Научная статья на тему 'Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'

Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
РЕКОМЕДАЦИИ ФАТФ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / БЕНЕФИЦИАРНЫЙ СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) / РОСФИНМОНИТОРИНГ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разумова Ирина Васильевна

В настоящей статье с помощью методов сравнения, синтеза и анализа рассмотрены действующие международные и российские нормы права по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части определения бенифициарного владельца. Задачами исследования являются определение основных признаков бенефициарного владельца (собственника), а также выявление существующих в российской практике механизмов установления бенифициаров. Основные выводы и результаты работы ориентированы на формирование устойчивого взаимодействия Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разумова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transparency and Beneficiary Ownership in the System of Opposition to Money Laundering and Terrorism Financing

This article, with the help of comparison, synthesis and analysis methods, considers applicable international and Russian legal rules for opposition to money laundry and terrorism financing concerning beneficiary owner revealing. The research is aimed at revealing principal features of a beneficiary owner (proprietor) as well as revealing mechanisms for identifying beneficiaries existing in the Russian practice. Basic conclusions and work results are oriented at establishment of stable interaction of Federal Service for Fiscal Monitoring with Federal Tax Service regarding opposition to money laundering and terrorism financing.

Текст научной работы на тему «Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

© 2015 г. И. В. Разумова

прозрачность

и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Разумова Ирина Васильевна - доцент кафедры тылового и финансового обеспечения деятельности УИС, Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, канд. экон. наук.

(E-mail: Razumova_IW@mail.ru)

Система противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) в Российской Федерации формируется более пятнадцати лет, основой построения которой послужило принятие федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Национальное законодательство ПОД/ФТ основывается на международных стандартах, разработанных Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force). ФАТФ была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав: США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Европейской комиссией и восемью другими государствами в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 года по инициативе Президента Франции. В феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области1.

Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения - рекомендации ФАТФ сгруппированы в следующие разделы:

А - Политика ПОД/ФТ и координация;

В - Отмывание денег и конфискация;

С - Финансирование терроризма и распространение ОМУ (оружия массового уничтожения);

D - Превентивные меры;

1 Разумова И.В. Противодействие легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. - № 4. С. 51-67.

Е - Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образований;

Б - Полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные меры;

в - Международное сотрудничество.

Рекомендации ФАТФ регулярно дополняются разъясняющими документами. В 2014 году разработано руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25), целью которого является помощь при идентификации, разработке и реализации соответствующих мер по предотвращению злоупотреблений корпоративными субъектами в соответствии со стандартами ФАТФ. Основной задачей ФАТФ в области прозрачности и бенефициарной собственности является предотвращение злоупотреблений корпоративными объектами в целях отмывания денег или финансирования терроризма. В то же время стандарты ФАТФ направлены на формирование усилий по выявлению и предотвращению прочих категорий правонарушений, таких как налоговые преступления и коррупция.

Содержание Рекомендации 24 «Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц» гласит, что страны должны принять меры для предотвращения использования юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма. Страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую (или доступ к которой) могут оперативно получить уполномоченные органы. Странам следует рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений и УНФПП (установленные нефинансовые предприятия и профессии)2.

В феврале 2013 года ФАТФ согласовала методику оценки технического соответствия страны Рекомендациям ФАТФ и методику оценки уровня эффективности системы ПОД/ФТ, имеющейся в стране. Для целей проведения оценки, эффективностью называется тот уровень, на котором финансовые системы и экономики защищены от угроз, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. ФАТФ оценивает эффективность системы в первую очередь на основе одиннадцати непосредственных результатов. Сюда входит оценка непосредственного результата 5 (НР.5) в отношении юридических лиц и юридических образований. Характеристики эффективности системы выглядят следующим образом:

Непосредственный результат 5

Юридические лица и юридические образования противодействуют отмыванию денег и финансированию терроризма, а информация о бенефициарных владельцах доступна для компетентных органов без каких-либо препятствий.

Характеристики эффективной системы.

Действуют меры для:

• защиты юридических лиц и образований от злоумышленного использования в преступных целях;

• обеспечения достаточной прозрачности юридических лиц и образований;

• обеспечения доступности на постоянной основе точной и актуальной базовой информации и сведений о бенефициарном владении.

Основная информация находится в публичном доступе, а информация о бенефициарном владении доступна уполномоченным органам. Лица, нарушающие эти меры, подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям. Это делает юридические лица и образования непривлекательными для использования преступниками в целях отмывания денег или финансирования терроризма3.

2 Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения - Рекомендации ФАТФ. - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php (дата обращения: 05.05.2015).

3 Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_Prozrachnost_i_benefitciarnaya_ sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

Определение бенефициара клиента остается одним из самых трудных в реализации требований ПОД / ФТ. Согласно положениям Закона № 115-ФЗ бенефициарный владелец - это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В рекомендациях ФАТФ дано следующее определение бенефициарного собственника - это физическое лицо (лица), которое, в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка); это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием.

Сравним эти определения в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение признаков бенефициара в соответствии с рекомендациями фАтф и Законом № 115-фЗ

Рекомендации ФАТФ Закон № 115-ФЗ

Бенефициарный собственник Бенефициарный владелец

владеет клиентом владеет клиентом - юридическим лицом

осуществляет контроль над клиентом и/ или физическим лицом имеет возможность контролировать действия клиента

эффективный контроль над юридическим лицом или образованием прямо или косвенно владеет

Под понятием «собственник» в международном праве понимается лицо, обладающее как вещными, так и иными правами владения (авторское право, корпоративное право, интеллектуальное право и т. д.). Российское законодательство предусматривает понятие собственности только в отношении вещи (имущества). Так, в ст. 209 ГК закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Полагаем, что понятием «бенефециарный владелец» в соответствии с Законом № 115-ФЗ расширяет действующее понятие собственника и включает в себя владение «невещными» правами.

В российском законодательстве владение клиентом - юридическим лицом имеет конкретное пороговое значение (более 25 % в капитале). В рекомендациях ФАТФ отсутствует как пороговое значение владения клиентом, так и конкретизация клиента, т.е. клиентом может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Понятие «эффективный контроль» в руководстве ФАТФ относится к ситуациям, когда владение / управление осуществляется через цепочку собственников или посредством контроля, отличного от прямого. В нормах российского законодательства используется понятие косвенного владения (через третьих лиц).

Таким образом, различие понятий международного и российского законодательства приводит к неоднозначности толкования понятия «бенефициар», а, следовательно, и отсутствию на сегодняшний день четкого механизма их выявления.

Выполнение требований Закона № 115-ФЗ в первую очередь возложено на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, полный перечень которых содержится в статье 5. К таким организациям отнесены кредитные организации, страховые организации, ломбарды, операторы по приему платежей, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации и т.д. Исполнение требований законодательства по ПОД / ФТ такими организациями включает:

1) назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

2) разработку и реализацию правил внутреннего контроля;

3) идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей;

4) документальное фиксирование сведений (информации) и их представление в уполномоченный орган;

5) хранение документов и информации;

6) подготовку и обучение кадров.

В соответствии с Законом № 115-ФЗ определение бенефециарного владельца необходимо осуществлять на стадии идентификации клиента и регулярного обновления информации о клиентах. Законодательно закреплена обязанность обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации -в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений4.

Во многих странах информация о бенефициарном собственнике (в дополнение к юридическому собственнику) недоступна, поскольку не собирается и не проверяется как на этапе создания корпоративного субъекта, так и на всех прочих стадиях его существования. Такая ситуация сводит к нулю усилия, прилагаемые правоохранительными и прочими уполномоченными органами к "отслеживанию" путей перемещения денежных средств при проведении финансовых расследований в отношении корпоративных субъектов5.

С проблемой выявления бенефициарного владельца сталкиваются и российские организации, и индивидуальные предприниматели как в момент идентификации клиента, так и во время обновления информации о клиенте. Обеспечить наличие достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности - задача ближайшего времени совместных усилий органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 полномочия осуществления контроля за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о ПОД / ФТ, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Рос-финмониторинг). Построение национальной системы ПОД / ФТ невозможно без взаимного сотрудничества как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти.

На расширенной коллегии Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее -ФНС России), посвященной итогам деятельности налоговых органов за январь - август 2014 года в своем выступлении директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин отметил:

«В своем Послании Федеральному Собранию Президент обратил внимание на два момента, определяющих экономику государства:

прозрачность финансовых организаций;

прозрачность реальной экономики, сделав акцент на расходование бюджетных средств, деятельность компаний с госучастием и т.д.

Вывод из тени в прозрачную сферу и тем самым повышение собираемости налогов - задача ФНС»6.

В 2006 году взаимодействие Росфинмониторинга и ФНС России было закреплено официально в Соглашении о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы, утвержденном 27.12.2006 Росфинмониторингом № 01-1-13/6, ФНС России № САЭ-25-06/8.

4 Ст. 7, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС: КонсультантПлюс.

5 Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_Prozrachnost_i_benefitciarnaya_ sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

6 Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/press/ publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).

Согласно положениям Соглашения Стороны в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют обмен информацией, а также опытом работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем проведения совместных совещаний, конференций, семинаров. ФНС России предоставляет в электронном виде следующие сведения:

- из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- из Государственного реестра выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- об организациях, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих налоговые декларации, налоговую или бухгалтерскую отчетность, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности (ПИК «Однодневка»);

- о задолженности физических и юридических лиц; перечни крупнейших налогоплательщиков;

- сведения из Единого государственного реестра лотерей и Государственного реестра всероссийских лотерей;

- сведения из Реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино);

- сведения из Реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Существенной поддержкой организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в системе ПОД / ФТ, является информационный ресурс ФНС «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств на портале», размещенный в сети Интернет по адресу http://egrul.nalog.ru. Поиск клиента в такой системе возможен как по ИНН, ОГРН, так и по названию организации (индивидуального предпринимателя).

ЕЕ=»|С

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКА

- Вернуться к критериям

Наименование юридического лица

1Д1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ". Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Адрес вместо нахождения) юридического лица

197342 .ГОРОД САНКТ-

ПЕТЕРБУРГ....УЛИЦА ТОРЖКОБСКАЯ.Ю...

Дата

Дата внесения присвоения записи о ОГРН прекращении деятельности

027807590106 7814001461 781401001

Скриншот сайта http://egrul.nalog.ru по результатам поиска организации

Сведения о государственной регистрации организаций и ИП представляются в режиме реального времени в форме выписки, из которой можно получить актуальные данные о наименовании, адресе (месте нахождения), сведений о регистрации, о состоянии юридического лица, об учете в налоговом органе, об уставном капитале, о лице, имеющем право без доверенности, действовать от имени юридического лица, о видах экономической деятельности по ОКВЭД и т.д.

¡шпаг—

■ааа!

Редактирование Просмотр Окно Справка

■а ©л

9 а

Инструменты | Подписание

Комментарии

единых! государственный реестр юридических лиц

Сведения о юридическом лице ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ОГРН 1047707030513 ИНН/КИП 7707329152/770701001 по состоянию на 18.05.2015

№п/п Наименование показателя Значение показателя

1 2 3

Наименование

1 Полное наименование ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Сокращенное наименование ФНС РОССИИ

3 ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи. 1047707030513

содержащей указанные сведения 14 10.2004

Адрес (место нахождения)

4 Почтовый индекс 127381

5 Субъект Российской Федерации ГОРОД МОСКВА

6 Улица (проспект, переулок и т.д.) УЛИЦА НЕГЛИННАЯ

7 Дом (владение и т.п.) 23

8 ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи. 1047707030513

содержащей указанные сведения 14 10.2004

Сведения о регистрации

9 Способ образования ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ

Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, представляемая по результатам поиска организации в формате *.рё1

Портал http://egrul.nalog.ru облегчает работу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в системе ПОД / ФТ, по выявлению бенефициарного владельца клиента при проведении иден ификации. Тем не менее, каждое специальное должностное лицо, на которое возложена обя анность по реализации правил внутреннего контроля, в том числе обязанность по идентификации клиента, при выявление бенефициара сталкивается со следующими трудностями:

- портал http://egrul.nalog.ru позволяет выявить только юридического собственника, реальный собственник (прямо и косвенно оказывающий влияние) остается неизвестен;

- через портал http://egrul.nalog.ru можно выявить учредителя любого юридического лица, за исключением акционерных обществ, информа ия о собственниках акционерного общества отражается в реестре акционеров у реестродерж еля и является закрытой.

В сети Интернет имеются и другие неофициальные базы данных, информация которых позволяет получать некоторые сведения о бенефициарах. Отдельная информация предоставляется только на платных условиях.

Таким образом, существующее положение не озволяет сделать однозначного вывода о выполнении требований Рекомендации ФАТФ 24 «Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц» в части обеспечении наличия достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности.

По вопросам развития взаимодействия федеральных органов власти директор Росфинмо-ниторинга Ю.А. Чиханчин отмечал:

«Для Росфинмониторинга, правоохранительных и судебных органов представляет интерес массив данных об имуществе физических и юридических лиц, учредителях и учредительских связях, имеющийся в ФНС России. Со своей стороны, Росфинмониторинг может обогатить данную информацию сведениями об операциях по счетам физических и юридических лиц, что также может представлять интерес для ФНС России при проведении проверок информации и налоговых правонарушениях.

Задачи, стоящие перед ФНС и Росфинмониторингом, являются общими, несмотря на ведомственную специфику и различный инструментарий. Наладив должный уровень координации, мы достигнем решающих результатов в повышении устойчивости российской экономики и заметно снизим ее загрязненность незаконными финансовыми потоками»7.

Библиографический список

1. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения -Рекомендации ФАТФ. - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php (дата обращения: 05.05.2015).

2. Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ press/publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).

3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС: КонсультантПлюс.

4. Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_ Prozrachnost_i_benefitciarnaya_sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

5. Разумова И.В. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. - № 4. С. 51-67.

7 Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/press/ publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.