УДК 159.922.7
Орлова Е.А.,
доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ: ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В статье представлены результаты исследования по изучению условий оптимизации эмоционального состояния и эмоционального благополучия детей в детском саду. Показателями эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста являются преобладание у них положительного эмоционального фона, устойчиво положительного отношения ребенка к детскому саду, к самому себе, ко взрослым и сверстникам, низкий уровень агрессии и тревожности, сформированность адекватных эмоциональных реакций.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, личность, эмоциональное благополучие, дошкольник, образовательная среда дошкольного образовательного учреждения
Orlova E.,
Doctor of Psychology, Professor of Chair of Scientific Fundamentals of Extreme Psychology of Faculty of Extreme Psychology of the Moscow City Psychological Pedagogical University
EMOTIONAL WELL-BEING OF CHILDREN IN THE EDUCATION ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTION (PSEI): DIAGNOSTIC-CORRECTIONAL ASPECT
The article presents the results of a study on optimization conditions of the emotional state and emotional well-being of children in nursery school. Indicators of emotional well-being of children of senior preschool age are the predominance of a positive emotional background at them, a steady positive attitude of the child to the nursery school, to oneself, to adults and peers as well as a low level of aggression and state anxiety, the formation of adequate emotional reactions.
Keywords: emotions, emotional sphere, personality, emotional well-being, preschooler, education environment of preschool education institution
В последнее время вопросы развития эмоциональной сферы детей-дошкольников привлекают пристальное внимание психолого-педагогической науки и практики. В то же время вопрос эмоционального благополучия детей дошкольного возраста остается весьма актуальным, так как многие зарубежные и отечественные исследователи (Джай-нотт X.А., А.Н. Леонтьев и др.) фиксируют многочисленные трудности в развитии эмоциональной сферы дошкольников, отрицательно влияющие на психическое, умственное, физическое развитие детей. Это обусловлено прежде всего тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его психического и психологического здоровья. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной еще и потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни человека.
Ряд известных педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эль-конин и др.) отмечают, что позитивные эмоции спо-
собствуют повышению активной деятельности мозга и представляют собой мощный стимул для познания ребенком окружающего мира. Тем самым эмоциональное благополучие ребенка можно рассматривать как необходимое условие для возникновения и осуществления любой творческой деятельности ребенка и, конечно, развития его мыслительных процессов, в то время как негативные эмоции чаще всего ограничивают активность детей, заставляя их избегать нежелательных или вредных действий и выполняя своего рода защитную функцию в жизни ребенка. Однако необходимо подчеркнуть, что преобладание в эмоциональной сфере отрицательных переживаний приводит к нарушению функций мозга и психики ребенка. Несомненно, от характера эмоций во многом зависит наше отношение к самому себе, к другим людям и событиям, а также оценка личностью собственных действий и поступков.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы ребенок может регулировать свое
□ш
поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Целью проведенного нами исследования стало изучение условий оптимизации эмоционального состояния и эмоционального благополучия детей в детском саду.
Объектом исследования являлась эмоциональная сфера личности детей дошкольного возраста, а его предметом - эмоциональное состояние и эмоциональное благополучие детей в образовательной среде ДОУ.
В качестве гипотезы выступили следующие предположения.
1. Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста - это такое состояние эмоциональной сферы ребенка, которое характеризуется преобладанием положительного эмоционального фона, устойчиво положительным отношением ребенка к детскому саду, к самому себе, к взрослым и сверстникам, низким уровнем агрессии и тревожности, а также сформированностью адекватных эмоциональных реакций.
2. Повысить уровень эмоционального благополучия старших дошкольников в условиях ДОУ может специально подобранный комплекс развиваю-ще-коррекционных мероприятий, разработанный с учетом их эмоционального состояния и адекватный индивидуально-возрастным особенностям детей.
Анализ научно-теоретических основ развития эмоций показал, что эмоциональное благополучие в психологической науке рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми, а значит, и успешность его социального развития. Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих. Эмоциональный мир старших дошкольников имеет важное значение в воспитании и развитии детей. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания: мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстрее же всего забывается нейтральная информация, но самое важное для развития эмоциональной
сферы дошкольников - это способность научиться осознавать свои эмоции и управлять ими.
Понятие «эмоциональное благополучие» соотносимо с понятием «эмоциональное самочувствие», определяемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта - дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни. И.Б. Куркина и Т.К. Марченко под эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста понимают благоприятное нервно-психическое состояние ребенка, проявляющееся в хорошей и быстрой адаптации, адекватности поведения ребенка окружающим условиям и событиям, социально-приемлемых способах самоутверждения и самовыражения, положительном эмоциональном фоне, оптимистическом настрое, способности к эмоциональному сопереживанию, доброжелательном отношении к другим людям, равномерном и своевременном развитии психических процессов [2].
В своих работах А.Д. Кошелева отмечает, что дошкольник испытывает эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении «когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие» [1].
По мнению Г.Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его развития и психического здоровья, в частности, оно состоит из «эмоции удовольствия -неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха - неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка». Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мо-тивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей [4].
Экспериментальное исследование эмоционального благополучия детей проводилось на базе дошкольного отделения ГБОУ школы № 1466 г. Москвы. В исследовании принимали участие 60 старших дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, из них - 32 девочки и 28 мальчиков.
Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих диагностических методик, на-
сш
правленных на изучение эмоционального благополучия детей.
1. "Рисунок семьи" (А.И. Захаров) - эта методика предназначена для работы с детьми старше 6 лет. Тест используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями, а также степени выраженности тревожности и агрессии, что отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам...
2. "Несуществующее животное" (М.З. Дукаре-вич) - методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.
3. "Кактус" (М.А. Панфилова) - методика направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
4. «Нелепицы» (Р.С. Немов) - стимульный материал методики предназначен для работы с детьми старше 5 лет. Тест используется для исследования эмоционального отклика на «нелепость» рисунка и умение объяснять смысловые ошибки изображения.
На первом этапе исследования было установлено, что из 60 испытуемых, принимавших участие в обследовании, с высоким уровнем эмоционального фона и эмоционального благополучия оказалось 30 детей или 50% от всего объема выборки; 14 (23%) детей оказались на среднем уровне эмоционального благополучия; низкие результаты по всем методикам показали 16 (26%) респондентов, у которых был выявлен нестабильный эмоциональный фон, высокая агрессивность и тревожность, а также несфор-мированность адекватных эмоциональных реакций. Эти дошкольники с низким уровнем эмоциональ-
ного благополучия составили экспериментальную группу.
В соответствии с поставленными задачами для повышения уровня эмоционального благополучия детей нами была составлена программа коррекци-онно-развивающих занятий, тематический план которых представлен в таблице 1.
При составлении программы коррекционно-развивающей работы мы опирались на результаты проведенного и описанного выше диагностического обследования дошкольников, а также использовали разработки и программы Н.Ю. Рекуновой «Страна Шутляндия», С.И. Семеняки «Уроки добра: коррекци-онно-развивающая программа для детей 5-7 лет», Н.С. Холодовой «Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы детей» и др.
После проведения коррекционно-развиваю-щих занятий с использованием методов арт-терапии, игровых упражнений, сказкотерапии и т.д. в группе детей с низким уровнем эмоционального благополучия мы провели повторную диагностику эмоциональной сферы дошкольников.
Результаты повторного обследования дошкольников представлены в таблицах 2-5.
Статистическая обработка результатов повторной диагностики по и-критерию Манна - Уитни показала, что значимые изменения произошли по всем параметрам эмоционального благополучия, кроме показателей межличностных отношений в семье. Дети стали менее агрессивны и тревожны, более общительны, терпимы друг к другу, у них улучшилось понимание (осмысление) эмоций и повысился эмоциональный фон в целом.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процес-
Таблица 1.
Структура коррекционно-развивающей программы
Название раздела (блока): Цель Методы
1. Эмоционально-регулятивный блок («Эмоции и чувства») Научить детей распознавать и сознательно управлять своими чувствами и эмоциональными состояниями. Игротерапия, изотерапия, музыкотера-пия, психогимнастические этюды (тренинг эмоций).
2. Личностный блок («Общение, дружба и взаимодействие»). Научить детей конструктивным способам общения и межличностного взаимодействия, а также разрешению конфликтных социальных ситуаций. Нравственные беседы, ролевые игры, сказкотерапия, театрализованные игры, изотерапия.
3. Социально-адаптивный блок («Решение конфликтов. Стратегии совладания с проблемами»). Развить у детей поисковую активность и психологическую готовность к решению трудных жизненных ситуаций, научить детей ориентироваться в разнообразных социальных ситуациях, думать и находить самостоятельное решение проблемы. Изотерапия, сказкотерапия, игровой тренинг (ролевые игры).
СШ
са обучения и воспитания, его различных сторон. лектуальные чувства, которые характеризуют раз-Те высокие нравственные, эстетические и интел- витого взрослого человека и которые способны
Таблица 2.
Показатели эмоционального фона по методике «Несуществующее животное» в экспериментальной
группе
№ п/п Критерии Первичная диагностика Повторная диагностика
Количество детей % Количество детей %
1. Защитная агрессия 7 44 5 31
2. Вербальная агрессия 7 44 5 31
3. Агрессия 11 67 9 56
Таблица 3.
Сравнительные данные по методике «Кактус» в экспериментальной группе
№ п/п Показатели Результаты первичного исследования Результаты повторного исследования
Количество детей % Количество детей %
1. Агрессивность 10 62 8 50
2. Импульсивность 4 25 3 19
3. Эгоцентричность 3 19 3 19
4. Демостративность и открытость 4 25 3 19
5. Оптимистичность 5 31 5 31
6. Скрытость и осторожность 1 6 1 6
7. Тревожность 6 37 4 25
8. Женственность 4 25 4 25
9. Стремление к домашней защите и чувства семейной общности 0 0 2 12
10. Отсутствие стремления к семейной защите и чувство одиночества 6 37 4 25
11. Неуверенность в себе 3 19 2 12
12. Экстравертированность 12 75 12 75
13. Интровертированность 4 25 4 25
Таблица 4
Сравнительные данные по методике «Рисунок семьи» в экспериментальной группе
№ п/п Показатели Результаты первичного исследования Результаты повторного исследования
Количество детей % Количество детей %
1. Большое расстояние между изображенными фигурами членов семьи, наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке, преобладание людей, предметов, наличие животных - это указывает на конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность 9 56 6 37
2. Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены) - указывает на враждебность 10 62 4 25
3. Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные) - это указывает на тревожность, нежелание видеть что-либо 7 43 11 69
4. Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие) - это указывает на тревожность, неуверенность, низкую самооценку 8 50 6 37
□ш
Таблица 5.
Сравнительные данные по методике «Нелепицы» в экспериментальной группе
Окончание табл. 4
5. Реальное количество членов семьи не совпадает с нарисованным, наличие изолированных членов семьи - это указывает на нарушения межличностных отношений 6 37 3 19
6. Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение) - низкая бытовая ориентация, уход от реальности 8 50 4 25
7. Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие) 14 87 9 56
Баллы Интерпретация Результаты первичного исследования Результаты повторного исследования
Количество детей % Количество детей %
2 За отведенное время (3 мин.) нашли на картинке 7 нелепостей и объяснили, как должно быть на самом деле 3 19 7 43
1 За отведенное время (3 мин.) нашли на картинке 4-5 нелепостей и объяснили, как должно быть на самом деле, а остальные при помощи педагога по наводящим вопросам 8 50 5 31
0 За отведенное время (3 мин.) нашли на картинке 1-3 нелепостей и при помощи педагога объяснили, как должно быть на самом деле 5 31 4 25
вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для
него, в которых выявился бы уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случае необходимости) эмоционального опыта дошкольника.
Список литературы
1. Кошелева АД. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. -176 с.
2. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных умений у детей дошкольного возраста: дис... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 161 с.
3. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. -2006. - № 4.
4. Фрайфель И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: дис.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013.
Reference list
1. Kosheleva A. Emotional development of preschooler / Under the editorship of A. Kosheleva. M.: Prosveshchenie, 1985. 176 p.
2. Milanich Yu. Psychological correction of the emotional skills at preschool age children: Thesis of PhD in Psychology. SBR., 1998. 161 p.
3. Prusakova O., Sergienko E. Understanding emotions by the children of preschool age // Issues of Psychology. 2006. № 4.
4. Frayfel'I. Emotional well-being as a condition of development of physical qualities of 4-5 years children in the motor activity: Thesis of PhD in Pedagogy . Ekaterinburg, 2013.
□Ш