Научная статья на тему 'Проявление ценностного содержания права в правовой действительности'

Проявление ценностного содержания права в правовой действительности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL REALITY / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF THE RIGHT / ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / LEGAL IDEAS / ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / LEGAL TRADITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыковцева Екатерина Викторовна

Правовая действительность воплощает в себе ценностный аспект содержания права, что проявляется, прежде всего, в традициях, идеях, принципах, т.е. во всем, что составляет основу национального правосознания. Базой или ориентиром данного процесса являются правовые и общечеловеческие ценности, которые составляют ядро правовой культуры каждого конкретного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of the valuable content of the right in legal reality

Annotation The legal reality personifies valuable aspect of the content of the right that is shown, first of all, in traditions, ideas, the principles i.e. in all that makes a basis of national sense of justice. A basis or a reference point of this process, legal and universal values which are the center of legal culture of each concrete society are.

Текст научной работы на тему «Проявление ценностного содержания права в правовой действительности»

УДК 34 ББК 67

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА В ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА МАЛЫКОВЦЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: sidk77@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Правовая действительность воплощает в себе ценностный аспект содержания права, что проявляется, прежде всего, в традициях, идеях, принципах, т.е. во всем, что составляет основу национального правосознания. Базой или ориентиром данного процесса являются правовые и общечеловеческие ценности, которые составляют ядро правовой культуры каждого конкретного общества.

Ключевые слова: правовая действительность, правовые ценности, принципы права, правовые идеи, правовая традиция.

Annotation The legal reality personifies valuable aspect of the content of the right that is shown, first of all, in traditions, ideas, the principles i.e. in all that makes a basis of national sense of justice. A basis or a reference point of this process, legal and universal values which are the center of legal culture of each concrete society are.

Keywords: legal reality, legal values, principles of the right, legal ideas, legal tradition.

Являясь осуществленной реальностью, правовая действительность воплощает в себе различные аспекты содержания права. Было бы неверно оставлять без внимания субъективную составляющую правовой реальности, а, в частности, правосознание, правовую культуру и др., т.е. все то, что является отражением ценностной природы права. Ценностное содержание права в правовой действительности проявляется, прежде всего, в традициях, идеях, принципах, т.е. во всем, что составляет основу национального правосознания и правовой культуры общества.

С помощью правовой традиции, правовые ценности передаются из поколения в поколение, тем самым, воспроизводя право того или иного общества в его уникальном своеобразии. Правовая традиция — это глубоко укоренившееся в сознании людей и исторически обусловленное их отношение к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы1. Правовая традиция вбирает в себя все то, что накопило право на протяжении длительного периода развития. Любая реформа, проводимая без учета данного культурного компонента правовой системы, останется нереализованной, а ее цели не будут в полной мере достигнуты, в силу того, что она не будет соответствовать духовным основам общества.

Практически в любой политико-правовой тради-

ции в качестве универсального начала выступают базовые общечеловеческие ценности. Они не зависят от изменений экономической, политической, социальной среды. Их наличие обусловлено самим фактом существования общества как формы совместного сосуществования людей. К ним можно отнести — жизнь и здоровье личности, безопасность, благосостояние, прогресс, легитимность, легальность, свободу и равенство. Базовые ценности, характеризуют не только современную, но и любую эпоху, имея различные смысловые оттенки, в зависимости от типа общественного устройства, проявления в нем индивидуального или коллективного начала. Базовые ценности неизменяемы. Они сохраняют культурные феномены, к которым относится и право. Общество не придумало, не сотворило наиболее удобной и приемлемой формы совместного общения, в целях обеспечения жизни и здоровья, безопасности и других институтов, нежели право.

Правовые традиции отличаются неповторимостью черт, обусловленных спецификой генезиса и развития права. Различие правовой психологии народов во многом зависит от того, каковы были господствующие способы правообразования в его прошлом. У каждого народа оно происходило в форме обычаев, законодательства и судебных решений2. Так, в континентальном праве ценность закона вызревала веками, а на современном этапе находит отражение в таких его

признаках как доступность, всеобщность и др. Сама современная процедура законотворчества лишь доказывает существование ценности закона в правовой жизни. В правовой традиции Англии правовой ценностью является сам суд, и как следствие те решения, которые выносит данный правоприменительный орган. Если суд является правовой ценностью, то это предопределяет значимость судебной процедуры, равно как и выносимых решений, ряд из которых являются правотворческими актами, что в целом характеризует многие правовые системы англо-саксонской семьи права. В правовой традиции Англии приоритетными являются процессуальные нормы.

Содержанием российской правовой традиции является такая правовая ценность как обычай. Отечественное право формировалось преимущественно как обычное право. Данный источник права был не только легитимным, но и имел определяющее значение при разрешении тех или иных правовых споров. Несмотря на сложные революционные, реформаторские процессы, которые затрагивали на протяжении истории развития отечественного государства все сферы общественной жизни, современное отечественное право не потеряло своих традиционных начал. Это находит свое отражение в роли регионального законодательства, в вопросах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и касается правовых ситуаций, которые необходимо рассматривать с учетом специфики каждой конкретной местности (региона).

В правовой традиции находят отражение ценности правовой практики. В первую очередь это касается, непосредственно, правореализационного процесса. Ценности выступают как внутренние основания выбора целей и средств деятельности, ранжирования потребностей и возможностей субъекта. Ценности включены в процесс детерминации деятельности субъекта, определяя, прежде всего, мотивацию правового субъекта. Так, господствующим способом правового регулирования в отечественной правовой традиции является обязывание. В обязывании индивид видит значимость, обусловленную сложившимися условиями и необходимую для существования порядка. Это обусловлено воздействием на правовое сознание моральных и религиозных императивов. Природа обязывания лежит в феномене долженствования, что отражает свойственное российскому правосознанию завышенное требование к правовой реальности в целом, к правовому существу, к любому правовому деянию. Для западного права правовой ценностью является дозволение. Это следствие формирования прав человека, следствие борьбы за каждую возможность, следствие многочисленных усилий общества по их защите и обеспечению.

Особенность отечественной правовой традиции определяется приоритетом коллективистского начала над индивидуальным. В религиозно-нравственном сознании оно закрепилось как идея соборности, освящающая возвышенное идейное и практическое единение людей. Фактическая незначимость индивидуального

момента компенсируется всемерным возвышением общего, как чего-то такого, что качественно отлично, более существенно и самостоятельно по отношению к человеку и единственно достойно поддержания, защиты, оправдания. Поэтому определяющими являются ценности группового права. Общественная цель предстает как то, что в состоянии единить людей на благо общества. Само благо представляет собой образ будущего, того, что является достойным и необходимым предметом желания. В этой общей устремленности на цель ценность всякого конкретного усилия оказывается недостаточной и требующей умножения в совместности усилий людей. Общественное благо является правовой ценностью. Оно достигается не вследствие целенаправленного единения людей на общее дело, а как бы само собой, в стихии социальных связей людей. Данный факт предопределяет значимость публично-правовых начал, находящих объяснение и понимание на уровне общественного правосознания. Это отличает российскую правовую традицию от западной, где в праве, равно как и в иных сферах общественной жизни, доминирует частный интерес. В свою очередь в западном праве это предрекло господство частного права и как следствие формирование таких правовых ценностей как договор, само право человека и др.

Наличие тех или иных правовых ценностей предопределяет доминирующие способы разрешения правовых конфликтов. Так, если в обществе сформировано отношение значимости договорного разрешения правовых ситуаций, высока роль альтернативных процедур (например, заключение мировых соглашений или процедура медиации). При этом определяющими условиями в данном процессе являются обеспечительные механизмы договорного урегулирования. В российской правовой традиции неформальные процедуры имеют большое значение, но в силу их необеспеченности в государственном праве на современном этапе они фактически не используются. В целом, политика современного отечественного государства в этой сфере рациональна. На данном этапе, государство последовательно пришло к тому, чтобы доверить рассмотрение конфликтных ситуаций самим субъектам правового общения. Речь идет о самостоятельном оформлении незначительных дорожно-транспортных происшествий. И если ранее, субъекты права обладали правом вызвать сотрудника правоохранительных органов, то на современном этапе составление ряда актов, имеющих в дальнейшем силу юридического факта, является обязанностью самих участников правоотношения.

В большинстве своем, помимо указанных ситуаций, где субъекты права вынуждены самостоятельно действовать, неформальные процедуры воплощаются в рамках тех или иных видов группового права, в частности теневого, что в целом негативно воздействует на всю правовую систему. На уровне обычного права такие договоренности так же продолжают действовать и имеют определяющее значение в правовой действительности.

Характерной особенностью формирования фактически всей системы правовых ценностей отечественной правовой традиции является связанность правосознания с моральным и религиозным сознанием. В современном обществе, в связи с усилением позиций государства, религиозное влияние меняется на влияние политическое.

Фактическая формальность общественного права, усугубляемая правом юридическим, находит свой противовес в подчеркнутой содержательности правовых ценностей. Поскольку фактическая формальность права является средством обезличивания, она, тем самым — в контексте российской духовности — актуализирует требовательность к содержательности правовой жизни. Этот содержательный компонент выражен и в такой правовой ценности как порядок. Основой порядка выступает моральное основание — гармония. Гармония есть признание ограниченности, а не просто рациональности правовых отношений между людьми, т.е. такого порядка правовой жизни, который сохраняет известные зазоры в нормативно-предписывающем строе общества, позволяющие человеку каждый раз вступать в правовое отношение как, в известной мере, в заново решаемую проблему. В таком подходе к порядку заложена трудность его воспроизводства. На Западе формальность актуализирует требовательность к снятию содержательности в правовой жизни. Поэтому ценностное значение приобретают обезличенные процедуры, приводящие к порядку.

Для российской правовой традиции характерна определенная содержательная двойственность. С одной стороны, ее уникальность в самобытности, с другой стороны, — чреда заимствований различных правовых институтов заложила определенный ценностный фундамент. При этом, заимствования, которые прижились в отечественном праве так или иначе соотносились с ценностным строем права и не противоречили ему. Российская правовая традиция имеет самые различные духовные и материальные источники: западные, восточные, эллинские, римские, семитские, тюркские и т.д., которые, сплавляясь в этом огромном духовном потоке, сохраняют, однако, исходный духовный стержень, делающий ее неповторимой по сравнению с другими культурами.

Правовые принципы представляют собой своеобразный каркас, служащий основанием для всей правовой реальности. Вся юридическая деятельность должна быть на них основана, пронизана ними — от первого правового акта, от правовой мысли о возможной юридической ситуации до заключительного шага — последствий совершенных правоотношений. В правовой науке существует целая научная дискуссия по поводу определения принципов права, итогом которой сложилось довольно таки однозначное выделение основополагающих начал правовой действительности.

М.И. Байтин, например, характеризует принципы права как «исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и орга-

низационную основу возникновения, развития и функционирования права»3. Л.С.Явич останавливается на том, что «.. .это такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковыми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью, соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства»4. Ставшие классическими в отечественной юриспруденции определения содержат аксиологическую составляющую и напрямую связывают содержание принципов права с существующими ценностями. Как верно отмечают Н.Н. Вопленко и В.А. Рудковский «Поэтому предпочтительнее связывать идеи, выражающие принципы права, не с закономерностями, а социальными ценностями, юридически закрепленными и содержательно выраженными в правовых требованиях. Все это свидетельствует о необходимости обратиться к анализу основных признаков данного явления»5. Самым существенным свойством принципов права является способность юридически выражать наиболее важные прогрессивно акцентированные ценности общественной жизни6.

На вершине системы принципов права находится принцип формального равенства, от которого исходят все остальные правовые принципы. Из принципа формального равенства вытекают такие общеправовые принципы, как презумпция невиновности, принцип гуманизма, принцип справедливости, принцип равноправия. На основании того, что правовые ценности имеют взаимообусловленный характер, можно сделать вывод и о взаимодополняемости правовых принципов. В силу этого, выделение одного из принципов в качестве основного не представляется актуальным. Более того, в юридической науке давно господствует мнение, что справедливость, равенство, свобода — это и есть правовые ценности. Можно с этим согласиться с той лишь оговоркой, что эти правовые начала, а точнее смысл заложенный в них должны предопределять существующую правовую действительность — от правотворчества до правореализации. В случае, если содержание указанных принципов не является общепринятым, общезначимым и др., тогда это лишь прописанные лозунги, не имеющие ничего общего ни с правовыми ценностями, ни с правовой действительностью.

Правовые идеи являются своего рода отражением знания о праве. Это либо результат существования права в той или иной форме либо предвестник возможных или невозможных изменений в праве. Правовая идея есть результат сложной и продолжительной работы по осознанию процессов происходящих в обществе. «Право, — по Г.Дж. Берману, — не может быть всецело сведено ни к материальным условиям того общества, которое его порождает, ни к соответствующей системе идей и ценностей. В истории, в реальной жизни ни одно из них не «определяет» другое, они

обычно идут вместе. Ну а если это не так, то решающую роль играет по очереди то одно, то другое. В своем определении и исследовании права социальная теория права должна делать упор на взаимодействии духа и материи, идей и опыта»7. В англосаксонской и мусульманских правовых семьях правовые идеи часто ложатся в основу правовых доктрин, что в дальнейшем может стать частью правовой системы. Так или иначе, правовая идея должна воплощать в себе то ценное, что накопило право в предшествующей настоящему истории. Идея, не опирающаяся на значимое, устоявшееся, понятное — нежизненоспособна по — существу. Правовая идея «это ... результат сложной и продолжительной работы по осознанию процессов происходящих в обществе»8.

То, что правовые идеи следствие существующих правовых ценностей или наоборот борьбы за них можно проиллюстрировать на классическом примере. Идея естественного права возникла как результат борьбы за каждое право западного человека. Необходимость обоснования данного процесса, привела к созданию не только научных школ, но и научных течений, которые охватили своим влиянием фактически, весь мир. Результатом действия правовой идеи стало классическое отражение в действующем международном и национальном законодательстве базовых ценностей, являющихся приоритетными для каждого человека, какой бы он национальности не был, в какой бы части земного шара он не находился.

Таким образом правовые традиции, правовые принципы, правовые идеи являются формами отражения ценностного строя права в действительности. В них находят выражение наиболее значимые необходимые смыслы существования права как важнейшего социального института. В правовых традициях, принципах, идеях проявляется отношение субъектов правового общения к основным правовым институтам и средствам. Основой или ориентиром данного процесса, являются правовые и общечеловеческие ценности, которые составляют ядро правовой культуры каждого конкретного общества.

1 Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. — М., 2002. -С.61.

2 Гинс Г.К.Право и культура /Науч. ред.: Баранов В.М. — М.: Юрлитинформ, 2012. — С.96.

3 Байтин М.И. Сущность права М., 2005. С.148.

4 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С.11.

5 Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Основные принципы права: понятие и классификация // Вестник Волгоградского государственного университетата. Сер. 5, Юриспруд. 2013. № 1 (18) С.6.

6 Там же. С.7.

7 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С.57.

8 Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. М., 1984. С.22.

Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 543 с.

Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.

Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.

Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.