Научная статья на тему 'Индивидуальное бытие человека'

Индивидуальное бытие человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6494
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальность / Индивидуальное бытие человека / уникальность / неповторимость / Повседневность / фактор / общество / индивидуальный стиль

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанов М. Р.

В статье анализируется проблема индивидуального бытия человека. Дается описание понятия «индивидуальность», а также приводится доказательство содержательного отличия понятий «единичность и неповторимость» от понятия «индивидуальность». Делается предположение относительно основ формирования индивидуальности. Кратко характеризуется мир повседневной жизни человека, так как обыденная повседневность есть сфера реализации человеческой индивидуальности. Характеризуется понятие «индивидуальный стиль человека», так как он заключает в себе самоидентификацию, самореализацию, систему социального взаимодействия и свободу человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное бытие человека»

УДК 11

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА © М. Р. Хасанов

Елабужский государственный педагогический университет Россия, Республика Татарстан, 423600 г. Елабуга, ул. Казанская, 89.

Тел.: +7 (85557) 7 55 21.

E-mail: maniko84@mail.ru

В статье анализируется проблема индивидуального бытия человека. Дается описание понятия «индивидуальность» а также приводится доказательство содержательного отличия понятий «единичность и неповторимость» от понятия «индивидуальность» Делается предположение относительно основ формирования индивидуальности. Кратко характеризуется мир повседневной жизни человека, так как обыденная повседневность есть сфера реализации человеческой индивидуальности. Характеризуется понятие «индивидуальный стиль человека» так как он заключает в себе самоидентификацию, самореализацию, систему социального взаимодействия и свободу человека.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуальное бытие человека, уникальность, неповторимость, повседневность, фактор, общество, индивидуальный стиль.

Многие философы рассматривали проблему индивидуального бытия человека, описывали и пытались найти решение этой проблемы в своих трудах. Вопрос индивидуального бытия в философии до сих пор считают открытым. Актуальность данной темы безусловна потому, что современный человек как никогда подвергает сомнению существующее мироздание, постоянно пересматривая основы собственного бытия в нем. Что такое индивидуальное бытие человека, как и на основе чего оно формируется, в чем его сущность, что такое индивидуальный стиль - это центральные вопросы философии по изучению человека, они всегда были предметом самых острых философских дискуссий.

Основой индивидуального бытия человека является его индивидуальность, как совокупность неповторимого своеобразия черт, качеств и особенностей человека. Отечественный философ

Э. В. Ильенков, в своем научном труде «Что же такое индивидуальность?», писал: «Человеческая индивидуальность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникальнонеповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах...» [1, с. 388].

Отечественные философы отмечают, что термин «индивидуальность» заключает в себе единство многообразного, то есть многое в одном. Б. Г. Ананьев предполагал, что индивидуальность следует рассматривать как комбинацию всех возможных черт и свойств человека с трех позиций, как индивида, субъекта, и личности. Раскрывая понятие «индивидуальность» мыслитель писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему закрытую, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (индивида, субъекта, личности)» [2, с. 327].

Любую индивидуальность человека можно представить как нечто единичное, присутствующее в чем-то одном. Однако индивидуальность нельзя сводить только к единичности, так как единичность определяет реальную наличность индивидуальности и свидетельствует о ее фактическом существовании. Вследствие чего мы можем заметить, что здесь отсутствует качественная определенность индивидуального бытия, не связанная с его подлинным содержанием. В связи с чем, определение индивидуальности через понятие «единичность» можно считать ее формальной характеристикой. Индивидуальность также характеризуется неповторимостью, но независимая не от чего неповторимость, как и единичность, не есть подлинное содержание индивидуальности, ее сущностных свойств, а лишь является проявлением ее собственной наличности. Понятие «индивидуальность» не является равным по значению и содержанию с понятием «неповторимость», индивидуальность не появляется из простых различий индивидов. Следовательно, понятия «единичность» и «неповторимость» человека не дают нам полного содержания понятия «индивидуальность», а выделяют только внешние и частные особенности индивидуальности человека. По этому поводу Г. Гегель отмечал: «Отдельные души отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения» [3, с. 74].

Итак, индивидуальность человека проявляется во многом: в темпераменте, в характере, в привычках, в преобладающих интересах, в памяти, в мышлении, в воображении, в способностях, в стиле деятельности. Известный философ М. К. Мамарда-швили утверждал: «Индивидуальность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции... это крупная мысль природы. Самона-страиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров... По-

нимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться» [4, с. 173].

Индивидуальность в философии - это прежде всего сам человек, который взаимодействуя с обществом, приобретает социальные качества, преобразует их и использует в своих целях. В результате социальной дифференциации общества, формируются всевозможные социальные типы индивидуальности, изучением которых занимается современная социальная философия. Но индивидуальность по сути, в принципе, не типологизируема. Вероятно, сколько людей, столько и индивидуальностей. Поэтому понятие «тип индивидуальности» употребляется применительно к постоянной, действующей системе тех или иных черт и свойств человека, но не к его целостному образу, как индивидуальности.

Индивидуальность дает начало неповторимому индивидуальному бытию человека, нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они одинаково живут, работают, строят карьеру, проводят досуг, что у них одни жизненные приоритеты и одинаковые цели, что они тождественны друг другу. Каждый человек наделен только ему присущим сочетанием качеств, черт и особенностей, образующих его индивидуальность, составляющих его своеобразие и отличие от других людей. Комплекс, взятый в единстве всех качеств, свойств и особенностей человека, дает целостное представление о его индивидуальном бытии.

По-нашему мнению, индивидуальность человека формируется из двух начал. Во-первых, каждый человек в чем-то похож на всех остальных. Во-вторых, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. Формирование индивидуальности каждого конкретного человека зависит от того, как сочетаются эти начала. Как бы ни строилось это сочетание, нужно иметь в виду, что человек всегда одновременно имеет что-то общее с остальными и не похож ни на кого.

Можно предположить, что основой для формирования индивидуальности человека служат следующие факторы:

1. Фактор физиологических особенностей человека и наследственности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты, а также некоторые поведенческие качества человека. Физиология объясняет то, что поведение человека в обществе определяется сочетанием в людях общих признаков.

2. Группа факторов, влияние которых, можно рассматривать как влияние окружения человека на формирование его индивидуальности:

- формирование индивидуальности человека проходит под влиянием социально-культурного пространства. Человек приобретает и усваивает определенные духовные установки, ценности, общественные нормы поведения;

- семья, в которой воспитывается человек, оказывает большое влияние на формирование той или иной индивидуальности. Семья определенным

образом помогает ребенку усвоить поведенческие стереотипы, выработать жизненные установки, определить отношение к людям, труду, своим обязанностям;

- принадлежность человека к общественным группам, сообществам, солидарностям и организациям, помогает выработать определенную идентификацию, задающую для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также способствует развитию реакции на воздействие со стороны окружения и на устойчивые формы поведения;

- жизненный опыт человека оказывает непосредственное влияние на формирование индивидуальности. Некоторые обстоятельства, случайные события, экстремальные обстановки могут привести к кардинальному изменению индивидуальности человека.

3. Эту группу факторов составляют черты и особенности характера человека. Человек играет важную роль в собственном развитии и не является продуктом исключительно наследственности и окружения, поэтому индивидуальность формируется посредством черт и особенностей характера человека, оказывая влияние на свое собственное развитие.

Следовательно, индивидуальное бытие человека формируется посредством его индивидуальности, через внутреннюю позицию, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем.

Каждый конкретный человек фиксируется определенным количеством людей по своим и их индивидуальным данным. Индивидуальное бытие человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуального бытия человека, иногда очень существенное [5, с. 48-52, 59-62].

Человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его поступки, действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека в его бытии. Сущность индивидуального бытия заключается в том, что человеку дается возможность стать самостоятельным, сформировать относительно-своеобразную «точку бытия», основать свой мир, свое окружение, творчески проявить себя, стать субъектом общественной и личной жизни. Индивидуальное бытие есть обособленная форма жизни человека в обществе. Человек не сливается с другими, с группой, с обществом, а выступает в роли отдельного субъекта, живущего в пределах общественного целого своей индивидуальной жизнью.

Сущность индивидуальности заключается в представлении человека, взятом в целостности всех его свойств и особенностей. Человек реализует

свою индивидуальность в мире повседневности. Но что такое повседневность? В. Н. Шевченко отвечает на вопрос так: «Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное или обыденное сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств» [6, с. 159-160].

Повседневность - это «определенная временная последовательность установленных действий, которые зачастую повторяются многократно примерно в одном и том же ритме и виде» [7, с. 327].

Повседневность - «является областью реальности, в которой человек принимает участие с неизбежной и регулярной повторяемостью. Только в повседневном жизненном мире возможно конституи-рование общей среды коммуникации. Следовательно, жизненный мир повседневности есть особая реальность, свойственная лишь человеку» [8, с. 154].

Повседневность - это, прежде всего, реальные действия общества, которые являются основанием фундамента жизни человека. Повседневность способствует жизненному взаимодействию человека с реальной действительностью и отражает это взаимодействие во внутреннем мире людей, в их настроении, в их поведении, в отношении друг к другу. Повседневность - это индивидуальное качество человеческой жизни, она присуща каждому человеку без исключения. Каждый человек «погружен» в свою повседневность, нет людей, живущих вне ее сферы.

Трактовка реализации индивидуальности человека в повседневности бытия базируется на накопленном индивидуальном опыте и усвоении опыта других людей. Благодаря этому происходит типизация и упорядочивание нового опыта. Опыт формируется и накапливается с помощью внимания, которое человек уделяет ситуации. Встречаясь с аналогичной ситуацией, человек активизирует память и старается решить проблему исходя из накопленных обобщений, тем самым образуя смысловые связи. Если обобщение получает дальнейшее использование, оно становится типизацией. Типизация - это не абстрактное обобщение, ее суть в том, чтобы раскрыть актуальную значимость положения дел исходя из массы значений и оценок. Основной формой отражения типизации опыта является язык. Он объективирует большинство типизаций человеческого опыта. Привычки как результаты повторения типизации для решения проблем образуют естественную установку. Если данный опыт начинает давать сбои, то естественная установка подвергается модификации. Мы интерпретируем мир так, каким мы его знаем. Эти интерпретации являются не просто теоретическими, они всегда имеют характер инструкций к действию: если положение дел таково, то я поступаю так-то. Благодаря своей применимости эти интерпретации становятся рецептами действий.

Повседневность, таким образом, выступает в виде сложной системы, в которую входит усвоенная письменная часть и устная речь языка повседневного общения, пирамида ценностей, признанные нормой моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев. Все разнообразие взглядов, мнений и точек зрения человек получает из мира повседневного быта, это происходит не сознательно, а как бы само собой.

Схема взаимодействия различных индивидуальностей в повседневном поведении людей диктует правила, по которым действует общество. «Эти правила не являются предрассудками или заблуждениями, подлежащими критике и устранению. Такое легкомысленное к ним отношение чревато опасными последствиями вообще, ибо от них не так-то легко избавиться» [8, с. 154]. Повседневность всесторонне объединяет в себе полноту человеческого бытия.

Развитие индивидуального бытия человека происходит в общем изучении конкретным человеком информации о себе и том, что его окружает, за счет индивидуального стиля. Индивидуальный стиль позволяет человеку раскрыться в полной мере и реализовать себя в социомикромире и социомакромире. Индивидуальный стиль человека есть то самое, что определенным образом дает эмоциональную и мотивационную окраску действиям человека.

Рассмотрим следующие составляющие стиля индивидуальности и его взаимодействие с социомикромиром и социомакромиром.

1. Самореализация человека. Каждый задумывается над смыслом жизни, но реализовать себя в большом мире, в макросоциуме удается не каждому, зато самореализация на уровне повседневности, в микросоциуме удается и необходима всем. Степень самореализации - это степень воплощенности индивидуальных идей, способностей и качеств человека во внешнем мире. Самореализация человека на уровне повседневности очень важна, так как компенсирует неудачу реализации человека в большом мире и играет существенную роль в удовлетворении человека в своем микромире. Безусловно, что чем выше степень удовлетворенности жизнью, тем прочнее закрепляется стиль индивидуальности. Таким образом, удовлетворенность жизнью является показателем самореализации человека как в социомикромире, так и в социомакромире, а также причиной и условием эффективного социального взаимодействия человека и мира.

2. Позитивно-ценностная самоидентификация человека. Г. Гегель писал, что человек имеет право на то, чтобы его жизнедеятельность удовлетворяла его. В. С. Барулин предлагает ввести право на то, чтобы человек сам себе нравился, чтобы он сам о себе имел позитивно-оценочное суждение. Как и в какой мере человек самоидентифицируется в социомикромире, так и в такой мере у него формируется определенное отношение к самому себе.

От того, в какой степени проходит самоидентификация человека и, как следствие, самоотношение, зависит качество и мера проявления того стиля индивидуальности, который человек проявляет, а также то, как человек основывает систему социального взаимодействия с социомикромиром и как человек относится к другим людям [9, с. 304].

3. Свобода человека. Свобода жизненно необходима человеку для его самореализации в социомикромире и социомакромире. Система социального взаимодействия человека с миром оказывает на него давление, диктуя несколько сценариев выбора. Тем самым сама вариативность выбора есть свобода от безальтер-нативности, а степень свободы человека обусловлена широтой реальных возможностей выбора.

4. Система социального взаимодействия. Эта система предполагает определенные социальные нормы и ценности, позволяет определить и выбрать то, что человек считает нужным для себя. Про одни социальные нормы и ценности человек может сказать «Это мое, я их понимаю, внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать». Эти нормы и ценности социального взаимодействия входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся одной из составляющих его индивидуального бытия. Про другие социальные нормы и ценности человек может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но не принимает их и внутренне не разделяет. В систему социального взаимодействия человек включается с рождения, подчиняется, соглашается, ломает и выстраивает ее по своему характеру и согласно своим представлениям о мире. От сложившейся системы взаимодействия человека с социомикромиром и социомакромиром зависит возможность его самореализации, в том числе и его стиля индивидуальности. Чем ярче индивидуальность человека, тем очевиднее выражение его стиля индивидуальности, а значит, в полной мере может проявиться его индивидуальное бытие.

Таким образом, каждый человек представляет собой индивидуальность и отличается от других людей. Своеобразная система унаследованных и приобретенных признаков, свойственных исключительно конкретному человеку, формирует его индивидуальное бытие, неповторимое по форме и свойствам выражения. Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Каждое отдельное свойство в своем проявлении в зависи-

мости от тех или иных условий является индивидуально-своеобразным, неповторимым. Неповторимость человека - основное свойство индивидуальности. Сама же индивидуальность не сводится к понятию неповторимость единичного конкретного индивида, а, взятая как целостная система, представляет собой особую форму, форму индивидуального бытия человека в окружающем его мире. Мир повседневного бытия человека - это реальный жизненный мир, мир выражений человеческих индивидуальностей, мир творений и борьбы, мир переживаний, мыслей, страстей, человеческих отношений, мир согласий и конфликтов, мир красоты и уродства.

В индивидуальном бытии образ человека представлен не в некоей абстрагированной схематизации, абстрактной односторонности, а как живая, динамичная, отличная от множества, проявляющая, самоидентифицирующая и самореали-зующая себя в окружающем мире, многосложная индивидуальность, действующая, мыслящая, радующаяся и огорчающаяся, живущая всей полнотой и конкретностью человеческого бытия. Индивидуальное бытие человека представляет собой неограниченный, свободный выбор жизненного сценария, возможность его построения и реконструкции, своеобразную трансляцию и проявление индивидуального собственного стиля жизни в социальном взаимодействии человека с миром. Индивидуальное бытие человека - есть авторство личной жизни, как собственного бытия в сфере действующих социальных практик, которые формируют фундамент социальной жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 463 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339 с.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа. М., 1977. 471 с.

4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 415 с.

5. Колесников В. Н. Лекции по индивидуальности. М.: 2000. 224 с.

6. Зотов В. Д., Шевченко В. Н., Делока К. Х. // Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. 208 с.

7. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002. 455 с.

8. Марков Б. В. Культура повседневности. М.: Питер, 2008. 352 с.

9. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М.: Академический Проект, 2007. 600 с.

Поступила в редакцию 27.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.