Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ / ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕТСТВЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКОВ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаптева Юлия Александровна, Чертенкова Галина Ивановна

В статье представлены результаты экспериментального исследования тревожности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечить эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Тревожность рассматривается как индикатор эмоционального неблагополучия дошкольника, сопряженная с проявлением эмоциональной неустойчивости, недифференцированной самооценкой, с низким уровнем удовлетворённости взаимоотношений в группе. Установлено, что для организации профилактической работы в условиях детского сада необходимо понимать возрастную динамику возникновения тревожных состояний. Анализировались параметры тревожности, социального статуса ребенка, удовлетворённость межличностными отношениями в группе, самооценка детей 4-7 лет. Установлено, что доминирующими факторами возникновения тревожности чаще всего выступают взаимоотношения с детьми и со взрослыми. Тревожность в ситуациях, связанных с повседневной деятельностью и эмоциональным отношением к детскому саду к подготовительной группе планомерно снижается. Выявлены некоторые гендерные различия в уровне тревожности в возрастных группах. Сделаны выводы о неустойчивости тревожных состояний в детском возрасте и их зависимости от факторов среды. Оптимизация уровня проявления тревожности и обеспечение эмоционального благополучия воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада требует организации психопрофилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лаптева Юлия Александровна, Чертенкова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF ANXIETY IN CHILDREN 4-7 YEARS OLD

The article presents the results of an experimental study of anxiety in children of middle and older preschool age. The relevance of the topic is due to the need to ensure the emotional well-being of preschool children. Anxiety is considered as an indicator of emotional distress of a preschooler, associated with the manifestation of emotional instability, undifferentiated self-esteem, with a low level of satisfaction of relationships in the group. It is established that in order to organize preventive work in a kindergarten, it is necessary to understand the age dynamics of the occurrence of anxiety states. The parameters of anxiety, social status of the child, satisfaction with interpersonal relationships in the group, self-esteem of children 4-7 years old were analyzed. It has been established that the dominant factors of anxiety are most often relationships with children and adults. Anxiety in situations related to daily activities and emotional attitude to kindergarten to the preparatory group is systematically reduced. Some gender differences in the level of anxiety in age groups were revealed. Conclusions are drawn about the instability of anxiety states in childhood and their dependence on environmental factors. Optimizing the level of anxiety and ensuring the emotional well-being of pupils of the middle, senior and preparatory kindergarten groups requires the organization of psychoprophylactic measures.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ»

11. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 297 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2019. - 720 с.

13. Сомова, Е.А. Диагностика особенностей планирования профессионального будущего [Электронный ресурс] / Е.А. Сомова // Южно-российский журнал социальных наук. - 2012. - № 2. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/ article/ n/ diagnostika-osobennostey-planirovaniya-professionalnogo-buduschego

14. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня - М.: Интел-Синтез, 2002. - 368 с.

15. Шляпина, С.Ф. Формирование проекта профессионального жизненного пути студентов ВУЗа [Электронный ресурс] / С.Ф. Шляпина // Образование и наука. - 2007. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-proekta-professionalnogo-zhiznennogo- puti-studentov-vuza

Психология

УДК 159.96

кандидат психологических наук Лаптева Юлия Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Чертенкова Галина Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования тревожности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечить эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Тревожность рассматривается как индикатор эмоционального неблагополучия дошкольника, сопряженная с проявлением эмоциональной неустойчивости, недифференцированной самооценкой, с низким уровнем удовлетворённости взаимоотношений в группе. Установлено, что для организации профилактической работы в условиях детского сада необходимо понимать возрастную динамику возникновения тревожных состояний. Анализировались параметры тревожности, социального статуса ребенка, удовлетворённость межличностными отношениями в группе, самооценка детей 4-7 лет. Установлено, что доминирующими факторами возникновения тревожности чаще всего выступают взаимоотношения с детьми и со взрослыми. Тревожность в ситуациях, связанных с повседневной деятельностью и эмоциональным отношением к детскому саду к подготовительной группе планомерно снижается. Выявлены некоторые гендерные различия в уровне тревожности в возрастных группах. Сделаны выводы о неустойчивости тревожных состояний в детском возрасте и их зависимости от факторов среды. Оптимизация уровня проявления тревожности и обеспечение эмоционального благополучия воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада требует организации психопрофилактических мероприятий.

Ключевые слова: тревожность детей, проявления тревожности в детстве, эмоциональное благополучие, психоэмоциональные состояния, самооценка дошкольников, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of anxiety in children of middle and older preschool age. The relevance of the topic is due to the need to ensure the emotional well-being of preschool children. Anxiety is considered as an indicator of emotional distress of a preschooler, associated with the manifestation of emotional instability, undifferentiated self-esteem, with a low level of satisfaction of relationships in the group. It is established that in order to organize preventive work in a kindergarten, it is necessary to understand the age dynamics of the occurrence of anxiety states. The parameters of anxiety, social status of the child, satisfaction with interpersonal relationships in the group, self-esteem of children 4-7 years old were analyzed. It has been established that the dominant factors of anxiety are most often relationships with children and adults. Anxiety in situations related to daily activities and emotional attitude to kindergarten to the preparatory group is systematically reduced. Some gender differences in the level of anxiety in age groups were revealed. Conclusions are drawn about the instability of anxiety states in childhood and their dependence on environmental factors. Optimizing the level of anxiety and ensuring the emotional well-being of pupils of the middle, senior and preparatory kindergarten groups requires the organization of psychoprophylactic measures.

Key words: anxiety of children, manifestations of anxiety in childhood, emotional well-being, psycho-emotional states, self-esteem of preschoolers, preschool children.

Введение. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования рассматривается задача обеспечения эмоционального благополучия детей. Позитивное эмоциональное мироощущение, адекватная возрастным возможностям самооценка ребенка, удовлетворенность взаимоотношениями в группе определяются особенностями социальной ситуации развития в дошкольный период детства. Любые нарушения привычной ситуации жизнедеятельности, необоснованные запреты, непродуманная система требований при взаимодействии с ребенком, как правило, приводят к аффективным вспышкам, амбивалентным переживаниям, вызывают состояния психоэмоционального напряжения. Тревожность становится индикатором эмоционального неблагополучия ребенка, возможным предвестником детского невроза, при этом всегда указывает на наличие проблем взаимодействия со средой.

В городе Новокузнецке Кемеровской области на протяжении более 12 лет реализовывалась модель комплексного психолого-педагогического мониторинга психического развития детей 4-7 лет, прошедшая апробацию в 48 детских садах [11]. Разработана программа мониторинга психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. В диагностическом блоке программы выделена группа показателей оценки благополучия социальной ситуации детей в условиях детского сада. В его рамках осуществлялся анализ индекса тревожности, показателей благополучности межличностных отношений в детской группе, уровня самооценки (как характеристики мироощущения ребёнка) [6, 11]. В качестве вариативного блока несколько лет осуществлялась диагностика эмоционального развития детей 4-7 лет [5].

В результате накоплен огромный фактический материал, позволяющий констатировать увеличение количества детей с зафиксированным высоким уровнем тревожности. При этом считаем, что усиление или ослабление тревоги как эмоционального состояния детей напрямую не связано с возрастными особенностями, а определяется условиями жизнедеятельности и некоторыми особенностями их личностного развития. Оптимальный уровень тревоги зависит от индивидуальных свойств человека, необходимых для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных, волевых ресурсов человека в ситуациях жизнедеятельности. Вместе с этим, длительное пребывание детей в ситуации фрустрации, неопределённого, непредсказуемого поведения взрослых, отсутствия адекватной возрастным особенностям детей системы

требований, ограничений, поощрений, поддержки со стороны взрослых и эмоционально тёплых отношений в группе детского сада приводит к преобразованию ситуативной тревоги в личностную черту. Отмечаем, что особенность дошкольного периода такова, что как только ситуация жизнедеятельности ребёнка становится привычной, состояние тревоги исчезает, поэтому так важно своевременно реагировать на изменения среды и проявления в поведении детей тревожных состояний. Тревожность как личностная черта сопряжена с эмоциональной неустойчивостью, мнительностью, неуверенностью в собственных силах, низкой недифференцированной самооценкой, что приводит к неудовлетворённости взаимоотношениями в группе.

Цель статьи - обобщение результатов экспериментального исследования тревожности детей (на примере средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольной образовательной организации).

Изложение основного материала статьи. Феномен тревожности в научной литературе рассматривается и как временное, ситуативное эмоциональное состояние, и как свойство личности, связанное с устойчивым проявлением маркеров тревожности в поведении. Тревожность с одной стороны, обеспечивает безопасность субъекта, но с другой, всегда имеет отрицательные последствия. Возникновение состояний психоэмоционального напряжения в отношении к конкретной ситуации, зависит от негативного эмоционального опыта её переживания ранее. Это вызывает варианты беспокойного поведения ребенка, а, поэтому рассматривается в качестве показателя эмоционального мироощущения дошкольника, но не является патологическим состоянием. Оптимальным считается средний уровень тревожности [1, 7].

Эмоциональное предвосхищение негативных последствий своего поведения в типичных для дошкольника жизненных ситуациях, порождает тревожные состояния. Вместе с этим способность к предвосхищению эмоций ещё до начала деятельности позволяет диагностировать наличный уровень тревожности у детей, так как смысл, придаваемый ребёнком ситуации, обеспечивает основную проективную нагрузку и указывает на характерное для него эмоциональное переживание в подобных жизненных ситуациях.

Повышенная тревожность возникает даже у детей хорошо адаптированных к социуму. Они часто не нуждаются в психологической помощи, но составляют группу риска, как не имеющие запаса прочности психического здоровья [8].

Е.В. Баршникова отмечает, что, несмотря на многочисленные исследования в области детской тревожности, актуальными остаются вопросы о причинах вызывающих проявления тревожных состояний у дошкольников. Для предотвращения формирования тревожности как черты личности необходимо понимать возрастную динамику возникновения тревожных состояний при внедрении в практику детского сада психопрофилактических мероприятий [2].

А.И. Захаров в качестве типичных для дошкольника проявлений тревожности отмечает истощение, усталость, плаксивость, обидчивость, раздражительность. Поэтому такой ребенок склонен нарушать дисциплину из-за боязни чего-то не успеть [4].

Однако даже у детей старшего дошкольного возраста тревожность редко рассматривается как черта детского характера. Тревожность, скорее, индикатор неблагоприятных отношений ребенка с близкими взрослыми. Тревожные дети редко становятся лидерами детской группы, могут не пользоваться признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, если обладают хорошо развитыми игровыми навыками [1].

Старший дошкольный возраст сензитивен в отношении возникновения тревожных состояний, которые приводят к снижению общего фона жизнедеятельности, усилению неуверенности в своих силах в процессе организации взаимодействия со сверстниками в группе, что, на наш взгляд, определяет наличие связи тревожности с неадекватно заниженным уровнем самооценки детей.

По данным О.А. Тимофеевой, степень интенсивности переживания тревоги имеет гендерные различия. Так, мальчики, чаще проявляют тревожность, нежели девочки при равном влиянии средовых факторов. Усиление тревожности в старшем дошкольном возрасте обусловлено становлением абстрактных форм мышления, пониманием факторов опасности среды, усвоением категорий времени и пространства [10].

Для проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между уровнем тревожности детей с показателями самооценки и показателями удовлетворенности межличностными отношениями в группе случайным образом выбрали по пять возрастных групп (средних, старших, подготовительных к школе) из трёх детских садов г. Новокузнецка. (МБ ДОУ № №128, 247, 256). Экспериментальная выборка составила 296 дошкольников, из них 68 (34 мальчика и 34 девочки) дети 4-5 лет (средняя группа), 109 (61 мальчик и 48 девочек) в возрасте 5-6 лет (старшая группа), 119 дошкольников (58 мальчиков и 61 девочка) 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Все дети с нормативным развитием. Исследование проводилось в рамках систематического мониторинга психического развития детей, осуществлялось на основе заключенного договора на оказание диагностических услуг, в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Диагностировали следующие показатели:

- индекс тревожности и источники возникновения психоэмоционального напряжения в группе;

- статус ребенка в группе сверстников, степень удовлетворенности детей взаимоотношениями в группе;

- уровень самооценки детей.

Определили ряд исследовательских задач:

1) определить соотношение источников детской тревожности в трёх возрастных группах;

2) выявить наличие гендерных различий проявления тревожных состояний в возрастных группах;

3) установить взаимосвязь индекса тревожности с характеристиками самооценки детей и показателями удовлетворённости межличностными отношениями в детской группе и личным социальным статусом.

Для решения означенных задач использовали тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), в редакции В.М. Астапова [9], вариант социометрической методики «Краски в подарок» (Е.А. Панько, М. Кашляк) [3], методику «Лесенка» (шкала самооценки), разработанная В. Г. Щур [12]. Результаты измерения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты измерения тревожности, уровня самооценки и удовлетворенности межличностными отношениями в

возрастных группах

Показатель Мальчики Девочки В группе

Подготовительная к школе группа

Индекс тревожности (%) 33,2 29,8 31,5

Источник тревожности Взаимоотношения с детьми 2,1 2,1 2,1

Взаимоотношения со взрослыми 2,2 2,0 2,2

Повседневная деятельность 0,8 0,7 0,7

Отношение к детскому саду 0,4 0,2 0,3

Удовлетворенность отношениями в группе 34,96 33,6 33,8

Самооценка (%) Заниженная 0,8 0,8 1,7

Адекватная 24,5 21,0 44,5

Завышенная 24,4 29,4 53,8

Старшая группа

Индекс тревожности (%) 39,2 36,1 37,7

Источник тревожности Взаимоотношения с детьми 2,5 2,3 2,4

Взаимоотношения со взрослыми 2,4 2,1 2,3

Повседневная деятельность 1,1 0,9 1,0

Отношение к детскому саду 0,5 0,5 0,5

Удовлетворенность отношениями в группе 30,2 46,0 38,2

Самооценка (%) Заниженная 0 0 0

Адекватная 39,4 25,7 64,2

Завышенная 16,5 19,3 35,8

Средняя группа

Индекс тревожности (%) 44,0 43,8 43,9

Источник тревожности Взаимоотношения с детьми 2,3 2,3 2,28

Взаимоотношения со взрослыми 2,2 2,4 2,3

Повседневная деятельность 1,3 0,9 1,1

Отношение к детскому саду 0,6 0,6 0,6

Удовлетворенность отношениями в группе 20,6 20,1 20,3

Самооценка (%) Заниженная 2,9 2,9 5,9

Адекватная 41,2 30,9 55,9

Завышенная 20,6 16,2 38,2

Анализ индекса и источников детской тревожности показал, что доминирующими факторами возникновения тревожности у детей 4-7 лет чаще всего выступают взаимоотношения с детьми и взаимоотношения со взрослым. Тревожные состояния у детей вызывают ситуации игры с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, изоляция, а также укладывание спать в одиночестве, выговор, игнорирование, собирание игрушек и др.

Отмечаем, что в средней группе детского сада проявления тревожности объясняется низкой способностью детей к эмоциональной регуляции своего поведения, а также не отлаженным характером межличностных отношений со сверстниками и социально значимыми взрослыми. Этим объясняем и самый высокий в возрастных группах показатель тревожности в ситуациях, связанных с повседневной деятельностью в детском саду и эмоциональным отношением к детскому саду. Влияние данных ситуаций планомерно снижается в период старшего дошкольного возраста (см. табл. 1).

Повышение тревожности у детей на этапе подготовки к школе связано с усилением требований со стороны взрослых, увеличением количества ситуаций оценивания ребёнка взрослыми и сверстниками, появлением и закреплением в опыте социальной мотивации поведения. Источником тревоги в большей мере становятся отношения со взрослыми. На наш взгляд, в наиболее благоприятной ситуации оказываются дети старших возрастных групп. С одной стороны они достаточно адаптированы к условиям детского сада, а с другой стороны, взрослые пока не предъявляют повышенные требования к уровню их самостоятельности и готовности к учебной деятельности. В этот период дети активно выстраивают взаимоотношения, которые обеспечивают им развитие игровой деятельности, но при этом именно сфера взаимоотношений со сверстником вызывает повышенную тревожность.

В возрастных группах индекс тревожности находится в пределах средних значений, однако самый высокий уровень проявился в средней группе (43,9%). Индекс тревожности выше у мальчиков. Такая тенденция проявилась во всех возрастных группах. Активное становление в дошкольном возрасте полоролевой идентификации и освоение нормативных представлений о маскулинности и фемининности приводит к усилению половых различий в поведении детей. Мальчики стремятся к ведущим сильным ролям, доминированию, а, часто, и к проявлениям агрессии во взаимоотношениях с другими

детьми. В ходе диагностики замечено, что девочки чаще оказываются более успешными, они легче осваивают правила поведения и следуют им, а на этапе подготовки к школе не испытывают повышенной тревоги в ситуации взаимодействия со взрослыми.

Анализ данных не выявил значимых корреляционных зависимостей между параметрами индекса тревожности и самооценки детей. Однако сопряжённость уровней названных показателей позволяет определить некоторые возрастные тенденции (табл. 2).

Отмечаем общую тенденцию к увеличению завышенных вариантов самооценки от среднего до окончания старшего дошкольного возраста, что, несомненно, является возрастной нормой.

Таблица 2

Сопряженность уровня тревожности и типа самооценки детей в возрастных группах (%)

Уровень самооценки ^ Заниженная Адекватная Завышенная £

Уровень тревожности J,

Средняя группа

Высокий 2 25 5 32

Средний 3 25 31 59

Низкий 2 3 4 9

£ 7 53 40 100

Старшая группа

Высокий 0 17 6 23

Средний 0 38 22 60

Низкий 0 10 7 17

£ 0 65 35 100

Подготовительная к школе группа

Высокий 1 3 5 9

Средний 1 35 26 62

Низкий 0 18 11 29

Z 2 56 42 100

Нами не установлено значимых корреляционных связей между уровнем удовлетворённости межличностными отношениями в группе и параметрами тревожности в возрастных группах. Отмечаем, что в старшей и подготовительной к школе группах лидеры имеют средний уровень тревожности и адекватную или реже завышенную, но дифференцированную самооценку. В средней группе, выявлены лидеры с низкой и средней тревожностью. В старшей возрастной группе в число детей со статусом «звезда» вошли и те, кто имеет очень высокий индекс тревожности (более 90%), но, чаще всего, адекватную дифференцированную самооценку.

Выводы. Результаты экспериментального исследования позволили конкретизировать возрастные характеристики и гендерные различия в проявлении тревожности у детей 4-7 лет.

Анализ фактических данных подтвердил зависимость проявлений тревожности в детском возрасте, скорее, от внешних факторов. Анализ ситуации в отдельных группах показал неизменный рост индекса тревожности в группах с авторитарным стилем руководства, когда воспитатель не объясняет суть требований и запретов, не поддерживает самостоятельность выбора и инициативности детей. Вместе с этим опыт мониторинговой деятельности показывает, что психологический комфорт во взаимодействии с социально значимыми взрослыми (педагогами, младшим воспитателем, иными специалистами) восстанавливается достаточно быстро при оптимизации параметров образовательной среды детского сада. Это говорит о необходимости своевременной диагностики тревожности, проявления которой выступают своеобразным индикатором качества образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальные результаты показывают снижение отрицательных эмоциональных выборов в ситуациях, моделирующих повседневную деятельность в детском саду и общее снижение индекса тревожности к подготовительной группе. Основная проективная нагрузка приходится на ситуации связанные с взаимоотношениями с детьми. Тревожность девочек во всех возрастных группах определяется ниже средних групповых показателей.

В результате установили, что в период дошкольного возраста тревожность не является устойчивым личностным образованием, однако требует организации психопрофилактических мероприятий. Уровень тревожности должен анализироваться во взаимосвязи с параметрами развивающей среды детского сада.

Литература:

1. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: Per Se, 2008. - 159 с.

2. Барышникова, Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №4. - https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN420.pdf (08.04.2023).

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Ушвератэцкае, 1997. - 237 с.

4. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1997. - 222 с.

5. Лаптева, Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном

детском саду / Ю.А. Лаптева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9. -С. 57-63

6. Лаптева, Ю.А. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. - Т. 3. - 2019. - №3 (11). - С. 240-249

7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 191 с.

8. Смолева, Т.О. О психологическом здоровье детей дошкольного возраста / Т.О. Смолева, Г.Н. Олонцева // Мир детства и образование: сб. мат-ов Х очно-заоч. Межд. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МГТУ им. Носова, 2016. -С. 27-30

9. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - С. 19-28

10. Тимофеева, О.А. Проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. - 2017. - №11. - С. 497-501

11. Чертенкова, Г.И. Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях / Г.И. Чертенкова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 240-249

12. Щур, В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Академия, 1982. - С. 108-114

Психология

УДК 5.3.1

магистрант Лухменева Анна Сергеевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ У ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)

Аннотация. В статье предпринимается попытка в изучении индивидуально-типологических особенностей личности, в частности экстраверсии и интроверсии. Сопоставляются точки зрения исследователей в изучении экстраверсии и интроверсии в рамках теорий личности. Анализируются возможные диспозиционные соотношения экстраверсии и интроверсии у личности. Полученные данные могут быть полезны как для психологической службы учебного заведения, так и для самого студента, с целью самопознания. Знания о своих индивидуально-типологических особенностей позволяет личности координировать себя в жизнедеятельности. Создает безопасное пространство для реализации своего потенциала, как в профессиональном, так и в повседневном поприще. Учет полученных данных, может помочь педагогу-психологу в формировании индивидуальные маршруты для студентов. Знание о степени выраженности экстраверсии и интроверсии не является исчерпывающим. Существующие знание о диспозиционных соотношениях экстраверсии и интроверсии, а также особенностях их проявления формируют индивидуальную картину личности.

Ключевые слова: экстраверсия, интроверсия, индивидуально-типологические особенности, психологическое благополучие, диспозиционные соотношения.

Annоtation. The article attempts to study individual typological features of personality, in particular extroversion and introversion. The points of view of researchers on the study of extroversion and introversion in the framework of personality theories are compared. The possible dispositional relations of extraversion and introversion in a person are analyzed. The data obtained can be useful both for the psychological service of the educational institution and for the student himself, for the purpose of self-knowledge. Knowledge about their individual typological characteristics allows a person to coordinate himself in life. Creates a safe space for realizing your potential, both professionally and in everyday life. The use of the obtained data helps the teacher-psychologist to form individual routes for students based on their leading individual characteristics. Knowledge about the severity of extroversion and introversion is not exhaustive. Knowledge about the dispositional relations of extroversion and introversion, as well as about the peculiarities of their manifestation, form an individual picture of the personality.

Key words: extraversion, introversion, individual typological features, psychological well-being, dispositional relations.

Введение. Дифференциальная психология фокусируется на изучении индивидуальных различий между людьми, а также поиске, как источников, так и последствий этих различий. Существование индивидуально-типологических особенностей формируют потребность в понимании их происхождения, и необходимости учитывания их в учебной и профессиональной деятельности. Расширение знаний о своих индивидуально-типологических особенностях позволяет юношам и девушкам решать как возрастные, так и текущие задачи в своей повседневной жизнедеятельности. Опираясь на знание о своих индивидуальных особенностях, юноши выбирают наиболее подходящие для себя методы обучения, стратегии поведения, социальных партнеров, профессию и так далее. Такой выбор оказывает положительное влияние на личность, тем самым повышая уровень его психологического благополучия.

Общепсихологические аспекты индивидуально-типологических особенностей исследовались такими известными учеными, как К. Юнг, Р.Б. Кеттела, Л.Н. Собчик, их исследования строились в рамках изучения самих особенностей, а также влияние, которое они оказывают на личность. В частности, к чертам «экстраверсия» и «интроверсия» обращались следующие известные ученые: К. Юнг, Г. Айзенка, Р.Б. Кеттела, Л. Голдберг, Дж. Гилфорд, Л.Н. Собчик. Раскрытие экстраверсии и интроверсии как индивидуально-типологических черт личности представлено в следующих теориях личности: аналитическая теория личности Карла Юнга; трехфакторная теория личности Г. Айзенка; структурная теория черт личности Р. Кеттелла; теория акцентуаций характера К. Леонгарда; теория ведущих тенденций личности Л.Н. Собчик. Общим во всех теориях личности является то, что авторы определяли экстраверсию и интроверсию как диспозиционные личностные черты.

Прикладной аспект в психологической науке представлен исследованиями отличительных особенностей экстравертов и интровертов, проявляющихся в поведении, общении, мыслительных операциях (В.В. Белоус, Р. Драммонд и А. Стоддарт), речи, особенностях памяти (А.В. Пенская, Хорвата и Г. Айзенка) и внимания (В.А. Петровский и Е.М. Черепанова). Эмпирические исследования проводились в рамках изучения влияния экстраверсии и интроверсии на: риск употребления ПАВ (Л.Меренак); отношение к алкоголю (Т.И. Палачева); профессиональную направленность (Х.Ч. Хок); удовлетворенность жизнью (благополучием) (Ю.Д. Чертковой, О.С. Алексеевой и А.Я. Фоминых); психологическое благополучие (E.S. Huebner,B.Rigbi, 2006г.). Резюмируя, отметим, что экстраверсия и интроверсия как индивидуально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.