ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2017. No. 1
УДК 138.2:159.923.2
DOI 10.18522/0321-3056-2017-1-26-30
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ КОМФОРТА
© 2017 г. Г. Р. Сарикек
INDIVIDUALITY AND SELF-IDENTIFICATION OF INDIVIDUAL IN THE SOCIETY OF COMFORT
G.R. Sarikek
Сарикек Галина Рубеновна -Российский университет дружбы народов, Сочинский институт (филиал), кандидат философских наук, ул. Куйбышева, 32, г. Сочи, 354348, Россия. Е-mail: [email protected]
Galina R. Sarikek -
Russian People's Friendship University,
Kuibysheva St., 32, Sochi, 354348, Russia. Е-mail: [email protected]
Sochi Institute (Branch), Candidate of Philosophy,
Термины «индивидуальность» и «самоидентификация» появились благодаря их рассмотрению в философии, социологии, психологии и неразрывно связаны с понятием личности. Предметом статьи является концептуальное осмысление понятий «индивидуальность» и «самоидентификация» в истории философской мысли и в обществе комфорта. В философской традиции принято под индивидуальностью понимать в человеке своеобразное сочетание не только природного, но и социального аспектов. Самоидентификация выступает как осознание человеком своей сущности, проявление личностного начала, определение своего места в мире и соотнесение себя с фундаментальными нравственными ценностями. Особое внимание в статье акцентируется на выявлении детерминизма между данными дефинициями в обществе XXI в., так как самоидентификация личности есть выражение индивидуальности в социальной среде. Личность в обществе комфорта, выступая объектом рефлексии, постоянно связана с процессами самопрезентации, самоограничения и самореализации. Результатом исследования выступает анализ социокультурной ситуации XIX - ХХ вв., указывается, что благодаря развитию науки и технологий, акценты с самоидентификации личности переносятся на массовое сознание. Обосновывается необходимость переноса акцентов с окружающего мира человека на его внутренний мир, самопознание и самоидентификацию. К методам исследования относятся сравнительно-исторический метод, хронологический, дедуктивный анализ, обобщение и др. Результаты могут быть применены не только в области философских знаний (социальная философия, философская антропология), но и в психологии.
Ключевые слова: личность, индивидуальность, самоидентификация, общество комфорта, жизненный мир, ин-тенциональность, повседневность.
The terms "individuality " and "self-identification " appeared due to their consideration in philosophy, sociology, psychology, and are inextricably linked with the notion ofpersonality. The subject of the article is conceptual understanding of the concepts of "individuality" and "self-identification " in the history ofphilosophical thought and the society of comfort. In the philosophical tradition, there is a generally accepted notion of "individuality" which marks it as a peculiar combination of the natural and social aspects combined in one person. Self-Identification emerges as a person's understanding of his/her own essence, the expression ofpersonality's origin, finding ofperson's place in the world and one's correlation with fundamental moral values. In this article, a special attention is focuses on detecting of determinism between the definitions in the society of XXI century because self-identification ofpersonality is the expression of individuality in the social environment. Personality in the society of comfort serves as a subject of reflection, and is constantly connected with the processes of self-presentation, self-restraint and self-realization. The result of research is the analysis of the socio-cultural situation of the XIX-XX centuries, it is also stated that due to the development of science and technology the emphasis is transferred from self-identification of a person to the mass consciousness. The research gives a justification for the need to shift the emphasis from person's outer to his/her inner world, self-knowledge and self-identification. Comparative-historical, chronological, deductive, analytical, synthetical, and other methods are used in this research. The research results can be used in the field ofphilosophical knowledge (social philosophy, philosophical anthropology) and in psychology as well.
Keywords: personality, individuality, self-identification, society of comfort, lifeworld, intentionality, daily occurrence.
Актуальность обращения к проблеме становле- открытиями, неумолимым движениям к «достижения и самоидентификации личности наиболее ниям», массовым навязыванием антинаучных и остро возникает в XIX в., связанным с научными иррациональных объяснений, жизнью по выстро-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
енным шаблонам, монотонностью и механистической направленностью труда, что является эффективными методами управления человеком. Его жизнь проходит по определенному сценарию: школа - работа - семья - пенсия, а труд подарил вместо освобождения - монотонную работу, однообразные мысли. Все это подталкивает человека на осознание бессмысленности трудовых дней, а лишь в немногие «свободные» дни и часы он начинает задумываться над своим «Я», реализацией «Я для себя», а не «Я для других». Что такое индивидуальность человека? Как и посредством чего она проявляется? Что такое самоидентификация личности? - наиболее значимые вопросы философии, которые касаются бытия человека.
В своем исследовании мы опираемся на работы Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Х.А. Ливрага, Б. Вальденфельса, Э. Сепира, Э. Гидденса, В. Ку-валдина и других, посвященные философскому пониманию индивидуального бытия человека, идентификации и самоидентификации личности в обществе комфорта.
Цель исследования - выявление сущностных характеристик становления личности и ее самоидентификации в обществе XXI в.
Термины «индивидуальность» и «самоидентификация» появились благодаря их рассмотрению в философии, социологии, психологии и неразрывно связаны с понятием личности. В философском словаре «личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений» [1] в социальной группе. Таким образом, под личностью в европейской философской мысли принято считать нечто уникальное, единичное, абсолютно неповторимое, существующее именно в данной точке пространства и времени. Эволюция взглядов относительно понимания личности в философской традиции основана на том, что человек признается высшей ценностью.
В философской традиции принято под индивидуальностью понимать в человеке своеобразное сочетание не только природного, но и социального аспектов. Э.В. Ильенков писал: «Личность, человеческая индивидуальность, очевиднейшим образом наделенная способностью самочувствия и не менее бесспорной способностью совершать акты самонаблюдения - наблюдения над самой собой, над своими собственными поступками и словами, - это ведь не спекулятивная выдумка Декарта или Фихте, а факт» [2]. Исследователи данного вопроса сходятся в том, что термин «индивидуальность» содержит в себе единство многообразного, т.е. многое в
едином. Таким образом, в философии под индивидуальностью принято понимать человека, который при взаимодействии с обществом приобретает социальные качества, преобразуя и используя их в собственных целях. М.К. Мамардашвили указывал, что «индивидуальность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции <.. .> это крупная мысль природы. Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров <...> ... главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться...» [3].
Индивидуальность дает начало неповторимому, индивидуальному бытию человека. Нет в мире двух людей, о которых можно сказать, что они внешне и внутренне тождественны друг другу, одинаково живут, строят карьеру, проводят свободное время, имеют идентичные жизненные цели и другое при условии навязывания обществом одинаковых потребностей и целей. Даже в обществе комфорта «одинаковость» как таковая невозможна, каждый человек наделен только ему присущим набором качеств и особенностей, которые отличают его от другого. Все качества, свойства и особенности человека, лишь взятые в комплексе, дают представление о его индивидуальном бытии.
Следует выделить факторы, служащие основой для формирования индивидуальности человека:
- физиологические особенности и его наследственность;
- окружение - культурное пространство, семья, принадлежность к общественным группам, сообществам, организациям, жизненный опыт;
- группа факторов, которая составляет черты и особенности характера.
Следовательно, индивидуальность формирует индивидуальное бытие человека, его мировоззрение через его внутреннюю позицию, систему внутренних личностных смыслов. Выходит, что индивидуальность заключается в представлении человека, взятого в целостности всех его свойств, особенностей и качеств, поэтому он реализует и обретает свою индивидуальность в мире повседневности.
В области философских знаний проблема индивидуальности неразрывно связана с проблемой самоидентификации, т.е. самосознания человека и выполняемых им социальных ролей. Самоидентичность выступает как осознание своей сущности, проявление личностного начала, определение своего места в мире и соотнесение себя с фундаментальными нравственными ценностями. Результа-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
том комплексного процесса самоопределения (самоидентификации) должно явиться тождество человека с самим собой, соотнесение «Я» с истинным образом «Я».
В постановке проблемы о самоидентификации личности распространенным считается вопрос о том, из чего состоит идентичность личности во времени. Субстанциолистский вариант проблемы (где основанием тождества выступает «Я как субстанция») восходит к понятию конкретного индивида, способного оставаться тождественным себе в процессе каких-либо изменений. Внимание философов античности было сосредоточено на бессмертной душе (источник постоянства) в отличие от тела (источник изменений). Христианство в свою очередь формулирует идею персоны как индивидуального центра выбора и действия, идентичность которой была значима перед Богом. Личность должна предстать перед ним единой, а жизнь ее должна иметь локализацию и источник ответственности.
При либерально-индивидуалистическом умонастроении европейской мысли ХУЛ-ХУт вв. особое внимание уделяется проблеме персональной идентичности, согласно которой личность образует не субстанция, а одно и то же непрерывное сознание. Таким образом, самоидентификация определяет, что личность должна отвечать за свои поступки и может быть за это вознаграждена или наказана. Данная ответственность за все совершенное базируется на способности человека помнить о действиях, совершенных ею в прошлом.
И. Кант считал, что человек не имеет знаний о мире, если не уверен в единстве своего сознания. Отдельный индивид, по мнению И. Канта, необходимо связан с природными и социальными закономерностями, но в то же время явлется субъектом выполнения нравственного долга. Трансцендента-листское решение проблемы самоидентификации личности характеризуется сведением ее к проблеме самотождественности субъекта: идентичность коренится в чистом идеальном «Я». В развитии философской мысли произошла трансформация взглядов касательно понятия «самоидентификация», осмысленного в качестве темпорального и опосредованного феномена, интерсубъективное формирование которого задает моральное измерение. Получается, что индивид не может не выходить за границы своей единичности, так как в любом случае соотносит свое поведение с мнениями других и лежащим вне его нравственным законом.
Выходит, что акт самоидентификации представляет собой единство эмоционального переживания себя как целостности, рационального самопознания
и, что наиболее важно, волевого акта. Исходным состоянием для поиска самоидентичности является кризис личностного развития, когда необходимо совершить выбор по крайней мере из двух альтернативных вариантов.
Проблема самоидентификации человека распространилась в общественном сознании и в гуманитарной мысли к середине XX ст., пронизанного социально-историческими изменениями, которые повлияли на внутреннее состояние человека. Так или иначе при тесном переплетении и взаимодействии институциональных изменений и внутрилич-ностных трансформаций в социальной реальности необходимо выявить сущностные характеристики личности и ее самоидентификации в обществе комфорта, связанного с кризисом идентичности, который остро переживается в обществе.
XX век, названный «обществом комфорта», объединил в себе не только научные открытия, рост в культурной сфере, изменения в политике, экономике, идеологии, но и восприятие человеком самого себя. В обществе комфорта бессилие человека перед реализацией своих желаний, постоянная занятость на работе и зарабатывание денег для удовлетворения своих потребностей ограничивают его. Общество комфорта выступает одним из отображений глобализации, которую Э. Гидденс определяет как «новое и революционное явление», «образ жизни» [4], причем «интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами» [5].
Повседневность полностью поглотила человека, поэтому как реакция возникает так называемый «кризис личности». Но XXI в. «вяло» диктует нам требование выявить и установить тождество индивида самому себе. Для этого необходимо задать себе вопрос «Кто я?», что расценивается как попытка сделать себя предметом исследования. Лишь только благодаря существованию антиномий «я знаю себя» и «я не знаю себя» возможен акт самопознания, постоянный эксперимент над самим собой как самосовершенствование духа, который является основанием культуры. Именно акт самоидентификации - главная задача человека, которую он решает на протяжении всей жизни. Осознание самого себя требует от него полного напряжения всех его духовных сил.
Напомним, что человек постоянно стремился к комфорту, начиная еще со времен пещерных племен, когда пытался изменить не только орудия труда, но и условия жизни для того, чтобы создать для себя удобные условия. Х.А. Ливрага писал: «Человек всегда хотел окружить себя чем-то, что
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
сделало бы его жизнь более легкой и приятной» [6]. На данном этапе развития общества с суммарным индивидуальным стремлением к комфорту, легкости и удобству, что начинает давить на всех, можно сказать, человек находится в состоянии «заражения», когда потребности давят на него. Общество комфорта навязывает ложные потребности, преувеличивая ценность предметов. Такое подавление личности, лишение возможности выбора, независимости, естественно отводит человека от обращения к самому себе. Таким образом у него забирают внутреннюю свободу, личную свободу, право делать то, что он считает необходимым и правильным.
Понятие «жизненный мир», занимающее центральное место в философской концепции Э. Гуссерля, обозначающее «мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями» [7], не стоит сводить к понятию «повседневность». Жизненный мир выступает как самовыявление трансцендентальной субъективности. Значит, это то, что дает начало интенциональности сознания, его направленности на некий предмет. Именно данная направленность на предмет формирует мировоззрение человека и необходимо содержит в себе субъективную основу (переживание).
Естественно, общество и повседневность неотъемлемо откладывают отпечаток на формирование личности. Т.А. Зайцева отмечает: «Повседневность одновременно и конкретная сфера культуры (жизнедеятельности общества, человека), и процесс (способ жизни), реализуемый и представленный различными механизмами, в том числе адаптационными ... повседневное - не просто рутина и однообразие, но объективный и субъективный опыт, предполагающий универсализм и единичность практик и переживаний, наличие связи преемственности между поколениями» [8]. Так или иначе, все многообразие взглядов и представлений образуются в человеке не специально, а как бы само собой, из обыденного мира. Б. Вальденфельс считал, что повседневность действует как «фермент, как закваска, которая позволяет чему-то зарождаться» [9]. Если человека формирует повседневность, тогда, если не изменить ее, человека изменить невозможно. Э. Сепир подметил: «Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум» [10].
В современном мире человек находится под воздействием массовых технологий, СМИ, под давле-
нием однородной информации, что выдвигает особые требования к личности. Новые технологии, определяющие развитие промышленности, благосостояния, научно-технического прогресса, вместе с тем представляют огромную угрозу для человечества, перед которым возникает ситуация выбора: быть или не быть. Естественно, это касается различных сторон жизни, так как глобализация порождает взаимодействие разных социальных процессов.
Несомненно, человек получает уже готовые мыслительные штампы и решения, он постоянный заложник искусственной информации. Категорический императив И. Канта в XXI в. уже не действует, за бездумным впитыванием информации человек так же бездумно использует других людей в качестве средств, но никак цели. Но если человека постоянно «вбрасывают» в информационное пространство, то его основной целью должно стать сохранение устойчивости внутреннего духовного опыта, в результате чего процессы идентичности приобретают гуманистический смысл.
Итак, индивидуальное есть неповторимость отдельного человека, взятого во всех его свойствах и отношениях. Самоидентификация выступает как специфический диалектический процесс, имеющий своей целью выявление и раскрытие позитивных возможностей социальной и биологической природы в ходе развития общества и человека.
Таким образом, индивидуальность и самоидентификация неотделимы друг от друга, так как самоидентификация личности есть выражение индивидуальности в социальной среде. Личность в обществе комфорта, выступая объектом рефлексии, постоянно связана с процессами самопрезентации, самоограничения и самореализации. Человек наделен способностью приукрашать окружающий его мир, жизнь, наделять идеальными качествами других людей, выступая при этом художником-декоратором. Имея данную способность, наше сознание направлено вовне, ограничивая тем самым себя, изменяя вектор своей направленности на поверхностное восприятие окружающих предметов, явлений, уводя акценты с самоидентификации личности на массовое сознание.
Литература
1. Краткий философский словарь. URL: http://platona.net/board/filosofskij_slovar/lichnost/1-1-0-239 (дата обращения: 29.01.2017).
2. Ильенков Э.В. Что же такое личность? URL: http://dbs-win.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
/ru/index.php?cp=document&id=170 (дата обращения: 29.01.2017).
3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. URL: http://modernlib.ru/books/mamarda shvili_merab/kak_ya_ponimayu_filosofiyu/read (дата обращения: 29.01.2017).
4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. URL: http://lektsii.org/6-44088.html (дата обращения: 29.01.2017).
5. Кувалдин В. Глобализация - светлое будущее человечества? // Человек без границ. URL: http://www.manwb.ru/articles/world_today/contempor ary/GlobalFuture_VictKuv (дата обращения: 29.01.2017).
6. Ливрага Х.А. Общество комфорта и философия риска. URL: http://www.manwb.ru/ articles/phi-losophy/filosofy_and_life/KomfRisk_JAL/ (дата обращения: 30.01.2017).
7. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван, 1987. URL: http://psylib.org.ua/books/svask01/txt04.htm (дата обращения: 30.01.2017).
8. Зайцева Т.А. Повседневность как исследовательская проблема // Вестн. Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. Вып. 2 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ povsednevnost-kak-issledovatelskaya-problema (дата обращения: 30.01.2017).
9. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. URL:http://ec-dejavu.ru/d/Daily.html (дата обращения: 29.01.2017).
10. Сепир Э. Культура подлинная и мнимая. URL: http ://www. classes.ru/grammar/145. Sepir/source /worddocuments/_30.htm (дата обращения: 29.01.2017).
References
1. Kratkii filosofskii slovar' [Brief Philosophical Dictionary]. Available at: http://platona.net/board/ filosofskij_slovar/lichnost/1-1-0-239 (accessed
29.01.2017).
2. Il'enkov E.V. Chto zhe takoe lichnost? [What is Personality?]. Available at: http://dbs-win.ruhr-uni-bo-chum.de/personalitaet/ru/index.php?cp=document &id=170 (accessed 29.01.2017).
3. Mamardashvili M. Kak ya ponimayu filosofiyu [As I Understand Philosophy]. Available at: http://modernlib.ru/books/mamardashvili_me-rab/kak_ya_ponimayu_filosofiyu/read (accessed 29.01.2017).
4. Giddens E. Uskol'zayushchii mir: kak globali-zatsiya menyaet nashu zhizn' [Vanishing World: How Globalization Changes our Life]. Moscow, 2004. Available at: http://lektsii.org/6-44088.html (accessed 29.01.2017).
5. Kuvaldin V. Globalizatsiya - svetloe budush-chee chelovechestva? [Globalization - Bright Future of Mankind?]. Chelovek bez granits. Available at: http://www.manwb.ru/articles/world_today/contempo-rary/GlobalFuture_VictKuv (accessed 29.01.2017).
6. Livraga Kh.A. Obshchestvo komforta i filoso-fiya riska [Society of Comfort and Philosophy of Risk]. Available at: http://www.manwb.ru/articles/ philoso-phy/filosofy_and_life/KomfRisk_JAL/ (accessed 30.01.2017).
7. Svas'yan K.A. Fenomenologicheskoe poznanie. Propedevtika i kritika [Phenomenological Knowledge. Propaedeutics and Criticism]. Erevan, 1987. Available at: http://psylib.org.ua/books/svask01/txt04.htm (accessed 30.01.2017).
8. Zaitseva T.A. Povsednevnost' kak issle-dovatel'skaya problema [Daily Life as a Research Problem]. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie. 2013, Iss. 2 (10). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnost-kak-is-sledovatelskaya-problema (accessed 30.01.2017).
9. Val'denfel's B. Povsednevnost' kak plavil'nyi tigl' ratsional'nosti [Daily Life as the Melting Pot of Rationality]. Available at: http://ec-dejavu.ru/d/ Daily.html (accessed 29.01.2017).
10. Sepir E. Kul'tura podlinnaya i mnimaya [Culture Real and Imaginary]. Available at: http ://www. classes.ru/grammar/145. Sepir/source/ worddocuments/_30.htm (accessed 29.01.2017).
Поступила в редакцию / Received 6 февраля 2017 г. / February 6, 2017