Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТРАХИ / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Ирина Александровна, Вершинина Валерия Владиславовна, Силакова Марина Михайловна

Работа направлена на исследование проявления самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке детей старшего дошкольного возраста из детских садов г. Ульяновска. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 6,5 до 7 лет. Исследование включало психологическую диагностику с использованием методик: «Методика «Паровозик» (Велиева С.В.), методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», Тест «Сказка» (Л. Дюсс), Методика «Лесенка» В.Г. Щур. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что среди выборки детей старшего дошкольного возраста признаки тревожности в той или иной форме выявлены у 40 % испытуемых. Тревожность проявляется как в общем негативном эмоциональном состоянии, так и в наличии определенных страхов. Наиболее выделяются страх одиночества и страх наказания со стороны родителей. У тревожных детей завышенная самооценка встречается реже, чем у детей не склонных к тревожности. У детей с нормальным уровнем тревожности их собственная оценка себя выше, чем оценки окружающих (мамы и воспитателя). У тревожных детей ситуация обратная, они склонны себя оценивать ниже, чем окружающие взрослые. Одна из гипотез таких результатов исследования заключается в том, что повышенный уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть результатом строгого и критичного отношения к ним их родителей. В целом исследование призвано доказать факт того, что структура самооценки у тревожных детей характеризуется неадекватным восприятиям себя и своих достижений (когнитивный компонент самооценки) и низкой удовлетворенностью собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Ирина Александровна, Вершинина Валерия Владиславовна, Силакова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ESTEEM IN ANXIOUS CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The work is aimed at studying the manifestation of self-esteem in anxious children of older preschool age. The materials of an empirical study obtained on a sample of children of senior preschool age from kindergartens in Ulyanovsk are presented. The study involved children aged 6,5 to 7 years. The study included psychological diagnostics using the following methods: “The Train Engine Method” (Velieva S.V.), the method for identifying children's fears by A.I. Zakharov and M.A. Panfilova “Fears in houses”, Test “Fairy tale” (L. Duss), Method “Ladder” V.G. Schur. The results obtained make it possible to say that among the sample of children of older preschool age, signs of anxiety in one form or another were detected in 40 % of the subjects. Anxiety manifests itself both in a general negative emotional state and in the presence of certain fears. The most prominent are the fear of loneliness and the fear of punishment from parents. In anxious children, inflated self-esteem is less common than in children who are not prone to anxiety. In children with a normal level of anxiety, their own assessment of themselves is higher than the assessments of others (mother and teacher). In anxious children, the situation is reversed, they tend to evaluate themselves lower than the surrounding adults. One of the hypotheses of such results of the study is that the increased level of anxiety and fears in children of older preschool age may be the result of a strict and critical attitude towards them from their parents. In general, the study is intended to prove the fact that the structure of self-esteem in anxious children is characterized by inadequate perceptions of themselves and their achievements (the cognitive component of self-esteem) and low self-satisfaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN522.pdf

DOI: 10.15862/02PDMN522 (https://doi.org/10.15862/02PDMN522)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Николаева, И. А. Особенности самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста /

И. А. Николаева, В. В. Вершинина, М. М. Силакова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10.

— № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN522.pdf DOI: 10.15862/02PDMN522

For citation:

Nikolaeva I.A., Vershinina V.V., Silakova M.M. Features of self-esteem in anxious children of senior preschool age. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 02PDMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/02PDMN522

Николаева Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,

Ульяновск, Россия Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: i.voronina@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2196-8067 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=744309

Вершинина Валерия Владиславовна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,

Ульяновск, Россия Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Vershininavv@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6615-4115 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=287702

Силакова Марина Михайловна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,

Ульяновск, Россия Заведующая кафедрой «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: Silakova.marina@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4418-4086 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=817716 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAG-6389-2019

Особенности самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Работа направлена на исследование проявления самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке детей старшего дошкольного возраста из детских садов г. Ульяновска. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 6,5 до 7 лет. Исследование включало психологическую диагностику с использованием методик: «Методика «Паровозик» (Велиева С.В.), методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», Тест «Сказка» (Л. Дюсс), Методика «Лесенка» В.Г. Щур. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что среди выборки детей старшего дошкольного

возраста признаки тревожности в той или иной форме выявлены у 40 % испытуемых. Тревожность проявляется как в общем негативном эмоциональном состоянии, так и в наличии определенных страхов. Наиболее выделяются страх одиночества и страх наказания со стороны родителей. У тревожных детей завышенная самооценка встречается реже, чем у детей не склонных к тревожности. У детей с нормальным уровнем тревожности их собственная оценка себя выше, чем оценки окружающих (мамы и воспитателя). У тревожных детей ситуация обратная, они склонны себя оценивать ниже, чем окружающие взрослые. Одна из гипотез таких результатов исследования заключается в том, что повышенный уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть результатом строгого и критичного отношения к ним их родителей. В целом исследование призвано доказать факт того, что структура самооценки у тревожных детей характеризуется неадекватным восприятиям себя и своих достижений (когнитивный компонент самооценки) и низкой удовлетворенностью собой.

Ключевые слова: самооценка; тревожность; дошкольный возраст; страхи; «Я-концепция»; уровень притязаний; личность

В данной работе затрагивается проблема становления и проявления самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. В зависимости от самооценки личности, окружения ребенка другими людьми чувство беспокойства может приобретать значение, как тревоги, так и страха. Тревожность — это личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. При высокой тревожности для человека характерны неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи [1, с. 27]. Тревога помогает человеку избежать осознание неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение данных импульсов надлежащим образом1.

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. К центральным образованиям личности, ее ядру, относится самооценка. Л.В. Бороздина указывает, что «самооценка формирует у человека потребность соответствовать и уровню окружающих его людей, и уровню собственных личностных оценок» [2, с. 38]. У детей дошкольного возраста во многом отсутствует «глобальная» или «обобщенная» самооценка, которая в зарубежной научной литературе обозначается термином «state self-esteem» [3]. Однако, Л.С. Выготский писал, что именно к семи годам начинает складываться самооценка — обобщенное, устойчивое, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, отражает опыт его деятельности, общение с другими людьми [4]. Для детей старшего дошкольного возраста норматипичным считается проявление неадекватно завышенной самооценки.

Анализируя исследования Л.И. Божович, А.М. Прихожан можно предположить, что тревожность и самооценка имеют отрицательную двустороннюю взаимную связь. Таким образом, для детей с высоким уровнем тревожности свойственно проявление неуверенности в собственных силах и способностях, а также они характеризуются неустойчивой самооценкой. [5] Однако есть и исследования, где авторы отмечают факты демонстрации тревожными детьми

1 Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Николаева И.А. Эмоционально-волевые нарушения у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск, 2018. — 85 с.

высокой самооценки, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности. Так, например, есть исследованные факты зависимости самооценки от внешнего одобрения или порицания, которые были получены в ходе исследования, проведенного в Нидерландах. Было установлено, что дети с высокой социальной тревожностью демонстрирую выраженное повышение самооценки после выражения одобрения со стороны сверстников и наоборот, снижение самооценки после неодобрения, чем их менее тревожные товарищи [6].

Актуальность изучения тревожности в дошкольном возрасте связана с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. Проблема данного исследования состоит в том, до настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности.

А.Т. Фатуллаева считает, что самооценка — это «совокупность всех представлений индивида о себе, и она имеет три составляющие: образ «Я» (когнитивная); самоотношение (эмоционально-оценочная); производная от первой и второй — поведенческая» [7, с. 69].

Многие авторы определяет самооценку как сложное структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье (У. Джеймс, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, К.К. Платонов, К. Рождерс, В.В. Столин, Э. Эриксон).

Зарубежные психологи Р. Бернс и С. Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент «Я-концепции» (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. И определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [8].

По мнению Н.В. Мазуровой, главнейшая функция самооценки — это функция оценки человеком своих возможностей, качеств и места среди людей, она является осознанием собственной идентичности и независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития, отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности [9].

Итак, анализ психологических источников показал, что «самооценка» — это сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие и непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, и их выражение.

Для формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте важны: деятельность, в которую включен ребенок; оценка его достижений взрослыми и сверстниками; критерии самооценки зависят от взрослого и принятой воспитательной системы.

Именно формирование самооценки позволяет детям оценивать, сравнивать себя и близких, проявлять свои индивидуальные особенности в различных видах деятельности. В дошкольном возрасте особую роль играет эмоциональный компонент самооценки, который проявляется в постоянном желании ребенка получать похвалу от окружающих его людей: родителей, воспитателей, сверстников. B.C. Мухина отмечает, что самооценка старшего дошкольника предполагает сознание ребенком того, кто он, какими качествами обладает, как к нему относятся окружающие, чем определено такое отношение [10].

Можно выделить следующие особенности формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте:

1. Процесс развития самооценки в старшем дошкольном возрасте начинается с реалистичной оценки ребенком своих умений, знаний, навыков, результатов своей деятельности. Гораздо менее осознанным в данный период является оценка собственных личностных качеств.

2. Также для старшего дошкольника характерна склонность к «переоцениванию» себя, что зачастую происходит из-за преимущественно положительных оценок со стороны взрослых.

3. В завершении старшей группы детского сада и перехода в подготовительную происходит гармонизация когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Что приводит к усилению побудительно-мотивационной роли знаний о себе. Совокупность знаний о себе и расширяется, и углубляется, становится осознанной.

4. Возникает дифференциация эмоционально-ценностного отношения к себе, его избирательность и нарастающая стабильность также являются характерными особенностями данного периода дошкольного детства [11].

Существуют исследования, которые доказывают, что на формирование самооценки дошкольника влияет и тревожность ребенка. Р.М. Гимаева, Т.А. Колесникова провели исследование взаимосвязи тревожности и самооценки в дошкольном возрасте, результаты которого свидетельствуют о том, что взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста существует: при повышенной тревожности возможна более высокая самооценка как проявление механизма компенсации, что характерно для детей дошкольного возраста. Авторы предполагают, что «выявленная взаимосвязь есть проявление механизма компенсации: тревожные дети склонны к завышению своей самооценки, так как их тревожит сама возможность неудачи, их низкой оценки окружающими» [12, с. 4].

В отечественной и зарубежной психологии существует большое количество определений понятия «тревожность». Ряд авторов (Р.С. Немов, Р.Е. Тарасова) дают следующее определение тревожности: «Постоянно или время от времени проявляемое свойство психики человека переходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в определенных жизненных ситуациях» [13, с. 68].

Анализ зарубежных исследований показал, что можно выделить два основных теоретических подхода, которые исследуют страх на разных уровнях: психофизиологический, которая включает физиологические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс, К. Ланге, У. Кеннон, С. Томпкинс и др.), и психологический включает динамические теории эмоций (З. Фрейд, Н.Я. Грот, В. Вундт, У. Мак-Даугалл и др.) и когнитивные теории эмоции (С. Шехтер, Р.С. Лазарус, Е. Сингер, М. Арнольд). В рамках психофизиологического подхода возникновение страха объясняется: моторными механизмами функционирования эмоции страха (К. Лэндис, Ч. Дарвин, Р. Заянц, Э. Гельгорном, У. Джеймс, К.Г. Ланге, С. Томпкиносом), нейрогуморальными и центральными механизмами возникновения эмоции страха (У. Кеннон, Р. Мак-Лин, В. Гесс, Р. Клювер. П. Бьюси, Дж. Пейпец). К. Изард говорил о тревоге, что она результат сочетания страха с такими эмоциями как гнев, вина, стыд, интерес

[14].

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная самооценка. Типичным проявлением завышенной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных

жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, все вышеизложенные теоретические основания привели в реализации эмпирического исследования особенностей самооценки тревожных детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что особенностью самооценки тревожных детей старшего дошкольного возраста является ее заниженный уровень, связанный с неадекватным восприятием себя (образом Я) и результатов своей деятельности (когнитивный компонент) и низкой удовлетворенностью собой (эмоциональный компонент).

Изучив состояние проблемы, для проведения исследованиями были выбраны следующие методики:

1. Методика «Паровозик» (Велиева С.В.).

2. Методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

3. Тест «Сказка» (Л. Дюсс).

4. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.2

Методика «Паровозик» в редакции Велиевой С.В., доступна к применению с детьми от 2,5 лет индивидуально. Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Также данный метод позволяет определить степень позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния, в том числе и в группе в целом. Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.А. Панфилова) доступна к применению с 3 до 15 лет. Цель: выявить, какой именно страх испытывает ребенок и уточнить преобладающие у него виды страха (страх темноты, медицинские страхи и др.). Методика «Сказка» (Л. Дюсс) применяется для возраста детей от 4 до 10 лет. Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур), адаптированная к детям старшего дошкольного возраста. Цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, исследование самооценки ребенка.

Выборка исследования составила 44 ребенка в возрасте от 6,5 до 7 лет, посещающих детские сады г. Ульяновска.

Исследование эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Паровозик» позволило получить следующие результаты, которые представлены ниже на рисунке 1.

2 Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Учебник для вузов. — СПб: Владос, 2020 — 631 с. Страница 5 из 10

Методика и проведение экспериментального исследования

02PDMN522

Рисунок 1. Процентное соотношение количества детей с указанием степени психического состояния (составлено авторами)

Таким образом, дети, имеющие негативное эмоциональное состояние высокой и средней степени выраженности, на первое место поставили вагончики темных цветов — серый, коричневый, фиолетовый. В целом по группе детей старшего дошкольного возраста таких детей оказалось 40 %. По результатам данной методики была выделена группа тревожных детей с разной степенью негативного эмоционального состояния в количестве 18 человек.

По результатам проведения методика «Сказка» и анализа полученных результатов были получены следующие данные: «норматипичные» ответы выявлены у 26 (60 %) испытуемых, «тревожащие ответы» выявлены у 18 детей, а это 40 %. Тревожащие ответы — это ответы, которые требуют внимания, и они могут говорить о несамостоятельности ребенка, о степени его зависимости от родителей или лиц, их заменяющих, о проблемах в семье, а также о страхах ребенка. Такие ответы представлены ниже в таблице 1. Это ответы, свидетельствующие о том, что герой сказки остался один и все его бросили, о том, что может прийти чудовище и съесть его, или он сам погибнет от одиночества и никто ему не поможет и его как всегда поругают.

Таблица 1

Характерные ответы детей, относящиеся к типу «тревожащие»

Сказка «Птенец» Сказка «Страх» Сказка «Новость» Сказка «Дурной сон»

Не умеет летать, потому останется на земле Боится, что его украдут Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день Ему приснилось, что пришли его забрать

Умрет во время падения Чудовище хочет украсть его и съесть Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу

Боится остаться один

Составлено автором

Таким образом, по методике «Сказка» дети, которые по методике «Паровозик» показывали результаты, соответствующие негативным эмоциональным состояниям, давали ответы, относящиеся к категории «тревожащие». В ходе исследования стало понятно, что тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста связаны с одиночеством и страхом наказания со стороны родителей.

Согласно данным по результатам проведения методики «Страхи в домиках» были выявлены основные страхи у детей старшего дошкольного возраста. На основе количественного анализа данных страхов сверх нормы выявлено у 18 человек, а это 40 % и у 26 детей (60 %) количество страхов соответствует норме. Результаты по количественному анализу страхов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество страхов в процентном соотношении

Страх % от ответов детей

того, что умрут твои родители 100

умереть; войны; крови (когда идет кровь) 75

боязнь пожара и уколов 66

нападения, бандитов 58

когда останешься дома один; врачей (кроме зубных) 50

боязнь Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 41

темноты 33

заболеть, заразиться; страшных снов; волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии); огня 25

боли (когда больно) и неожиданных, резких звуков (когда что — то внезапно упадет, стукнет) 16

того, что тебя накажут; когда очень высоко (страхи высоты); когда очень глубоко (страх глубины) 8

темноты 20

Составлено автором

По результатам 3 методик была выделена группа тревожных детей из 18 человек, у которых страхов выявилось сверх нормы. Для них характерны сразу все страхи: «медицинские» страхи (боль, уколы); страхи смерти своей и родителей, страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война). По двум другим методикам данная группа детей так же показала наличие повышенного уровня тревожности.

В ходе исследования уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста были получены результаты, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень самооценки у дошкольников

Группы детей Как оцениваешь себя сам? Как оценивает тебя твои воспитатели? Как оценивает тебя мама?

Тревожные дети Завышенная — 4 (22 %) Средняя — 10 (56 %) Низкая — 4 (22 %) Завышенная — 5 (36 %) Средняя — 8 (28 %) Низкая 5 (36 %) Завышенная — 2 (11 %) Средняя — 3 (17 %) Низкая 13 (72 %)

Норматипичные дети с низким уровнем тревожности Завышенная — 12 (46 %) Средняя — 10 (38 %) Низкая — 4 (16 %) Завышенная — 10 (38 %) Средняя — 8 (30 %) Низкая — 8 (30 %) Завышенная — 19 (73 %) Средняя — 7 (27 %) Низкая — 0

Всего 44 44 44

Составлено автором

По всем показателям видно, что в основном дети свои способности завышают, это может быть вызвано тем, что ребенок еще не понимает полностью значения приписываемых себе качеств, то есть замечает только оценочный их смысл, различая хорошие и плохие качества. Хорошие качества примеряет к себе. Но когда ребенок анализирует, что мама и воспитатель думают о его качествах, то вспоминает, как его взрослые ругали за неаккуратно сложенные вещи, разбитую чашку или не вовремя выполненное задание, то начинает отмечать уже не верхние границы шкал по методике. И появляются расхождение в оценке ребенком себя и в

оценке его взрослыми. В основном показатели не совпадают по таким шкалам, как аккуратный, умелый и умный. Это показатели значимые для взрослых, именно этим качествам, как правило, придают значение взрослые, стараясь воспитать из ребенка прилежного и культурного человека, с которым не стыдно находиться в обществе.

Таким образом одна из характерных особенностей тревожных детей — оценка взрослых выше, чем они оценивают себя сами.

На основании исследования можно сделать следующие выводы.

1. У большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста наблюдается завышенная самооценка. Самооценка отличается категоричностью, проявляющейся в том, что дети отказываются от низких оценок, даже если умение или качество присутствует у дошкольника не в полной мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. У тревожных детей завышенная самооценка встречается реже, чем у детей не склонных к тревожности. У детей с нормальным уровнем тревожности их собственная оценка себя выше, чем оценки окружающих (мамы и воспитателя). У тревожных детей ситуация обратная, они склонны себя оценивать ниже, чем окружающие взрослые.

3. Наличие завышенной самооценки у тревожных детей можно объяснить тем, что она выполняет защитную функцию, когда ребенок не замечает травмирующие его замечания и неудачи и не склонен к анализу их причин. Таким образом ребенок абстрагируется от всего плохого и приписывает себе достоинства, которых не существует.

4. Исследование уровня тревожности и страхов у детей показало, что страхи у детей старшего дошкольного возраста разнообразны, но в основном укладываются в тематику так называемых «возрастных» страхов, которые проявляются и исчезают в определенном возрасте. Как ни странно, достаточно много детей старшего дошкольного возраста боится войны и крови. На первое же место выходят страхи одиночества и наказания со стороны родителей.

5. Расхождения в уровне оценки себя у дошкольников с уровнем предполагаемой оценки родителями выявляет перед нами проблему и корень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Повышенный уровень тревожности и специфические сюжеты придуманных тревожными детьми сказок указывает на то, что причина может быть в нарушении детско-родительски отношений или психотравмирующем опыте общения детей с родителями в семье. Заниженный уровень собственной оценки себя у детей старшего дошкольного возраста сочетается с высоким уровнем тревожности.

6. Самооценка детей старшего дошкольного возраста может быть скорректирована в хоте специально организованных упражнений и игровых занятий, а также работы психолога с родителями. Так, например, Ю.М. Едиханова пишет, что на самооценку детей старшего дошкольного возраста можно оказать коррекционное воздействие, которое состоит из механизмов (самоидентификация, прогнозирование, обратная связь) и структурных компонентов (когнитивный, эмоциональный) [15]. Данный комплексный подход к коррекции самооценки, исходя и результатов данного исследования, может дать положительный эффект для снижения уровня тревожности и выраженности страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Данное исследование частично подтверждает гипотезу о том, что что особенностью самооценки тревожных детей старшего дошкольного возраста является ее заниженный уровень, связанный с неадекватным восприятием себя (образом Я) и результатов своей деятельности (когнитивный компонент) и низкой удовлетворенностью собой (эмоциональный компонент).

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство Ч. 1. — М: Генезис, 2001. — 160 с.

2. Бороздина Л.В. Притязания и самооценка // Вестник МГУ. — 2015. — № 3. — С. 38-40.

3. Жокина П.А. О некоторых зарубежных подходах к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии. // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. научных статей. Ч. 2. М. МГПУ. 2016. С. 46-59.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2 / Выготский Л.С. М. Педагогика, 1982. — 504 с.

5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 324 с.

6. Delighted when approved by others, to pieces when rejected: children's social anxiety magnifies the linkage between self- and other-evaluations / Albert Reijntjes, Sander Thomaes, Paul Boelen, Menno van der Schoot, Bram Orobio de Castro, Michael J. Telch // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2011. Vol. 52, No 7. P. 774-781. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2010.02325.x URL: https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-7610.2010.02325.x.

7. Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 69-70.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986. — 422 с.

9. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка // Дефектология. — 2017. — № 1. — С. 42-47.

10. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Просвещение, 2015. — 564 с.

11. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Педагогические условия формирования самооценки в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9-12.

12. Гимаева Р.М., Колесникова Т.А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Концепт. — 2015. — № 7. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-i-samootsenki-v-doshkolnom-vozraste.

13. Тарасова, Р.Е. Проблема тревожности / Р.Е. Тарасова // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5. — С. 67-69.

14. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. — СПБ: Издательство "Питер", 2000. — 464 с.

15. Едиханова Ю.М. Закономерности коррекции детской самооценки [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2016. — № 4(40). — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zakonomernosti-korrektsii-detskoy-samootsenki.

Nikolaeva Irina Aleksandrovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: i.voronina@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2196-8067 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=744309

Vershinina Valeria Vladislavovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: Vershininavv@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6615-4115 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=287702

Silakova Marina Mikhaylovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: Silakova.marina@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4418-4086 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=817716 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAG-6389-2019

Features of self-esteem in anxious children of senior preschool age

Abstract. The work is aimed at studying the manifestation of self-esteem in anxious children of older preschool age. The materials of an empirical study obtained on a sample of children of senior preschool age from kindergartens in Ulyanovsk are presented. The study involved children aged 6,5 to 7 years. The study included psychological diagnostics using the following methods: "The Train Engine Method" (Velieva S.V.), the method for identifying children's fears by A.I. Zakharov and M.A. Panfilova "Fears in houses", Test "Fairy tale" (L. Duss), Method "Ladder" V.G. Schur. The results obtained make it possible to say that among the sample of children of older preschool age, signs of anxiety in one form or another were detected in 40 % of the subjects. Anxiety manifests itself both in a general negative emotional state and in the presence of certain fears. The most prominent are the fear of loneliness and the fear of punishment from parents. In anxious children, inflated self-esteem is less common than in children who are not prone to anxiety. In children with a normal level of anxiety, their own assessment of themselves is higher than the assessments of others (mother and teacher). In anxious children, the situation is reversed, they tend to evaluate themselves lower than the surrounding adults. One of the hypotheses of such results of the study is that the increased level of anxiety and fears in children of older preschool age may be the result of a strict and critical attitude towards them from their parents. In general, the study is intended to prove the fact that the structure of self-esteem in anxious children is characterized by inadequate perceptions of themselves and their achievements (the cognitive component of self-esteem) and low self-satisfaction.

Keywords: self-esteem; anxiety; preschool age; fears; "I-concept"; level of claims; personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.