Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
депривация / психологическое обеднение / эмоциональная холодность / травматизация / deprivation / psychological impoverishment / emotional coldness / traumatization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмишко А.А.

В статье рассмотрено понятие материнская депривация. Как процесс эмоционального и психологического обеднения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF MATERNAL DEPRIVATION IN PROCESS OF FAMILY EDUCATION

The article discusses the concept of maternal deprivation. As a process of emotional and psychological impoverishment of a child.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 159

Кузьмишко А.А.

студент 3 курса

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ПРОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие материнская депривация. Как процесс эмоционального и психологического обеднения ребенка.

Ключевые слова: депривация, психологическое обеднение, эмоциональная холодность, травматизация.

Материнская депривация — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру. Материнская депривация вызывает у ребёнка разного рода отклонения в психическом развитии. Отклонения могут проявляться по-разному в разном возрасте, но все они могут иметь одинаково тяжелые последствия для формирования личности ребёнка. Нормальное развитие может происходить только в случае, если ребёнок обеспечен контактом с матерью в достаточном объёме. Чем раньше ребёнок был оторван от матери и чем дольше длится этот период, тем сильнее будут последствия депривационных расстройств. [1]

Депривация в раннем возрасте приводит к характерным нарушениям развития младенца: к отставанию в речевом развитии, а также в развитии мелкой моторики и мимики. В дальнейшем начинают проявляться

эмоциональные нарушения, склонность к тревоге и страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность по отношению к людям. Также появляются признаки поведенческих отклонений, ребёнок не ощущает дистанцию при общении или, наоборот, имеет затруднения при контакте. Депривация приводит к эмоциональной холодности, агрессивности, но в то же время уязвимости. Однако, по словам Эриксона, дети, лишенные в младенчестве материнской любви и внимания, могут стать нормальными людьми в том случае, если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития.

Недостаток отношений с матерью в раннем возрасте всё же не всегда имеет серьёзные последствия для последующего развития и психического здоровья. Множество других факторов могут повлиять на формирование ребёнка, такие как врождённые особенности нервной системы, то есть степень переносимости различных воздействий, травматизации, наличие других компенсирующих воздействий в виде объектов привязанности. Это говорит о том, что при создании необходимых условий можно компенсировать депривационные нарушения в более позднем возрасте. [2]

Среди детей-сирот депривационная симптоматика обычно включает в себя сразу почти весь спектр отклонений: от лёгких психических особенностей до всевозможных серьёзных нарушений развития личности и интеллекта. 4 уровня нарушения развития в депривационных условиях: Сенсорный (уровень ощущений).

Сенсорные отклонения у ребёнка могут начать развиваться ещё в утробе матери, в том случае, если она отрицательно настроена к своей беременности и не отказывается от вредных привычек, в особенности таких как употребление психоактивных веществ. В тех случаях, когда от ребёнка отказываются и помещают в детский дом или негативно принимают после родов, серьёзно снижается количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим её лицом.

Когнитивный (уровень формирования моделей внешнего мира).

Ребёнок, воспитываемый в детском доме или в атмосфере пренебрежения его нуждами, менее активен, меньше ползает, соответственно менее активно познаёт мир, чем дети из благополучных семей. Он меньше совершает проб и ошибок, меньше стимулируется внешними воздействиями, что вызывает задержку интеллектуального развития. Ребёнок начинает поздно говорить, неверно строит фразы и воспроизводит звуки. Самое же главное, что дети начинают строить катастрофические модели мира, где их ожидают сплошные неприятности, которые невозможно предотвратить. Мир остается непознанным и непонятным, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать проходящее извне.

Эмоциональный (уровень установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо).

На эмоциональном уровне ребёнок испытывает расстройства привязанности. Ребёнок, переживший раннее расставание с матерью, независимо от того, помнит он об этом или нет, начинает испытывать трудности с налаживанием близких эмоциональных контактов с другими. Он боится доверять, боли от расставания, закрывается от мира агрессивными переживаниями, которые склонен проецировать на других. В восприятии такого ребёнка окружающие люди настроены к нему агрессивно, нередко плохо понимает мимику и воспринимает её как враждебную.

Социальный (уровень отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

Этот уровень является вершиной всей пирамиды развития ребёнка. Дети из благополучных полноценных семей признает свою принадлежность своей семье и роду. По модели поведения родителей у них формируются одобряемые обществом социальные роли. Например, роль послушного ребёнка, прилежного ученика, успешного человека и тому подобные. Ребёнок воспитываемый в депривационных условиях, особенно в детских домах, с трудом идентифицирует себя в обществе. У него отсутствуют примеры положительных

моделей поведения в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе.

[3]

Вывод.

Воспитанники детских домов нередко берут на себя роли, которые не позволяют успешно социализироваться: «негативный лидер», «агрессор», «провокатор» и так далее. Многие продолжают жить по такой модели и после выпуска из сиротского учреждения. Согласно статистике выходцев из детских домов, лишь десять процентов из них находят своё место в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте;

2. Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед.ун-та,2002.-160с;

3. Прихожан А.М., Н.Н. Толстых и др. Вы решили усыновить ребенка. - М.: Дрофа, 2001.-288с

Kuzmishko A.A.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

MANIFESTATION OF MATERNAL DEPRIVATION IN PROCESS OF FAMILY EDUCATION

Abstract: the article discusses the concept of maternal deprivation. As a process of emotional and psychological impoverishment of a child.

Keywords: deprivation, psychological impoverishment, emotional coldness, traumatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.