Научная статья на тему 'Проявление индивидуальности человека в повседневном мире'

Проявление индивидуальности человека в повседневном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11921
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хасанов Мансур Раилевич

В статье анализируется проблема проявления индивидуальности человека в повседневномбытии. Дается описание понятия 'индивидуальность'. Делается предположение относительно основ формирования индивидуальности. Подробно характеризуется мир повседневной жизни человека,описываются понятия одного синонимичного ряда с понятием'повседневность', дается различие понятий 'жизненный мир' и 'повседневность'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление индивидуальности человека в повседневном мире»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233). Философия. Сощюлшия. Культурология. Вып. 21. С. 38-45.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

:)

М. Р. Хасанов

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОВСЕДНЕВНОМ МИРЕ

В статье анализируется проблема проявления индивидуальности человека в повседневном бытии. Дается описание понятия 'индивидуальность’. Делается предположение относительно основ формирования индивидуальности. Подробно характеризуется мир повседневной жизни человека, описываются понятия одного синонимичного ряда с понятием ‘повседневность дается различие понятий ‘жизненный мир ’ и ‘повседневность'.

Ключевые слова: индивидуальность, человек, индивиду альное бытие, структуры повсед-

невности, повседневность, жизненный мир.

Многие годы быт рассматривался как обратная, изнаночная сторона бытия, то есть как неприглядная противоположность высоким формам самовыражения человека, находившим отражение в искусстве. Ознакомление с искусством, как правило, происходило в специализированных учреждениях - картинных галереях, музеях, театрах, концертных залах и выставках. Растворенное в повседневности общение с искусством стало возможно благодаря телевидению, домашней звуко- и видеоаппаратуре, а позже - компьютеру. На глазах нескольких поколений, рядом с культурой в общепринятом плане, создалось особое состояние — культура повседневности, как альтернатива по отношению к традиционному. Но признания со стороны философов культура повседневности, поначалу, не получила, считалась неистинной и презиралась ими. В наши дни повседневно-бытовая реальность получила признание в философской науке, и все более «претендует на статус философской категории»1.

Так что же следует понимать под повседневностью? На этот вопрос существует множество ответов и различных мнений. Существующие концепции повседневности различаются между собой, но в то же вре-

мя имеют определенную сходность в понимании этой проблемы. Исследователи, занимающиеся изучением повседневности, согласны с тем, что она представляет собой своеобразную сферу, сферу реализации индивидуального бытия человека, его особенных свойств и неповторимых качеств как индивида. Также свидетельством сходства многих концепций повседневности является то, что большая часть ученых признает ее первичной реальностью. Что представляет собой индивидуальность человека? Как и посредством чего она проявляется в повседневном мире человека? — это наиболее значимые вопросы философии, касающиеся изучения индивидуального и повседневного бытия человека.

Базовым основанием индивидуального бытия человека является его индивидуальность как совокупность неповторимого своеобразия черт, качеств и особенностей человека. Отечественный философ Э. В. Ильенков писал: «Человеческая индивидуальность, по старинке называемая иногда “душой”, той самой “душой”, которую каждый человек знает как свое “Я”, как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускольз-

ающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах...»2.

Ученые отмечают, что термин ‘индивидуальность’ содержит в себе единство многообразного, то есть многое в одном. Б. Г. Ананьев полагал, что индивидуальность человека нужно анализировать с трех позиций, как индивида, субъекта, и личности, как комбинацию всех возможных черт и свойств человека. Раскрывая понятие 'индивидуальность', мыслитель писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему закрытую, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (индивида, субъекта, личности)»3.

Индивидуальность человека представляется как нечто единичное, присутствующее в чем-то одном. Однако сводить индивидуальность до уровня единичности нельзя, так как единичность определяет реальную наличность индивидуальности и свидетельствует о ее фактическом существовании. Вследствие чего мы можем заметить, что здесь отсутствует качественная определенность индивидуального бытия, не связанная с его подлинным содержанием. В связи с чем определение индивидуальности через понятие ‘ единичность ’ можно считать ее формальной характеристикой. Индивидуальность также характеризуется неповторимостью, но не зависимая ни от чего неповторимость, как и единичность, не есть подлинное содержание индивидуальности, ее сущностных свойств, а является лишь проявлением ее собственной наличности. Индивидуальность не появляется из простых различий индивидов, поэтому понятие ‘индивидуальность' не является равным по значению и содержанию с понятием ‘неповторимость'. Следовательно, понятия ‘единичность' и ‘неповторимость" человека не дают нам полного содержания понятия ‘индивидуальность', а выделяют только внешние и частные особенности индивидуальности человека. По этому поводу Г. Гегель отмечал: «Отдельные души отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения»4.

Индивидуальность в философии - это прежде всего сам человек, который, взаимодей-

ствуя с обществом, приобретает социальные качества, преобразует их и использует в своих целях. В результате социальной дифференциации общества формируются всевозможные социальные типы индивидуальности, изучением которых занимается современная социальная философия. Но индивидуальность по сути, в принципе, не типологизируема. Вероятно, сколько людей, столько и индивидуальностей. Поэтому как понятие ‘тип индивидуальности' употребляется применительно к постоянной, действующей системе тех или иных черт и свойств человека, но не его целостного образа, как индивидуальности. Известный философ М. К. Мамардашвили утверждал: «Индивидуальность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции <...> это крупная мысль природы. Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров <..,> Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться...»5.

Индивидуальность дает начало неповторимому индивидуальному бытию человека, нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они одинаково живут, работают, строят карьеру, проводят досуг, что у них одни жизненные приоритеты и одинаковые цели, что они тождественны друг другу. Каждый человек наделен только ему присущим сочетанием качеств, черт и особенностей, образующих его индивидуальность, составляющих его своеобразие и отличие от других людей. Комплекс, взятый в единстве всех качеств, свойств и особенностей человека, дает целостное представление о его индивидуальном бытии.

Можно предположить, что основой для формирования индивидуальности человека служат следующие факторы:

1. Фактор физиологических особенностей человека и наследственности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты, а также некоторые поведенческие качества человека. Физиология объясняет то, что поведение человека в обществе определяется сочетанием в людях общих признаков.

2. Группа факторов, влияние которых можно рассматривать как влияние окружения человека на формирование его индивидуальности:

- формирование индивидуальности человека проходит под влиянием социально-

культурного пространства. Человек приобретает и усваивает определенные духовные установки, ценности, общественные нормы поведения;

- семья, в которой воспитывается человек, оказывает большое влияние на формирование той или иной индивидуальности. Семья, определенным образом, помогает ребенку усвоить поведенческие стереотипы, выработать жизненные установки, определить отношение к людям, труду, своим обязанностям;

- принадлежность человека к общественным группам, сообществам, солидарностям и организациям помогает выработать определенную идентификацию, задающую для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также способствует развитию реакции на воздействие со стороны окружения и на устойчивые формы поведения;

- жизненный опыт человека оказывает непосредственное влияние на формирование индивидуальности. Некоторые обстоятельства, случайные события, экстремальные обстановки могут привести к кардинальному изменению индивидуальности человека.

3. Эту группу факторов составляют черты и особенности характера человека. Человек играет важную роль в собственном развитии, и не является продуктом исключительно наследственности и окружения, поэтому индивидуальность формируется посредством черт и особенностей характера человека, оказывая влияние на свое собственное развитие.

Следовательно, индивидуальное бытие человека формируется посредством его индивидуальности, через внутреннюю позицию, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом и на свое место в нем. Сущность индивидуальности заключается в представлении человека, взятого в целостности всех его свойств и особенностей. Человек реализует свою индивидуальность в мире повседневности. Но что представляет собой повседневный мир жизни человека?

По мнению основателя феноменологи-ческогой социологии А. Шюца, повседневность - это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности, обладающая рядом характеристик, среди которых уверенность

в объективности и самоочевидности мира и социальных взаимодействий, что, собственно, и есть естественная установка6. Вслед за Гуссерлем и Шюцем современные иследова-тели повседневности подчеркивают: «В рамках социальной феноменологии жизненный мир предстает как всеохватная сфера человеческого опыта, ориентаций и действий, посредством которых люди осуществляют свои планы, дела и интересы, манипулируя объектами и общаясь с другими людьми»7.

Немецкий социолог Норберт Элиас первым попытался дать определение повседневности через ее сопоставление с неповседневным. Этот способ определения актуален и в наши дни, его активно используют ученые. С точки зрения Ю. Хабермаса, повседневный мир - это своеобразный жизненный фон, в котором находятся коммуникативно действующие индивиды. Жизненным фоном в данном случае выступают «образцы толкования», передаваемые при помощи культурных традиций и организуемые языком. Повседневность - это жизненный мир в социокультурной целостности, предстающий в функционировании общества как «"естественное”, самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности», - писала исследовательница повседневности Н. Н. Козлова8.

В. Н. Шевченко отвечает на вопрос так: «Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное или обыденное сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств»9.

Современный философ повседневности Б. В. Марков дает следующую характеристику: «Слово "повседневность'’ обозначает само собой разумеющуюся реальность, фактичность; мир обыденной жизни, где люди рождаются и умирают, радуются и страдают; структуры анонимных практик, а также будничность в противоположность праздности, экономию в противоположность трате, рутинность и традиционность в противоположность новаторству»1".

Человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его поступки, действия и поведение. Данные черты

проявляют себя в повседневности б достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека в его бытии. Сущность индивидуального бытия заключается в том, что человеку дается возможность стать самостоятельным, сформировать относительно-своеобразную «точку бытия», основать свой мир, свое окружение, творчески проявить себя, стать субъектом общественной и личной жизни. Индивидуальное бытие есть обособленная форма жизни человека в обществе. Человек не сливается с другими, с группой, с обществом, а выступает в роли отдельного субъекта, живущего в пределах общественного целого своей индивидуальной жизнью.

Трактовка реализации индивидуальности человека в повседневности бытия базируется на накопленном индивидуальном опыте и усвоении опыта других людей. Благодаря этому происходит типизация и упорядочивание нового опыта. Опыт формируется и накапливается с помощью внимания, которое человек уделяет ситуации. Встречаясь с аналогичной ситуацией, человек активизирует память и старается решить проблему исходя из накопленных обобщений, тем самым образуя смысловые связи. Если обобщение получает дальнейшее использование, оно становится типизацией. Типизация - это не абстрактное обобщение, ее суть в том, чтобы раскрыть актуальную значимость положения дел исходя из массы значений и оценок. Основной формой отражения типизации опыта является язык. Он объективирует большинство типизаций человеческого опыта. Привычки, как результаты повторения типизации для решения проблем, образуют естественную установку на стереотип. Если данный стереотип, как опыт, начинает давать сбои, то естественная установка подвергается модификации. Мы интерпретируем мир так, каким мы его знаем. Эти интерпретации являются не просто теоретическими, они всегда имеют характер инструкций к действию: если положение дел таково, то я поступаю так-то. Благодаря своей применимости эти интерпретации становятся рецептами действий.

Повседневность, таким образом, выступает в виде сложной системы, в котору'Ю входит усвоенная письменная часть и устная речь языка повседневного общения, пирамида ценностей, признанные нормой моральные

образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев. Все разнообразие взглядов, мнений и точек зрения человек получает из мира повседневного быта, это происходит не сознательно, а как бы само собой.

Повседневность - это, прежде всего, реальные действия общества, которые являются основанием фундамента жизни человека. Повседневность способствует жизненному взаимодействию человека с реальной действительностью и отражает это взаимодействие во внутреннем мире людей, в их настроении, в их поведении, в отношении друг к другу. Повседневность - это индивидуальное качество человеческой жизни, она присуща каждому человеку без исключения. Каждый человек «погружен» в свою повседневность, нет людей, живущих вне ее сферы

Повседневный мир фиксирует за каждым конкретным человеком определенное количество людей по его и их индивидуальным данным. Индивидуальное бытие человека, в данном случае, обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. С ледует отметить, что со временем, под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуального бытия человека, иногда очень существенное11. Схема взаимодействия различных индивидуальностей в повседневном поведении людей диктует правила, по которым действует общество. «Эти правила не являются предрассудками или заблуждениями, подлежащими критике и устранению. Такое легкомысленное к ним отношение чревато опасными последствиями вообще, ибо от них не так-то легко избавиться»12. Повседневность - это «определенная временная последовательность установленных действий, которые зачастую повторяются многократно, примерно в одном и том же ритме и виде»13.

У ряда авторов понятие ‘повседневность" стоит в одном ряду с такими, как ‘образ жизни', ‘обыденность', ‘стиль жизни', ‘структуры повседневности'. У известного исследователя Б. Вальденфельса обыденность, обыденная жизнь и повседневность часто взаимозаменяемы и синонимичны14. Можно предположить, что эта взаимозаменяемость имеет отношение к одному из стереотипов области культуры, которыми одинаково страдает как элитарное, так и массовое сознание. И то, и

другое считают, что есть негласные образцы культуры, которые существуют для определенных слоев общества, и к ним доступ ограничен. И есть некая отдельная обыденность, повседневность для простого человека. Но можно и с другой стороны посмотреть на этот вопрос. Образ жизни как понятие в литературе советского периода было сильно идеологизировано (советский образ жизни). Скорее всего, понятием оно так и не стало. За этим псевдопонятием стоит общее представление

о том, как живут те или иные группы людей, что едят, пьют, как и когда одеваются, какие у них предпочтения и привычки, что для них главное, что второстепенное, что любят и ненавидят. На самом деле при настоящем образе жизни можно выделить два понятия:

- уровень жизни (что поку пают, что едят, пьют, то есть, сколько всего потребляют);

- стиль жизни (как живут, какие нравы, своеобразие обычаев, особенности в предпочтениях).

И. Ф. Ведин в одной из своих работ приводит конкретный анализ терминов: образ жизни, уровень жизни, стиль жизни. И приходит к следующему выводу, «что:

- образ жизни - это способ реализации бытия человека в мире, через конкретные формы жизнедеятельности;

- уровень жизни - это повышение или понижение качества питания, одежды, жилищных условий, то есть важное условие реализации содержательного образа жизни;

- стиль жизни - это общая, социальнопсихологическая направленность поведения человека в обществе, проявляемая посредством его индивидуальности. По отношению к образу жизни та или иная направленность стиля жизни выступает в качестве формы личностной самоорганизации. Разумеется, как и всякая форма, стиль жизни не существует в отрыве от образа жизни как своего содержания... »15.

Обыденность, в свою очередь, считается категорией, которую используют для описания процессов и явлений бытовой рутины, будничной жизни. Последняя, и есть то, что напрямую касается быта, ежедневных и ежечасных хлопот людей по обеспечению своего физического каждодневного существования. Обыденность, обыденное сознание, обыденная культура - термины одной логической цепочки, это то, чем занят человек каждый день в связи с необходимостью поддерживать свою физическую жизнь как отдельной особи.

Структуры повседневности обозначают и дают конкретику тому, что насажено и встроено в основание обыденности, то, без чего человек не сможет прожить ни дня, что составляет стержень, каркас, остов личности

- одним словом, оболочку его человечности. Структуры повседневности имеют отношение к тому, как устроен человек в бытии, каков уклад его жизни, склад характера, нрав и душевное состояние.

Следовательно, структуры повседневности загружены дополнительными смыслами, сохраняя и объединяя смыслы и образы жизни, и обыденности, они дают смысл быта. Это корень системы человека, который гораздо сильнее укоренен и связан с человеком, чем быт, обыденность и образ жизни. Быт, обыденность и образ жизни имеют большую зависимость от общества и цивилизации в целом, они, более подвержены изменениям, чем структуры повседневности, они могут, и будут стираться, деформироваться из-за разломов в обществе во времена цивилизационных сдвигов. А структуры повседневности проникают в самые глубинные пласты жизни

и, закрепившись там, как правило, не уничтожаются даже во время войн и революций, тем самым спасая человека от полного уничтожения. В таком плане структуры повседневности

- это последняя надежда человека во времена кризисов и цивилизационных сдвигов. Если они, потеряв равновесие, начинают «ломаться» или же «дают трещину», то тогда сам человек, с его укорененным способом бытия ставится под большой вопрос. Тогда необратимо устои старой жизни выжигаются, и необходимы века, чтобы появились ростки новых структур повседневности. В глубинных пределах этих устоев формируется и укладывается та определенная среда и способ обитания человека, без которых он и не живет вовсе, которые не представлены как нечто объективное, а переплетены вместе с ним, как его органическая часть, его продолжение.

Говоря о структурах повседневности, заметим, что они не строятся искусственно. И нет готовых шаблонов и норм структур повседневности. А значит, нет экспертов и нет экспертиз, и нет проектировщиков, которые могли бы спроектировать и построить структуры повседневности. Структуры повседневности не строятся кем-то, они образуются, обживаются сами собой, с течением времени, с помощью общества (в общем) и с помощью

человека (в частности). Жизненный мир повседневности обживается и обогащается теми культурными формами, которые естественным путем встраиваются и вживляются в пласты общества, в его инфраструктуры.

Б. Вальденфельс замечает, что термин 'оповссднсвнивание означает воплощение и усвоение того, что входит в плоть и кровь человека, то, что никак не может быть заменено искусственными методами16. В своем труде для описания феноменов повседневной жизни он использует изящный художественный язык, употребляя большую культурную метафору алхимии. Равнозначно, как алхимик плавит в котле какой-нибудь золотой камень, так и структуры повседневности плавятся, переплавляются, переливаются. Это изменяющаяся, варьируемая рациональность. Структуры повседневности изменчивы, плывучи, пластичны, но в то же время содержат в себе живую силу того, из чего конструируются устои человека. Это «плавильный тигль рациональности», как говорит Б. Вальденфельс, - печь, большой котел, в котором варятся и формируются культурные формы и смыслы. В итоге своего труда мыслитель преодолевает отождествление терминов повседневности и обыденности: « ..повседневность только тогда сохраняет или даже приобретает силу сопротивления против нажима упорядоченной рациональности, когда она сама становится большим, чем просто повседневная жизнь, то есть когда она сама себя превосходит. Это превосходство над собой возможно, пока повседневное сохраняет свою обратную сторону - вне по вседневное. Обратная сторона не означает чего-то целого или более высокого, а означает переливающееся красками иное, которое нельзя подчинить даже с помощью экспертов чистого теоретического, практического или технического разума, которые мнят себя выше всех закоулков повседневности»17. Иначе говоря, структуры повседневности выдерживают сдвиги общества лишь в случае естественного роста новых структур повседневности, которые, будучи обновленными, отвечают всем требованиям современного общества - как в живом организме, на смену старым, отмершим клеткам рождаются новые, и в течение определенного времени организм обновляется фактически целиком.

Каждый человек или какая-либо отдельная часть общества имеет свою повседневность, то есть субъектом повседневности

может выступать и отдельный индивид, и любая социальная общность. Следует отметить, что есть общая повседневность, а есть Я-повседневность, повседневность индивида, которая связана с общей. Но все же у каждого своя повседневность, слово «свой» вообще одно из ключевых в дискурсе о повседневности. Виднейший ученый Б. Вальденфельс подчеркивал: «Человек должен изобретать порядок, создавать свой мир»18.

В философских и социологических текстах, в том числе и в данной статье, понятия ‘повседневность' и ‘жизненный мир' используются если не как синонимы, то как весьма близкие по смыслу и значению слова, в данном контексте следует рассмотреть соотношение между ними. Истоки смешения этих понятий восходят к текстам Гуссерля и Шюца. Ни тот ни другой не проясняли соотношение между ними. В строгом смысле все же нужно их различать. «Повседневность -это мир, в котором человек родился, живет и к которому вынужден прилаживаться». Человек, рождаясь, попадает не в свою собственную повседневность. Входя в этот мир, он застает повседневность Другого, ничего, по сути, не зная о своей собственной. Точнее, его повседневности просто нет, есть повседневность выполнения самых общих витальных действий. Человек просто не может родиться в своей собственной повседневности, но попадет при этом именно в свою жизнь, хотя прожить ее может по меркам чужой повседневности. Таким образом, нужно различать «Я-повседневность» и «повседневность мира», в которую это «Я» встроено.

На необходимость различения понятий ‘повседневность' и ‘жизненный мир' указывают и такие авторы, как И. Т. Касавин и С. П. Щавелев. По их мнению, первое (то есть повседневность) - узкая, фрагментарная, функциональная область; второе (жизненный мир) - предельно широкий горизонт бытия, интегральная структура мира19.

Повседневность каждого человека является только частью его жизненного мира. Если повседневность предполагает выполнение различного рода действий - от бытовых до специальных, так сказать, на уровне динамического стереотипа, то жизненный мир виртуально содержит в себе всякого рода неожиданности и нередко предполагает поиск нестандартных решений различного рода проблем. Понятие жизненного мира само по себе шире

по объему. Жизненный мир включает в себя повседневность человека как часть. Понятие ‘жизненный мир', взятое как единое целое, содержит в себе все многообразие как реализованных, так и не реализованных понятий человеческой жизни, оно представляет собой некое множество, совокупность жизненных миров. Каждое «Я-человек» присутствует в нескольких жизненных мирах, обладающих своими особенностями: мир мужчины, мир женщины, мир отца, мир матери, мир ребенка, мир любителя классической литературы и так далее. В свою очередь, эти миры не живут отдельно, особняками, они находятся в различных отношениях: подчинения, пересечения, соподчинения, противоположностей и так далее.

Каждый жизненный мир содержит в качестве своих частей зоны повседневности и зоны неповседневности, поэтому можно утверждать, что повседневностей, как и непо-вседневностей, столько же, сколько жизненных миров. Особенности каждого мира повседневности задаются фундаментальными принципами соответствующего жизненного мира, но не сводятся к ним, ибо жизненный мир содержит инновационные моменты, чего в принципе не может содержать мир повседневности; в этом смысле повседневность направлена на сохранение и поддержание уже апробированного опыта, она консервативна и не склонна к радикальным изменениям21’.

Таким образом, каждый человек представляет собой индивидуальность и отличается от других людей. Своеобразная система унаследованных и приобретенных признаков, свойственных исключительно конкретному человеку, формирует его индивидуальное бытие, неповторимое по форме и свойствам выражения. Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Каждое отдельное свойство в своем проявлении в зависимости от тех или иных условий является индивидуально-своеобразным, неповторимым. Неповторимость и единичность человека - основные свойства его индивидуальности. Сама же индивидуальность не сводится к понятию неповторимость единичного конкретного индивида, а взятая как целостная система, представляет собой особую форму, форму индивидуального бытия человека в окружающем его мире. Мир повседневного бытия человека -это реальный жизненный мир, мир выражений человеческих индивидуальностей, мир творений и борьбы, мир переживаний, мыслей, стра-

стей, человеческих отношений, мир согласий и конфликтов, мир красоты и уродства.

В повседневности образ человека представлен не в некоей абстрагированной схематизации, абстрактной односторонности, а как живая, динамичная, отличная от множества, проявляющая, самоидентифицирующая и са-мореализующая себя в окружающем мире, многосложная индивидуальность, действующая, мыслящая, радующаяся и огорчающаяся, живущая всей полнотой и конкретностью человеческого бытия. Жизненный мир повседневности человека представляет собой неограниченный, свободный выбор жизненного сценария, возможность его построения и реконструкции, своеобразную трансляцию и проявление индивидуального собственного стиля жизни в социальном взаимодействии человека с миром.

Структуры повседневности - это реальная среда обитания человека, со своими определёнными пределами и своеобразным устройством. В этой среде человек живёт, он в ней перемещается, ходит, ездит. В повседневности у него есть свои тихие уголки, закоулки, тропинки, дорожки, потайные места, сугубо личные и только ему известные тайны и способы их разгадывания.

Структуры повседневности - это не просто бытовое существование, это одушевленная и одухотворенная обыденность. К примеру, когда мы носим не просто шарф, купленный в магазине, а шарф, связанный руками любимого человека. Или когда мы живём, проводим досуг и ночуем не просто в жилище, месте для ночлега, а в родном доме, где прошло наше детство, где нас ждут и любят. Это такой уклад жизни, не в котором, а с которым мы живем, и посредством него становимся и укореняемся, а не просто спим, едим, носим одежду. Это неизбежно, паутина смыслов, которая исходят от нас и в которой мы обитаем, она сопровождает нас всегда, в ней проходит большая часть нашей жизни, как живых существ. Здесь места все обозначены, поименованы, населены живыми голосами. В этом контексте понимания структур повседневности белее ясным становится то, что такое образ жизни, чем он отличается содержательно от структур повседневности.

Наиболее характерными, проясняющими повседневность являются следующие черты:

- обнаруженное еще Шюцем постоянное бодрствующее внимание, устойчивая кон-

центрация на том или ином отрезке жизни, фрагменте реальности;

- субъектоцентризм, или даже можно обозначить как «Я»-центризм, то есть исследование проблемы ведется с позиций данного субъекта, точкой опоры, своеобразным отсчетом времени, служит его здесь-и-сейчас, рассмотрение идет изнутри его ситуации. Центром моей повседневности выступает моя субъективность;

- повторяемость, стереотипность, а также связанная с ними понятность, осознаваемостъ происходящего. Стереотипность повседневности - это условие коммуникации. Жизнь понятна потому, что она стереотипна. Поведенческие матрицы и схемы облегчают социокультурное взаимодействие31. Коммуникация является не просто значимой составляющей повседневного жизненного мира, но и способом его существования. Повседневность - это общая для нас всех действительность, она существует в постоянно возобновляемом контакте людей, ее составляющие - человеческие смыслы. Социальный мир, в котором мы живем, конституируется согласованно действующими людьми. Главнейшим сущностным свойством человека является его субъективность, которая, находясь внутри, направлена вовне, стремится выйти наружу.

Повседневность - это сфера действующих социальных практик, которые формируют основной фундамент социальной жизни. Повседневная жизнь дает возможность человеку осуществить жизненное взаимодействие с реальной действительностью, с окружающей средой, и дает отражение этого взаимодействия во внутреннем мире людей, в их взаимосвязях, отношениях друг к другу, в их поведении. Предметы, факты и связи повседневного быта человека обладают знаковым содержанием и потому описывают социокультурную принадлежность человека, характеризуют его, представляют особый комплекс его духовных характеристик.

Повседневность человека - это и есть его внутренний жизненный мир, объективированный вовне. Повседневность - это мой мир, это близкое, родное, свое, обычное, привычное. Вот то, что рядом с моим здесь-и-сейчас, это мой повседневный мир, чуть подальше -тоже мой повседневный мир, но в контексте жизненного; границы, где кончается повседневность и начинается жизненный мир человека размыты, неизвестны

Примечания

1 Касавин, И. Т. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. М., 2004. С. 21.

2 Ильенков, Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. С. 388.

3 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : ЛГУ, 1969. С. 327.

4 Гегель, Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 74.

5 Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. М. : Прогресс, 1992. С. 173.

6 Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993. С. 49-50.

Смирнова, Н. М. Альфред Шюц на книжной полке // Шюц, А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. М., 2004. С. 104.

8 Козлова, Н. Н. Повседневность // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 3. М., 2001.

С.254-255.

9 Зотов, В. Д. Очерки социальной философии / В. Д. Зотов, В. Н. Шевченко, К. X. Делока. М. : Наука, 1994. С. 159-160.

111 Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. С. 291.

11 Колесников, В. Н. Лекции по индивидуальности. М., 2000. С. 48-52, 59-62.

12 Марков, Б. В. Культура повседневности. М. : Питер, 2008. С. 154.

13 Барулин, В. С. Основы социальнофилософской антропологии. М. : Академкнига, 2002. С. 327.

14 Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос : социология, антропология, метафизика. Вып. 1. М., 1991. С. 45.

15Ведин, И. Ф. Бытие человека : деятельность и смысл. Рига : Зинатне, 1987. С. 139.

16Вальденфельс, Б. Указ. соч. С. 46.

17 Там же. С. 49-50.

18Там же. С. 42.

19 Касавин, И. Т. Анализ повседневности. М., 2004. С. 414.

211 Любимов, Г. П. Понятия «жизненный мир» и «повседневность» // Научная рациональность и структуры повседневности : тез. науч. конф. (Санкт-Петербург, 22-23 нояб. 1999 г.). СПб., 1999. С. 127-128.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Золотухина-Аболина, Е. В. Повседневность и другие миры опыта. М., 2003. С. 33-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.