Научная статья на тему 'Факторы социокультурной адаптации'

Факторы социокультурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
854
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / СТРУКТУРА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / STRUCTURE ADAPTATION / ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ / SOCIOCULTURAL ADAPTATION FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Е.Н., Соловьева Л.В.

В статье предпринята попытка анализа существующих подходов в современной психологической науке к сущности и содержанию понятия адаптация и социокультурная адаптация личности с позиций бихевиоризма, интеракционизма и психоаналитической концепции. Выявлены различные теоретические обоснования структурных компонентов процесса социокультурной адаптации личности, предложенных отечественными учеными. Рассмотрены различные обоснования и взгляды на содержание и систематизацию факторов, активизирующих и развивающих процесс социокультурной адаптации личности и влияющих на него на субъективном и объективном уровнях. Сделаны выводы о дальнейших перспективах и направлениях научного исследования вопроса, связанного с процессом социокультурной адаптации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миронова Е.Н., Соловьева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS SOCIO-CULTURAL ADAPTATION

In the article the authors make an attempt to analyze existing approaches in modern psychological science to the basics and contents of a concept of adaptation and socio-cultural adaptation of a personality from the standpoint of behaviorism, interactionism and psychoanalytic concepts. The work identify various theoretical justification of the structural components of the process of socio-cultural adaptation of a personality, proposed by Russian scientists. The work reviews various studies and views on the contents and systematization of factors that activate and develop the process of socio-cultural adaptation of personality and factors influencing on the subjective and objective levels. Conclusions are made about the future prospects and directions of research associated with the process of socio-cultural adaptation of a personality.

Текст научной работы на тему «Факторы социокультурной адаптации»

12. Калягин А. Зачем современной России театр? Какое место в обществе сегодня государство отводит театру. Культура. 2006: 14 - 20 сент.

References

1. Sovremennoe rossijskoe obschestvo: problemy i perspektivy. T. Zaslavskaya. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2004; 5: 5 - 15.

2. Donchenko E.A. Sovremennoe obschestvo i chelovecheskie cennosti. Menedzhmentikadry: psihologiya upravleniya, socionika isociologiya. 2011; 11: 49 - 55.

3. Nurgalieva S.F. Formirovanie nravstvennoj kul'tury v sovremennom obschestve. Alma Mater: Vestnik vysshejshkoly. 2012; 3: 73 - 76.

4. Bodrijyar Zhan. Obschestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. Perevod s francuzskogo, posleslovie i primechaniya E.A. Samarskoj. Moskva: Respublika; Kul'turnaya revolyuciya, 2006. (Mysliteli XX veka).

5. Panfilova E.V. Cennosti kul'tury dosuga studencheskoj molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Molodoj uchenyj. 2012; 8: 278 - 283.

6. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 9 t. Moskva: Iskusstvo, 1990. T. 3. Rabota aktera nad soboj. Ch. 2: Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploscheniya: materialy k knige. Obschaya redakciya A.M. Smelyanskogo.

7. Levshin M.A. Akter v sovremennom teatre. ZhurnalKomedianty. 2015; 2.

8. Svechnikova Yu.A. Svobodnoe vremya v zhizni studenta. Molodoj uchenyj. 2012; 2: 227 - 231.

9. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya imezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009. Seriya «Mastera psihologii».

10. Lisina M.I. Problemy ontogeneza obscheniya. NII obschej i pedagogicheskoj psihologii APN SSSR. Moskva: Pedagogika, 1986.

11. Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU. Chast' XI. Pyatigorsk: PGLU, 2015. Portalpsihologicheskih izdanij. PsyJournals.ru. http:// psyjournals.ru/authors/a19427.shtml

12. Kalyagin A. Zachem sovremennoj Rossii teatr? Kakoe mesto v obschestve segodnya gosudarstvo otvodit teatru. Kul'tura. 2006: 14 - 20 sent.

Статья поступила в редакцию 01.06. 16

УДК 316.6

Mironova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Socio-Economic Disciplines, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), Е-mail: mironovbor@mail.ru

Solovyova L.V., psychologist of the group of psychological work, Department of Moral-Psychological Support of Department on Work with Personnel, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), Е-mail: lora-001978@mail.ru

FACTORS SOCIO-CULTURAL ADAPTATION. In the article the authors make an attempt to analyze existing approaches in modern psychological science to the basics and contents of a concept of adaptation and socio-cultural adaptation of a personality from the standpoint of behaviorism, interactionism and psychoanalytic concepts. The work identify various theoretical justification of the structural components of the process of socio-cultural adaptation of a personality, proposed by Russian scientists. The work reviews various studies and views on the contents and systematization of factors that activate and develop the process of socio-cultural adaptation of personality and factors influencing on the subjective and objective levels. Conclusions are made about the future prospects and directions of research associated with the process of socio-cultural adaptation of a personality.

Key words: adaptation, sociocultural adaptation, structure adaptation, sociocultural adaptation factors.

Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: mironovbor@mail.ru

Л.В. Соловьева, психолог группы психологической работы отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: lora-001978@mail.ru

ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье предпринята попытка анализа существующих подходов в современной психологической науке к сущности и содержанию понятия адаптация и социокультурная адаптация личности с позиций бихевиоризма, интеракционизма и психоаналитической концепции. Выявлены различные теоретические обоснования структурных компонентов процесса социокультурной адаптации личности, предложенных отечественными учеными. Рассмотрены различные обоснования и взгляды на содержание и систематизацию факторов, активизирующих и развивающих процесс социокультурной адаптации личности и влияющих на него на субъективном и объективном уровнях. Сделаны выводы о дальнейших перспективах и направлениях научного исследования вопроса, связанного с процессом социокультурной адаптации личности.

Ключевые слова: адаптация, социокультурная адаптация личности, структура адаптации личности, факторы социокультурной адаптации.

Понятие «адаптация», что в переводе с латинского означает приспособление, устраивание, применяется в самых разнообразных отраслях современного знания. Примером может служить биология, где адаптация рассматривается, как способность организма подстраиваться к изменяющимся условиям внешней среды и выступает элементом инстинкта выживания. По аналогии, схожие значения этого термина с учетом специфики научного знания встречаются в философии, социологии, физике. В современной психологии существует несколько подходов к данному понятию. В наиболее общем представлении адаптация рассматривается как сложный внутренний мотив, активизирующий процесс принятия или отторжения личностью каких-либо условий или факторов, и участвующий в формировании ответных действий на изменение в желаемом для личности направлении. При этом адаптация может проявляться как на субъективном, так и на объективном уровнях. Соответственно, объективный уровень выражается через способность личности формировать социально-приемлемую систему взаимодействия с окружающим обществом и средой в целом в со-

ответствии с ролевыми ожиданиями других. На субъективном уровне адаптация проявляется через адекватное личностное восприятие внешнего мира и собственного «Я», выражающееся в способности к различным видам деятельности (обучение, профессиональный труд, организация себя во времени и пространстве в целом).

Социокультурная адаптация процесс сложный и многоплановый. Его сложность заключается в учёте множества условий и параметров, средств и возможностей, которые личность использует для приспособления к новым для нее условиям. Многоплановость же предстает в свете рассмотрения самого процесса адаптации. Как правило, в адаптационный период задействуется ни одно свойство личности, а вся её структура, так как она целостна и не может участвовать в приспособлении только одной какой-то своей частью. В связи с этим следует рассмотреть более подробно сам процесс адаптации: этапы, структуру и факторы социокультурной адаптации.

Современные учёные [1 - 4] выделяют следующие этапы социокультурной адаптации:

- целенаправленный конформизм характеризуется внутренней психо-физиологической перестройкой личности. Личность осознает изменения, знает, как действовать, но внутренне не принимает новую систему ценностей окружающей среды;

- обоюдная терпимость выражается в проявлении толерантности и со стороны личности и со стороны новой социальной среды или группы на уровне ценностей и поведения;

- взаимные уступки возникают как часть терпимого отношения и выражается в готовности с обеих сторон к компромиссному поведению;

- полное приспособление выражается через отказ личности от своих прежних взглядов и ценностей и принятии новых ценностей.

Как любой динамичный процесс адаптация должна иметь свою структуру. В данном направлении проведено множество научных исследований по самым разнообразным основаниям такими учеными как Л.Л. Шпак (структурирование определяет связь субъекта и особенности условий социокультурной среды), С.А. Шапкин и А.Г. Дикая, работающие в этом же направлении, ввели применительно к адаптации понятие «ресурсы». В работах П.С. Кузнецова используется такое понятие как «комплексная адаптация». При этом под комплексной адаптацией понимается некая актуализированная часть общей адаптации, а в структуру адаптации вводятся потребности личности и других людей. В работах И.А. Милославовой, выделены разновидности адаптации: профессиональная (учебная, трудовая), бытовая (брачная, соседско-приятельская), политико-правовая и т. д.

В ходе анализа различных мнений по вопросу условий влияющих на адаптацию личности было установлено, что факторы адаптации - это условия, влияющие на значение показателей адаптации [5]. В современной психологической науке по этому направлению условно выделены следующие подходы: изучение одного фактора (Н.М. Ибрагимова, А.А. Кирильцева, С.Г. Марков-кина); рассмотрение нескольких факторов без их типизации по группам (Т.Н. Вершинина); использование систематизации факторов по какому-то конкретному признаку (П.С. Кузнецов).

Пожалуй, самой распространенной и наиболее обоснованной выступает классификация факторов социокультурной адаптации личности по средовому основанию. Различают, соответственно, внешние факторы, выражающие условия окружающего социума, и внутренние, представляющие собой индивидуально-личностные свойства и их возможности. Иными словами, внешние факторы могут объединять целые комплексы условий окружающей действительности, например, по видам деятельности (трудовой, профессиональной, общественной и т. д.). Тогда как внутренние факторы обуславливаются половозрастными особенностями, социальными ролями личности в семье, её ценностными установками и направленностью, активностью, способностями, характером и другими индивидуальными особенностями. Таким образом, внутренние и внешние факторы социокультурной адаптации личности объясняют процесс активизирующий формирование внутренних устойчивых предпосылок к ответным действиям на раздражители.

Ещё одно направление в классификации факторов социокультурной адаптации личности вызывает интерес. В основе подхода используется время воздействия условий на личность. В связи с чем, различают ведущие и временные факторы. При этом, степень воздействия у первой группы более приоритетная, так как они влияют на адаптацию в течение всего периода ее формирования. Вторая группа действует перманентно и оказывает менее заметное воздействие. Данная группа выполняет функции сопутствующие и способствует получению более глубокого и устойчивого результата в процессе адаптации.

Следующее основание в классификации факторов социокультурной адаптации личности представлено качественно-количественной характеристикой. При таком подходе интересующий фактор рассматривается с позиции его наличия или отсутствия, степени его воздействия на механизм адаптации. Данное направление разработано Н.М. Ибрагимовой, А.А. Кирильцевой, С.Г. Марковкиной.

Интересная классификация предложена П.С. Кузнецовым. Им выделено семь комплексных факторов, определяю-

Библиографический список

щих становление личности и её деятельность: экономический (материальный), регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный, самосохранение, самореализация. Перечисленные условия почти не зависят друг от друга и могут лишь косвенно влиять на качество удовлетворения потребностей. При этом каждый комплексный фактор включает в себя группу частных условий, обеспечивающих эффективность удовлетворения той или иной надобности. Например, материальный фактор представлен в денежном эквиваленте. Причём источник денег в данном случае не имеет значения, если только не учитывать нравственную компоненту, которая обеспечивает регулятивную группу факторов и самосохранение. Кроме названного условия самосохранение включает безопасность личности на социальном и биологическом уровнях, а регулятивный отражает психофизиологические аспекты жизнедеятельности организма. В основе воспроизводственного фактора лежит инстинкт продолжения рода и связанные с ним сексуальные потребности, которые реализуются через интимные отношения, создание семьи, рождение детей и т. д. Группа коммуникативных факторов реализует потребности человека в общении, отражает глубину и круг общения, социальный статус личности. Когнитивные факторы обеспечивают познавательные потребности человека, развитие интеллекта, кругозора, получение образования, профессии. И наконец, факторы самореализации наиболее сложная группа, которая может включать в себя любой из перечисленных выше комплексов, при одном условии - потребность превращается в ценность. Комплекс факторов самореализации определяется через понятие «творение», «достижение», «мастерство», «власть», «авторитет», «престиж». Подход П.С. Кузнецова к классификации факторов адаптации, с нашей точки зрения, показывает адаптивный процесс как целостный, поскольку предпринята попытка рассмотрения адаптации как системного процесса, т. е. условия изучаются во взаимосвязи другими структурами личности, в частности с точки зрения потребностной сферы индивида.

Наиболее общую классификацию факторов адаптации предлагает М.С. Бережная. Эта группа получила название «факторы воздействия», к ней отнесены: особенности самоопределения на различных возрастных этапах развития личности; окружение (друзья, семья, учителя, коллеги и т. д.), жизненные события и обстоятельства, мотивация и поставленные жизненные цели (или их размытость), особенности жизненного выбора, присутствие положительного или отрицательного примера, особенности прохождения жизненных кризисов, жизненные ценности личности, уровень сформированности «Я-концепции» личности» [5, с. 149].

Рассмотренные подходы к существующим классификациям факторов адаптации показали, что единой теории структуры адаптации личности не существует, а представленные направления рассматривают адаптационный процесс лишь только с позиций конкретных условий, не учитывая при этом возможное воздействие других факторов. Более того, на основе проведенного анализа можно выделить следующие виды социокультурной адаптации личности:

1. Конструктивная и деструктивная в зависимости от изменений в структуре личности.

2. Принудительная и добровольная в зависимости от характера осуществления адаптации.

3. По деятельностной среде различают адаптацию трудовую, семейную, бытовую, правовую, психологическую, экономическую и т. д.

4. Внешняя и внутренняя в зависимости от направления воздействия адаптации.

5. В зависимости от структуры адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.

6. По новизне предпринимаемых усилий адаптация может быть первичной и вторичной.

Таким образом, для наиболее глубокого и полного понимания процесса социокультурной адаптации личности необходимо рассматривать весь механизм воздействия на него со стороны групп факторов субъективного и объективного уровней, а также учитывать весь комплекс структурных компонентов данного процесса, их направленность и обусловленность.

1. Уотсон Дж. Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке. Перевод с английского П. Петровой. Москва , 2010.

2. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y, 1958.

4. Богатырева О.В. Проблемы межкультурной коммуникации народов Северного Кавказа. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4.

5. Бережная М.С. Влияние кино и телевидения на социокультурную адаптацию личности (к вопросу создания образовательных адаптирующих телевизионных программ для детей и молодёжи). Педагогика искусства. 2015; 4.

References

1. Uotson Dzh. Izbegajte zanudstva. Urokizhizni, prozhitoj vnauke. Perevod s anglijskogo P. Petrovoj. Moskva , 2010.

2. Shibutani T. Social'naya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

3. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y, 1958.

4. Bogatyreva O.V. Problemy mezhkul'turnoj kommunikacii narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 4.

5. Berezhnaya M.S. Vliyanie kino i televideniya na sociokul'turnuyu adaptaciyu lichnosti (k voprosu sozdaniya obrazovatel'nyh adaptiruyuschih televizionnyh programm dlya detej i molodezhi). Pedagogika iskusstva. 2015; 4.

Статья поступила в редакцию 07.06.16

УДК 378.01

Nordman I.B., senior teacher, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: nordman.i@inbox.ru

INTERACTION OF EDUCATIONAL PARADIGMS IN THE FIELD OF COMMUNICATION METHOD WHILE ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A UNIVERSITY. The article discusses the importance of communication way in the educational process for fulfilling of training of good quality. The paper shows the importance of the way of communication changing in the educational process in connection with the development and penetration into all areas of social life of information technology. Interaction of educational paradigms of traditional and innovative directions in the field of communication method is discussed at the level of classroom and students' independent work, control and evaluation activities, students' scientific and research work as well as training and educational work in a higher education school. The author defines roles of traditional and innovative educational concepts in the field of various activities in a university. The work emphasizes the importance of maintaining the traditional communication method while increasing role of innovation method of communication for the purpose of efficient organization of the educational process. Potential problems are shown, associated with the mismatching of the used communication methods and the general educational concept. The work offers possible solutions of the related problems.

Key words: classroom work, control and assessment activities, communication method, students' research work, students' independent work, training and educational work.

И.Б. Нордман, ст. преп. Тюменского индустриального университета, г. Тюмень, E-mail: nordman.i@inbox.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ОБЛАСТИ СПОСОБА КОММУНИКАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье рассматривается значение способа коммуникации в процессе образования для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение изменения способа коммуникации в процессе обучения в связи с развитием и проникновением во все области общественной жизни информационных технологий. Взаимодействие образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений в области способа коммуникации рассмотрено на уровне аудиторной и самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочной деятельности, на уровне научно-исследовательской работы студентов и учебно-воспитательной работы в вузе. Показаны определяющая и дополняющая роли традиционной и инновационных образовательных концепций в различных видах деятельности в вузе. Подчёркивается значение сохранения традиционного способа коммуникации при увеличивающейся роли инновационного для эффективной организации образовательного процесса. Показаны возможные проблемы, связанные с несоответствием применяемых способов коммуникации и общей концепции образования. Предложены возможные решения связанных с этим проблем.

Ключевые слова: аудиторная работа, контрольно-оценочная деятельность, научно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов, способ коммуникации, учебно-воспитательная работа

Процессы информатизации активно внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, существенно влияя на сознание людей и их поведение. В этой связи возможно говорить о новом понимании общества [1], поскольку изменения в способах коммуникации происходят на уровне всех составляющих общественной жизни и предполагают также и изменения в организации видов деятельности в ней. В связи с этим сфере образования, в том числе высшего, как области социокультурного и профессионального развития личности, предстоит организовывать свое образовательно-информационное пространство. Коммуникации в вузе является той средой, в которой проявляется и выходит в действительность приобретенное знание, способствуя в дальнейшем «упорядоченному свободному развитию» каждого в отдельности [2]. При всем положительном влиянии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на процесс образования, важно понимать невозможность их простого добавления в привычный учебный процесс. Принимая во внимание масштаб изменений в общественной жизни, обусловленный развитием ИКТ, возникает необходимость замены привычной образовательной парадигмы одной или несколькими, позволяющими органично использовать возможности ИКТ на всех уровнях организации образовательной деятельности в вузе. Создаваемая в вузе с помощью ИКТ информационно-образовательная среда должна способствовать формированию целостного мышления и мировоззрения обучающегося, ориентировать его на поиск системных

связей и закономерностей, на развитие его независимого творческого мышления, на поиск системных связей и закономерностей [3], тем самым интегрируя личность обучающегося в вузовское сообщество и культуру.

Следовательно, значение способа коммуникации в условиях взаимодействия образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений требует повышенного внимания и будет рассмотрено далее на уровне основных видов деятельности в вузе с целью выявления возможных проблем сочетания различных концепций образования в области способа коммуникации в образовательном процессе.

Способом коммуникации при организации аудиторной работы является как традиционный (информационные стенды, получение информации от преподавателя, от кураторов групп, от методистов), так и инновационный. В области организации процесса обучения инновационный способ коммуникации проявляется в запросе и получении необходимой информации через информационно-коммуникационные сети, в том числе через официальный сайт вуза. В области содержания образования -в общении с преподавателями через информационно-коммуникационные сети и в усвоении содержания обучения не путем получения студентом информации, а в процессе собственной деятельности студента по овладению этим содержанием [4, с. 32]. Говорить об определяющей роли какого-либо их способов коммуникации здесь не представляется возможным, поскольку боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.