Научная статья на тему 'Характеристики психологической адаптации лиц, находящихся в условиях лишения свободы1'

Характеристики психологической адаптации лиц, находящихся в условиях лишения свободы1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / СТРУКТУРА АДАПТАЦИИ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / LIVING ENVIRONMENT / IMPRISONMENT / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SYSTEMATICITY PRINCIPLE / ADAPTATION STRUCTURE / ADAPTATION LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гвоздев Виктор Александрович

Статья посвящена исследованию разноуровневых показателей психологической адаптации правонарушителей, находящихся в условиях лишения свободы. Условия лишения свободы неадекватны природе человека. Возникает необходимость изучения психологической адаптации человека к этим осложнённым условиям жизнедеятельности. Условия лишения свободы компонент жизненной среды правонарушителей представляют собой не только деструктивный фактор, но и ресурс, который мобилизует физические и психические силы человека. В исследовании реализуется принцип системности. Психологическая адаптация рассматривается как системная характеристика системы «человек жизненная среда» и включает в себя психофизиологический, психический, социально-психологический уровень. Представлены результаты пилотажного исследования. Выявлено снижение показателей адаптации правонарушителей на психическом уровне (эмоциональные нарушения). На социально-психологическом уровне за счёт социальной компенсации показатели психологической адаптации достигают нормативных значений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гвоздев Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Man's Psychological Adaptation in Imprisonment Conditions

The article deals with multilevel indicators of offenders' psychological adaptation in the conditions of imprisonment. The conditions of imprisonment are inadequate to human nature. There is a need to study man's psychological adaptation to these complicated conditions of living. The condition of imprisonment as a component of offenders' living environment is not only a destructive factor but a resource that mobilizes man's physical and mental strength. The study is based on the systematicity principle. Psychological adaptation is considered as a systemic feature of the system "man living environment" and consists of psycho-physiological, mental and socio-psychological levels. The study presents the results of preliminary research and emphasizes the decrease of adaptation rates on the mental level (emotional disorders). The rates of adaptation at the socio-psychological level reach normative values due to social compensation

Текст научной работы на тему «Характеристики психологической адаптации лиц, находящихся в условиях лишения свободы1»

УДК 159.923 ББК Ю 952

Виктор Александрович Гвоздев,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

Характеристики психологической адаптации лиц, находящихся в условиях лишения свободы1

Статья посвящена исследованию разноуровневых показателей психологической адаптации правонарушителей, находящихся в условиях лишения свободы. Условия лишения свободы неадекватны природе человека. Возникает необходимость изучения психологической адаптации человека к этим осложнённым условиям жизнедеятельности. Условия лишения свободы - компонент жизненной среды правонарушителей - представляют собой не только деструктивный фактор, но и ресурс, который мобилизует физические и психические силы человека. В исследовании реализуется принцип системности. Психологическая адаптация рассматривается как системная характеристика системы «человек - жизненная среда» и включает в себя психофизиологический, психический, социально-психологический уровень. Представлены результаты пилотажного исследования. Выявлено снижение показателей адаптации правонарушителей на психическом уровне (эмоциональные нарушения). На социально-психологическом уровне за счёт социальной компенсации показатели психологической адаптации достигают нормативных значений.

Ключевые слова: жизненная среда, лишение свободы, психологическая адаптация, принцип системности, структура адаптации, уровни адаптации.

Victor Aleksandrovich Gvozdev,

Graduate Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

Features of Man’s Psychological Adaptation in Imprisonment Conditions

The article deals with multilevel indicators of offenders’ psychological adaptation in the conditions of imprisonment. The conditions of imprisonment are inadequate to human nature. There is a need to study man’s psychological adaptation to these complicated conditions of living. The condition of imprisonment as a component of offenders’ living environment is not only a destructive factor but a resource that mobilizes man’s physical and mental strength. The study is based on the systematicity principle. Psychological adaptation is considered as a systemic feature of the system “man - living environment” and consists of psycho-physiological, mental and socio-psychological levels. The study presents the results of preliminary research and emphasizes the decrease of adaptation rates on the mental level (emotional disorders). The rates of adaptation at the socio-psychological level reach normative values due to social compensation.

Keywords: living environment, imprisonment, psychological adaptation, systematicity principle, adaptation structure, adaptation levels.

Характерная для последнего времени не- него происходит отчуждение человека от при-

стабильность и непредсказуемость социаль- вычных для него средовых условий. Условия

ных, экономических и политических процес- лишения свободы приобретают для правонару-

сов способствует возникновению в сознании шителя статус новых, осложнённых, условий

людей элементов «духовного вакуума» [7, с. 11; жизненной среды.

12, с. 194], что нередко приводит к преступно- Будучи включённым в эти новые для себя

му поведению. средовые условия, отягчённые многочислен-

К человеку, совершившему правонаруше- ными депривационными факторами, человек

ние, применяются социальные санкции, в их подвергается воздействию широкого спектра

числе - лишение свободы. Вследствие послед- биологических и социальных «вредностей»,

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ 6.3657.2011

© В. А. Гвоздев, 2012 253

переживает кризисные психические состояния и нуждается в психологической поддержке и реабилитации.

Условия лишения свободы не являются адекватными природе человека и существенно отличаются от его привычных параметров жизнедеятельности. Возникает необходимость психологической адаптации человека к этим новым, осложнённым условиям и ответа на вопрос о её характере и особенностях. Этим определяется актуальность изучения адаптации лиц, находящихся в осложнённых условиях - условиях лишения свободы, определяющих специфику структуры их адаптации. Именно в общих закономерностях адаптации, как считает Н. М. Сараева [9], следует искать источник и основу изменения уровня психической активности человека в соответствии с осложнёнными средовыми характеристиками его жизнедеятельности.

Осложнёнными являются особые природно-климатические, экологические и социальные характеристики жизненной среды, затрудняющие жизнедеятельность человека и обусловливающие специфику адаптационных процессов [Там же].

Существует большой массив исследований, посвящённых изучению особенностей жизнедеятельности человека, находящегося в изменённых условиях, которые часто соотносятся с понятием «экстремальные условия», «особые условия».

Необходимо отличать понятие «осложнённые условия» (жизненной среды) от понятий «особые условия» и «экстремальные условия» окружающей среды.

Под экстремальными условиями понимают крайние, весьма жёсткие условия среды, неадекватные врождённым и приобретённым свойствам организма [2]. Некоторые авторы относят к экстремальным такие условия среды, пребывание в которых ведёт к дополнительным затратам энергии, к расходованию резервных сил организма. От прочих раздражителей внешней среды экстремальные воздействия могут отличаться интенсивностью (силой), социальной или биологической значимостью, новизной или специфичностью воздействия на организм.

Понятие «осложнённые условия» (жизненной среды) необходимо также отличать от понятий «особые условия» (деятельности) и «экстремальные условия» (деятельности). Особые условия деятельности - это такие условия,

которые предъявляют повышенные требования к оператору. Такие условия называются иначе также усложнёнными или уникальными. К их числу относится: наличие факторов риска, высокая психологическая «цена» деятельности, усложнение функций оператора, увеличение темпа деятельности, монотонность работы в условиях ожидания сигнала к действиям, переработка больших объёмов и потоков информации, недостаток информации, дефицит времени на выполнение требуемых действий, ограничение двигательной активности, нарушение суточных и околосуточных ритмов и др. Особые условия деятельности предъявляют повышенные требования к человеку, что часто является причиной ошибок и срывов в его работе, неблагополучно влияют на его работоспособность и состояние здоровья. Особые условия всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстренных ситуаций.

Экстремальные условия деятельности сопряжены с постоянным действием различных чрезвычайных по сложности факторов, в том числе представляющих социальную опасность. У субъекта деятельности в экстремальных условиях деятельности возникают негативные функциональные состояния типа динамического рассогласования (стресс, монотония, сильное утомление и пр.), отрицательно сказывающиеся на регуляции деятельности.

Осложнённые условия жизненной среды, на наш взгляд, входят в категорию особых условий окружающей среды. Второе понятие шире по объёму в силу того, что понятие «окружающая среда» шире понятия «жизненная среда».

Понятие «жизненная среда» обозначает совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми происходит развитие организма и психики индивида, многих людей (Г. А. Ковалев, 1993; В. И. Панов, 2001; М. Черноушек, 1989;

В. А. Ясвин, 1997).

Это понятие отвечает замыслу настоящего исследования, заключающегося в понимании условий лишения свободы не только как деструктивного фактора, обусловливающего снижение основных психических и психологических параметров психики человека (изменение адаптации в сторону её ослабления), но и как определённого ресурса, который мобилизует жизненные, в том числе психические, силы человека (изменение адаптации в сторону её укрепления, оптимизации). Ведь условия ли-

шения свободы, являясь компонентом жизненной среды правонарушителя, включают в себя не только социальную изоляцию, депривирую-щую многочисленные потребности человека, но и большое число других средовых компонентов, которые уравновешивают, бесспорно, негативные последствия жизнедеятельности человека в условиях социальной изоляции.

Криминальная субкультура, например, как неизменный атрибут тюремного заключения, альтернативным (по отношению к деятельности администрации учреждения) образом регулирует жизнедеятельность правонарушителей посредством обширной системы правил и норм поведения. В сочетании с жёстким распорядком жизни, установленным администрацией учреждений специального типа, регулятивные механизмы криминальной субкультуры вносят в жизнь человека, совершившего правонарушение, дисциплину, регламентируют его поступки.

Жизнедеятельность лиц, находящихся в условиях социальной изоляции, осуществляется посредством процессов адаптации. Теоретическая разработка проблемы адаптации является наиболее сложной в современной психологической науке.

В литературе, посвящённой проблеме адаптации, подчёркивается сложность и мно-гоаспектность данного явления, недостаточная разработанность понятийного аппарата. Как правило, отдельные исследования проблемы адаптации сосредоточены на изучении взаимодействия индивида с каким-либо отдельным фактором или комплексом однородных факторов среды. Отсюда принято говорить о разных видах адаптации (производственной, культурной, адаптации к новому коллективу, различным экстремальным условиям и т. д.)

Многообразие понятий адаптации связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая и т. д. адаптация). В связи с таким широким пониманием адаптации в сферу научного интереса исследователей попадают, по сути, многочисленные характеристики двух взаимодействующих систем - человека и его окружения (природного и социального), объединённых, в свою очередь, в систему следующего более высокого порядка - «человек - жизненная среда». Но психика человека, находящегося в условиях лишения свободы, в рамках данной системы в отечественной науке не рассматривалась.

Необходимость преодоления ограничений, вызванных использованием различных, порой противоречивых теоретико-методологических подходов к проблеме адаптации, достаточно давно осознана исследователями, в связи с чем повышается актуальность поиска и применения новых теоретических и методологических подходов к её изучению с целью избежания разделения и противопоставления компонентов в системе «человек - жизненная среда».

Изучение адаптации в условиях лишения свободы как пластичных, многомерных и системных явлений требует применения адекватной методологии. В качестве таковой назовем методологию системного подхода.

Согласно методологии системного подхода, природа психического раскрывается посредством анализа систем, к которым принадлежит человек и внутри которых осуществляется его развитие; изучения системных отношений между человеком и окружающей его средой [4; 5 и др.]. Необходимость системного изучения приспособительной активности человека к условиям окружающей его среды подчёркивалась многими исследователями.

Г А. Балл, например, в своих работах, направленных, главным образом, на изучение адаптации человека к социальной среде, отмечает системный характер адаптации, понимая её как «взаимодействие между компонентами реальных систем» [1, с. 94]. В таком взаимодействии автор выделяет «активную подсистему (например, организм или субъекта) и среду», в которой эта система функционирует. При исследовании взаимодействия индивида с социальной средой надо учитывать «многослойное строение обоих компонентов системы «индивид - среда», пишет Г. А. Балл.

Опираясь на положения системного подхода к изучению социальной адаптации личности, М. В. Ромм утверждает, что «адаптивная система принадлежит к классу самоуправляемых, функциональных, иерархически организованных систем открытого типа, осуществляющих свою деятельность на основе информационного принципа обратной связи, и позволяет учесть весь комплекс социокультурных, экономических, политических и психологических факторов и влияний на характеристики приспособительного процесса личности в социуме» [8, с. 18].

Предложенное И. А. Милославовой определение социальной адаптации базируется на

понимании адаптации как системного явления, обеспечивающего индивиду включение в систему общественных отношений в ходе осуществления специфических форм деятельности. Социальная адаптация, по Милославовой, позволяет личности «активно включаться в различные структурные элементы социальной среды» и даёт возможность «успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [6, с. 5].

По мнению Е. К. Завьяловой, системный подход «позволяет преодолеть искусственное разделение видов и уровней адаптации и уточнить понятие адаптации» [3, с. 59]. Адаптация, по Е. К. Завьяловой, представляет собой «целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой» [Там же].

Системный подход реализует принцип системности в психологических исследованиях. Значительный интерес представляет вариант реализации принципа системности в экопсихологических исследованиях. В. И. Панов считает, что «исходным для экологопсихологических исследований является представление о том, что психические процессы, состояния и сознание, психическое развитие, обучение и поведение человека, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи конкретного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т. п.) и природой в целом, то есть вне системы «индивид - окружающая среда» [7, с. 19].

В работах Н. М. Сараевой, А. А. Суханова [10] с системных позиций изучаются последствия длительного воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной среды (в единстве её природной и социальной составляющих). Опираясь на положения А. Н. Леонтьева [4], авторы рассматривают психику как «подсистему организации целостного человека, реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (связанных с биологическим уровнем), разные отношения со средой, и как компонент системы “человек - жизненная среда” (природная и социальная)» [10, с. 97].

В изменённой, осложнённой среде реализация этих отношений приобретает форму психологической адаптации, которая представляет собой системную характеристику системы «человек - жизненная среда».

Психологическая адаптация не сводится только к изменению (перестройке) биологических, психических, социальных свойств человека в соответствии со средовыми требованиями и не детерминируется только параметрами внешней жизненной среды (природной или социальной). Психологическая адаптация является продуктом взаимодействия, соотношения компонентов указанной выше системы.

С системных позиций можно дать следующее определение психологической адаптации. Это процесс и результат приспособления человека к средовым условиям на уровне целостной психики в системе «человек - жизненная среда» с целью сохранения её динамического равновесия [11].

Авторами предлагается методология, адекватная поставленной в нашем исследовании проблеме, а используемый вариант реализации системного подхода представляется наиболее методологически стройным и последовательным. Применяемый понятийный аппарат («психологическая адаптация», система «человек - жизненная среда», «системное строение психики человека») позволяет проанализировать основные аспекты проблемы адаптации человека в условиях лишения свободы, учесть в исследовании одновременно и человека, и его окружение тем самым, интегрировать накопленные в науке достаточно разрозненные представления об их взаимодействии.

Целостная психологическая адаптация людей, совершивших правонарушение и находящихся в условиях лишения свободы, представляет собой систему. Моделируя её структуру, выделяют её психофизиологический, психический и социально-психологический уровень.

Согласно гипотезе нашего исследования, человек, находящийся в условиях лишения свободы, будет адаптирован к данным условиям, так как его жизнедеятельность не прекращается. Общий уровень психологической адаптации может быть разным, в том числе и высоким. Мы предполагаем, что в структуре психологической адаптации будут обнаружены деформации следующего характера: ожидается смещение показателей в обе стороны от диапазона средней нормы (оптимума) на психофизиологическом и психическом уровнях психологической адаптации. Вследствие действия механизмов социальной компенсации возможно достижение нормативных (средних) показателей на социально-психологическом уровне психологической адаптации.

Для подтверждения гипотезы проводится эмпирическое исследование. В данной статье представлены материалы, полученные на этапе пилотажного исследования. Выборку составили лица, совершившие правонарушение и осуждённые к лишению свободы, в количестве 50 чел. Продолжительность сроков заключения варьировалась от 3 до 12 лет лишения свободы. Возраст лиц, составляющих выборку, 30 ± 10 лет. Образовательный уровень, социальный статус не учитывался.

В исследовании были получены показатели психического и социально-психологического уровня психологической адаптации. Показателями психического уровня адаптации выступили эмоциональные характеристики личности. Показателем социально-психологического уровня адаптации выступала такая личностная переменная, как жизнестойкость, представляющая собой конструкт, характеризующий меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность.

В исследовании использовались такие методы, как беседа с осуждёнными, опрос (личностный опросник Г. Шмишека) и тестирование (тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой).

У большинства обследованных (84 %) были обнаружены те или иные негативные изменения эмоциональной сферы, представленные широким спектром нарушений (показатели выше нормативных по шкалам личностного опросника Г. Шмишека: «Возбудимость», «Дистимность», «Циклотимность») в виде повышенной лабильности эмоций с частыми колебаниями настроения и преобладанием дис-тимных состояний, высокого уровня раздражительности, тревожности и др.

Результаты показывают, что на психическом уровне психологической адаптации существует тенденция к снижению адаптационных показателей опрошенных. Вместе с тем, у этих же лиц при помощи теста жизнестойкости

С. Мадди был выявлен достаточно высокий уровень жизнестойкости (у 94 % испытуемых общий балл жизнестойкости колебался в пределах 68-95), что может свидетельствовать об активизации личностных механизмов, компенсирующих ослабление психического уровня адаптации (нарушений эмоциональной сферы) за счёт повышения адаптивных возможностей на социально-психологическом уровне. В беседе с осуждёнными эти предположения в определённом смысле подтвердились. Так, например, были уточнены некоторые аспекты их жизнедеятельности и адаптации в связи с изменившимися (по сравнению с жизнью на свободе) средовыми условиями. Выяснилось, что условия лишения свободы структурированы таким образом, что обеспечивают заключённым удовлетворение различных потребностей (хотя и в ограниченном виде). В их числе: занятость за счёт включения в трудовую деятельность, общение, досуг, оказание различных видов помощи, в том числе и психологической помощи. Условия лишения свободы оказывают влияние на высшие психологические структуры личности правонарушителей (ценностные, смысловые): в репликах осуждённых часто звучат темы искупления вины, лучшего будущего по окончании срока наказания, самосовершенствования, декларируются социально одобряемые ценности.

Таким образом, в результате пилотажного исследования обнаружено снижение адаптационных показателей у правонарушителей на психическом уровне психологической адаптации. Это снижение заключается в различных проявлениях в сфере эмоций (неустойчивость фона настроения, раздражительность, высокий уровень тревожности и др.). Наряду с этим, на социально-психологическом уровне за счёт действия механизмов социальной компенсации (включённость в трудовую деятельность, получение различных видов помощи, общение и др.) выявлено укрепление приспособительной активности.

Список литературы

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 93-100.

2. Гора Е. П. Экология человека. М.: Дрофа, 2007. 544 с.

3. Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 2001. Вып. 40. С. 55-60.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.

6. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1974. 24 с.

7. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

8. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

9. Сараева Н. М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области): монография. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 175 с.

10. Сараева Н. М., Суханов А. А. Обоснование необходимости применения принципа системности в экопсихологическом исследовании // Гуманитарный вектор. 2010. № 1. С. 96-98.

11. Сараева Н. М., Суханов А. А. Показатели психофизиологического и психического уровня психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 234-239.

12. Франкл В. Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.

Spisok literatury

1. Ball G. A. Ponjatie adaptacii i ego znachenie dlja psihologii lichnosti // Voprosy psihologii. 1989. № 1. S. 93-100.

2. Gora E. P. Jekologija cheloveka. M.: Drofa, 2007. 544 s.

3. Zav'jalova E. K. Psihologicheskie mehanizmy social'noj adaptacii cheloveka // Vest-nik Balti-jskoj pedagogicheskoj akademii. SPb., 2001. Vyp. 40. S. 55-60.

4. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 304 s.

5. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Nauka, 1984. 444 s.

6. Miloslavova I. A. Ponjatie i struktura social'noj adaptacii: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. L., 1974. 24 s.

7. Panov V I. Jekologicheskaja psihologija: opyt postroenija metodologii. M.: Nauka, 2004. 197 s.

8. Romm M. V. Adaptacija lichnosti v sociume: teoretiko-metodologicheskij aspekt. No-vosi-birsk: Nauka, 2002. 275 s.

9. Saraeva N. M. Psihologicheskij status cheloveka, zhivuwego na jekologicheski neblago-po-luchnoj territorii (v Chitinskoj oblasti): monografija. M.: Izd-vo LKI, 2008. 175 s.

10. Saraeva N. M., Suhanov A. A. Obosnovanie neobhodimosti primenenija princi-pa sistemnosti v jekopsihologicheskom issledovanii // Gumanitarnyj vektor. 2010. № 1. S. 96-98.

11. Saraeva N. M., Suhanov A. A. Pokazateli psihofiziologicheskogo i psihicheskogo urovnja psihologicheskoj adaptacii cheloveka v uslovijah zhiznennoj sredy Zabajkal'skogo kraja // Uchjonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Cher-nyshevskogo. 2010. № 5. S. 234-239.

12. Frankl V. Je. Osnovy logoterapii. Psihoterapija i religija. SPb.: Rech’, 2000. 286 s.

Статья поступила в редакцию 01.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.