Литература:
1. Бобровникова, Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга / Н.С. Бобровникова // Мир науки. - 2018. - №2. - С. 1-7.
2. Борисов, С.Н. Домашнее насилие как фактор нарушения социального и психического здоровья / С.Н. Борисов, О.А. Волкова, О.В. Бессчетнов, Р.Ю. Доля // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020.
- № 1. - С. 68-73.
3. Даскалова, Д. Домашнее насилие как социально-психологический феномен (на примере Народной Республики Болгария) / Д. Даскалова, Е. Димитрова, С.С. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2021 - № 6. - С. 53-71.
4. Карась, И.С. Представления женщин, переживших насилие, о социально-психологической поддержке родственниками / И.С. Карась, А.В. Боровикова, А.В. Бабаджанова-Павлова // Клиническая и специальная психология. -
2017. - № 3. - С. 47-61.
5. Карпова, Е.Р. Личностный профиль девушек, подвергшихся сексуальному насилию / Е.Р. Карпова // Forcipe. -2019. - Т.2. - С. 1019-1020.
6. Качаева, М.А. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек / М.А. Качаева, Е.Г. Дозорцева, Е.В. Нуцкова // Психология и право. - 2017. - № 3. - С. 110-126.
7. Киркитадзе, Э.Е. История происхождения ПТСР / Э.Е. Киркитадзе, Р.Р. Халфина // Образовательный процесс. -
2018. - Вып. 4. - С. 20-25.
8. Лапина, В.А. Проблема домашнего насилия в РФ / В.А. Лапина, О.А. Лысенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Сборник статей по материалам IIX Международной студенческой научно-практической конференции. - 2017. - № 11(58). - С. 53-57.
9. Лощин, Г.А. К вопросу об этиологии посттравматического стрессового расстройства и комплексного ПТСР / Г.А. Лощин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2021. - № 2(33). - С. 125-132.
10. Непочатых, Е.П. Применение метода анализа случая при определении технологий социальной работы с детьми-жертвами семейного насилия / Е.П. Непочатых, Е.О. Хаустова // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - № 5(14).
- С. 68-73.
11. Пузанкова, И.Е. Психологическое насилие в семье: что это такое и как с ним бороться / И.Е. Пузанкова, О.М. Дическул // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 1(85). - С. 134-139.
12. Саламова, С.Я. Домашнее насилие в современной России / С.Я. Саламова // Lex Russica. - 2018. - № 9. -С. 129-138.
13. Ben-Ezra, M. Posttraumatic stress disorder (PTSD) and Complex PTSD (CPTSD) as per ICD-11 proposals: A population study in Israel / M. Ben-Ezra M // Depression and Anxiety. - 2018. - No. 3. - Pp. 264-274.
14. Maxwell, S. Sexual violence associated with poor mental health in women attending Australian general practices Tarzia / S. Maxwell, J. Valpied, R. Quake, K. Hegarty // Australian and New Zealand Journal of Public Health. - 2017. - No. 41(5). -Pp. 518-523.
15. Sri, A.S. COVID-19 and the violence against women and girls: «The shadow pandemic» / A.S. Sri, P. Das, S. Gnanapragasam // International journal of social psychiatry. - 2021. - P. 1-3.
16. Walker, L.E. The Battered Woman / L.E. Walker. - New York: William Morrow Paperbacks, 1979. - 288 p.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», (г. Москва); ассистент Барышева Татьяна Николаевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва) ПРОЯВЛЕНИЕ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ состояния проблемы проявлений стресса в молодежной студенческой среде в условиях вуза инклюзивного типа. Отмечено, что современный темп жизни влечет за собой сильное психологическое напряжение, которое может привести человека к психологической дезадаптации. В статье отмечено, что обучение в вузе для многих обучающихся носит стрессогенный характер. Выделены разнообразные виды стрессов: физические, физиологические, психологические, информационные, профессиональные, коммуникативные и т.д. Раскрыты учебные стресс-факторы для студентов, получающих высшее образование. В работе представлены результаты эмпирического исследования проявлений стресса у студентов с инвалидностью и ОВЗ. В эксперименте использованы теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации результатов. Респондентами в исследовании явились 30 студентов 1 курсов с ОВЗ и инвалидностью. Базой проведения эксперимента стал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В статье представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что большинство студентов с инвалидностью и ОВЗ испытывают высокие значения напряженности, повышенного настроения, которые часто влекут за собой как низкую успешность, в том числе, в учебной деятельности. Отмечена важность проблемы поиска новых эффективных способов профилактики стресса и снятия психоэмоцинального напряжения студентов с инвалидностью и ОВЗ в условиях ВУЗа.
Ключевые слова: вуз инклюзивного типа, стресс, дидактогенные стресс. нервно-психическое напряжение, психоэмоциональнон напряжение, молодежь с ограниченными возможностями здоровья, студенты с инвалидностью.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of stress manifestations in the youth student environment in an inclusive type of university. It is noted that the modern pace of life entails a strong psychological stress, which can lead a person to psychological maladaptation. The article notes that studying at a university is stressful for many students. Various types of stresses are identified: physical, physiological, psychological, informational, professional, communicative, etc. Educational stress factors for students receiving higher education are disclosed. The paper presents the results of an empirical study of stress manifestations in students with disabilities and disabilities. Theoretical, empirical and methods of processing and interpretation of the results were used in the experiment. The respondents in the study were 30 1st year students with disabilities and disabilities. The base of the experiment was the Moscow State University of Humanities and Economics. The article presents the results of the experiment, which indicate that the majority of students with disabilities and disabilities experience high values of tension, high mood, which
often entail both low success in, including in educational activities. The importance of the problem of finding new effective ways to prevent stress and relieve psycho-emotional stress of students with disabilities and HIA in the conditions of the university is noted.
Key words: inclusive type university, stress, didactogenic stress. neuropsychiatric stress, psychoemotional stress, youth with disabilities, students with disabilities.
Введение. Современный темп жизни влечет за собой сильнейшее психологическое напряжение, которое способно привести человека в состояние психологической дезадаптации. Без стресса сегодня жизнь невозможна, поскольку нельзя навсегда обеспечить стабильность и постоянство в мире. Стресс влияет и на физическое здоровье организма, и на психические процессы, и на социально-психологические способности личности, что проявляется во всех сферах жизнедеятельности и поведении человека.
Стресс - нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения» и представляет собой совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных физических или психологических факторов-стрессоров, нарушающих соответствующее состояние организма в целом [2].
Обучение в вузе для многих студентов носит стрессогенный характер, поскольку для этого множество причин: расхождения требований вуза и психофизических, интеллектуальных, волевых возможностей студента, низкий адаптационный потенциал обучающегося, высокий уровень учебной нагрузки и др. Следует отметить, что учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями при преодолении трудных ситуаций, особенно в экзаменационный период. Учебными стресс-факторами являются: плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка к учебным занятиям, к экзамену, дефицит времени при подготовке значительного объема учебного материала, совмещение работы и учебы и т.п.
Одни специалисты считают стресс адаптивным психологическим процессом, другие утверждают, что учебный стресс выражается в плохом самочувствии студента, которое обусловлено как внутриличностными, так и межличностными проблемами, такими как: чрезмерная учебная нагрузка, учебная неуспешность, приближение экзаменов, потребность в признании достижений, отношения с одногруппниками и преподавателями и т.п. Стресс может вызвать чувство страха, тоски, паники, душевной пустоты, стремление к наискорейшему выполнению своих задач, неспособность или неумение взаимодействовать с людьми.
В зависимости от типа стрессора (неблагоприятного воздействия, водущего к стрессу) и характера его влияния выделяются разные виды стрессов: физиологические, психологические, профессиональные, информационные, коммуникативные и т.д. Особое место в названной классификации занимают дидактогенные стрессы, как состояние психического или психосоматического напряжения, возникающего в процессе обучения. В большинстве случаев, дидактогенные стрессы оказывают негативное воздействие на обучающихся, снижая эффективность мысле-познавательной деятельности. Они не только ухудшают мыслительную деятельность студентов, но и наносят вред их психическому и физическому здоровью [4].
Жизнь в вузе для одних студентов связана с общением с однокурсниками, интересными людьми, участием в различных мероприятиях. Для других студентов это очень серьезное испытание, трудная жизненная ситуация с которой необходимо справиться. Студенты могут столкнуться с разными проблемами, даже новые условия обучения требуют большей самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Конечно, не все студенты готовы решать многочисленные проблемы и задачи, которые предоставляет им жизнь. Поэтому обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов. Студенту приходится преодолевать трудности, осваивать новые роли, приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности. Процесс обучения является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки в организме студентов [3]. Условия учебного процесса сегодня существенно усложняются, увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает интенсивность умственной работы, отмечается резко выраженная неравномерность нагрузки и так далее. Студенческая жизнь предполагает повышенную ответственность за свою жизнь, появление новых друзей, обучение и приспособление к новой окружающей обстановке. Специфическими стрессорами для студентов являются «борьба за хорошую успеваемость», которая возникает из-за неумения правильно организовывать режим учебного дня или повышения учебной нагрузки. Несмотря на уверенность в свои знаний многие студенты испытывают страх перед экзаменом или зачетом. Современные студенты, испытывающие значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные высоким темпом учебной деятельности, необходимостью переработки большого объема информации в условиях интенсификации образовательного процесса в вузе, подвержены развитию стресс - индуцированных расстройств, выражающихся в нарушении психических и физиологических функций организма и снижении уровня стрессоустойчивост [5].
Молодежи в вузе приходится сталкиваться с повышенной психоэмоциональной нагрузкой, усиленной умственной работой, необходимостью адаптации к условиям жизнедеятельности в вузе, к условиям проживания и общения с другими студентами. Экзаменационная сессия является одной из главных причин значительного стресса для студентов, поскольку формирует выраженную психоэмоциональную реакцию у студентов. Эмоциональное напряжение, развивающееся во время экзаменов, вызвано актуальной мотивацией, за которой стоят социальные мотивы - стремление продолжить обучение в вузе, ответственность, престижность. Два раза в год они переживают эмоциональный стресс, связанный с экзаменационной сессией, когда вынуждены активизировать все свои внутренние силы. В процессе экзамена используется система случайного выбора билетов, регламентированный отрезок времени на ответ, сжатые сроки подготовки являются - все эти факторы служат причинами возрастания эмоционального беспокойства. внутреннего дискомфорта, тревоги и депрессивности [1].
У студентов с инвалидностью и ОВЗ помимо выше перечисленных факторов, влияющих на возникновение стрессовых ситуаций, возникают трудности, связанные с общением и социализацией. Дистанционное обучение, вызванное необходимостью, связанной с пандемией коронавируса, также сказались на психическом состоянии студентов, ушедших на самоизоляцию [5].
К неблагоприятным факторам подготовки к экзаменам можно отнести: интенсивную умственную деятельность; повышенную статическую нагрузку; крайнее ограничение двигательной активности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания, связанные с предстоящей сдачей экзаменов и др. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, регулирующую нормальную жизнедеятельность организма. Следовательно, экзаменационный стресс создает угрозу здоровью студентов, а ситуация экзамена предполагает неопределенность, неуверенность в получении необходимого результата (экзамен сдан, оценка удовлетворяет).
Следует отметить значительный рост числа студентов с различными психоэмоциональными проблемами, что подтверждается статистикой обращений в психологическую службу вузов. Осознание проблемы влияния учебного стресса на включенность студентов в образовательный процесс позволит преподавателям вузов изменить стратегию ведения занятий, форм отчетности, стремление к созданию условий выработки адаптивных возможностей учащихся.
Стресс, несомненно, отрицательно влияет на поведение студентов, вызывая чрезмерное напряжение сил и внутренних ресурсов. Процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику. Однако, только преодолевая его вырабатывается «закаленное» социальное поведение и умение «строить» карьеру будущего молодого специалиста [5].
Профилактика стресса легче, чем борьба с ним или с его последствиями. Поэтому овладение приемами психической саморегуляции способствует предупреждению и успешному преодолению стрессовых состояний у студентов на начальном этапе их обучения и формированию у них стрессоустойчивости. и состояния субъективного благополучия обучающегося.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения проявлений стресса у студентов инклюзивного вуза в процессе обучения в высшем учебном заведении было проведено исследование, в котором приняли участие 30 студентов бакалавриат, обучающихся на факультете Психологии и педагогики. Диагностика психических состояний студентов вуза осуществлялась с помощью тестовых личностных опросников: «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина, методика САН В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова, методика «Шкала градусник» Н.П. Фетискина. Результаты исследования были обработаны и представлены в виде таблиц и диаграмм.
Результаты методики «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина представлены в таблице 1.
Согласно данным, представленным на рисунке 1, у 35,5% студентов слабовыраженное детензивное нервно-психическое напряжение, у 64,5% интенсивный «умеренная» степень выраженности нервно-психического напряжения, чрезмерно выраженной степени не выявлено вообще. Таким образом, состояние психического дискомфорта, которое нарушает физическое и психическое здоровье человека, понижает жизненный тонус, формирует отрицательные черты личности, обуславливает разрушение целостности психики у большинства студентов не обнаружено.
Таблица 1
Степень выраженности состояния нервно-психического напряжения по методике Т.А. Немчина
Степень Умеренно Чрезмерно
выраженности Слабо выражено выражено выражено
эмоционального
состояния
35,5 54,5 10
Влияние стрессовых факторов на студентов, таких как сессия, новый коллектив, переезд в общежитие сказывалась на состояние нервно-психического напряжения, что в дальнейшем проявляется в нарушении режима и психическом истощении, а также нарушении когнитивных функций студента. Влияние высокой степени напряжённости может приводить к сильной тревожности и нестабильным психическим состояниям, сопровождающимся физиологическими реакциями в организме, например нарушения сна, питания, проявление психических расстройств. Состояние нервно-психического напряжения зависит от множества факторов, в т.ч. от внешних раздражителей, индивидуальных особенностей человека и др. Вследствие чего это может доставлять большой дискомфорт и влиять на дальнейшее обучение и формирование стрессоустойчивости. Эти данные, в целом, согласуются с представлением о стрессе как адаптационном синдроме, позволяющем личности мобилизовать ресурсы и успешно справлять с трудностями. Однако высокие значения напряженности часто влекут за собой как низкую успешность в любом деле, так и негативные психофизиологические следствия. Это требует оказания психологической помощи студентам, испытывающим выраженный стресс.
Результаты методики САН В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики САН В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова
Степень выраженности Настроение Активность Самочувствие
Благоприятное 66,7 66,7 53,3
Неблагоприятное 33,3 33,3 46,7
Результаты исследования, представленные на рисунке 2 показали следующее: состояние самочувствие оказалось неблагоприятным у 53,3% респондентов, благоприятное - имели 46,7%, т.е. высокую чувствительность к переживаниям и преобладание низкой стрессоустойчивости особенно показательны в период сдачи сессии. Поэтому студенты нуждаются в психолого-педагогической помощи по развитию навыков саморегуляции и выработке адекватных копинг-стратегий. Согласно данным рисунка 2, подавляющее большинство 66,7% студентов имеют низкие показатеи активности, остальные 33,3% более высокие показатели активности. Можно предположить, что респонденты под влиянием не очень хорошего самочувствие, пониженного фона настроения и других внешних фактор раздражения могут иметь истощение физиологических ресурсов личности. Причиной низкой активности возможно становятся: интенсивная загруженность учебными заданиями, отсутствие физических сил, нежелание психологически справляться с таким состоянием, что провоцирует возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций. Результаты, показанные на рисунке 2, указывают на наличие плохого настроения у 66,7% студентов, другая часть указала на наличие хорошего настроения 33,3%, возможно это связано с частой сменой настроения, что обуславливает общую негибкость в эмоциональных реакций с нарастанием возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Итак, психологический стресс у студентов вуза является своеобразной формой отражения ими сложной ситуации, в которой они находятся, а именно, сессия, что и может являться общей предпосылкой для возникновения у них напряженности. Этим в значительной мере и объясняются вариативность их поведения в той или иной сложной ситуации.
Результаты методики «Шкала градусник» Н.П. Фетискина представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты методики «Шкала градусник» Н.П. Фетискина
Степень выраженности эмоционального состояния Слабо выраженное Средне выраженное Высоко выраженное Очень высоко выраженное
26,7 23,3 30 20
Согласно данным таблицы 3, у большинства, 30% респондентов, отмечается высокое эмоциональное состояние, у 26,7% - слабое выраженное эмоциональное состояние и у 23,3% - среднее выраженное эмоциональное состояние, только у 20 % оказалось очень высокое выраженное состояние, что в первую очередь указывает на напряжения или стресс, у них в большей степени преобладает высокое выраженное эмоциональное состояние студентов на фоне стрессов в период обучения, что свидетельствует о психическом истощении и резистентности при стрессе.
Выводы. Таким образом, в разных ситуациях стресс проявляется по-разному, один студент может иметь стрессовое состояние, но при этом быть в активной психической форме, готовым работать, другой, напротив, меньшее влияние факторов воздействия стресса может вызвать плохое самочувствие и слабую замотивированность на учебу. Исследования психического состояния студента показали, что оно в большей степени зависит от индивидуальных особенностей студентов, затяжное нервно-психическое перенапряжение приводит к разного рода физиологическим и психическим проблем, таким как ухудшение сна, нарушение внимание, плохое самочувствие и низкая мотивация к учебной деятельности. Практика жизнедеятельности показывает, что студенты в этом возрасте характеризуются достижением оптимума развития интеллектуальных и физических сил, однако могут возникнуть многочисленные противоречия, приводящие к рассогласованию физических и умственных возможностей; несоответствию требований ВУЗа и уровня школьной подготовки; высокого уровня мотивации и отсутствия необходимого интеллектуального потенциала. Все это приводит к тому, что студенты испытывают постоянный стресс, тревогу или в целом находятся в психическом напряженном состоянии. Однако навыки правильного реагирования студентов на стресс, в том числе экзаменационный, влияют непосредственно на успешность и положительное отношение к учебной деятельности, формируют общественно значимые качества личности.
Литература:
1. Александрова, Л.А Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, В.В. Бобожей // Психологичексая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 50-67.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.
3. Бонкало, Т.И. Экзаменационный стресс как фактор нарушения психического здоровья студентов-инвалидов / Т.И. Бонкало // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. Сборник научных трудов. - Москва: Издательство: НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 2019. - С. 26-28.
4. Киселеева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 419-421.
5. Панчук Е.Ю. Проявления стресса у студентов с инвалидностью // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием «Психология образования: образовательный потенциал развития личности» (г. Иркутск, 3-4 сентября 2020). - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. - С. 269-272.
6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ особенностей самосознания подростков с девиантным поведением. Отмечено, что современный этап развития российского общества характеризуется социальными преобразованиями, сменой нравственных идеалов, ломкой социальных стереотипов жизнедеятельности, все вышеназванные факторы становятся причиной дезориентации и дезадаптации. Особенно наглядно это явление проявляется у подростков, не обладающих устойчивостью взглядов, убеждений и нравственных позиций. В работе указано, что подростки как особая социальная и возрастная группа, оказались в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростков с девиантным поведением в сравнении с подростками массовой школы. В эксперименте использованы теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации результатов. Респондентами в исследовании явились 42 подростка: 21 подросток спецшколы для детей с девиантным поведением и 21 подросток из массовой школы. Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ города Москвы «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1», ГБОУ «Школа № 508», МАОУ Гимназия №31 города Перми. В статье представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что у подростков с девиантным поведением выявлен позитивный Я-образ, адекватная самооценка, относительно развитый самоконтроль и рефлексия. В статье раскрыты условия для успешного формирования и развития личностных ресурсов, которые способствуют преодолению различных трудных жизненных ситуаций, влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Ключевые слова: самосознание, я-концепция, представление о себе, отношение к себе, самооценка, образ Я, подростки, девиантное поведение.