное сознание на общефилософском уровне еще не усвоило идею бессознательного во всей полноте...»

KARL GUSTAV YUNG — A DOCTOR AND A THINKER

N.N. Blokhina (Irkutsk State Medical University)

^e article concerns some aspects of life and philosophy of famous psychologist and psychiatrist K. Yung.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юнг К.Г. Воспоминая, сны, размышления. Карл Густав Юнг. Дух и жизнь. — М., 1996. — С. 7-369.

2. Юнг К.Г. Семь проповедей мертвецам. //Там же. — С. 371-390.

3. Якоби И. Психическое учение К.Г. Юнга. //Там же. — С. 391-532.

4. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991. — С. 103-118.

5. Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца. — С. 119-129.

6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1998. — С. 400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.