Научная статья на тему 'Прп. Симеон Новый богослов гимн 40 исповедание благодати даров Божиих. Здесь же и о том, как писавший сие отец находился под воздействием св. Духа. Также и учение, глаголанное Богом, о том, что подобает делать человеку, чтобы улучить спасение спасаемых'

Прп. Симеон Новый богослов гимн 40 исповедание благодати даров Божиих. Здесь же и о том, как писавший сие отец находился под воздействием св. Духа. Также и учение, глаголанное Богом, о том, что подобает делать человеку, чтобы улучить спасение спасаемых Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ / "ГИМНЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ" / 40-Й ГИМН / ИСТОРИЧЕСКИЙ ХРИСТОС / САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ ХРИСТОС / СТРАСТНЫЙ ПУТЬ (ПУТЬ СТРАДАНИЙ) / ST. SYMEON THE NEW THEOLOGIAN / THE HYMNS OF THE DIVINE LOVE / THE 40TH HYMN / HISTORICAL CHRIST / SACRAMENTAL CHRIST / THE WAY OF PASSIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Дмитрий Игоревич

Представленная публикация посвящена переводу и комментарию 40 гимна из «Гимнов Божественной любви» св. Симеона Нового Богослова (ок. 949-1022), величайшего византийского мистика и богослова Божественного света и любви Божией к людям. Гимн посвящен теме крестного пути, которым необходимо следовать христианину, если он хочет сподобиться от Бога прославления и обожения. В этом христианин следует за Самим Господом. В небольшой вступительной заметке подчеркивается, что св. Симеон никогда не отделял «исторического» Христа Страстей и Воскресения от «сакраментального», т. е. от Его Святых Тела и Крови, преподаваемых верным в таинстве Евхаристии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYMNS OF THE DIVINE LOVE. HYMN XL. A CONFESSION OF THE GRACE OF GOD’S GIFTS

The article is dedicated to the commented translation of the 40th Hymn of the Divine Love of St. Symeon the New Theologian (ca. 949-1022), the greatest Byzantine mystic and theologian of the Divine Light and Love. The topic of the Hymn is the confession of the necessity for a Christian to follow the path of Christ’s Passions, if he or she wants to be glorified and deified by God. It is underlined in the short introductory article by D. Makarov that St. Symeon has never dissociated the ‘historical’ Christ of the Passions and of the Resurrection from the ‘sacramental’ One, i. e., from His Holy Body and Blood of the Eucharist.

Текст научной работы на тему «Прп. Симеон Новый богослов гимн 40 исповедание благодати даров Божиих. Здесь же и о том, как писавший сие отец находился под воздействием св. Духа. Также и учение, глаголанное Богом, о том, что подобает делать человеку, чтобы улучить спасение спасаемых»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 281-288

ПУБЛИКАЦИИ

Прп. Симеон Новый Богослов

ГИМН 40

ИСПОВЕДАНИЕ БЛАГОДАТИ ДАРОВ БОЖИИХ. ЗДЕСЬ ЖЕ И О ТОМ, КАК ПИСАВШИЙ СИЕ ОТЕЦ НАХОДИЛСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СВ. ДУХА. ТАКЖЕ И УЧЕНИЕ, ГЛАГОЛАННОЕ БОГОМ, О ТОМ, ЧТО ПОДОБАЕТ ДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ УЛУЧИТЬ СПАСЕНИЕ СПАСАЕМЫХ

Представленная публикация посвящена переводу и комментарию 40 гимна из «Гимнов Божественной любви» св. Симеона Нового Богослова (ок. 949-1022), величайшего византийского мистика и богослова Божественного света и любви Божией к людям. Гимн посвящен теме крестного пути, которым необходимо следовать христианину, если он хочет сподобиться от Бога прославления и обожения. В этом христианин следует за Самим Господом. В небольшой вступительной заметке подчеркивается, что св. Симеон никогда не отделял «исторического» Христа Страстей и Воскресения от «сакраментального», т. е. от Его Святых Тела и Крови, преподаваемых верным в таинстве Евхаристии.

Keywords: Св. Симеон Новый Богослов, «Гимны Божественной любви», 40-й гимн, исторический Христос, сакраментальный Христос, страстный путь (путь страданий).

© Вступ. ст., пер. со среднегреч. яз. и прим. Д. И. Макаров, 2014

281

От переводчика

Каждый из «Гимнов Божественной любви» (досл. — «Томлений Божественных гимнов») св. Симеона Нового Богослова (начало XI в.) — духовное сокровище, имеющее отнюдь не только историко-патрологи-ческую значимость. В каждом из гимнов запечатлелись живой и молитвенный дух св. Симеона, его непрестанное взыскание Христа и благодати Св. Троицы в целом. Как отмечает современный католический богослов П. Аргарате: «Христос представляет Собой центр и подлинную цель его богословия»1. Однако вслед за этим П. Аргарате выражает расхожее в западной науке, но, на наш взгляд, далекое от истины мнение, согласно которому «...в этой перспективе2 исторический Христос (разве Его можно отделить от «мистического»? — Д. М.) оказывается на заднем плане, а потому и утрачивает для Симеона Свою релевантность»3. нам представляется, что публикуемый далее в русском переводе гимн как нельзя лучше опровергает подобное воззрение. Как нетрудно убедиться, Христос крестных страстей и Воскресения и Христос духовного опыта — для св. Симеона Один и Тот же Христос, Бог наш, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Настоящему молитвенному отношению ко Спасителю и вытекающим отсюда правилам христианской жизни и учит верующих переводимый гимн, каковой мы предлагаем вниманию заинтересованных читателей.

Вступительная статья, пер. со среднегреческого яз. и прим.

Д. И. Макарова

1 Argarate P. Pneumatologische Konzentration: Ein byzantinisches Erbe in der orthodoxen Theologie // Byzanz in Europa. Europas östliches Erbe. Akten des Kolloquiums 'Byzanz in Europa' vom 11. bis 15. Dezember 2007 in Greifswald / Hrsg. M. Altripp. Turnhout, 2011 (Byzantios. Studies in Byzantine History and Civilization; 2). S. 453.

2 Опытного боговидения.

3 Ibid.

ГИМН 40. Исповедание благодати даров Божиих...

***

Исповедание благодати даров Божиих. Здесь же и о том, как писавший сие отец находился под воздействием Св. Духа. Также и учение, глаголанное Богом, о том, что подобает делать человеку, чтобы улучить спасение спасаемых1

Вновь озаряет Свет меня2, вновь с ясностью являясь,

Вновь отверзает небеса3, вновь ночь он рассекает,

Вновь, сущее произведя, является единым,

Вновь исхищает Он меня из видимых явлений,

И так же в точь от чувственных — о чудо! — отделяет.

Вновь Тот, Кто выше всех небес4 всецело пребывает,

Кого никто из всех людей ни разу не увидел5,

Не отверзая небеса6 и ночь не рассекая,

Воздушный не раздвинув слой иль крышу над жилищем, —

он нераздельно весь со мной становится, несчастным,

Внутри и келии моей, и моего ума же,

И сердца моего посредь — пугающая тайна!

Всё на своих стоит местах, когда ко мне подходит

Сей Свет. Над всеми сущими меня Он воздымает7 —

того, кто всех был посреди, из всех и исхищает.

1 Перевод выполнен по изданию: Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 16-40 / Texte crit. par J. Koder; trad. et notes par L. Neyrand, s. j. Paris, 1971. (SC; 174). P. 484.1 - 492.96. Определение библейских цитат наше, с опорой на ссылки о. Л. Нейрана.

2 Пс 26. 1; Ин 1. 4; и др.

3 Мф 3. 16.

4 Еф 4. 10.

5 Ин 1. 18; 1 Тим 6. 16.

6 Деян 7. 56.

7 Еф 4. 10.

Не знаю, в теле или нет8, но в тот момент всецело, Поистине, там нахожусь, где светит Свет единый, Простой: взирая на Него, я прост в своем беззлобьи9. Вот изумительность Твоих, Христе мой, чудодействий! Вот полновластья Твоего и человеколюбья Деяния, что Ты вершишь нас ради, недостойных! И потому я весь дрожу — от страха пред Тобою,

8 2 Кор 12. 2.

9 Подобное учение мы видим у Плотина (Plot. Enn. V, 3 [49], 17; VI, 9, [9], 3-4), чьи «Эн-неады», как известно, оканчиваются знаменитым призывом осуществить «бегство единого к Единому» (Ibid. VI, 9, [9], 11, 50). Путь этот тяжкий и болезненный, но он ведет к единству с Первоначалом. Согласно Плотину, в мистическом союзе с Единым также отсутствует разделение на субъект и объект (Ibid. VI, 7, [38], 34, 14-20; 35, 5-19). В таком союзе ум отличается от Единого лишь самой своей инаковостью (Ibid., V, 1, [10], 6, 50-54). В конце концов, душа срастворяется с Единым (Ibid., I, 6, [1], 7, 13; VI, 7, [38], 35). Простой — это тот, кто открыл себя. Согласно Кевину Карригену, человек открывает себя (по Плотину) тогда, когда он в наибольшей степени пребывает в том, что — исконно его; а для этого необходимо максимально отрешиться от любых сношений с чем-либо внеположным себе: тогда можно предстоять лишь Единому как таковому (Ibid. VI, 9, [9], 11, 38-42; Corrigan K. "Solitary" Mysticism in Plotinus, Proclus, Gregory of Nyssa, and Pseudo-Dionysius // Journal of Religion. 1996. V. 76/1. Р. 35). При этом присутствие Блага (читай — Единого), по Плотину, ощущается во всем сущем (Ibid. P. 36). См. о данной проблематике: Ibid. P. 28-37; Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб., 2013. (Z^ápaySo; ФЛокаМас;; Византийская философия, 11). С. 87 (выделяется «концепция о соразмерном распределении промысла в различных частях творения» у Плотина и в последующей философской традиции, включая воззрения св. максима Исповедника).

Говоря о различиях между Плотином и св. Симеоном, следует, в первую очередь, подчеркнуть безличный характер Единого и отсутствие умного делания (в смысле православной аскезы) у первого мыслителя и глубинный христоцентризм св. Симеона, очевидный во всех его творениях, и не в последнюю очередь — в данном гимне. И, разумеется, учение о таинствах (ср. о св. Григории Нисском: Corrigan K. "Solitary" Mysticism... Р. 38). Ср. также параллели из «О душе и воскресении» св. Григория Нисского и из «Церковной иерархии» Пс.-Дионисия Ареопагита, приводимые К. Карригеном: PG 46. Col. 93С; Ibid. P. 40, n. 55; PG 3. Col. 533D-536AB; EH VI, 3 // Corpus Dionysiacum. Bd. II / Hrsg. G. Heil, A.-M. Ritter. Berlin; New York, 1991. (PTS; 36). S. 117.23 - 118.11; Corrigan K. "Solitary" Mysticism. P. 40-41.

от себя заметим, что из всех этих авторов вероятнее всего предположить влияние на св. Симеона именно Ареопагита (ср.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит // Символ. Париж; М., 2007. Т. 52. С. 79 - 85).

ГИМН 40. Исповедание благодати даров Божиих.

И, в попеченье день и ночь, расходую все силы

На то, чтоб что-нибудь воздать Тебе, как приношенье

За это множество даров, за всё благоутробье,

Неисчислимые дары — все, что Ты мне соделал.

Но нечего во мне найти, ведь моего нет в жизни —

Все служат сущие Тебе10, все — рук Твоих созданье11.

И, паче устыжаемый, терзаюсь я тем паче,

Тем паче, Спасе, научить молю, что мне и делать,

Чтобы почтить Тебя я смог, стать благоугодившим,

Чтобы себя мне обрести неосуждённым, Спасе,

Престолом страшным пред Твоим12 в день, Суд когда настанет13. —

«Послушай, сделать сможет что взыскующий спасенья,

И прежде всех — именно ты, Меня что вопрошаешь!

Днесь осознай, что умер ты14, и днесь же отрешился,

Днесь уясни, что целый мир ты навсегда оставил!

Днесь родственников и друзей15, и всю пустую славу

Отбросив, тотчас отрекись от попечений дольних

И, крест на плечи возложив16, возьмись со всею силой

И до конца перенеси труд разных искушений17;

Боль угнетений, гвозди горестей и треволнений

10 Пс 103. 4; и др.

11 Иов 12. 9-10; Пс 88. 12-14; Пс 94. 5; Пс 101. 26; Кол 1. 16; Откр 4. 11.

12 2 Кор 5. 10.

13 Пс 9. 8-9; Пс 134. 14; Ис 2. 4, 12; Мих 4. 3; Мф 12. 36; 2 Фес 1. 5; Евр 10. 27. Со следующей строки начинается прямая речь Бога — в ответ на вопрошания Симеона.

14 Кол 2. 20.

15 Ср. первую главу «Аскетического слова» св. Симеона Благоговейного: «Брат, считай, что совершенным отречением от мира называют всецелое умерщвление собственной воли, а вслед за тем — непопечительность и отрешение от родителей, родственников и друзей» (S. Syméon le Studite. Discours ascétique / Intr., texte crit. et notes par H. Alfeyev; Trad. par L. Neyrand, s. j. Paris, 2001. (SC; 460). P. 72.1-4).

16 Мф 10. 38; Мф 16. 24; Мк 8. 34; Лк 9. 23; Лк 14. 27.

17 Иак 1. 12.

Приемли с ликованием, венец в них видя славы18! А оскорблений копьями разимый ежечасно, Камнями избиваемый со всяческим бесчестьем, И вместо крови слёзы лья, ты мучеником станешь. Насмешки и пощёчины снося всеблагодарно, Будешь причастником Моим и Божеству, и славе. А если и малейшим всех себя при том покажешь, Слугою и рабом19, тогда тебя из них всех первым20 Впоследствии явлю, ведь в этом было обещанье. Возлюбишь если ты врагов и всех, кто ненавидит21, За дышащих к тебе враждой начнешь с душой молиться, И благодетельствовать будешь им твоей по мере силы22, Воистину подобным став Отцу твоему в вышних23, Благодаря делам таким стяжавши чистым сердце24, В нем Бога узришь ты — Его ж никто нигде не видел25. А если ж и гонимым быть тебе за справедливость26 Придется, возликуй тогда, Небесное ведь Царство Твоим уж стало. Может ли что этого быть большим? Вот это и иное всё, что вам Я заповедал, Сам делай и других учи27 — и ты, и все другие, Кто верует в Меня, когда желаете спасенья, Покров во Мне свой обрести — со Мной веков во веки!

18 1 Петр 5. 4; 1 Кор 9. 25; 2 Тим 4. 8; Откр 2. 10.

19 1 Тим 1. 15.

20 Мф 19. 30.

21 Лк 6. 27. Ср.: Притч 25. 21.

22 Сбой метра в оригинале.

23 Мф 5. 48; см. также: 1 Кор 4. 16; 11. 1; Флп 3. 17.

24 Мф 5. 8; 1 Тим 1. 5.

25 Ин 1. 18.

26 Мф 5. 10.

27 Ин 15. 14; Мф 5. 19.

ГИМН 40. Исповедание благодати даров Божиих... А отречётесь если вдруг, начнёте возмущаться, Позором для себя сочтя, бесчестьем даже, чтобы И пострадать, и положить за заповеди души28, — Зачем тогда Меня просить путь показать спасенья И действия, которых суть — ко Мне же приближенье? Зачем тогда Меня вообще зовёте своим Богом, Зачем, что верите в Меня, вы мните безрассудно? Ведь это всё Я претерпел вас ради добровольно: Распят был, умер смертию людей злых и преступных29 — Но стали миру славою, и светлостью, и жизнью, И мёртвых воскресением30, и гордостью для всех тех, Уверовал в Меня кто, эти поношенья31, И смерть Моя постыдная нетленья облаченьем32, Обожения истинного стала для всех верных. Кто подражает, стало быть, Моим честным страданьям33, И Божеству те Моему причастниками станут34, Наследниками Моего же явятся и Царства35, Неизреченных общниками благ, невыразимых Окажутся, чтобы со Мной пребыть веков во веки. О прочих не восплачет кто, о тех не возрыдает, Слезы по тем кто не прольёт от страждущего сердца И кто о тех не восскорбит в бесчувствии великом, Кто, Жизнь оставивши, самих себя предали смерти,

28 Ин 15. 13; Ин 10. 11; 1 Ин 3. 16.

29 2 Тим 2. 9.

30 Флп 3. 11.

31 2 Кор 12. 9-10.

32 1 Кор 15. 52.

33 Флп 3. 10. Ср.: Гал 2. 19; 6. 14,17; Флп 2. 5-8; Евр 12. 2-3; 13. 13.

34 2 Петр 1. 4.

35 Рим 8. 17; ср.: Тит 3. 7; Откр 21. 7.

Ужасным образом себя от Бога оторвали?»36 От части их меня избавь, о всяческих Владыка, И общником стать удостой страстей Твоих пречистых Последнего из слуг Твоих (ничтожного собою) — С тем, чтобы — как Ты, Боже, рек — аз общником явился Благ наслаждения Твоих37, Твоей же славы, Слове, Теперь ещё — в гадании, во образе, в зерцале38, Тогда же — чтоб и мне познать, как сам сейчас аз познан39.

Аминь.

36 Здесь заканчивается прямая речь Христа. См.: Откр 21. 8; 22. 15.

37 Ср.: Откр 22. 3-6.

38 1 Кор 13. 12.

39 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

St. Symeon the New Theologian

HYMNS OF THE DIVINE LOVE. HYMN XL. A CONFESSION OF THE GRACE OF GOD'S GIFTS

INTRODUCTION, TRANSLATION FROM THE BYZANTINE GREEK AND NOTES

BY D. I. MAKAROV

The article is dedicated to the commented translation of the 40th Hymn of the Divine Love of St. Symeon the New Theologian (ca. 949-1022), the greatest Byzantine mystic and theologian of the Divine Light and Love. The topic of the Hymn is the confession of the necessity for a Christian to follow the path of Christ's Passions, if he or she wants to be glorified and deified by God. It is underlined in the short introductory article by D. Makarov that St. Symeon has never dissociated the 'historical' Christ of the Passions and of the Resurrection from the 'sacramental' One, i. e., from His Holy Body and Blood of the Eucharist.

Keywords: St. Symeon the New Theologian, The Hymns of the Divine Love, the 40th Hymn, historical Christ, sacramental Christ, the way of passions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.