□ с □
УДК 10
А.А. Скрябин
ЭПИСТЕМО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ
Для составления общей картины био-, антропо-, этно-, психогенезов нужно учитывать влияние социокультурных и наследственных факторов в онтогенезе и филогенезе. Информация является общим атрибутом этих, взаимосвязанных друг с другом процессов. Мы объясняем влияние априорных когнитивных структур на жизнедеятельность отдельно взятого индивида и общества тем, что они упорядочивают в определенные модели информацию, содержащуюся в трех слоях психики (Я, Оно, Сверх-Я), тем самым детерминируя стереотипы поведения личности.
Общая картина мира разделена на гуманитарную и естественно-научную картины. Природные феномены, действующие стихийно и объективно, изучают естественные науки, а продукты человеческого сознания - гуманитарные. Такое положение складывалось исторически. Открытие механизмов работы человеческого мозга является одной из главных задач науки XXI века. Сознание, с одной стороны, является продуктом длительной биологической эволюции, с другой, - результатом свободной воли индивида и социальной эволюции. Поэтому для решения этой задачи необходимы синтез гуманитарных и естественных наук. Тем более актуальные проблемы современной науки носят междисциплинарный характер и требуют для их решения интеграции методов разных наук.
Раскол картины мира, обусловленный недостатками нашей врожденной организации, по мнению П. Ридля, является артефактом, создан нами искусственно и может быть преодолен с помощью теории систем и эволюционной теории познания. Этот раскол не соответствует причинной структуре мира, скорее он представляет собой дилемму каузального и целевого подходов, которые в действительности не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Согласно Р. Ридлю, «герменевтический метод наилучшим образом адаптирован к структуре этого мира» [3, с. 210. Цит. по. 4, с. 139].
В работе [3] он выдвигает следующие аргументы в пользу своей позиции:
1. В античности происходит разделение источников истины: на истины откровения и на истины опыта; на истины разума и истины органов чувств (идеализм и материализм, рационализм и эмпиризм). Аристотель впервые предпринял попытку их синтеза в своем учении о четырех видах причин.
2. Эволюция - процесс получения информации. Совершенствование механизмов получения и обработки информации осуществлялось вначале посредством генетического аппарата, в результате естественного отбора происходило как бы накопление приспособительных ме-
ханизмов. Генетическое и ассоциативное обучения - это творческие, познавательные процессы и причем круговые, при которых «операции повторения ведут к оптимизации результата, к приспособлению, к приближению к так называемой «истине»» [3, с. 49. Цит. по 4, с. 140]. Но скорость генетической эволюции гораздо меньше скорости культурной эволюции.
3. Мир имеет системный характер. Каждая система детерминирована с двух сторон: со стороны более широких систем и со стороны подсистем и элементов. Материальная и формальная причины - это внутренние причины, а движущие и целевая - это внешние причины, не зависящие от «структуры слоя, они идут «извне», в них схвачен универсальный аспект природы; формальная и целевая причины действуют «сверху» на нижние слои бытия, а движущая и материальная - наоборот. Это противоречие раскалывает картину мира на каузальную и финалис-тскую. Первую поддерживают материалисты и эмпирики, вторую - идеалисты и рационалисты.
4. Науки неорганического цикла тяготеют к редукционистскому решению проблемы объяснения, реализуют дедуктивно-номотетическую схему Гемпеля-Оппенгейма. Гуманитарные науки реализуют герменевтический круг и имеют перед глазами двусторонюю схему объяснения. Понимание необходимо рассматривать как двустороннюю форму объяснения. Концепция герменевтического круга соответствует реальной структуре мира. Следовательно, предмет естествознания также нуждается в двустороннем объяснении.
В самом деле для наиболее полного и всестороннего объяснения какого-либо явления необходимо указать 4 вида причин: материальную, формальную, движущую и целевую. Гуманитарные науки ищут формальную и целевую причины, естественные - материальную и движущую. Для объяснения мышления (процесса получения и обработки информации) необходимо учитывать все 4 вида причин, т.е. необходимо двустороннее объяснение.
Эволюционная эпистемология возникновение жизни
на земле связывает с формированием у первых простейших организмов, способности получать и обрабатывать информацию, касающуюся внешней среды, посредством замкнутых контуров обратной связи механизма управления.
Сначала возник простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора, с реакцией лишь на текущие воздействия внешней среды. У организма появляется цель самосохранения при неблагоприятных воздействиях внешней среды. Затем в ходе эволюции когнитивных структур сформировался промежуточный контур обратной связи, позволяющий высшим животным изменять поведение в зависимости от ситуации при помощи «жесткой программы» (инстинкты, условные рефлексы). Человек, являясь венцом эволюции, способен получать и обрабатывать более объемные массивы информации, касающиеся объекта, с помощью врожденных когнитивных структур, функционально ничем не отличающихся от когнитивных структур других живых организмов. Но отличие органов познания человека от органов познания других живых организмов заключается в том, что, во-первых, в его аппарате отражения имеются два контура обратной связи и органы памяти, по которым циклично циркулирует информация о предмете познания; во-вторых, человек свободен в выборе реакции на поступающую информацию («гибкая программа»); в-третьих, у него есть сфера абстрактного мышления, способная совершать культурную эволюцию. В данном случае под объектом мы понимаем любую часть окружающей действительности, а под предметом то, что находится в голове у исследователя. Субъект «волен» видеть в объекте познания любой предмет под любым углом зрения.
Рассмотрим в качестве организма познающий человеческий субъект. Вся поступающая к нему информация мгновенно не «считывается»: происходит ее последовательное упорядочение (ассимиляция) существующими когнитивными структурами, которые, в свою очередь, непрерывно изменяются (аккомодация). Информация об объекте познания упорядочивается врожденными когнитивными структурами в предмет познания в виде определенной модели.
Другими словами, когнитивные структуры упорядочивают определенным образом накопленный опыт индивида. Категории «система», «структура», «симметрия» модели будут обозначать три основные мыслительные формы, в которые упорядочивается информация в ходе процесса ассимиляции-аккомодации. Информация может упорядочиваться разными мыслительными формами, но, на наш взгляд, эти формы являются всеобщими и универсальными. Категория «система» характеризует способ осмысления полученной информации как некой расчлененной целостности. Структура - категория, характеризующая способ нахождения отношений и связей между элементами в систематизированной до этого информации. Симметрия - это категория, характеризующая способ выявления тождественных моментов в структуриро-
ванной информации. Отсюда следует, что ассимиляция индивидом информации осуществляется с помощью только трех основных моделей: интрасистемной, интерструктурной, транссимметрийной.
Рассмотрим теорию пассионарности Л.Н. Гумилева, которая является ярким примером двустороннего объяснения этногенеза, этнической истории, характера взаимодействия этносферы с окружающей средой.
Л.Н. Гумилев объяснил указанные явления путем сопоставления многочисленных данных смежных наук, применяя системный подход и дедуктивный метод, опираясь на учение В.И. Вернадского о биосфере, эволюционную теорию и синергетику. Пассионарность он связывает с энергией космоса.
В данном случае мы видим, что космос рассматривается автором теории как система наибольшего масштаба Пространства-Времени, а биосфера, мозаичная антропосфера, этнос фера, индивид - как системы меньших масштабов. Их можно представить также в виде мегасистемы (системы), макросистем (подсистем), микросистем (элементов). Он прекрасно понимал и учитывал в своих рассуждениях тот факт, что каждая система детерминирована с двух сторон: со стороны более широких систем и со стороны подсистем и элементов. Ведь с точки зрения эпистемо-гносеологического подхода система - это познавательная модель, создаваемая исследователем для решения конкретной задачи, а ее масштаб, количество входящих в нее подсистем и элементов зависит от широты охвата темы, исходных данных, кругозора.
Ниже мы попытаемся связать пассионарность с генезисом когнитивных и эпистемических структур, а повышенную степень активности пассионариев - с транссим-метрийностью мышления.
В своей теории Л.Н. Гумилев обосновал необходимость создания новой науки - этнологии; выявил свойства этнического феномена; доказал ограниченность общепринятых способов изучения этнических явлений; применяя биологический подход для исследования этногенеза, раскрыл постоянное взаимодействие этноса с окружающей средой; открыл и описал природу пассионарности, значение ее для этнических систем, связал пассионарность со вспышками этногенеза.
Что такое пассионарность и в чем ее значение для этногенеза?
Л.Н. Гумилев, проанализировав огромный фактический материал о судьбах великих людей, оставивших след в истории, увидел, что «формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни» [1, с. 269]. Это стремление, проявляющееся в самых разных чертах характера, как положитель-
ных, так и отрицательных, он предлагает для целей научного анализа обозначить новым термином «пассионарность» (от лат.раББЮ - «страсть»).
Пассионарность - «это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Это важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. этот признак не только индивидуальный, но и популяционный» [1, с. 276]. Л.Н. Гумилев считает, что пассионарность - это атрибут подсознания (по нашей терминологии - бессознательного. - Прим. авт.), а не сознания. В сфере сознания аналогом ей будет аттрактивность.
В работе [2] дается другое определение: «Пассионарность - это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников» [2, с. 48].
Пассионарность рассматривается как явление природы, возникающее вследствие воздействия природы на поведение этнических сообществ. Л.Н. Гумилев поддерживает учение В.И. Вернадского о биосфере как оболочке земли, обладающей антиэнтропийными свойствами. В природе существуют два принципиально противоположных процесса: одни процессы ведут к возрастанию энтропии, другие - к уменьшению. В биосфере борьба живых организмов с энтропией осуществляется путем извлечения ими с помощью врожденных когнитивных структур из окружающей среды отрицательной энтропии (не-гэнтропии) или информации. Следовательно, нам необходимо связать понятия «пассионарное напряжение», «пассионарный толчок», используемые Л.Н. Гумилевым, с категорией «информация».
Человек - существо одновременно природное и социальное. Необходимо разграничить природное и социальное в человеке, что чрезвычайно трудно сделать, беря за объект только одного человека. Поэтому Л.Н. Гумилев в качестве объекта исследования рассматривает этнос, понимаемый как «устойчивый коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий внутреннюю структуру, в каждом случае своеобразную, и динамический стереотип поведения» [1, с. 283]. Ведь именно через этнические коллективы человечество осуществляет взаимообмен энтропией и не-гэнтропией (информацией) с природной средой. Внутри этноса между отдельными индивидами также происходит взаимообмен информацией посредством генетической наследственности и духовной культуры. Очевидно, что для составления общей картины био-, антропо-, этно-, психо-
генезов нужно учитывать влияние социокультурных и наследственных факторов в онтогенезе и филогенезе. Информация является общим атрибутом этих, взаимосвязанных друг с другом процессов. Мы объясняем влияние априорных когнитивных структур (эпистем) на жизнедеятельность отдельно взятого индивида и общества тем, что они упорядочивают в определенные модели информацию, содержащуюся в трех слоях психики (Я, Оно, Сверх-Я), тем самым детерминируя стереотипы поведения личности. Вся информация об эволюции человечества как вида, как этноса, как рода передается генетически из поколения в поколение. При рождении индивида на свет происходит как бы «блокировка памяти», вся информация перемещается в сферу бессознательного. Содержание бессознательного (Оно) упорядочивается тремя эпи-стемами в три априорные модели. Одна из моделей, упорядочивающая наибольшие слои бессознательного, становится основной и доминирующей. Отсюда следует, что индивид может быть предрасположен к одному из трех типов мышления (способов упорядочения информации): инт-расистемному, интерструкгурному, транссимметрийному.
Согласно Л.Н. Гумилеву, «пассионарность - важный наследственный признак» [1, с. 292]. Следовательно, пассионарность как атрибут сферы бессознательного может быть трехтипов: транссимметрийная, интерструктурная, интрасистемная пассионарности. Транссимметрийные пассионарии - люди, имеющие врожденные способность и стремление к изменению информационного состояния среды ради «трансцендентных» целей посредством нахождения симметрии в информации (пророки, мудрецы, великие политические деятели, ученые, художники). Ин-тер-структурные пассионарии - люди, имеющие врожденные способность и стремление к изменению информационного состояния среды ради конкретной цели посредством переструктурирования имеющейся информации (реформаторы, соратники). Интрасистемные пассионарии - люди, имеющие врожденные способность и стремление к изменению информационного состояния среды без осознанной цели посредством систематизации информации (основная масса активных людей). Всем им присущи исключительная активность и готовность жертвовать своей и чужой жизнью ради достижения какой-либо цели. Величина импульса пассионарности не зависит оттого, к какому типу относится пассионарий. Коэффициент полезного действия их пассионарности зависит от типа их мышления. Большинство пассионариев третьего типа погибает в молодые годы, т.к. они еще не имеют осознанных целей, а если имеют, то не видят рациональных путей их достижения («не зная броду - не лезь в воду»). Но все равно они будут составлять большинство в этносе. Самые немногочисленные - транссимметрийные пассионарии, которые с помощью проповеди, идеологии, научных открытий, щедевров искусства «открывают глаза» интерструктурным пассионариям. А те, в свою очередь, увлекают за собой интрасистемных.
В сфере подсознания коренится также жизнеутверждающий инстинкт самосохранения, проявляющийся в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Большинство поступков людей детерминировано именно им. Л.Н. Гумилев рассматривает пассионарность (Р) как антиинстинкт, противоположный инстинкту самосохранения (I), т.к. импульс пассионарности заставляет людей жертвовать собой и своим потомством ради иллюзорных вожделений. «Величина импульса пассионарности соответственно может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, правомочно классифицировать особей на пассионариев (Р>1), гармоничных (Р=1) и субпассионариев (Р<1)» [1, с. 342].
Инстинктивные и пассионарные импульсы исходят из сферы бессознательного. Однако индивид может контролировать и направлять в нужное русло бессознательные импульсы. Человек как существо свободное может совершать свободный сознательный выбор своего поведения и нести за свои поступки ответственность. Поэтому Л.Н. Гумилев находит в сфере сознания деление импульсов, аналогичное подсознанию. Он разбивает их на разряды импульсов, направленных к сохранению жизни, и разряды - к принесению жизни в жертву иллюзии. Для удобства отсчета импульсы жизнеутверждающие обозначаются знаком плюс, а импульсы жертвенные - знаком минус. Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на привычную систему декар-товыхкоординат [1, с. 343].
«Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для своей реализации как цели, - рассудка и воли. Под рассудком мы условимся понимать способность выбора реакции при условиях, это допускающих, а под волей - способность производить поступки согласно сделанному выбору. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. У всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), красоте (тому, что нравится без предвзятости) и справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьируется по силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит особь к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. Оно как бы является аналогом пассионарности в сфере сознания и, следовательно, имеет тот же знак. Назовем его «аттрактивность» (от лат. АИгайю - влечение)» [1, с. 345].
Л.Н. Гумилев пишет: «Природа аттрактивности неясна, как впрочем и природа сознания, но соответствие ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пасси-онарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (весла и мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними «разумный эгоизм - антипод аттрактивности» [1, с. 345].
На рис. 1 он расположил разряды импульсов на координаты: подсознание - на абсциссу, сознание - на ординату; провел классификацию особей по пассионарно-аттрактивному признаку.
Рис. 1. Классификация особей по пассионарно-аттрактивному принципу (по Л.Н. Гумилеву)
Условные обозначения: 1 - обыватели; 2 - бродяги-солдаты; 3 - преступники; 4 - честолюбцы; 5 - деловые люди; 6 -авантюристы; 7 - ученые люди; 8 - творческие люди; 9 - пророки; 10 - нестяжатели; 11 - созерцатели; 12 - искусители
Л.Н. Гумилев связывает пассионарность с энергией внешней среды: «пассионарность - врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы» [1, с. 334]. Значит, уровень пассионарного напряжения в этногенезе может возрастать и понижаться. «Пассионарное напряжение - это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, поделенное на количество персон, составляющих этнос» [1, с. 283]. Пассионарность обладает свойством заразительности, поэтому люди гармоничные вблизи пассионариев, выступающих в качестве «затравки», ведут себя подобно им. Л.Н. Гумилев об этом пишет: «Наэлектризовать» несколько сот человек можно только путем индук-ции, т.е. воздействия на каждую особь заряда пассионарности другой особи» [1, с. 287]. Поэтому «признак пассионарности, или импульс исключительной активности, характерен для популяции, а не только для персоны» [1, с. 302].
«Почему у человека в отличие от животных колебания степени активности столь велики?» - задает вопрос Л.Н. Гумилев и предлагает две равноправные гипотезы: «либо пассионарная особь захватывает больше энергии, либо она при равном захвате направляет энергию концентрированно (разумеется, бессознательно) на достижение той или иной цели» [1, с. 335].
С точки зрения эпистемо-гносеологического подхода это можно объяснить тем, что мышление пассионарной особи упорядочивает информацию в модели более целенаправленно и результативно, соблюдая принцип минимизации энергетических затрат.
От типа мышления личности зависит интерпретация и объяснение личного опыта. Какой тип мышления в будущем сложится у личности в процессе социализации, зависит от социокультурного окружения, которое обменивается информацией с личностью. Эта информация может передаваться тремя способами. Социализация - это процесс усвоения социального опыта индивидом в течение всей жизни или, другими словами, это процесс усвоения личностью информации о социокультурных нормах, традициях. На поведение людей влияет их способность упорядочивать информацию, касающуюся индивидуального опыта как краткосрочного, так и долгосрочного в определенные модели.
Для учета влияния социокультурного окружения в рассмотренной выше модели психики мы под Сверх-Я понимаем сферу психики, в которой содержится вся информация, получаемая индивидом из внешней среды. В данном случае Сверх-Я можно назвать предсознанием, а бессознательное - подсознанием. Прежде чем проникнуть в сферу сознания, социокультурные нормы и ценности, знания, накопленные человечеством за всю многовековую историю, попадают сначала в предсознание. Для обработки информации требуется энергия для упорядочивания ее в модели. Если часть содержания предсознания упорядочена той же моделью, сходной с моделью сознания, то эта часть содержания предсознания попадает в сознание. Здесь мы видим полную аналогию с бухгалтерским балансом, который состоит из пассива (дебет) и актива (кредит). В пассиве мы обозначаем источники поступления денежных и материальных средств, а в активе - их размещение. Сумма пассива должна быть равна сумме актива. Так и в нашей модели психики. В процессе взаимодействия индивида со средой он получает определенный объем информации, который поступает в сферу предсознания. Но каким образом он распорядится полученной информацией - это зависит от особенностей его сознания и подсознания. Приведем пример, в аудитории студенты внимательно слушают лекцию и получают от лектора абсолютно одинаковую информацию (попадает в предсознание). Каким способом студент будет обрабатывать полученную информацию, зависит от уровня его подготовки и особенностей мышления, т.е. информация станет достоянием сознания не всех студентов. Например, один студент усвоит информацию в виде совокупности изолированных, не связанных друг с другом основных понятий. Другой студент помимо этого поймет причинно-следственные связи между разными понятиями. Он сможет полученные знания использовать для решения конкретных задач. Для третьего полученная информация, станет ответом на решение сложной задачи из другой об-
ласти знания. По этой же причине два банка, имеющие абсолютно одинаковые показатели пассивов, могут иметь разные показатели активов. Один - банкрот, другой - процветающий. В сознании многое зависит от свободного выбора. Сознание получает информацию (или дезинформацию) из предсознания и подсознания. Но не всякая информация становится достоянием сознания. Для этого необходимо, чтобы способы упорядочения информации были совпадающими. Это подобно тому, что языки являются определенными способами передачи информации. В сознание человека попадает информация, переданная на языке, который он понимает. Или, например, шифрованные сообщения становятся достоянием противника, если у него есть шифр или, другими словами, способ упорядочения данной информации. Знания, ставшие содержанием сознания, становятся убеждениями. Содержание предсознания - это тоже знания, но они не упорядочены, хаотичны.
Аттрактивность, понимаемую как антиэгоизм, как искреннее влечение к истине, красоте, справедливости, можно также понимать как альтруизм, человеколюбие, т.е. способность к сознательному самопожертвованию и любви ради других. Тогда по аналогии с пассионарнос-тью аттрактивность в сфере сознания тоже будет трех типов: транссимметрийная, интерструкгурная, интрасистем-ная аттрактивности. Дадим их определения. Транссимметрийная аттрактивность - это развившаяся в ходе социального опыта способность оценивать информацию о мире, используя принцип симметрии, исходя из высших (трансцендентных) идеалов истины, красоты, справедливости, ради общего блага. Интерструкгурная аттрактивность - это развившаяся в ходе социального опыта способность устанавливать в информации о мире причинноследственные связи и отношения между элементами, исходя из субъективного понимания истины, красоты, справедливости, общего блага. Интрасистемная аттрактивность - это развившаяся в ходе социального опыта способность отражать информацию о мире в виде расчлененной целостности без всякой корысти и предвзятости. Разумеется, сознание многогранно. Мы только рассмотрели влияние типа мышления на проявление аттрактивности.
Как мы увидели, пассионарий - это человек, обладающий избыточной энергией, расходующий ее на изменение окружения - природного и социального. Почему он стремится изменить существующий порядок? Дело в том, что каждый человек стремится иметь в своем сознании целостное представление об окружающем мире, о своем месте в нем. Только в этом случае он может чувствовать себя адаптированным к окружающей среде, потому что каждый элемент целостности расположен в определенном месте. Например, любой из нас чувствует себя уютно и комфортно в своем доме или в знакомом месте, т.к. все предметы (элементы) знакомы и находятся на своих местах. Представления о мире человек получает с помощью врожденных когнитивных структур, которые упорядочи-
вают разнообразную информацию, поступающую из внешней среды. Но не всю информацию человек может переработать, упорядочить. Для этого нужны энергия и интеллектуальные способности. К тому же человек в течение всей жизни способен получить и обработать ничтожно малый ее объем в силу ограниченности наших познавательных способностей и скоротечности человеческого существования. Пассионарии имеют избыток энергии, и это отличает их от гармоничных людей и субпассионариев. В данном случае это главное. Импульсы пассионарности, исходящие из глубин бессознательного, детер-менируют их поведение. Они бессознательно стремятся изменить посредством активной деятельности существующий порядок для того, чтобы установить новый порядок, понятный ему, и который будет соответствовать особенностям его психики и мышления. При этом в сознание ставятся самые разнообразные цели, задачи. По мере их реализации - все новые и новые. Так продолжается до тех пор, пока не иссякнет энергия или особь не погибнет. Конечная же цель, которую пассионарии не осознают -это достигнуть того состояния мышления, при котором вся имеющаяся информация в психике (подсознание, предсознание, сознание) будет находиться в равновесном состоянии и упорядоченности в соответствии с врожденным типом мышления. В данном случае мы не связываем пассионарность с повышенными интеллектуальными способностями. Даже если у человека нет пассионарности, то он может иметь высокие и даже очень высокие интеллектуальные способности. Но ввиду отсутствия необоримого внутреннего стремления, он использовать их для изменения окружения не будет. Таким образом, пассионарные особи изменяют окружение (природное и социальное) для того, чтобы параметры информационного поля внешнего окружения совпали с параметрами информационного поля собственного организма. Тогда информация в трех слоях психики упорядочивается, свободно циркулирует между ними, устанавливается баланс.
Как происходит взаимовлияние культуры и этногенеза? Л.Н. Гумилев считает, что «в фазе подъема этногенеза складывается, а в акматической фазе кристаллизуется оригинальный для каждого случая стереотип не только поведения, но и восприятия и мироосмысления - то, что мы называем культурным типом» [2, с. 167]. В новой культуре имеются в наличии рудименты, которые были для созданной заново культурной системы исходными элементами. Для создания нового мировоззрения требуются огромные затраты пассионарной энергии, которая расходуется на ломку существующего порядка и созидание нового. Любая культура основывается на картине мире - мысленном обобщенном образе мироздания. Картина мира представляет собой систему, состоящую из определенной взаимосвязанной совокупности элементов. Большинство людей воспринимают мир интрасистемно, т.е. для них картина мира будет представлять собой совокупность изолированных друг от друга элементов целого. Если учиты-
вать только реляционные свойства элементов, то можно выделить в картине мира ее структуру. Структурно представляют картину мира люди с интерструктурным мышлением: элементы картины мира располагаются в строго определенных местах, положениях. Транссимметрий-ность мышления предполагает трансценденцию мысли за рамки целостности, за рамки существующего порядка вещей. Пассионарии, как мы выяснили, стремятся изменить окружение. Наиболее высокая степень пассионарности - транссимметрийная. Транссимметрийные пассионарии стремятся изменить существующую картину мира путем удаления старых элементов и добавления новых или слияния с другими картинами мира и т.д. Это можно осуществлять в рамках традиции или вопреки традиции. Поэтому логично дополнить классификацию особей по пассионарно-аттрактивному признаку, сделанную Л.Н. Гумилевым, третьим признаком, который будет учитывать социкультурные традиции.
Заметим, что Л.Н. Гумилев описал возникновение так называемых химер, возникающих при наложении разнохарактерных этнических систем и связанных с ними «систем сознания», принятых называть «культурами». Химеры принципиально отличаются от этносов, хотя внешне на них похожи [1, с. 502]. Приведем описание Л.Н. Гумилева: «Соотношение между этносом и химерой такое же, как между организмом и раковой опухолью. Последняя может разрастаться до пределов организма, но не далее, и живет она только за счет вмещающего организма. Подобно опухоли, химерная антисистема (химеры бывают и безвредными, т.е. пассивными) высасывает из этноса или суперэтноса средства для поддержания существования, используя принцип лжи. Это не разновидность аттрактивности, потому что последняя основана на искренности, а явление иного порядка, для описания которого нужна третья ось координат - аппликата. На положительную ее часть будут вынесены импульсы жизнеутверждающие, в том числе те, которые приносят в жертву жизнь индивида, часто и свою собственную, для поддержания существования вида, на отрицательную - те, которые ведут к спасению индивида от тягот мира за счет отказа от горя и радости, заботы о близких и далеких, любви к ис-тинеиотрицаниялжи» [1, с. 503].
На наш взгляд, по оси аппликат можно учитывать импульсы, исходящие из предсознания (Сверх-Я). Общество формирует личность через традиции культуры, нормы и ценности морали (рис. 2).
Социокультурные нормы и ценности, знания, накопленные человечеством за всю многовековую историю, попадают сначала в предсознание. Затем они начинают воздействовать на сознание. На сознание также воздействуют импульсы, исходящие из подсознания.
Если индивид в своих действиях ориентируется на традиционные ценности, основанные на любви и самопожертвовании, то знак вектора их воздействия будет иметь знак плюс. В случае, когда индивид руководствует-
ся альтернативными социокультурными ценностями, основанными на отрицании традиционных ценностей, то вектор их воздействия будет иметь знак минус.
Тогда мы получаем пространственную систему координат. По оси абсцисс мы располагаем импульсы подсознания, показывающие характеристики пассионарности; по оси ординат импульсы сознания, показывающие характеристики атграктивности; по оси аппликат импульсы сознания, показывающие характеристики предсознания.
В работах Л.Н. Гумилева нерешенными остались вопросы, связанные с влиянием наследственности на этногенез, и не определены механизмы передачи социокультурной информации. Эпистемо-гносеологический анализ теории пассионарности, основанный на рассмотрении трех априорных моделей, трех врожденных эпистем, трех слоев психики и информации позволяет в некоторой степени преодолеть эти ограничения.
Egoism (Ratio+Voluntas)
Attractio(Antiegoismus)
Рис. 2. Классификация особей по пассионарно-аттрактивно-социокультурному принципу
Литература
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. 560 с.
2. Гумилев Л.Н. Начало вновь конец . М., 2001. 384с.
3. Peaget today/ Ed.by Inhelder B. Et al.-Nove. Etc.; Erlbaum, 1987. VIII, 296 p.
4. Ридль P. Раскол картины мира: Биологические основы объяснения и понимания / Реф. пер. с нем. А.В. Кезина / Современные теории познания / Под ред. Л.А. Бобровой, Л. Т. Морд-винцевой, А.И. Панченко. М.: ИНИОН, 1992. С. 130-141.
A.A. Skryabin
Epistemic-gnoseological analysis of the theory of passionarity
To make a general picture of bio-, antro-, ethno-, psychogenesis one should take into consideration the fluency of sociocultural and hereditary factors in the ontogenesis and philogenesis. The information is the general attribute of these interdependent processes. We explain the fluency a priori cognitive structures on the vital activity of one individual and the society by they regulate in the definite models the information which consists in three layers of psychics (Ego, Id, Super-Ego) determining the stereotypes of the conduct of personality.
J J J