Научная статья на тему 'Психическая адаптация обучающихся в процессе образовательной деятельности'

Психическая адаптация обучающихся в процессе образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / MENTAL ADAPTATION / CONDITIONS OF ADAPTATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлов А.П., Попов В.А.

В статье рассматривается феномен психической адаптации. Ключевой акцент в работе сделан на исследовании психологических и педагогических аспектов, которые оказывают значительное влияние на процесс адаптации обучающихся к образовательному процессу на начальном его этапе. В результате анализа различных материалов по данной теме, авторы рассматривают процесс психической адаптации как способность индивида не только и не столько приспосабливаться к определенным условиям среды, а как способность развиваться в данных условиях, как в личностном плане, так и в социальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article deals with the phenomenon of mental adaptation. The key focus of the work is on the study of psychological and pedagogical aspects, which have a significant impact on the process of adaptation of students to the educational process at the initial stage. As a result of the analysis of various materials on this topic, the authors considers the process of mental adaptation as the ability of the individual not only and not so much to adapt to certain conditions of the environment, but as the ability to develop in these conditions, as in the personal, and socially.

Текст научной работы на тему «Психическая адаптация обучающихся в процессе образовательной деятельности»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019

УДК 159.9.01

А.П. Козлов

канд. ист. наук, доцент ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: petrovich138@yandex.ru В.А. Попов курсант ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: vap888300@mail.ru

ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается феномен психической адаптации. Ключевой акцент в работе сделан на исследовании психологических и педагогических аспектов, которые оказывают значительное влияние на процесс адаптации обучающихся к образовательному процессу на начальном его этапе. В результате анализа различных материалов по данной теме, авторы рассматривают процесс психической адаптации как способность индивида не только и не столько приспосабливаться к определенным условиям среды, а как способность развиваться в данных условиях, как в личностном плане, так и в социальном.

Ключевые слова:

адаптация; социальная адаптация; психическая адаптация; условия адаптации,

образовательная деятельность.

A. P. Kozlov

Ph. D. in History, Ass. Prof., MIPT St. Petersburg, Russia Е-mail: petrovich138@yandex.ru V. А. Pоpоv Cadet, MIPT St. Petersburg, Russia Е-mail: vap888300@mail.ru

MENTAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract

The article deals with the phenomenon of mental adaptation. The key focus of the work is on the study of psychological and pedagogical aspects, which have a significant impact on the process of adaptation of students to the educational process at the initial stage. As a result of the analysis of various materials on this topic, the authors considers the process of mental adaptation as the ability of the individual not only and not so much to adapt to certain conditions of the environment, but as the ability to develop in these conditions, as in the personal, and socially.

Key words:

adaptation; social adaptation; mental adaptation; conditions of adaptation, educational activity.

Процесс психической адаптации индивида к различным условиям окружающей действительности, в целом, в том числе обучающегося на различных этапах получения образования непосредственно к образовательной деятельности требует создания определенных условий и протекает более комфортно в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019

условиях психолого-педагогического сопровождения. Учебная деятельность, являющаяся ведущей на предыдущем этапе развития, меняется на образовательную деятельность, в которой значительная часть отведена на самообразование и рассчитана на высокий уровень самоорганизации, ставит перед обучающимся массу новых задач. Роль обучающегося в вузе также предъявляет к индивиду новые требования, соответствующие новому положению в образовательной среде. А это в свою очередь вызывает необходимость развития и формирования у субъекта образовательной деятельности новых качеств как интеллектуального, так и личностного характера. В связи с этим, качественные изменения, происходящие в этот период, состоят в овладении и интериоризации обучающимся необходимых компетенций, являющихся значимыми как в данный момент в рамках образовательного процесса, так и на перспективу.

Проблема психической адаптации личности всегда находилась в центре внимания отечественной психологии. Именно в исследованиях российских ученых была впервые сформулирована идея о том, что процесс психической адаптации переживается по-разному: в зависимости от личностных и индивидуальных качеств и свойств обучающихся. Наибольшие трудности испытывают те обучающиеся, у которых на более ранних этапах онтогенеза не сформирована в достаточной степени способность к систематическому и самостоятельному обучению. Трудности психической адаптации проявляются в виде отставания в интеллектуальном развитии, в нарушениях состояния здоровья, прежде всего эмоциональной сферы, проблемах во взаимодействии и общении [1, 2]

Кроме того, большое количество педагогов, осуществляющих образовательный процесс на сегодняшний день, имеют недостаточно четкое представление о необходимости психолого-педагогического анализа адаптационного периода и не владеют навыками его осуществления. Однако включение данного компонента в образовательный процесс может содействовать преодолению возникающих трудностей психической адаптации, позволит эффективнее включиться обучающемуся в образовательную деятельность и будет способствовать его разностороннему развитию и успешному обучению [3].

В трудах современных исследователей различие в понимании определения «адаптация» связано со спецификой контекста (биологический или социальный) в рамках которого рассматривается данный термин.

С позиции биологической концепции понятие «адаптация» раскрывается как способность отдельного самостоятельного организма (системы) приспосабливаться к динамически изменяющимся условиям окружающей среды [2].

С позиции социальной концепции «адаптация» рассматривается в двояком контексте: во-первых, как активный процесс приспособления индивида к социальным условиям социума; во-вторых, как непосредственный результат этого процесса [1].

Вообще, в отечественной психологии понятие «психическая адаптация» стало предметом научного изучения с середины XX века. Результаты исследований в данном направлении позволяли ученым делать различные выводы о природе данного явления. Так, понятие «психическая адаптация», понимается В. А. Петровским как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [7]. Вместе с тем, на наш взгляд, определение, сформулированное данным автором, не выражает всей многогранности и разнообразия социального взаимодействия, происходящего в двустороннем порядке между индивидом и социальной средой.

Более аргументированной выглядит точка зрения И. А. Милославовой, которая при изучении процесса адаптации, приходит к выводу о том, что данный феномен имеет объективно-субъективный характер. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе адаптации индивид узнает и постепенно усваивает правила и нормы поведения, которые приняты в обществе, членом которого он является. И благодаря приобретению освоенных правил и стереотипов поведения индивид конструктивно адаптируется к условиям окружающей среды, которые становятся в определенный промежуток времени для него постоянными [6]. По мнению Ф. Б. Березина, процесс адаптации, в зависимости от преобладания одной из двух взаимодействующих сторон может иметь разный результат. Приспособление будет результатом адаптации в том случае, когда социальная среда более активна по отношению к приспосабливающемуся

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019

субъекту. Активная деятельность будет результатом процесса адаптации лишь в том случае, когда во взаимодействии доминирует субъект [2]. М. Р. Битянова рассматривает процесс психической адаптации в более широком контексте. По ее мнению адаптация не является лишь узконаправленным процессом приспособления индивида к эффективному взаимодействию в определенной среде. В первую очередь автор рассматривает процесс психической адаптации как формирование у индивида способности к психологическому, личностному и социальному функционированию в социуме в целом на протяжении всей своей жизни. В контексте исследуемой темы успешно адаптированным обучающимся к новой образовательной деятельности можно считать индивида, который эффективно на высоком уровне реализует свой физический, интеллектуальный и личностный потенциал в новых педагогических условиях [3].

Для описания и глубокого понимания содержания процесса адаптации в условиях образовательной деятельности необходимо рассмотреть значимые в данном контексте понятия «адаптация» и «социализация». По мнению М. С. Яницкого адаптация выступает в качестве необходимого условия, которое обеспечивает нормальную социализацию человека. Адаптация дает возможность индивиду безопасно проявлять себя и свои особенности, показывать свое отношение к другим людям, выражать свою активную жизненную позицию. На основе такого полноценного функционирования у индивида появляется возможность социально развиваться и совершенствоваться [8]. И. С. Кон считает, что социализацией называется процесс усвоения индивидом знаний, норм и ценностей, а также социального опыта в целом, на основе которого он конструктивно функционирует в определенном обществе в качестве полноправного члена [4]. Необходимо отметить, что способность индивида к психической адаптации в разнообразных условиях окружающей среды является природообусловленной. Однако такого рода способности достаточно индивидуальны и различия значительны. В результате чего один человек приспосабливается к условиям окружающей среды быстрее и легче, а другие - медленнее и с большим сопротивлением. Удовлетворенность окружающей средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта являются признаками успешной адаптации человека.

Известным отечественным исследователем Л. В. Мардахаевым процесс адаптации рассматривается как согласование трех составляющих: процесс, проявление и результат [5]. Адаптация как процесс представляет собой биологически обусловленное развитие адаптационных возможностей индивида в меняющихся условиях среды его жизнедеятельности или в конкретных условиях (семья, студенческая группа, спортивная команда и др.). Для индивида адаптация как процесс выражается в его социализации в наиболее благоприятных для него условиях, которые позволяют ему обеспечить естественную самореализацию.

Адаптация как проявление определяет типичное поведение и эффективность деятельности индивида в условиях окружающей среды, которое является отражением его приспособления к ней. По внешним проявлениям индивида можно делать выводы о степени его адаптированности к конкретным условиям среды, в которых он находится в данный период времени. В отношении личности обучающегося адаптация как проявление выражается в особенностях поведения индивида в тех или иных ситуациях, в своеобразии его поведения в различных условиях. Наблюдение за особенностями поведения обучающегося, возможность педагога менять условия среды, делать их более комфортными для обучающегося, помогает ему вырабатывать более эффективные способы приспособления к ней.

Адаптация как результат выступает как подтверждение степени приспособленности индивида к окружающей среде жизнедеятельности, к конкретным условиям, в которых он находится. В качестве критериев определения степени адаптации выступают поведение индивида, его отношения в группе, соответствие результатов его деятельности возрастным особенностям, нормам и правилам, принятым в конкретном социуме. В отношении обучающегося адаптация как результат выступает как оценка соответствия или несоответствия его социального развития возрастным особенностям и нормативным критериям.

Психическая адаптация к образовательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе понимается как не простой процесс взаимного приспособления личности к образовательной организации и наоборот. Этот процесс для обучающегося состоит в перестройке познавательной,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019

мотивационной и эмоционально-волевой сфер при переходе от различных видов деятельности к систематическому организованному обучению, самообразованию в том числе. Процесс адаптации к образовательной деятельности при благоприятных условиях заканчивается к концу первого полугодия. Эффективная адаптация индивида к обучению в вузе проявляется в сформированности новых психологических свойств и умений требованиям и нормам конкретной среды, а также в полноценном развитии в ней физического, личностного и интеллектуального ресурсов личности.

В самом общем виде все трудности, связанные с адаптацией индивида к образовательной деятельности, с изменением социальной ситуации развития, связаны со следующими моментами:

- адаптацией обучающегося к группе сверстников;

- установлением взаимоотношений с педагогами (данная трудность возникает при отсутствии у индивида способности к регуляции своей деятельности, собственных аффектов и следованию правилам);

- появлением новых требований к знаниям, умениям и навыкам обучающегося.

Исследования в данном направлении указывают на то, что психическая адаптация многоплановый процесс, составляющими которого являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Физиологическая адаптация состоит в том, что привыкая к новым условиям и требованиям, организм обучающегося проходит через ряд этапов:

1. Ориентировочный этап - процесс бурной негативной реакции всего организма индивида и значительного его напряжения в ответ на весь комплекс новых воздействий, которые связаны с началом систематического обучения. Это физиологическое сопротивление длится достаточно продолжительное время (около 1 месяца).

2. Этап неустойчивого приспособления - поиск организмом оптимальных наиболее комфортных реакций на внешние воздействия. На этом этапе организм расходует все имеющиеся ресурсы, достаточно быстро утомляется и испытывает физический дискомфорт. Этот фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса и планировании дополнительных нагрузок. К концу второго этапа организм вырабатывает более эффективные приспособительные реакции, физиологическое сопротивление первого этапа заметно снижается.

3. Этап достаточно стабильного приспособления - обнаружение организмом наиболее оптимальных вариантов приспособления к нагрузкам, которые требуют минимального напряжения всех систем. При всех видах нагрузки (интеллектуальная нагрузка при изучении новой информации, физическая нагрузка при вынужденной «сидячей» позе, психологическая нагрузка при длительном нахождении в большой группе) каждая система организма включена в работу и реагирует своим напряжением. Соответственно, при эффективной адаптационной подстройке организма от каждой его системы требуется меньше напряжения, что, в свою очередь, позволяет индивиду экономить свои ресурсы и правильно их распределять для достижения более высоких результатов в обучении при сохранении здоровья организма. Данный этап наступает на втором месяце обучения в вузе.

В результате теоретического анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу о том, что эффективному включению обучающегося в образовательный процесс вуза способствует успешная психическая адаптация. Под психической адаптацией в контексте изучаемой темы мы понимаем разносторонний и активный процесс, состоящий в формировании компетенций, позволяющих овладеть в рамках образовательной деятельности знаниями, умениями и навыками, сформировать способность к самообразованию на высоком уровне и научиться эффективно функционировать в новых социальных условиях.

Применительно к юношескому возрасту, адаптация состоит в успешном приспособлении в нескольких сферах жизнедеятельности: овладение навыками самообразования и самоорганизации, приобретение дружеских контактов со сверстниками и установление партнерских отношений с педагогами и наставниками, формирование адекватного поведения.

Таким образом, психическая адаптация в процессе образовательной деятельности выступает необходимым условием в приспособлении индивида к меняющимся условиям окружающей среды и

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019

основой его эффективного функционирования в социуме в будущем. Список использованной литературы:

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2009. № 5. -С.92-100.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. - 270 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2001. - 340 с.

4. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1973. - 352 с.

5.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 817 с.

6. Милославова И. А. Роль социальной адаптации / И. А. Милославова. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1984. - 284 с.

7. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: МГУ, 1992. - 224 с.

8. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 184 с.

© Козлов А.П., Попов В.А., 2019

УДК 159.99

Колосова Т.А.

Кандидат психологических наук, ГБОУ школа №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Мата_@тай. т

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

В статье рассматриваются варианты работы педагога-психолога в рамках психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Представлена техника принятия ребенка, описывается последовательность этапов сопровождения.

Ключевые слова

Психологическое сопровождение, расстройство аутистического спектра, работа с родителями,

детско-родительские отношения.

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

В связи с особой воспитательной ролью семьи для психологии весьма актуален вопрос о том, как максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на психическое развитие ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. И в зарубежной, и в отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что одним из ведущих факторов психического развития ребенка в условиях семейного воспитания является характер детско-родительских отношений.

Так Э.Г. Эйдемиллер отмечает, что «От особенностей взаимоотношений ребенка и родителей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение всей жизни во всех сферах [3]. Как отмечают, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, в нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.