Педагогика
УДК 371
доцент кафедры искусствоведения Любивая Ирина Юрьевна
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина (г. Москва);
старший преподаватель кафедры иностранных языков Тумина Елена Александровна
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) (г. Москва)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В ДОСТИЖЕНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
БУДУЩИХ АКТЁРОВ И РЕЖИССЁРОВ
Аннотация. Одним из путей формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций на занятиях по английскому языку является интеграция английского языка с другими теоретическими дисциплинами вуза. В данной статье рассматривается интегративный подход к обучению английскому языку будущих актёров и режиссёров, осуществляемый на основе междисциплинарных связей. В качестве примера рассматриваются различные виды аудиторной и внеаудиторной работы.
Ключевые слова: универсальные и общепрофессиональные компетенции, режиссёр, актёр, интегративный подход, критическое мышление, междисциплинарные связи, фоновые знания.
Annotation. Forming language competences and using them in a professional sphere is considered as one of main tasks of teaching a foreign language in the system of theatrical education. This article discusses various methods of teaching English to future directors and actors of dramatic and musical theaters on the basis of the integrative approach. Various types of practical tasks are given as examples.
Keywords: universal and general professional competencies, director, actor, critical thinking, interdisciplinary links, background knowledge.
Введение. Основной целью изучения иностранного языка (ИЯ) в вузе культуры и искусств является овладение обучающимися необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности. Важную роль при обучении играет воспитательный момент, направленный на приобретение толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов, умения планировать творческую деятельность с учётом концепции современной государственной культурной политики РФ, постигать произведение искусства в широком культурно-историческом контексте в связи с эстетическими идеями конкретного исторического периода. В Программе по ИЯ для неязыковых вузов для квалификаций «артист» и «режиссёр» данные компетенции отражены как универсальные и общепрофессиональные.
Универсальные и общепрофессиональные компетенции ставят целью развитие способности анализировать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия, учитывая социокультурные особенности разных стран и народов (ФГОС ВО 3++). Одним из путей формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций на занятиях по английскому языку (АЯ) является интеграция АЯ с другими теоретическими дисциплинами вуза, изучаемыми на творческих факультетах, что находит своё отражение в реализации междисциплинарных связей при изучении ИЯ.
Компетенции, направленные на развитие умения учиться, критического мышления, самостоятельности действий для людей, занимающихся сценической деятельностью и киноискусством, имеют решающее значение. Для актёра и режиссёра важно быть индивидуальностью, найти своё «я» для того, чтобы впоследствии стремиться создать уникальное произведение искусства. Они должны быть способны осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
Любое произведение искусства постигается в связи с культурно-историческим контекстом, поэтому эстетические идеи всегда связаны с конкретным историческим периодом. Современная реальность характеризуется неопределенностью и турбулентностью. «Россия испытывает на себе силовой подход, санкции, торговые войны. Искусственные барьеры, идущие вразрез с экономическими соображениями, политически мотивированные преграды на пути взаимовыгодных проектов сегодня превратились в постоянный и важный фактор — в реальность, с которой придётся считаться» [1, 2018].
Таким образом, процессы глобализации оказывают непосредственное влияние на изучение ИЯ. Известный специалист в области теории и методики обучения ИЯ Бим И.Л. подчёркивала, что, на основе системного подхода, методологические основы системы общего образования определяются развитием экономики, социальным заказом общества, политики, уровня развития наук в данный исторический период [2, 1977]. К новым ценностям в соответствии с требованиями времени современные методисты относят способность человека к сотрудничеству, взаимной ответственности, компетентности в осуществлении социальных взаимодействий [3, 2018].
Изложение основного материала статьи. Подчёркивая наибольшую востребованность в настоящее время профессий, входящих в группу STEM (science, technology, engineering and mathematics), т.е. принадлежащим естественно-научной, технологической, инженерно-технической и математической областям, авторы G.S. Morson и M. Schapiro обращают внимание на то, что роль гуманитарной сферы остаётся недооценённой. Такой подход авторы считают недальновидным: "Within the profession, dynamics leading to status have gone one way, while external pressures have led in the contrary direction, toward making the humanities ever more important. Increasing globalization and social diversity put a premium on being able to understand other people from within. // «Стремление к достижению статуса в обществе выражается в приобретении определённых профессий. В то же время внешний прессинг приводит к выводу противоположному: именно гуманитарные области приобретают всё более важное значение. Усиливающийся процесс глобализации и социальная диверсификация определяют исключительное положение гуманитариев благодаря их способности понимать суть природы человека» [4, 2015, с. 163].
Отмечается, что обучающийся всегда является представителем конкретного лингвоэтносоциума. Соответственно, образовательная модель направлена на развитие и совершенствование личности обучающегося в соответствии с идеей антропоцентризма. Обучающийся рассматривается не только как субъект речи, но и как субъект нравственности, субъект культур, субъект деятельности, субъект познания
[3, 2018, с. 58, 70]. Средствами учебного предмета ИЯ происходит не только «воспитание социально значимых качеств и личностных свойств, востребованных современным миром; формируются его индивидуальная картина мира за счет его приобщения к языковой и концептуальной картинам мира носителей изучаемого языка, представления об иной языковой системе, иной системе ценностей и, как следствие, лучшее осознание им своих истоков и корней, общности с чужим и отличий от иного».
Личностная позиция, ценностные ориентиры, способность к гражданской, этнической, общечеловеческой самоиндентификации напрямую связаны с развитием критического мышления, что в дальнейшем позволит достойно представлять свою страну в ситуациях межкультурного общения, ориентируясь в современном поликультурном обществе. Это найдёт отражение в творчестве, на театральной сцене или в кино, при обращении к темам нравственности, национальной самоидентификации. Данные качества необходимы людям искусства. Известный режиссёр В.Ю. Абдрашитов назвал специальности режиссёра, драматурга, писателя, дирижёра «концептуальными» и «смыслообразующими», поскольку сфера культуры и искусств призвана решать вопросы этического и нравственного плана [5, 2019]. Вот почему в равной степени важным представляется как формирование определенного набора знаний, так и развитие личностного потенциала.
Интеграция практических занятий по изучению АЯ как с теоретическими дисциплинами вуза, такими, как История русского театра, История зарубежного театра, История русской литературы, История зарубежной литературы, История изобразительного искусства, вокал, а также с основной и наиболее важной профессиональной дисциплиной - актёрским мастерством - позволяет на основе комплексного подхода вырабатывать навыки всестороннего применения АЯ и порой по-новому взглянуть на теоретические и практические дисциплины. Использование АЯ в целях поиска новой информации, прочтения рецензий, сравнительного анализа произведений и т.д. является сверхзадачей междисциплинарных практикумов, что вызывает безусловный интерес как у преподавателя ИЯ, так и у представителей других дисциплин. Таким образом вырабатывается умение всестороннего применения знаний на ИЯ. Приобретение профессиональных навыков в актёрском мастерстве на основе творческого подхода - основа обучения в подготовке профессионалов в сфере сценических искусств, что предполагает не только формирование таких качеств, как развитое сценическое внимание, живое слово на сцене, этюды со словами, готовность к импровизации, но и осмысленное отношение к факту и его оценка. Развитие критического мышления может быть непосредственно выражено во многих видах заданий и упражнений, в том числе построенных на междисциплинарных связах.
На занятиях по ИЯ студенты учатся производить критический анализ, отличать важное от второстепенного, задавать вопросы, видеть отчётливее прямой и скрытый смысл. Перед обучающимся ставится задача делать это в быстром темпе, что соотносится со скоростью современного течения жизни. К анализу газетных статей, книг, веб-сайтов, журналов, репродукций и т.д. можно подойти, следуя такому плану:
1 - сделайте описание того, что вы видите, начиная с размера, формы, положения в пространстве. Либо: Опишите действие, подчеркните особенности культуры, характерные для той или иной страны, которые нашли отражение в данном произведении и т.д.;
2 - задайте вопросы, по-своему интерпретируйте ситуацию, составьте небольшой диалог;
3 - на основе проведённого комплексного анализа дайте всестороннюю оценку увиденному, выразите своё личное отношение, сделайте вывод.
Подобного рода анализ способствует развитию критического мышления с позиции активного гражданина. Дискуссии помогают совершенствовать работу над оформленными высказываниями в устной и письменной форме по поводу перспективы развития событий, культурных и политических. Темой обсуждения могут стать вопросы о том, как разные виды средств массовой информации воздействуют на разные группы людей.
1 - как поколение двадцатилетних предпочитает смотреть фильмы, сериалы - на компьютере или по телевизору? Почему? Смотрите ли вы новостные программы? Какие? Какие ещё программы или шоу вы смотрите?;
2 - сколько времени вы проводите перед экраном? Воздействует ли он на вас? Например, можно обратить внимание на формирование вредных привычек (поглощение еды во время просмотра).
Приблизительные задания и вопросы для совместного обсуждения после просмотра, например, видео с канала you-tube либо рекламы могут быть такими:
1 - проанализировать своё любимое шоу: кто в нём принимает участие, ведут ли люди себя естественно, как в реальной жизни, или как-то иначе;
2 - задать вопрос, испытывают ли студенты на себе влияние от просмотра той или иной передачи;
3 - посмотреть вместе какую-нибудь программу, где обсуждают негативное поведение людей, обсудить. [6, с. 2, адаптировано].
В соответствии с уровнем владения АЯ как иностранным информация рассматривается с разных точек зрения, например, культурной, исторической, гендерной, на соотношение фантазии и реальности.
При подготовке совместных мероприятий с представителями других дисциплин, таких как История русского или зарубежного театра, История изобразительного искусства, История музыки, вокал и др. имеет место взаимопосещение занятий, изучение программ по теоретическим и практическим дисциплинам, составление общего плана мероприятия. Совместные формы деятельности имеют в основном комплексные формы, это семинары, конференции, обобщающие уроки, постановки сценических отрывков, конкурсы стихов и песен.
Немаловажным аспектом в изучении АЯ является визуальный подход. С этой целью студенты изучают язык через живопись. Например, совместные семинары могут быть посвящены не только выдающимся мастерам английской школы живописи 18-20 веков, многие из которых были связаны с театром и драматургией (Хогарт, Фюсли, Бёрдслей, Бэкон, «прерафаэлиты»), но и современным [7, 2011]. Знакомство с современной сценографией, теорией костюма на примере мюзикла "Lion King" позволяет обсудить сценографию как театральных, так и собственных учебных постановок. [8, 2011]. Занятия способствуют развитию критической оценки увиденного. Умение описать увиденное, выразить своё отношение выражается в диалогах, построенных на описании и обсуждении (picture description), знакомстве с биографией художника, особенностями стиля. Подобные занятия способствуют дальнейшему развитию диалогического и
монологического высказывания, а также приобретению навыка дискуссионного начала, основой которого может быть разница в восприятии увиденного, основанная на личном отношении к произведению.
«Оживление» картин (picture «revival») помогает выработать разные виды коммуникации: вербальную, визуальную, перформансную. Заданием может стать составление отдельных фраз или мини диалога по определённой теме. Например, дать описание двух картин, провести сравнение, выразить своё отношение к увиденному:
- «Сара Сиддонс» Рейнольдса и «Сара Сиддонс» Гейнсборо;
- «Дэвид Гаррик в роли Ричарда III» Хогарта и «Дэвид Гаррик между трагедией и комедией» Рейнольдса.
Для практических тренингов на «оживление» картин, можно взять сатирический цикл У. Хогарта
«Модный брак» («Marriage a-la-mode»), в которых художник рассказывает о жизни высшего общества Англии в 18 веке или цикл картин «Карьера проститутки» («A Harlot's Progress»), отражающих жизнь низших слоёв общества. Студенты составляют небольшие диалоги, стараясь придерживаться определенной мелодики языка, лексики и грамматики, свойственной тому или иному классу («received pronunciation», «cockney») [9, 2018].
Однако, подобная практика будет результативнее после того, как студенты сначала освоят данный вид работы на занятиях по актёрскому мастерству, а затем найдут применение своим практическим умениям на занятиях по АЯ. Таким образом, искусствоведческие дисциплины, вооружая будущего актёра/режиссёра широким спектром знаний, помогают вырабатывать у студентов и необходимые навыки в области сценического искусства.
Поскольку подобного рода темы связаны в основном с чужой культурой, стоит подробнее остановиться на возможных видах заданий, которые позволят обучающемуся ознакомиться с незнакомыми либо интересными фактами из сферы национального российского искусства. Сравнение может быть проведено по многим параметрам, начиная от исторического периода, биографических сведений, тематических, сценических воплощений и т.д., но которые позволят узнать нечто новое и дать повод гордиться своей страной. Темой для дискуссии и презентации может служить вопрос, связанный с современностью, например: «Почему такая длинная очередь в Третьяковскую галерею на выставку Серова, чтобы увидеть Девочку с Персиками»?» / "Why was there such a big line to the Tretyakov gallery to see Serov's Girl with Peaches"?
Владение знаниями по Истории русского театра и использование АЯ даст студентам в будущем возможности продвижения российской культуры, знакомства зарубежных партнёров с историей отечественного сценического искусства как за рубежом, так и в совместных международных проектах на территории РФ. Система Станиславского известна во всем мире и практикуется многими театральными школами Европы и Америки, однако мало известны представителям зарубежных театральных школ заветы великого актёра-реалиста Михаила Щепкина. Сам Станиславский штудировал заветы М.С. Щепкина и впоследствии они легли в основу его знаменитой системы. Изучение заветов Щепкина может происходить на двух языках [10, 2019], например: "While reading the role, try to the best of your ability to force yourself to think and feel like a person you should embody; try to speak, chew and swallow the whole role in such a way so that it enters your flesh and blood. If you achieve this, you will get the true sounds of your voice, and the right gestures will appear, otherwise, no matter how you play tricks, no matter what springs you tighten, the things will be rotten" // "Читая роль, всеми силами старайся заставить себя так думать и чувствовать, как думает и чувствует тот, кого ты должен представлять; старайся, так сказать, разжевать и проглотить всю роль, чтобы она вошла тебе в плоть и кровь. Достигнешь это - и у тебя сами родятся и истинные звуки голоса, и верные жесты, а без этого, как ты не фокусничай, каких пружин ни подводи, всё будет дело дрянь".
Вопросы, относящиеся к отечественной культуре, могут быть темой дискуссии, доклада или презентации, основой для которых могут стать русскоязычные источники. Таким образом, на основе деятельностного подхода формируется навык исследовательской работы.
Поскольку тенденцией в развитии навыков чтения является чтение аутентичных текстов на АЯ, можно назвать ряд англоязычных источников по истории зарубежного, русского и советского театра и кинематографии, которые также могут быть использованы для чтения и работы с текстом.
Прежде всего можно назвать книгу K. Stanislavski «An Actor Prepares»; T. Cole & L. Strasberg «Acting»; «A History of Russian Theatre" ed. by R. Leach & V. Borovsky; "Five Filmmakers", ed. by D.J. Goulding, в которой есть глава, посвященная А. Тарковскому; «A History of European and American Theatre and Drama since 1879", 8 гл. "The Russian Renaissance", 10 гл. "The Soviet Experiment"; «On the Technique of Acting" by Michael Chekhov; "The Cinema of Andrei Tarkovsky" by Mark Le Fanu; P. Brook «Empty Space».
Существует большое количество разного рода музыкальных проектов, на которых будущим актёрам приходится исполнять песенный репертуар на ИЯ. Но зачастую за технически правильным вокальным исполнением студенту бывает сложно раскрыть образ и настроение, присущее тому или иному произведению. На занятиях по АЯ можно узнать факты, биографические сведения, выяснить характерные черты, соответствующие тому или иному историческому периоду, музыкальному стилю, которые могут стать ключом к раскрытию образа. Поэтому при исполнении вокальных произведений важным бывает не только хорошо поставленное произношение, навык перевода, но и наличие фоновых знаний.
ИЯ может помочь будущему актёру и режиссёру, очертив ярче картину мира, познакомив с источниками на основе аутентичной литературы, путём сравнения и анализа понять особенности развития музыкального театра в нашей стране. Примером может служить учебное пособие «Мюзикл. История жанра» [11, 2018] Благодаря знакомству с историей развития жанра мюзикла, появившегося прежде всего на американской сцене, можно провести сравнение с различными видами музыкальной пьесы российского театра, обратив внимание на характерные черты «актёрского пения», либо обсудить российские мюзиклы, основой которых стал классический роман, например, «Анна Каренина». Доклады и презентации могут быть посвящены известным советским и российским композиторам и исполнителям. Подобные задания являются источником фоновых знаний. Будущий актёр, режиссёр должен обладать широким кругозором и буквально энциклопедическими знаниями, поэтому творческому человеку может быть интересен каждый факт. Маленький факт может служить мотивацией, в дальнейшем подталкивая к исследовательской работе. Интересной может быть тема о взаимовлиянии культур. Например, можно обсудить влияние американского мюзикла на создание самобытных советских музыкальных фильмов Гр. Александрова, что ясно прослеживается по его биографии, либо творчество и биографии тех, кто оказал большое влияние на
развитие, например, американского искусства, будучи эмигрантами либо детьми эмигрантов с территории Советского Союза. В качестве примера можно назвать Ирвина Берлина, братьев Гершвиных, Дж. Баланчина и многих других.
Личностно-деятельностный подход в обучении прививает навыки самостоятельной работы, самостоятельного добывания знаний в рамках парадигмы «учение через всю жизнь». Проектная деятельность на совместном занятии позволяет объединить актёрское мастерство, сценическую речь, живой вокал и подготовленный компьютерный проект практически по любой теме, материал для которых можно будет взять в том числе из русскоязычных источников. Возможные темы могут затрагивать вопросы истории российских, советских театров, биографий, но для Поколения Z, безусловно, важна связь с современностью, поэтому задания лучше связывать с проблемами, актуальными для сегодняшнего дня. Темой дискуссии может быть новая нашумевшая театральная постановка, современный перформанс или только что вышедший фильм.
Выводы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы способствовать развитию критического мышления и адекватной реакции на многообразие окружающего мира. Воспитание критически мыслящей личности, имеющей чёткую жизненную позицию и умеющую обосновать собственное мнение, является одной из важнейших компетенций сегодняшнего дня. Эта задача особенно важна в воспитании будущих актёров и режиссёров, поскольку культура и искусство являются для нации сферой «смыслообразующей». Связь с теоретическими и практическими предметами позволит ИЯ решать данные важные задачи на основе междисциплинарных связей.
Литература:
1. Медведев Д.А., Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития, электронный доступ 27.01.2020 // http://static.government.ru/media/files/gAveWFrMIiQd5E2AzHw8S497eYqH2o1G.pdf
2. Бим И.Л., Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Опыт системно-структурного описания // Москва: Рус. яз., 1977, стр. 288
3. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Коптелов А.В., Харламова М.В., Технологии электронного обучения иностранным языкам: состояние и перспективы // Монография, М., 2018, стр. 12, 58, 70
4. Morson Gary Saul, Schapiro Morton; The Fabulous Future?: America and the World in 2040; Ch. 10 Education: the Future of Higher Education in the United States (and the world) // Northwestern University Press, 2015, с. 163 (пер. Туминой)
5. https://www.interfax.ru/russia/680783 (электронный доступ 27.01.2020)
6. Schmidt, P.R. & Wen, Ma 50 Literacy Strategies for Culturally Responsive Teaching, K-8 // Corwin Press, Thousand Oaks, 2006, ch. «Critical media literacy: Exploring Values. Strategy 25: Introduction to Critical Media Literacy)
7. Grundy Peter, English through Art // Helbling Languages, 2011, c. 30, 42, 106, 110
8. Taymor Julie The Lion King, Disney Editions, 2017
9. Crystal David, Sounds appealing // Profile books Ltd, 2018
10. Королькова Н.Е., Любивая И.Ю. авторы-составители, Михаил Семёнович Щепкин. Заветы мастера молодым актёрам. Master's precepts to the aspiring actors // М., ГИТИС, 2019
11. Тумина Е.А., Musical. Its Path in History. Мюзикл. История жанра., Учебное пособие // М., ГИТИС, 2018.
Педагогика
УДК 373.31; 376.112.4
кандидат педагогических наук, доцент Маркевич Ирина Дмитриевна
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской обрасти «Институт развития образования» (г. Мурманск); кандидат педагогических наук Панченко Татьяна Владимировна Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)
О ДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Аннотация. В статье обозначены профессиональные дефициты учителей, работающих в начальной школе в условиях инклюзивного образования. На основе сопоставительного анализа нормативных документов и современных исследований рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в контексте общей культуры личности, уточнены сферы оценивания, соответствующие показатели и индикаторы. Представлена диагностическая карта «Изучение состояния личностных универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», позволяющая выявить сформированность социальных (жизненных) компетенций у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в массовой начальной школе.
Ключевые слова: начальная школа, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные дефициты, диагностическая карта, личностные универсальные учебные действия, культура личности.
Annоtation. The article identifies the professional deficits of teachers working in primary schools in an inclusive education environment. On the basis of a comparative analysis of normative documents and modern research, the author considers the formation of personal universal educational actions for students with disabilities in the context of the General culture of the individual, and specifies the areas of evaluation, relevant indicators and indicators. The article presents a diagnostic map «Studying the state of personal universal educational actions in younger students with special educational needs», which allows to identify the formation of social (life) competencies in a child with disabilities who is studying in a mass primary school.
Keywords: primary school, inclusive education, students with disabilities, professional deficits, diagnostic card, personal universal learning activities, culture of the individual.