• формировать адекватное родительское отношение к заболеванию и на социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррек-ционный и образовательный процесс;
• развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Считается, что психологическое сопровождение должно содержать в себе:
1. удовлетворение базовых первичных потребностей ребенка-инвалида;
2. обеспечение социальной и психологической безопасности;
3. оперативная помощь в решении личностных проблем;
4. формирование готовности как субъекта собственной деятельности.
Система психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов предусматривает не только индивидуальное, но и системное сопровождение образовательного процесса. Таким образом, проведенный анализ литературы показал:
1. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей группы риска и их семей в настоящее время весьма актуальна, в силу того, что с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается.
2. В специальной психолого-педагогической литературе рассмотрены основные принципы, формы, этапы работы с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями.
3. Подчеркивается необходимость создания комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, удовлетворяющей базовые первичные потребности ребенка-инвалида.
4. Возрастает потребность в становлении и развитии системы инклюзивного образования в нашей стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский,Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 136 с.
2. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т», каф. спец. педагогики и психологии. - Пермь, 2015.
3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб: Речь, 2008. - 236 с.
4. Мизина, О.А. Теоретические аспекты психологического сопровождения детей-инвалидов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. Вып. № 1 (30).
5. Алехина, С.В., Кутепова, Е.Н. и др.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия «Инклюзивное образование». М., - 2012. - 256 с.
6. Ткачева, В.В., Архипова, Е.Ф. Бутко, Г.А.и др. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Академия, 2014. — 272 с.
7. Бакаева, Г.М. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Педагогический портал «О детстве»/ Для педагогов/ Раздел «Детский сад»/Рубрика «Методическая работа в ДОУ».
8. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. (Специальная психология.). М.: Национальный книжный центр, 2014. — 152 с.
9. Мишина, Е.А., Семенова, Л.М. Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014. № 4 (60). -С.293-295
10. Ткачёва, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
11. Трошин, Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Пг, 1915. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjoumals.ru/kip/2008/n3/Druzhilovskaya.shtml [Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики -Культурно-историческая психология - 2008. -№ 3].
Е.А. Попеня
ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПАХ
Аннотация. Агрессивность, насилие и конфликтность в современном обществе все больше набирают силу и являются наиболее серьезными проблемами. Мир стал крайне опасен во многих отношениях. В данной работе рассматривается проблема этнических стереотипов, так как изучение их специфики может помочь минимализации национальной конфликтности и нетерпимости.
Ключевые слова: агрессия, этнические стереотипы, межэтнические конфликты.
E.A. Popenia
THE MANIFESTATION OF AGGRESSION IN ETHNIC STEREOTYPES
Abstract. Aggressiveness, violence and conflict in modern society are increasingly gaining strength and are the most serious problems. The world has become extremely dangerous in many ways. In this paper, the problem of ethnic stereotypes, as the study of their specificity may help minimize the national conflict and intolerance.
Key words: aggression, ethnic stereotypes, Inter-ethnic relations.
Агрессия, насилие и конфликтность относятся к числу наиболее распространенных проблем нашего общества. Опасность в мире во многих отношениях возрастает. Как известно, первое место в ряду дестабилизирующих факторов занимает эскалация агрессии.
Было замечено, что этническая агрессивность имеет практически одинаковые проявления у разных народов и на разных исторических этапах.
Исследование этнических стереотипов агрессивной направленности является одной из важных, относительно новой и актуальной проблемой современной психологии, которая представляет большой научный интерес. На сегодняшний день перед психологией стоит одна из важных задач - раскрыть основную суть этнических стереотипов и функций, а также механизмов их формирования, понять роль, которую они играют в межэтнических взаимодействиях. Изучение данной проблематики затрагивает сразу две психологические области: психологию агрессии и этническую психологию. Как известно, современная психология и междисциплинарные области уже достигли значительных достижений в указанных сферах: в области межэтнических взаимоотношений, конфликтов, агрессии, толерантности, установок, этнической идентичности и самосознания.
Как правило, этнические стереотипы трактуются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и очень устойчивые образы различных этнических групп. Этнические стереотипы включают в себя представления о моральных, умственных, физических качествах типичных представителей определенного этноса. В стереотипах не учитываются индивидуальные особенности отдельного представителя этноса, а типичное мнение распространяется на всех членов соответствующей группы. Именно по этой причине стереотипы никогда не могут соответствовать полной истине. При оценивании какой-либо этнической группы люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, определенные черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этнос в целом. При помощи использования стереотипов происходит упрощенное распознавание окружающего мира. Как утверждают специалисты, полный отказ от использования стереотипов невозможен, так как в этом случае жизнь человека окажется перегру-женнной новой информацией, которую надо будет все время анализировать и обрабатывать. А это, в свою очередь, потребует дополнительных энергозатрат организма и постоянного напряжения внимания. По этой причине в каждодневной практике люди на бессознательном уровне ориентируются на существующие стереотипы. Исходя из этого, можно предположить, что, по всей вероятности, этнические стереотипы могут существовать до тех пор, пока существует этнос.
В современной научной психологической мысли представлены самые разные определения в понимании явления агрессии. И даже при всей их разнице они создают относительно целостную систему научных взглядов на происхождение, закономерности и функционирование агрессии. Выделяется три основных подхода к интерпретации этого сложного явления в психологии: 1) врожденный характер агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.)[10], [11],[12]; 2) агрессия как ответная реакция на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.) [3]; 3) агрессивное поведение является результатом социального научения (А. Бандура и др.) [2].
Общим в данных подходах является четкое разграничение агрессивного поведения и целенаправленного, самоуверенного. Последнее не обязательно является деструктивным и направленным на нанесение вреда или боли. Исследователь Л. Берковиц описывает агрессию как «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [3, с. 24].
Похожее мнение находим у Д. Майерса, определяющего агрессию как «физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [7, с. 485].
Следует отметить, что подобное понимание агрессии не относится к тем случаям, когда нанесение вреда человеку идет непреднамеренно и случайно. Подобное понимание агрессии включает в себя две разновидности: враждебную и инструментальную. Как отмечают Л. Берковиц, Д. Майерс, источник враждебной агрессии - злость, которая направлена на одну только цель - навредить. Нанесение вреда при инструментальной агрессии не является самоцелью. В этом случае агрессия служит средством для достижения определенной цели. В классификации Д. Майерса эти
виды агрессии называются«горячей» и «холодной». Л. Берковиц также подразделяет агрессию по критерию цели на два основных подвида, но считает, что враждебная агрессия должна быть названа «эмоциональной», «аффективной» или «гневной», так как эта агрессия вызывается негативным эмоциональным возбуждением, при котором, по мнению Л. Берковица, агрессор стремится причинить ущерб другому лицу [3, с. 33]. Л. Берковиц подчеркивает, что использование терми-на«эмоциональная агрессия» необходимо для того, чтобы подчеркнуть различие между этим поведением и более «инструментально ориентированными агрессивными действиями» [3, с. 33].
Подобного мнения в рассмотрении агрессии придерживается психолог Э. Аронсон. В понимании данного автора, агрессия-это «поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку» [1, с. 258]. Ученый также выделяет два вида агрессивности. В первом агрессия понимается как самоцель и называется «враждебной». Во втором виде агрессия служит иной цели и носит название«инструментальной».
Исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон, которые тоже занимались изучением агрессии, пришли к выводу, что «враждебная» агрессия обязательно должна быть направлена на причинение страданий жертве, а «инструментальная» агрессия - это способ достижения какой-либо цели, как и у предыдущих авторов [4, с. 133].
Отдельно стоит точка зрения А. Бандуры, который считает, что инструментальная и враждебная формы агрессии направлены на решение конкретных задач (хотя и разнятся в целях), а поэтому они обе, в сущности, являются «инструментальными» [2, с. 19].
Эксперименты по изучению агрессии позволили выделить критерии агрессивного поведения. Исследователи Т. Фергусон, А. Маменди считают, что «намерение причинить вред, нанесенный вред и нарушение нормы относятся к основным критериям агрессивности [8, с. 443]. Это является свидетельством того, что авторы особую значимость придают социально-нормативному контексту. Исходя из этой точки зрения, поведение, которое относится к асоциальному, с большой вероятностью можно оценивать как агрессивное, а поступки, не нарушающие общепринятые нормы, агрессивными не считаются. Важным в данном подходе является субъективная оценка агрессивного поведения, которая определяется социальными нормами.
Следовательно, одно и то же поведение может оцениваться как агрессивное или не являться таковым в зависимости от нормативных позиций относительно определенного акта агрессии. При таких условиях оценка одного и того же акта агрессии будет различной в зависимости от позиции агрессора, жертвы и наблюдателя.
Исследователи Р. Бэрона и Д. Ричардсона сформулировали свое определение термина агрессии: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [4, с. 26]. При подобном понимании агрессия рассматривается как модель поведения, а не как эмоция, установка или мотив. По мнению этих авторов, отрицательные эмоции вместе с установками и мотивами соединяются в единую модель поведения, целью которой является причинения вреда. Причем Р. Бэрон и Д. Ричардсон подчеркивают, что наличие негативных эмоций, мотивов и установок не являются необходимым условием для агрессивных действий, хотя они играют важную роль в агрессивном поведении. Отметим, что эти исследователи под агрессивным понимают только поведение живых существ. При нанесении вреда неодушевленным объектам такого рода поведение оценивается не как агрессивное, а как экспрессивное, эмоциональное [4].
Еще один известный исследователь агрессии - А. Басе - предлагает классифицировать агрессию по следующим критериям: а) физическая - вербальная; б) активная - пассивная; в) прямая-косвенная. На основе сопоставления указанных критериев у автора вышло восемь комбинированных категорий, которые почти полностью охватывают большинство возможных проявлений агрессивного поведения. В данном подходе подлежала классификации описательная сторона агрессивного поведения.
Несколько иной взгляд данного психологического феномена предложен в концепции У. Мак-Дугалла, опирающейся на причинную интерпретацию агрессии и агрессивности. В начале XX века в своей работе «Введение в социальную психологию» исследователь отмечал: «Целый спектр поведения человека, включая враждебное и агрессивное, находится под контролем 18 различных инстинктов» [9, с. 423]. Данное объяснение агрессивного поведения исходит только из принципа инстинктивной детерминации.
Проявление агрессии в настоящее время можно наблюдать во всех жизненных сферах: бытовой, политической, экономической, информационной, религиозной, этнической. Чувство незащищенности человека увеличивается по мере нарастания враждебности мира вокруг нас. Страх, возникающий на основе этого негативизма, и порождает повышенную агрессивность, а вместе с ней и стремление защищаться. Результатом жесткой конкурентной борьбы являются конфликты. Как известно, одной из самых распространенных форм человеческой агрессивности является этническая агрессивность, объектами которой выступают представители другого этноса.
Исследование этнических стереотипов является важной, сравнительно новой и актуальной проблемой современной психологии, представляющей большой научный интерес. Сегодня стоит задача раскрыть сущность этнических стереотипов, функций, механизмов их формирования, понять роль, которую играют они в межэтнических взаимодействиях. В настоящее время в центре внимания психологов, социологов, этнологов оказалась проблема стереотипности в этносе, так как знание ее сущности может помочь объяснить возникновение и развитие национальной нетерпимости и конфликтов.
У каждой этнической группы есть определенные стереотипизированные представления об особенностях как собственного (автостереотипы), так и других (гетеростереотипы) этносов. Этнические стереотипы представляют собой атрибутивные установочные образования, которые могут иметь в ценностно-нормативном отношении и положительное, и отрицательное содержание. Иначе говоря, модальность. Как утверждают исследователи, модальность стереотипов (особенно гете-ростереотипов) в каждом конкретном случае зависит от характера межэтнического взаимодействия, которое может иметь результатом партнерство, соперничество, конфликт. Таким образом, этнические стереотипы - это упрощенные установочные представления о различных этнических группах, о характерных сторонах их психического склада и культуры в целом. Несомненно, стереотипы являются частью культуры каждого этноса и их изучение поможет понять особенности их психической жизни.
Центром нашего внимания являются этнические стереотипы, которые имеют отрицательные когнитивные и эмоциональные компоненты. При враждебном взаимоотношении между этносами создаются психологические предпосылки для поведенческого проявления взаимной агрессии. Объяснение появления взаимной межэтнической агрессивности лежит, по-видимому, на внутрипсихическом уровне этноса, где проходит своеобразный путь их развития. Как показывают на наблюдения, актам межэтнической агрессивности предшествует формирование взаимных агрессивных стереотипов. Это вполне можно считать начальным, хотя и скрытым, этапом межэтнической конфликтности.
По утверждению специалистов, в межэтнических столкновениях происходит актуализация агрессивной установки, которая уже была сформирована и частично вербализована в стереотипах отрицательной направленности. Это может свидетельствовать о том, что агрессивные этнические стереотипы содержат в себе психологические условия, способствующие облегчению агрессивных действий против враждебного этноса, дискредитация которого уже осуществилась в ментальном плане через стереотипизацию образа.
Этнические стереотипы, существующие в сознании противоборствующих сторон, могут определять их отношение друг к другу, выражающееся в конкретных действиях. Известно, что часто в ситуации политического конфликта этнические стереотипы используются элитой как инструмент идеологической борьбы для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Лидеры конфликтующих сторон, используя, как правило, средства массовой информации, подчеркнуто опираются на «выгодные» в конкретной ситуации стереотипы, а также пытаются создавать новые.
В связи с этим в обществе назрела потребность поиска механизмов сохранения позитивных этнических стереотипов и устранения этнических стереотипов с негативной направленностью. Как показывает практика, межэтническая конфликтность коренится в незнании характера этнических стереотипов, в недостаточном понимании особенностей их формирования. Информированность в специфике этнических стереотипов и их изменениях, на наш взгляд, позволит сделать прогноз реальной социальной ситуации, окажет помощь в своевременном реагировании на уже существующие противоречия и окажет содействие в поиске оптимальных путей урегулирования конфликтности межэтнического плана.
Изучение этнических стереотипов, помимо чисто научного интереса, представляет большой интерес с позиции проблем жизни общества и межнационального взаимодействия. В современном мире, несмотря на наличие определенного уровня межнациональной толерантности, постоянно возникают этнические конфликты и столкновения. Общеизвестно, что многие акты террористической направленности имеют в своей основе этническую неприязнь. По этой причине необходимым, по нашему мнению, является исследование межэтнических стереотипов негативной направленности.
Для минимализации этнической нетерпимости необходимо общими усилиями способствовать формированию над групповой идентичности, основанием которой должно быть только мирное сотрудничество представителей разных народов и общностей и общечеловеческие ценности.
Организация предупреждения нарастания агрессивности в обществе должна начинаться с профилактических мер. Помимо общеизвестных мер, интерес представляет точка зрения исследователя О.А. Липовой, которая считает, что этими мерами может служить развитие критического
мышления у отдельно взятых граждан еще в период обучения [5]. Развитое критическое мышление может снизить риск попадания под влияние негативных общественных настроений и установок^].
Объединение подобных подходов, на наш взгляд, будет способствовать гармонизации межэтнических отношений и снижению уровня напряженности общества, связанного с этническим фактором.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аронсон, Э. Общественное животное: введение в социальнуюпсихологию. М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб.: Питер,2001. 320 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль.Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 501 с.
4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. - 352 с.
5. Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. Спец. вып. № 1. - С. 142-145.
6. Липовая, О.А, Корниенко А.А. Особенности проявления и профилактика терроризма. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 1. Т.5. 2016. - С. 111-114.
7. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2011. - 793 с.
8. Маменди, А. Агрессивное поведение. Перспективы социальной психологии. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 688 с.
9. Мак-Дугалл,У. Введение в социальную психологию СПб 1989.- 372 с.
10. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. - 192 с.
11. Фромм, Э. Здоровое общество. М.: АСТ: Астрель, 2011. - 446 с.
12. Фромм, Э. Человек для себя. М.: Астрель, 2012. - 314 с.
А.Н. Рубенко
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В данной статье рассмотрены различные подходы к интерпретации понятия «информационно-образовательная среда».
Ключевые слова: Информационно-образовательная среда, функции ИОС, программно-технический подход, социально-педагогический подход.
A.N. Rubenko
INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH
Abstract. In this article were considered different approaches to the interpretation of such concepts as "information-educational environment".
Key words: information-educational environment, functions, program and technical approach, social and pedagogical approach.
Современный этап развития и стремительная информатизация общества обусловили острую необходимость в создании актуальной модели системы образования на основе информационных технологий. Ее разработка и реализация вызвана переходом системы общего образования Российской Федерации к новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.
Одним из важнейших приоритетов модернизации и информатизации российского образования выступает создание информационно-образовательной среды (ИОС). Такая среда становится неотъемлемым условием достижения нового качества образования, при котором обучающийся получит возможность в полном объеме развить способности и раскрыть свой творческий потенциал вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и социальных условий жизни. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ИОС выступает и как средство его реализации, и как важнейшее информационно-методическое условие реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования [17].
На протяжении уже длительного периода понятие информационно-образовательной среды вызывает интерес со стороны исследователей. Этот вопрос рассматривают Башмаков М.И., Беляев Г.Ю., Григорьев С.Г., Ильченко О.А., Кузнецов А.А., Панюкова С.В., Поздняков С.Н., Полат Е.С., Роберт И.В., Тряпицына А.П. и др. [2; 3; 19]. При этом однозначное трактование понятия долгое время отсутствовало, поскольку существовали разные подходы к пониманию как сущности, так и структуры среды.