Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна
Российский университет транспорта (г. Москва)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье описано состояние транспортного образования России на современном этапе. Дано теоретическое обоснование междисциплинарной парадигме, как основе формирования универсальных компетенций студентов транспортного вуза. Выделено противоречие и пути ее разрешения. Описаны методы исследования, обоснованы теоретические и методологические основы исследования. Междисциплинарная парадигма представлена в виде модели разбитой на блоки. Описаны дидактические формы проявления междисциплинарной парадигмы в процессе обучения в высшей школе, в качестве которых выступают междисциплинарные электронные курсы. Описана модель междисциплинарных электронных курсов. Показано, что в дидактическом блоке электронных курсов имеются учебные задания с элементами междисциплинарного взаимодействия. Компонентами в формировании плюральных междисциплинарных связей при создании электронных курсов являются дидактические материалы нескольких дисциплин. Показано, что интегративное качество универсальных компетенций, как фундамента междисциплинарных моделей, возникает при использовании в ее заданиях нескольких содержательных компонентов разных дисциплин.
Ключевые слова: междисциплинарная парадигма, универсальные компетенции, междисциплинарная модель, учебный процесс.
Annotation. The article describes the state of transport education in Russia at the present stage. The theoretical substantiation of the interdisciplinary paradigm as the basis for the formation of universal competencies of students of the transport university is given. The contradiction and the ways of its resolution are highlighted. The research methods are described, the theoretical and methodological foundations of the research are substantiated. The interdisciplinary paradigm is presented in the form of a model divided into blocks. The article describes the didactic forms of manifestation of the interdisciplinary paradigm in the process of teaching in higher education, which are interdisciplinary electronic courses. The model of interdisciplinary e-courses is described. It is shown that in the didactic block of electronic courses there are training tasks with elements of interdisciplinary interaction. Components in the formation of plural interdisciplinary connections in the creation of electronic courses are the didactic materials of several disciplines. It is shown that the integrative quality of universal competencies, as the foundation of interdisciplinary models, arises when several content components of different disciplines are used in its tasks.
Keywords: interdisciplinary paradigm, universal competencies, interdisciplinary model, educational process.
Введение. Современный период развития российского высшего транспортного образования характеризуется процессом обновления, который отражается в изменениях информационной среды вузовского образования. Процесс обновления чутко реагирует на изменения, происходящие в культурной, научной и технической сферах общества и нацелен на применение современных достижений цифровых технологий. Интеграционная связь образования, науки и производства приобретает тесный очевидный характер. На современном этапе развития образования в высшей школе формируется междисциплинарная интеграционная парадигма, направленная на формирование универсальных компетенций выпускника высших учебных заведений. Междисциплинарная интегративная парадигма понимается нами как модель, способствующая формированию универсальных компетенций, а вместе с ними таких качеств личности, как самореализация, социальная включенность, способность к самостоятельной познавательной деятельности, Разностороннее рассмотрение интегративных процессов в системе транспортного образования является, на наш взгляд, весьма многообещающим для формирования универсальных компетенций, а также, полноты профессионального мышления современных специалистов транспортной отрасли. К показателям сформированности универсальных компетенций будем относить: инициативность, аналитическое мышление, гибкость, ориентация на достижение результата, умение работать в команде, планирование, аккуратность и внимательность к деталям. Сформированность универсальных компетенций содействует выпускникам в освоении образовательной и профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим прикладную сторону междисциплинарной парадигмы, на основе дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав».
Междисциплинарная парадигма, как концептуальная схема, предусмотрена образовательным стандартом, установленным образовательной организацией самостоятельно (СУОС). Междисциплинарная парадигма в вузовском учебном процессе является некоторой моделью для преподавателей при формировании универсальных компетенций и обеспечивает постановку проблем и их решений с учетом влияния содержательных компонентов задействованных дисциплин. Междисциплинарная парадигма, как модель, несомненно, состоит из следующих блоков:
Целевой - Оценочный блок (определение универсальных компетенций обеспечивающих мотивацию студентов на начальном этапе обучения и контроль за процессом обучения на конечном этапе).
Структурно-содержательный блок (описание принципов междисциплинарной парадигмы и плюральных междисциплинарных связей).
Дидактический блок (формы, методы работы преподавателя и формы, методы учебы студента).
Технологический блок (различные технологии междисциплинарной парадигмы: мотивационные, организационные, деятельностные, цифровые и другие).
Дидактическими формами проявления междисциплинарной парадигмы в процессе обучения в высшей школе могут быть междисциплинарные электронные курсы, в дидактическом блоке которых имеются учебные задания с элементами междисциплинарного взаимодействия.
Своевременность создания междисциплинарных электронных курсов опосредованно подтверждается стремлением студента осваивать новые знания в электронном формате. Наличие учебных пособий, не учитывающих изменения, вносимые процессом информатизации общества, в личности обучаемых и в электронную обучающую среду, не обеспечивают использования в полной мере познавательных способностей современного студента. Наше исследование показало, что современное студенческое сообщество хорошо адаптировано в мире цифровых технологий, но вынужден получать новые знания в некомфортном для себя бумажном формате.
Компетентностный подход - основа СУОС специализации подготовки «Подвижной состав железных дорог» и создаваемой нами методологии преподавания дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав» с описанием дидактических форм, междисциплинарных связей и цифровых технологий. В качестве оценочного механизма при моделировании междисциплинарных электронных курсов, используется компетентностный подход.
Междисциплинарные связи пронизывают вузовский учебный процесс, поскольку формирование у студентов компетенций СУОС может осуществляться группой дисциплин рабочего учебного плана образовательной программы специальности «Подвижной состав железных дорог». Междисциплинарное комбинирование знаний, умений и навыков студентов необходимо в связи с тем, что программы специалитета становятся более ориентированными на практику, снижается количество часов на контактную работу.
Из всего выше сказанного можно представить междисциплинарные электронные курсы в виде модели со следующими компонентами: содержательная подсистема, структурно-навигационная подсистема, контрольно-диагностическая подсистема.
В нашем исследовании мы опирались на работы А.Н. Авдулова, Т.С. Георгиевой, C.B. Дружининой, Т.А. Тартарашвили и Н.Г. Хохлова. Описанный ими процесс интеграции науки, производства и образования актуален и на современном этапе.
Большое значение для нас так же имеют работы В.А. Сластенина, В.И. Жог, И.Ю. Борисовой, В.А. Плешаковой, Л.С. Подымовой, Митусовой О.А. Яковлева И.П., Воронина В.Н., Васильевой С.В. и других исследователей. Изложенная в их работах теория междисциплинарных связей в образовании использовалась нами в качестве дидактических основ нашего исследования.
При всем многостороннем исследовании интеграционных процессов и междисциплинарных связей на современном этапе, нужно отметить, что многие работы не отражают быстро меняющийся в процессе цифровизации общества реальный вузовский учебный процесс. Из этого следует, что на базе дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав» необходимо продолжить разработку и внедрение междисциплинарных электронных курсов с использованием всех ресурсов информационной среды и информационных технологий в учебном процессе.
Междисциплинарные электронные курсы способствуют раскрытию целостной личности выпускника вуза, через формирование представления о взаимосвязанности дисциплин и профессиональной деятельности.
Таким образом, в условиях цифровизации общества при моделировании учебного процесса в транспортном вузе нами были выявлено следующее противоречие: теория междисциплинарных связей как эффективное средство формирования универсальных компетенций у студентов транспортного вуза достаточно разработана, хотя ее практическая составляющая в ее дидактических формах с отражением процессов цифровизации общества не удалось обнаружить, таким образом создание междисциплинарной учебной модели является наиболее актуальным в связи с необходимостью решать проектные задачи, сформулированные в СУОС по подготовке специалистов по специальности «Подвижной состав железных дорог».
Выявленное противоречие обозначило основную проблему исследования - отсутствие в современном вузе междисциплинарной учебной модели как основного механизма формирования интегративных универсальных компетенций обучающихся. Разработка такой модели на основе дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав», является показательной, поскольку используемые при этом методологические принципы могут быть в дальнейшем применены для иных базовых дисциплин направлений подготовки согласно СУОС.
Методологической основой исследования являются идеи:
- компетентностного подхода (Арсеньев Д.Г., Баграмова Н.В., Байденко В.И., Зимняя И.А., Татур Ю.Г., Крепкая Т.Н., Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сурыгин А.И., Сыманюк Э.Э., и др.);
- междисциплинарного подхода к проектированию учебного процесса (Максимова В.Н., Федорец Г.Ф., Митусова О.А., Горбачевская Е.Н., Гурьев А.И., Медведев В.Е., и др.);
- деятельностного подхода (Л.С Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина и др.);
- личностно-ориентированного подхода (Ананьев Б.Г., Краевский В.В., Якиманская И.С. и др.).
Методы исследования. Исходя из сущности изучаемой проблемы и логики исследования, а также для решения поставленных в исследовании задач, нами использовались методы теоретического анализа, моделирования, обобщения практического опыта работы, формализации. При апробации созданных электронных курсов использовались методы тестирования, анкетирования, экспертных оценок, количественной и качественной оценки.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) на примере дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав» доказано, что внедрение компетентностного подхода в сфере транспортного образования сопряжено с проектированием междисциплинарных моделей учебного процесса в которых в качестве инструментария выступают электронные курсы;
2) показано, что интегративное качество универсальных компетенций, как фундамента междисциплинарных моделей, возникает при использовании в ее заданиях нескольких содержательных компонентов разных дисциплин, например, профессионально-ориентированных дисциплин и дипломного проектирования.
Теоретическая значимость исследования:
1) Теория междисциплинарных связей в высшей школе получила дальнейшее развитие за счет обоснования происходящего на современном этапе перехода от профилировавших ранее бинарных междисциплинарных связей смежных дисциплин и междисциплинарных триад к плюральным междисциплинарным связям, универсальной компонентой которой являются составляющая информационной среды, которая реализуется при обучении студентов транспортного вуза различным дисциплинам, связанными между собой специальными заданиями.
2) Разработаны теоретические предпосылки создания интегративной модели обучения в транспортном вузе, которая на современном этапе развития высшего инженерного образования представляет собой уровневое междисциплинарное электронное обучение.
Практическая значимость исследования:
1) создано научно-обоснованное учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ специалитета, по специальности «Подвижной состав железных дорог» с учетом междисциплинарных связей на основе дисциплин кафедры «Нетяговый подвижной состав», а также даны рекомендации по формированию междисциплинарных связей между смежными дисциплинами и видами учебной деятельности согласно учебным планам;
2) разработано два профессионально-ориентированных электронных курса согласно предложенной междисциплинарной модели, предназначенных для обучения в электронной обучающей среде вуза, для студентов по направлениям «Подвижной состав железных дорог» (целевое обучение).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что авторы исследования опирались на теории, получившие многократное подтверждение в работах методистов; автором использовался широкий круг источников по различным областям знаний (теория и методика профессионального образования, методика преподавания технических дисциплин); методы исследования непротиворечивы и адекватны исследуемой проблеме.
На основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению исследовано влияние междисциплинарной парадигмы на развитие универсальных компетенций у студентов по специальности «Подвижной состав железных дорог».
Выводы. В заключении можно сделать следующие выводы.
Изучение существующих интегративных тенденций в сфере транспортного образования позволило нам обосновать и создать интегративную основу обучения по специальности «Подвижной состав железных дорого».
При определении степени разработанности теории междисциплинарных связей было обнаружено, что она не отражает применение такого универсального современного процессуального дидактического средства как электронные ресурсы. Компонентами в формировании плюральных междисциплинарных связей при создании электронных курсов являются сразу несколько дисциплин. Например, Вагонное хозяйство, Подвижной состав. Дополнительные главы, Производство и ремонт подвижного состава, дипломное проектирование.
Разработанная модель электронных курсов нового поколения с учетом междисциплинарных связей. Основным элементом новизны является применение в дидактическом аппарате электронных курсов заданий по актуализации содержательных аспектов коррелирующих дисциплин учебного плана специалитета.
Литература:
1. О.И., Садыкова, Н.Л., Перельмутер, Познавательная самостоятельность студентов и трудности ее развития в процессе обучения // Материалы 9-ой Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы XXI веке», 25 января по 31 марта. - 2011 г.
2. О.И., Садыкова, Модель обучения численным методам студентов заочной формы обучения в техническом вузе // Научные труды международной научной конференции Международной академии наук педагогического образования «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ», проведенная в рамках общего годичного собрания Академии 14-15 марта 2013г. в Москве. В 2-х частях. - Ч.2. - М.: МАНПО. - Ярославль: Ремдер. - 2013. - 416 с.
3. О.И., Садыкова, Н.В., Ристич, Управление образовательным процессом с элементами дистанционных технологий в ВУЗЕ // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвузовский научных трудов. - Москва: московский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 233.
4. Попова Н.В. О важности междисциплинарной скоординированности для повышения качества подготовки лингвистов-преподавателей. Вопросы методики преподавания в вузе. - Вып. VIII, СПб, 2006. - С. 26
Педагогика
УДК 378.24
доктор психологических наук,
профессор Сорокоумова Галина Вениаминовна
ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бурова Ирина Владимировна ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Шурыгина Ольга Васильевна ФГОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Аннотация. В статье описывается опыт работы по коррекции личностной тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью. Важнейшей задачей психологической службы вуза является психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью. Проблема тревожности является одной из самых актуальных в высшем образовании, тем более для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Прежде чем разрабатывать программу снижения уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью, нами были изучены индивидуальные особенности каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с помощью техники самоописания, авторского опросника и теста Д. Крауна и Д. Марлоу «Мотивация одобрения». Анализ методик позволил продумать и разработать для студентов с ОВЗ и инвалидностью индивидуальные психокоррекционные и формирующие программы: по понижению уровня тревожности, по развитию уверенно-достойного поведения, по развитию лидерских навыков, навыков эффективного общения и др. На втором этапе пилотажного исследования мы разработали программу мероприятий, которая включала индивидуальные и групповые консультации с целью оказания помощи в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость, успеваемость, эмоциональное состояние, настроение и др., проведение психологических тренингов с целью развития базовых навыков общения, уверенности, проведение тренингов саморегуляции с целью развития базовых навыков саморегуляции и самоконтроля, проведение занятий по арт-терапии с целью психокоррекции психоэмоциональных проблем, вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью во внеурочную деятельность и др. Анализ результатов проведенной работы по созданию психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью позволил сделать следующие выводы. У студентов с ОВЗ и инвалидностью значительно снизилось чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта. Кроме того, проводимая работа позволила создать атмосферу сплоченности и максимального комфорта в учебной в группе, а также устранить расхождение между уровнем самооценки и притязаниями студентов с ОВЗ и инвалидностью. Разработанную и апробированную нами программу можно рекомендовать для создания психолого-педагогических условий психокоррекции тревожности студентов с ОВЗ и инвалидностью и адаптации студентов 1 курса в образовательную систему вуза.
Ключевые слова: студенты с ОвЗ, инвалидность, образовательная система вуза, психолого-педагогические условия.
Annotation. The article describes the experience of work on the correction of personal anxiety of students with disabilities and disabilities. The most important task of the psychological service of the university is the psychological and pedagogical support of students with disabilities and disabilities. The problem of anxiety is one of the most urgent in higher education, especially for students with disabilities and disabilities. Before developing a program to reduce the level of anxiety among students with disabilities and disabilities, we studied the individual characteristics of each student with disabilities and disabilities using the self-description technique, the author's questionnaire and the D. Crown and D. Marlowe test "Approval Motivation". The analysis of the methods