ную, так и устную форму, поступать во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефон доверия», «горячую линию», во время «прямого эфира» на радио и телевидении, а также по каналам электронной почты.
Согласно закону, в обязанность органов власти и долж-ностных лиц в порядке подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. За исполнением законодательства об обращениях граждан и осуществлением необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан призваны осуществлять надзор органы прокуратуры. Все это свидетельствует о наличии в наши дни таких механизмов правового регулирования взаимоотношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, которые позволяют реализовывать конституционную норму об участии граждан в управлении делами государства в форме обращений, сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, вызывающими необходимость выполнения обязанностей органов и должностных лиц, и наряду с этим являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муни-
ципальными структурами и их должностными лицами.
Таким образом, органы государственной власти на всех исторических этапах развития страны уделяли большое внимание обеспечению своей деятельности информацией, в том числе используя для этого работу с обращениями граждан, поскольку эти документы не только свидетельствовали о той или иной потребности гражданина, но в своей совокупности представляли огромное информационное поле для принятия управленческих решений. Вполне естественно, что такие документы представляли собой особую ценность в период резкого обострения ситуации в стране. К сожалению, опыт информационного обеспечения органов власти путем выстраивания информационной системы «власть - граждане» в сложнейший период Великой Отечественной войны пока не нашел своего отражения в отечественной историографии и ждет своего исследователя.
1. Административная реформа в России: цели, задачи и приоритетные направления: сб. статей. М., 2004.
2. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л .В. Делопроизводство: учебник / под ред. Т.В. Кузнецовой. М., 2006.
3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М., 2002.
4. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В., Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан: учеб.-методич. пособие. М., 1992.
5. О точном исполнении законов: постановление IV Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. // Сборник нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.
6. Сборник нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.
УДК 94(470.345) А.М. ПыКОв
ПРОЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В МОРДОВСКОЙ АССР: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (1937 - 1959 годы)
В статье автор рассматривает историю, становление и развитие пищевой промышленности Мордовской АССР Ключевые слова: пищевая промышленность, Наркомат пищевой промышленности, модернизация.
A.M. Pykov
FOOD INDUSTRY IN MORDOVIA: MAIN TENDENCIES AND DEVELOPMENT PROBLEMS (1937 - 1959)
The author considers history, formation and development of food industry in Mordovia. The key words: food industry, department of food industry, modernization.
Становление пищевой промышленности в Мордовской АССР как целой отрасли началось в 1937 г с введением должности Уполномоченного Наркомата пищевой промышленности РСФСР по Мордовской АССР. Спустя два года Постановлением Совета Народных
Комиссаров Мордовской АССР от 11 апреля 1939 г был создан Народный Комиссариат пищевой промышленности МАССР На это ведомство возлагалось руководство предприятиями табачно-махорочной, хлебопекарной, спиртоводочной, крахмалопаточной, мукомольной,
овощесушильной и пивобезалкогольной промышленности. Это была самостоятельная структура с соответствующими задачами и полномочиями.
Позже, в 1946 г., создается Министерство пищевой промышленности, 9 июня 1953 г оно было преобразовано в Министерство легкой и пищевой промышленности МАССР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 декабря 1953 г оно реорганизуется в Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР Параллельно с этим Ведомство решало задачи увеличения валового производства, снижения себестоимости товарной продукции, повышения рентабельности промышленности, обеспечения роста производительности труда, выполнения плановых заданий по ассортименту, росту фонда заработной платы, прибыли, экономии материально-технических ресурсов, улучшению качества сырья и выпускаемой продукции, увеличению сменности работы оборудования на предприятиях, улучшению организации производства и труда, интенсификации работы рационализаторов и изобретателей, организации нового производства, мониторинга покупательского спроса, развития специализации и налаживания кооперации между предприятиями, повышения квалификации рабочих, инженерно-технических работников и подготовки новых специалистов. В основном эти задачи решались путем планирования и постоянного административного контроля над ресурсным снабжением, производственным процессом на предприятиях и сбытом готовой продукции.
В конце 1954 г. правительство республики поставило перед Министерством промышленности продовольственных товаров РСФСР и Министерством финансов РСФСР задачи ликвидировать Мордовский трест хлебопекарной промышленности с передачей его предприятий в непосредственное подчинение Министерства промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР и перевести само Министерство на хозяйственный расчет.
На основе постановления Совета Министров РСФСР от 31 декабря 1954 г и приказа Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР от 6 января 1955 г «Об изменениях в структуре Управления хлебопекарной, пивобезалкогольной и кондитерской промышленности продовольственных товаров» Мордовский трест хлебопекарной промышленности был ликвидирован, а его предприятия переданы в местное подчинение. Распоряжением Совета Министров МАССР от 19 января 1955 г Мордовский трест хлебопечения был включен в Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР. В трест также входили Саранский, Рузаевский, Ковылкинский и Ширингушский хлебокомбинаты [1].
Благодаря ликвидации ряда ведомственных структур Министерство продолжало расширяться и упрочнять свои позиции. Так, 16 декабря 1955 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР об упрощении структуры управления предприятиями сельскохозяйственного муко-молья и хлебопечения. На основании этого решения Советом Министров МАССР 26 декабря 1955 г было принято постановление «О мерах по упрощению структуры управления предприятиями сельскохозяйственного мукомольного производства и хлебопечения Министерства промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР», в соответствии с которым с 1 января 1956 г упразднялся Мордовский мельничный трест сельскохозяйственного
мукомолья с передачей его предприятий и организаций в непосредственное подчинение Министерству промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР [1. ЦГА РМ. Ф. Р-929. Оп. 1. Д. 210. Л. 1]. Однако Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР возражало против ликвидации мельничного треста. Суть в том, что трест относился к областной промышленности, а она получала государственные дотации. Переход же его предприятий в структуру промышленности районного подчинения лишал подразделение этих дотаций. Но, оглядываясь назад, можно сказать: в целом эта реорганизация производства положительно сказалась на работе мукомольных предприятий.
Спустя год вновь была осуществлена реорганизация. Постановлением Совета Министров МАССР от 12 ноября 1957 г «О ликвидации Ладского и Ковылкинского мель-управлений» с 1 декабря 1957 г. указанные структуры были упразднены. Мельницы безвозмездно передавались райпищекомбинатам и райпромкомбинатам. Так, Ладская водная мельница передавалась Ладскому промкомбинату, Баевская водная и механическая -Ичалковскому пищекомбинату, Енгалычевская водная -Дубенскому, Калышенская механическая - Больше-игнатовскому промкомбинату, Анненковская механическая - Ромодановскому промкомбинату, Ковылкинская механическая и Троицкая водная - Ковылкинскому солодовому заводу, Васильевская и Кочелаевская водные -Кочелаевскому промкомбинату, Лаушинская механическая мельница - Краснослободскому пищекомбинату [1. ЦГА РМ. Ф. Р-929. Оп. 1. Д. 210. Л. 2].
Вскоре реорганизация вновь коснулась Министерств. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 апреля 1959 г. Министерство промышленности продовольственных товаров МАССР было объединено с Министерством местной промышленности Мордовской АССР и Управлением топливной промышленности при Совете Министров МАССР в одну структуру - Министерство местной промышленности Мордовской АССР. Новому Министерству было передано 24 предприятия, в том числе 11 предприятий областного и 13 предприятий районного/городского подчинения [1. ЦГА РМ. Ф. Р-929. Оп. 1. Д. 260. Л. 11 - 13].
Таким образом, мы можем заключить, что пищевая промышленность Мордовской АССР была сформирована в 1937 - 1945 гг. Достаточно развитыми считались мукомольная, крахмалопаточная, кондитерская и безалкогольная промышленность. В производстве продукции участвовали все районы республики. Отрасль существовала за счет инвестиций из центра.
Среди основных проблем отрасли в довоенный и военный периоды была слабая транспортная база и плохие дороги, что сдерживало ее развитие, вело к росту себестоимости выпускаемой продукции, создавало новые проблемы с заготовкой сырья. Многое усложняла и сама административно-командная система, фондированное распределение сырья, материально-технических средств, заработной платы и отсутствие полного хозяйственного расчета в работе предприятий. Получаемая прибыль практически полностью изымалась в бюджет. Это можно было понять в годы Великой Отечественной войны, но не имело оправдания в мирное время, так как исключало заинтересованность предприятий в конечных итогах работы и порождало иждивенческие настроения. Отсутствие, говоря современным языком, какого-либо маркетинга, слабое внедрение в производ-
ство достижений НТП, плохое качество выпускаемой продукции сопровождались низкой производительностью труда. Увеличение количества работников отнюдь не вело к улучшению дел. К тому же принимаемые на работу, как обычно, имели низкую квалификацию, специалистов с высшим и средним специальным образованием практически не было. Созданная система подготовки и переподготовки кадров не отвечала потребностям производства, а оплата труда не стимулировала профессиональный рост рабочего, ИТР и служащего.
Таким образом, Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР в эти годы не смогло обеспечить выполнение задачи производства продовольственных товаров хорошего качества, достаточного количества и широкого ассортимента. Деструктивные методы руководства пищевой индустрией не позволили решить проблему ее интенсификации, обеспечить самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование заводов, трестов, мельниц, городских и районных продовольственных комбинатов. Административно-командные методы управления, используемые ведомством в подготовке кадров для пищевой индустрии и повышения их квалификации, не способствовали быстрому решению вопроса насыщения отрасли специалистами с высшим и средним специальным образованием.
В годы Великой Отечественной войны в Мордовии, не оккупированной фашистами, наблюдался значительный дефицит продовольствия. В эти годы значительно сузилась сырьевая база пищевой промышленности, ограничивались финансовые ресурсы развития. Все это, безусловно, не давало возможности развивать производство продуктов питания. Создавался замкнутый круг, выхода из сложившейся ситуации не предвиделось в ближайшей перспективе.
В послевоенные годы лучше других развивалось мукомольное хозяйство, строились новые и реконструировались ветхие мельницы. Выросла и кондитерская промышленность, впервые для нее начали готовить кадры в Москве и Пензе. Осваивались новые виды продукции. Вместе с тем ассортимент оставался скудным, да и качество было низким. Низкая производительность труда определяла невыполнение производственных планов по валовой продукции в 1946, 1949 - 1950 гг. Тем не менее можно сказать, что предприятия имели большие запасы товарно-материальных ценностей.
Себестоимость основных видов продукции продолжала расти. Нормальному функционированию предприятий мешали недопоставки или отсутствие сырья, топлива. Местное сырье использовалось слабо, так как на должном уровне не была организована работа по заготовке плодов, ягод, грибов у населения.
На предприятиях Министерства пищевой промышленности Мордовской АССР в 1946 - 1950 гг работали от 5 до 119 человек промышленно-производственного персонала. Даже судя по этому, можно сказать, это были малые кустарные производства с минимумом механизации. Кое-где даже не имелось собственных помещений. Все такой же слабой оставалась транспортная база. Работе в зимнее время мешало отсутствие дорог. Поэтому основное количество грузов перевозилось во втором и третьем кварталах года.
В 1950-е гг. промышленность продовольственных товаров развивалась более интенсивно, реконструировалось и модернизировалось производство. Но если
сравнивать, надо сказать, что в пятой пятилетке (1951 -1955 гг) средние темпы прироста промышленной продукции по Министерству легкой и пищевой промышленности Мордовской АССР были ниже общих по индустрии региона. И как следствие - невыполнение пятилетнего производственного плана. Справедливости ради заметим: в последующие годы производственные программы выполнялись. На 1957 - 1958 гг индекс планового прироста валовой продукции по Министерству промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР был выше среднего показателя по министерствам и ведомствам Мордовии, в том числе по Министерству местной промышленности МАССР и Мордовскому промысловому совету, но ниже, чем по Управлению пром-стройматериалов и Управлению топливной промышленностью. Однако значительное количество предприятий промышленности продовольственных товаров не выполняло план по росту товаров в натуральном выражении, как и в целом Министерство промышленности продовольственных товаров МАССР.
В 1950-е гг. направления развития пищевой промышленности оставались неизменными: мукомольное, макаронное, кондитерское, крахмалопаточное, производство безалкогольных напитков и сушка овощей. Отметим, что плохо шла реализация мучных товаров и безалкогольных напитков, за исключением пива. В республике не хватало мяса и мясопродуктов, а также ряда других продовольственных товаров.
В этот период активизировалось строительство новых и реконструкция ветхих предприятий. Однако выделяемые капитальные вложения зачастую не осваивались. Причина - дефицит строительного материала и затягивание сроков по оформлению технической документации.
Ряд предприятий Министерства местной промышленности Мордовской АССР приступил к строительству жилья, но в очень ограниченном количестве. Объемы ввода жилья выросли только в 1957 - 1959 гг Причем это было результатом деятельности государственных и кооперативных организаций. Безусловно, ввод жилья не удовлетворял потребности населения, а об ипотечном кредитовании тогда и речи не было. Главным сдерживающим фактором наряду с отсутствием необходимых мощностей строительной индустрии и нехваткой стройматериалов была политическая линия государства, ограничивавшего частное строительство.
В 1951 - начале 1959 гг продолжала действовать тенденция опережения роста заработной платы над производительностью труда. Значительная часть прибыли предприятий в условиях планового народного хозяйства изымалась финансовыми органами, что не стимулировало их хорошую работу. К тому же все предприятия промышленности областного подчинения получали государственную дотацию. Много было убыточных производств. Несмотря на то, что пассивная и активная части основных фондов обновлялись, ряд предприятий располагался в неприспособленных для качественного производства зданиях, даже в храмовых сооружениях. Экстенсивное развитие производства, нерыночный характер экономики и неучастие в международном разделении труда не позволяли активно внедрять в производство достижения НТП, новое оборудование и инновационные технологии.
Острой проблемой оставалось качество продукции, расхода сырья и электроэнергии на единицу продук-
ции. Потери сырья в процессе производства были значительными. Отметим, что предприятия хлебопекарной промышленности производили выпечку хлебобулочных и кондитерских изделий из фондового сырья, мельницы перерабатывали государственное, даваль-ческое (колхозное) и частное зерно, Ковылкинский солодовый и Саранский пивоваренный заводы рожь и солод получали по нарядам «Росглавпиво», остальные предприятия работали на местном сырье. Основным сырьем был картофель, поэтому заготовки шли регулярно. Плохое оборудование и низкий уровень механизации труда и в первую очередь вспомогательных работ вызывали потребность в большом количестве подсобных рабочих. Это, в свою очередь, повышало себестоимость продукции и снижало производительность труда. Возникали проблемы с конкуренцией, од -нако они не обострялись по причине неразвитости продовольственного рынка страны, что не заставляло предприятия бороться за качество выпускаемой продукции.
Качество продукции и производительность труда напрямую зависели от оборудования и технологического процесса. В 1956 г на одиннадцати предприятиях были смонтированы новые станки и линии. Так, на Жегалов -ском крахмальном заводе была установлена скоростная терка «Тайфун», на Рузаевском ГПК - механический подъемник подачи сырья, на Темниковском райпищеком-бинате - ленточная сушилка для картофеля, на Ширин-гушском хлебокомбинате - тестомесительная машина «Старт» и т.д. Была начата реконструкция Саранского хлебозавода № 1 [1. ЦГА РМ. Ф. Р-929. Оп. 1. Д. 231. Л. 12].
В 1957 г качество хлебобулочных изделий значительно улучшилось, особенно на Рузаевском хлебокомбинате - после установки нового оборудования. Хорошего качества вырабатывались кисели, а крахмал Ельников-ского крахмального завода получил высшую категорию качества. Саранский и Рузаевский ГПК производили га-
зированные напитки высокого качества. Тем не менее много нареканий оставалось от торговой сети по качеству макарон и кондитерских изделий. Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР намеревалось окончательно решить эти проблемы в 1958 г Была разработана программа модерни -зации производства, но осуществить ее не удалось по причине расформирования Министерства в начале 1959 г. Проблемным оставалось развитие транспортной базы предприятий, особенно хлебокомбинатов, а также состояние дорог, что сдерживало развитие производства.
В конце 1950-х гг. незначительным был и образовательный уровень работников на предприятиях и особенно количество лиц с высшим и средним специальным образованием. В основном это были женщины, по национальному составу - русские.
Таким образом, к 1959 г индустриализация в Мордовии еще не была завершена и республика не приобрела индустриально-аграрный облик. В том, что республика оставалась аграрным регионом, не следует видеть отрицательную тенденцию развития. Наоборот, если бы это направление развития региона оставалось приоритетным, то промышленность продовольственных товаров имела бы значительные ресурсы для своего развития.
Пищевая индустрия Мордовской АССР в исследуемый период развивалась экстенсивным путем, что не обеспечивало ее надлежащую модернизацию на основе передовых научно-технических достижений. Министерство промышленности продовольственных товаров Мордовской АССР в послевоенное время, несмотря на значительные республиканские (РСФСР) инвестиции, не обеспечило качественной модернизации пищевой промышленности региона.
1. ЦГА РМ. Ф. Р-929. Оп. 1. Д. 150. Л. 1 - 2, 4.
УДК 37.015 а.А. Хабибуллин
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ СЕЛЕ в 1930-е годы (на материалах татарских сел Саратовского Заволжья)
В статье освещаются проблемы становления системы школьного образования в 1930-е гг в татарских селах Саратовского Заволжья.
Ключевые слова: советская школа, национальная политика.
A.A. Habibullin
SCHOOL EDUCATION IN ETHNIC VILLAGES in 1930 (based on Tatar villages on the left banks of the Volga river
in the Saratov region)
The article focuses on the school education system formation in ethnic Tartar villages on the left bank of the Volga river in the Saratov region in 1930.
The key words: soviet school, national Policy.
В своей национальной политике Коммунистичес- нию при сохранении родного языка и национальной кая партия стремилась в максимальной степени учи- самобытности. Успех этой политики во многом опре-
тывать национально-культурные потребности народов делялся новой советской системой обучения и воспи-СССР, приобщить их к передовой науке и просвеще- тания.