Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РОЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психокоррекционные технологии / родительские установки / дети старшего дошкольного возраста / общее недоразвитие речи / тревожность. / Psychocorrectional technologies / parental attitudes / senior preschool children / general speech underdevelopment / anxiety.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Ю. М., Сологуб А. С.

В статье рассматриваются потенциальные возможности использования в образовательном процессе психокоррекционных технологий в целях формирования родительских установок в работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Разработана и обоснована структура организации взаимодействия психологов, родителей и детей с общим недоразвитием речи с целью снятия тревожности, неуверенности ребенка в процессе общения и формирования у него адекватной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васина Ю. М., Сологуб А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHO-CORRECTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PARENTAL INSTITUTIONS IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT

The article examines the potential possibilities of using psychocorrectional technologies in the educational process in order to form parental attitudes in working with anxious children of older preschool age with general speech underdevelopment. The structure of the organization of interaction between psychologists, parents and c hildren with general speech underdevelopment has been developed and substantiated in order to relieve anxiety, uncertainty of the child in the process of communication and the formation of an adequate self-esteem in him.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 374.71;376.37;364.142

РОЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© 2021 Ю. М. Васина1, А. С. Сологуб2,

'канд. пед. наук, доцент e-mail: _j m vasinaamail. ru

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого,

2 педагог-психолог e-mail: kpiral5'a yandex. ru

Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «ПОМОЩЬ»

В статье рассматриваются потенциальные возможности использования в образовательном процессе психокоррекционных технологий в целях формирования родительских установок в работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Разработана и обоснована структура организации взаимодействия психологов, родителей и детей с общим недоразвитием речи с целью снятия тревожности, неуверенности ребенка в процессе общения и формирования у него адекватной самооценки.

Ключевые слова: психокоррекционные технологии, родительские установки, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, тревожность.

THE ROLE OF PSYCHO-CORRECTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PARENTAL INSTITUTIONS IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT

© 2021 Yu. M. Vasina1, A. S. Sologub2,

'Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, e-mail: _ j_m_vasina@mail.ru

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

2 Teacher-psychologist e-mail: tapira'5@yandex.ru

The State Institution of Additional Education of the Tula region "ASSISTANCE"

The article examines the potential possibilities of using psychocorrectional technologies in the educational process in order to form parental attitudes in working with anxious children of older preschool age with general speech underdevelopment. The structure of the organization of interaction between psychologists, parents and children with general speech underdevelopment has been developed and substantiated in order to relieve

anxiety, uncertainty of the child in the process of communication and the formation of an adequate self-esteem in him.

Keywords: psychocorrectional technologies, parental attitudes, senior preschool children, general speech underdevelopment, anxiety.

Семья как микросоциум, в котором живет и развивается ребенок, закладывает и формирует не только его нравственные качества, но и отношение к окружающему миру, его представления о характере межличностных и социальных отношений. Именно семью можно рассматривать в качестве первичного фундамента, который образует социальный и культурный статус ребенка, как фундамент, на котором основывается становление человека как личности.

Основной составляющей психического развития ребенка является общение его со взрослым. Ребенок такой же член семьи, как и остальные ее участники. Он имеет свои убеждения и взгляды, с которыми надо считаться и к которым надо прислушиваться. Проявление заинтересованности к проблемам ребенка, сопереживание ему и стремление оказать посильную помощь - залог эмоционального и психологического благополучия ребенка.

Однако, по мнению Л.П. Петрановской, в современной семье наблюдается увеличение отчуждения между родителями и детьми, из-за этого дети, как самое слабое звено, не получают должного уровня любви и заботы, в семье возникают конфликты как из-за недостатка общения, так и из-за неумения, а часто и нежелания обеих сторон общаться [Петрановская 2017].

У детей с нарушением речи малоразвиты структурные элементы межличного общения, им труднее выражать свои мысли, чувства, из-за нарушенного звукопроизношения они испытывают трудности в социально-коммуникативном взаимодействии, что приводит к появлению агрессивного поведения, тревожности у них. Иногда не совсем корректная воспитательная позиция родителей, неадекватная реакция их на поведение ребенка, завышенная планка ожидания успеха приводит к появлению отчуждения, непонимания ребенка со стороны родителей и неуверенности, нежеланию идти на контакт - со стороны самого ребенка, в результате чего утрачивается связь с близкими, возникают нарушения общения с окружающими людьми.

Существуют различные подходы к исследованию проблемы формирования родительских установок в отношении детей с нарушениями развития (А.С. Спиваковская, В.Н. Дружинин, А.Г. Шмелев, Т.М. Афанасьева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, Л.М. Крапивина, Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, Т.Б. Филичева и др.).

Умение налаживать контакт с ребенком, выстраивать с ним правильные взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации взаимодействия, способность передавать собственное эмоциональное отношение к поступкам и высказываниям ребенка, не стесняться своих эмоций и уметь проявлять себя в общении с ним являются основными показателями формирования правильных родительских установок.

А.С. Спиваковская, давая определение понятию «родительские установки», выделяет их как реальную направленность взрослых, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [Спиваковская 2000]. Таким образом, определяя данное понятие как систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним, под родительскими установками мы будем понимать следующее:

а) оказание помощи ребенку в ситуациях, когда он может не справиться; правильное объяснение ребенку конфликтных ситуаций;

б) адекватное поведение родителя при взаимодействии с ребенком (уверенность в воспитании, объяснение трудностей);

в) сензитивность к проблемам ребенка (стараться быть гибким, не давать оценочных суждений ребенку и др.).

Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий репродуктивный компонент, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. Сходство родительских установок понимается как социально-психологическое качество, отражающее единство взглядов супругов на определенный стиль воспитания и обучения ребенка с нарушением.

Для выполнения разноплановой работы с родителями проблемных детей по формированию правильных родительских установок необходимо применять психокоррекционные технологии, включающие различные методы не только реализации данной работы, но и осознания ее необходимости.

Базой исследования явилось Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «ПОМОЩЬ».

Для выявления уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были подобраны методики: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «САТ» Л. Беллака; проективный рисунок «Моя семья» А.Л. Венгера [Энциклопедия методов... 2004].

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на первый план выходят проблемы, связанные с семейной ситуацией - высоким уровнем привязанности к родителям или неблагоприятной обстановкой, конфликтностью в семье, неудовлетворением семейной обстановкой, неумением высказывать свои эмоции, трудностью регуляции эмоций, непониманием своего состояния, тревожностью в общении, страхом перед новыми ситуациями и трудностями в адаптации, повышенной тревожностью. Стоит отметить, что средний и высокий уровень тревожности у данной категории детей является их отличительной особенностью, которая проявляется в том, что они не доверяют другим людям, настороженно относятся к ним. Также тревожность сказывается на снижении коммуникативных особенностей детей, отрицательно влияет на их эмоциональную сферу.

Диагностическое исследование родителей было направлено на выявление родительских установок и оценку уровня тревожности ребенка со стороны родителя с помощью следующих методик: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; проективный рисунок «Моя семья» А.Л. Венгера; опросник для родителей А.И. Захарова. Исходя из результатов диагностики нами были выделены:

родители с «доминирующей гиперпротекцией», когда центром в семье является ребенок, а следовательно, родители исполняют многое за свое «чадо», не замечая этого, предъявляют множество ограничений, тем самым лишая ребенка самостоятельности. Вследствие этого у таких детей возникают трудности с адаптацией, неумение самостоятельно преодолевать трудности, с которыми они еще не сталкивались;

родители с «повышенной моральной ответственностью», которые формируют тревожно-мнительный тип акцентуации личности ребенка, поскольку предъявляют высокие требования к ребенку дошкольного возраста, не учитывая желания и потребности своего ребенка.

Анализируя содержательную характеристику родительских установок, следует отметить, что в результате сочетания таких воспитательных диспозиций каждого из родителей, как «гиперпротекция», «потворствование», «чрезмерность требований-запретов», «минимальность санкций», «недостаточность требований-запретов», выявленных в ходе проведения опросника АСВ, личностные качества родителей оказывают немаловажное влияние на способ взаимодействия с ребенком. Так, например, в «проекции на ребенка собственных не желаемых качеств» родитель испытывает чувство эмоционального напряжения, видя в ребенке черты характера, которые присущи ему самому, которые он сам не признает. Тем самым происходит расхождение между тем, что говорит родитель, и тем, что он делает, а следовательно, у ребенка, который видит несоблюдение правил родителем, эмоциональное напряжение становится закрытым, он отгораживается от родителя, у него появляются свои секреты и тайны, может появляться нежелание выполнять задания, негативизм, протесты, агрессивность. Видя данные проявления поведения ребенка, взрослый начинает верить, что у него самого нет данного качества и извлекает эмоциональную выгоду для самого себя.

Возможны и другие позиции родителей: «воспитательная неуверенность», в которой ребенок становится как бы «главой» семьи, может командовать взрослыми, повышать на них голос; «неустойчивости стиля воспитания» - родитель часто не знает, как поступить в одной и той же ситуации и часто меняет свое поведение; «предпочтение в ребенке детских качеств» - дети, как правило, инфантильны и игривы, поскольку родители поддерживают эти качества и игнорируют взросление своего ребенка.

Таким образом, в результате выявленных родительских установок у родителей возникают определенные трудности при взаимодействии со своим ребенком, поэтому коррекционно-развивающая работа велась совместно в парах «ребенок-родитель» и направлена на устранение данных трудностей.

Исходя из анализа результатов исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой формирование родительских установок в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить более эффективно, если в процесс формирования детско-родительских отношений будут включены психокоррекционные технологии, способствующие появлению у родителей:

- осознания своего эмоционального состояния и эмоционального состояния ребенка;

- потребности в психолого-педагогическом просвещении по вопросам особенностей развития детей с ОНР;

- ориентации на создание ситуации успеха у детей с данным нарушением как в учебной, так и в игровой деятельности;

- нового стиля поведения, основанного на формировании адекватной самооценки у ребенка.

Под понятием психокоррекционные технологии мы будем понимать комплексную систему коррекционного воздействия, включающую в себя игровые, творческие, рефлексивные и просветительские методы коррекции и направленную на создание гармоничного взаимоотношения в детско-родительской паре.

Структура организации работы педагога-психолога по гармонизации детско-родительских отношений представляет многоуровневую систему взаимодополняющих действий, способствующих последовательному снижению у родителей и детей дошкольного возраста тревожности и выработке нового поведения, и включает в себя следующие составляющие: эмоциональную, поведенческую, мотивационную и

когнитивную [Марковская 2005]. Содержательная характеристика данных составляющих легла в основу выявления условий эффективности данной работы.

На начальном этапе коррекционной работы, чтобы осознать проблему и понять внутреннее состояние ребенка, проводились занятия по установлению эмоционально-позитивного контакта, знакомству участников группы друг с другом и с правилами работы в группе. Так, например, упражнение «Мои самые яркие впечатления», в процессе проведения которого ребенок описывал какое-либо яркое событие в своей жизни, позволило родителям по-другому взглянуть на те важные моменты в жизни ребенка, которые для них раньше не имели значимости. Упражнение «Отгадай, что я почувствовал?», проводимое посредством парной беседы, включало вспоминания различных ситуаций, которые случались совместно со взрослым и ребенком, способствовало осознанию того, что ситуацией иногда владеют наши эмоции. Иногда интонация и какой-нибудь жест способен изменить положение вещей либо в позитивную, либо в негативную сторону. Упражнение «Превращение в эмоции» с использованием музыкального сопровождения при помощи мимических и пантомимических движений позволяло участникам занятия раскрыть свои эмоции, почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Помимо упражнений данный этап включал проведение ряда дидактических игр, способствующих формированию умений договариваться в социально-бытовых условиях, а также творческое задание «Маски», которое позволило узнать детям, о том, что одна и та же эмоция может быть как сильной, так и слабой и, в зависимости от ситуации, иметь разные оттенки и цвета.

Также на данном этапе происходило знакомство с релаксационными упражнениями для снятия психоэмоционального напряжения, развития умений расслаблять свое эмоциональное состояние, понимания ощущений в своем теле. Это происходило такими релаксациями, как «Полет белой птицы», «Театр прикосновений»

Технологии проведения подобных занятий отличались динамичностью, способствовали формированию заинтересованности к данной проблеме, включали также беседы по вопросам особенностей развития ребенка по темам: «Личный словарь чувств», «Особенности родителя и ребенка - сильные и слабые стороны», «Эмоциональные переживания».

Основной этап коррекционной работы состоял в выработке у родителей правильного поведения с ребенком, отработке навыков работы с ним, а также в формировании адекватной самооценки ребенка. Данный этап включал выполнение таких совместных упражнений: «Скульптура чувств», «Парные гляделки», «Конфликтные ситуации», «Удачливые охотники», «Зеркало», «Слепой поводырь», «Отражение», «Семейный кодекс», целью проведения которых было не только составление правил поведения в семье, но и отработка алгоритмов взаимоотношений в семье, определенного стиля поведения в зависимости от той или иной ситуации. Занятия, включающие творческие задания «Рисунок страха», «Моя семья», «Подарок друг другу» позволили выявить тайные страхи детей, их скрытые желания, мысли, чувства.

Дидактические игры «Жмурки» и «Дотронься до.» способствовали снятию тревожности, развитию самостоятельности у детей и умения перебороть свои страхи, попробовать себя в роли ведущего игры. На данном этапе также продолжались упражнения по релаксации: «Золотистый поток», «Визуализация», «Дерево», «Быстрая помощь», «Достань звезду».

Использование творческих и рефлексивных методов на этом этапе в большей степени способствовало не только созданию доброжелательной и комфортной обстановки взаимодействия с ребенком, но и выработке нового стиля поведения родителей, формированию адекватной самооценки у ребенка, снятию тревожности и ориентации на создании ситуации успеха.

С целью расширения базы знаний по проблеме воспитания ребенка с нарушениями развития на данном этапе с родителями проводились беседы по вопросам: «Поощрение и наказание», «Решение проблем разными способами», «Домашние обязанности», «Тревожность и страхи», «Выработка уверенности в себе», «Принятие ребенка», «Механизмы отреагирования эмоционального состояния родителя».

Так, например, в беседе «Домашние обязанности» поднимался вопрос о том, как важно ребенку иметь ряд домашних дел (уборка в комнате, поливка цветов и др.) не только для развития ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, но и для развития умения отвечать за свои поступки, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу . Как правило, чем четче ребенок знает свой распорядок дня и свои обязанности в семье, понимает, что от него хотят, тем ниже у него эмоциональное напряжение. В беседе «Тревожность и страхи» родителям проговаривались механизмы появления тревожности, отрабатывались способы преодоления страхов.

На рефлексивно-оценочном этапе закреплялись и обобщались навыки, освоенные на предыдущих этапах работы. Мониторинг деятельности родителей проявлялся через выполнение домашних заданий в виде составления «Словарика чувств», заполнение таблицы эмоциональных реакций при взаимодействии с ребенком, записывание нового поведения при конфликтных ситуациях, самонаблюдение при поощрении и наказании, полученные родителями в ходе проведения занятий.

Игровые упражнения, направленные на укрепление семейной пары и их общего взаимодействия: «Волшебные водоросли», «Пиранья», «Свободное падение», «Насос и надувная кукла», «Птичка в гнезде», способствовали формированию умений находить общую точку зрения на понимание проблемы в различных ситуациях, видеть и осознавать необходимость совместной творческой деятельности, совместно подбирать пути выхода из конфликтов.

В ходе проведения упражнения «Свободное падение», где было необходимо ребенку довериться своему родителю, пойти на выбранному взрослым пути, дети проявили смелость и поняли, что необходимо доверять близким, которые любят тебя и желают только добра.

Творческие проекты по рисованию шаржей и созданию группового коллажа работ по теме «Мой портрет» способствовали непосредственно отработке системы тактик помощи, содействия и взаимодействия, выработке у родителей нового стиля поведения, позволили снизить уровень тревожности детей и повысить их уверенность в себе.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что в процессе формирования родительских установок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи у родителей произошли такие изменения:

• они стали осознавать свое поведение, находить различные алгоритмы выхода из проблемных ситуаций, в которые попадает ребенок;

• меньше стали ориентироваться на мнение чужих людей;

• стали терпимее к своим детям, понимать их реальные проблемы.

Со стороны детей произошли следующие изменения:

• дети стали увереннее в себе, более открытыми;

• они научились сотрудничать со взрослыми, обсуждать с ними проблемные ситуации;

• снизилась привязанность к родителям, не позволяющая самостоятельно выполнять задания, отвечать на вопросы и играть;

• снизилась тревожность;

• повысилась мотивация как к самостоятельной, так и совместной деятельности. Таким образом, стабилизация родительских установок и самостоятельное

включение родителей в работу с детьми способствуют лучшему узнаванию друг друга, пониманию своих и личностных особенностей, направлены на сплочение детско-родительских отношений, на получение позитивного опыта взаимодействия, на развитие навыков конструктивного общения.

Библиографический список

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

МарковскаяИ.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005.

150 с.

Петрановская Л.П. Если с ребенком трудно. М.: АСТ, 2017. 295 с. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. М.: ООО «Апрель Пресс», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 464 с.

Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие. М.: МГЗПИ, 1991. 187 с.

Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / под ред. В.А. Калягина, Т.С. Овчинниковой. СПб.: КАРО, 2004. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.