Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Бурова Ирина Владимировна, Шурыгина Ольга Васильевна

В статье описывается опыт работы по коррекции личностной тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью. Важнейшей задачей психологической службы вуза является психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью. Проблема тревожности является одной из самых актуальных в высшем образовании, тем более для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Прежде чем разрабатывать программу снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью, нами были изучены индивидуальные особенности каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с помощью техники самоописания, авторского опросника и теста Д. Крауна и Д. Марлоу «Мотивация одобрения». Анализ методик позволил продумать и разработать для студентов с ОВЗ и инвалидностью индивидуальные психокоррекционные и формирующие программы: по понижению уровня тревожности, по развитию уверенно-достойного поведения, по развитию лидерских навыков, навыков эффективного общения и др. На втором этапе пилотажного исследования мы разработали программу мероприятий, которая включала индивидуальные и групповые консультации с целью оказания помощи в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость, успеваемость, эмоциональное состояние, настроение и др., проведение психологических тренингов с целью развития базовых навыков общения, уверенности, проведение тренингов саморегуляции с целью развития базовых навыков саморегуляции и самоконтроля, проведение занятий по арт-терапии с целью психокоррекции психоэмоциональных проблем, вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью во внеурочную деятельность и др. Анализ результатов проведенной работы по созданию психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью позволил сделать следующие выводы. У студентов с ОВЗ и инвалидностью значительно снизилось чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта. Кроме того, проводимая работа позволила создать атмосферу сплоченности и максимального комфорта в учебной в группе, а также устранить расхождение между уровнем самооценки и притязаниями студентов с ОВЗ и инвалидностью. Разработанную и апробированную нами программу можно рекомендовать для создания психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью и адаптации студентов 1 курса в образовательную систему вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Бурова Ирина Владимировна, Шурыгина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PSYCHO-CORRECTION OF ANXIETY OF STUDENTS WITH HOVS AND DISABILITIES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY

The article describes the experience of work on the correction of personal anxiety of students with disabilities and disabilities. The most important task of the psychological service of the university is the psychological and pedagogical support of students with disabilities and disabilities. The problem of anxiety is one of the most urgent in higher education, especially for students with disabilities and disabilities. Before developing a program to reduce the level of anxiety among students with disabilities and disabilities, we studied the individual characteristics of each student with disabilities and disabilities using the self-description technique, the author's questionnaire and the D. Crown and D. Marlowe test "Approval Motivation". The analysis of the methods allowed us to think over and develop individual psychocorrective and formative programs for students with disabilities and disabilities: to reduce the level of anxiety, to develop confident and decent behavior, to develop leadership skills, effective communication skills, etc. At the second stage of the pilot study, we developed a program of events that included individual and group consultations to help eliminate the causes that negatively affect attendance, academic performance, emotional state, mood, etc. , conducting psychological trainings to develop basic communication skills, confidence, conducting self-regulation trainings to develop basic self-regulation and self-control skills, conducting art therapy classes to psychocorrect psychoemotional problems, involvement of students with disabilities and disabilities in extracurricular activities, etc. The analysis of the results of the work carried out to create psychological and pedagogical conditions for psychocorrection of anxiety of students with disabilities and disabilities allowed us to draw the following conclusions. Students with disabilities and disabilities have significantly reduced the feeling of instability and insecurity, the experience of emotional discomfort. In addition, the work carried out made it possible to create an atmosphere of cohesion and maximum comfort in the study group, as well as to eliminate the discrepancy between the level of self-esteem and the claims of students with disabilities and disabilities. The program developed and tested by us can be recommended for creating psychological and pedagogical conditions for psychocorrection of anxiety of students with disabilities and disabilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА»

На основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению исследовано влияние междисциплинарной парадигмы на развитие универсальных компетенций у студентов по специальности «Подвижной состав железных дорог».

Выводы. В заключении можно сделать следующие выводы.

Изучение существующих интегративных тенденций в сфере транспортного образования позволило нам обосновать и создать интегративную основу обучения по специальности «Подвижной состав железных дорого».

При определении степени разработанности теории междисциплинарных связей было обнаружено, что она не отражает применение такого универсального современного процессуального дидактического средства как электронные ресурсы. Компонентами в формировании плюральных междисциплинарных связей при создании электронных курсов являются сразу несколько дисциплин. Например, Вагонное хозяйство, Подвижной состав. Дополнительные главы, Производство и ремонт подвижного состава, дипломное проектирование.

Разработанная модель электронных курсов нового поколения с учетом междисциплинарных связей. Основным элементом новизны является применение в дидактическом аппарате электронных курсов заданий по актуализации содержательных аспектов коррелирующих дисциплин учебного плана специалитета.

Литература:

1. О.И., Садыкова, Н.Л., Перельмутер, Познавательная самостоятельность студентов и трудности ее развития в процессе обучения // Материалы 9-ой Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы XXI веке», 25 января по 31 марта. - 2011 г.

2. О.И., Садыкова, Модель обучения численным методам студентов заочной формы обучения в техническом вузе // Научные труды международной научной конференции Международной академии наук педагогического образования «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ», проведенная в рамках общего годичного собрания Академии 14-15 марта 2013г. в Москве. В 2-х частях. - Ч.2. - М.: МАНПО. - Ярославль: Ремдер. - 2013. - 416 с.

3. О.И., Садыкова, Н.В., Ристич, Управление образовательным процессом с элементами дистанционных технологий в ВУЗЕ // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвузовский научных трудов. - Москва: московский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 233.

4. Попова Н.В. О важности междисциплинарной скоординированности для повышения качества подготовки лингвистов-преподавателей. Вопросы методики преподавания в вузе. - Вып. VIII, СПб, 2006. - С. 26

Педагогика

УДК 378.24

доктор психологических наук,

профессор Сорокоумова Галина Вениаминовна

ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бурова Ирина Владимировна ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Шурыгина Ольга Васильевна ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

Аннотация. В статье описывается опыт работы по коррекции личностной тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью. Важнейшей задачей психологической службы вуза является психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью. Проблема тревожности является одной из самых актуальных в высшем образовании, тем более для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Прежде чем разрабатывать программу снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью, нами были изучены индивидуальные особенности каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с помощью техники самоописания, авторского опросника и теста Д. Крауна и Д. Марлоу «Мотивация одобрения». Анализ методик позволил продумать и разработать для студентов с ОВЗ и инвалидностью индивидуальные психокоррекционные и формирующие программы: по понижению уровня тревожности, по развитию уверенно-достойного поведения, по развитию лидерских навыков, навыков эффективного общения и др. На втором этапе пилотажного исследования мы разработали программу мероприятий, которая включала индивидуальные и групповые консультации с целью оказания помощи в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость, успеваемость, эмоциональное состояние, настроение и др., проведение психологических тренингов с целью развития базовых навыков общения, уверенности, проведение тренингов саморегуляции с целью развития базовых навыков саморегуляции и самоконтроля, проведение занятий по арт-терапии с целью психокоррекции психоэмоциональных проблем, вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью во внеурочную деятельность и др. Анализ результатов проведенной работы по созданию психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью позволил сделать следующие выводы. У студентов с ОВЗ и инвалидностью значительно снизилось чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта. Кроме того, проводимая работа позволила создать атмосферу сплоченности и максимального комфорта в учебной в группе, а также устранить расхождение между уровнем самооценки и притязаниями студентов с ОВЗ и инвалидностью. Разработанную и апробированную нами программу можно рекомендовать для создания психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью и адаптации студентов 1 курса в образовательную систему вуза.

Ключевые слова: студенты с ОвЗ, инвалидность, образовательная система вуза, психолого-педагогические условия.

Annotation. The article describes the experience of work on the correction of personal anxiety of students with disabilities and disabilities. The most important task of the psychological service of the university is the psychological and pedagogical support of students with disabilities and disabilities. The problem of anxiety is one of the most urgent in higher education, especially for students with disabilities and disabilities. Before developing a program to reduce the level of anxiety among students with disabilities and disabilities, we studied the individual characteristics of each student with disabilities and disabilities using the self-description technique, the author's questionnaire and the D. Crown and D. Marlowe test "Approval Motivation". The analysis of the methods

allowed us to think over and develop individual psychocorrective and formative programs for students with disabilities and disabilities: to reduce the level of anxiety, to develop confident and decent behavior, to develop leadership skills, effective communication skills, etc. At the second stage of the pilot study, we developed a program of events that included individual and group consultations to help eliminate the causes that negatively affect attendance, academic performance, emotional state, mood, etc. , conducting psychological trainings to develop basic communication skills, confidence, conducting self-regulation trainings to develop basic self-regulation and self-control skills, conducting art therapy classes to psychocorrect psychoemotional problems, involvement of students with disabilities and disabilities in extracurricular activities, etc. The analysis of the results of the work carried out to create psychological and pedagogical conditions for psychocorrection of anxiety of students with disabilities and disabilities allowed us to draw the following conclusions. Students with disabilities and disabilities have significantly reduced the feeling of instability and insecurity, the experience of emotional discomfort. In addition, the work carried out made it possible to create an atmosphere of cohesion and maximum comfort in the study group, as well as to eliminate the discrepancy between the level of self-esteem and the claims of students with disabilities and disabilities. The program developed and tested by us can be recommended for creating psychological and pedagogical conditions for psychocorrection of anxiety of students with disabilities and disabilities.

Keywords: students with disabilities, disability, the educational system of the university, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Образовательная система ВУЗа включает совокупность компонентов, направленных на качественную подготовку специалистов, среди которых важнейшим компонентом является личностное и профессиональное развитие каждого студента.

Основная деятельность студентов в вузе на прямую связана с процессом обучения и заключается в освоении и переработки постоянно увеличивающегося объема материала. Адаптация студентов к обучению в вузе неразрывно связана с повышением уровня тревожности и отличается резким изменением условий и динамичностью. Поступая на первый курс, студент переходит из школьной жизни во взрослую жизнь, где забота родителей уже не может оградить первокурсника от стресса навалившейся информации. Первый курс считается апогеем стресса, этапом, определяющим статус в коллективе и социальную роль студента. Быстрая и эффективная адаптация студента первокурсника неразрывно связана со здоровьем, иммунитетом и уровнем тревожности. К базовым особенностям высших психических функций студентов с ОВЗ и инвалидностью относятся: быстрая утомляемость, медленная врабатываемость в процесс, слабая переключающая способность, потребность в отдыхе и абстрагировании от работы, а также сниженный объем кратковременной памяти [1]. Специалисты отмечают, что обычный человек может произвольно удерживать внимание (7 ± 2) минуты. У студентов с ОВЗ и инвалидностью это время значительно меньше [2].

Как отмечают исследователи, функциональные ограничения возможностей взаимодействия с окружающим миром приводят к формированию личностных изменений, таких как неуверенность, заниженная или завышенная самооценка, беспокойство, обидчивость, конфликтность, страхи, связанные с передвижением или общением, пониженная мотивация к деятельности, стремление к ограничению социальных контактов (С.В. Алехина, О.А. Козырева, А.В. Липатова, А.М. Павлова, Л.Б. Никифорова) [3].

Изложение основного материала статьи. Одной из серьезных проблем студентов с ОВЗ является высокий уровень личностной тревожности [4] - выраженное эмоциональной свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния беспокойства в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Проблема тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью является одной из самых актуальных в высшем образовании. Если состояние тревожности, будет присутствовать постоянно, то тогда оно станет причиной разнообразных неврозов, нарушения поведения как в университете так и вне его и ряда других эмоциональных нарушений. Высокий уровень тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью может существенным образом ухудшить состояние здоровья, повлиять на поведение и взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, а также существенно понизить продуктивность деятельности. Все это неизбежно приводят к падению успеваемости у студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Повышенный уровень тревожности может привести к потере веры в свои возможности, снижению уверенности в себе, агрессивному поведению. Все это мешает личности работать в социуме, проявлять себя и видеть свои положительные стороны [3].

Студенты с ОВЗ и инвалидностью различаются особой эмоциональной чувствительностью, что обосновано наличием ограничения возможностей здоровья.

Важнейшей задачей психологической службы вуза является «психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, ... определение для каждого образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям» [1].

Психолого-педагогическое сопровождение в Нижегородском государственном лингвистическом университете является одним из основных компонентов системы высшего образования. Необходимость ее функционирования определяется адаптацией и интеграцией студента в образовательное пространство вуза [4].

Целью данной статьи является описание опыта работы по психокоррекции личностной тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью и анализ результатов исследования возможности снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве вуза.

Задачи статьи:

1. Подтвердить актуальность проблемы психокоррекции личностной тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве вуза.

2. Описать этапы пилотажного исследования по реализации программы снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью.

3. Проанализировать результаты исследования по снижению уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью.

4. Сделать выводы о психолого-педагогических условиях психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательной системе вуза.

Методы и материалы исследования. Прежде чем разработать программу снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью, мы постарались изучить индивидуальные особенности каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. В нашем пилотном исследовании участвовали 15 студентов НГЛУ с ОВЗ и инвалидностью. Исследование проводилось в 2021 году (сентябрь-июнь).

На первом этапе для изучения личностных особенностей студентов мы использовали технику самоописания. Студенты должны подумать и письменно ответить на 3 вопроса:

- Как я вижу свои способности?

- Каким я вижу себя, как личность?

- Как я реагирую на ситуации связанные с учебным процессом?

Как я вижу свои способности:

1) 7 умений и навыков, которые развиты наиболее сильно: 7 видов творческой деятельности, которые получаются лучше всего;

2) 7 умений и навыков, которые наименее развиты; 7 видов творческой деятельности, которые получаются хуже всего;

3) 7 умений и навыков, которыми хотели бы обладать в идеале; 7 видов творческой деятельности, которые хотелось бы выполнять очень хорошо.

Ответы респондентов на пункты 1 и 2 - это субъективное представление человека о самом себе, т.е. «реальное Я», ответ на пункт 3 - «желаемое Я». Хорошо, если у молодого человека старше 17-18 лет реальное и желаемое Я совпадают, но так происходит не всегда, особенно у студентов с ОВЗ и сигнализирует преподавателю о необходимости проведения целенаправленной формирующей или психокоррекционной работе.

После того, как студенты справились с работой, начинается обсуждение написанного. В ходе обсуждения участники зачитывают самоописание своих способностей и задают вопросы друг другу.

Пример вопросов:

- Как вы считаете будет ли будущая профессия учитель иностранного зыка удовлетворять ваши потребности «желаемого Я»?

- Как связана будущая профессия учителя иностранного языка с качествами, которые вы перечислили в самоописании?

Каким я вижу себя, как личность:

1) запишите 7 собственных черт характера и особенностей человека, которые вам нравятся;

2) запишите 7 собственных черт характера и особенностей человека, которые вам не нравятся;

в) запишите 7 собственных черт характера и особенностей человека, которые вы хотели бы иметь у себя в будущем.

Также в ходе обсуждения каждый участник зачитывает свой лист самоописания и студенты задают вопросы друг другу.

Примеры вопросов:

- Какие профессии соответствуют характеру этого человека?

- Когда вы поступали в вуз, выбирали будущую профессию, вы учитывали особенности своего характера?

- По каким критериям вы выбирали будущую профессию: как реализацию положительных черт и искоренения отрицательных?

Как я реагирую на ситуации связанные с учебным процессом:

1) 7 ситуаций на учебных занятиях, которые мне нравятся;

2) 7 ситуаций на учебных занятиях, которые мне не нравятся;

3) 7 ситуаций на учебных занятиях, которые в будущем я хотел бы избежать.

В ходе обсуждения участники зачитывали свой лист самоописания и задавали друг другу вопросы.

Примеры вопросов:

- Как я веду себя в ситуациях которые мне не нравятся?

- Как реагируют на мое поведение в данных ситуациях мои однокурсники?

- Как в будущей профессии я хотел бы реагировать на эти ситуации?

Анализ самоописания и ответов на вопросы позволяют педагогу продумать и разработать студентов с ОВЗ и инвалидностью индивидуальные психокоррекционные и формирующие программы, а также продумать методы и формы воспитательной работы: по понижению уровня тревожности, по развитию уверенно-достойного поведения, по развитию лидерских навыков, навыков эффективного общения и др.

Для определения уровня тревожности наших студентов с ОВЗ и инвалидностью был использован авторский опросник, который позволяет нам увидеть как общий уровень тревожности студента, так и определённые сигналы, чётко указывающие на определенные трудности. Данный опросник представляет собой тест из 40 утверждений, которые подразумевают однозначные ответы «да» ли «нет» и включают вопросы целеполагания, саморегуляции, самооценки и др.

Исходя из полученного материала, мы можем констатировать, что у 60% участников опроса высокий уровень тревожности, у 30% - средний уровень и у 10% - низкий уровень тревожности.

При исследовании уровня тревожности студентов мы также использовали тест Д. Крауна и Д. Марлоу «Мотивация одобрения» [5].

Данный тест позволяет оценить желание заслужить одобрение окружающих в отношении своего поведения, общения и поступков. Высокие баллы показывает нам высокую потребность в коммуникации.

Проанализировав результаты мы пришли к выводу, что у 40% респондетов высокая мотивация одобрения, 35% -средняя и 25% - низкая мотивация одобрения.

Для того, что бы снизить уровень тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью на втором этапе пилотажного исследования мы разработали программу мероприятий на учебный год.

Задачи программы которые необходимо было реализовать:

1. Снизить уровень тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью.

2. Увеличить работоспособность и уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

3. Научить способам релаксации.

4. Развить навыки самоконтроля.

Программа психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью

Цель и задачи Методическое обеспечение Ожидаемый результат

Мотивационный компонент Цель: обучение студентов с ОВЗ приемам саморегуляции, снижения тревожности. Задачи: преодоление эмоционального напряжения овладение стратегиями управления стрессом. Психолого-педагогические индивидуальные и групповые консультации для студентов с ОВЗ и инвалидностью с целью оказания помощи в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость, успеваемость, эмоциональное состояние, настроение и др. Устойчивая мотивация достижения, овладение приемами саморегуляции.

Регуляционный компонент Цель: осознание студентами личностных ресурсов. Задачи: формирование навыков саморегуляции формирование базовых навыков эффективного общения формирование навыков уверенности в себе. Проведение психологических тренингов: «Эффективное общение», «Развитие уверенности в себе», «Тренинг саморегуляции» с целью развития базовых навыков общения, уверенности. Формирование навыков саморегуляции, базовых навыков эффективного общения: установление контакта умение слушать, аргументировать свою точку зрения навыков уверенно-достойного поведения.

Эмоциональный компонент Цель: развитие навыков определения своего эмоционального состояния. Задачи: - снижение личностной тревожности; - формирование стрессоустойчивости. Проведение тренингов саморегуляции с целью развития базовых навыков саморегуляции и самоконтроля; проведение занятий по арт-терапии с целью психокоррекции психоэмоциональных проблем; вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью во внеурочную деятельность, например участие во II Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов (работ) «Профессиональное завтра» и др. Снижение личностной тревожности формирование стрессоустойчивости.

Разработанная программа обусловлена необходимостью оказания психолого-педагогической помощи студентам первого курса с ОВЗ и инвалидностью в решении психоэмоциональных проблем.

После реализации данной программы, на третьем этапе, мы повторно провели исследование студентов с ОВЗ и инвалидностью на общий уровень тревожности, в результате у 15% участников опроса остался высокий уровень тревожности у 18% - средний уровень и у 67% - низкий уровень тревожности.

Анализ результатов исследования. Анализ результатов нашего исследования позволил сделать следующие выводы. У студентов с ОВЗ и инвалидностью значительно снизилось чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в современных условиях высшего образования и стремительной его цифровизации. Кроме того, проводимая работа позволила создать атмосферу сплоченности и максимального комфорта в учебной в группе, а также устранить расхождение между уровнем самооценки и притязаниями студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Выводы. Основными психолого-педагогическими условиями психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью в образовательной системе вуза являются:

- диагностика индивидуальных особенностей студентов для разработки индивидуальных психокоррекционных и формирующих программ, а также методов и форм воспитательной работы;

- изучение микроклимата в группах, в которых обучаются студенты;

- содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков для преодоления проблем в общении, в обучении;

- оказание помощи в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость;

- оказание помощи в социальной адаптации (экскурсии, походы, спортивные мероприятия, участие в праздниках, концертах и т.д.);

- вовлечение студентов в научную и общественную деятельность вуза;

- создание формирующих и психокоррекционные программ, направленных на снижение личностной тревожности и формирование уверенности в себе и др.

Данную программу можно рекомендовать для психолого-педагогического сопровождения и психокоррекции тревожности не только студентов с ОВЗ и инвалидностью, но и студентов 1 курса для эффективной адаптации в образовательную систему вуза.

Литература:

1. Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 / [Электронный ресурс] / URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (16.11.2019).

2. Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 3. - С. 145.

3. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. - М.: МГППУ, 2013. - 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сорокоумова Г.В. Психокоррекция личностной тревожности и формирование уверенности в себе как основа психологической безопасности студентов с ОВЗ // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы III

Международной научной конференции (Нижний Новгород, 20 февраля. 2020 г.) / Отв. за вып. проф. Г.В. Сорокоумова. Н. Новгород. НГЛУ. - 2020. - С. 109-114.

5. Тест Д. Крауна и Д. Марлоу «Мотивация одобрения / [Электронный ресурс] / URL: https://psycabi.net/testy/547-shkala-otsenki-motivatsii-odobreniya-shkala-lzhi-test-na-iskrennost-otvetov-d-marlou-i-d-krauna/ (01.09.2020).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Вежелис Татьяна Мечисловасовна

Московский энергетический институт (г. Москва)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье идет речь о роли электронных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения. Рассматриваются вопросы модернизации Российской системы образования, касающиеся электронных образовательных ресурсов. Показаны особенности дополнительно образования и разновидности технического направления. Этапы разработки электронного образовательного ресурса. Показан пример использования электронного образовательного ресурса по изучению языка программирования С++.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, модернизация образования, дополнительное образование, информационные технологии, единое образовательное пространство, объектно-ориентированный язык программирования.

Annotation. The article deals with the role of electronic educational resources in the system of additional education of a general educational institution. The issues of modernization of the Russian education system concerning electronic educational resources are considered. The features of additional education and a variety of technical direction are shown. Stages of development of an electronic educational resource. An example of using an electronic educational resource for studying the C++ programming language is shown.

Keywords: electronic educational resource, modernization of education, additional education, information technologies, unified educational space, object-oriented programming language.

Введение. Одной из главных задач российской образовательной политики является - модернизация образования. В этой связи появляется необходимость осуществления поиска новых путей, форм, подходов в организации учебного процесса. Процесс модернизации образования и развитие информационных и коммуникационных технологий тесно взаимосвязаны [3].

Особую значимость для образовательного процесса принимают электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые, в свою очередь, влияют на взаимодействие всех субъектов этого процесса и на организацию учебного процесса в целом. Они расширяют границы и возможности учебного процесса. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, их самостоятельности и инициативности. Использование ЭОР в учебном процессе позволит реализовать мотивационные, корректирующие, информационные и контролирующие задачи образовательного процесса.

В отличие от других видов ресурсов ЭОР имеют такие составляющие как: возможности моделирования, элементы мультимедиа и интерактива, коммуникационные составляющие.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы, связанной с внедрением и разработкой ЭОР в образовательной деятельности в рамках системы дополнительного образования.

Целью данной статьи является описание особенностей разработки и использования в образовательном процессе системы дополнительного образования электронного образовательного ресурса, направленного на изучение языка программирования С++.

Изложение основного материала статьи. В законе «Об образовании» говорится, в частности, что одной из основополагающих целей образования является формирование гармонично развитой личности. И этому способствует система дополнительного образования (ДО), как одна из составляющих образовательного процесса. В Концепции модернизации Российской системы образования подчеркивается важность системы ДО [3]. Эта система дает возможность организовать креативную деятельность, осуществлять индивидуальные подходы обучения и тем самым позволяет раскрыться талантам учащихся. В рамках данной системы есть возможность проведения занятий в небольших группах и направленность их более узкая. Школьное ДО должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Преподаватели при этом имеют большую степень свободы в разработке и организации процесса обучения, имеют возможность выбора форм, методов, педагогических приемов, реализацию учебного процесса через индивидуальные методики преподавания.

В Государственной программе «Развитие образования» на 2018-2025 годы уделяется внимание системе дополнительного образования [2]. В этих нормативных документах определены стратегические направления в рамках модернизации образования, которая напрямую связана с информационными технологиями и их развитием [4]. Информационные ресурсы в образовательной системе значительно расширяют возможности обучения и способствуют развитию творческой познавательной активности учащихся. Их использование позволит реализовывать новые образовательные задачи. Одним из вариантов реализации этих задач может стать разработка специализированных электронных образовательных ресурсов.

Одним из самых давних, самых сложных и быстро развивающихся IT-направлений, в тоже время, самых перспективных направлений на сегодняшний день является программирование. Сложность освоения материалов при изучении возможностей языков программирования приводит к низкой мотивации его изучения. Решение этой проблемы возможно с помощью средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в частности.

Основным направлением ДО, в силу стратегических интересов страны, является техническое направление [7]. Оно реализуется как: 3D-моделирование, робототехника, компьютерная графика, интеллектуальные системы, программирование и многие другие. Среди перечисленных направлений потребность в изучении объектно-ориентированных языков программирования остается высокой. Разработка новых обучающих средств и ресурсов для изучения программирования необходима и будет считаться хорошим дополнением к уже существующим образовательным материалам.

В этой связи предлагается к рассмотрению разработка ЭОР по изучению языка программирования С++ на примерах из области Информатики, который ориентирован на систему дополнительного образования учеников старшей школы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.